Научная статья на тему 'Текстильные технологии Египта: структура тканей'

Текстильные технологии Египта: структура тканей Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
текстиль Египта / ткани / ткацкие переплетения / полотняное переплетение / саржа / рогожка / махровые ткани. / Egyptian textiles / fabrics / weaves / tabby / serge / basket / terry.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Орфинская О. В.

В статье представлены результаты анализа трех групп тканей, найденных в ходе археологических раскопок ЦЕИ РАН на двух памятниках в Египте — в гробнице ТТ-23 (Луксор) и на некрополе Дейр-эль-Банат (Фаюм). Были исследованы 500 фрагментов из гробницы (первая группа), 276 образцов из захоронений, в которых покоился обнаженный индивид, обернутый бинтами и иными погребальными тканями (вторая группа), и 194 фрагмента тканей из захоронений, в которых лежал умерший, одетый в туники и запелёнатый (третья группа). Анализ показал, что текстильное производство в Египте было достаточно консервативно и характеристики тканей двух первых групп почти идентичны. Третья группа отличается от предыдущих. В нее входят не только более сбалансированные льняные ткани, но и шерстяной текстиль с различными характеристиками. Во всех группах преобладает полотняное переплетение. Такое производное от полотняного переплетение, как рогожка, зафиксировано в первой и второй группах. В первой и третьей группах выявлены махровые ткани. Отсутствие их во второй группе не свидетельствует о том, что они не использовались в быту, так как в основном это интерьерные ткани (коврики), которые не разрывались на бинты. В третьей группе появляется еще одно переплетение — саржа. Несмотря на достаточно большой объем исследованного материала, надо понимать, что эту выборку составляют ткани, использовавшиеся при совершении погребального обряда, а потому она не отражает всего ассортимента текстиля Египта эпохи Нового царства — конца византийского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Textile technologies of Egypt: fabrics’ structure

This paper presents results of analysis of three groups of textiles discovered by CES RAS archaeological mission to two Egyptian sites — TT 23 in Luxor and Deir el-Banat necropolis in Fayoum. Investigation covered 500 fragments from the tomb (first group), 276 fabrics from burials with naked bodies wrapped in bandages and other funeral textiles (second group) and 194 fragments from burials with bodies dressed in tunics and wrapped in shrouds (third group). Analysis showed the textile industry in Egypt to be rather conservative and technological features of fabrics of two first groups to be nearly identical. The third group differs from others. It includes not only linen textiles, which are more balanced here, but also wool fabrics with various characteristics. In all groups tabby-weave dominates. Such a form of tabby as basket is registered in the first and second groups. The first and third groups include terry fabrics. The fact that there is none of them in the second group does not indicate that they were not used in domestic context since terries are mostly matts that were not torn into bandages. Textiles of the third group demonstrates one more weave — serge. Although a number of studied objects is impressive, one should realize that this selection contains textiles used in funeral context and thus it does not reflect all assortment of Egyptian fabrics of the New Kingdom — late Byzantian period.

Текст научной работы на тему «Текстильные технологии Египта: структура тканей»

ЕГИПЕТ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ

EGYPT AND NEIGHBOURING COUNTRIES

Электронный журнал / Online journal Выпуск 3, 2021 Issue 3, 2021

DOI: 10.24412/2686-9276-2021-00017

Текстильные технологии Египта: структура тканей

О. В. Орфинская

Старший научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН

olgaorfi@mail.ru

В статье представлены результаты анализа трех групп тканей, найденных в ходе археологических раскопок ЦЕИ РАН на двух памятниках в Египте — в гробнице ТТ-23 (Луксор) и на некрополе Дейр-эль-Банат (Фаюм). Были исследованы 500 фрагментов из гробницы (первая группа), 276 образцов из захоронений, в которых покоился обнаженный индивид, обернутый бинтами и иными погребальными тканями (вторая группа), и 194 фрагмента тканей из захоронений, в которых лежал умерший, одетый в туники и запелёнатый (третья группа). Анализ показал, что текстильное производство в Египте было достаточно консервативно и характеристики тканей двух первых групп почти идентичны. Третья группа отличается от предыдущих. В нее входят не только более сбалансированные льняные ткани, но и шерстяной текстиль с различными характеристиками. Во всех группах преобладает полотняное переплетение. Такое производное от полотняного переплетение, как рогожка, зафиксировано в первой и второй группах. В первой и третьей группах выявлены махровые ткани. Отсутствие их во второй группе не свидетельствует о том, что они не использовались в быту, так как в основном это интерьерные ткани (коврики), которые не разрывались на бинты. В третьей группе появляется еще одно переплетение — саржа. Несмотря на достаточно большой объем исследованного материала, надо понимать, что эту выборку составляют ткани, использовавшиеся при совершении погребального обряда, а потому она не отражает всего ассортимента текстиля Египта эпохи Нового царства — конца византийского периода.

Ключевые слова: текстиль Египта, ткани, ткацкие переплетения, полотняное переплетение, саржа, рогожка, махровые ткани.

Ткань — это конструкция, которая строится по определенным правилам, выработанным и отшлифованным веками именно для того, чтобы обеспечить прочность и пластичность материала. Для создания ткани необходимы две системы нитей — основа и уток. Нити основы жестко закрепляются на ткацком станке \ а уток проходит между ними, соединяя их в полотно. Тип ткацкого переплетения определяется тем, как именно проходит уток, сколько нитей он перекрывает и под сколько уходит.

Для Египта самым характерным переплетением является полотняное 2. Это одно из трех главных переплетений, с использованием которых вырабатывалось и продолжает вырабатываться всё разнообразие древних и современных тканей.

В полотняном переплетении ткацкий раппорт равен двум; это значит, что рисунок переплетения повторяется после двух нитей. При раппорте менее двух нитей переплетение невозможно, так как одна нить не может перекрывать саму себя. Следовательно, переплетение с раппортом в две нити — это самый ранний и самый простой тип переплетения (рис. 1.1).

Несмотря на то что графическая (канвовая) схема всех полотняных тканей одинакова, визуально их можно разделить на три группы в зависимости от преобладания той или иной системы нитей:

— сбалансированные ткани, где число нитей основы равно или достаточно близко к числу нитей утка (рис. 1.2);

— ткани с доминированием нитей основы (рис.1.3);

— ткани с доминированием нитей утка (рис. 1.4).

Также ткани полотняного переплетения можно разделить по их заполняемости 3. Выделяются ткани:

— с полной заполняемостью, когда нити основы и утка плотно переплетены и между ними нет промежутков (рис.1.5);

— со средней заполняемостью, когда промежутки между нитями меньше или равны толщине этих нитей (рис. 1.6);

— с малой заполняемостью, когда промежутки между нитями больше толщины этих нитей (ткань типа марли) (рис. 1.7).

В данной статье приводится анализ трех групп тканей, которые были обнаружены в ходе археологических раскопок ЦЕИ РАН на двух памятниках в Египте — в гробнице ТТ-23 в Луксоре и на некрополе Дейр-эль-Банат в Фаюме.

1 Про станки в Египте см. Орфинская 2021.

2 Ранее в разных подотраслях текстильной промышленности это переплетение имело специфические

названия: в хлопчатобумажной — «миткальное», в льняной — «полотняное», в шерстяной — «суконное», в шелковой — «тафтяное». В старой лите-

ратуре можно встретить названия «гарнитурное» и «гроденаплевое» (Кутепов 1988: 10-11). 3 Так называется отношение площади ткани, покрытой пряжей, ко всей площади ткани (Кутепов 1988: 190). При визуальной оценке археологического текстиля столь сложных подсчетов не требуется.

Рис. 1. Льняные ткани полотняного переплетения: 1 — канвовая схема полотняного переплетения; 2 — сбалансированная ткань; 3 — ткань с доминированием нитей основы; 4 — ткань с доминированием нитей утка; 4 — ткань с полной заполняемостью; 5 — ткань со средней заполняемостью; 6 — ткань с малой заполняемостью. Сторона всех квадратов равна 1 см. Фото О. В. Орфинской

Гробница ТТ-23, Луксор 4

Для подробного анализа структур переплетений текстиля из гробницы было отобрано 500 образцов, в которых нити и основы и утка не спрядены, а сращены 5, т. е. тканей, с большой вероятностью относящихся к династическому периоду. Они включены в первую группу.

Ткани первой группы

Весь текстильный материал из гробницы ТТ-23 представлен тканями с полотняным переплетением. В результате анализа отобранных образцов было установлено, что основная их масса относится к тканям с доминированием нитей основы.

Распределение этих тканей с точки зрения плотности основы и утка представлено на рис. 2.1 (синие точки). Если на диаграмме провести линию, соответствующую сбалансированным тканям (число нитей основы равно числу нитей утка), то основная часть находок будет расположена под ней. Это наглядно демонстрирует преобладание образцов с численным доминированием нитей основы над утком. Нужно учесть, что в основном эти ткани являются бинтами, т. е. разорванными узкими полосами. Ширина их различна — от 2 до 20 см. При разрывании и дальнейшем использовании (натяжении) происходит продольное сжатие ткани. А так как основная масса бинтов разрывалась по направлению нитей основы, то и сжималась ткань в том же направлении. Именно этим может объясняться высокий показатель плотности нитей по основе.

Распределение тканей на диаграмме достаточно компактное. Средняя плотность нитей основы тканей составляет 25 н/см, а плотность утка — 12 н/см. Образцы с плотностью нитей основы более 44 н/см являются кромками, а их плотность почти всегда выше, чем центральной части полотна. Разница между числом нитей основы и утка в кромке может достигать 50 нитей. Ткань с соотношением плотностей нитей разных систем 74/24 н/см резко выпадает из общего массива и является исключением. Выделено семь сбалансированных тканей.

Разность плотностей основы и утка (основа минус уток) показывает, насколько преобладают нити основы над уточными. Интересно, что чем выше плотность нитей основы, тем больше разница между количеством нитей двух систем (рис. 2.2).

Распределение тканей по группам в соответствии с разницей между количеством нитей основы и утка (первая группа — от нуля до пяти нитей, вторая — от шести до 10, третья — от 11 до 15, четвертая — от 16 до 20, пятая — от 21 до 25, шестая — от 16 до 30, седьмая — от 31 до 35, восьмая — 36 и более) показывает, что у 30,6% всех тканей она составляет от 6 до 10 нитей. С дальнейшим ростом разницы число образцов падает (рис. 3).

Большой разброс показателя плотности тканей отражает их широкий ассортимент. Для производства тканей с низкой плотностью требуется меньше времени, чем для производства тканей с высокой плотностью. В гробнице ТТ-23 не выявлены тканые бинты-ленты, т. е. бинты, специально сотканные для погребения. Связать качество

4 Про гробницу ТТ-23 подробно см. Ivanov 2012; 5 Про сращение и прядение при формировании ни-

2018. тей см. Орфинская 2020.

разница плотностей

1 ..•• •—

• ..V

• •К,}.' г- • г

• • • Ф р. Лм

-♦- «М ц< М'ш \ им ♦ • •

О 10 20 30 40 50 60 70 80

плотность нитей основы (н/см)

• а *б ^

Рис. 2. Диаграммы характеристик тканей из гробницы ТТ-23: 1 — распределение тканей в зависимости

от плотности нитей основы и утка; 2 — зависимость разности плотностей нитей основы и утка и плотности нитей по основе: а — показатели основной группы тканей; б — показатели тканей с текстами

60

Рис. 3. Диаграмма распределения тканей из гробницы ТТ-23 по группам в зависимости от разницы между плотностью нитей основы и утка

ткани с ее местом в погребальном обряде пока тоже не представляется возможным, но если сравнить основную массу тканей с бинтами и пеленами, на которых сохранились тексты и рисунки (рис. 4), то можно заметить разницу.

Изображения и тексты на тканях несли смысловую нагрузку, следовательно, эти ткани играли более важную роль в погребальном обряде, чем остальные.

На диаграмме, представленной на рис. 2.1 (черные точки), видно, что все ткани, кроме одной (ее плотность — 16/11 н/см), имеют плотность от 31/10 до 39/13 н/см. Они хорошо вписываются в общий массив, находясь в правой его части. У бинтов с текстами средняя плотность по основе равна 32 н/см, а по утку — 12 н/см, т. е. плотность нитей основы выше средней. При этом число нитей утка на 1 см в обоих случаях остается неизменным (12 нитей). В данных тканях с ростом плотности по основе растет и разница между числом нитей (см. рис. 2.2; черные точки). Чуть более 50% тканей с текстами имеют разность плотностей основы и утка от 16 до 20 нитей (рис. 5). Следовательно, можно предположить, что ткани с разностью больше 16 нитей могли использоваться для бинтов с текстами и пелен с росписями. Такие ткани имеют достаточно гладкую поверхность. Однако присутствие одного бинта с текстами, плотность нитей у которого низкая, показывает, что это утверждение не абсолютно.

У полотняного переплетения имеются производные варианты, к которым относится рогожка (рис. 6). В ней нити переплетаются парами. Появление ткани-рогожки в Египте относится к додинастическому периоду 6. Этот тип ткани менее пластичный и более грубый, но зато для его производства требуется в два раза меньше времени. Ткань-рогожка встречена в гробнице дважды. В одном случае ее использовали как техническую при заполнении щелей между досками в саркофаге (рис. 7); вероятно, это вторичное использование. Назначение второй ткани установить невозможно.

В гробнице выявлен один образец махровой ткани (рис. 8), которая вырабатывалась на базе рогожки с дополнительной уточной нитью, формирующей петли. Махровые, или петельчатые, ткани были распространены с периода Нового царства 7; в основном они использовались как коврики или покрывала.

Других переплетений на текстильном материале из гробницы на зафиксировано.

Некрополь Дейр-эль-Банат, Фаюм 8

Памятник относится к чрезвычайно интересному, однако всё еще недостаточно изученному периоду истории Египта — от воцарения династии Птолемеев до времени правления Фатимидов 9. Процесс исследования некрополя не закончен, поэтому текстильный материал пока разделен на две группы (вторую и третью, учитывая первую группу из ТТ-23) в соответствии с обрядом, по которому было проведено захоронение. Вторая группа представлена тканями из погребений, в которых обнаружено нагое тело покойного, обернутое бинтами и другим погребальным текстилем; третья — тканями из погребений, в которых лежал умерший, одетый в туники и запелёнатый. Подобным

6 Spinazzi-Lucchesi 2018: 48. Другие специалисты полагают, что к Новому царству ^е1ет, Abd а1-^аЬк 2007: 30).

7 Selem, Abd а1-^аЬк 2007: 67.

8 Подробнее про некрополь см. Белова 2012; 2017.

9 Сайт ЦЕИ РАН: http://www.cesras.ru/deyatelnost/ arheologiya/fajjum-dejr-al-banat (дата обращения — 06.06.2021).

Рис. 4. Фрагмент бинта с текстом из гробницы ТТ-23: 1 — общий вид; 2 — микрофотография. Сторона квадрата равна 1 см. Фото О. В. Орфинской

Рис. 5. Диаграмма распределения тканей с текстами из гробницы ТТ-23 по группам в зависимости от разницы плотностей

4__■■

3____

2___~

1 1111

12 3 4

Рис. 6. Канвовая схема ткани рогожка (2:2)

2

Рис. 7. Ткань рогожка из гробницы ТТ-23: 1 — общий вид; 2 — микрофотография. Сторона квадрата равна 1 см. Фото О. В. Орфинской

Рис. 8. Фрагмент махровой ткани: 1 — лицевая сторона; 2 — изнаночная сторона; 3 — схема формирования петель. Фото О. В. Орфинской

образом захоронения совершались в греко-римское и византийское время. При этом смена обряда происходила медленно и в определенный период, вероятно, разные обряды могли практиковаться синхронно.

Ткани второй группы

Текстильный материал представлен бинтами и пеленами, основная часть которых — это разорванные старые изделия. Об этом свидетельствуют многочисленные швы, заплаты, штопка и прочие следы ремонта. Для анализа ткацких переплетений было отобрано 276 образцов.

Распределение тканей по плотности нитей основы и утка показано на рис. 9.1. На диаграмме видно, что и в этих тканях преобладают нити основы. Средняя плотность нитей основы и утка составляет 20 и 10 н/см соответственно. Разница между количеством нитей двух систем в этой группе также возрастает с ростом плотности (рис. 9.2). В 32,6% случаев эта разница находится в пределах от нуля до пяти нитей (рис. 10). Дальше, с ростом разницы, число фрагментов уменьшается.

Ткани-рогожки встречаются здесь намного чаще. Это — хорошо сохранившийся домашний текстиль, такой как матрас и наволочка из 161-го погребения (рис. 11), а также многочисленные фрагменты разорванных одежд, форма которых не поддается реконструкции. Рогожки имеют варианты плетения 2:1 и 2:3 (рис. 12).

Ткани третьей группы

К этой группе относится интерьерный и домашний текстиль, а также одежды или их фрагменты, которые использовались при жизни усопшего и затем вторично при его погребении. В нее не входят грубые погребальные пелены (рис. 13), обладающие низкой плотностью (от четырех до восьми нитей основы и от двух до шести нитей утка на 1 см2) и изготовленные, вероятно, специально для погребений 10. Кроме льняных в этой группе присутствуют и шерстяные ткани.

Льняные ткани

Льняные ткани в погребениях — это пелены, наволочки, полотенца (или шарфы) и тонкие туники. Для анализа было отобрано 194 образца. На диаграмме (рис. 14.1) видно, что сбалансированных тканей в этой группе больше, имеются образцы с преобладанием утка. Средняя плотность нитей основы 19 н/с, а нитей утка — 14 н/см. Тенденция, состоящая в том, что с ростом плотности нитей основы растет и разница между количеством нитей (рис. 14.1), остается. Чуть больше, чем у половины тканей (54,1%), разность плотностей основы и утка достигает пяти нитей (рис. 15).

При изготовлении интерьерных тканей, например наволочек из 213-го погребения 11, применялось креповое переплетение (рис. 16), сформированное на базе полотняного 12. В нашем случае перекрытия прибавлялись следующим образом: первая основа уходит под один, проходит над одним, снова уходит под один и затем перекры-

10 Орфинская 2021: 68-72.

11 Про погребение см. Орфинская и др. 2017.

12 Принцип создания переплетения таков: на выбранной площади раппорта произвольно или по

какому-либо принципу производят удаление или прибавление перекрытий (Цветкова 2014: 105).

плотность нитей утка (н/см)

20

• / ' V • •< ••• ф • • • >• Ml ••• ► 1 • •• »• • 4 • •• • 4 • • • • • • » ••• • Ф4 • • • • • • • ф • • •

• • > • • • > • ► • •

• • • 4 >• • • • 4 ф

1 •

/ / • / •

• •

0 0 20 30 4

плотность нитей основы (н/см)

разность плотностей

• • •

• • • • •■• • ••■•• А А Л! А ■■т • •

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• • «4 • • • • •••' • • • • • •••' •• л ш т ^ л w Ч • • 4 • W -W ш i • •

• • •4 • ••• • • 4 >•' • • л 9- • • • •

• • • •• • •• • • • »WW • • » • •

• 4 • •4 4 »

0 10 20 30 40

плотность нитей основы (н/см)

Рис. 9. Диаграммы характеристик тканей второй группы с некрополя Дейр-эль-Банат:

1 — распределение тканей в зависимости от плотности нитей основы и утка; 2 — зависимость разности плотностей нитей основы и утка и плотности нитей по основе

число образцов (%)

40

32,60

разность плотностей нитей основы и утка

Рис. 10. Диаграмма распределения тканей второй группы с некрополя Дейр-эль-Банат в зависимости от разности плотностей

Рис. 11. Матрас и подушка из рогожки с некрополя Дейр-эль-Банат: 1 — матрас (изнаночная сторона); 2 — подушка (изнаночная сторона); 3 — микрофотография ткани матраса. Сторона квадрата равна 1 см. Фото О. В. Орфинской

Рис. 12. Ткани рогожка: 1 — работают парные нити основы и одиночная нить утка (2:1); 2 — работают парные нити основы и три нити утка (2:3). Сторона квадрата равна 1 см. Фото О. В. Орфинской

Рис. 13. Микрофотография ткани грубой погребальной пелены с некрополя Дейр-эль-Банат. Сторона квадрата равна 1 см. Фото О. В. Орфинской

плотность нитей утка

/^

• •

• / A •* 4 »

• • A

•< rj ••j 1 •

/< LM' WVf 1 *

•• • •* •

плотность нитей основы (н/см)

плотность нитей основы (н/см) 2

Рис. 14. Диаграммы характеристик тканей третьей группы с некрополя Дейр-эль-Банат: 1 — распределение тканей в зависимости от плотности нитей основы и утка; 2 — зависимость разности плотности нитей основы и утка и плотности нитей по основе

Рис. 15. Диаграмма распределения тканей третьей группы с некрополя Дейр-эль-Банат в зависимости от разности плотностей

Рис. 16. Ткань крепового переплетения на базе полотняного с некрополя Дейр-эль-Банат: 1 — общий вид; 2 — микрофотография; 3 — схема ткацкого переплетения. Фото О. В. Орфинской

вает три утка; вторая и четвертая основы работают как в полотняном переплетении; третья основа уходит под три, перекрывает один, уходит под один и затем вновь перекрывает один уток. Раппорт переплетения по основе — четыре нити, по утку — шесть рядов.

Шерстяные ткани

Среди тканей этой группы большой процент текстиля составляют туники и шали. Шерстяные нити в этот период широко использовались в гобеленовых вставках, о технологических особенностях которых будет рассказано подробно в следующей публикации, посвященной текстильным технологиям.

Для шерстяных тканей в отличие от льняных характерно преобладание нитей утка (рис. 17.1), а не основы. Средняя плотность основы составляет 10 н/см, а утка — 30 н/см. Разница между плотностью нитей утка и основы — в среднем 20 нитей.

Тонкие шерстяные туники вырабатывались из ткани с примерно одинаковой плотностью нитей двух систем. У всех нитей чаще всего близкие характеристики. Во многих случаях эти ткани имеют «эффект крепа» (неровная, слегка бугристая поверхность), который возникает за счет неравномерной (от сильной до слабой) крутки нитей (рис. 17.2).

Шали представляли собой тонкое, полупрозрачное полотно (рис. 17.3).

На некрополе обнаружен один фрагмент махровой ткани, петли в которой формировались при помощи дополнительного утка (рис. 18) 13.

Среди текстильного материала встречено несколько фрагментов изделий из ткани саржевого переплетения. Пока выявлен только один тип саржи — 1:2 (рис. 19).

Полушерстяные ткани

К полушерстяным в данной работе отнесены фрагменты, в которых присутствуют как льняные, так и шерстяные нити.

Рогожка в материалах некрополя Дейр-эль-Банат в том виде, в котором она была представлена в более ранний период, не зафиксирована. Однако такой тип переплетения встречается в гобеленовых вставках: их фон сформирован из двойных нитей основы и двойных нитей утка (шерсть и лен). Этот технический прием называется ложной штриховкой (рис. 20). Таким образом сделан фон на клавах и центральной панели туники с изображением персонажей дионисийской процессии (рис. 21.). Ложная штриховка широко применялась в декоре различных изделий начиная с III в., но в начале VI в. она вышла из моды и быстро исчезла 14.

В льняных изделиях при переходе основного полотна в гобеленовую вставку происходит группирование нитей основы. Группы могут состоять из двух или трех нитей либо иметь непостоянное число нитей; иногда часть нитей основы выводилась из работы и они обрезались или свободно проходили по изнаночной стороне вставки. Переплетение, производное от полотняного, где нити основы сгруппированы, называется луизин 15 (рис. 22).

13 Махровые ткани могли быть шерстяными, льня- 14 Рг^Лай 2006: 63, 65.

ными и льняными с шерстяными петлями (коротки- 15 Иерусалимская 2005: 25.

ми или длинными). Фиксируется несколько типов узлов, при помощи которых формировались петли.

Рис. 17. Шерстяные ткани с некрополя Дейр-эль-Банат: 1 — микрофотография ткани «толстой» туники; 2 — микрофотографии ткани «тонкой» туники; 3 — микрофотография ткани шали. Сторона квадрата 1 см. Фото О. В. Орфинской

Рис. 18. Шерстяная махровая ткань с некрополя Дейр-эль-Банат: 1 — общий вид фрагмента; 2 — схема формирования петель. Фото О. В. Орфинской

Рис. 19. Шерстяная ткань саржевого переплетения с некрополя Дейр-эль-Банат: 1 — общий вид; 2 — микрофотография; 3 — схема ткацкого переплетения. Сторона квадрата 1 см. Фото О. В. Орфинской

Рис. 20 (слева). Микрофотография участка ткани с ложным штрихом. Фото О. В. Орфинской

Рис. 21 (слева). Участок туники с декором, частично выполненным ложным штрихом. Фото О. В. Орфинской

На базе полотняного переплетения может формироваться полосатый узор; в этом случае в работе участвуют то одиночные, то парные, то льняные, то шерстяные нити утка, перекрывающие различное число нитей основы (рис. 23).

Заключение

В материалах с двух египетских памятников представлены в основном ткани полотняного переплетения, только в Дейр-эль-Банате (третья группа) зафиксированы саржевые образцы.

При сравнении тканей полотняного переплетения трех групп получается следующая картина (рис. 24): от группы к группе текстиль становится более сбалансированным, а в третьей встречаются ткани с преобладанием нитей утка; при этом плотность нитей основы образцов третьей группы в основном не превышает 30 н/см.

Во всех группах с увеличением плотности нитей основы растет и разность плотностей (рис. 25), но в третьей группе это происходит иначе, чем в первых двух.

Больше половины тканей третьей группы имеют разность плотностей до пяти нитей, тогда как во второй группе такая разность отмечена только в 30% случаев. В первой группе разность плотностей чаще всего достигает от шести до 10 нитей (рис. 26).

Отличия между льняными тканями разных групп указывают на существование в текстильном производстве тенденции к постепенному уменьшению числа тканей с доминированием нитей основы и замещению их изделиями более сбалансированными. Это может быть связано с изменениями ткацкого станка. Интересно, что различие между первыми двумя группами не столь явное, как между ними и третьей. Другими словами, изменение текстиля происходило сначала медленно (первая и вторая группы), а затем быстрее (третья группа).

Рогожки присутствуют в первой и второй группах, однако во второй их больше. Это может объясняться тем, что на некрополе хоронили менее состоятельных людей, для которых бинты разрывались из одежд, сшитых из грубой ткани. В третьей группе эти ткани пока не зафиксированы.

Махровые ткани не зафиксированы во второй группе.

Несмотря на малый набор базовых ткацких переплетений в египетском текстиле, широко применялись переплетения, производные от полотняного. Анализ тканей показал, что текстильное производство Египта изменялось достаточно медленно.

Рис. 19. Шерстяная ткань саржевого переплетения с некрополя Дейр-эль-Банат: 1 — общий вид; 2 — микрофотография; 3 — схема ткацкого переплетения. Сторона квадрата 1 см. Фото О. В. Орфинской

Рис. 23. Декоративная ткань на базе полотняного переплетения: 1 — общий вид фрагмента; 2 — схема переплетений: О — нити основы (лен); У1 — нити утка (шерсть красного цвета); У2 — нити утка (лен). Фото и схема О. В. Орфинской

плотность нитеи утка (н/см)

30

20

• • «А* г • • 1 •

• • , • у ' • Ч ¿л: • • • • • • •

• х > • • • • Л • • • •

С <Я%р — Зг V •

• а

10

20

30 40

50

60

70

плотность нитей основы (н/см)

»1 *2 »3 «4

Рис. 24. Диаграмма распределения тканей в зависимости от плотности: 1 — первая группа; 2 — ткани «с текстами»; 3 — вторая группа; 4 — третья группа

разность плотностей

у

/

/

О 10 20 30 40

плотность нитей основы (н/см)

XI /2 /3

Рис. 25. Распределение тканей в зависимости от разности плотностей нитей основы и утка: 1 — первая группа; 2 — вторая группа; 3 — третья группа

Рис. 26. Распределение тканей (%) в зависимости от разницы между плотностью нитей основы и утка

Библиография

Ivanov S. V., The tomb of Thay (TT 23) // Belova G., Ivanov S. (ed.), Achievements and problems of modern Egyptology. Proceedings of the conference (Moscow, 2012): 57-164.

Белова Г. А., Некоторые особенности погребального обряда на некрополе Дейр эль-Банат в греко-римский период // Войтенко А. А. (отв. ред.), Aeternitas. Сборник статей по греко-римскому и христианскому Египту (Москва, 2012): 7-37. Белова Г. А., Предварительный отчет о работе миссии Центра египтологических исследований Российской академии наук (ЦЕИ РАН) на памятнике Дейр-эль-Ба-нат (Фаюмский оазис) за 2017 г. // Египет и сопредельные страны 4 (2017): 1-25. Иерусалимская 2005 Иерусалимская А. А., Словарь текстильных терминов (Санкт-Петербург, 2005). Кутепов 1988 Кутепов О. С., Строение и проектирование тканей (Москва, 1988).

Орфинская 2020 Орфинская О. В., Текстильные технологии Египта: формирование нити // Египет

и сопредельные страны 2 (2020): 60-76. DOI: 10.24412/2686-9276-2020-2-6076. Орфинская 2021 Орфинская О. В., Текстильные технологии Египта: ткацкие станки // Египет и

сопредельные страны 2 (2021): 39-77. DOI: 10.24412/2686-9276-2021-00013. Орфинская и др. 2017 Орфинская О. В., Толмачева Е. Г., Белова Г. А., Текстильный комплекс позднеан-тичного времени из могилы 213 на памятнике Дейр аль-Банат (Фаюм, Египет) // Вестник археологии, антропологии и этнографии 3 (38) (2017): 16-28. DOI: 10.20874/2071-0437-2017-38-3-016-028.

Цветкова Н. Н., Искусство ручного ткачества (Санкт-Петербург, 2014). Ivanov S. V., The tomb of Tjay (TT 23). Progress report // Egypt and neighbouring countries 2 (2018): 1-17.

Pritchard F., Clothing culture. Dress in Egypt in the first millennium AD. Clothing from Egypt in the collection of the Whitworth Art Gallery (Manchester, 2006). Selem, Abd al-Khalek 2007 Selem M. A. M, Abd al-Khalek S., Egyptian Textiles Museum (Cairo, 2007). Spinazzi-Lucchesi 2018 Spinazzi-Lucchesi C., The unwound yarn. Birth and development of textile tools between Levant and Egypt (Venezia, 2018). DOI 10.14277/978-88-6969-232-1.

Ivanov 2012

Белова 2012

Белова 2017

Цветкова 2014 Ivanov 2018

Pritchard 2006

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Textile technologies of Egypt: fabrics' structure

O. V. Orfinskaya

This paper presents results of analysis of three groups of textiles discovered by CES RAS archaeological mission to two Egyptian sites — TT 23 in Luxor and Deir el-Banat necropolis in Fayoum. Investigation covered 500 fragments from the tomb (first group), 276 fabrics from burials with naked bodies wrapped in bandages and other funeral textiles (second group) and 194 fragments from burials with bodies dressed in tunics and wrapped in shrouds (third group). Analysis showed the textile industry in Egypt to be rather conservative and technological features of fabrics of two first groups to be nearly identical. The third group differs from others. It includes not only linen textiles, which are more balanced here, but also wool fabrics with various characteristics. In all groups tabby-weave dominates. Such a form of tabby as basket is registered in the first and second groups. The first and third groups include terry fabrics. The fact that there is none of them in the second group does not indicate that they were not used in domestic context since terries are mostly matts that were not torn into bandages. Textiles of the third group demonstrates one more weave — serge. Although a number of studied objects is impressive, one should realize that this selection contains textiles used in funeral context and thus it does not reflect all assortment of Egyptian fabrics of the New Kingdom — late Byzantian period.

Keywords: Egyptian textiles, fabrics, weaves, tabby, serge, basket, terry.

Ссылка для цитирования / reference:

Орфинская О. В. Текстильные технологии Египта: структура тканей // Египет и сопредельные страны 3 (2021): 37-65. DOI: 10.24412/2686-9276-2021-00017.

Orfinskaya O. V. Textile technologies of Egypt: fabrics' structure [in Russian] // Egypt and neighbouring countries 3 (2021): 37-65. DOI: 10.24412/2686-9276-2021-00017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.