Научная статья на тему 'Дихотомия государства и бизнеса в ходе формирования российской инновационной системы'

Дихотомия государства и бизнеса в ходе формирования российской инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COOPERATION / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / STATE SECTOR / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА / INNOVATIVE SPHERE / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INNOVATIVE PROJECTS / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / NATIONAL INNOVATIVE SYSTEM / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР / PRIVATE SECTOR / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИЙ / INNOVATIVE STRATEGY / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фатьянова Ирина Рудольфовна

Обозначенная президентом задача модернизации российской экономики требует задействования механизмов инновационного развития и формирования в стране национальной инновационной системы. Одним из важнейших условий эффективной работы инновационной системы должна стать дихотомия государственного и частного секторов, то есть последовательное разделение и разграничение функций и обязанностей государства и бизнеса в инновационной сфере, означающее в то же время их целенаправленное взаимодействие в ходе решения задач развития инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dichotomy of state and business during formation of Russian innovative system

The task of modernization of Russian economy defined by the president requires bringing into play mechanisms for innovative development and formation of national innovative system in the country. One of the main conditions for innovative system effective work is dichotomy of state and private sectors. This means separation of functions and responsibilities between state and business in innovative sphere and their purposeful cooperation in innovative economy development at the same time.

Текст научной работы на тему «Дихотомия государства и бизнеса в ходе формирования российской инновационной системы»

сопоставимость интересов

дихотомия1 государства и бизнеса

в ходе формирования российской

инновационной системы

_Аннотация

Обозначенная президентом задача модернизации российской экономики требует задействования механизмов инновационного развития и формирования в стране национальной инновационной системы. Одним из важнейших условий эффективной работы инновационной системы должна стать дихотомия государственного и частного секторов, то есть последовательное разделение и разграничение функций и обязанностей государства и бизнеса в инновационной сфере, означающее в то же время их целенаправленное взаимодействие в ходе решения задач развития инновационной экономики.

Ключевые слова: взаимодействие, государственный сектор, инновации, инновационная сфера, инновационные проекты, национальная инновационная система, финансирование, частный сектор, стратегия инноваций, модернизация

В настоящее время перед Россией стоит задача инновационной модернизации экономики, основу которой составляют знания и прорывные технологии. Решение данной задачи невозможно без реформирования научно-исследовательской сферы (НИС) и системы образования, общей структурной перестройки промышленности, укрепления взаимосвязей между наукой и бизнесом. Для решения обозначенных проблем требуется консолидация усилий всех участников экономической

1 Дихотомия (греч. dichotomía, от dicha - на две части и tome - разрез, сечение) - сопоставленность или противопоставленность двух частей целого.

Фатьянова Ирина Рудольфовна

аспирантка,

кафедра менеджмента

инвестиций

и инноваций,

факультет

менеджмента,

Российский

экономический

университет

им. ГВ. Плеханова

[email protected]

?со н

российской

_инновационной

_системы

требует глубоких

направленных

_и адаптацию

прежней системы

_отношений

в инновационной

реалиям

системы, формирование сложных многоуровневых образований, объединяющих научно-исследовательскую, образовательную, производственную деятельность в рамках меняющегося социокультурного контекста. В этих условиях на первый план выходит задача формирования российской инновационной системы. Специфика здесь состоит в том, что оно будет происходить в условиях преодоления все еще сохраняющихся острых посткризисных явлений в научно-производственном комплексе страны.

Синергия как основа успеха инновационной политики

Формирование российской инновационной системы требует глубоких преобразований, направ-енных на реформирование и адаптацию прежней истемы отношений в инновационной сфере к новым реалиям. В ходе этих преобразований долж-измениться взаимоотношения между ключевыми участниками инновационных процессов: государством, научно-исследовательским комплексом, образовательной системой, производственным ектором [2]. Очевидно, что каждая из перечис-енных групп призвана реализовывать определенный блок задач и функций, обеспечивая тем самым достижение результатов и выполнение условий, при которых система будет эффективно функционировать.

Критически значимую роль в ходе формирования российской инновационной системы будет играть выбор формы взаимоотношений между государством и предпринимательским сектором. Требуется определить принципы и способы взаимодействия государства и бизнеса в инновационной сфере, на базе которых станет возможна консолидации финансового, организационного и управленческого потенциала частного и государственного секторов экономики на приоритетных для страны направлениях.

Практика инновационно развитых сщтран показывает, что государство призвано обеспечивать комплексное управление процессом инновационного развития страны и координацию деятельности всех участников системы. По своей сути национальная инновационная система (НИС) - это реализован-

ная в программах и институтах инновационная политика государства. И эта политика должна быть направлена не просто на обеспечение устойчивого развития страны, но на достижение синергии деятельности участников системы, при которой обеспечивалось бы комплексное прогрессивное развитие [4].

Государство, таким образом, призвано выступать в качестве активной политической силы - организующего начала - способной увязать в единое целое все элементы инновационной системы и создать необходимые условия для ее эффективной работы.

Государство «дирижирует» инновациями

Главной задачей органов государственной власти является выбор приоритетов инновационного развития с учетом национальных интересов в долгосрочной перспективе и наличие сильной политической воли для претворения их в жизнь. Функции государства сводятся преимущественно к созданию условий для эффективного предложения и использования нововведений посредством содействия развитию сферы фундаментальной науки и образования; созданию благоприятных институциональных условий для нормального протекания инновационного процесса и координации деятельности всех его участников в целях задействования механизма появления и диффузии инноваций.

Кроме того, роль государства заключается в том, чтобы нивелировать «изъяны» НИС, подразделяющиеся на «изъяны рынка» и «изъяны системы». В первом случае говорят о невозможности/ нежелании рыночных контрагентов реализовы-вать какие-либо проекты из-за их экономической нецелесообразности, недостатка финансовых ресурсов и прочего. Во втором - о проблемах взаимодействия элементов системы, о неэффективной циркуляции знаний между инновационными агентами. Таким образом, государство призвано выступать в роли своеобразного «дирижера» системы.

Однако столь активная позиция государства не означает лимитирования роли частного сектора

в инновационной системе. Дихотомия государственного и частного секторов есть необходимое условие ее эффективной работы [3]. Характер и специфика этого взаимодействия накладывают отпечаток на НИС, позволяя говорить о существовании различных моделей инновационных систем. Н.И. Иванова отмечает, что «наиболее простая модель НИС ... показывает, что роль частного сектора состоит в создании технологий на основе собственных исследований и разработок и в рыночном освоении инноваций, роль государства - в содействии производству фундаментального знания и комплекса технологий стратегического характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятного институционального климата для инновационной деятель-

необходимо

говорить о развитии _государственно_частного

партнерства _в инновационной

сфере

Принцип дихотомии государственного и частного секторов предполагает, тем не менее, не просто разграничение функций и ролей данных секторов и их оподчинение, но их синтез, взаимодействие, что ожет выражаться в совместной реализации проектов (исследовательских, инфраструктурных и т.п.) и разработке общих предложений по развитию инновационной системы. То есть необходимо говорить о развитии государственно-частного партнерства в инновационной сфере.

Одной из важнейших задач, решаемых бизнесом, является формирование потребительского спроса на инновационную продукцию. В современных условиях компании ориентированы уже не просто на удовлетворение потребительских предпочтений. Наличие выраженных потребностей в результатах инновационной деятельности, бесспорно, является важнейшим условием для эффективного функционирования любой инновационной системы. Однако талант предвосхищать желания покупателей, создавать нечто принципиально новое, выходящее за рамки представлений потребителей, и доказывать покупателю необходимость для него этого новшества, формируя тем самым новую потребность, составляет сегодня наибольшее конкурентное преимущество.

Предприниматели, таким образом, управляют потребительским спросом, формируя новые предпочтения. Механизмом «отбраковки» инновационных решений, воплощенных в товарах и услугах, служит рынок. Именно рынок призван и стимулировать производственную и потребительскую активность, и обеспечивать переток ресурсов и информации между всеми элементами инновационной системы.

Другой не менее важной задачей бизнес-сообщества является экспертиза и финансирование инновационных проектов. Опыт многих зарубежных стран показывает, что именно предпринимательский сектор является главным источников финансирования проектов в инновационной сфере. Согласно статистическим данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в структуре основных источников финансирования сферы исследований и разработок на долю предпринимательского сектора приходится в среднем 63%. Например, в США 64,9% вложений в НИОКР осуществляет бизнес [6]. Для стран Европейского союза характерно более значительное участие государства в финансировании исследовательской сферы. Так, во Франции государственные вложения достигают 50% общего объема средств, направляемых в сферу НИОКР. В Финляндии, напротив, прямое участие государства значительно меньше - 24% [6]. В абсолютном выражении размеры вложений в инновационную сферу со стороны предпринимательского сектора в зарубежных странах исчисляются миллиардами долларов. Согласно статистическим данным ОЭСР в 2008 году размер частного финансирования в США превысил 269 млрд долл., что соответствует 64,9% всех расходов на НИОКР, в Великобритании - 265,6 млрд долл. (73%), во Франции - 176,5 млрд долл. (49,6%) [5]. Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что, несмотря на значительный размер государственного финансирования, прямая государственная поддержка не является ключевой в развитии инновационного системы. Государство активно участвует в инновационной деятельности, поддерживая инноваторов, однако эта поддержка является выборочной, основной же упор делается на

в структуре основных источников финансирования сферы исследований и разработок на долю предпринимательского сектора приходится в среднем 63%, например, в США 64,9% вложений в НИОКР осуществляет бизнес

расширение частнопредпринимательских инициатив и развитие частного финансирования исследований и разработок.

В России в инновационной сфере сложилась иная ситуация. До недавнего времени исследовательская активность ощущалась исключительно в государственных учреждениях, поток нововведений аккумулировался преимущественно в военно-промышленной сфере и не транслировался в гражданский сектор экономики, финансирование научных изысканий происходило за счет бюджетных средств. После перехода к рыночной экономике данные принципы поддержки и управления инновационной сферой изменились, однако особенности старой системы еще проявляются.

'ывод

ак показывает практика, несмотря на меняющиеся одходы к регулированию инновационной актив-сти, в стране все еще доминирует доктрина прямой государственной поддержки инновационной сферы (свыше 70% НИОКР финансируется государством [1]), все еще незначительно участие биз-ес-сообщества в инновационных проектах, бизнес лабо взаимодействует с другими подсистемами ИС.

Для формирования эффективной инновационной системы требуется в корне пересмотреть принципы регулирования и поддержки инновационной сферы, выработать новые подходы к взаимному сотрудничеству между частным и государственным секторами экономики, в том числе в области реализации совместных инновационных проектов. Решать поставленные задачи необходимо как можно скорее.

Литература

1. Агкацева И.Э., Бойко С.В., Гужов В.В., Федорова Т.Н. Анализ состояния и перспектив развития инновационного сектора экономики России [Текст]. - Троицк: Тровант, 2006.

2. Жихаревич Б.С. Стратегия развития комплекса «наука - образование - инновации» СевероЗападного федерального округа России: цели, проблемы и перспективы разработки [Текст]. - М.: Экономика и управление, 2008.

3. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы [Текст]. - М.: Наука, 2002.

4. Ясин Е., Снеговая М. Роль инноваций в развитии мировой экономики. // Вопросы экономики. - 2009, № 9.

5. OECD. OECD science, technology and industry scoreboard 2009, United States Highlights [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.oecd.org/document/23/0,3746,en_2649_3 4451_442594i5_i_i_i_i,00.html.

6. OECD. OECD science, technology and industry scoreboard 2009 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:

http://www.oecd-ilibrary.org/content/book/sti_ scoreboard-2009-en.

Irina R. Fatyanova

Postgarduate, Chair of Management of Investment and Innovations,

Faculty of Management,

Plekhanov Russian University of Economics

Dichotomy of state and business during formation of Russian innovative system

_Abstract

The task of modernization of Russian economy defined by the president requires bringing into play mechanisms for innovative development and formation of national innovative system in the country. One of the main conditions for innovative system effective work is dichotomy of state and private sectors. This means separation offunctions and responsibilities between state and business in innovative sphere and their purposeful cooperation in innovative economy development at the same time.

Keywords: cooperation, state sector, innovations, innovative sphere, innovative projects, national innovative system, financing, private sector, innovative strategy, modernization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.