Научная статья на тему 'Национальная инновационная система: сущность и структура'

Национальная инновационная система: сущность и структура Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7225
1054
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NATIONAL INNOVATIVE SYSTEM / INNOVATIVE ACTIVITY / STRUCTURE OF THE NIS / PUBLIC SECTOR / BUSINESS SECTOR / SCIENTIFIC RESEARCH / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА НИС / ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СЕКТОР / БИЗНЕС СЕКТОР / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабельникова Е. А.

Рассмотрено понятие категории«национальная инновационная система», в результате чего представлено авторское определение данной дефиниции. Исследована структура современной национальной инновационной системы посредством анализа ее структурных элементов. Определено место наиболее весомых из них в структуре национальной инновационной системы. Рассмотрено законодательство в сфере инноваций в Российской Федерации, выявлены преграды и меры по их преодолению на пути прогрессивного развития национальной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National innovative system: essence and structure

The study discusses the concept of the category of "national innovation system" by various authors, and as the result the author provided her own definition of this term. The structure of the modern national innovation system has been investigated through the analysis of its structural elements. The most important of them has been placed in the structure of the national innovation system. The legislation in the field of innovation in the Russian Federation has been revised and the barriers and measures to over-come them in the way of progressive development of the national innovation system have been defined.

Текст научной работы на тему «Национальная инновационная система: сущность и структура»

УДК 330.341.1

Е.А. ШАБЕЛЬНИКОВА, канд. экон. наук, доцент кафедры финансов, e-mail: [email protected]

ГОУ ВПО «Донбасский государственный технический университет», г. Алчевск, ЛНР

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

Рассмотрено понятие категории «национальная инновационная система», в результате чего представлено авторское определение данной дефиниции. Исследована структура современной национальной инновационной системы посредством анализа ее структурных элементов. Определено место наиболее весомых из них в структуре национальной инновационной системы. Рассмотрено законодательство в сфере инноваций в Российской Федерации, выявлены преграды и меры по их преодолению на пути прогрессивного развития национальной инновационной системы.

Ключевые слова: национальная инновационная система, инновационная деятельность, структура НИС, правительственный сектор, бизнес сектор, научно-исследовательский сектор.

Shabelnykova E.A. National innovative system: essence and structure.

The study discusses the concept of the category of "national innovation system" by various authors, and as the result the author provided her own definition of this term. The structure of the modern national innovation system has been investigated through the analysis of its structural elements. The most important of them has been placed in the structure of the national innovation system. The legislation in the field of innovation in the Russian Federation has been revised and the barriers and measures to over-

come them in the way of progressive development of the national innovation system have been defined.

Keywords: national innovative system, innovative activity, structure of the NIS, public sector, business sector, scientific research.

Реалии сегодняшних дней являются таковыми, что осознание места и роли науки, как одного из главных источников нововведений в экономическом процессе, является безусловным и неоспоримым. Наука тесно связана со всеми экономическими процессами, которые происходят в пределах национальных государств, в отраслях экономики, в крупных корпорациях и на мелких предприятиях. Вопрос формирования национальной инновационной системы (НИС) для современного государства является весьма значимым и актуальными, поскольку данное преобразование является гарантом повышения конкурентоспособности экономики и улучшения жизни общества.

Разработку теоретико-методологических основ «национальной инновационной системы» можно отнести к середине 1980-х годов, поскольку в это время уже были образованы основополагающе механизмы инновационной деятельности. Теорию формирования НИС в первую очередь стали исследовать К. Фриман, Б.А. Лундвалл и Р. Нильсон [1], они

© Е.А. Шабельникова, 2017

изучили и проанализировали идеи своих предшественников - И. Шумпетера и Н.Д. Кондратьева. Ими был осуществлен анализ развития инновационной деятельности в различных странах и теоретически обобщен данный процесс. Проблемам инновационного развития России посвящены труды Л.И. Абалкина, А.И. Гаврилова, А.И. Дергунова, А.Н. Илларионова, Г.Д. Ковалева, Ю.П. Морозова, Ю.В. Яковец и др. Однако в экономической литературе не в полной мере изучены вопросы сущности и структуры современной НИС, кооперации и взаимодействия элементов внутри НИС, а также специального законодательства, регулирующего инновационную деятельность.

Целью исследования является изучение сущности понятия «национальная инновационная система», структурных элементов, образующих ее, их взаимосвязи и взаимодействия друг с другом; определение места и роли правительственного сектора в формировании и эффективном функционировании НИС.

Инновационная система государства - это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерциализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ, малых и крупных предприятий, университетов, лабораторий, технопарков и инкубаторов как комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих национальные корни, традиции, политические и культурные особенности [2].

Формирование национальной инновационной системы определено следующими предпосылками: значительный интеллектуальный и научно-технический потенциал; стабильный рост спроса на инновационные продукты, технологии, знания; благоприятные рыночные условия для внедрения инноваций в производственную деятельность и жизнь населения; формирование сети организаци-

онно-технической инфраструктуры инновационной деятельности.

Национальная инновационная система государства формируется под воздействием ряда факторов: к объективным факторам можно отнести - наличие природных ресурсов, географическое расположение и территория страны, наличие и дееспособность институтов государства, форм и особенностей предпринимательской деятельности. К субъективным -особенности исторического развития институтов государства и форм деятельности субъектов хозяйствования, наличие трудовых ресурсов и т.д.

Для того, чтобы понять, как заставить данную систему эффективно функционировать, необходимо более глубоко вникнуть в понимание сущности категории «национальная инновационная система».

М. Шарко определяет национальную инновационную систему как «экономический механизм, основанный на разработке и эксплуатации новых знаний, предпринимательском подходе, интеграции во внешние рынки и ускоренном развитии конкурентоспособности страны и ее регионов» [3].

По мнению Л. Яремко, «национальная инновационная система - это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), которые занимаются производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в границах национальных кордонов. Она состоит из двух элементов:

научно-производственного, представленного различного рода предприятиями, университетами, государственными лабораториями, технопарками и инкубаторами;

инфраструктурно - обеспечивающего, который включает институты правового, финансового и социального характера, которые в свою очередь обеспечивают инновационные процессы» [4].

Н.И. Иванова определяет национальную инновационную систему как совокупность организаций частного и государственного секторов экономики, ведущих НИР, осуществляющих производство и реализацию высокотехнологичной продукции (университеты и академии, крупные и мелкие компании, федеральные центры и региональные технопарки), а также управление и финансирование инновационной деятельностью. Не менее важная часть национальной инновационной системы - институциональная среда, т.е. совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы, методы и интенсивность взаимодействия всех субъектов рынка, занятых инновационной деятельностью, с другими сегментами национальной экономики [5].

Еще одно определение национальной инновационной системы трактует ее как совокупность хозяйствующих субъектов и институтов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования конкурентоспособных знаний и технологий, направленных на реализацию стратегических целей устойчивого развития экономической системы и способствующих повышению конкурентоспособности ее субъектов, в том числе государств, на международном уровне [6].

На основании вышеприведенных определений относительно сущности категории НИС, предложим авторскую трактовку данной дефиниции, национальная инновационная система - это комплекс законодательных, структурных и функциональных элементов, которые непосредственно принимают участие в процессе формирования и внедрения научных знаний и технологий, обеспечивая тем самым экономические, организационные, социальные и правовые условия, обеспечивающие динамичное инновационное развитие.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития требует реализации программ по следующим направлениям:

формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций;

формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям;

создание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и экономику знаний;

содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики путем использования механизмов частно-государственного партнерства, улучшения условий доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами, поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков с учетом международной практики в данной области [7].

Полное и осмысленное понимание сущности НИС требует углубления в изучении ее структуры, поскольку формы и взаиморасположение ее элементов могут иметь свои уникальные особенности. Поскольку НИС должна выступать

связующим звеном между государством, научно-технической сферой, образованием, частным предпринимательским сектором и банковской системой, при этом являясь «фундаментом» для создания условий, способствующих повышению конкурентоспособности национальной экономики, повышению уровня иннова-

Определение основных стру

ционной активности отечественных товаропроизводителей, внедрению передовых технологий и обеспечению стабильного экономического роста населения и страны в целом, проанализируем основные структурные элементы, образующие НИС (табл. 1).

Таблица 1

рных элементов НИС [8, 9]

№ п/п Группа элементов Краткое резюме

1 2 3

1 Предпринимательский сектор Характеризуется низкой степенью прямого участия в научных исследованиях и разработках. Существует ряд факторов, определяющих данную ситуацию: а) структурный уклон экономики в сторону низкотехнологичных отраслей добывающей промышленности (т.е. нефтегазовой и горнодобывающей); б) почти полное отсутствие высокотехнологичных отраслей промышленности, производящих товары массового потребления; в) государственный контроль над основными технологически сложными отраслями (предприятия аэрокосмического комплекса, атомной энергетики и оборонного сектора); г) ограниченное число малых инновационных компаний и высокотехнологичных стартапов.

2 Правительственный сектор В сфере науки, технологий и инноваций правительственный сектор представлен ведомствами и структурами, определяющими политику, осуществляющими координацию, финансирование и регулирование в сфере науки, технологий и инноваций (НТИ) в России. Среди них выделены три группы: а) ведомства, разрабатывающие и координирующие научно-техническую политику; б) финансирующие организации; в) регулирующие органы.

3 Научно- исследовательский сектор По состоянию на 12.09.2017 г. количество людей, занятых научными исследованиями и разработками, в Российской Федерации составляет 722291 чел. Большая часть организаций - институты отраслевой науки, в том числе оборонного характера. Российская Академия наук является самой крупной и наиболее известной в стране научно-исследовательской организацией и включает 452 НИИ. Кроме того, имеется несколько отраслевых академий наук, однако только две из них активно заняты в научных исследованиях и разработках, а именно: (а) Российская академия медицинских наук (67 институтов); (б) Российская академия сельского хозяйства (297 институтов). Обязанностью этих академий является проведение фундаментальных исследований, но они также проводят и ряд прикладных исследований. Относительно небольшой является роль российских университетов в научных исследованиях и разработках. Менее 40% учреждений высшего образования в России фактически вовлечены в научные исследования и разработки. Финансирование научно-исследовательской деятельности в университетах осуществляется, прежде всего, на конкурсной основе и в рамках контрактных исследований с правительством и промышленным сектором.

4 Организации по трансферу технологий и прочие посредники Связующим звеном между государственными исследовательскими организациями и частным сектором промышленности служат структуры - посредники (центры по трансферу технологии, бизнес-инкубаторы, технологические парки). Они помогают сокращать разрыв между НИОКР и рынком и занимаются коммерциализацией знаний и технологий, разработанных в государственных институтах.

Окончание табл. 1

1 2 3

5 Организованное гражданское общество В инновационной деятельности России участвует ограниченное число организаций гражданского общества. Наибольшую активность проявляют различные профессиональные организации, в том числе профессиональные ассоциации и некоторые отраслевые профсоюзы. В последние годы с ростом значения инноваций для российской экономики все большее число организаций гражданского общества начинает проявлять интерес к проблемам инновационного развития. Две крупнейшие организации российского бизнеса: Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства (ОПОРА) России, принимают участие в дискуссиях и выработке решений по поводу формирования российской национальной инновационной системы и развития частно-государственного партнерства в этой области. Значительную работу в данной области ведет и Торгово-промышленная палата (ТИП) РФ.

6 Зарубежные партнеры по инновационной деятельности Ведут деятельность во всех сегментах НИС России. Функционируют совместные предприятия, партнерства в рамках контрактных исследований и совместные научно-исследовательские проекты. Растет число западных компаний, заключающих контракты с российскими НИИ на проведение коммерческих исследований. Российские исследовательские организации проявляют активность в мобилизации зарубежной поддержки и проведении контрактных исследований. Свои программы реализуют десятки американских и европейских правительственных и неправительственных фондов и организаций, поддерживая некоммерческую научно-исследовательскую деятельность в России. Выделяют четыре формы участия зарубежных партнеров в российской инновационной системе: а) филиалы международных корпораций; б) альянсы между российскими и международными компаниями; в) некоммерческие источники финансирования НИОКР (в основном фундаментальных исследований); г) поддержка НИОКР и коммерциализации.

Структура НИС представлена основными шестью структурными элементами, главными из которых являются -государственный (представленный правительством) и предпринимательский (бизнес-сектор) секторы, каждый из которых выполняет возложенные на него функции и задачи.

Организатором развития эффективно работающей НИС выступает государство как представитель национальных интересов и «проводник» долгосрочной концепции социально-экономического развития Российской Федерации, которое в своей деятельности нередко использует нерыночные подходы и методы.

Бизнес-сектор, в свою очередь, выступает главной движущей силой и исполнителем инноваций, ориентируясь на

рынок и возможность получения коммерческой выгоды. Эти два элемента, как показывает практика, могут и должны успешно сотрудничать, дополняя друг друга. Государственному (правительственному) сектору отведено особое место в структуре НИС, обусловлено это тем, что он является системообразующим элементом, который создает условия для эффективного функционирования всех прочих элементов внутри НИС.

Особое место государства в структуре НИС предопределено тем, что одной из главных внутренних функций государства выступает экономическая функция, ее реализация предполагает осуществление государством деятельности по различным направлениям, в частности, реальная поддержка отечественных това-

ропроизводителей, демонополизация конкурентоспособных производств, создание условий стимулирования, обеспечения и поддержки инновационной деятельности, охрана и защита интересов субъектов такой деятельности. То есть можно говорить о том, что инновационная составляющая может быть выделена отдельно «стоящей» функцией внутри общеэкономической функции государства. В современных условиях инновации являются обязательным фактором производства и конкурентоспособности, поэтому на государство должно быть возложено задание внедрения таких механизмов и инструментов, которые бы были направлены на использование предприятием (организацией) в собственной деятельности любых инноваций - нововведений в широком смысле этого слова. То есть в границах выполнения инновационной функции государство должно стимулировать субъектов хозяйствования к ведению их деятельности инновационным способом, а именно, с использованием, внедрением, реализацией новых решений, разработок, способов, методов, процессов и технологий.

Роль государства (в лице правительства) проявляется в том, что оно выступает в роли и потребителя, и производителя инноваций, оказывает регулятивное влияние посредством ограничений (поощрений) свободы экономического выбора для бизнес-сектора, качества правовой базы инновационной деятельности и прочее.

К сожалению, в настоящее время специальное законодательство в сфере инноваций в РФ развито в недостаточной мере. На общегосударственном уровне нет единого, целостного нормативно-правового акта, который бы регулировал науку и инновации. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической по-

литике» [10], который должен был стать основой законодательного регулирования вопросов научной деятельности, не оправдал возложенных на него надежд, а на ряду с большим количеством других законов, в частности, Конституции РФ, Трудового и Гражданского кодексов, федеральными законами «О статусе наукограда Российской Федерации» (1999), «О промышленной политике в Российской Федерации» (2014), «О передаче прав на единые технологии» (2008), «О Фонде перспективных исследований» (2012), «Об инновационном центре «Сколково» (2010) и др. (всего более 25 законодательных актов) [11], регулирующих науку и научную деятельность, вовсе утратил свою актуальность.

Согласно положениям, изложенным в главе IV. 1, ст. 16.2 [10], государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в следующих формах: предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей; предоставление образовательных услуг; предоставление информационной поддержки; предоставление консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации; формирование спроса на инновационную продукцию; финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал); в других формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Ранее были очерчены основные предпосылки для развития НИС, однако не следует забывать, что в России по-прежнему уровень спроса на инновации со стороны крупного и среднего бизнеса является недостаточным для формирования высоко интегрированного инновационно развитого государства.

В России 60-70% ВВП формируется за счет экспорта нефти и газа, а в вы-

соко развитых государствах такой же удельный вес в ВВП приходится на инновационно активный бизнес сектор.

Главными преградами на пути прогрессивного развития НИС являются:

отсутствие научно-методологической базы формирования НИС;

отсутствие действенной системы приоритетов развития научно-технологической сферы, поскольку приоритеты инновационного развития формальны;

нескоординированные действия субъектов инновационной деятельности;

недостаточно развитая система защиты интеллектуальной собственности;

несовершенство нормативно-правовой системы регулирования и стимулирования инновационной деятельности;

недостаточность источников и объемов финансирования инновационной сферы.

Эффективное, плодотворное взаимодействие и кооперация рассмотренных нами элементов НИС при осуществлении инновационной деятельности позволят достичь основной цели создания НИС -формирование организационно-экономической и нормативно-правовой базы для осуществления инновационной деятельности, модернизации производственных мощностей и внедрения высокотехнологичных инноваций. Для этого необходимо: разработать эффективную стратегию государственной инновационной политики; создание нормативно-правового поля поддержки инновационной деятельности на государственном (правительственном) уровне; обеспечение приоритета науки и научных институтов в инновационном развитии; обеспечение государственной и частной финансово-экономической поддержки исследований и их внедрения в приоритетные направления.

Выводы

Резюмируя выше изложенное, стоит отметить, что эффективная деятельность НИС возможна лишь в условиях благоприятной инновационной среды при непосредственном и постоянном финансовом участии бизнес-сектора и целевой государственной поддержки. Развитие продуктивной инновационной системы требует согласованности действий правительства, организационных и научных институтов, отраслей народного хозяйства посредством единой программы инновационного развития национальной экономики и экономики регионов. В роли данной программы выступает механизм национальной инновационной системы. В целях улучшения его функционирования правительству следует проводить более активную инновационную политику путем тесного сотрудничества и координации элементов инновационной системы, идентификации и выбора первостепенных научных исследований и разработок, повышения мобилизации, эффективности распределения и перераспределения необходимых ресурсов, повышения и значимости человеческого потенциала в инновационной среде и стимулирования инновационной деятельности в целом.

Список использованной литературы

1. Managing National Innovation Systems. OECD, 1999.

2. Федулова, Л. Розвиток нащо-нально'1 шновацшно! системи Украши / Л. Федулова, М. Пашута // Економша Украши. - 2005. - № 4. - С. 35-47.

3. Шарко, М. Модель формування нащонально'1 шновацшно'1 системи Украши / М. Шарко // Економша Украши. - 2005. - № 8. - С. 25-30.

4. Яремко, Л. Нащональна шнова-цшна система та ii формування в Укра-rni / Л. Яремко // Формування ринкових вщносин в Укрш'ш: зб.наук.пр.; НДЕ1 Мшекономши Украши. - 2007. - Вип. 1. - С. 54-57.

5. Иванова, Н. Национальные инновационные системы в глобальном контексте / Н. Иванова // Человек и труд. -2004. - № 5. - С. 62-64.

6. Гретченко, А.А. Методология и механизмы формирования национальной инновационной системы: зарубежный опыт и российские перспективы / А.А. Гретченко // Научный доклад. - М., 2008. - 42 с.

7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.Consultant.ru / document/ cons_doc_LAW_82134.

8. Инновационное развитие и коммерциализация технологий в России и странах ЕС: опыт, проблемы, перспекти-

вы / под общей ред. В. Иванова (Россия), С. Клесовой (Франция), П. Линдхольма (Германия), О. Лукши (Россия). Национальные инновационные системы в России и ЕС. - М.: ЦИПРАН РАН, 2006. -280 с.

9. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. Наука, инновации и информационное общество [Электронный ресурс]. -URL: http: // www.gks.ru/ wps / wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ ru/ statistics/ sci ence_and_innovati ons/ science/#.

10. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 22.12.2014 с изм. от 20.04.2015) «О науке и государственной научно-технической политике» // СПС «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_11507/.

11. ТАСС Информационное агентство России. Законодательное регулирование науки в России. Досье. [Электронный ресурс]. - URL: http://tass.ru/info/ 4332973.

Статья поступила в редакцию 10.10.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.