Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОДЕЖДЫ И ОБЫЧАЕВ МАЛЫХ НАРОДНОСТЕЙ ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН (НА ПРИМЕРЕ ОРОЧОНОВ И МАНЬЧЖУРОВ)'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОДЕЖДЫ И ОБЫЧАЕВ МАЛЫХ НАРОДНОСТЕЙ ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН (НА ПРИМЕРЕ ОРОЧОНОВ И МАНЬЧЖУРОВ) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
117
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВИНЦИЯ ХЭЙЛУНЦЗЯН / МАЛАЯ НАРОДНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чжан Ян, Ван Сюэтао

Национальная одежда и украшения являются своего рода символом той или иной нации. Такие факторы, как различные условия жизни, культура, история и другие, приводят к их большому разнообразию. Каждая нация имеет свои уникальные одежду и украшения, исследуя которые можно глубже понять национальную культуру и увидеть их уникальную культурную ценность. Используя аналитический метод и взяв в качестве примера малые народности Хэйлундзяна, сравним национальную одежду, украшения и обычаи, изучим одежду и украшения маньчжуров и орочонов. Посредством анализа одежды четко определим отличительные особенности одежды малых народностей и факторы, обусловившие их различия. Затем предложим рациональную стратегию долгосрочного развития национальной одежды в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPARATIVE STUDY OF HEILONGJIANG MINORITY COSTUMES AND CUSTOMS (TAKING OROQEN AND MANCHU AS EXAMPLES)

National clothes and jewelry, one might say, are the symbol of a particular nation. Such factors of influence as, different living conditions, culture, history and others, lead to their great diversity. Each nation has its own unique clothing and jewelry, exploring them you can even deeper understand the national culture and see the unique cultural value. Using the analytical method, and taking as an example the small peoples of Heilunjiang, let us compare the national dress, jewelry and customs, study the clothing and jewelry of the Manchus and Orochon. Analyzing from the point of view of clothing, we will study its functions even more and determine the factors of difference at this stage. Through the analysis of clothing, we will clearly define the distinctive features of clothing of various small nations and the factors of their difference. Then, we will propose a rational development strategy to promote the long-term development of national dress in China.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОДЕЖДЫ И ОБЫЧАЕВ МАЛЫХ НАРОДНОСТЕЙ ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН (НА ПРИМЕРЕ ОРОЧОНОВ И МАНЬЧЖУРОВ)»

Социология культуры, духовной жизни Sociology of Culture, spiritual Life

Научная статья

DOI: 10.17748/2075-9908-2021-13-1-79-92 УДК 316.37

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОДЕЖДЫ И ОБЫЧАЕВ МАЛЫХ НАРОДНОСТЕЙ

ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН (НА ПРИМЕРЕ ОРОЧОНОВ И МАНЬЧЖУРОВ)

Чжан Ян

Хэйхэский университет г. Хэйхэ, провинция Хэйлунцзян, Китай ORCID id: https://orcid.org/0000000152076005 e-mail: 1684929245@qq.com

Ван Сюэтао

Хэйхэский университет г. Хэйхэ, провинция Хэйлунцзян, Китай

Анотация: Национальная одежда и украшения являются своего рода символом той или иной нации. Такие факторы, как различные условия жизни, культура, история и другие, приводят к их большому разнообразию. Каждая нация имеет свои уникальные одежду и украшения, исследуя которые можно глубже понять национальную культуру и увидеть их уникальную культурную ценность. Используя аналитический метод и взяв в качестве примера малые народности Хэйлундзяна, сравним национальную одежду, украшения и обычаи, изучим одежду и украшения маньчжуров и орочонов. Посредством анализа одежды четко определим отличительные особенности одежды малых народностей и факторы, обусловившие их различия. Затем предложим рациональную стратегию долгосрочного развития национальной одежды в Китае.

Ключевые слова: провинция Хэйлунцзян, малая народность, национальная одежда, культура

Для цитирования: Чжан Ян, Ван Сюэтао, Сравнительный анализ одежды и обычаев малых народностей провинции Хэйлунцзян (на примере орочонов и маньчжуров). // Историческая и социально-образовательная мысль. 2021. Том. 13. № 1. с. 79-92

DOI: 10.17748/2075-9908-2021-13-1-79-92

Original article

A COMPARATIVE STUDY OF HEILONGJIANG MINORITY COSTUMES AND CUSTOMS (TAKING OROQEN AND MANCHU AS EXAMPLES)

Zhang Yang

Heihe University Heihe City, Heilongjiang Province, China ORCID id: https://orcid.org/0000000152076005 e-mail: 168492945 @ qq.com

Wang Xuetao

Heihe University Heihe City, Heilongjiang Province, China.

Abstract: National clothes and jewelry, one might say, are the symbol of a particular nation. Such factors of influence as, different living conditions, culture, history and others, lead to their great diversity. Each nation has its own unique clothing and jewelry, exploring them you can even deeper understand the national culture and see the unique cultural value. Using the analytical method, and taking as an example the small peoples of Heilunjiang, let us compare the national dress, jewelry and customs, study the clothing and jewelry of the Manchus and Orochon. Analyzing from the point of view of clothing, we will study its functions even more and determine the factors of difference at this stage. Through the analysis of clothing, we will clearly define the distinctive features of clothing of various small nations and the factors of their difference. Then, we will propose a rational development strategy to promote the long-term development of national dress in China.

Keywords: Heilongjiang, small ethnic group, National clothes, culture

For citation: Zhang Yang, Wang Xuetao, A Comparative Study of Heilongjiang Minority Costumes and Customs (taking Oroqen and Manchu as examples). Historical and Social-Educational Idea. 2021. Vol. 13. No.1. PP. 79-92 . (In Russ.). DOI: 10.17748/2075-9908-2021-13-1-79-92

Благодарность: проект специального фонда университета Хэйхэ для основных научных исследований университетов в провинции Хэйлунцзян в 2020 году (название проекта: «Исследование обычаев и нравов малых народностей вдоль побережья Хэйлунцзян на примере орочонов и маньчжуров»;

код: 2020-KYYWF-0876).

Acknowledgement: Heihe University Special Fund Project for Basic Research of Universities in Heilongjiang Province in 2020 (project title: Study of the customs and mores of small peoples along the Heilongjiang coast, using the example of the Orochon and

Manchu; code: 2020-KYYWF-0876).

Введение. Национальная одежда малых народностей является важной составляющей китайской культуры, поскольку обладает положительным влиянием в культурном наследии и развитии малых народностей. После тысячелетий непрерывного развития национальная одежда уже не просто имеет формальное, утилитарное назначение, но является выражением национальной культуры и эс-

тетики, отражающей дух нации. Китай - это многонациональная страна, которая включает 56 уникальных народностей, имеющих характерные различия в национальной одежде и демонстрирующих их уникальную ценность.

В северо-восточном районе Китая, в силу географических особенностей, проживает большое количество малых народностей, что отразилось в разнообразии национальной одежды, особенно в районе бассейна реки Хэйлунцзян. Обладая богатыми, нарядными, узорчатыми и красочными чертами, формируется уникальность культуры национальной одежды малых народностей, проявляющаяся в оригинальных характеристиках. Исследование маньчжурской и орочонской народностей начнем с плечевой, поясной одежды и украшений.

1. Плечевая одежда

Короткая плечевая одежда

Короткая плечевая одежда, распространенная у малых народностей Китая, обладает высокой степенью практичности. Существует довольно много видов короткой плечевой одежды, таких как магуа (куртка, надеваемая поверх халата), жилет, меховой парадный костюм и т.д. Она отлично подходит для людей низкого роста, отвечая при этом их потребностям. Структура короткой плечевой одежды сравнительно уникальна: от плеча до рукава представляет собой прямую линию, манжет и подол дугообразны, воротник закруглен, имеет оторочку на манжетах и подоле, при изготовлении используется цветной шелк. Все это еще значительнее подчеркивает женскую красоту. Среди маньчжурской короткой плечевой одежды распространена, например, магуа (куртка), название которой происходит от мужчин-наездников. Длина такой куртки сравнительно коротка, однако на талии со обеих сторон присутствуют разрезы. Как правило, она надевается поверх длинного халата и служит защитой от различных неблагоприятных факторов [1]. Форма такой куртки в общем-то уникальна: она двубортная, с запахом, запахивается на уровне шеи. Со временем она постепенно изменялась: так появился уникальный двубортный высокий ворот, также возникли разрезы, рукав стал более коротким для удобства надевания на длинный халат. Эта форма одежды как у мужчин, так и у женщин все еще использовалась для официальных мероприятий во времена Китайской Республики (1912-1949 гг.). На рисунке 1 представлена такая магуа (куртка).

Рисунок 1. Маньчжурская магуа

Длинный китайский халат

Орочоны - это народность, проживающая в северном регионе, которые прямо на тело носят халат. В повседневной жизни народ много времени посвящает охоте, поэтому дизайн одежды должен быть практичным, не сковывающим движений. Материалом же обычно служит мех местных животных, чаще всего шкура оленя или косули, использующаяся для сохранения тепла и защиты от холода. Мужчины, как правило, носят кожаные ремни, в то время как женщины в основном выбирают цветные тканевые ремни, пожилые женщины отдают предпочтение однотонным ремням. В ходе исследования выяснилось, что народ орочонов выбирает шкуру оленя или косули для изготовления халата на меху, используя при этом не только шкуры местных животных. Такой мех очень хорошо сохраняет тепло, имеет хорошую износоустойчивость, удовлетворяя всем необходимым требованиям [2]. Для разных сезонов из шкуры можно изготавливать различную одежду. Например, мех для зимы сравнительно длиннее, шерсть более плотная, в соответствии с требованиями к зимней одежде. Мех для лета более короткий, подходит для летней или осенней одежды. «Суэн» - это кожаная одежда на языке орочонов. Данная одежда очень просторна. Мужские модели коротки, женские модели сравнительно длиннее. С обеих сторон присутствуют разрезы. Как правило, для декора на ткани используются цветы или узоры, чтобы улучшить дизайн. Также для декорирования используется вышивка, сохраняющая при этом целостность узора, в качестве которого используются также оленьи рога, облака и т.д. [3].

Одежда орочонов в основном изготавливается из меха животных. В процессе разработки модели одежды получилась меховая двубортная верхняя одежда с довольно широкими рукавами. Как у мужчин, так и у женщин используются украшения из меха на воротнике и по краю одежды для пущей декоративности. В длинном халате используется длинный пояс, подчеркивающий талию; он заметно стройнит, но при этом дает чувство удобства и комфорта при физическом труде и в повседневной жизни. По сравнению с другими малыми народностями одежда орочонов наиболее самобытна, как показывает рисунок 2.

Рисунок 2. Одежда народности орочон 82 -

Одежда маньчжуров также является важной составляющей китайской культуры, влияние которой более очевидно. В особенности маньчжурский ципао является самым характерным, любимым большинством женщин и оказавшим значительное влияние на развитие современной моды. Маньчжуры выбрали «систему восьми ци» для управления обществом, поэтому в быту длинный халат прозвали ципао. Он делится на мужской и женский фасоны. В повседневной жизни маньчжуры ездят верхом и охотятся, что оказывает характерное влияние на процесс моделирования одежды. Для ципао характерны приталенность, запах, отсутствие воротника и разрезы по обеим сторонам. Он не только привлекателен, но и практичен для конной охоты, отвечает всем требованиям [4]. Этот вид одежды характерен отсутствием воротника. Основная причина этого заключается в том, что в системе «нурхаци», стандартном парадном одеянии, требуется, чтобы в повседневной одежде отсутствовал воротник. Маньчжурский женский ципао не только широко известен в Китае, но и оказал значительное влияние на одежду других малых народностей. В наше время все еще существует большое количество поклонников, предпочитающих ципао. Изначально ципао представлял собой длинное платье в виде жилета, а в ходе постепенного усовершенствования видоизменялся в ципао с широкой талией от верха до низа, вплоть до стопы. Такой фасон ципао больше подходил женщинам, в нем они могли выполнять любую физическую работу. Но эстетичность этого вида ципао невысока, в нем сложно раскрыть женскую красоту. С течением времени женский ципао претерпевал значительные изменения: его длина постепенно укорачивалась, вместе с тем ширина рукава уменьшалась. Стали появляться приталенные ципао с короткими рукавами или без рукавов, демонстрирующие кардинальные изменения во всех аспектах. На этом этапе у ципао постепенно появился стоячий воротник, узкие рукава, запах на правую сторону, для фиксации теперь используются тканевые пуговицы - и все это еще больше усиливало чувство общей привлекательности [5]. В ходе исторического изменения талия ципао становится более узкой, длина достигает колен, тем самым показывая красоту человеческого тела. В процессе этих перемен он стал любим большинством женщин и популярным не только в Маньчжурии, но и у других народностей, даже за рубежом. Именно он становится уникальным олицетворением китайской женской одежды, как показано на рисунке 3.

Рисунок 3. Маньчжурский женский ципао

2. Сравнительный анализ аксессуаров

Украшения для головы

Малые народности севера любят носить головные украшения, которые не только обладают хорошей практичностью и значительным эстетическим вкусом, но даже отображают религиозные убеждения. Красочные головные украшения являются важной частью одежды малых народностей. В сочетании с предметами гардероба они демонстрируют хорошую функциональность, подчеркивают статус и материальное состояние, а значит, несут собой глубокий смысл [6].

В Маньчжурии, например, головные украшения женщин более своеобразны и демонстрируют явные особенности. Наиболее уникальной является «цидоу», которая была очень популярная при династии Цин. Ее носили маньчжурские аристократки, надевая на крупные празднества [7]. Цидоу обычно состоит из проволочного каркаса, обмотанного черным лазурным атласом, который формирует веерообразную форму. Для крепкой фиксации основание сделано пустым, а середина украшена в определенном порядке большими цветами. Также она декорирована различными подвесками и жемчугом. Обычно по краям используются длинные кисточки, чтобы продемонстрировать грацию, изящество женщины. При ходьбе длинные кисточки и подвески раскачивались, тем самым раскрывая темперамент и эстетичность своей обладательницы. На рисунке 4 изображена маньчжурская цидоу.

Рисунок 4. Маньчжурская цидоу

Орочоны любят носить шапки, для изготовления которых обычно используют шкуру косули, также известную как «мьежита». После охоты на косулю ее голову полностью сдирают, сохраняя поднятыми уши, сушат, а после высыхания сшивают по ее форме. Затем пришивают ткань, мех и другие украшения. Также оставляют уши: в приподнятом наверх состоянии их можно использовать в качестве украшения, а опущенные вниз - как защиту от ветра и снега. Такие шапки очень любимы народом [8]. Эта шапка обладает хорошей эстетикой и практичностью, поэтому очень популярна у местных жителей. Мужскую

шапку изготавливают из шкуры косули, женскую - в основном из кожи лисы или рыси. Все это демонстрирует уникальную мудрость и особенности жизни орочонов [9].

Пояс

Пояс также является распространенным аксессуаром, имеющим уникальное символическое значение. Как правило, он используется для верхней одежды и брюк, также обладает практичностью и служит украшением. Пояс - обычно наиболее изысканная деталь. В древности пояс подчеркивал богатство и могущество. Он был с высоким мастерством обрамлен нефритом или другими драгоценными камнями. Пояса орочонов, как правило, кожаные, имеют и практическую ценность. При изготовлении используется мех животных и на пояс вешается кошелек. Маньчжурские мужчины, женщины и дети также любят вешать свои кошельки на пояс. А когда охотники выходят на промысел, они предпочитают носить кожаную сумку на поясе, чтобы обеспечить себя продовольствием [10].

1. Сравнительный анализ поясной одежды

Брюки и штаны

Брюки - это наиболее распространенный элемент одежды малых народностей в Китае. Существует широкий ассортимент брюк, весьма практичных. Большинство модельеров создают брюки так, чтобы облегчить повседневную жизнь и работу людей. Обратимся, к примеру, к орочонам. Этот народ проживает в горах малого Хингана, поэтому при изготовлении брюк часто используется местный мех косули, что повышает тепло брюк. Даже при температуре в несколько десятков градусов ниже ноля брюки все еще сохраняют тепло. Они обладают хорошей износостойкостью и удовлетворяют потребностям данного народа [11]. Штаны -это маньчжурская повседневная одежда, более распространенная у мужчин. Хотя они и называются «брюками», но они не являются ими в полном смысле слова. У них нет пояса и мотни, а только две штанины и ремень, закрепляющий их на талии. Существует много видов таких штанов.

Юбка

Юбка является наиболее распространенным видом женской одежды в Китае, но также важной частью женского гардероба и у малых народностей. Форма юбок уникальна, их существует много видов, таких как фартук, мини-юбка, прямая юбка, юбка с запахом и т.д. Существуют значительные различия между юбками разных народностей, особенно в отношении используемой ткани [12].

Обувь

Обувь орочонов довольно уникальна. Ее носят как мужчины, так и женщины. В культуре орочонов такие сапоги называют «чикми», и, как правило, для верха используется шкура ног косули, а для низа - шкура шеи косули. Обычно они однослойные, высотой около 25 см. Зимой нужно надевать носки, чтобы согреться. Эта обувь очень комфортна, практична, легка и уютна, бесшумна при ходьбе -в процессе охоты помогает не спугнуть зверя. Таким образом, соответствует всем требованиям. Также существует обувь из соломы, ткани, медвежьей шкуры, шкуры дикого кабана и др., для ношения в разные времена года. На рисунке 5 показаны сапоги народа орочон из меха косули династии Цин.

- 85

Рисунок 5. Сапоги народа орочон из меха косули династии Цин

Сравнение функциональности одежды малых народностей Хэйлун-

дзяна (на примере орочонов и маньчжуров)

1. Отличительные особенности национальной культуры

Одежда малых народностей имеет уникальные функции, по ней свободно читается национальная культура. Причина заключается в том, что малые народности в процессе длительного непрерывного развития постепенно формировали свой уникальный стиль, национальную культуру, дух, обычаи, искусство и др., которые отражались в одежде, показывающей свою уникальную ценность.

Изначально отношение людей к одежде было незатейливым в производстве и использовании. Однако по мере непрерывного развития к функциям одежды постепенно выдвигались новые требования, выходящие за рамки простого сохранения тепла и защиты. На этом фоне постепенно развивались народные обычаи и культура, ослабевала приверженность традициям, все больше учитывались национальные особенности и развитие, выявлялась специфика образа жизни каждого народа. Например, шкуры косули и оленей орочонов обладают такой спецификой. Они нашли отражение в богатой национальной культуре, национальном характере и весьма узнаваемы [13].

2. Материализация религиозных убеждений

Религиозная материализация также является назначением одежды малых народностей на данном этапе. Она отражает обилие эмоций, народных обычаев, посредством нее выражается религиозная принадлежность. Религиозные убеждения материализуются и проецируются через эстетику одежды. Например, наиболее распространены тотемные узоры, которыми с большим мастерством малые народности украшают одежду, демонстрируя уникальный рисунок. Условно говоря, вероисповедание - это духовный аспект. Например, маньчжурская шаманская одежда содержит большое количество религиозных красочных элементов, выраженных на всех уровнях: ткань, цвет, узор и т.д. Через ремень также выражается религиозная принадлежность, выходящая за рамки традиционного использования и декоративных функций [14].

3. Функции декоративных украшений

Функции декоративных украшений являются наиболее распространенными. Для одежды эти функции постепенно расширялись от изначальной функции утепления. С повышением уровня жизни использование первоначальной функции одежды постепенно затрудняло удовлетворение богатого духовного мира народа, поэтому люди постепенно привносили эстетику в одежду. Одежда стала средством выражения прекрасного и удовлетворяла эстетические потребности людей. У каждой национальности свое восприятие эстетики. В частности, малые народности предпочитают использовать детали из жизни для украшения, а также обращаются к цвету, чтобы выразить свои эмоции и красоту. Например, для маньчжурского женского цидоу использовалось большое количество деталей для украшения, подчеркивающих общую форму. Так, люди уже не просто стремились к практичности, но и реализовывали эстетическую функцию.

4. Функции производства и труда

Для людей традиционная одежда использовалась в качестве обеспечения их собственной безопасности, и целью моделирования одежды была практичность. В то же время одежда, в свою очередь, могла способствовать производительности физического труда. Например, использование листьев, меха животных и т.д. помогало замаскироваться, чтобы увеличить шанс заполучить добычу. У орочонов, например, в процессе развития для охоты постепенно вырабатывался дизайн одежды, оптимальный для охотников. Она должна обладать определенными деталями, как, например, передний лацкан, который может быть загружен продуктами питания. А для работы в поле дизайн брюк должен также соответствовать сфере деятельности, чем косвенно способствовать повышению эффективности производства и развитию сельского хозяйства.

5. Функции праздничных традиций

Праздничные обычаи также являются важной функцией национальной одежды. Через уникальную одежду можно показать особый праздничный эффект, некоторые люди даже специально разрабатывают одежду для праздничных торжеств. Например, орочоны верят в шаманизм. Они считают, что все сущее связано с духами. Более того, в процессе развития детали религиозных верований отражались в одежде. Как средство выражения религиозности использовались такие предметы, как обувь, сумки, пояса, украшенные соответствующими узорами. Как правило, это были змеи, черепахи, лисы и другие животные, главным образом потому, что шаман считает: такие существа могут представлять волю шамана, проявлять особую сущность и тем самым формировать уникальность одежды [15].

Отличительные факторы одежды малых народностей Хэйлунцзяна (на

примере орочонов и маньчжуров)

1. Факторы географического положения

Географическое положение оказывает большое влияние на одежду малых народностей. Обширная территория Китая и наличие малых народностей в каждом регионе - все это создает многоликость культур. Более того, их обычаи указывают на значительные различия. Основная причина заключается в том, что ре- 87

гиональные факторы приводят к большим различиям в привычках местных жителей. Многие обычаи и привычки напрямую связаны с географическим положением, тем самым оказывая влияние на национальную одежду. У орочонов, например, самой важной функцией национальной одежды является защита от холода. Большинство жителей проживает в районе Хинганского хребта, где зима сравнительно долгая, с лютыми морозами и относительно коротким сухим летом. Такие экстремальные географические условия вынуждают местных жителей обращаться к меху животных, чтобы согреться, не получить обморожение и защититься от холода. Летом орочоны, как правило, выбирают кожаную одежду и брюки - она служит защитой от солнца и обеспечивает прохладу. Именно таким образом географическое положение создает различия в одежде.

2. Факторы национального способа производства

Национальный способ производства также является фактором влияния. Благодаря анализу было установлено, что в процессе своего развития одежда в разных регионах подвергалась влиянию изменений в производстве и жизни людей, тем самым оптимизируя характеристики одежды. Например, большинство орочонов ради пищи и одежды охотятся на оленей, косуль и других животных. Орочоны долгое время используют шкуры оленей и косуль в изготовлении одежды для разного времени года. В этом видно влияние национальных методов производства на одежду. В настоящее время на стиль одежды также оказывают значительное влияние различные методы производства, так формируются различные стили одежды. Например, в северном регионе в основном занимаются животноводством, поэтому одежда должна быть свободной, чтобы, надев халат, можно было легко садиться на коня и спрыгивать с него, в то время как на юге в основном занимаются сельским хозяйством, поэтому там чаще всего носят брюки, платья и т.д.

3. Исторические и культурные факторы

Различная история и культура оказывает уникальное влияние. Культурные обычаи, бытовые привычки, религиозные верования и т.д. формируют существенные различия и оказывают влияние на национальную одежду, выражение стиля, фасона, цвета, украшений, узоров и т.д., отражающих историю и культуру. Орочоны в большей степени поклоняются оленю. Более того, в их тотеме проявляется уникальная ценность, отражающая среду обитания и экологические условия народа. Например, у маньчжуров на процесс развития одежды сильно повлиял исторический фон. Нурхаци с началом войны вовсе не унифицировал одежду, поэтому существовало большое разнообразие ее видов. А в эпоху императора Тайцзи одежда унифицировалась, был сформирован определенный стандарт, такой как длинный халат, куртки и т.д.

Анализ значения одежды малых народностей в Хэйлунцзяне

1. Культурно-психологическое значение

Культурно-психологическое значение подразумевает культурный образ самих малых народностей. В процессе развития, благодаря непрерывной практике и творчеству народа, формировалась самобытная культура, проявляя нацио-88 -

нальные и региональные черты. Также географическая среда, природные условия, производственная среда, культурные традиции, обычаи и религиозные верования - все это имеет огромное культурное значение. Одежда является непременной составляющей материальной культуры нации. В процессе непрерывного развития проявлялось значение самобытной культуры, формировались национальные особенности, широко принятые народом, отражающие национальные нравственные ценности и эстетическое восприятие, обладающее высокой ценностью.

2. Значение эстетического сознания

С эстетической точки зрения национальная одежда имеет высокую ценность. При непрерывном развитии традиционная одежда постепенно расширяла свои функции от защитной функции до придания ей совершенно нового значения, например эстетического. Она демонстрировала новую идеологию, содержащую в себе эмоции и мысли людей. Так, при непрерывном процессе развития проявлялась ее исключительная ценность. Например, маньчжурский ципао содержит в себе уникальное эстетическое сознание. Люди в процессе моделирования уделяли большое внимание стилевому дизайну, использованию цвета, украшений, соотношению форм и линий для формирования уникального ципао. Фасон излучал невероятную красоту, демонстрируя уникальный эстетический вкус нации.

3. Значение религиозных убеждений

Религиозные убеждения не только влияют на вид и фасон одежды, но их также используют как уникальную символическую систему. В свое время среда религиозной культуры, представление народа о сверхъестественных силах повлияли на создание окончательного национального костюма. В настоящее время у большого количества людей национальная одежда служит для демонстрации религиозных убеждений. Она показывает уникальность идей, проникнутых народно-религиозным сознанием, таких как тотемы, обряды, ритуалы и т.д. Орочоны специализируются на шаманизме, верят в анимизм и в связи с этим считают, что все вещи одухотворены. Все это отражает религиозные убеждения и оказывает большое влияние на все сферы жизни. Так, в настоящее время еще более отчетливо видно, как культурные особенности способствуют национальному характеру, показывают уникальную самоценность одежды и способствуют продвижению традиционной культуры и ее наследию.

Заключение. Сказанное выше доказывает, что уникальная одежда малых народностей является важной составляющей национальной культуры и неотъемлемым содержанием китайской нации. Орочоны и маньчжуры - это малые народности Хэйлундзяна с уникальными особенностями. Их история своеобразна и отражает богатую национальную культуру. Культура одежды также является традицией, по-своему демонстрирующей особенности культуры и истории нации, богата культурным, эстетическим и религиозным значением. Посредством изучения одежды и аксессуаров орочонов и маньчжуров мы получаем наглядное представление о них. Поэтому мы должны уделять больше внимания традициям и инновациям, исследовать их культурную ценность и осуществлять продвижение традиционной культуры национальной одежды.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Ню Цайся. Исследование монгольских узоров одежды и их культуры: Комментарий к статье «Одежда малых народностей Китая» Ц] // Печатное издание. -2020. - № 46(12). - С. 75-76.

2. Кун ЯнЖун. Исследование мастерства и сохранения традиций казахской традиционной одежды ручной работы [[] // Великое искусство. - 2020. -№ 11(34). - С. 125-126.

3. Чжан Синьна. Анализ эстетических элементов, содержащихся в одежде малых народностей, с точки зрения культуры дизайна: Комментарий к статье «Применение узоров национальной одежды в дизайне» [[] // Текстильные технологии. - 2020. - № 48(11). - С. 109-110.

4. Ху Чжоуянь, Ли Жуоцин. Антропологическое исследование культурной символики в женской одежде народа уезда Яоань Ц] // Журнал института Вэнь-шань. - 2020. - № 33(05). - С. 12-14.

5. Сунь Янь, Чжан Сикай. Применение элементов в традиционной одежде нанайцев при разработке туристского продукта Ц] // Текстильный отчет. - 2020. -№ 39(09). - С. 49-50.

6. Пэн Хуэй. Краткий анализ культуры одежды малых народностей на примере духовного наследия Дун Цзинь в одежде Ц] // Текстильный отчет. - 2020. -№ 39(09). - С. 89-90.

7. Ян Лили, Чжу Шуся, Дун Вэйпин. Инновации и применение элементов одежды народности Ше в провинции Фуцзянь в дизайне современной туристической одежды [[] // Текстильный промысел Шаньдуна. - 2020. - № 16 (09). - С. 41-43.

8. Чжан Сюэмэй. Наследование и сохранение культуры одежды малых народностей в Китае: Обзор «Наследование и развитие искусства одежды малых народностей Китая» Ц] // Вспомогательные материал для печати. - 2020. -№ 37(09). - С. 66.

9. Ван Юньюнь. Применение элементов одежды малых народностей в современном дизайне: Комментарий к статье «Применение узоров одежды малых народностей в дизайне одежды» [[] // Текстильные технологии. - 2020. -№ 48(09). - С. 112-113.

10. Чжу Ли. Исследование формирования элементов фасона одежды народности Хани в современной портретной живописи Ц] // Западная кожа. - 2020. -№ 42(17). - С. 67-68.

11. Чэнь Цзинюй, Чжан Мэнмэн, Чжао Вэйнань. Анализ мастерства одежды на примере народности Шэ «Кунжиен» Ц] // Проект. - 2020. - № 33(17). - С. 7880.

12. Ху Сяопин, Ло Лунлинь, Сюй Юнь. Исследование традиционной женской одежды северной провинции Гуандун [[.] / / Тяньцзиньские текстильные технологии. - 2020. - № 16(04). - С. 1-4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Чжан Бэйбэй,Шу Сяпин. Скрытый смысл и преобразование: культурные традиции в символике одежды малых народностей в Гуанси [Ц] // Национальное искусство. - 2018. - № 15(01). - С. 140-145.

14. Чжу Хэцинь. Культурная среда в уйгурских костюмах и народных обычаях [] // Журнал педагогического университета Или (издание по социальным наукам). - 2018. - № 15(04). - С. 42-46.

REFERENCES

1. Niu Zaixia. Research on Mongolian Costume Patterns and its Culture. A Comment on "Chinese Minority Costumes" [J]. Dyeing, 2020, 46(12): 75-76. (in China)

2. Kong Yanrong. Research on the production process and protection and inheritance of traditional Kazakh costumes[J]. Art Grand View, 2020, 11(34): 125-126. (in China)

3. Zhang Xinna. Analyze the aesthetic elements contained in ethnic costumes from the perspective of design culture. Comment on "The Application of Ethnic Costume Patterns in Fashion Design" [J]. Wool Spinning Technology, 2020, 48(11): 109110. (in China)

4. Hu Zhouyan, Li Ruoqing. A Symbolic Anthropological Investigation of Yi Women's Clothing Culture in Yao'an County [J]. Journal of Wenshan University, 2020, 33(05): 12-14. (in China)

5. Sun Yan, Zhang Sikai. The application of Hezhe nationality's traditional clothing elements in the development of tourism products [J]. Textile Report, 2020, 39(09): 49-50. (in China)

6. Peng Hui. Analysis of ethnic minority costume culture. Taking Dong Jin intangible cultural heritage costumes as an example [J]. Textile Report, 2020, 39(09): 89-90. (in China)

7. Yan Lili, Zhu Shuxia, Dong Weiping. The innovation and application of the clothing elements of the She ethnic group in Fujian in the design of modern tourism clothing products [J]. Shandong Textile Economy, 2020, 16(09): 41-43. (in China)

8. Zhang Xuemei. Inheritance and Protection of Ethnic Minority Costume Culture in my country. Comment on "Inheritance and Development of Chinese Ethnic Costume Art" [J]. Printing and Dyeing Auxiliary, 2020, 37(09): 66. (in China)

9. Wang Yunyun. The Application of Ethnic Minority Dress Elements in Modern Garment Design. Comment on "The Application of Minority Dress Patterns in Garment Design" [J]. Wool Spinning Technology, 2020, 48(09): 112-113. (in China)

10. Zhu Li. Research on the expression of the various elements of Hani costumes in contemporary figure paintings [J]. Western Leather, 2020, 42(17): 67-68. (in China)

11. Chen Jingyu, Zhang Mengmeng, Zhao Weinan. Discrimination and analysis of the She nationality "Tiezhiyan" dress craft based on the practice of reproduction [J]. Design, 2020, 33(17): 78-80. (in China)

12. Hu Xiaoping, Luo Longlin, Xu Yun. Research on traditional female costumes of Guoshan Yao in Ruyuan, northern Guangdong [J]. Tianjin Textile Technology, 2020, 16(04): 1-4. (in China)

13. Zhang Beibei, Shu Xiaping. The concealment and transformation of meaning: the cultural tradition in the folk symbols of ethnic minority costumes in Guangxi [J]. National Art, 2018, 15(01): 140-145. (in China)

14. Zhu Heqin. The cultural ecology in Uygur costumes and folklore [J]. Journal of Yili Normal University (Social Science Edition), 2018, 15(04): 42-46. (in China)

Информация об авторах: Чжан Ян, библиотекарь, сотрудник, магистр, окончила Благовещенский государственный педагогический университет в России, по специальности лингвист, направление исследований: создание ресурсов русской литературы и содействие чтению. г. Хэйхэ, провинция Хэйлунцзян, Китай. ORCID id: https://orcid.org/0000000152076005

e-mail:1684929245@qq.com,

Ван Сюэтао, Младший библиотекарь-исследователь, степень магистра, направление исследований: содействие чтению. г. Хэйхэ, провинция Хэйлунцзян, Китай. e-mail:1684929245@qq.com,

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Zhang Yang, librarian, Employee, master, graduated from the Annunciation State Pedagogical University in Russia, majoring in linguist, research area: creating resources for Russian literature and promoting reading. Heihe city, Heilongjiang province, China. ORCID id: https://orcid.org/0000000152076005 e-mail: 1684929245@qq.com

Wang Xuetao, Associate Research Librarian, Master's Degree, Research Line: Promoting Reading.

Heihe City, Heilongjiang Province, China. e-mail: 1684929245@qq.com

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 16.01.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 12.02.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.02.2021

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов./ The authors declare no conflicts of interests

© Чжан Ян, 2021 © Ван Сюэтао 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.