Научная статья на тему 'Ксиланкапу – красочная шелковая китайская парча туцзя'

Ксиланкапу – красочная шелковая китайская парча туцзя Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
35
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туцзя / образ жизни / культура / производство парчи / Tujia / lifestyle / culture / brocade production

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ши Цюн

Туцзя относится к малым народностям Китая. Это трудолюбивый народ, живущий в сложных климатических и природно-географических условиях. К ремесленному и эстетическому наследию этого народа относится производство парчи ксиланкапу. Этот вид деятельности интегрирует в себе ремесло и искусство, что позволяет получать высококачественные, красивые натуральные изделия, обладающие высокими экологическими качествами. Поддержка и возрождение этой технологии и искусства чрезвычайно актуальны в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Хilankapu is a Colorful Silk Chinese Tujia Brocade

The subject of analysis in the article is the production of Хilankapu silk brocade. The author relies on museum materials and uses the cultural method of analyzing and interpreting empirical material. The interpretation of the brocade phenomenon is carried out on the basis of the study of the Tujia way of life and craft, the study of aesthetic tastes and traditions of this people. The Tujia people are indigenous to Hunan, Hubei, Guizhou and Chongqing provinces. The outstanding anthropological qualities of the Tujia people were formed under the influence of the difficult natural and climatic conditions of life. The Tujia people are characterized by a powerful spirit of cooperation. The Tujia practice the moral of mutual aid, helping other families in need. Tujia District has always placed more emphasis on education and respected teachers. Whether the old private schools, academies or new style schools were opened, and more developed, scholar-literates appeared one after another. In daily interactions, the Tujia are sincere, treat each other with trust, and generally believe promises made, including when borrowing money. Peasant labor has shaped their simple and pragmatic national character: in daily life, they live a simple life and dress simply. Хilankapu brocade is an expression of the craft skills of the people and a reflection of their aesthetic tastes. It is characterized by high quality, the use of bright natural dyes, a special combination of colors and patterns, high wear resistance and, in general, elegance, beauty and durability.

Текст научной работы на тему «Ксиланкапу – красочная шелковая китайская парча туцзя»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК 316

DOI: 10.24412/2070-075Х-2023-3-158-163

Ши Цюн

КСИЛАНКАПУ - КРАСОЧНАЯ ШЕЛКОВАЯ КИТАЙСКАЯ ПАРЧА ТУЦЗЯ

Туцзя относится к малым народностям Китая. Это трудолюбивый народ, живущий в сложных климатических и природно-географических условиях. К ремесленному и эстетическому наследию этого народа относится производство парчи ксиланкапу. Этот вид деятельности интегрирует в себе ремесло и искусство, что позволяет получать высококачественные, красивые натуральные изделия, обладающие высокими экологическими качествами. Поддержка и возрождение этой технологии и искусства чрезвычайно актуальны в настоящее время.

Ключевые слова: туцзя, образ жизни, культура, производство парчи.

Основное внимание в статье уделяется ремесленному искусству производства шелковой парчи ксиланкапу. В отечественной литературе тема не исследована, в то же время, она представляет особый интерес как в аспекте кросс-культурного подхода, так и с точки зрения экологизации традиционной культуры. Этим аспектам уделено основное внимание в статье.

Парча туцзя является кристаллизацией мудрости их женщин. Искусство изготовления этой парчи уходит корнями в культурную почву туцзя, являющуюся опорой их духовной жизни [1]. Этот уникальный продукт ремесла и культуры стал символом национальной идентичности, поскольку он обладает утилитарной, эстетической и экономической ценностью [1]. Автор использовал источники и материалы исследования, размещенные на порталах и в музеях, прежде всего государственных [2; 3], источники по традиционной культуре [4. С. 365-366, 361-364, 236-239, 236-239], одежде туцзя [5; 6; 7]. Мы также публиковали результаты своих исследований культуры и костюма туцзя [8; 9. С. 25-29; 10. С. 35-41], однако аспект парчи ксиланкапу специально рассматриваем впервые.

Туцзя - это нация, не имеющая собственной письменности. За долгие годы отсутствия собственных слов люди туцзя использовали изобретательность, богатое воображение, прекрасное эстетическое сознание, а также одежду и утварь в качестве носителей, чтобы запечатлеть древнюю историю нации. Нежная привязанность к своей родине и особое видение будущего характерны для них и сегодня. Типичная традиция, которая дошла до наших дней, это производство парчи.

Согласно документальным свидетельствам, помимо рыбной ловли и охоты, древние люди Ба умели ткать, и их «тутовый шелкопряд и конопля» отличались высоким качеством. Каменный рельеф династии Восточная Хань, обнаруженный в деревне Хунлоу, уезд Туншань, город Сюйчжоу, провинция Цзянсу, в 1956 году, демонстрировал технологию ткачества периода династии Хань. Для изготовления шелка использовались техника ткачества и ткацкий станок.

В августе 2013 года специалисты из музея округа Бадонг обнаружили в висячем гробу образец печати, созданный мастером парчовой мастерской из этой этнической группы в середине периода Сражающихся царств.

«Ксиланкапу» - это «язык» туцзя. «Ксилан» означает подстилку, «капу» означает цветок, а «ксиланкапу» означает подстилку из цветов народа туцзя. Часто перед словами «мостовая из цветов» помещают слово «ту», чтобы указать на характерные черты народности туцзя, которые присутствуют в этом промысле. Одеяло Тухуа ценится народом туцзя, оно считается средоточием мудрости и навыков и называется «цветком туцзя». Согласно обычаям национальности туцзя, в прошлом, когда девушки туцзя выходили замуж, им приходилось делать красивые «ксиланкапу» на ткацком станке. Обычай имеет долгую историю вплоть до четырех тысяч лет.

Предки народа туцзя верили, что у всех вещей есть духи, у каждой горы и водоема есть сознание, у каждой травинки и дерева есть связь с богами. Узоры парчи туцзя очень богаты, тематика ксиланкапу обширна, а ее содержание охватывает почти все аспекты жизни народа туцзя.

Существует более двухсот видов основных традиционных узоров, и среди них основными являются следующие. Первый вид основан на формах животных; второй -на изображении растений и цветов; третий отражает предметы повседневной жизни; четвертый развивает тему геометрических узоров (крестовидных узоров); пятый - тему положительных персонажей, шестой - тему земли и небесных явлений.

Все изображаемые сюжеты анимистичны и имеют широкий спектр тем. Для парчи используют такие ткани из хлопка, конопли, шелка и натуральные красители - марена, гардения, куркума, полигонум, бамбуковые листья, галл и др. Как видно, выбор сюжета для парчи неразрывно связан с жизнью и обычаями народа туцзя, и это яркое художественное изображение взаимоотношений народа туцзя и природы.

Наиболее удачным и красивым узором парчи туцзя считается изображение животных, а каждое животное имеет свою основную изобразительную форму.

Появление растительного и цветочного узора ксиланкапу позже, чем животного, обусловлено логикой их деятельности, переходом к оседлому образу жизни. Например, образ гречихи, ее цветка - это символ урожая и излюбленный сюжет, который естественным образом соткан в ксиланкапу женщинами туцзя.

Цветочные узоры - цветы тыквы, цветы виноградной лозы - это все образы растений, которые растут перед домами народа туцзя, а также на полях. В ксиланкапу можно видеть образ жизни и основные черты культуры народа туцзя.

Парча туцзя представляет «красную культуру» женщин туцзя. Для женщин туцзя уровень мастерства изготовления парчи обладает особенной ценностью. В глазах женщин туцзя все, что они видят, имеет красивую сторону. В узоре ксиланкапу присутствует большое количество домашней утвари, такой как «орнамент-лодка», «орнамент-стул». Так, «орнамент звена цепи» - это серия узоров ксиланкапу, включающая 8, 12, 16, 24, 48 петель, а также двойные петли, раппорт 8 петель.

Все узоры петель распределяются по четырем сторонам слой за слоем. Петли дела-

Рис. I. Ткацкий станок династии Хань, текстильный портрет, каменная протирка

Рис. 2. Гуян. Птица. Цветок. Бабочка. Пион.

Рис. 3. Двадцать четыре петли, раппорт по утку

ются многократно и распределяются по двум типам орнаментов. Два типа орнаментов взаимозависимы и образуют узор. Этот метод похож на восемь даосских диаграмм и диаграммы тайцзи, где черное и белое сосуществует и переходит друг в друга. Независимо от того, какой объект из звеньев цепи представляет собой орнамент, мы можем видеть, что он являет собой бесконечное поклонение народа туцзя жизни. Поэтому узор из петель является необходимым элементом для цветочного орнамента

в брачной церемонии для девочек туцзя.

Народ туцзя долгое время находился под властью вождя, и обмен с ханьской культурой был очень ограничен. После тринадцати лет реформ Юнчжэна в районе горы Улин был снят запрет на «въезд народов дун и хань». Маньчжурская и хань-ская культура начала проникать в поселения народности туцзя. Многие узоры и символы культуры хань оказали влияние на парчу туцзя, этим обусловлено, например, появление на ней китайских иероглифов.

Характерными образцами этого вида работ являются: пион-бабочка, львиная гортензия, мышь, приветствующая родственников, рыба, прыгающая на врата дракона, двойной феникс Чаоян, цапля, наступающая на лотос, Ванзи Люшуй, Фу Лу Шоу Си, Династия И Пин Данг, четыре отпечатка феникса и т.д.

Люди туцзя поклоняются своим предкам и благоговеют перед природой. Солнце и Луна в небе, а также горы и реки на земле - объекты их почитания. Современные люди туцзя все еще сохраняют народные обычаи, такие как поклонение большим камням в горах, колодцам и углам стен. В парче туцзя также выражено традиционное поклонение этого народа. Подсолнечник, лунный цветок, гипсо-фила, крупка стенная являются наиболее классическими проявлениями этого типа узора.

С точки зрения современного текстильного производства, тканевое плетение имеет три основных вида: полотняное плетение, саржевое плетение и атласное плетение. Так, узор «морской карп» имеет

сложную структуру плетения. Оно начинается от двух основных плетений - от полотняного и саржевого, а затем включает в себя еще множество различных видов плетений.

Сложные вариации в плетении узора «морской карп» редко встречаются в других типах парчи. Усложнение узора расширило выразительные возможности парчи для тем и стилей, а также помешало его иимитации и копированию с помощью современных методов обработки. Основной технологической особенностью ксиланкапу является использование техники «непрерывная основа и прерывный уток». Нити основы, проходящие через всю ткань, открыты и находятся в одном и том же положении, а уточная нить может отсоединяться сколько угодно раз.

Таким образом, узор можно разрывать столько раз, сколько необходимо, чтобы можно было использовать неограниченное количество орнаментов для изображения, тем самым расширяется пространство для выражения. Оно может отражать стиль большинства статичных форм графического изобразительного искусства, таких как классическое, народное, современное, фотографическое, китайская декоративная и западные стили живописи.

Рис. 4. Орнамент цапли с печатью четырех фениксов

Рис. 5. Настенный орнамент Чичиба

Ткацкое оборудование для ксиланкапу имеет очень древнее происхождение («косой ткацкий станок»), оно использовалось тысячи лет. Ткацкое мастерство ксиланкапу более сложное, чем ручная работа. Основные технологические процессы: прядение и скручивание, крашение, перемотка, штабелирование и вытягивание, скручивание, переворачивание. Система силовой передачи ткацкого станка в основном приводится в движение бамбуковыми осями, веревка приводит в движение рычаг (обычно известный как «рыба»), а рычаг и веревка приводят в движение челнок для выполнения различных технологических действий по изменению структуры ткани. Кроме того, мощность ткацкого станка зависит от силы ног ткача; натяжение основы также зависит от силы ног ткача; подача и затягивание утка полностью зависит от силы рук ткача.

Древняя технология и культура такого мастерства включает:

1. Вариации плетения через уток; через основу и уток; а также через саржевое плетение.

Эти вариации зависят от основного саржевого плетения. Черные или красные хлопковые нити, скрученные по две, используются в качестве нитей основы и утка, чтобы сформировать однотонную саржевую ткань. Поверхность ткани соткана из шелковых или хлопчатобумажных нитей разных цветов.

2. Комбинированное плетение через основу и прерывный уток; саржевое плетение.

Такое смешанное плетение представляет собой соединение полотняного и саржевого плетения. Оно основано на искусстве теневого и саржевого плетения в соответствии с потребностями рисунка.

3. Простое плетение изменяет структуру теневого нижнего утка через основу и короткий уток.

Данные вариации исходят из базовой структуры полотняного плетения. Нижняя структура утка состоит из скрученных нитей основы и уточных нитей. Ткань соткана из шелковой или хлопчатобумажной пряжи разного цвета. Цветной уток может быть обрезан, чтобы сформировать рисунок полотняного плетения различных цветных орнаментов на поверхности ткани.

Благодаря разнообразию технологии, возникают четыре простые и элегантные эстетические формы ткани. Стиль декоративного узора ксиланкапу основан на оригинальных геометрических узорах, узорах облаков периода династии Хань, лотосе периода шести династий, пиона периода династии Тан, сосне, бамбуке и сливе периода династии Юань и кустовом лотосе периода династии Мин, сотканных путем художественной трансформации и технической обработки.

Цветовая гамма одежды туцзя по-прежнему остается «красной» и «черной». Красный - теплый цвет, который представляет свет, а черный - холодный цвет, символизирующий тьму. Таким образом, ксиланкапу в основном использует красный, дополненный черным, и вкрапления желтого, синего и белого.

Стилевые характеристики парчи ксиланкапу следующие: простота и элегантность, насыщенный контраст, естественная гармония, яркость, «чистота» цвета.

Итак, исторические и современные свидетельства подтверждают, что парча туцзя является выдающимся памятником традиционной культуры народа туцзя, занимает важное место в национальной ремесленной культуре и имеет особую ценность, свидетельствуя о разнообразной культуре китайской нации. Она воплощает в себе культурные традиции, эстетические чувства и национальное сознание народа туцзя. Парча туцзя, сочетающая в себе сильные стороны различных видов парчи, имеет очень широкое пространство для развития. Она раскрывает историю древней цивилизации в форме богатых узоров, и потому является воплощением истории туцзя, «написанной» на ткани.

Литература

1. Ху Чжэнъи. Изящная дамасская парча - китайская парча Туцзя - Силан Капу // Защитники культурного наследия. 2015. № 10. (На кит. яз.).

2. Правый кардиган без воротника. Источник изображения: Музей префектуры Эньши.

3. Пэн Инмин. Культурных хроник Туцзя: новый сборник. Пекин: Центральный университет национальностей, 2000. (На кит. яз.).

4. Пэн Инмин. Общая хроника культуры Туцзя. Пекин: Центральный университет национальностей, 2001. (На кит. яз.).

5. Ю Юаньго. Народная культура Трех ущелий. Пекин: Пекинский геологический университет, 2015. (На кит. яз.).

6. У И. Тезисы об общих тенденциях развития актуальных моделей костюмов и современных костюмов Туцзя. Ухань: Уханьский университет легкой промышленности, 2013. (На кит. яз.).

7. Ци Чжицзя. Историческая периодизация развития костюмов Туцзя: к постановке проблемы // Журнал Уханьского университета науки и технологий. 2004. № 2. (На кит. яз. ).

8. Ши Цюн. Традиционная одежда туцзя: модернизация и культурная экология // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки. 2022. № 1. С. 87- 93.

9. Ши Цюн. Семиотика традиционной одежды туцзя в контексте диджитализации // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере: сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, 22 марта 2022 г.). Краснодар: КГИК, 2022. С. 25-29.

10. Ши Цюн. Китай: К проблеме трансформации культурного кода // Культурная жизнь Юга России. 2023. №2. С. 35-41.

Хilankapu is a Colorful Silk Chinese Tujia Brocade

Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2023, 3 (90), 158-163. DOI: 10.24412/2070-075X-2023-3-158-163

Shi Qiong, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: postmodernist@mail.ru

Keywords: Tujia, lifestyle, culture, brocade production.

The subject of analysis in the article is the production of Xilankapu silk brocade. The author relies on museum materials and uses the cultural method of analyzing and interpreting empirical material. The interpretation of the brocade phenomenon is carried out on the basis of the study of the Tujia way of life and craft, the study of aesthetic tastes and traditions of this people. The Tujia people are indigenous to Hunan, Hubei, Guizhou and Chongqing provinces. The outstanding anthropological qualities of the Tujia people were formed under

the influence of the difficult natural and climatic conditions of life. The Tujia people are characterized by a powerful spirit of cooperation. The Tujia practice the moral of mutual aid, helping other families in need. Tujia District has always placed more emphasis on education and respected teachers. Whether the old private schools, academies or new style schools were opened, and more developed, scholar-literates appeared one after another. In daily interactions, the Tujia are sincere, treat each other with trust, and generally believe promises made, including when borrowing money. Peasant labor has shaped their simple and pragmatic national character: in daily life, they live a simple life and dress simply. Xilan-kapu brocade is an expression of the craft skills of the people and a reflection of their aesthetic tastes. It is characterized by high quality, the use of bright natural dyes, a special combination of colors and patterns, high wear resistance and, in general, elegance, beauty and durability.

1. Khu Chzheni (2015) Izyashchnaya damasskaya parcha - kitayskaya parcha Tutszya -Silan Kapu [Fine Damask Brocade - Chinese Tujia Brocade - Silan Kapu]. Zashchitniki kul'turnogo naslediya - Apologist of Cultural Heritage. 10. (In Chinese).

2. Enshi Prefectural Museum (n.d.) Right cardigan without collar.

3. Pen Inmin (2000) Kul'turnykh khronik Tutszya: novyy sbornik [Cultural chronicles of Tujia: a new collection]. Beijing: Central University of Nationalities (In Chinese).

4. Pen Inmin (2001) Obshchaya khronika kul'tury Tutszya [General chronicle of Tujia culture]. Beijing: Central University of Nationalities.

5. Yu Yuan'go (2015) Narodnaya kul'tura Trekh ushcheliy [Folk culture of the Three Gorges]. Beijing: Beijing Geological University. (In Chinese).

6. U I (2013) Tezisy ob obshchikh tendentsiyakh razvitiya aktual'nykh modeley kostyumov i sovremennykh kostyumov Tutszya [Theses on the general trends in the development of current models of costumes and modern Tujia costumes]. Wuhan: Wuhan University of Light Industry.

7. Tsi Chzhitszya (2004). Istoricheskaya periodizatsiya razvitiya kostyumov Tutszya: k postanovke problemy [Historical periodization of the development of Tujia costumes: towards the formulation of the problem]. Zhurnal Ukhan'skogo universiteta nauki i tekhnologiy -Journal of Wuhan University of Science and Technology. 2. (In Chinese).

8. Shi, Qiong (2022) Traditsionnaya odezhda tutszya: modernizatsiya i kul'turnaya ekologiya [Traditional Tujia Clothing: Modernization and Cultural Ecology]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. Seriya: Istoricheskie nauki. Kul 'turologiya. Politicheskie nauki - Humanities, socio-economic and social sciences. Series: Historical Sciences. Cultural studies. Political sciences. 1. pp. 87-93.

9. Shi, Qiong (2022) Semiotika traditsionnoi odezhdy tutszya v kontekste didzhitalizatsii [Semiotics of traditional Tujia clothing in the context of digitalization of the sphere]. In: Innovatsionnye protsessy v informatsionno-kommunikatsionnoi sfere [Innovative processes in the information and communication sphere. Proc. of the 5th Conference. Krasnodar: Krasnodar State Institute of Culture. pp. 25-29.

10. Shi, Qiong (2023) Kitay: K probleme transformatsii kul'turnogo koda [China: To the problem of transformation of the cultural code]. Kul 'turnaya zhizn' Yuga Rossii -Cultural Life of the South of Russia. 2. pp. 35-41.

Referenses

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.