Научная статья на тему 'Национальная одежда в системе традиционной культуры народности шэ: история развития'

Национальная одежда в системе традиционной культуры народности шэ: история развития Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционный стиль одежды / Китай / этническая группа / народность шэ / теория коренных народов / теория миграции / теория множественных источников / traditional clothing style / China / ethnic group / She people / the indigenous theory / the migration theory / the multi-source theory

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Синь Юйфэн

Статья посвящена проблеме изучения традиционной национальной одежды народности шэ, а также факторам, способствовавшим ее изменению. Национальная одежда шэ отражает национальный характер, региональные особенности, обычаи, искусство и культуру, накопленные народом за долгую историю. В настоящее время академическое сообщество еще не пришло к единому пониманию происхождения народности шэ, которое можно свести к следующим теориям: теории коренных народов, теории миграции и теории множественных источников. Национальная одежда помогает сохранить и передать традиции и ценности от одного поколения к другому, а также способствует сохранению разнообразия и уникальности культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Dress in the System of Traditional Culture of the She People: The History of Development

The article is devoted to the problem of studying the traditional national dress of the She people, as well as the factors that contributed to its change. Traditional Chinese culture is the embodiment of the spirit of the customs of all peoples and the fundamental driving force of the unity of the Chinese nation in overcoming all difficulties. National dress in China is an integral part of Chinese culture. She continues to play an important role in preserving and transmitting the traditions and identity of the Chinese people. The national dress of she reflects the national character, regional peculiarities, customs, art and culture accumulated by the people over a long history. She is a large ethnic minority in southeastern China. Although the She people have their own language, they do not have their own writing system, and there are not enough reliable written sources to study the origin of the She people. Currently, the academic community has not yet come to a unified understanding of the origin of the She people, which can be reduced to the following theories: indigenous theory, migration theory and theory of multiple sources. The natural and geographical environment determines the living conditions of a nation in a certain region and is an external factor shaping the style of national dress. The cultural and historical environment generates unique traditions of national clothing and forms aesthetic taste. National dress may reflect religious or cultural beliefs, social status, or ethnicity of a particular group. It helps to preserve and pass on traditions and values from one generation to another, and also contributes to the preservation of the diversity and uniqueness of cultural heritage.

Текст научной работы на тему «Национальная одежда в системе традиционной культуры народности шэ: история развития»

3. Duin (2019) Muzyka v kul'ture Kitaya. Narodnaya muzykal'naya kul'tura russkoy provintsii [Music in Chinese culture. Folk music culture of the Russian province]. In: Narodnaya muzykal'naya kul'tura russkoy provintsii: problemy sokhraneniya i razvitiya [Folk music culture of the Russian province: problems of preservation and development]. Proc. of the eighth International Conference. Belgorod: Belgorod State Institute of Arts and Culture. pp. 249-251.

4. Ding Feng (2020) Innovatsionnoe primenenie sinego sittsa v sovremennom dizayne [Innovative application of blue chintz in modern design]. Zhurnal Nan'tunskogo professional'nogo universiteta - Journal of Nantong Professional University. 34(3). pp. 34-37 (In Chinese).

5. Li Bailey (2017) Issledovanie vidov i znacheniy izdeliy traditsionnogo kitayskogo tvorchestva [Exploring the Types and Meanings of traditional Chinese art products]. Sto shkol iskusstv - Hundred Schools In Arts. 33 (1). pp. 139-149. (In Chinese).

6. Lu Wen & Ou Da & Ya Rou (2022) Interaktivnyy igrovoy dizayn siney byazi Feniksa na osnove somatosensornoy tekhnologii [Interactive gaming design of Phoenix blue calico based on somatosensory technology]. Razrabotka upakovki - Packaging Engineering. 43(4). pp. 182-188. (In Chinese).

7. Xiao Lei (2014) Iskusstvo i dizayn [Art and design]. Zhejiang: Zhejiang University of Science and Technology. (In Chinese).

8. Fomin, A.S. (1991) Ponyatie "tanets" i ego struktura [The concept of "dance" and its structure]. In: Sokolov-Kaminsky, A.A. (ed.) Narodnyy tanets: problemy izucheniya [Folk dance: problems of study]. St. Petersburg: All-Russian scientific research Institute of Art History. pp. 60-74.

9. Feng Lijuan (2018) Issledovanie regional'nykh osobennostey narodnoy siney byazi Imen [A study of the regional features of the folk blue Imen calico]. Issledovaniya v oblasti khudozhestvennogo obrazovaniya - Art Education Research. 16. pp. 30-31. (In Chinese).

10. Zhang Lei (2018) Ancient Chinese textile engineering [Drevnee kitayskoe tekstil'noe mashinostroenie]. Dr. Diss. Shanghai. (In Chinese).

11. Hu Hongwei (2009) Primenenie siney byazi v sovremennom dizayne inter'era [Application of blue cod in modern interior design]. Shankhayskoe iskusstvo i remesla -Shanghai Arts and Crafts. 1. pp. 38-40. (In Chinese).

12. Hu Shan & Jia Qi & Wang Yuqing (2021) Issledovanie redizayna traditsionnykh kul'turnykh simvolov na osnove eksperimentov s dvizheniem glaz i semantiki rasshireniya [Research on the redesign of traditional cultural symbols based on experiments with eye movement and extension semantics]. Dekoratsii - Decorations. 8. pp. 88-91. (In Chinese).

13. Yang Pengtao & Kalinina, G.N. (2021) Traditsionnaya kul'tura: vzaimosvyaz' mira i cheloveka v gorizontakh vzaimodeystviya [Traditional Culture: The Interrelation of Peace and Man in the Horizons of Interaction]. In: Zhirov, M.S. & Zhirova, O.Ya. & Kuznetsova, N.S. & Logvinove, O.V. (eds) Narodnaya muzyka kak sredstvo mezhkul'turnoy kommunikatsii slavyanskikh narodov v sovremennom mire [Folk music as a means of intercultural communication of Slavic peoples in the modern world]. Proc. of the second International Symposium. Belgorod: Belgorod State Institute of Arts and Culture. pp. 88-92.

14. Kalinina, G.N. & Yang Pengtao (2022) Filosofsko-kul'turologicheskaya eksplikatsiya kitayskoy kul'tury odezhdy [Philosophical and Cultural Explication of Chinese Clothing Culture]. Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo - Humanities Bulletin of the Tolstoy State Pedagogical University. 1 (41). pp. 30-42.

15. Yang Pentao (2019) Yuan'skaya tkan' kak vyrazhenie traditsionno kitayskoy khudozhestvennoy formy (filosofsko-kul'turologicheskaya eksplikatsiya [Yuan fabric as an expression of the traditionally Chinese art form (philosophical and cultural explication]. Danish scientific journal. 30. pp. 40-43.

16. Yang, Pengtao & Kalinina, G.N. (2021) Aksiologiya kitayskoy kul'tury odezhdy i "modnoy industrii" v paradigme "traditsiya - novatorstvo" (avtorskaya refleksiya) [The axiology of Chinese clothing culture and the "fashion industry" in the paradigm of "tradition - innovation" (author's reflection). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya "Filosofskie nauki" - Bulletin of Moscow State Regional University. Philosophical Sciences series. 1. pp. 102-110.

УДК 008:391

DOI: 10.24412/2070-075Х-2024-1-152-160

Синь Юйфэн

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДНОСТИ ШЭ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Статья посвящена проблеме изучения традиционной национальной одежды народности шэ, а также факторам, способствовавшим ее изменению. Национальная одежда шэ отражает национальный характер, региональные особенности, обычаи, искусство и культуру, накопленные народом за долгую историю. В настоящее время академическое сообщество еще не пришло к единому пониманию происхождения народности шэ, которое можно свести к следующим теориям: теории коренных народов, теории миграции и теории множественных источников. Национальная одежда помогает сохранить и передать традиции и ценности от одного поколения к другому, а также способствует сохранению разнообразия и уникальности культурного наследия.

Ключевые слова: традиционный стиль одежды, Китай, этническая группа, народность шэ, теория коренных народов, теория миграции, теория множественных источников.

Традиционная китайская культура, насчитывающая тысячи лет, сочетает в себе преимущества материальной, духовной и институциональной цивилизации, является проявлением уникальной роли китайской нации в мировой истории, а также духовной сущности китайской культуры, которая трудно поддается вестернизации. Традиционная китайская культура - это основа единства китайской нации. Теория культурного самосознания, выдвинутая Фэй Сяотуном, говорит о том, как мы должны относиться к традиции с точки зрения понимания ее статуса, постижения ее законов и принятия ответственности за ее соблюдение. С точки зрения понимания статуса традиции, он отмечает, что мы должны уважать ее, беречь и активно защищать [1. С. 117]. Национальная одежда в Китае является неотъемлемой частью китайской культуры, а ее история насчитывает тысячелетия. Одежда отражала не только социальный статус и ранг человека, но и обозначала этническую принадлежность, регион и другие культурные аспекты. Она продолжает играть важную роль в сохранении и передаче традиций и идентичности народа Китая. Национальная одежда фиксирует историю и эволюцию национального развития и относится к категории культурного наследия человечества.

Исследования, направленные на изучение эволюции китайского традиционного костюма [2], декора одежды национальных меньшинств Китая [3], модификаций в китайской культуре одежды [4], технологий пошива [5], многочисленны и многоаспектны. Однако, процесс эволюции национальной одежды народности шэ и его причин недостаточно изучен. Природно-географическая среда определяет условия жизни нации в определенном регионе и является внешним фактором, формирующим стиль национальной

одежды. Культурная и историческая среда порождает уникальные традиции национальной одежды и формирует эстетический вкус. Для изучения национальной одежды шэ в Фуцзяни, Чжэцзяне и Цзянси необходимо исследовать территорию проживания, исторические события, природно-географическую среду, а также культуру этнических групп, контактировавших с народностью шэ.

Шэ является крупным этническим меньшинством на юго-востоке Китая. Еще во времена династий Тан и Сун шэ проживали на границе провинций Фуцзянь, Чжэцзян и Гуандун. В ходе исторической эволюции у народности шэ постепенно сформировалась уникальная культура одежды и обычаи. В настоящее время население составляет около 710 000 человек, занимая 19-е место среди этнических меньшинств Китая, в основном проживающих в провинциях Фуцзянь, Чжэцзян, Цзянси, Гуандун, Аньхой и других регионах. Провинции Фуцзянь и Чжэцзян являются основными районами концентрации этой народности, а общая численность шэ в провинции Фуцзянь около 375 000 человек, что составляет 52,8% населения страны [6. С. 100]. Хотя у народности шэ есть свой собственный язык, у них нет собственной письменности, и не хватает достоверных письменных источников по исследованию происхождения народности шэ.

В настоящее время академическое сообщество еще не пришло к единому пониманию происхождения народности шэ, которое можно свести к следующим теориям: теории коренных народов, теории миграции и теории множественных источников. Согласно теории коренных народов, этническая группа шэ произошла от местных коренных народов, проживающих в восточной части Гуандуна. Некоторые ученые полагают, что эта этническая группа произошла от коренных жителей восточной Фуц-зяни. В период династий Цинь и Хань люди, жившие к югу от реки Янцзы, назывались Наньюэ, в то время как Наньмань был общим названием этнических меньшинств на юге Китая. Согласно теории миграции, в состав народности шэ входят другие этнические группы [7. С. 35].

Согласно теории множественных источников, шэ - это этническая группа, сформировавшаяся в результате миграции, интеграции и развития этнических групп в течение длительного исторического периода и широкого географического охвата. Всестороннее исследование культуры народности шэ показало, что это многосимбиозная по составу этническая группа, и это заставляет нас задуматься о сложности ее происхождения. Очевидно, что формирование, развитие и эволюция нации или этнической группы не являются изолированными и неизменными, а формируются в процессе структурной дифференциации различных социальных и этнических отношений [8]. Проведение всестороннего исследования может помочь лучше понять, какие именно факторы и события способствовали формированию и эволюции этой культуры. Основные аргументы, которые поддерживают эту теорию, основаны на изучении исторических и археологических источников, а также на анализе культурных особенностей шэ. Важно отметить, что теория множественных источников не является единственной теорией, объясняющей происхождение народности шэ. Однако она представляет собой один из подходов к изучению этого вопроса, который согласуется с историческими и культурными предпосылками плюралистического симбиоза шэ и имеет высокую достоверность.

Согласно записям о генеалогии народности шэ, она возникла в районе горы Фэн-хуан в Чаочжоу, провинция Гуандун. После династий Хань, Цзинь, Суй и Тан предки шэ уже работали и жили в приграничных районах провинций Гуандун, Фуцзянь и Цзян-си. Особенности национальной одежды подтверждают это. До ранней династии Тан народность шэ жила в регионе с широким горным массивом, изолированным и менее подверженным влиянию внешнего мира, поэтому уникальные особенности национальной одежды народности шэ были сохранены. Общие особенности стиля одежды таковы: прическа в основном заплетена в высокий пучок, верхняя юбка с запахом на левую сторону, что отличается от традиционной юбки ханьцев. Цвета одежды в основном яркие с использованием пяти цветов: черного, синего, красного, белого и зеленого [9].

Во времена династий Сун и Юань одежда народности шэ не только впитала в себя особенности одежды народности байюэ, но и подверглась влиянию культуры одежды народа хакка-хань. Общий стиль одежды был прост и незамысловат, а фасон верха делился на два вида коротких платьев. Длина одежды облегчала работу.

Правление династии Мин было периодом, когда шэ начали массово мигрировать на территорию на стыке провинций Фуцзянь, Чжэцзян и Цзянси, что было обусловлено интенсивным развитием сельского хозяйства в Фуцзяни. Благодаря безопасности при-родно-географической среды ее жители могли избежать войн и жить в изолированном мире. Кроме того, климат очень подходит для выращивания индигоферы, рами и других культур. В исторических материалах этническая группа шэ, живущая на границе провинций Фуцзянь, Чжэцзян и Цзянси, упоминается как «Цзин Ляо», «Шэ Ляо», «Чжу Ляо», «народ Шэ» и «народ Пэн» [10. С. 15].

Во времена династии Цин народность шэ постепенно осела и жила по соседству с коренными народами. Это привело к тому, что одежда народности шэ до сих пор сохраняет свои особенности под влиянием культуры Хань, но в то же время сформировала свои собственные этнические характерные черты. Поскольку шэ выращивали рами и индигоферу, в мужской и женской одежде использование синего цвета сочеталось с белым, зеленым, красным и желтым. Одежда шэ в южном Ганнане в основном голубого, белого и синего цвета. Стиль мужской одежды шэ прост и, как правило, характерен для стиля мужской одежды хань. Женщины из провинций Фуцзянь, Чжэцзян и Цзянси владеют искусством изготовления пряжи, ткачества и вышивки. Они умеют работать с различными материалами, включая шелк, лен и хлопок, и создавать красивые и уникальные изделия. Эти традиции передаются из поколения в поколение, и многие женщины из этих провинций до сих пор продолжают заниматься этими ремеслами. Женский стиль одежды шэ богат и разнообразен, особенно «платье Феникса». Хотя «платье Феникса» в разных регионах адаптировано к местным условиям, общая структура одежды все же имеет общие черты. Например, женская одежда в основном сочетается с коротким жакетом, короткой юбкой и поясом, а иногда и с брюками. «Платье Феникса» этнической группы шэ красно-синее, и шьется из льняной ткани. На воротнике, передней части одежды и даже манжетах имеются различные вышивки и узоры в виде цветов, птиц, драконов и фениксов. Например, изображение рыбы и лотоса символизируют изобилие, курица - удачу, цветки сливы счастье, сосна - долголетие, а бабочка - любовь. Кроме того, изысканные узоры вышивки есть на сумках, обуви, детских головных уборах, накладных карманах, поясах и других предметах одежды. Яркий цвет, обширная тематика и разнообразие вышивок являются символом мудрости этого народа [11. С. 46].

Отличительные особенности национальной одежды могут включать в себя узоры, цвета, формы, материалы и декоративные элементы. Они часто отражают исторические, географические и социальные аспекты национальной культуры. Национальная одежда может отражать религиозные или культурные верования, социальный статус, этническую принадлежность к определенной группе. Она помогает сохранить и передать традиции и ценности от одного поколения к другому, а также способствует сохранению разнообразия и уникальности культурного наследия. Появление любого национального костюма связано с его функцией, а ее изменение приводит к смене сырья, лекал, дизайна и производителей, формы организации производства, масштаба производства, места производства, технологии изготовления одежды и т.д. В свою очередь, вышеперечисленные факторы еще больше способствуют изменению национальной одежды.

Формирование и изменение культуры одежды - сложный процесс; и многие факторы, такие как климат, географическое положение, взаимодействие с представителями других этнических групп влияют на него. Изменение национальной одежды не является единообразным. С точки зрения истории национального развития, изменение

культуры одежды необходимо исследовать с учетом географических, политических, экономических, психологических факторов, технического прогресса и др.

Причина изменения культуры национального костюма не определяется одним фактором, а обусловлена их комплексом. Рассмотрим факторы, способствовавшие изменению национальной одежды народности шэ. Данные факторы взаимодействуют и влияют друг на друга. Отметим их, выделив фактор географической среды, развитие дорожно-транспортного сообщения, человеческий фактор, экономические и психологические факторы и факторы научно-технического прогресса.

1. Фактор географической среды. Географическая среда является важным фактором в процессе интеграции традиций создания различных национальных костюмов. Когда предки народа шэ мигрировали в разные регионы, чтобы избежать войн, они были подвержены влиянию местной природной и географической среды. Это привело к региональным изменениям и различиям в использовании материалов для одежды этого народа, что повлияло на эволюцию их стиля одежды. Например, выращивание хлопка в провинции Фуцзянь определило выбор ткани для одежды. В результате при смене места проживания географическая среда и культура одежды также менялись. Проживание в одном регионе позволяет народу шэ и другим этническим группам теснее общаться и оказывать влияние друг на друга, что способствует культурной интеграции.

2. Развитие дорожно-транспортного сообщения. Развитие дорожно-транспортного сообщения сыграло важную роль в ускорении интеграции различных национальных костюмов у народности шэ. Ранее, когда связь с внешним миром была ограничена из-за неудобных транспортных условий, народность шэ преимущественно проживала в горных районах и имела незначительное взаимодействие с другими этническими группами. Однако, с развитием экономики и транспортной системы ситуация изменилась. Улучшение дорог и транспортных средств позволило народности шэ установить более активные связи с внешним миром. Представители народности шэ, которые ранее не имели возможности контактировать с другими этническими группами, начали усваивать и интегрировать новые элементы в свои традиционные костюмы. Они стали внедрять новые техники, материалы и дизайн, создавая более современные версии своей одежды. Таким образом, благодаря улучшению дорожно-транспортного сообщения, народность шэ смогла взаимодействовать с другими культурами. Это привело к изменениям в их традиционной одежде.

3. Человеческий фактор. В течение своей истории народность шэ в первую очередь подвергалась влиянию народа хань и других этнических групп, что привело к изменениям первоначального образа жизни. Например, с появлением лавок и магазинов, открытых ханьцами в районах проживания шэ, одежда и аксессуары ханьцев начали постепенно влиять на эстетический вкус и стиль одежды народности шэ. Кроме того, по сравнению с одеждой массового производства, традиционная одежда шэ более сложна и трудоемка, поэтому многие представители народности шэ начинают перенимать элементы одежды других этнических групп. С изменением образа жизни ткань, используемая для изготовления национальной одежды, также претерпела определенные изменения. Ткани для традиционной национальной одежды окрашиваются вручную, и весь цикл от ткачества до окрашивания и конечного производства одежды был довольно длительный. Под влиянием фактора быстрого темпа развития современного общества национальная одежда шэ претерпела ряд изменений. Контакт с представителями других этнических групп и получение информации извне привел к феномену «эстетической конвергенции».

4. Экономические факторы. Экономическое производство народности шэ претерпело значительные изменения и развитие в последние годы. Это поспособствовало повышению экономического роста, уровня жизни и занятости в регионе. В последние годы развитие экономической глобализации привело к разделению труда в международном

"Культурная жизнь Юга России" № 1 (92), 2024

сообществе и экономическому и культурному сотрудничеству между странами. Частые экономические и другие обмены привели к культурным обменам и интеграции. В Китае культура китайского костюма также начинает интегрировать внутренние и зарубежные культурные элементы. Экономические трудности на раннем этапе реформ и открытости привели к интеграции народности шэ в рыночную экономику. Со времен династий Мин и Цин в Китае у народности шэ был развит способ производства, имеющий характерные черты. В повседневной жизни шэ часто занимались сельским хозяйством и охотой в горах. Этот образ жизни способствовал тому, что дизайн одежды шэ стал максимально простым и практичным. С изменением режима экономического развития, в течение длительного периода времени, особенно в первые дни реформ и открытости, люди выращивали рис и другие культуры самостоятельно, поэтому они могли только самодостаточно решать проблему продовольствия и одежды. Чтобы избавиться от бедности, люди начали выращивать такие культуры, как сладкий картофель, тыкву и другие культуры. С развитием рыночной экономики в начале 1980-х годов некоторые местные органы власти начали призывать и поощрять сельских жителей выращивать фрукты, поскольку фрукты имеют более высокую экономическую ценность, чем другие культуры. Выращивание фруктов и овощей принесло определенный рост дохода народности шэ, но не позволило полностью справиться с экономическими проблемами. Чтобы прокормить свои семьи, многие жители деревень переехали в город и сменили сферу деятельности. Изменение образа жизни и бытовых привычек привели к изменениям в требованиях к одежде. Представители народности шэ интегрируют национальную одежду с современной, которая подходит для деловой среды.

5. Психологические факторы. Изменение стилей одежды отражает изменения в обществе и психологические особенности людей. Раньше представители народности шэ носили национальную одежду в повседневной жизни, а не только во время важных мероприятий и церемоний. В современном обществе большинство женщин носят национальную одежду только на важные праздники или мероприятия. Хотя можно встретить пожилых людей, носящих традиционную национальную одежду в повседневной жизни. К сожалению, многие традиционные костюмы шэ не были сохранены. Сохранение и передача традиций теперь может зависеть от альтернативных способов, таких как использование национальной одежды в индустрии туризма или комбинирование традиционных элементов с современной модой. Многие женщины народности шэ считают, что цикл производства традиционной национальной одежды слишком длительный, трудоемкий и кропотливый. В современном обществе темп жизни очень высок, и большинство женщин учатся или работают, что не позволяет им самим заниматься изготовлением национальной одежды. Важно найти баланс между сохранением традиций и адаптацией к современным условиям, чтобы культурное наследие не было утеряно и продолжало развиваться.

6. Факторы научно-технического прогресса. Факторы научно-технического прогресса включают различные технологии, исследования, разработки и инновации, которые способствуют улучшению производства и повышению его эффективности. Влияние научно-технического прогресса на технологию окрашивания и ткачества национальной одежды может быть значительным. Одна из основных областей, которая может быть затронута, - это разработка новых и более эффективных красителей. Ткани, используемые при производстве национальной одежды шэ в некоторых районах провинции Фуцзянь, в основном состоят из хлопка, льна, шелка. Коноплю также часто использует для изготовления ткани. Такая ткань способствует терморегуляции и обладает хорошими противоаллергическими, антистатическими и антибактериальными свойствами, а также хорошо впитывает влагу, что важно, так как народность шэ проживала в горной местности с высокой влажностью. Традиционно применяли натуральные красители синего цвета индиго для одежды. Для окрашивания тканей использовали более десятка видов расте-

ний, чтобы достичь нужного результата. Из-за особенностей натуральных красителей трудно добиться нужного цвета за один раз, поэтому ткань необходимо было замачивать несколько раз, а время каждого погружения составляло от десяти минут до нескольких часов. Благодаря научным исследованиям и техническому прогрессу, создаются красители более стойкие к выцветанию, имеющие более яркие и насыщенные цвета. Это может положительно повлиять на качество окрашивания национальной одежды и улучшить ее внешний вид. Влияние научно-технического прогресса также может проявиться в разработке новых технологий ткачества. Например, с помощью новых автоматизированных ткацких станков, которые используют передовые технологии, можно ускорить процесс производства и улучшить качество тканей. Это может привести к созданию более красивых, прочных и комфортных материалов для национальной одежды. Кроме того, научно-технический прогресс может способствовать разработке новых методов и технологий в области дизайна. Новые программы компьютерного моделирования и виртуальной реальности позволяют создавать и визуализировать новые дизайны и узоры, что может быть полезным для национальной одежды. Научно-технический прогресс играет важную роль в развитии технологии окрашивания и ткачества национальной одежды, влияя на ее качество, внешний вид и улучшая процессы производства. Наконец, развитие информационных технологий открывает новые возможности и ставит новые задачи популяризации национальной одежды народности шэ.

Таким образом, национальная одежда шэ отражает национальный характер, региональные особенности, обычаи, искусство и культуру, накопленные народом за долгую историю. Развитие культуры национальной одежды предполагает не только сохранение и передачу традиций, но также и инновационный подход к дизайну, и этому уделяется особое внимание в Китае. Идеология «культурного сознания» [12. С. 23], проводимая Си Цзиньпином, оказала влияние на тренды современной одежды, в которых стали учитывать элементы исторической культуры, - цветовую гамму, традиционные боевые искусства, национальную культуру, архитектурную культуру, культуру шелка и парчи - все они популярны в китайской моде [13. С. 38]. Сохранение и наследование традиционной культуры национальной одежды стало важной проблемой, и особенно актуально для 56 этнических групп в Китае. Мы должны уделить должное внимание этой проблеме. Прежде всего, развитие культуры национальной одежды - это не простая трансплантация или лоскутное шитье из различных элементов, не копирование, жесткая имитация, а многогранная структура, полная неисчерпаемых творческих идей. Развитие культуры национальной одежды неизбежно и необходимо для сохранения и передачи богатого наследия китайской культуры.

Литература

1. Синь Юйфэн. Отношение к традиционной культуре в контексте модернизации: китайский контекст // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия «Исторические науки. Культурология. Политические науки». 2023. № 1. С. 117-121.

2. Хэ Чжиюнь. Эволюция китайского традиционного костюма на Севере Китая как репрезентация социокультурных кодов картины мира: дис. ... канд. культурологии. Владивосток, 2010. 199 с.

3. Ян Ян. Образцы одежды и декора национальных меньшинств Китая. Пекин: Высшее образование, 1994. 268 с. (На кит. яз.).

4. Ян Пэнтао. Новейшие модификации в китайской культуре одежды - путь интегрирования в мировую индустрию моды // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». 2021. № 3. С. 42-49. DOI: 10.18384/ 2310-7227-2021-3-42-49.

5. Ян Сюий, Чан Юань Технология пошива костюма. Шэньян: Ляонинское издательство науки и техники, 2007. 281 с. (На кит. яз.).

6. Чэнь Сюй. Исследование изменчивости и преемственности национального костюма Шэ в провинции Фуцзянь // Журнал университета Миньцзян. 2017. № 3. С. 100— 108. (На кит. яз.).

7. Ши Ляньчжу. О происхождении и миграции народа Ше // Журнал Центрального института национальностей. 1983. №1. С. 34-42. (На кит. яз.).

8. Фан Цинъюнь. Об этнических особенностях и причинах формирования национальности шэ. Тематическое исследование национальности Шэ, Чжанпин, Гуйси, провинция Цзянси // Журнал национальностей Центрально-Южного университета (серия гуманитарные и социальные науки). 2009. № 29 (3). С. 75-85. (На кит. яз.).

9. Ши Ляньчжу, Левэньсянь. История и культура народности Шэ. Пекин: Центральный институт национальной прессы, 1995. 183 с. (На кит. яз.).

10. Се Чунгуан. Два типичных примера китаизации национальности Шэ со времен династий Мин и Цин // Журнал Шаогуаньского университета (серия социальные науки). 2003. № 24 (11). C. 13-20. (На кит. яз.).

11. Ли Минся, Лэй Бинфань. Анализ наследования и развития этнических костюмов Шэ // Журнал университета Лишуй. 2012. № 6. С. 44-47. (На кит. яз.).

12. Си Цзиньпин. Отчет о работе 19-го Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая. Пекин: Народное издательство, 2017. 75 с. (На кит. яз.).

13. Данильченко Т.Ю., Синь Юйфэн, Ши Цюн. Китай: к проблеме трансформации культурного кода // Культурная жизнь Юга России. 2023. № 2 (89). С. 35-41. DOI: 10.24412/2070-075X-2023-2-35-41

National Dress in the System of Traditional Culture of the She People: The History of Development

Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2024, 1 (92), 152-160. DOI: 10.24412/2070-075X-2024-1-152-160

Xin Yufeng, Sanming University (China). E-mail: 285010984@qq.com

Keywords: traditional clothing style, China, ethnic group, She people, the indigenous theory, the migration theory, the multi-source theory.

The article is devoted to the problem of studying the traditional national dress of the She people, as well as the factors that contributed to its change. Traditional Chinese culture is the embodiment of the spirit of the customs of all peoples and the fundamental driving force of the unity of the Chinese nation in overcoming all difficulties. National dress in China is an integral part of Chinese culture. She continues to play an important role in preserving and transmitting the traditions and identity of the Chinese people. The national dress of she reflects the national character, regional peculiarities, customs, art and culture accumulated by the people over a long history. She is a large ethnic minority in southeastern China. Although the She people have their own language, they do not have their own writing system, and there are not enough reliable written sources to study the origin of the She people. Currently, the academic community has not yet come to a unified understanding of the origin of the She people, which can be reduced to the following theories: indigenous theory, migration theory and theory of multiple sources. The natural and geographical environment determines the living conditions of a nation in a certain region and is an external factor shaping the style of national dress. The cultural and historical environment generates unique traditions of national clothing and forms aesthetic taste. National dress may reflect religious or cultural beliefs, social status, or ethnicity of a particular group. It helps to preserve and pass on traditions and values from one generation to another, and also contributes to the preservation of the diversity and uniqueness of cultural heritage.

References

1. Xin Yufeng (2023) Otnoshenie k tradicionnoj kul'ture v kontekste modernizacii: kitaiskii kontekst [Attitude to traditional culture in the context of modernization: the Chinese context].

Gumanitarnye, social 'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. Seriya "Istoricheskie nauki. Kul'turologiya. Politicheskie nauki" - Humanities, socio-economic and social sciences. Series "Historical sciences. Cultural studies. Political science". 1. pp. 117-121.

2. He Zhiyun (2010) Evolyutsiya kitaiskogo traditsionnogo kostyuma na Severe Kitaya kak reprezentatsiya sotsiokul 'turnykh kodov kartiny mira [The evolution of the Chinese traditional costume in the North of China as a representation of the socio-cultural codes of the world picture]. Culturology Cand. Diss. Vladivostok.

3. Yang Yang (1994) Obraztsy odezhdy i dekora natsional'nykh men'shinstv Kitaya [Samples of clothing and decor of national minorities of China]. Beijing: Vysshee obrazovanie. (In Chinese).

4. Yang Peng Tao (2021) Noveishie modifikatsii v kitaiskoi kul'ture odezhdy - put' integrirovaniya v mirovuyu industriyu mody [The latest modifications in Chinese clothing culture are the way to integrate into the global fashion industry]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: "Filosofskie nauki" - Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: "Philosophical Sciences". 3. pp. 42-49. DOI: 10.18384/2310-7227-2021 -3-42-49

5. Yang Xu & Chang Yuan (2007) Tekhnologiya poshiva kostyuma [The technology of tailoring a suit]. Shenyang: Liaoning Publishing House of Science and Technology. (In Chinese).

6. Chen Xu (2017) Issledovanie izmenchivosti i preemstvennosti nacional'nogo kostyuma She v provincii Fuczyan' [Study on the change and inheritance of She Nationality Costume in Fujian]. Zhurnal universiteta Min'czyan - Journal of Minjiang University. 3. pp. 100108. (In Chinese).

7. Shi Lianzhu (1983) O proiskhozhdenii i migracii naroda She [On the origin and migration of She people]. Zhurnal Central'nogo instituta nacional'nostej - Journal of the Central Institute for Nationalities. 1. pp. 34-42. (In Chinese).

8. Fang Qingyun (2009) Ob etnicheskih osobennostyah i prichinah formirovaniya she nacional'nosti. Tematicheskoe issledovanie nacional'nosti She, Chzhanpin, Gujsi, provinciya Czyansi [On the ethnic characteristics and formation reasons of She nationality. A case study of She Nationality Township of Zhangping, Guixi City, Jiangxi Province]. Zhurnal nacional'nostej Central'no-Yuzhnogo universiteta (izdanie po gumanitarnym i social'nym naukam) - Journal of Central South University for Nationalities (Humanities and Social Sciences Edition). 29 (3) pp. 75-85. (In Chinese).

9. Shi Lianzhu & Lewenxian (1995) Istoriya i kul'tura narodnosti She. [History and culture of She nationality]. Beijing: Central Institute for Nationalities Press. (In Chinese).

10. Xie Chongguang (2003) Dva tipichnyh primera kitaizacii nacional'nosti She so vremen dinastij Min i Cin [Two typical examples of Sinicization of She Nationality since Ming and Qing Dynasties]. Zhurnal Shaoguan'skogo universiteta (izdanie po social'nym naukam) - Journal of Shaoguan University (Social Science Edition). 24 (11). pp. 13-20. (In Chinese).

11. Lei Minxia & Lei Bingfan (2012) Analiz nasledovaniya i razvitiya etnicheskih kostyumov She [Analysis on the inheritance and development of She Ethnic costumes]. Zhurnal universiteta Lishuj - Journal of Lishui University. 6. pp. 44-47.

12. Si Tszin'pin (2017) Otchet o rabote 19-go Vsekitayskogo s'ezda Kommunisticheskoy partii Kitaya [Report on the work of the 19th National Congress of the Communist Party of China]. Beijing: Narodnoe izdatel'stvo. (In Chinese).

13. Danilchenko, T.Y. & Xin Yufeng & Shi Qiong (2023) Kitai: k probleme transformacii kul'turnogo koda [China: Toward the Transformation of the Cultural Code]. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South. 2 (89). pp. 35-41. DOI: 10.24412/2070-075X-2023-2-35-41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.