Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЯЗЫКА'

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЭТНОС / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ БАЗА / СТРАТЕГИИ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ / STATE / ETHNOS / MULTINATIONAL PEOPLE / STATE LANGUAGE / NATIONAL LANGUAGES / STATE POLICY / LEGAL FRAMEWORK / LANGUAGE POLICY STRATEGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдуллаев М.Н.

В статье рассматриваются некоторые аспекты разработки, правового обеспечения и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере языка. Автор рассуждает о современных проблемах в сфере языка с точки зрения исторической преемственности и цивилизационных особенностей развития российской государственности. В статье делаются следующие выводы и обобщения. Язык - как этнокультурный феномен играет значимую роль в человеческой истории, в развитии этносов, государств, систем традиционного права и сохраняет своё значение и в современном мире. В результате естественно-исторического процесса эволюции Российской многонациональной государственности русский язык стал общенациональным достоянием всех россиян, лингвистическим каркасом русско-евразийского цивилизационного пространства. Языки народов Дагестана, так же как и других народов страны, являются важнейшим и бесценным компонентом культурного наследия исторической России, позволяющим проследить живую связь времен, преемственное развитие его многонациональной государственности в различные эпохи и периоды. Принятие Закона Республики Дагестан о языках, отвечая на новые вызовы, может обеспечить необходимые правовые условия для сбережения и сохранения древних языков народов региона. Анализ нормативной правовой базы государственной языковой политики России показывает, что в ее основу положена идея уникальности, самодостаточности и автономности всех языков при одновременном их равенстве. Очевидно, что универсальной стратегии языковой политики в мире не существует. Однако опыт России в этой связи имеет общечеловеческое значение, так как он основан на фундаментальных ценностях и направлен на противостояние проявлениям национализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF LANGUAGE

The article deals with some aspects of the problem of the development, legal support and implementation of the State policy of the Russian Federation in the field of language. The author considers the about modern problems in the field of language from the point of view of historical continuity and civilizational peculiarities of the development of Russian statehood. The article makes the following conclusions and generalizations. Language - as an ethnocultural phenomenon plays a significant role in human history, in the development of ethnos, states, systems of traditional law and retains its importance in the modern world. As a result of the natural history process of the evolution of Russian multinational statehood, the Russian language has become the national heritage of all Russians, the linguistic framework of the Russian-Eurasian civilization space. The languages of the peoples of Dagestan, as well as other peoples of the country, are the most important and invaluable component of the cultural heritage of historical Russia, allowing to trace the living connection of times, the continuous development of its multinational statehood in various epochs and periods. The adoption of the Law of the Republic of Dagestan on Languages, responding to new challenges, can provide the necessary legal conditions for saving and preserving ancient languages of the peoples of the region. The analysis of the legal framework of the state language policy of Russia shows that it is based on the idea of uniqueness, self-sufficiency and autonomy of all languages, while at the same time ensuring their equality. It is obvious, there is no universal language policy strategy in the world. However, Russia 's experience in this regard is of universal human importance, as it is based on fundamental values and aims to resest manifestations of nationalism.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЯЗЫКА»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 340

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ

ЯЗЫКА

Абдуллаев М.Н., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, mnabdullaev@mail.ru

В статье рассматриваются некоторые аспекты разработки, правового обеспечения и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере языка. Автор рассуждает о современных проблемах в сфере языка с точки зрения исторической преемственности и цивилизационных особенностей развития российской государственности.

В статье делаются следующие выводы и обобщения. Язык - как этнокультурный феномен играет значимую роль в человеческой истории, в развитии этносов, государств, систем традиционного права и сохраняет своё значение и в современном мире.

В результате естественно-исторического процесса эволюции Российской многонациональной государственности русский язык стал общенациональным достоянием всех россиян, лингвистическим каркасом русско-евразийского цивилизационного пространства.

Языки народов Дагестана, так же как и других народов страны, являются важнейшим и бесценным компонентом культурного наследия исторической России, позволяющим проследить живую связь времен, преемственное развитие его многонациональной государственности в различные эпохи и периоды. Принятие Закона Республики Дагестан о языках, отвечая на новые вызовы, может обеспечить необходимые правовые условия для сбережения и сохранения древних языков народов региона.

Анализ нормативной правовой базы государственной языковой политики России показывает, что в ее основу положена идея уникальности, самодостаточности и автономности всех языков при одновременном их равенстве. Очевидно, что универсальной стратегии языковой политики в мире не существует. Однако опыт России в этой связи имеет общечеловеческое значение, так как он основан на фундаментальных ценностях и направлен на противостояние проявлениям национализма.

Ключевые слова: государство, этнос, многонациональный народ, государственный язык, национальные языки, государственная политика, нормативно правовая база, стратегии языковой политики.

DOI: 10.21779/2224-0241-2019-32-4-9-13

ИБС 340

TO THE ISSUE OF STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF

LANGUAGE

Abdullayev M.N., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, mnabdullaev@mail.ru

The article deals with some aspects of the problem of the development, legal support and implementation of the State policy of the Russian Federation in the field of language. The author considers the about modern problems in the field of language from the point of view of historical continuity and civilizational peculiarities of the development of Russian statehood.

The article makes the following conclusions and generalizations. Language - as an ethnocultural phenomenon plays a significant role in human history, in the development of ethnos, states, systems of traditional law and retains its importance in the modern world.

As a result of the natural history process of the evolution of Russian multinational statehood, the Russian language has become the national heritage of all Russians, the linguistic framework of the Russian-Eurasian civilization space.

The languages of the peoples of Dagestan, as well as other peoples of the country, are the most important and invaluable component of the cultural heritage of historical Russia, allowing to trace the living connection of times, the continuous development of its multinational statehood in various epochs and periods. The adoption of

the Law of the Republic of Dagestan on Languages, responding to new challenges, can provide the necessary legal conditions for saving and preserving ancient languages of the peoples of the region.

The analysis of the legal framework of the state language policy of Russia shows that it is based on the idea of uniqueness, self-sufficiency and autonomy of all languages, while at the same time ensuring their equality. It is obvious, there is no universal language policy strategy in the world. However, Russia 's experience in this regard is of universal human importance, as it is based on fundamental values and aims to resest manifestations of nationalism.

Key words: state, ethnos, multinational people, state language, national languages, state policy, legal framework, language policy strategies.

DOI: 10.21779/2224-0241-2019-32-4-9-13

Языки России составляют почти 2 % от всего языкового многообразия и половину всех языков Европы [1]. Согласно данным ЮНЕСКО на территории Российской Федерации существует около 150 языков, причем в неустойчивом положении находятся примерно 135 языков стран UNESCO "Atlas of the World's Languages in Danger" .

Общий язык - как матрица этнической культуры и как ключевой фактор консолидации общества - играет важную роль в процессе возникновения, становления и развития государства. Все государства мира возникали как национальные. Главной движущей силой государствогенеза выступает этнически родственное, говорящее на общепонятном языке и потому консолидированное ядро социума. Древнерусское государство в 1Х веке создавалось хорошо организованными восточнославянскими племенами. По мере расширения и укрепления Российского государства русский язык приобрел официальный государственный, то есть наднациональный статус - на большей части Евразийского цивилизационного пространства, исторически населенной представителями разных рас, этносов и конфессий, он становился ключевым инструментом межнационального общения.

«Государственный язык является одним из основных признаков конституционно-правового статуса государства, поскольку неразрывно связан с ним и является уникальной формой его функционирования» [2, с. 23]. Государственный язык, по сути, есть язык государства, на котором оно «общается» как со своими народами и многонациональным народом в целом, так и со всем внешним миром. В научной литературе часто отмечается важность единства экономического пространства и правового поля для обеспечения целостности государства. Мы считаем, что единство языкового пространства также является важным условием консолидации общества, формирования общенациональной идентичности и укрепления государственности в целом.

В результате естественно-исторического процесса эволюции российской многонациональ-

* URL: http://www.unesco.org/ languages-atlas/ (дата обращения: 25.10.2019).

ной государственности русский язык стал общим достоянием всех россиян и даже части населения постсоветского пространства. В этой связи трудно переоценить значимость русского языка, которая составляет лингвистический каркас многонационального и поликонфессионального Российского государства. «Национальное самосознание и характер каждого российского этноса формировались на протяжении веков, взаимодействуя с русским национальным характером и мировидением. Именно на этом и строится языковая политика России» [3, с. 24].

Исторически сложившиеся полиэтничность социума и федеративная форма Российского государства сегодня актуализируют решение важной задачи - «во что бы то ни стало сохранить свой родной язык и, соответственно, свою «малую» этнокультурную идентичность, а с другой стороны, влиться в общий поток существующих реалий и быть полноправным и полноценным участником широкой коммуникации в рамках, как своего многонационального государства, так и мирового сообщества» [4].

Особое значение русский язык приобретает в поликультурных регионах, выступая средством межнационального общения, сближения и консолидации в формате общегражданского социума. Конфликты возникают там, где нет понимания, выступая средством межнационального общения, русский язык позволяет лучше узнать друг друга, проникнуться общностью исторической судьбы, культуры. Лучше узнавая друг друга, этносы Кавказа и всей России приходят к осознанию важности и ценности сохранения исторически сложившегося единства народов России.

«На сегодняшний день языковая политика Российской Федерации находится в поле напряженности между международной, федеральной и региональной языковой политикой. Решение языковых вопросов в некоторых регионах РФ протекает довольно остро, что связано с существующими проблемами в реализации договоренностей и правовых взаимоотношений федерального и регионального уровней» [5, с. 551]. Вызывает вопросы и позиция многих политиков, которые «языковую политику рассматривают лишь как законодательную возможность регламентирования употребле-

ния языков, не обращая внимания на то, что языковое законодательство должно учитывать реально сложившуюся языковую ситуацию в обществе» [6].

Языковая политика Российской Федерации строится на таких важнейших источниках права, как Конституция РФ (ст. 68) [7], Федеральный закон от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке РФ» [8], Закон РФ от 25.10.1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» [9]. Так, особое внимание уделяется тому, что «обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации» [8, п.7 ст.1].

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации» «Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения» [9]. В этом Законе также указываются и непосредственно гарантии зашиты языков. Так, в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона «юридическая защита языков предполагает обеспечение ответственности юридических и физических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о языках народов Российской Федерации» [9, ст. 4].

Важными источниками этой сферы в Республике Дагестан как субъекте РФ являются: Конституция РФ, Конституция РД (ст. 11) [10], Закон РД от 16.06.2014 года № 48 «Об образовании в РД». В статье 68 Конституции Российской Федерации говорится: «Государственным языком РФ на всей её территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. РФ гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития» [7].

Конституция Республики Дагестан (ст. 11) гласит: «государственными языками в РД являются русский язык и языки народов Дагестана. В Республике Дагестан гарантируется всем народам, проживающим на её территории, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития» [10].

Языки народов Дагестана, так же как и других народов страны, являются важнейшим и бесценным компонентом культурного наследия исторической России, позволяющим проследить живую связь времен, преемственное развитие его многонациональной государственности в различные эпохи и периоды.

«Необходимой гарантией успешного формирования российской гражданской идентичности является государственная защита родных языков народов России и возвращение им значимых общественных функций» [11]. В этой связи актуализируется принятие закона о языках народов Респуб-

лики Дагестан. Данный вопрос давно обсуждается общественностью, но эта инициатива так и не была реализована. Сейчас же, после принятия Государственной Думой РФ поправок от 3 августа 2018 г. № 317-Ф3 к Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» [12], данный вопрос приобретает большую актуальность.

Здесь представляется обоснованной постановка вопроса о соответствии нововведенных в Федеральный закон изменений Указу Президента России от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [13], который предполагает сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности. В частности, в пункте 5 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в качестве приоритетов государственной национальной политики Российской Федерации указывается сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения [13, п. 5]. Особо отмечается роль языкового многообразия как одного из факторов укрепления российской государственности и дальнейшего развития межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации [13, п. 12].

В качестве гарантии защиты указывается, что этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации защищено государством [13, п. 10]. Представляется обоснованным утверждение, что «языки народов России» могут быть отнесены к категории объектов национальной культуры и истории. Это позволит более полно раскрыть социально-правовой статус этого понятия» [14].

Принятие Закона Республики Дагестан о языках, отвечая на новые вызовы, может обеспечить необходимые правовые условия для сбережения и сохранения древних языков народов региона. Ведь миноритарные языки всегда находятся под угрозой забвения, а вместе с утратой языка постепенно утрачивается и целый культурный пласт, национальная идентичность народа, его связь со своей историей и, соответственно, с республикой и государством в целом.

Мы считаем, что существующие конституционные положения гарантируют проведение демократичной языковой политики на всей территории многонационального Российского государства с учётом всех его цивилизационных особенностей. Анализ нормативной правовой базы государственной языковой политики России показывает, что в ее основу положена идея уникальности, самодостаточности и автономности всех языков при одновременном их равенстве. Очевидно, что универ-

сальной стратегии языковой политики в мире не существует. Однако опыт России в этой связи имеет общечеловеческое значение, так как он основан на фундаментальных ценностях и направлен на противостояние проявлениям национализма.

«Языковая политика в многоязычном обществе должна быть направлена на сознательное регулирование употребления языков. И политика должна быть не просто языковой, а национально-языковой. При этом важно не упускать из виду, что языковая политика, проводимая в многонациональном обществе, имеет отношение к таким ключевым

проблемам, как права и свобода личности, права этнических меньшинств и т.п.» [6].

Условием успешного проведения языковой политики являются не только соответствующие духу времени эффективные системные действия государства. Здесь не менее важным условием выступает зрелость гражданского общества, заинтересованность всего российского социума в признании языкового многообразия и сохранения этнокультурных традиций.

Литература

1. Мандрикова Г.М., Коротич С.А. Правовой и функциональный статус языков Российской Федерации // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. №3.

2. Батищева Л.Д. Государственный язык Российской Федерации: значение и правовое регулирование // Инновационная наука. 2016. № 3. С. 23.

3. Караулов Ю.Н. Этнокультурная и языковая ситуация в современной России: лингвистический и культурный плюрализм // Мир русского слова. 2002. № 3. С. 26-30.

4. Петрулевич И.А., Месропян Л.М. Современная языковая политика Российской Федерации: основные векторы и тенденции развития // Гуманитарий Юга России. 2015. № 4.

5. Сулейманов А.А. Языковая политика в Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. № 23. С.551-553.

6. Шепелёв А.Н. Роль языковой политики в современной России // Вестник ТГУ. 2015. №10 (150).

7. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

8. О государственном языке Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ: в ред. от 5 мая 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. О языках народов Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 25 окт. 1991 г. № 1807-1: в ред. от 12 марта 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Конституция Республики Дагестан: принята Конституционным Собранием 10 июля 2003 г., с изм. и доп. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

11. Голикова Т.А. Языковая политика Российской Федерации в контексте проблемы формирования общероссийской гражданской идентичности // Развитие родных и государственных языков в субъектах Российской Федерации как источник формирования общероссийской гражданской идентичности. Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер», 2014. С. 15-22.

12. О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: федер. закон Рос. Федерации от 3 авг. 2018 г. № 317-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 32, ст. 5110.

13. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента Рос. Федерации от 19 дек. 2012 г. № 1666: с изм. и доп. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 52, ст. 7477.

14. Бердашкевич A. О государственной языковой политике России // Высшее образование в России. 2000. № 6. С. 60-69.

References

1. Mandrikova G.M., Korotich S.A. Pravovoi i funktsional'nyi status yazykov Rossiiskoi Federatsii // Ekologiya yazyka i kommunikativnaya praktika. 2017. №3.

2. Batishcheva L.D. Gosudarstvennyi yazyk Rossiiskoi Federatsii: znachenie i pravovoe regulirovanie // Innovatsionnaya nauka. 2016. № 3. S. 23.

3. Karaulov Yu.N. Etnokul'turnaya i yazykovaya situatsiya v sovremennoi Rossii: lingvisticheskii i kul'turnyi plyuralizm // Mir russkogo slova. 2002. № 3. S. 26-30.

4. Petrulevich I.A., Mesropyan L.M. Sovremennaya yazykovaya politika Rossiiskoi Federatsii: osnovnye vektory i tendentsii razvitiya // Gumanitarii Yuga Rossii. 2015. № 4.

5. Suleimanov A.A. Yazykovaya politika v Rossiiskoi Federatsii // Molodoi uchenyi. 2019. № 23. S.551-553.

6. ShepelevA.N. Rol' yazykovoi politiki v sovremennoi Rossii // Vestnik TGU. 2015. №10 (150).

7. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dek. 1993 g. // Sobr. za-konodatel'stva Ros. Federatsii. 2014. № 31, st. 4398.

8. O gosudarstvennom yazyke Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 1 iyunya 2005 g. № 53-FZ: v red. ot 5 maya 2014 g. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

9. O yazykakh narodov Rossiiskoi Federatsii: zakon Ros. Federatsii ot 25 okt. 1991 g. № 1807-1: v red. ot 12 marta 2014 g. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

10. Konstitutsiya Respubliki Dagestan: prinyata Konstitutsionnym Sobraniem 10 iyulya 2003 g., s izm. i dop. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Garant».

11. Golikova T.A. Yazykovaya politika Rossiiskoi Federatsii v kontekste problemy formirovaniya ob-shcherossiiskoi grazhdanskoi identichnosti // Razvitie rodnykh i gosudarstvennykh yazykov v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii kak istochnik formirovaniya obshcherossiiskoi grazhdanskoi identichnosti. Kazan': Tatarskoe respublikanskoe izdatel'stvo «Kheter», 2014. S. 15-22.

12. O vnesenii izmenenii v stat'i 11 i 14 Federal'nogo zakona "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii": feder. zakon Ros. Federatsii ot 3 avg. 2018 g. № 317-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2018. № 32, st. 5110.

13. O Strategii gosudarstvennoi natsional'noi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda: ukaz Prezidenta Ros. Federatsii ot 19 dek. 2012 g. № 1666: s izm. i dop. // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2012. № 52, st. 7477.

14. Berdashkevich A. O gosudarstvennoi yazykovoi politike Rossii // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2000. № 6. S. 60-69.

Поступила в редакцию 25 октября 2019 г.

Received 25 October, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.