Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КНР И ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС'

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КНР И ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
431
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ТАЙВАНЬ / ПЕКИН / ТАЙБЭЙ / ГОМИНДАН / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ван Цзюньтао

В статье рассматривается политика Китайской Народной Республики в отношении Тайваня. Особое внимание уделено истории отношений. Политика Китая в отношении Тайваня строится на развитии экономических, культурных, социальных связей, направленных на углубления процесса объединения. Детально анализируется миролюбивая программа правительства КНР, по урегулированию конфликта в соответствии с концепцией объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL POLICY OF CHINA AND THE TAIWAN PROBLEM

The article examines the policy of the People's Republic of China against Taiwan. Particular attention is paid to the history of relations. China's policy toward Taiwan is based on the development of economic, cultural and social ties, to deepen theintegration process. Detailed analyzes peaceful program of the government of the PRC, to settle the conflict in accordance with the concept of association.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КНР И ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС»

УДК 329

Ван Цзюньтао

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КНР И ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС *

Главной задачей национальной политики Китайской Народной Республики (КНР) на современном этапе это мирное объединение страны. Со времени провозглашения народного Китая, его правительство сформулировало свой основополагающий курс: «мирное объединение и одно государство - два строя».

Проанализируем основные этапы этого стратегического курса в отношении Тайваня. Еще в пятидесятые годы прошлого века, правительство КНР предполагало разрешить тайваньский вопрос мирным путем. В мае 1955 года первый премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай на сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР говорил о том, что осуществить объединение Китая и Тайваня можно только двумя способами: мирным и военным. В этой связи он заметил, что Китай намерен решать проблему объединения любым из указанных способов. В апреле 1956 года Мао Цзэдун сделал важное политическое заявление: «Предпочтение следует отдавать миру» [1].

Начиная с семидесятых годов прошлого века, международная и внутренняя обстановка изменились. Между США и КНР были установлены дипломатические отношения, приведшие к нормализации отношений. В декабре 1978 года на Третьем Пленуме ЦК КПК Одиннадцатого созыва, партия приняла решение на построение современной мощной экономики. Предполагалось, что абсолютно все разобщенные территории страны, включая Сянган, Аомэнь и остров Тайвань будут сотрудничать в области экономики с целью возрождения могущества Китайской Народной Республики. Исходя из этого положения, Коммунистическая партия Китая выдвинула курс: «мирного объединения» и «одно государство - два строя».

1 января 1979 года Постоянный комитет Всекитайского собрания

народных представителей КНР обнародовал документ «Обращение к

*

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 15-03-00224)

тайваньским соотечественникам», в котором провозглашались основополагающие политические установки правительства относительно мирного разрешения тайваньского вопроса. Высший государственный орган Китая выступил с призывом проводить переговоры по вопросу прекращения военного противостояния между обеими сторонами Тайваньского пролива. В обращении было сказано, что при осуществлении национального объединения непременно необходимо «уважать статус-кво Тайваня и мнения представителей различных кругов Тайваня и предпринимать разумные и рациональные политические установки и меры» [1].

30 сентября 1981 года Председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР Е Цзяньин дал дополнительное разъяснение политики и курса Китая относительно разрешения тайваньского вопроса. В нем в частности говорилось: «после объединения страны Тайвань может сохранить за собой право на высокую степень самоуправления как особый административный район» [1]. Предлагалось провести переговоры между правящими партиями обеих сторон Тайваньского пролива: Коммунистической партией Китая и Гоминьданом, на паритетных началах.

11января 1982 года Дэн Сяопин по поводу вышеупомянутого высказывания Е Цзяньина отметил, что это практически и фактически отражает концепцию «одно государство - два строя» [2]. При общем осуществлении национального объединения на основной части страны будет осуществляться социализм, а на Тайване - капитализм. 26 июня 1983 года, развивая дальше концепцию мирного объединения Тайваня с континентом, Дэн Сяопин сказал, что сущность вопроса - это объединение Родины. Вместе с этим, он разъяснил политические установки китайского правительства, касающиеся вопросов объединения обеих сторон пролива и учреждения тайваньского особого административного района [1].

12 октября 1992 года Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь отметил: «Неуклонно придерживаясь курса «мирное объединение Родины, одно государство - два строя», мы будем активно содействовать делу объединения Родины». И далее «Мы вновь подтверждаем, что Коммунистическая партия Китая готова установить контакты с Гоминьданом как можно быстрее с тем, чтобы создать условия для переговоров по вопросам об официальном прекращении противостоянии

двух сторон пролива и о постепенном осуществлении мирного объединения Родины. К участию в этих переговорах можно было бы привлечь видных деятелей других политических партий, организаций и различных кругов общества двух сторон пролива» [1].

Что представляет концепция: «одно государство - два строя». Основополагающим положением этой концепции является непреложный тезис о том, что в мире существует только один Китай. Тайвань является общепризнанной и неотъемлемой его частью. Китайское руководство решительно выступает против любых высказываний или мер, посягающих на его независимость, целостность, могущих привести к отделению Тайваня. Руководство КНР не подразумевает так же наличие двух полновесных правительств или самоопределения Тайваня.

Однако, несмотря на то, что руководство КНР отрицает возможность образования двух правительств, тем не менее, оно усматривает возможность сохранения двух систем: социализма в континентальной части и капитализма на Тайване. Согласно этой концепции, после осуществления объедения КНР и Тайваня ныне действующая социально-экономическая система на Тайване не изменится, наряду с экономическими и культурными связями с зарубежными странами. Частная собственность, собственность предприятий, права наследования, инвестиции иностранцев и эмигрантов будут защищаться законом.

Как подразумевает концепция «одно государства - два строя», после объединения страны, Тайвань станет особым административным районом, пользующимся различными правами и высокой степенью самоуправления. Он будет иметь законодательные, административные и независимые судебные права. Он будет самостоятельно управлять своими партийными, административными, военными, экономическими и финансовыми делами. Он будет также иметь право подписывать с иностранными государствами торговые, культурные соглашения и другие права внешних сношений. Он может иметь свою собственную армию. Континентальная часть не будет посылать на Тайвань ни военной, ни административный персонал. Представители правительства особого административного района и деятели различных кругов Тайваня могут занимать руководящие должности в центральных государственных органах власти, а также участвовать в управлении общегосударственными делами.

В данной концепции правительством КНР предусматривается проведение национального объединения мирным путем контактов и переговоров. Тем не менее, любое суверенное государство имеет право предпринимать все меры, которые оно считает необходимым, включая военный способ, для защиты суверенитета и территориальной целостности своей страны.

Рассмотрим конкретные шаги, которые предпринимает правительство КНР для урегулирования конфликта в соответствии с данной концепцией объединения. В политической области, в лице Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры было принято решение не предъявлять больше иска к уехавшим на Тайвань лицам, совершившим преступления до образования КНР. В военной сфере смягчено состояние конфронтации, прекращены артиллерийские обстрелы островов Цзиньмэнь и других островов, а ряд приморских наблюдательных пунктов провинции Фуцзян превращен в экономические зоны и туристические пункты. В экономической области улучшены условия для прихода тайваньских коммерсантов в континентальный Китай, для инвестирования и ведения торгово-промышленной деятельности, им предоставляются льготные условия и юридические гарантии.

Плавный переход от конфронтационного накала 2003-2008 годов к налаживанию разноплановых связей 2008-2012 годов стал возможен в результате избрания Президентом Тайваня Ма Инцзю. Его политика являет собой разительный контраст с предыдущей администрацией Чэнь Шуйбяня, представителя Демократической прогрессивной партии, резко выступавшей за независимость Тайваня.

В инаугурационной речи 20 мая 2008 года Ма Инцзю заявил о готовности возобновить переговоры с КНР на основе «консенсуса 1992 года» - устного соглашения представителей Ассоциации за развитие связей между двумя сторонами Тайваньского пролива и Фонда обменов через Тайваньский пролив. Подтвердившего приверженность принципу «одного Китая» в собственной интерпретации. Публичное признание консенсуса стало важным отступлением от позиции администрации Чэнь Шуйбяня, которая отрицала сам факт его достижения. Благодаря этому стало возможным возобновление диалога между континентальной и островной частями, прерванного в 1999 году [3, с. 43].

Схема налаживания китайско-тайваньских отношений, предложенная в инаугурационной речи Ма Инцзю, включала начальный этап нормализации экономических и культурных связей между островом и материком. По достижению этих условий могла быть рассмотрена возможность вступления в переговоры по предоставлению Тайваню большего «международного пространства» и заключения мирного соглашения между двумя берегами.

Удовлетворение основного требования китайских властей, готовых возобновить диалог при условии публичного признания тайваньскими официальными лицами «консенсуса 1992 года». Активизировало процесс двухсторонних переговоров между полуофициальными организациями. Представляющими интересы каждой из сторон - Ассоциацией за развитие связей между двумя сторонами Тайваньского пролива и Фондом обменов через Тайваньский пролив. В ходе первых шести встреч между представителями этих организаций были достигнуты определенные результаты. В частности, подписанные соглашения позволили наладить прямое регулярное воздушное и морское сообщение между сторонами пролива. Стали возможны туристические поездки на Тайвань жителей материковой части Китая. Стороны также приступили к реализации заключенных соглашений. В почтовом сотрудничестве, финансах, защите прав интеллектуальной собственности, медицине и здравоохранение, обеспечение безопасности продуктов питания, совместной борьбе с преступностью и оказанию юридической взаимопомощи [3, с. 43].

Наряду с этим в целях совершенствования транспортного сообщения между материком и островом, а также для стимулирования взаимовыгодных торгово-экономических связей с Тайванем, были предприняты некоторые односторонние инициативы. В частности, введен прямой обмен юаня и тайваньского доллара, отмена некоторых ограничений на инвестиции в обоих направлениях.

Достаточно быстро сторонам удалось увеличить экономические показатели. За январь-ноябрь 2010 года товарооборот между КНР и Тайванем достиг 131 млрд. американских долларов, что превысило показатель за аналогичный период 2009 года на 39,7% [3, с. 57]. Китай стал крупнейшим торговым партнером Тайваня, опередив Японию и США. Существенно изменился и инвестиционный климат. Инвестиции Китая на

Тайване еще достаточно ограничены, то более 70% тайваньских зарубежных инвестиций в 2009 году было направлено на материк [3, с. 57].

Дальнейшее расширение и углубление двусторонних торгово-экономических связей предусматривает рамочное соглашение об экономическом сотрудничестве между берегами Тайваньского пролива, подписанное 29 июня 2010 года, уполномоченными представителями Китая и Тайваня. Соглашение вступило в силу после ратификации 12 сентября 2010 года [4]. Тем самым была заложена основа для продвижения в сторону дальнейшей интеграции двух экономик, преодолен важный этап в институционализации китайско-тайваньских связей.

В то время как двухстороннее экономическое сотрудничество становиться все более разноплановым, подвижек в политической сфере не наблюдается. Однако Пекин предоставил Тайваню возможность участвовать в работе некоторых подразделений Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В 2008 году Тайвань присоединился к Международным медико-санитарным правилам ВОЗ. Благодаря позиции Пекина стало возможным участие Тайваня в качестве наблюдателя в работе Всемирной ассамблеи здравоохранения под названием «Пекинский Тайбэй» в мае 2009-2011 годах [4].

Тайвань не имеет права участвовать в межправительственных международных организациях. Китайская сторона способствовала привлечению Тайваня в Азиатский банк развития (ADB), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (APEC), с оговоркой, что КНР участвует в качестве суверенного государства, а Тайвань участвует в качестве одного из районов Китая под названием «Тайбэй Китая». Подобная практика является специальным решением для данных организаций и ее нельзя рассматривать как «модель» для других межправительственных и международных организаций в международной практике.

Стремительное сближение Пекина и Тайбэя вызывает множество вопросов, концентрирующихся вокруг главного - приведет ли нынешняя нормализация китайско-тайваньских отношений к объединению двух берегов? По многочисленным заверениям Ма Инцзю, адресованных населению Тайваня, на протяжении всего срока его президентских полномочий, тайваньская администрация не будет вступать в переговоры

об объединении. Еще в ходе избирательной кампании Ма Инцзю широко рекламировалась формула «трех нет» - нет объединению, нет независимости, нет применению военной силы [5, с. 276].

Как свидетельствуют опросы общественного мнения, даже в условиях движения навстречу друг другу идея объединения с материком не пользуется популярностью у тайваньцев. Подавляющее большинство респондентов отдает предпочтение статус-кво, под которым подразумевается де-факто автономия от материка. Поэтому даже в исключительно гипотетической ситуации, если высшее тайское руководство примет решение об объединении, оно нереализуемо в условиях демократической политической системы и при отсутствии согласия большинства населения.

Политика КНР в отношении Тайваня строится на развитии экономических, культурных, социальных связей, направленных на углубления процесса объединения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Официальный сайт МИД КНР // Web: http://www.fmprc.gov.cn/rus/

2. Дэн Сяопин. О строительстве специфически китайского социализма. - Пекин, 1985. - Режим доступа: http://chinadata.khv.ru/press_gwy.htm.

3. Лексютина Я.В. Проблема Тайваня во внешней политике США /моногр. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2009. - 197 с. ISBN: 978-5-288-04908-8.

4. http//www.lenta.ru//article29403/tu/ch/tw/90302845.

5. Лексютина Я.В. Внутриполитическая ситуация на Тайване в 2000-2006 гг. в контексте отношений между двумя сторонами пролива // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. Политология. Международные отношения. 2007. № 2-1. С. 274-284.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.