Научная статья на тему 'Анализ подъемного текстильного материала, полученного в ходе работы экспедиции ЦЕИ РАН на памятнике Дейр-эль-Банат'

Анализ подъемного текстильного материала, полученного в ходе работы экспедиции ЦЕИ РАН на памятнике Дейр-эль-Банат Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
археология / Египет / подъемный материал / византийский период / текстиль / ткани / костюм / туника / кафтан / спрэнг / archaeology / Egypt / surface finds / Byzantium period / textiles / costume / tunic / caftan / sprang

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Орфинская О. В.

В ходе раскопок и разведок на некрополях археологи сталкиваются с материалом из погребений, отвалов, с поверхности. Ценность материала зависит от места его находки. Предметы, связанные с конкретным погребенным, наиболее информативны, материал с поверхности — наименее. Несмотря на это, игнорировать поверхностные находки неправомерно, так как данные, полученные при их анализе, могут существенно дополнить наши знания о памятнике. Ткани, собранные на поверхности, как и любой текстиль, не только проливают свет на погребальные обряды, но и дают возможность приблизиться к повседневной жизни людей древности, реконструировать организацию текстильного производства, проследить изменчивость моды в одежде и других текстильных изделиях, судить о циркуляции текстильных товаров по территории Египта и за его пределами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Орфинская О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Surface textiles found during excavations carried out by the Russian Archaeological Mission at Deir el-Banat

Excavations and surveying on necropoleis result in collecting numerous finds from burials, dumps and the surface. The material’s value depends on its discovery place. Surface finds are usually regarded less informative than materials of other categories. However textiles from the surface should not be underrated since, like other fabrics, they may not only shed some light on burial rites but also come closer to everyday life of people, reconstruct organization of textile production, trace how the fashion changed and how textiles circulated over Egypt and abroad.

Текст научной работы на тему «Анализ подъемного текстильного материала, полученного в ходе работы экспедиции ЦЕИ РАН на памятнике Дейр-эль-Банат»

ЕГИПЕТ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ

EGYPT AND NEIGHBOURING COUNTRIES

Электронный журнал / Online Journal Выпуск 1, 2021 Issue 1, 2021

DOI: 10.24412/2686-9276-2021-00007

Анализ подъемного текстильного материала, полученного в ходе работы экспедиции ЦЕИ РАН на памятнике Дейр-эль-Банат

О. В. Орфинская

Старший научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН olgaorfi@mail.ru

В ходе раскопок и разведок на некрополях археологи сталкиваются с материалом из погребений, отвалов, с поверхности. Ценность материала зависит от места его находки. Предметы, связанные с конкретным погребенным, наиболее информативны, материал с поверхности — наименее. Несмотря на это, игнорировать поверхностные находки неправомерно, так как данные, полученные при их анализе, могут существенно дополнить наши знания о памятнике. Ткани, собранные на поверхности, как и любой текстиль, не только проливают свет на погребальные обряды, но и дают возможность приблизиться к повседневной жизни людей древности, реконструировать организацию текстильного производства, проследить изменчивость моды в одежде и других текстильных изделиях, судить о циркуляции текстильных товаров по территории Египта и за его пределами.

Ключевые слова: археология, Египет, подъемный материал, византийский период, текстиль, ткани, костюм, туника, кафтан, спрэнг.

Текстильный материал, полученный археологической миссией ЦЕИ РАН в ходе раскопок на некрополе Дейр-эль-Банат, как и всякий другой, может быть разделен на три категории: 1) происходящий из нетронутых погребений; 2) из заполнений ограбленных ранее погребений; 3) с поверхности, в том числе из отвалов более ранних раскопок.

Степень информативности материала этих категорий различна. Находки, связанные с конкретным погребенным, наиболее информативны, материал с поверхности — наименее. Несмотря на это, игнорировать поверхностные находки неправомерно, так как данные, полученные при их анализе, могут существенно дополнить наши знания о памятнике.

Основной массив подъемного текстильного материала был собран в 2008-2010 гг. на территории, где ранее проводились раскопки египетскими археологами. В ходе экспедиций ЦЕИ РАН этот материал был полностью зафиксирован, сфотографирован, описан и помещен в хранение, расположенное на некрополе. За последние 10 лет оно постоянно пополнялось, и становится ясно, что всё хранить невозможно и необходимо выработать строгую политику в отношении материала, который хоть уже существенно реже, но по-прежнему попадается на поверхности некрополя. Предложенная стратегия может быть скорректирована в ходе дальнейших экспедиций. На данный момент предлагается:

1. Собирать всё, что встречается на поверхности в пределах памятника.

2. Сортировать материал на интересный (информативный) и неинтересный (неинформативный) 1. Последний необходимо отправлять в яму с органическими отходами, чтобы предотвратить его повторное появление на поверхности некрополя.

3. Считать интересными объекты, которые могут так или иначе расширить наши знания о текстильных технологиях, одежде, погребальном обряде, текстильном производстве, декоративном узоре.

Такой материал фотографируется, описывается, по возможности реконструируется (форма и конструкция изделия, композиция узора и его элементов, текстильные характеристики, система пошива). Отдельные сильно сжатые и загрязненные фрагменты, обладающие информационным потенциалом, необходимо подвергать первичной реставрации (рис. 1), предполагающей промывку и устранение деформации, а затем описывать их по стандартной схеме. Интересный материал желательно сохранять, но в случае недостатка места можно создать «яму длительного хранения».

На сегодняшний день описано 170 фрагментов текстиля, который был собран с поверхности памятника в различные годы (приложение 1). Вся информация занесена в таблицу, где обозначены: номер находки, название объекта (фрагмент туники, бинт, лента и т. д.), материал (лен, шерсть), описание с указанием всех особенностей фрагмента (декор, швы и их направление, сопутствующие ткани в многослойных фрагментах), техника (ткачество, плетение) 2; в последнем столбце, который называется «примечания», цветом выделены наиболее ценные находки.

Неинтересный материал

Применительно к археологическому текстилю такое словосочетание почти немыслимо, если только речь не идет о египетских некрополях. Фрагменты тканей без швов, декора, каких-либо особенностей в данном случае не дают никакой информации. При исследовании можно было бы фиксировать характеристики тканей. Эта информация ценна, если есть привязка к погребению, но без нее полученные данные не окупают затраченного времени. На другом памятнике можно было бы считать фрагменты текстиля из разных материалов (шерсть, лен), но в Дейр-эль-Банате эта информация не позволит ни проследить изменения, ни оценить частотность использования того или иного текстиля для нужд погребального ритуала.

1 Определения «интересный» и «неинтересный» носят субъективный характер, но далее дается разъяснение

этих категорий с указанием объективных признаков.

Ж

Рис. 1. Фрагменты туники с вставками (№ 2009/0048/083), которые требуют реставрации (промывки, пластификации, устранения деформации). Фото С. В. Иванова

Интересный материал

Для накапливания статистических данных можно анализировать фрагменты тканей, аналоги которых зафиксированы в захоронениях. Это относится, например, к погребальным пеленам. В позднеантичных захоронениях грубые погребальные пелены, вероятно, изготовлялись в мастерских по производству погребального инвентаря 2. Исследуя продукцию этих мастерских, можно установить ее ассортимент в разные периоды, определить степень устойчивости традиций. Через грубые погребальные ткани можно приблизиться к реконструкции работы данных мастерских, а через них, в свою очередь, выйти на тему общественных отношений в сфере материального производства. Для такого рода исследований очень важно иметь большой массив данных, следовательно, нужно описывать все фрагменты. При хорошей фотофиксации и детальном описании хранение этих громоздких объектов нецелесообразно.

2 Орфинская и др. 2017: 22; Orfinskaya et al. 2015: 40. Об использовании в погребальном обряде позднеан-тичного времени изготовленных специально для похорон тканей свидетельствуют и находки аналогичных изделий на других египетских некрополях. См, например, Cortes 2012; Godlewski 2006: 37-38; Griggs 1990; Huber 2015; Kajitani 2006: 106; Letellier-Willemin 2015: 27.

Изучение многослойных фрагментов позволит установить, какие текстильные изделия бытовали одновременно. Так, например, прослеживается устойчивая связь красных тканых лент (рис. 2) с определенным погребальным обрядом. Наличие в одном многослойном фрагменте красных и бежевых лент, а также тканей с теми или иными характеристиками позволит выработать относительную хронологию бытования отдельных текстильных изделий.

К группе интересных материалов, бесспорно, относятся следующие категории находок.

Рис. 2. Многослойный фрагмент с головы погребенного из тканей и лент двух цветов (№ 2007/0061/002). Фото О. В. Орфинской

Фрагменты туник

Анализ формы, цвета и декора фрагментов туник позволяет предположить наличие некоего регионального стиля, характерного для Фаюмского оазиса.

На территории Египта в византийский период клавы утратили свои изначальные функции, которые они имели в Риме, где отражали статус и положение владельца, и стали просто элементом декора. Их делали цветными, чаще всего с узором в виде полос. Однако в разные периоды существовала мода на конкретные сюжеты 3, которые, возможно, удастся выявить при анализе как подъемного материала, так и находок из погребений.

3 Pritchard 2006: 61.

Фрагменты туник иногда позволяют реконструировать целое изделие или его часть. Например, фрагменты изделия № 2008/0101/001 (рис. 3) реконструируются как шерстяная туника, сотканная одним куском по форме 4, с широким клавом и бахромой по подолу. Клав синего цвета имеет с двух сторон бордюр, где на пурпурном фоне белыми льняными нитями выполнен волнистый узор. Такие туники являлись парадным верхним одеянием и существовали достаточно долго. Образец сотканной по форме туники с аналогичным оформлением клавов хранится в ГМИИ им А. С. Пушкина и относится к VI—VШ вв. Это светлая туника с очень широкими клавами из темно-синей шерсти с орнаментом, выполненным белыми льняными нитями на пурпурных бордюрах 5.

Самая важная черта византийского периода — появление около V в. туник с горизонтальным швом слегка выше талии, изготовленных из двух или чаще трех частей 6. Фрагменты таких туник мы встречали в больших количествах в погребениях Дейр-эль-Баната, например в погребении № 213 7. С VII в. трехчастных туник стало больше, для них был характерен полукруглый вырез горловины (рис. 4) 8. Эта форма горловины свидетельствует об иностранном — персидском — влиянии, которое проявилось в Египте в начале VII в. 9 С того же периода начали использоваться вставки-аппликации (рис. 5) 10. Эти декоративные элементы ткались отдельно, комплектами, специально для отделки туник. Их можно было купить и пришить на любое изделие. Такой вариант изготовления одежды (отдельно трехчастные туники без декора и отдельно декоративные аппликации) технологически более простой. Одежда стала дешевле и, следовательно, доступнее для широких слоев населения.

С VII в. активно использовалась отделка лентой по подолу, рукавам и горловине. Такой вариант декора хорошо иллюстрируют фрагменты красной туники, которые были найдены на значительном расстоянии друг от друга (рис. 6). Туники с округлым вырезом и отделкой лентой датируются большим временным отрезком с VII по X в. 11

Фрагменты кафтанчиков

С середины VII в. в Египте появилась новая форма одежды — кафтан 12. Время начала ее бытования иногда сдвигают до V 13 или VI 14 в. Это одежда, которую кроили, т. е. вырезали из ткани, что являлось совершенно новой для Египта технологией: туники никогда не резали (кроме ремонта и переделок), а только сшивали по боковым кромкам, сняв готовую форму со станка.

Фиксируются в основном кафтанчики для детей, хотя есть примеры перешитых в кафтаны туник больших размеров 15. Фрагменты кафтанчиков характеризуются на-

4 Letellier-Willemin 2020: 43.

5 Шуринина 1967: кат. № 200; № 6538.

6 Pritchard 2006: 60

7 Орфинская и др. 2017.

8 Rooijakkers 2015: 26.

9 Pritchard 2006: 68.

10 Туника с широкой нагрудной панелью, где в узо-

ре присутствуют крестики, датируется VI—VIII вв.

(Ägypten schätze 1996: кат. № 327, с. 289).

11 Pritchard 2006: 100. См. также Ägypten schätze 1996: кат. № 327а, с. 289.

12 См., например, Ägypten schätze 1996: кат. № 315, с. 275.

13 Например, см. кафтанчик, который датирован V-VII вв. (Evans 2012: кат. № 113, с. 170).

14 См. Rooijakkers 2015: 28.

15 См. Selem, Abd al-Khalek 2007: 105.

Б* A

л.с.

Рис. 3. Реконструкция нижней части шерстяной туники, сотканной по форме (№ 2008/0101/001) (рис. О. В. Орфинской): А-А* и Б-Б* — участки соединения ткани, где проходили швы; л. с. — лицевая сторона

Рис. 4. Фрагмент туники с округлой горловиной (№ 2014/S/0013/003). Фото Н. П. Синицыной

Рис. 5. Фрагменты льняной туники с нашитыми вставками-аппликациями (№ 2009/0048/074). Фото Н. П. Синицыной

Рис. 6. Реконструкция красной шерстяной туники из отдельных фрагментов (№ 2008/0073, 2008/0076, 2008/0078, 2008/0099/001). Рис. О. В. Орфинской

правлением боковых швов вдоль ткацкого куска (рис. 7), наличием клиньев, расширяющих подол (рис. 8) и применением декоративных швов. Использование сшивной нити контрастного цвета отражает влияние арабского мира. Кафтанчики были как льняные, так и шерстяные. Появление такой формы одежды, предназначенной именно для детей, некоторые ученые объясняют изготовлением узких тканей 16. Однако связь может быть и прямо противоположной: кафтанчики удобно было кроить из узких тканей, что и привело к расширению их производства.

Гобеленовые вставки

Гобеленовые вставки делятся на три группы:

1) вставки, которые выполнены в процессе создания изделия;

2) вставки, которые вырезались из старого изделия и пришивались на новое (аппликация, вторичное использование);

3) вставки, которые ткались отдельно.

До VII в. все орнаменты выполнялись в процессе ткачества в едином стиле 17. Далее наряду с ними стали применять вставки, которые ткались в специальных мастерских; их можно было купить. Постепенно пришитые украшения почти полностью вытеснили вотканные 18. Такие вставки датируются по 14С началом VII (605 г.) — началом IX в.19

Вставки, вырезанные со старой одежды, всегда переиспользовались. Считается, что текстилем вторичного использования торговали 20.

На небольших фрагментах гобеленовых вставок, найденных на поверхности, представлены различные сюжеты. Так, вставка, которая, скорее всего, располагалась на рукаве льняной туники, изображает шагающего льва и птицу (рис. 9 и 10). У птицы на шее типичная для сасанидских изображений лента. При изготовлении этой вставки использована техника сумах, которая появилась в Египте с приходом арабов. Похожие вставки датируются VП-VШ вв.21 Анализ этого изображения позволяет выявить различные иностранные влияния на формирование текстильного дизайна в Египте.

Тканые ленты

Тканые узорные ленты, появившиеся в Египте под персидским влиянием 22, изготавливались длиной по несколько метров и продавались отрезами, необходимыми для отделки конкретного изделия. Цветовые сочетания могли быть различными, но преобладали такие: белый узор на синем фоне, белый узор на красном фоне, цветной узор на красном фоне. Для формирования узора на ленте применяли гобеленовую технику (рис. 11) или технику броше (рис. 12). Многочисленные ленты в технике броше датируются УП-УШ вв.23

16 Pritchard 2006: 109

17 Pritchard 2006: 48.

18 Pritchard 2006: 83.

19 Pritchard 2006: 93.

20 Pritchard 2006: 60.

21 См., например, Ägypten schätze 1996: кат. 323в, с. 285.

22 Pritchard 2006: 82.

23 См., например, Bruwier 1997: кат 78, с. 192.

А

Б

Рис. 7. Фрагмент льняного кафтанчика (№ 2007/0003): А — общий вид фрагмента (фото С. В. Иванова); Б — микрофотография участка ткани со швом (фото О. В. Орфинской)

Рис. 8. Фрагмент бокового клина шерстяного кафтанчика (№ 2009/0048/018). Фото С. В. Иванова

Рис. 9. Фрагмент вставки со львами и птицами (№ 2009/0048/083). Фото Н. П. Синицыной

Рис. 10. Прорисовка узора на вставке со львами и птицами (№ 2009/0048/083). Рис. О. В. Орфинской

Рис. 12. Фрагмент ленты, сотканной в технике броше (№ 2009/0048/086). Фото С. В. Иванова

Головные уборы

К головным уборам относятся фрагменты льняных и шерстяных женских шапочек, сплетенных в технике спрэнг. В Египет эта техника пришла с севера, из Греции и Рима 24. Массово египетские шапочки появились в ГУ—У вв. 25 и исчезли в исламский период 26. В музеях Манчестера и Бостона находятся четыре шапочки, схожие по цвету и орнаментальным полосам, что, вероятно, говорит о том, что они были изготовлены в одной мастерской 27. Возможно, изучение плетеного узора и цветовых решений шапочек с некрополя Дейр-эль-Банат позволит выявить наиболее характерные черты шапочек местного, фаюмского, производства.

Находка шапочки, надетой на голову, позволила выявить женскую прическу в виде двух заплетенных кос, уложенных вокруг головы и связанных вместе шнуром в лобной части. Анализ причесок, видов шапочек и их числа совместно с антропологическими исследованиями может пролить свет на то, как менялся костюм женщины по мере взросления и старения.

Интерьерные ткани

К этой категории вещей относятся завесы и покрывала, которые в погребениях использовались как пелены. В нее же входят наволочки (рис. 13) и матрасы, а также полотенца или скатерти (рис. 14) и другие ткани, не относящиеся к одежде.

Как и в случае с одеждой, декор завес подчинялся моде. Поэтому важно установить набор композиционных решений и отдельных элементов, использовавшихся ткачами при создании этих изделий. Ими применялись две техники — гобеленовая и броше. Чаще всего в технике броше выполнялся геометрический узор, но есть примеры завес с фигурными изображениями 28. Р. Кортопасси, исследовавшая технику броше, сделала заключение, что эта техника, как достаточно простая, могла существовать долго и определить временные границы ее использования, невозможно 29. Однако узоры могут характеризовать некоторые особенности и предпочтения местного населения.

Неустановленные изделия

Некоторые интересные фрагменты невозможно отождествить со стандартным набором аналогов. К таким объектам относится достаточно большой фрагмент шерстяного изделия со швом и декором в технике броше (рис. 15).

24 Pritchard 2006: 129. 27 Pritchard 2006: 135.

25 А. де Мур датировал 14 шапочек 430-675 гг. (De 28 Шуринина 1967. Moor et al. 2002). 29 Cortopassi 2008: 2-6.

26 Pritchard 2006: 135.

Заключение

Текстильный материал, происходящий с поверхности некрополя Дейр-эль-Банат, является значимым дополнением к материалу из погребений, полученному в ходе археологических раскопок. Несмотря на то что он не связан с конкретными индивидами, а потому не дает возможности соотнести его с погребальным обрядом, проследить зависимость текстиля от пола, возраста и социального статуса погребенного, а также выявить сезонность и комплектность одежд, этот материал отражает общие тенденции развития текстильного производства. Наличие мастерских по производству погребального инвентаря, в частности грубых погребальных пелен, мастерских по производству вставок-аппликаций, а также мастерских по плетению шапочек говорит о сложности социальной организации общества. Дальнейший сбор материала, вероятно, позволит выявить отдельные группы текстильных изделий, отличающихся от аналогичных вещей с других некрополей. Эти особенности помогут лучше представить социокультурный контекст в Фаюмском оазисе в сфере материальной культуры.

Рис. 13. Наволочка (№ 2006/0028). Фото С. В. Иванова

А

Б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 14. Фрагмент полотенца или скатерти (№ 2008/0110): А — фото (С. В. Иванова); Б — прорисовка декора (О. В. Орфинской)

Рис. 15. Фрагмент неопределенного шерстяного изделия (№ 2009/0048/029). Фото С. В. Иванова

Приложение 1. Подъемный материал, найденный экспедицией ЦЕИ РАН на памятнике Дейр-эль-Банат

№ находки Название объекта Материал Описание Техника Комментарии *

1 2007/0003 Кафтанчик, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент льняного кафтанчика с боковым швом, декорированным красной шерстяной нитью. Направление основы — вдоль шва Ткачество, пошив, вышивка

2 2007/0061/001 Бинт Лен Бинт, скрученный в валик Ткачество

3 2007/0061/002 Лента Лен Простая светлая лента из 12 нитей основы Ткачество

4 2007/0061/002 Лента Лен Простая красная лента из 12 нитей основы Ткачество

5 2007/0061/002 Лента Лен Фрагмент ткани (пеленальной с головы), перекрытой лентами. Ткань сбалансирована (8/9 н/см) Ткачество

6 2007/0068 Шапочка Шерсть Красная шерстяная шапочка с желтыми и зелеными вертикальными полосами Плетение, спрэнг

7 2007/0068 Голова с косами Волосы Две косы уложены на голове в виде короны и связаны шнуром в районе лба Плетение

8 2008/0002/001/02 Ткань, фрагмент Лен Фрагмент льняной ткани с одной полосой из толстых нитей утка Ткачество

9 2008/0022 Туника, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент туники с квадратной вставкой и узким клавом Ткачество, гобеленовая техника

10 2008/0069 Ткань, фрагменты Лен Фрагменты ткани со швами, аналогичной тканям римского периода Ткачество

11 2008/0075 Лента, фрагмент Шерсть, лен Фрагмент красной ленты с белым узором Ткачество, броше

12 2008/0099/001 Туника, фрагмент Шерсть, лен Фрагмент подола красной шерстяной туники, отделанной синей лентой с белым узором Ткачество, пошив, броше

13 2008/0101/001 Туника, фрагмент Шерсть, лен Фрагмент подола шерстяной светлой туники с клавом из трех полос (по центру синяя полоса, две боковые имеют белый узор на фиолетовом фоне). По подолу бахрома Ткачество, летящая игла (?)

* Серый цвет — неинтересные объекты, оранжевый — интересные.

№ находки Название объекта Материал Описание Техника Комментарии *

14 2008/0107 Кафтанчик, фрагмент Шерсть Фрагмент синего шерстяного кафтанчика с боковым швом. Основа — вдоль шва. Ткань — ломаная саржа 2:1 Ткачество пошив

15 2008/0108 Шапочка, два фрагмента Лен Льняная шапочка с ромбовидным узором Плетение, спрэнг Экспозиционная

16 2008/0109 Туника, фрагмент Шерсть, лен Фрагмент шерстяной светлой туники с клавом из трех полос с мелкими вставками в виде цветочков. Складка в районе талии Ткачество, твининг, гобеленовая т., сумах

17 2008/0110 Изделие, фрагмент Лен, шерсть Край изделия с бахромой и геометрическим цветным узором. Возможно, скатерть Ткачество, броше

18 2008/0111 Туника (?), фрагмент Лен, шерсть Фрагмент льняной ткани с квадратной вставкой. Вставка красная с черным орнаментом Ткачество, гобеленовая т., летящая игла, сумах

19 2008/0113 Шапочка Шерсть Красная шапочка треугольной формы с широкой косой коричневого цвета в лобной части Плетение, спрэнг Отреставрирована

20 2008/0114 Грубая погребальная пелена (далее — ГПП), фрагмент Лен Грубая погребальная пелена с короткой бахромой и декором из трех полос. Дополнительный уток — лен коричневый. Узор с пробросом через пять нитей. Короткая бахрома вверху ткацкого куска Ткачество

21 2008/0122 Шапочка, фрагмент Лен Льняная шапочка с вертикальным ромбическим узором Плетение, спрэнг Отреставрирована

22 2008/0069 Ткань, фрагмент Лен Рогожка со швами Ткачество, пошив

23 2009/0014/009 Вставка, фрагмент Шерсть Фрагмент вставки. Рисунок не восстанавливается Ткачество

24 2009/0048/001 ГПП, фрагмент Лен Грубая погребальная пелена с полосами из рядов с толстыми нитями утка, проходящих через два обычных ряда. Нити светлые и темные. Короткая бахрома Ткачество

25 2009/0048/002 Шарф, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент льняного шарфа с мережкой по полотну и тремя цветными полосами (первая и третья полосы: синий, красный, синий; вторая полоса: красный, синий, красный) и длинной бахромой Ткачество

26 2009/0048/003/02 Ткань, фрагмент Лен Фрагменты ткани с полосами из рядов с толстыми нитями утка, проходящих через два обычных ряда Ткачество

№ находки Название объекта Материал Описание Техника Комментарии *

27 2009/0048/003/03 Ткань, фрагмент Лен Фрагменты ткани с полосами из рядов с толстыми нитями утка, проходящих через два обычных ряда Ткачество

28 2009/0048/003/01 Туника, фрагмент Шерсть Фрагменты красной туники с желтыми (белыми) клавами и следами от нашитой аппликации круглой формы Ткачество, пошив

29 2009/0048/003/01а Веревки Лен Льняные веревки Витье

30 2009/0048/003 Туника, фрагмент Шерсть Фрагмент коричневой шерстяной туники с желтыми полосами-клавами и со складкой в районе талии Ткачество, пошив

31 2009/0048/004 Шарф, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент льняного шарфа с длинной бахромой и двумя узкими полосами (желтый, красный, желтый) Ткачество

32 2009/0048/005 Изделие, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент ткани с геометрическим цветным узором Ткачество, броше

33 2009/0048/006 Ткань, фрагмент Шерсть Фрагмент шерстяной ткани синего цвета (основа светлая, уток синий). Возможно, клав Ткачество

34 2009/0048/007 Ткань, фрагмент Шерсть Фрагмент шерстяной ткани зеленого цвета Ткачество

35 2009/0048/009 Ткань и лента, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент льняной ткани, отделанной светлой лентой с зеленым орнаментом Ткачество, гобеленовая т.

36 2009/0048/010 Туника, фрагмент Шерсть Фрагмент рукава шерстяной коричневой туники с красной бахромой по краю. Начало ткацкого куска. Ширина рукава 11—12 см Ткачество

37 2009/0048/011/01 Шаль, фрагмент Шерсть Фрагмент тонкой шерстяной шали красного цвета с желтой полосой. Кромка с желтыми нитями Ткачество, пошив Остальные части шалей найдены в заполнении могил № 226—227. Перечисленные фрагменты также отнесены к этому заполнению

38 2009/0048/011/02 Шаль, фрагмент Шерсть Фрагмент шерстяной шали красного цвета Ткачество

39 2009/0048/012 Шаль, фрагмент Шерсть Фрагмент шерстяной шали оранжевого цвета с тремя белыми и тремя плотными оранжевыми полосами и бахромой Ткачество

40 2009/0048/013 Шаль, фрагмент Шерсть Фрагмент шерстяной шали красно-малинового цвета с тремя маленькими вышитыми крестиками. Кромка с желтыми нитями Ткачество, вышивка

41 2009/0048/014 Шапочка, фрагменты Шерсть Фрагменты красной шерстяной шапочки Плетение, спрэнг

42 2009/0048/015 Ткань, фрагмент Лен Ткань с синей клеткой. Произведена тщательная фотофиксация, сделаны микрофотографии Ткачество

№ находки Название объекта Материал Описание Техника Комментарии *

43 2009/0048/016 ГПП (вместе с головой) Лен Верхний слой. Грубая погребальная пелена, сшитая в форме капюшона и лента красного цвета из пяти нитей основы на внешней стороне Ткачество

44 2009/0048/016 Шапочка, фрагмент (вместе с головой) Лен Фрагмент льняной шапочки с красной узкой косой в лобной части Плетение, спрэнг

45 2008/0048/016 Голова с косами Волосы Концы двух кос, обмотанные шнуром и связанные между собой Плетение

46 2008/0048/017 Ткань, фрагмент Шерсть Фрагмент темно-коричневой шерстяной ткани Ткачество

47 2009/0048/018 Кафтанчик, фрагмент Шерсть Фрагмент бокового клина шерстяного синего кафтанчика со штопкой и декоративными швами, выполненными красной шерстяной нитью. Ткань саржа 2:1 Ткачество

48 2009/0048/019 Ткань, фрагмент Шерсть Фрагмент ткани со штопкой Ткачество

49 2009/0048/020 Изделие, фрагмент (?) Шерсть Фрагмент изделия из желтой шерстяной ткани с круглой вставкой фиолетового цвета. Боковая и начальная кромки Ткачество, летящая игла

50 2009/0048/021 Вставка, фрагмент Шерсть, лен Фрагмент льняной ткани с квадратной вставкой, рисунок не восстанавливается Ткачество, гобеленовая т., летящая игла

51 2009/0048/022 Лента, фрагмент Шерсть, лен Фрагмент синей ленты с белым узором Ткачество, броше.

52 2009/0048/023 Туника, фрагмент Шерсть Фрагмент светлой шерстяной туники с декором синего цвета, штопкой и бахромой по подолу Ткачество, пошив Промыть

53 2009/0048/023 Изделие, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент изделия из льняной ткани с отделкой шерстяной нитью Ткачество, пошив Помыть

54 2009/0048/023 ГПП, фрагмент Лен Фрагмент грубой погребальной пелены. Сделаны фотографии и микрофотографии Ткачество

55 2009/0048/023 Лента, фрагмент Лен Лента красного цвета из семи нитей основы Ткачество

56 2009/0048/023/02 Ткань и лента, фрагмент Лен Фрагмент ткани с плотно прижатой к ней лентой красного цвета из восьми нитей основы. Ткань 1:1, сбалансированная (6/8 н/см) Ткачество

57 2009/0048/023/02 Туника, фрагмент Шерсть Фрагмент светлой шерстяной туники с синими вставками и штопкой красной нитью Ткачество, пошив

№ находки Название объекта Материал Описание Техника Комментарии *

58 2009/0048/024 Ткань, фрагмент Лен Фрагмент ткани с синей клеткой Ткачество

59 2009/0048/025 Ткань, фрагмент Шерсть Фрагмент шерстяной светлой ткани со штопкой Ткачество, пошив

60 2009/0048/026 Изделие, фрагмент Лен Фрагмент изделия из льняной ткани со швами. Запошивочные швы Ткачество, пошив Промыть

61 2009/0048/027 ГПП, фрагмент Лен Грубая погребальная пелена с длинной бахромой и полосами из рядов с толстыми нитями утка, проходящими через два ряда обычных нитей Ткачество

62 2008/0048/028 Жгут Лен Грубая погребальная пелена, скрученная в плотный жгут Ткачество

63 2008/0048/029 Изделие, фрагмент Шерсть Фрагмент неустановленного изделия из двух сшитых кусков одинаковой шерстяной ткани желтого цвета с мелким декором. Конец ткацкого куска Ткачество, Твининг, броше

64 2009/0048/030 Туника, фрагмент Шерсть Фрагмент шерстяной зеленой туники с красной полосой. Начало ткацкого куска Ткачество

65 2009/0048/031 Завеса (?), фрагмент Лен Фрагмент льняной ткани с маленькой вставкой и короткими полосами красного и синего цвета. Конец ткацкого куска Ткачество, гобелен т.

66 2009/0048/032 ГПП, фрагмент Лен Грубая погребальная пелена с декором из красных и коричневых нитей. Сделаны макро- и микрофотографии Ткачество

67 2009/0048/033 Кафтанчик, фрагмент Шерсть Фрагмент сине-зеленого кафтанчика с боковым швом вдоль нитей основы Ткачество, пошив

68 2009/0048/034 Ткань, фрагмент Лен Фрагмент ткани в синюю клетку Ткачество

69 2009/0048/035 ГПП, фрагмент Лен Фрагмент грубой погребальной пелены с семью вертикальными коричневыми полосами и длинной бахромой. Сделаны макро- и микрофотографии Ткачество

70 2009/0048/037 Ткань, фрагмент Шерсть Фрагмент синей шерстяной ткани с красными, желтыми и зелеными полосами Ткачество

71 2009/0048/038 Ткань, фрагмент Шерсть Фрагмент сине-зеленой ткани Ткачество

72 2009/0048/039 Несколько спрессованных фрагментов тканей Лен Фрагменты с головы: остатки льняной шапочки, ткани, возможно шарфа, закрывающего лицо, и маленький фрагмент красной ткани полотняного переплетения Ткачество Разобрать

№ находки Название объекта Материал Описание Техника Комментарии *

73 2009/0048/040/02 Ткань, фрагмент Шерсть, лен Фрагмент, вероятно, части клава льняной туники. Шерстяная светлая ткань с коричневой полосой. Основа — парные льняные нити, уток — шерсть Ткачество

74 2009/0048/040/01 и /03 Туника, фрагмент Лен Фрагмент льняной туники с отделкой из двух лент: первая лента красная, выполнена в гобеленовой технике, вторая лента синяя с белым узором Ткачество, броше Промыть

75 2008/0048/041 Ткань, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент льняной ткани с клеткой из синих и красных нитей Ткачество

76 2009/0048/042 Ткань, фрагмент Лен Фрагмент льняной ткани с узкими зелеными полосками Ткачество

77 2009/0048/043 Ткань, шарф (?), фрагмент Лен, шерсть Фрагмент льняной ткани с тремя полосами (первая и третья полосы: красный, зеленый, красный; вторая полоса: синий, оранжевый, зеленый, оранжевый, синий) Ткачество

78 2009/0048/044 Ткань, фрагмент Шерсть Фрагмент светлой шерстяной ткани Ткачество

79 2009/0048/045 Шапочка (?), ткань, фрагмент ? Возможно, участок шва шерстяной шапочки, сшитой зеленой шерстяной нитью. Фрагмент очень маленького размера Плетение (?), пошив

80 2009/0048/046 Туника, фрагмент Шерсть Фрагмент светлой шерстяной туники с синими вставками. Широкая складка в районе талии. По боковому шву мелкие петли и красная бахрома Ткачество, пошив

81 2009/0048/047 Туника, фрагмент Шерсть Фрагмент бокового шва коричневой шерстяной туники с желтыми полосами-клавами и бахромой по боковому шву Ткачество, пошив

82 2009/0048/048 Туника, фрагмент Шерсть Фрагмент светлой шерстяной ткани с красной и зеленой полосами Ткачество

83 2009/0048/049 Ткань, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент ткани с махровым узором. Основа — лен, уток — шерсть. Покрывало? Ткачество, букле.

84 2009/0048/051 Туника, фрагмент Шерсть Фрагмент светлой шерстяной туники с синим клавом и бахромой Ткачество Промыть

85 2009/0048/052 Неопределенное изделие, фрагмент Шерсть Фрагмент шерстяного изделия со швом по боковым кромкам. Маленький размер (1^3 см) Ткачество, пошив

86 2009/0048/053 и /054 Шаль, фрагмент Шерсть Фрагмент красной шерстяной шали с белыми (желтыми) полосами и кромкой Ткачество

№ находки Название объекта Материал Описание Техника Комментарии *

87 2009/0048/055 Туника, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент льняной туники с клавом и отделкой из синей с белым узором ленты Ткачество, гобеленовая т., броше Промыть

88 2009/0048/056 Завеса, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент ткани с мелкими вставками в виде бутонов и с полосой из толстых нитей утка Ткачество, гобеленовая т.

89 2009/0048/057 Кафтанчик, фрагмент Шерсть Фрагмент бокового шва кафтанчика из желтой шерстяной ткани. Шов вдоль нитей основы. Сшивная нить коричневого цвета Ткачество, пошив

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

90 2009/0048/058 Туника, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент льняной туники с клавом из мелких вставок Ткачество, гобеленовая т.

91 2009/0048/059 Шаль (?), фрагмент Шерсть Фрагмент шерстяной шали желтого цвета с полосами из толстых нитей утка. Кромка и конец ткацкого куска Ткачество

92 2009/0048/061 Туника, фрагмент Шерсть Фрагмент светлой шерстяной туники. Кромка, начало ткацкого куска. Следы от нашитой аппликации Ткачество

93 2009/0048/062 Лента, фрагмент Шерсть, лен Фрагмент ленты синего цвета с белым узором. Фиксируются красные шерстяные сшивные нити Ткачество, броше Плохая сохранность

94 2009/0048/063 Ткань, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент ткани с цветным узором Ткачество, броше

95 2009/0048/064 Туника (?), фрагмент Лен, шерсть Фрагмент подола с отделкой из синей ленты с белым узором Ткачество, броше

96 2009/0048/065 Туника, фрагмент Шерсть, лен Фрагмент клава Ткачество, гобеленовая т. Плохая сохранность

97 2009/0048/066 Завеса, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент ткани с вставками в виде мелких бутонов Ткачество, гобеленовая т.

98 20090048/067 Лента, фрагмент Шерсть, лен Фрагмент красной ленты с зеленой полосой по краю и белым узором Ткачество, броше

99 2009/0048/068 Лента, фрагмент Шерсть, лен Фрагмент красной с белым узором ленты. Подшита к шерстяной коричневой ткани Ткачество, броше, пошив

100 2009/0048/070 и /071 Туника (?), фрагмент ? Два фрагмента гобеленовых вставок: 1 — фрагмент квадратной вставки с сильно стилизованным человеком (?) в центре; 2 — фрагмент квадратной вставки с «двуглавым орлом» (?) Ткачество, гобеленовая т.

№ находки Название объекта Материал Описание Техника Комментарии *

101 2009/0048/072 Шаль (?), фрагмент Шерсть Фрагмент ткани со вставкой в виде дельфина и полосой с гобеленовыми вставками. Боковая кромка Ткачество, гобеленовая т.

102 2009/0048/073 Туника, фрагмент Шерсть, лен Фрагмент желтой шерстяной туники с темно-зеленым клавом с белым узором и складкой в районе талии Ткачество, твининг, гобеленовая т.

103 2009/0048/074 Туника, фрагмент Шерсть, лен Фрагмент туники с аппликациями по вороту и клавами красного цвета, небольшими крестиками и надписью, возможно, на коптском (?) языке Ткачество, гобеленовая т.

104 2009/0048/077 Туника, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент льняной ткани с круглой гобеленовой вставкой Ткачество, гобеленовая т. Плохая сохранность

105 2009/0048/079 Клав, два фрагмента Лен, шерсть Фрагменты клавов (аппликация) со швами на плечах. Клавы с закругленным завершением Ткачество, гобеленовая т.

106 2009/0048/082 Вставка, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент квадратной вставки Ткачество, гобеленовая т. Плохая сохранность

107 2009/0048/083 Туника, два фрагмента Лен, шерсть Фрагменты туники с мелкими вставками в виде цветов Ткачество, гобеленовая т. Промыть

108 2009/0048/083, лев Вставка, фрагмент Шерсть Фрагмент вставки (аппликации) со львом и хищной птицей Ткачество, гобеленовая т.

109 20098/0048/083 Ткань, фрагмент Шерсть Фрагмент ткани красного цвета с узкими желтыми полосами. Возможно, туника, на которую была нашита вставка со львом Ткачество, гобеленовая т., сумах

110 2009/0048/084 Туника, фрагмент Шерсть Фрагмент шерстяной туники желтого цвета со штопкой Ткачество, пошив

111 2009/0048/085 Кафтанчик, фрагмент Шерсть, лен Фрагмент ворота коричневого шерстяного кафтанчика с подшитой красной лентой с белым узором. Нити основы расположены вертикально Ткачество, броше, пошив Промыть

112 2009/0048/086 Туника, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент льняной туники с синей лентой с белым узором. Край подшит на изнаночную сторону. Ворот (?) Ткачество, броше, шитье

113 2009/0048/087 Кафтанчик, фрагмент Шерсть Фрагмент подола красного шерстяного кафтанчика. По подшитому подолу проходит шов, выполненный синей нитью Ткачество, пошив

№ находки Название объекта Материал Описание Техника Комментарии *

114 2009/0048/088 Ткань, фрагмент Шерсть Фрагмент ткани сине-зеленого цвета со штопкой Ткачество, пошив

115 2009/0048/089 Туника, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент льняной туники со вставками Промыть

116 2009/0048/090 Капюшон Шерсть, лен Капюшон с красными полосами и мелкими крестиками на коричневом фоне Отнесен к погребению № 243/1. Отреставрирован

117 2009/0048/091 Шаль, фрагмент Шерсть Фрагмент красной шерстяной шали с белыми (желтыми) полосами Ткачество

118 2009/0048/092 Ткань, фрагмент Шерсть Фрагмент коричневой шерстяной ткани Ткачество

119 2009/0048/093 ГПП (?), фрагмент Лен Фрагмент грубой погребальной пелены (?). Наволочка (?), матрас (?). Ткань «с протяжками» на базе полотняного переплетения Ткачество

120 2009/0048/094 Ткань, фрагмент Шерсть Фрагмент желтой шерстяной ткани с боковой кромкой Ткачество

121 2009/0048/095 Лента, фрагменты Шерсть, лен Фрагменты синей ленты с белым узором Ткачество, броше

122 2009/0048/096 Ткань, фрагмент Шерсть Фрагмент желтой шерстяной ткани со штопкой Ткачество, пошив

123 2009/0048/097 Лента, фрагмент Шерсть, лен Фрагмент красной ленты с цветным узором Ткачество, броше Промыть

124 2009/0048/098 Туника, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент льняной (?) туники с коричневыми вставками. Плохая сохранность Ткачество, летящая игла

125 2009/0048/099 Туника, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент льняной (?) туники, отделанной лентой красного (?) цвета с белым узором Ткачество, броше (?) Промыть

126 2009/0048/100 Туника, фрагмент Шерсть Фрагмент желтой шерстяной туники с коричневым клавом. Клав без узора Ткачество Промыть

127 2009/0048/101 Ткань, фрагмент Шерсть Фрагмент светло-коричневой шерстяной ткани Ткачество

128 2009/0048/102 Туника, фрагмент Шерсть Фрагмент красной шерстяной туники с белыми (коричневыми) клавами. Конец ткацкого куска — жгут Ткачество

129 2009/0048/103 Ткань, фрагмент Лен Фрагмент ткани красного цвета с боковой усиленной кромкой Ткачество

№ находки Название объекта Материал Описание Техника Комментарии *

130 2009/0048/104 Вставка, фрагмент Шерсть, лен Фрагмент вставки красного и черного цветов. Плохая сохранность Ткачество, летящая игла

131 2009/0048/105 Шаль (?), фрагмент Шерсть Фрагмент красной ткани с белыми полосами. Начало ткацкого куска оформлено мережкой и швом, выполненным белыми нитями вдоль мережки Ткачество

132 2009/0048/106 Туника, фрагмент Шерсть Фрагмент светлой шерстяной туники с мелкими вставками и складкой в районе талии. Отделка красной лентой с белым узором Ткачество, гобеленовая т., броше, пошив Промыть

133 2009/0048/107 Туника, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент льняной ткани с гобеленовой вставкой. Плохая сохранность Ткачество, гобеленовая т.

134 2009/0048/108 Лента, фрагмент Шерсть, лен Фрагмент синей ленты с белым узором Ткачество, броше

135 2009/0048/109/01 Шаль, фрагмент Шерсть Фрагмент желтой шерстяной ткани с бахромой, заплетенной косичками Ткачество, плетение

136 2009/0048/109 Туника (?), фрагмент Шерсть, лен Фрагмент желтой шерстяной туники (?) с фиолетовым клавом (листовидная подвеска). На клаве белый узор Ткачество, гобеленовая т., летящая игла.

137 2009/0048/110 Изделие, фрагмент Лен Фрагмент угла неустановленного льняного изделия. Ткань подогнута и подшита. Остатки кожного покрова свидетельствуют о том, что оно находилось непосредственно на теле Ткачество, пошив

138 2009/0048/111 Ком тканей Лен Ком из льняных тканей разного качества Ткачество

139 2009/0048/112 ГПП, фрагмент Лен Грубая погребальная пелена с вертикальными синими полосами, сшитая в форме капюшона. Бахрома скручена в жгут. Ряды с толстыми нитями утка через два обычных ряда Ткачество

140 2009/0048/113 Ткань, фрагмент Шерсть Фрагмент шерстяной ткани. Саржа 2:1. Сукно? Ткачество

141 2009/0048/114 Ткань, фрагмент Лен Фрагмент льняной ткани в синюю клетку со штопкой Ткачество, ремонт

142 2009/0048/115 Шаль, фрагменты Шерсть Фрагменты красной шали с белыми полосами и бахромой, заплетенной косичками. Кромка со светлыми нитями Ткачество

№ находки Название объекта Материал Описание Техника Комментарии *

143 2009/0048/116 Туника, фрагмент Шерсть Фрагмент рукава светло-коричневой шерстяной туники со светлыми полосами и с большой квадратной вставкой Ткачество. Начало на четырех дощечках, гобеленовая т., летящая игла

144 2009/0048/117 Туника, фрагмент Шерсть Фрагмент светлой шерстяной туники с клавом и плечевой круглой вставкой фиолетового цвета. На вставках белый узор Ткачество, твининг, гобеленовая т.

145 2009/0048/118 Ткань, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент льняной ткани с геометрическим цветным узором Ткачество, броше

146 2009/0048/119 Ткань, фрагмент Шерсть Фрагмент красной шерстяной ткани (шаль или туника) со светлыми полосами. Начало ткацкого куска Ткачество

147 2009/0048/121 Вставка (?), фрагмент Шерсть Фрагмент вставки (аппликация), которая была пришита на шерстяную ткань синего цвета Ткачество, гобеленовая т.

148 2009/0048/120 Туника, фрагмент Шерсть Фрагмент коричневой шерстяной туники с бахромой по подолу и мелкими петлями из красной нити по боковому шву Ткачество

149 2009/0049 Вставка, фрагмент Шерсть, лен Фрагмент вставки. Плохая сохранность Ткачество, гобеленовая т.

150 2009/0051/013 Ткань, фрагмент Лен Фрагмент льняной ткани очень низкого качества Ткачество

151 2009/0051/011 Наволочка, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент наволочки с цветным узором Ткачество броше

152 2009/0051/001 Туника со станка (?) Шерсть Фрагмент недоделанной шерстяной туники желтого цвета, снятой со станка Ткачество

153 2009/0051/002 Изделие, фрагмент Лен Фрагмент льняной ткани с подшитым краем и запошивочным швом Ткачество, пошив

154 2009/0051/003, /004 и /005 Ткань, фрагменты Лен Фрагменты льняной ткани Ткачество

155 2009/0051/007 Шаль, фрагменты Шерсть, лен Фрагменты тонкой коричневой шерстяной ткани с белой полосой и полосой с цветочным орнаментом Ткачество, броше Отнесены к заполнению могил № 226-227

156 2009/0051/008 Ткань, фрагмент Лен Фрагмент льняной ткани Ткачество

№ находки Название объекта Материал Описание Техника Комментарии *

157 2009/0051/009 Ткань, фрагмент Лен Фрагмент льняной ткани Ткачество

158 2009/0051/010 Изделие, фрагменты Шерсть Фрагменты светлой шерстяной ткани со швами. Фланель. Саржа Ткачество

159 2009/0051/011 Ткань, фрагмент Лен Фрагмент льняной ткани Ткачество

160 2009/0051/014 Ткань, фрагмент Шерсть Фрагмент темно-синей шерстяной ткани Ткачество

161 2009/0051/015 Шаль, фрагмент Шерсть Фрагмент коричневой шерстяной шали с белой полосой и бахромой Ткачество Отнесен к заполнению могил № 226-227

162 2009/0051/006 Ткань, фрагмент Лен Фрагмент льняной ткани с горизонтальными полосами из темных толстых нитей утка Ткачество

163 2009/0048/127 Рубаха, фрагмент Лен Фрагмент туники со швами. Аналог римской туники Ткачество, пошив

164 2011/0020/001 ГПП Лен Грубая погребальная пелена, скрученная в жгут Ткачество

165 2006/0028 Наволочка Лен Наволочка Ткачество, пошив

166 2006/0029 Несколько ГПП, фрагменты Лен Фрагменты трех погребальных пелен, скрученные в жгуты Ткачество

167 ? Шапочки (вместе с головой) Шерсть, лен Голова женская с двумя шапочками — льняной и шерстяной. Шерстяная — красная с вертикальной желтой и зеленой полосами Плетение, спрэнг

168 ? Туника, фрагмент Шерсть, лен Фрагмент красной туники с широкими нашитыми вставками. Фланель (?) Ткачество, саржа

169 14^/0013/03 Туника, фрагмент Лен, шерсть Фрагмент верхней части льняной туники с полукруглой горловиной и отделкой (аппликацией) с «совами» и крестиком на груди Ткачество, гобеленовая т.

170 ? Шапочка, фрагмент (вместе с головой) Лен Фрагмент льняной шапочки Плетение, спрэнг

171 2010/0010 Ткань, фрагмент Лен Фрагмент льняной ткани Ткачество

172 2008/0076-0077, 2008/0099/001, 2008/0073 Туника, фрагменты Шерсть, лен Фрагменты красной туники, отделанной синей лентой с белым и красным узором Ткачество, броше

Библиография

Орфинская и др. 2017

Шуринина 1967

Ägypten schätze 1996

Bruwier 1997 Cortes 2012

Cortopassi 2008

De Moor et al. 2002

Evans 2012

Godlewski 2006

Griggs 1990

Huber 2015

Kajitani 2006

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Letellier-Willemin 2020

Letellier-Willemin 2015

Orfinskaya et al. 2015

Pritchard 2006

Rooijakkers 2015

Selem, Abd al-Khalek 2007

Орфинская О. В., Толмачева Е. Г., Белова Г. А., Текстильный комплекс позднеан-тичного времени из могилы 213 на памятнике Дейр аль-Банат (Фаюм, Египет) // Вестник археологии, антропологии и этнографии 3 (38) (2017): 16-28. Шуринина Р. Д., Коптские ткани. Собрание Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Ленинград, 1967).

Ägypten, Schätze aus dem Wüstensand. Kunst und Kultur der Christen am Nil. Katalog zur Ausstellung. Gustav-Lübcke-Museum, Hamm, 16. Juni — 13. Oktober 1996. Renaissanceschloß Schallaburg b. Melk, Niederöstereich, Sommer 1998 / ed. by Martin von F. (Wiesbaden, 1996).

Bruwier M.-C. (ed.), Égyptiennes — étoffes coptes du Nil (Mariemont, 1997). Cortes E., Recovering contexts. ^e Roman mummies excavated by the Metropolitan Museum of Art at Dahshur, Egypt // Dressing the dead in Classical Antiquity (Amberley, 2012): 75-88.

Cortopassi R., Datation au 14C de neuf toiles brochées // Archaeological Textiles Newsletter 47 (2008): 2-6.

De Moor A., Verhecken-Lammens C., Van Strydonck M., Radiocarbon dating of Coptic woolen caps in sprang technique // Bulletin du Centre International d'Étude des Textiles Anciens 79 (2002): 26-32.

Evans H. C., with Ratliff B. (ed.), Byzantium and Islam. Age of transition (New York, 2012).

Godlewski W., Al-Naqlfln. Links between archaeology and textiles // Textiles in situ. Their find spots in Egypt and neighboring countries in the first millennium CE (Abegg-Stiftung, 2006): 33-42.

Griggs C. W., Excavating a Christian cemetery near Seila, in the Fayum region of Egypt // Coptic studies. Acts of the Third International Congress of Coptic Studies, Warsaw, 20-25 August, 1984 (Warsaw, 1990): 145-150.

Huber B., Qarara. Une affaire de linceuls // Textiles, tools and techniques of the 1st millennium AD from Egypt and neighboring countries. Proceedings of the 8th conference of the research group 'Textiles from the Nile Valley', Antwerp, 2013 (Tielt, 2015): 12-25.

Kajitani N., Textiles and their context in the third- to fourth-century CE cemetery of al-Bagawat // Textiles in situ. ^eir find spots in Egypt and neighboring countries in the first millennium CE (Abegg-Stiftung, 2006): 95-112.

Letellier-Willemin F., Tackling the technical history of the textiles of El-Deir, Kharga Oasis, the Western Desert of Egypt // Mossakowska-Gaubert M. (ed.), Egyptian textiles and their production: 'word' and 'object' (Hellenistic, Roman and Byzantine periods) (Lincoln, NE, 2020): 37-49.

Letellier-Willemin F., The long- and narrow-sleeved tunic of the mummy W14 of el-Dier // Textiles, tools and techniques of the 1st millennium AD from Egypt and neighboring countries. Proceedings of the 8th conference of the research group 'Textiles from the Nile Valley', Antwerp, 2013 (Tielt, 2015): 26-37.

Orfinskaya O., Belova G., Nauton M., Tolmacheva E., Textiles from burial 213 in Deir el-Banat // Textiles, tools and techniques of the 1st millennium AD from Egypt and neighboring countries. Proceedings of the 8th conference of the research group 'Textiles from the Nile Valley', Antwerp, 2013 (Tielt, 2015): 38-47.

Pritchard F., Clothing culture. Dress in Egypt in the First Millennium AD. Clothing from Egypt in the collection of the Whitworth Art Gallery (Manchester, 2006). Rooijakkers C. T., Een stoffige geschiedenis. Egyptische kleding in het eerste millennium n. Chr. // Phoenix (2015): 23-37. Selem M. A. M, Abd al-Khalek S., Egyptian Textiles Museum (Cairo, 2007).

Surface textiles found during excavations carried out by the Russian Archaeological Mission at Deir el-Banat

O. V. Orfinskaya

Excavations and surveying on necropoleis result in collecting numerous finds from burials, dumps and the surface. The material's value depends on its discovery place. Surface finds are usually regarded less informative than materials of other categories. However textiles from the surface should not be underrated since, like other fabrics, they may not only shed some light on burial rites but also come closer to everyday life of people, reconstruct organization of textile production, trace how the fashion changed and how textiles circulated over Egypt and abroad.

Keywords: archaeology, Egypt, surface finds, Byzantium period, textiles, costume, tunic, caftan, sprang.

Ссылка для цитирования / reference:

Орфинская О. В. Анализ подъемного текстильного материала, полученного в ходе работы экспедиции ЦЕИ РАН на памятнике Дейр-эль-Банат // Египет и сопредельные страны 1 (2021): 79-108. DOI: 10.24412/2686-9276-2021-00007.

Orfinskaya O. V. Surface textiles found during excavations carried out by the Russian Archaeological Mission at Deir el-Banat [in Russian] // Egypt and neighbouring countries 1 (2021): 79-108. DOI: 10.24412/2686-9276-2021-00007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.