ЕГИПЕТ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ
EGYPT AND NEIGHBOURING COUNTRIES
Электронный журнал / Online Journal Выпуск 1, 2019 Issue 1, 2019
DOI: 10.24411/2686-9276-2019-00003
Лента, тканная на дощечках, с некрополя Дейр-аль-Банат: к вопросу о тканье на дощечках
О. В. Орфинская
Старший научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН [email protected]
Статья посвящена исследованию детской льняной туники, обнаруженной в заполнении могилы 312 на некрополе Дейр-аль-Банат (Египет). Ворот и рукава туники декорированы шерстяной лентой, тканной на дощечках. Такие ленты крайне редко встречаются в египетских позднеантичных текстильных комплексах. Исключение составляют ленты, происходящие с некрополя Антинои, где большая часть «сасанидских» тканей, вероятно, была произведена в местных мастерских с персидским участием. Но почему, умея ткать на дощечках начальные кромки, египетские ремесленники не стали развивать эту технологию дальше? На то, что развития не было, указывают следующие факты: 1) находки лент, сотканных на дощечках, крайне редки; 2) находки самих дощечек почти отсутствуют (можно было бы предположить, что деревянные изделия не сохраняются, но деревянные веретена представлены на многих памятниках); 3) основная масса начальных кромок тканей выполнена из четырех кромочных нитей на двух дощечках с двумя дырочками. В результате изучения одной ленты встал вопрос: использовали ли египетские ткачи дощечки для формирования начальных кромок? Ответ на этот вопрос требует продолжения исследований в заданном направлении.
Ключевые слова: Египет, костюм, тканье на дощечках, текстильные технологии.
В ходе археологических раскопок экспедиции ЦЕИ РАН в 2017 г. на некрополе Дейр-аль-Банат 1 в заполнении могилы 312 были обнаружены фрагменты сшитого изделия с декоративной отделкой (рис. 1.1). После проведения первичных работ по консервации находки стало возможным сделать однозначный вывод: данные фрагменты являются частями детской туники.
1 Подробнее про памятник см., например: Белова 2017; Орфинская и др. 2017: 16-18; Orfinskaya et al., 2015: 37.
Первичная консервация и графическая реконструкция туники
В процессе сухой очистки мягкой кистью плотный ком из тканей распался на несколько фрагментов (рис. 1.2). Каждый из них был расправлен методом удаленного увлажнения. После пробного смачивания для определения стойкости красителя фрагменты были промыты с помощью мягкой кисти. Поскольку при устранении деформации важно проследить, чтобы нити основы и утка оказались перпендикулярны друг другу, под стекло, на которое помещались фрагменты, была подложена линованная бумага (рис. 1.3). После промывки фрагменты были собраны вместе и сфотографированы с масштабной линейкой (рис. 1.4), что позволило восстановить форму и уточнить размеры отдельных деталей изделия. По результатам этой работы стало возможным выполнить графическую реконструкцию верхней части детской туники (рис. 2).
Описание туники
Номер — 312/Р/Т-001.
Размеры большого фрагмента: по нитям основы 73 см, по нитям утка 56 см.
Длина ворота-щели 33 см.
Самая узкая часть рукава в сложенном виде 10 см, сохранившаяся длина рукава 22 см.
Ширина клавов 1 см, диаметр медальонов 3 см.
Глубина складки в районе талии 2 см.
Ширина стана 75 см.
Ширина ткацкого куска льняной ткани 44 см.
Общая длина туники и полная ширина по линии плеч (с рукавами) не определяются.
Туника соткана по форме из трех частей — центральной (верхней) с рукавами и двух нижних — передней и задней 2. Верхняя часть соединена с нижними в районе талии швом, который ранее был убран в складку. Эту складку, скорее всего, распороли до того, как предмет одежды попал в погребение. В настоящее время видны только следы двух швов, шедших по нижнему и верхнему краям складки. Туника имела зауженные длинные рукава, от которых сохранилась нижняя часть с отделкой из ленты по краю и двумя узкими полосами-вставками. Рукава ткали прямоугольными, а зауживали уже в процессе пошива, оставляя лишнюю ткань на изнаночной стороне 3. Ворот-щель по краю оформлен той же лентой, что и рукава. Узкие и короткие, до талии, клавы имеют длину около 25 см 4. Рисунок на них, как и на полосах-вставках на рукавах, выполнен в форме буквы S белыми льняными нитями на красном фоне. Клавы вписаны в полосу, сформированную толстыми нитями утка, шириной около 5 см. Также в нее вписаны короткие полосы (по одному ряду) из нитей красного цвета, расположенные ближе к
2 Про тканье туник из трех частей см.: Орфинская, Толмачева 2019.
3 Аналогичный способ заужения: Лечицкая 2010:
182-183, 193, 314-315.
4 Размер дается по изделию, сложенному по линии плеч.
Рис. 1. Фрагменты сшитого изделия с декоративной отделкой из заполнения могилы 312 на некрополе Дейр-аль-Банат (все фото О. В. Орфинской): 1 — общий вид до реставрации; 2 — общий вид в процессе сухой расчистки; 3 — фрагмент туники в процессе промывки на стекле; 4 — фрагменты туники после проведения первичной реставрации
Рис. 2. Графическая реконструкция верхней части детской туники (рис. О. В. Орфинской): а — шов по линии талии; б — боковой шов
вороту и имеющие длину около 8 см. Ближе к краю стана находятся полосы из толстых нитей утка, аналогичные полосам, представленным на рукавах. На плечах размещены маленькие круглые медальоны с цветком в центре, выполненные в том же цвете, что и клавы.
Декор данной туники — узкие клавы, небольшие медальоны-вставки и парные полосы на рукавах, выполненные в процессе тканья, — достаточно типичен для детских туник. Однако по вороту и рукавам туника украшена аппликациями из тканых лент, подобный декор на данном памятнике зафиксирован впервые.
Основная ткань
Ткань полотняного переплетения (рис. 3).
Нити основы: лен, не окрашен, неравномерная 8-крутка (от слабой до сильной), толщина нитей 0,4-0,5 мм.
Нити утка: лен, не окрашен, неравномерная 8-крутка (от слабой до средней), толщина нитей 0,4-0,6 мм.
Плотность ткани 20/18 н/см.
Рис. 3. Микрофотография льняной ткани туники (сторона квадрата равна 1 см) (фото О. В. Орфинской)
Гобеленовые вставки
Основа: лен, не окрашен, неравномерная S-крутка (от слабой до сильной), толщина нитей 0,4-0,5 мм. Нити основы сгруппированы по парам.
Уток 1: шерсть красного цвета, S-крутка (средняя), толщина нитей 0,2-0,5 мм.
Уток 2: лен, не окрашен, неравномерная S-крутка (от слабой до сильной), толщина нитей 0,4 мм, нити парные.
Плотность 10/30-46 н/см.
Лента, сотканная на дощечках
Лента шириной около 1 см (рис. 4) с узором, представленным тремя мелкими геометрическими элементами белого цвета, расположенными на синем фоне. Лента двухсторонняя, т. е. на оборотной стороне присутствует тот же узор, только в синем цвете на белом фоне. Для изготовления таких лент использовали 15 дощечек с четырьмя дырочками в каждой. Нити заправлялись во все дырочки на дощечке. В каждом случае использовались две шерстяные и две льняные нити, кроме кромок, где все нити были шерстяными. Дощечки поворачивали на угол, необходимый для создания рисунка. Схема тканья представлена на рис. 5 5. Копия ленты, изготовленная с соблюдением всех технологических характеристик, выполнена Анастасией Игоревной Гараниной 6 (рис. 6).
5 Схема выполнена с использованием программы,
представленной на сайте Tablet weaving draft designer, см.: https://jamesba.github.io/tabletweave/ (дата обращения — 01.02.2019).
6 А. И. Гаранина — реконструктор исторического текстиля. Приношу благодарность Анастасии Игоревне за оказанную помощь и выполненную копию ленты.
: ОО ПП БЫ * * ПШШл
и V» ТЖШП' ии ии............ZШllCn^ЗЗUU¿^J£Ъ^JCЖШCn шшсп
ии'.Г'^иасш':::: ии и ии :: ии и пшяи
□□□вднкгсиивдццвдвдвд^ ишт
^□□□□□□□□□□□□□□□□□□^□□нипЕЕЕСЕЕЕЕст шип
СПЕСБЕССЖССЕЖЕыи^ ееес
□□□□□ВКЭШЦСШЕШгаШНШНШ^ СЕВЕ
ееее
ЕЕЖЙЙЬЕЕЕЕЕЬЬЕЕЬЦЕЕ: ЕЕЕВЕ&ШПЕЖЕЕИЕЕОПЕЕСЖЙЙПЕЕЕЕЕ ЕЕ! ¡&ЕЕЕЙВ0ССЕЕаЬЕЕП ЕЕ! " ЕЕЕЕЕ ЕЕЕЕ
□□виппеееееесеееопеес: :ееее**^г еегс ееп: ее~ ;г^^«¡вь^^" г ееп,: еее*г ^ее'^ее'пееп";*?:-" еееее ееее ЬЬЬЬЫ^ЬЬЬЬЬЫ^ЬЬ^ ъиии
Рис. 4 (сверху). Лента, сотканная на дощечках, из заполнения могилы 312 на некрополе Дейр-аль-Банат (фото О. В. Орфинской) Рис. 5 (посередине). Схема переплетения нитей ленты (рис. А. И. Гараниной) Рис. 6 (снизу). Копия тканой ленты, выполненная А. И. Гараниной
Основа 1: шерсть синего цвета, неравномерная Z,2s-крутка (от средней до слабой, крутка I порядка слабая), толщина нитей 0,2-0,3 мм.
Основа 2: лен, не окрашен, S-крутка (от слабой до средней), толщина нитей 0,30,4 мм.
Нить утка: шерсть синего цвета, S-крутка (средняя), толщина нитей 0,3-0,4 мм.
Расчетная плотность 60/14 н/см.
Нить, при помощи которой ленты нашиты на тунику, — лен, не окрашен, слабая Z,2s-крутка (крутка I порядка от средней до слабой), толщина нити 0,3 мм.
Нить, при помощи которой части туники сшиты в районе талии, — лен, не окрашен, слабая Z,2s-крутка (крутка I порядка слабая), толщина нити 0,5-0,6 мм.
Аналогии тканой ленты
Тканная на дощечках шерстяная лента является уникальным артефактом для некрополя Дейр-аль-Банат. Однако шерстяные ленты, изготовленные по этой технологии, были обнаружены на других египетских памятниках — в Антиное и Ахмиме 7. Антиной-ский материал датируется по 14С V-VII вв. 8 Из этой группы одна лента, относящаяся к V-VI вв., схожа с нашей орнаментом, правда, состоит он только из одного элемента 9. Шерстяная лента, сотканная на дощечках, из коптской коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина датируется VIII в. 10 Следовательно, по аналогиям шерстяная лента, обнаруженная на некрополе Дейр-аль-Банат, может быть датирована достаточно обширным периодом от V до VIII в.
Технология тканья на дощечках
Принято считать, что технология тканья на дощечках первоначально применялась только для формирования начальных кромок тканей или изготовления прочных ремней и перевязей для оружия 11. Самая ранняя находка дощечек для тканья датирована VIII в. до н. э. Она происходит с территории современной Италии, из района Рима 12. В более северных регионах Европы древнейшие дощечки и ткани с начальными кромками, сотканными на дощечках, относятся к VI в. до н. э. 13. Деревянные дощечки обнаружены и в доримской Дании 14. Кроме начальных кромок на дощечках могли формировать боковые кромки, а также завершать изделия, сотканные на вертикальном ткацком станке 15.
Одна из самых ранних лент, выполненная из цветных шерстяных нитей основы, обнаружена в Гальштате (Австрия) и относится к позднему бронзовому веку 16.
7 См., например: Collingwood 1982: 16; Calament, Durand 2013: 134, 170-171, 184-185 и др.
8 Bonnard et al. 2013: 106-107, 134-135, 144, 170171, 198-199, 306-307.
9 Bonnard et al. 2013: 128.
10 Шуринина 1967: кат. № 146 (инв. № 5153).
11 Spiesр 2000: 1.
12 J0rgensen 1992: 105-106.
13 Spiesр 2000: 119, 271; Collingwood 1982: 12.
14 Hald 1980: 225.
15 Knudsen 2012: 255-260.
16 Gromer 2012: 39.
Находки раннесредневековых дощечек и фрагментов текстиля, сотканного на них, сделаны в Англии, Германии, Дании, Польше, Норвегии, Ирландии и в Финляндии 17, а также на территории России, в финно-угорских могильниках 18, в Старой Ладоге 19 и на Кавказе 20. Наибольшее число лент и кромок тканей, изготовленных на дощечках, зафиксировано в Скандинавии.
Тканые ленты могли быть выполнены из цветных шерстяных нитей основы и одной нити утка или из одноцветной основы и цветных нитей утка. По литературе не всегда можно определить, какие именно ленты были зафиксированы в том или ином месте. Возможно, создание узора за счет цветных нитей основы или посредством введения дополнительных цветных нитей утка — это два независимых пути развития одной технологии. Данная тема крайне интересна для исследования процесса формирования текстильных технологий, но в настоящий момент она выходит за рамки этой статьи.
В раннее Средневековье появились шелковые ленты. Например, хорошо известна сотканная на дощечках шелковая лента VIII-IX вв. с греческой надписью с могильника Мощевая Балка на Северном Кавказе 21. Вероятно, она была импортирована из Византии, а шерстяная лента с соседнего Нижнеархызского могильника 22, хранящаяся в фондах Карачаево-Черкесского музея-заповедника, могла быть произведена как за пределами Кавказа, так и непосредственно на его территории.
Таким образом, технология тканья на дощечках имеет длительную историю и большой ареал распространения. Сложно сказать, возникла ли она в каком-то одном месте (Средиземноморье, Малая Азия, Скандинавия), после чего была перенята соседями, или же имела несколько независимых очагов зарождения (например, Малая Азия и Скандинавия).
В Древнем Египте льняные ткани имели совершенно другой тип начальных кромок (рис. 7) 23. Можно предположить, что кромки, сотканные на дощечках, а именно так принято трактовать начальную кромку в форме косички 24, появились в Египте вместе с туниками, пришедшими с северного побережья Средиземного моря. Использование позднеантичным населением, похороненным в Дейр-аль-Банате, дощечек для формирования начальных кромок при тканье туник, казалось бы, не вызывает сомнений. Такие кромки фиксируются на многочисленных как шерстяных, так и льняных тканях, найденных на некрополе (рис. 8) 25. Можно было бы предположить, что, обладая навыками тканья на дощечках (рис. 9), население Фаюмского оазиса должно было научиться создавать тем же способом и ленты. Однако самих дощечек на этом памятнике, как и на других близких ему по времени или территориально, обнаружено не было. Исключение составляет находка деревянных дощечек в гробнице некоего Евфимия в
17 Halvorsen 2012; Collingwood 1982: 12-13, 17; Spiesр 2000: 13-14 и др.
18 Orfinskaya, Kochkurkina 2016; Кочкуркина, Орфинская 2014: 57-58, 85-89.
19 Давидан 1981: 103.
20 Орфинская 2001: 108, 436, 439.
21 Иерусалимская 2012: 31, 135; Сорочан 2014-2015.
22 Мощевая Балка и Нижнеархызские могильники относятся к числу аланских могильников и датируются VIII-IX вв.
23 Kemp, Vogelsang-Eastwood 2001: 118-119; Орфинская, Толмачева 2016: 81-82.
24 De Jonghe et al. 1999: 33.
25 Орфинская, Толмачева 2017: 21, 26, 28, 30.
Рис. 7. Начальная кромка льняной ткани из фиванской гробницы Чаи (ТТ 23) (Луксор)
(фото О. В. Орфинской)
Рис. 8. Начальная кромка шерстяной ткани с некрополя Дейр-аль-Банат (фото О. В. Орфинской)
1
11} / / / I / 1 V \\\\111 1 {\\\\ \ \ \ f.' !
! ( L
Ш W \ 1 i 1 11
(-JJJJuL
2
Рис. 9. Схема формирования начальной кромки в форме косички (по: Bergmann 1975: 29): 1 —изображение начальной кромки; 2 — процесс создания
Антинополисе 26. В связи с этим встает вопрос: использовали ли в Египте дощечки для формирования начальной кромки в форме косички? Ведь получить такую косичку можно простым ручным скручиванием нитей. И если в Европе находят кромки, сотканные на двух, трех и более дощечках, то на территории Египта такие находки отсутствуют. Правда, в Нубии наряду с фрагментами, имеющими начальную кромку — косичку, был обнаружен фрагмент с достаточно широкой начальной кромкой, выполненной на 20 дощечках. Находка эта единична, не исключен импорт, и И. Бергман очень осторожно делает предположение, что и все остальные кромки сотканы на дощечках 27. Следовательно, вопрос об использовании на территории Египта дощечек для формирования начальных кромок пока остается открытым. Находка одной сотканной по этой технологии ленты на фоне многочисленных отделочных лент, выполненных иными способами (в технике броше или гобеленовой) 28, позволяет всё же предположить, что технология тканья на дощечках не была характерна для Фаюмского оазиса в позднеантичное время. Все известные примеры таких лент происходят из некрополя Антинои, где большая часть «сасанидских» тканей, вероятно, была произведена в египетских мастерских с персидским участием 29. О местном производстве свидетельствует то, что многие ленты сотканы из типичных для Египта шерстяных нитей с S-круткой.
Для некрополя Дейр-аль-Банат находка тканной на дощечках ленты пока единична. Эта лента может рассматриваться как товар, изготовленный из египетского сырья в мастерских, расположенных в восточных районах страны — в Антиное и Ахмиме. Подобного рода изделия являются ярким примером совмещения иноземных и местных текстильных технологий. Освоили ли египтяне технологию тканья на дощечках для формирования начальных кромок (хотя бы частично), неясно. Можно высказать предположение, что, столкнувшись с текстилем, в частности с классическими туниками, сотканными на вертикальном ткацком станке, с начальными кромками, выполненными на дощечках, египетские ткачи переняли форму начальной кромки, но делали ее вручную, без дощечек. Тем более что сама форма — косичка — широко использовалась по всей территории Египта в декоре туник, где для ее выполнения не требуется специальных приспособлений.
Заключение
Библиография
Белова 2017
Белова Г. А., Предварительный отчет о работе миссии Центра египтологических исследований Российской академии наук (ЦЕИ РАН) на памятнике Дейр-эль-Ба-нат (Фаюмский оазис) за 2017 г. // Египет и сопредельные страны = Egypt and Neighbouring Countries 4 (2017): 1-25. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.enc-journal.com/images/contributions/2017-4/4-1-belova.pdf.
Давидан 1981
Давидан О. И., Ткани Старой Ладоги // Археологический сборник Государственного Эрмитажа 22 (1981): 100-113.
26 См., например: Lafontaine-Dosogne 1978: 71-73.
28 Орфинская 2016: 41
29 Calament, Durand 2013: 70; Schrenk 2006.
28
27
Bergmann 1975: 29-30, 34.
Иерусалимская 2012 Иерусалимская А. А., Мощевая Балка. Необычный археологический памятник на северокавказском Шелковом пути (Санкт-Петербург, 2012).
Кочкуркина, Орфинская 2014 Кочкуркина С. И., Орфинская О. В., Приладожская курганная культура: технологическое исследование текстиля (Петрозаводск, 2014). Лечицкая О. В. Коптские ткани (Москва, 2010).
Орфинская О. В., Текстиль VIII-IX вв. из коллекции Карачаево-Черкесского музея: технологические особенности в контексте культуры раннесредневековой Евразии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук (Москва, 2001).
Орфинская О. В., Лента, тесьма, бинт: к вопросу о текстильной терминологии // Египет и сопредельные страны = Egypt and Neighbouring Countries 3 (2016): 22-46. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.enc-joumal.com/images/ contributions/2016-3/3-2-orfinskaya.pdf.
Орфинская и др. 2017 Орфинская О. В., Толмачева Е. Г., Белова Г. А., Текстильный комплекс позднеан-тичного времени из могилы 213 на памятнике Дейр аль-Банат (Фаюм, Египет) // Вестник археологии, антропологии и этнографии 3 (2017): 16-28.
Орфинская, Толмачева 2016 Орфинская О. В., Толмачева Е. Г., Предварительные результаты исследования текстильного материала из фиванской гробницы Чаи (ТТ 23): к вопросу о выработке методики изучения древнеегипетского археологического текстиля // Египет и сопредельные страны = Egypt and Neighbouring Countries 4 (2016): 64-110. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.enc-journal.com/images/ contributions/2016-4/4-6-orfinskaya-tolmacheva.pdf.
Орфинская, Толмачева 2017 Орфинская О. В., Толмачева Е. Г., Египетская туника с дионисийскими мотивами из раскопок ЦЕИ РАН на некрополе Дейр аль-Банат (Фаюм) // Проблемы истории, филологии, культуры 2 (2017): 21-37.
Орфинская, Толмачева 2019 Орфинская О. В., Толмачева Е. Г., К вопросу о ткачестве туник в Египте в позднеантичное время: проблема реконструкции ткацкого станка по археологическим данным // Археология евразийских степей 1 (2019): 183-199. Сорочан С. Б., К вопросу о ленте протоспафария из Мощевой Балки // Древности 13 (2014-2015). Электронный ресурс, режим доступа: http://nbuv.gov.ua/UJRN/ drev_2014-2015_13_13.
Шуринина Р. Д., Коптские ткани. Собрание Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Ленинград, 1967). Bergmann I., Late Nubian textiles (Lund, 1975).
Bonnard D., Calament F., Durand M., Antinoé, à la vie, à la mode: visions d'élégance dans les solitudes (La Rochelle, 2013).
Calament, Durand 2013 Calamemt F. Durand M. (ed.), Antinoé à la vie, à la mode (Lyon, 2013).
Collingwood 1982 Collingwood P., The techniques of tablet weaving (London, 1982).
De Jonghe et al. 1999 De Jonghe D., Rassart-Debergh M., De Moor A., Overlaet B., Ancient tapestries of the R. Pfister Collection in the Vatican Library (Roma, 1999).
Gromer 2012 Gromer К., Austria: Bronze and Iron Ages // Gleba M., Mannering U. (ed.), Textiles
and textile production in Europe from Prehistory to AD 400 (Oxford, 2012): 215-241.
Hald 1980 Hald M., Ancient Danish textiles from bogs and burials (Copenhagen, 1980).
Halvorsen 2012 Halvorsen S. N., Norway // Gleba M., Mannering U. (ed.), Textiles and textile produc-
tion in Europe from Prehistory to AD 400 (Oxford, 2012): 275-289.
J0rgensen 1992 J0rgensen L. B., North European textiles until AD 1000 (Ârhus, 1992).
Kemp, Vogelsang-Eastwood 2001 Kemp B., Vogelsang-Eastwood G., The ancient textile industry at Amarna (London, 2001).
Knudsen 2012 Knudsen L. R., Case study: the tablet-woven borders of verucchio // Gleba M., Man-
nering U. (ed.), Textiles and textile production in Europe from Prehistory to AD 400 (Oxford, 2012): 254-263.
Лечицкая 2010 Орфинская 2001
Орфинская 2016
Сорочан 2014-2015
Шуринина 1967
Bergmann 1975 Bonnard et al. 2013
Lafontaine-Dosogne 1978 Lafontaine-Dosogne J., Note sur les "cartons" de tissage du tombeau de la brodeuse Euphémiâan aux musées royaux d'art et d'Histoire de Bruxelles // Bulletin du Centre international d'etude des textiles anciens 47-48 (1978): 71-73. Orfinskaya et al., 2015 Orfinskaya O., Belova G., Nauton M., Tolmacheva E., Textiles from burial 213 in Deir el-Banat // De Moor A., Fluck C., Linscheid P. (ed.), Textiles, tools and techniques of the 1st millennium AD from Egypt and neighboring countries. Proceedings of the 8th conference of the research group 'Textiles from the Nile Valley', Antwerp 2013 (Tielt, 2015): 38-47.
Orfinskaya, Kochkurkina 2016 Orfinskaya O., Kochkurkina S., Archaeological textiles of the 10th to the 12th century from the Gaigovo barrow group (Russia, Leningrad oblast) // Archaeological textiles review 58 (2016): 21-33. Schrenk 2006 Schrenk S., Silks from Antinoopolis // Regula S. (ed.), Central Asian textiles and their
contexts in the Early Middle ages (Riggisberg, 2006): 23-33. Spiesр 2000 Spies N., Ecclesiastical pomp aristocratic circumstance: a thousand years of brocaded
tabletwoven bands (Jarrettsville, Maryland, 2000).
A tablet-woven ribbon from the necropolis of Deir al-Banat: some considerations on tablet-weaving
O. V. Orfinskaya
This article is focused on studying a child's linen tunic found in filling of the grave 312 at Deir al-Banat. Hem and sleeves of this tunic are decorated with a tablet-woven wool ribbon. Such ribbons are rare finds at Egyptian Late Antique sites. The only exception is ribbons from the necropolis of Antinopolis where the main part of so-called 'Sasanian' textiles was probably produced in local workshops with Persian participation. But why, being able to form starting boarders with help of tablets, Egyptian craftsmen did not develop this technique? The fact that there was no development is indicated by the following. Firstly, as it was mentioned, finds of tablet-woven ribbons are extremely rare. Secondly, finds of tablets themselves are nearly absent. And finally, the major part of starting boarders was made of four boarder threads (by two tablets with two holes). Study of the ribbon from Deir al-Banat arose in a question: did Egyptian weavers use tablets to form starting boarders? Further research in this field will allow scholars to have it answered.
Keywords: Egypt, costume, tablet-weaving, textile techniques.
Ссылка для цитирования:
Орфинская О. В. Лента, тканная на дощечках, с некрополя Дейр-аль-Банат: к вопросу о тканье на дощечках // Египет и сопредельные страны 1 (2019): 36-48. DOI: 10.24411/2686-9276-2019-00003.