Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ КИТАЯ В ВРЭП'

ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ КИТАЯ В ВРЭП Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
373
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛИЗМ / ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИКА / ДЕГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Буренина Елизавета Михайловна

В статье анализируются интеграционные процессы в АТР, роль действующих региональныхэкономических объединений в АТР, положения в соглашении о ВРЭП, перспективы участия Китая в ВРЭП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ КИТАЯ В ВРЭП»

7. Innovaatioista кЛраПикукуа ja kestavaa kasvua. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.businessfinland.fi/496620/globalassets/julkaisut/bf_vaikuttavuusraportti2019.pdf/ (дата обращения: 06.05.2021).

8. ММ оп kestava kehitys? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kestavakehitys.fi/kestava-kehitys/ (дата обращения: 06.05.2021).

ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ КИТАЯ В ВРЭП Буренина Е.М.

Буренина Елизавета Михайловна - бакалавр, кафедра теории регионоведения, Институт международных отношений и социально-политических наук Московский государственный лингвистический университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются интеграционные процессы в АТР, роль действующих региональныхэкономических объединений в АТР, положения в соглашении о ВРЭП, перспективы участия Китая в ВРЭП.

Ключевые слова: интеграция, регионализм, торговля, экономика, деглобализация.

Региональное сотрудничество играет важную роль не только в регионе АСЕАН, но и в глобальном масштабе. Однако в последние годы существующие региональные экономические объединения в рамках АТР перестали отвечать интеграционным интересам стран региона, в том числе Китая. Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП) — примеры международных торгово-экономических объединений нового образца, так называемые "мегарегиональные соглашения".

ВРЭП призван бороться с феноменом деглобализации и способствовать экономическому развитию. Высокая степень взаимозависимости, основанная на растущих объемах торговли между спонсорами АСЕАН и их торговыми партнерами, делает возможным региональное сотрудничество на основе действующих соглашениях о свободной торговле. В качестве основного двигателя прогресса по развитию ВРЭП является Китай.

На 21-м саммите АСЕАН в Пномпене 20 ноября 2012 г. лидеры стран АСЕАН и их шесть региональных партнеров по свободной торговле договорились начать переговоры о ВРЭП. Это свидетельствовало о решимости АСЕАН возглавить формирование новой региональной экономической архитектуры. Объединяя ранее существовавшие двусторонние соглашения между десятью членами АСЕАН и пятью ее основными торговыми партнерами, соглашение о ВРЭП было подписано 15 ноября 2020 года на дистанционном саммите АСЕАН, организованном Вьетнамом, и вступит в силу, как только оно будет ратифицировано. На данный момент ВРЭП охватывает рынок с населением 2,2 миллиарда человек и мировой продукцией на 26,2 триллиона долларов. Это составляет около 30% населения мира, а также мировой экономики. Это также больше, чем предусмотрено Соглашением между США, Мексикой и Канадой (^МСА) и Всеобъемлющим и прогрессивным соглашением о Транстихоокеанском партнерстве (СРТРР) [1].

Ожидается, что в течение 20 лет после вступления в силу соглашение отменит около 90% тарифов на импорт между подписавшими его сторонами и установит общие правила для электронной коммерции, торговли и интеллектуальной собственности.

ВРЭП - первое соглашение о свободной торговле между Китаем, Японией и Южной Кореей, тремя из четырех крупнейших экономик Азии. Ранее было трудно представить, как такое соглашение могло быть достигнуто.

ВРЭП не только демонстрирует успех дипломатии АСЕАН и способствует региональной торговле и экономическому развитию, но и также служит национальным интересам Китая и

в перспективе может сделать крупнейшую экономику региона более мощной в экономическом и политическом плане.

Несмотря на экстенсивный и несбалансированный китайский экономический рост, и социальные конфликты, Китайская экономика постоянно растет. Несмотря на стремительный рост, данная модель экономического роста исчерпала себя, поэтому Китай ищет новые способы реализации своих ресурсов и нацелен на коренную реформу экономики [2, с. 154-183].

К 2000 году Китай стал членом более 50 межправительственных организаций (МПО)и 275 международных негосударственных правительственные организации (МНПО). По количеству МПО к 2000 году Китай занял седьмое место в Азиатско-Тихоокеанском регионе после Японии, Индии, Индонезии, Южной Кореи, Австралии и Малайзии. По количеству членства в МНПО Китай занял шестое место в регионе.

Само собой разумеется, что членство Китая в большом количестве международных организаций опасно для мирового сообщества, не только из-за последствий в распределении власти, но и потому, что, помимо многих других функций, международные организации вносят значительный вклад в международную социализацию государств-участников. Международные организации и их договорные режимы не только обеспечивают прозрачность, сокращают транзакционные издержки, наращивают потенциал и улучшают урегулирование споров, но также, посредством процесса «разгрома», убеждают стороны «исследовать, пересматривать и иногда открывать» свои собственные и общие интересы. В этом смысле они могут понимается как институциональные представления о взаимозависимости, составляющие коллективный организационный ответ на множество проблем управления движением в мире. Однако по той же причине они представляют собой вызов государству. Участие в международных организациях одновременно подтверждает суверенитет и ограничивает его.

На данный момент Китай участвует в таких региональных экономических объединениях как форум АТЭС, G20, ШОС, форум сотрудничества Китай-Африка. Также КНР активно взаимодействует с АСЕАН (является «партнером по диалогу»). Участвуя в интеграционных организациях, Китай решает свои экономические и политические задачи. В политической сфере он стремится создать поле для справедливого взаимодействия на многосторонней основе, тогда как в экономике главной целью является обеспечение стабильного роста, расширение экономических связей и получение доступа на мировые рынки.

Китай сыграл ключевую роль в переговорах по ВРЭП. Соглашение способствует упрощению торговых процедур, снимая тарифные ограничения, но не вводит новых правил в отношении интеллектуальной собственности или социальных и экологических стандартов.

Главная мотивация Китая в участии в ВРЭП заключается в необходимости расширять экспорт, перенаправляя избыточные мощности и продолжение структурной реформы. ВРЭП, по мнению некоторых ученых, является гарантией интеграции Китая и играет важную роль в экономическом развитии Китая. Структура проблем Китая в области экономического развития, реформирования экономической структуры и международных отношений заставляет его максимально способствовать переговорам по ВРЭП [3].

Одной из сфер сотрудничества в рамках ВРЭП является перераспределение товаров. Чтобы избежать риска экономических потерь, вызванных длинной производственной цепочкой, организация будет создавать «экономический круг», охватывающий производство от наименее до наиболее развитых стран, от легкой к тяжелой промышленности. Китай, в данной цепочке, будет играть роль участника с оформленной промышленной системой и крупнейшей в мире обрабатывающей промышленностью.

Что касается отечественной промышленности Китая, многосекторальный охват товаров в списке ВРЭП дает большие выгоды от свободной торговли, особенно для компаний, которые импортируют сырье и запчасти из членов ВРЭП. Хотя это повысит уровень взаимозависимости между Китаем и экспортерами, официальное учреждение и стабильная деловая среда уменьшат степень чувствительности китайских внутренних

31

импортеров к потрясениям, вызванным внешнеэкономической политикой. За исключением импортеров, большинство экспортеров также выиграют от нетарифного барьера. Объем экспорта пищевой и текстильной промышленности и электронного оборудования будет значительно увеличен.

Китаю выгодны обязательства ВРЭП по стимулированию инвестиционных потоков в регионе. Азия уже является домом для некоторых самых крупных инвесторов в мире и является благодатной почвой для инвестиций в инфраструктуру. Для того чтобы эта тенденция продолжалась, необходимо, чтобы ВРЭП помогут поддерживать инвесторов в будущем.

Как одно из новейших соглашений, создание ВРЭП станет важным фактором в стратегии реформ в Китае. Высокие стандарты ВРЭП побуждают Китай изменить неприемлемые для международного сообщества условия и добиться институционализации. Кроме того, он предоставляет Китаю важную платформу для ускорения реализации своей стратегии регионального сотрудничества и стратегии зоны свободной торговли. Более того, Китай может использовать это соглашение для оптимизации распределения ресурсов. ВРЭП — это инструмент, позволяющий снизить зависимость от торговых споров (в том числе, от торговой войны с США) и экономических потрясений. Это учреждение делает отношения между Китаем и другими странами более предсказуемыми. Таким образом, структура проблем Китая в области экономического развития, реформирования экономической структуры и международных отношений заставляет его максимально способствовать переговорам по ВРЭП.

Список литературы

1. Larry Е. China to overtake US as world's biggest economy by 2028, report predicts. The Guardian, 26 December 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.theguardian.com/world/2020/dec/26/china-to-overtake-us-as-worlds-biggest-economy-by-2028-report-predicts/ (дата обращения: 06.05.2021).

2. Мозиас П.М. Участие Китая в региональных экономических объединениях. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. Реферативный журнал, 2019. № 4. С. 154-183.

3. Baoming Su. Research on the China's Motivation on Promoting the RCEP Negotiation. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://proj ekter. aau. dk/proj ekter/en/studentthesis/research-on-chinas-motivation-for-promoting-rcep-negotiation(b48e58b8-dac8-41ae-8d4b-c180beba8b79).html/ (дата обращения: 06.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.