Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ФИНЛЯНДИИ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ФИНЛЯНДИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КЛАСТЕРЫ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИОЭНЕРГЕТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарева Екатерина Сергеевна

В условиях продолжающейся и углубляющейся стагнации социально-экономического развития формируется реальная угроза системной деструкции мировой и региональных хозяйственных и связанных с ними геосоциальных систем. В связи с этим актуализируются проблемы, связанные с формированием и развитием национальных инновационных систем нового качества, призванных обеспечить, одновременно, ускоренное прогрессивное социально-экономическое развитие и сохранить среду обитания человека. Национальная инновационная система Финляндии является примером инновационной системы нового качества, благоприятно влияющей на устойчивое развитие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ФИНЛЯНДИИ»

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ФИНЛЯНДИИ Лазарева Е.С.

Лазарева Екатерина Сергеевна - магистрант, кафедра зарубежного регионоведения, Московский государственный лингвистический университет, г. Москва

Аннотация: в условиях продолжающейся и углубляющейся стагнации социально-экономического развития формируется реальная угроза системной деструкции мировой и региональных хозяйственных и связанных с ними геосоциальных систем. В связи с этим актуализируются проблемы, связанные с формированием и развитием национальных инновационных систем нового качества, призванных обеспечить, одновременно, ускоренное прогрессивное социально-экономическое развитие и сохранить среду обитания человека. Национальная инновационная система Финляндии является примером инновационной системы нового качества, благоприятно влияющей на устойчивое развитие страны. Ключевые слова: национальная инновационная система, региональная инновационная система, устойчивое развитие, кластеры, новые технологии, биоэнергетика.

Понятие «национальная инновационная система» возникло в середине 1980-х [5] с переходом мира к пятому технологическому укладу, когда в развитых странах были сформированы основные механизмы инновационной деятельности [1]. Возникновение концепции НИС было в первую очередь связано с неудовлетворенностью экономистов неоклассическим мэйнстримом экономической теории. В настоящее время концепция НИС активно применяется исследователями, а также лежит в основе исследовательских проектов ряда международных организаций, таких как ОЭСР, ЕС, UNCTAD, UNIDO и др. Теорию формирования НИС первыми стали исследовать К. Фриман, Б.-А. Лундвалл и Р. Нильсон. Они провели анализ развития инновационной деятельности в разных странах и теоретически обобщили процессы обновления. Однако первоначально эта идея получила развитие в работах Шумпетера (теория экономической динамики), Норта (институциональная теория), Хайека (теория рассеянного знания), Солоу (концепция роли научно-технологического процесса в экономическом росте). Приведем определение НИС из официальных документов ОЭСР: НИС -это совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства [4].

Устойчивое развитие можно определить, как постоянное и управляемое развитие общества, нацеленное на создание благоприятных условий жизни для нынешнего и будущего поколений. При принятии решений в равной степени учитываются потребности окружающей среды, экономики и человека [8].

Роль государства для НИС Финляндии велика: государство финансирует НИОКР, формулирует региональную инновационную политику, координирует деятельность институтов, обеспечивает эффективную законодательную систему. Результатом этой деятельности стал низкий уровень коррупции, развитый институт интеллектуальной собственности, эффективная налоговая система. Результатом стала коммерциализация интеллектуальной деятельности, инновационные экосистемы, умные города, открытые базы данных.

В публикации совета по инновациям и технологиям за 2015 - 2020 годы основной целью общества признано устойчивое развитие и благополучие граждан и окружающей среды. Кризис 2008 г. побудил правительство искать новые механизмы совершенствования инновационной политики и институтов НИС. Успех инновационной системы Финляндии определяется ее строгой иерархией и прозрачностью институтов. В 2018 году компания Finpro, занимавшаяся предоставлением услуг по выходу на международные рынки, инвестициями и продвижением туризма была объединена с ТЕКЕС, который финансировал инновационную деятельность. В результате появилось государственная организация по финансированию инновационных

проектов и привлечению инвестиций в Финляндию Business Finland. В 2020 году Business Finland выделила 1 млрд евро на поддержку предприятий, пострадавших от коронавируса, что в 20 раз превысило ежегодные расходы на поддержку предприятий в предыдущий период [3].

Результатом инновационной политики Финляндии стало создание благоприятной инновационной среды. В 2016 году была проведена налоговая реформа, снижены ставки подоходного налога и увеличен налог на автомобили с высоким уровнем выбросов СО2. В 2016 году был принят закон о коллективном управлении авторским правом, а также выделено 120 т. евро на упорядочивание деятельности по патентированию [6].

Сравнительно небольшая территория Финляндии позволяет охватывать центральные и региональные центры, что обеспечивает сильную региональную составляющую инновационной политики Финляндии. Системность инновационной политики проявляется в иерархии общенациональных инновационных программ.

Приоритет в национальных программах отдается диверсификации точек инновационного роста.[2] С одной стороны, в инновационный процесс вовлекаются традиционные отрасли финской промышленности, такие как лесное хозяйство и машиностроение. С другой стороны, приоритет отдается прорывным радикальным инновациям, в частности искусственному интеллекту. Вектор устойчивого развития определяется рядом программ, направленных на использование воспроизводимых факторов производства и стимулирование экономики знаний. К этим программам можно отнести: «Стратегию биоэкономики Финляндии: устойчивый рост на основе биоэкономики», «Стратегию роста ИР и инноваций в здравоохранении: дорожная карта на 2016-2018 гг.», «Национальную стратегию развития энергетики и изменения климата до 2030 г.», а также программы «Энергетика и изменение климата: дорожная карта до 2050 г.», «Финляндия: Кремниевая долина индустриального интернета», «Стратегия рециркуляции ресурсов».

Финляндия лидирует по ряду показателей, в частности индексу человеческого развития, уровню счастья населения, показатели развития цифровой экономики и благоприятной бизнес-среды. Финляндии удалось сократить долю возобновляемых источников энергии в производстве до 50%, 80% энергии вырабатывается без выбросов СО2, 99% отходов используются повторно [6].

В заключение, эффективная и прозрачная национальная инновационная система Финляндии является основным фактором устойчивого развития, направленного на достижение гармонии окружающей среды, личности и производства.

Список литературы

1. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: Владар, 1993, 310 с.

2. Кириченко И.В. Поддержка "прорывных" технологий в Финляндии // Современная Европа, 2016. № 1(67). С. 39-50.

3. Мальцева А.А., Кархунен П. Феномен Финляндии: развитие инфраструктуры генерации и трансфера инноваций как фактор экономического роста // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2012. С. 108-122.

4. Пермякова А.А. Формирование инновационной системы в России: теоретические основы инновационных систем и опыт зарубежных стран // Качество. Инновации. Образование. Москва, 2008. С. 29-32.

5. Шумилин А.Г. Сущность и функции национальной инновационной системы // Вестник Томского государственного университета. Экономика. №1 (33), 2016. С. 98-104.

6. Business Finland on käsitellyt hakemukset häiriötilannerahoitukseen - Lähes miljardi euroa yli 21 000 projektille [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.yrittajat.fi/uutiset/641580-business-finland-kasitellyt-hakemukset-hairiotilannerahoitukseen-lahes-miljardi-euroa#6c823ea3/ (дата обращения: 06.05.2021).

7. Innovaatioista кЛраПикукуа ja kestavaa kasvua. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.businessfinland.fi/496620/globalassets/julkaisut/bf_vaikuttavuusraportti2019.pdf/ (дата обращения: 06.05.2021).

8. ММ оп kestava kehitys? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kestavakehitys.fi/kestava-kehitys/ (дата обращения: 06.05.2021).

ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ КИТАЯ В ВРЭП Буренина Е.М.

Буренина Елизавета Михайловна - бакалавр, кафедра теории регионоведения, Институт международных отношений и социально-политических наук Московский государственный лингвистический университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются интеграционные процессы в АТР, роль действующих региональныхэкономических объединений в АТР, положения в соглашении о ВРЭП, перспективы участия Китая в ВРЭП.

Ключевые слова: интеграция, регионализм, торговля, экономика, деглобализация.

Региональное сотрудничество играет важную роль не только в регионе АСЕАН, но и в глобальном масштабе. Однако в последние годы существующие региональные экономические объединения в рамках АТР перестали отвечать интеграционным интересам стран региона, в том числе Китая. Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП) — примеры международных торгово-экономических объединений нового образца, так называемые "мегарегиональные соглашения".

ВРЭП призван бороться с феноменом деглобализации и способствовать экономическому развитию. Высокая степень взаимозависимости, основанная на растущих объемах торговли между спонсорами АСЕАН и их торговыми партнерами, делает возможным региональное сотрудничество на основе действующих соглашениях о свободной торговле. В качестве основного двигателя прогресса по развитию ВРЭП является Китай.

На 21-м саммите АСЕАН в Пномпене 20 ноября 2012 г. лидеры стран АСЕАН и их шесть региональных партнеров по свободной торговле договорились начать переговоры о ВРЭП. Это свидетельствовало о решимости АСЕАН возглавить формирование новой региональной экономической архитектуры. Объединяя ранее существовавшие двусторонние соглашения между десятью членами АСЕАН и пятью ее основными торговыми партнерами, соглашение о ВРЭП было подписано 15 ноября 2020 года на дистанционном саммите АСЕАН, организованном Вьетнамом, и вступит в силу, как только оно будет ратифицировано. На данный момент ВРЭП охватывает рынок с населением 2,2 миллиарда человек и мировой продукцией на 26,2 триллиона долларов. Это составляет около 30% населения мира, а также мировой экономики. Это также больше, чем предусмотрено Соглашением между США, Мексикой и Канадой (USMCA) и Всеобъемлющим и прогрессивным соглашением о Транстихоокеанском партнерстве (CPTPP) [1].

Ожидается, что в течение 20 лет после вступления в силу соглашение отменит около 90% тарифов на импорт между подписавшими его сторонами и установит общие правила для электронной коммерции, торговли и интеллектуальной собственности.

ВРЭП - первое соглашение о свободной торговле между Китаем, Японией и Южной Кореей, тремя из четырех крупнейших экономик Азии. Ранее было трудно представить, как такое соглашение могло быть достигнуто.

ВРЭП не только демонстрирует успех дипломатии АСЕАН и способствует региональной торговле и экономическому развитию, но и также служит национальным интересам Китая и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.