Научная статья на тему 'ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО: ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ ДЛЯ ТАИЛАНДА'

ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО: ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ ДЛЯ ТАИЛАНДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАИЛАНД / ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / ТОРГОВАЯ ВОЙНА / ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ / THAILAND / REGIONAL COMPREHENSIVE ECONOMIC PARTNERSHIP / FREE TRADE ZONE / PROTECTIONISM / TRADE WAR / OPPORTUNITIES AND CHALLENGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Срисанит Витчани

Многостороннее экономическое сотрудничество в формате ВРЭП является одной из главных задач Таиланда в рамках интеграции в глобальную экономику. Благодаря своему географическому положению в центре ЮВА, Таиланд сможет расширить свои торговые связи с различными партнерами и привлечь иностранные инвестиции с помощью своего проекта Восточного экономического коридора за счет «формирования взаимосвязанности до 2025 года» (Master Plan on ASEAN Connectivity - MPAC 2025), а также китайской инициативы «Один пояс, один путь». В рамках сотрудничества Таиланд ожидают не только многочисленные возможности, но и вызовы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL COMPREHENSIVE ECONOMIC PARTNERSHIP: OPPORTUNITIES AND CHALLENGES FOR THAILAND

Multilateral economic cooperation in the framework of RCEP is one of Thailand's main goals for its integration into the global economy. Due to its geographical location in the center of Southeast Asia, which maintains its leading role in the region, especially in economic aspects, Thailand will be able to make use of its Eastern Economic Corridor (EEC) project to expand international trade with various partners in larger markets and attract foreign investment to the country through the Master Plan on ASEAN Connectivity (MPAC 2025), and the China’s Belt and Road Initiative (BRI) Within the framework of the cooperation, Thailand, however, will face not only numerous opportunities, but also challenges.

Текст научной работы на тему «ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО: ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ ДЛЯ ТАИЛАНДА»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

2020, Том III, № 4 (49). С. 132-144._

DOI:10.31696/2072-8271-2020-3-4-49-132-144

Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство: возможности и вызовы для Таиланда Срисанит Витчани

аспирант МГИМО МИД России, Россия, Москва, Таиланд, witchanee_s@hotmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8199-4366

Аннотация: Многостороннее экономическое сотрудничество в формате ВРЭП является одной из главных задач Таиланда в рамках интеграции в глобальную экономику. Благодаря своему географическому положению в центре ЮВА, Таиланд сможет расширить свои торговые связи с различными партнерами и привлечь иностранные инвестиции с помощью своего проекта Восточного экономического коридора за счет «формирования взаимосвязанности до 2025 года» (Master Plan on ASEAN Connectivity - MPAC 2025), а также китайской инициативы «Один пояс, один путь». В рамках сотрудничества Таиланд ожидают не только многочисленные возможности, но и вызовы.

Ключевые слова: Таиланд, Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство, зона свободной торговли, протекционизм, торговая война, возможности и вызовы

Regional Comprehensive Economic Partnership: Opportunities and Challenges for Thailand Witchanee Srisanit

Postgraduate student, MGIMO University, Russia, Moscow, Thailand, witchanee_s@hotmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8199-4366 Abstract: Multilateral economic cooperation in the framework of RCEP is one of Thailand's main goals for its integration into the global economy. Due to its geographical location in the center of Southeast Asia, which maintains its leading role in the region, especially in economic aspects, Thailand will be able to make use of its Eastern Economic Corridor (EEC) project to expand international trade with various partners in larger markets and attract foreign investment to the country through the Master Plan on ASEAN Connectivity (MPAC 2025), and the China's Belt and Road Initiative (BRI) Within the framework of the cooperation, Thailand, however, will face not only numerous opportunities, but also challenges.

Keywords: Thailand, Regional Comprehensive Economic Partnership, free trade zone, protectionism, trade war, opportunities and challenges

© Срисанит Витчани, 2020

Таиланд является активным членом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) с момента образования организации. Более того, «Декларация АСЕАН», с которой начинается институциональное оформление сотрудничества стран региона, была подписана как раз в Бангкоке 8 августа 1967 г. Одной из ведущих целей в Бангкокской декларации провозглашалось ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития посредством укрепления фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии (ЮВА). Когда в 1980-х гг. программа экономического сотрудничества, принятая АСЕАН на Бали в 1976 г., оказалась под угрозой невыполнения, именно Таиланд выступил с инициативой о формировании региональной зоны свободной торговли. Как результат, в 1992 г. были приняты решения о создании зоны свободной торговли АСЕАН и о зоне инвестиций АСЕАН, а также утверждена схема промышленного сотрудничества АСЕАН. Наконец, в 2015 г. было достигнуто соглашение о создании Экономического сообщества АСЕАН, деятельность которого направлена на решение четырех взаимосвязанных задач, включая:

1) Создание единой производственной базы и единого рынка.

2) Превращение АСЕАН в конкурентоспособный экономический регион.

3) Обеспечение государствам АСЕАН справедливого экономического развития.

4) Интеграцию АСЕАН в глобальную экономику1.

АСЕАН изначально допускала возможность взаимодействия не только с соседями, не входящими в ассоциацию, но и с внереги-ональными партнерами. Одним из следствий такого подхода стало образование Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП). В данной статье используются материалы, подготовленные Научно-Исследовательским Институтом Развития

2 3

Таиланда , Советом по инвестициям Таиланда , Министерством торговли Таиланда4, Центром исследования Касикорн5, новостей из многих источников и т.д. Анализ экономических аспектов ВРЭП основан на работах доктора Висарна Пуппхавесы, старшего советника и эксперта НИИ Развития Таиланда, и Центра АСЕАН при университете Таммасат, а также профессора, доктора Прапат Тхеп-чатри из университета Таммасат. Цель настоящей статьи - определить место Таиланда в системе интеграции стран региона и выявить плюсы и минусы от его участия во ВРЭП.

Формирование ВРЭП

Принцип открытости или диалогового партнерства АСЕАН воплотился в различных вариантах схемы «ЗСТ+». При этом изначально система двусторонних (межстрановых) соглашений о свободной торговле требовала развития, и в 2001 г. возникло Восточ-ноазиатское соглашение о свободной торговле или АСЕАН+3, в которое в качестве внешних партнеров вошли Китай, Южная Корея и Япония. Далее последовало Комплексное экономическое партнерство Восточной Азии или АСЕАН+6, куда добавились еще Индия, Австралия и Новая Зеландия. Соответственно, на базе этих соглашений в 2011 г. была предложена модель Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП).

Как известно, формат ЗСТ предполагает отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран. В этом смысле ВРЭП является более гибким вариантом зоны свободной торговли, так как страны-партнеры по диалогу могут присоединиться к организации в удобный для них момент. Кроме того, принцип открытости позволяет присоединиться к ВРЭП неограниченному числу стран в будущем. Тем самым наблюдается попытка АСЕАН интегрировать все 5 версий (с Австралией и Новой Зеландией было заключено общее соглашение) ЗСТ, оформленных в рамках соглашений АСЕАН+1, в единый формат6.

При этом вполне очевидно, что формирование ВРЭП представляет собой один из элементов стратегии Экономического сообщества АСЕАН, направленной на обеспечение «центральной роли» блока в регионе в целом. Это стремление приобретает особое значение в условиях перманентной торговой войны между Китаем и США, а также с учетом современных тенденций в мировой экономике, связанных с ростом протекционизма и сокращением многосторонней торговли.

Между тем, в случае успешного завершения всех переговоров, ВРЭП станет не просто единым экономическим пространством, но и крупнейшей зоной свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) с совокупным ВВП более 27,2 трлн долл. США (32,2% мирового ВВП). Следует также учитывать, что в пределах этой зоны проживает 3 589,9 млн человек или 48,1% населения мира. Впрочем, масштабность этого показателя обусловлена прежде всего тем, что в состав ВРЭП входят Китай с населением

7 8

1 441,9 млн человек и Индия - с 1 366,4 млн человек .

35-ый саммит АСЕАН и перспективы ВРЭП

На последнем саммите ВРЭП в Бангкоке 4 ноября 2019 г. все страны-участницы, за исключением Индии, согласовали все 20 положений основополагающего договора о партнерстве9. Индия выражает беспокойство по поводу возможного дополнительного притока китайских товаров, в том числе стали, текстиля, и автозапчастей, а также роста поставок молочных продуктов из Австралии и Новой Зеландии. То есть имеются обоснованные опасения, что в случае присоединения к ВРЭП индийские производители столкнутся с новым витком конкуренции. Министр внутренних дел Индии Амит Шах даже назвал решение пока не присоединяться к ВРЭП «исторической вехой», отметив, что тем самым премьер-министр Моди подтвердил принцип «Индия прежде всего».

Вместе с тем, с учетом политико-дипломатических аспектов, давно апробированная политика «действий на Востоке» фактически подразумевает, что Индия должна стать частью общего экономического пространства в регионе, присоединившись к ВРЭП. Для этого необходимо решить два первоочередных вопроса. Во-первых, Индия хочет гарантий расширения доступа ее товаров на китайский рынок при постепенной либерализации двусторонней торговли. В данном случае ситуация осложняется тем, что китайские товары более конкурентоспособны, чем индийские. Во-вторых, Индия требует, чтобы страны АСЕАН открыли для нее свои рынки в сфере услуг и инвестиций. Иными словами, с точки зрения индийского руководства, все заинтересованные стороны должны разумно «давать и брать»10.

В свою очередь, у стран-участниц ВРЭП существуют свои опасения относительно возможного притока высококвалифицированных кадров из Индии в регион. Но, в любом случае, неучастие Индии в партнерстве перекрывает доступ к гигантскому рынку третьей экономики мира. Кроме того, Индия считается воротами в Южную Азию и вообще является одним из ведущих игроков на континенте. Поэтому, с точки зрения геополитики, без участия этой страны невозможно увидеть полную картину Индо-Тихоокеанской стратегии - основной стратегии великих держав в мировой политике в настоящее время11.

После саммита 2019 г. обязанности председателя АСЕАН перешли от Таиланда к Вьетнаму. Остается надежда, что в 2020 г. соглашение с Индией будет достигнуто. При этом все 15 стран-

участниц ВРЭП не желают давить на Индию, но хотели бы видеть ее в своих рядах.

Выгоды для Таиланда от присоединения к ВРЭП

Как уже отмечалось, в случае подписания документов о партнерстве с участием Индии будет создана ЗСТ, на территории которой производится до трети мирового ВВП. ВРЭП в системе многостороннего экономического сотрудничества в АТР дает Таиланду возможность доступа к совокупному рынку сразу 15 государств. При этом тарифные барьеры во взаимной торговли будут снижены до 0%, а нетарифные барьеры подвергнутся существенной корректировке. Это взаимное открытие доступа на рынки должно привести к увеличению объемов торговли и углублению экономической интеграцией в регионе.

По крайней мере, в докладе Центра исследования «Каси-

12

корн» отмечается, что ВРЭП демонстрирует успехи в деле экономической интеграции, повышая доверие к системе свободной торговли в условиях, когда мировая экономика в настоящее время переживает испытание торговыми войнами и политикой протекционизма. Предполагается, что на начальном этапе экономическая интеграция в рамках ВРЭП пойдет на пользу странам из группы «+6», которые выиграют от доступа на рынки друг друга, поскольку между ними никогда раньше не было ЗСТ. Что касается Таиланда, то первоначально выгоды от снижения тарифных барьеров будут весьма ограниченными, поскольку Таиланд либерализовал торговлю с другими странами ВРЭП раньше, то есть вне такого формата. Однако определенные преимущества получат товаропроизводители, включенные во внутристрановые производственные цепочки. Что касается следующего этапа, то ВРЭП приведет к перераспределению ресурсов, факторов производства и инвестиций в регионе. Поэтому перед таиландским руководством стоит задача по ускоренному привлечению иностранных инвестиций с тем, чтобы обеспечить дополнительное финансирование отраслей с высокотехнологичными производствами. Кроме того, Таиланд должен поддерживать инвестиции в отрасли с «технологиями будущего», чтобы и далее соответствовать требованиям, предъявляемым современным этапом научно-технического прогресса.

В принципе, при реализации торговых и инвестиционных режимов ВРЭП правила учета происхождения товаров будут гармонизированы, что, соответственно, поспособствует максимизации

потенциальных выгод. Страны-участницы могут пользоваться большим разнообразием ресурсов. Благоприятный инвестиционный климат будет создан, в том числе, в сфере строительства, розничной торговли и в ряде других отраслей. ВРЭП вносит позитивный вклад в развитие производственной сети региона. Государства в условиях отсутствия тарифных барьеров могут делиться ресурсами по более низким ценам, от чего и конечные потребители клиенты смогут извлекать свою выгоду.

Помимо прочего, АСЕАН в рамках партнерства может усилить и без того ведущую роль в экономической интеграции, выступая в качестве ядра архитектуры региональной экономики. Отсюда и Таиланд, прежде всего из-за его географического положения в центре ЮВА, получает выгоду от этого процесса, в том числе в сфере «формирования взаимосвязанности до 2025 г.». В частности, в последнее время большое внимание Таиланд уделяет китайской инициативе «Один пояс один путь», поскольку наращивание взаимосвязей с Китаем в сфере транспортной инфраструктуры имеет очень большое значение для экономики Таиланда. Объем товарооборота и инвестиций в последние годы между странами стремительно растет. Китай является торговым партнером № 1 Таиланда. Его доля в общем объеме товарооборота Таиланда достигла 16,5%. Необходимо отметить, что кроме Китая, такие страны-участницы ВРЭП, как Япония, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Индонезия, Гонконг, Австралия и Южная Корея, также заняли места в топ-10 тор-

13

говых партнеров Таиланда в 2019 г. .

Согласно данным Совета по инвестициям Таиланда14, по стоимости проектов прямых иностранных инвестиций, заявленных в 2019 г., Китай занимает 1-ое место (203 проекта). Более того, по численности иностранных туристов, посетивших Таиланд с января по август 2019 г., Китай также занял 1-ое место (более 7 млн человек)15.

Нельзя не отметить, что на самом деле инициатива создания ВРЭП была связана с опасениями Китая по поводу американского проекта Транстихоокеанского партнерства (ТТП). Участие Китая в ТПП не предусматривалось. Поэтому Китай активизировал работу в рамках переговорного процесса о создании ВРЭП, ядром которого стала бы АСЕАН, а идеологическим локомотивом — Китай16. Отсюда этот проект часто называют антиподом ТТП, что не совсем верно. Само по себе ВРЭП - не конкурент ТТП, так как фактически является гораздо более простым по сравнению с программой Тран-

стихоокеанского сотрудничества соглашением о свободной торговле. Но ситуация меняется, когда ВРЭП начинают упоминать в качестве составной части «ОПОП», особенно его «морской» части. Тем самым ВРЭП может значительно усилить китайскую инициативу, наполнив конкретным институциональным содержанием прежде всего морскую составляющую «ОПОП»17. В то время как США вышли из ТТП 23 января 2017 г., остальные 11 членов ТТП переименовали организацию во Всеобъемлющее прогрессивное Транстихоокеанское партнерство (ВПТТП). Без участия США ВПТТП утратило свой потенциал, и реализация экономического сотрудничества в формате ВРЭП стала более успешной. Кроме того, торговая война между США и Китаем, обострившаяся в 2018 г. (в настоящее время перешедшая в латентную фазу в результате соглашения между Дональдом Трампом и Си Цзинпином), также оказала положительное влияние на ВРЭП благодаря увеличению объемов взаимной торговли и притока инвестиций.

Для Таиланда, при наличии и готовности поддерживающих отраслей и инфраструктуры, а также программы развития «Восточного экономического коридора», который считается новым двигателем роста, участие в партнерстве означает выгоду от привлечения

18

большего объема инвестиций . ВРЭП также способствует росту экспорта и ускорению процесса диверсификации экономики страны. Дело в том, что сотрудничество в формате Экономического сообщества АСЕАН имеет ряд ограничений (отсутствие большого разнообразия рынков и т.д.), а экономические характеристики государств-членов АСЕАН не являются взаимодополняющими19. Поэтому участие Таиланда в интеграционном объединении более высокого уровня означает выход на новые рынки.

Согласно данным итогового доклада «Оценка влияния Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП) на Таиланд и выбор подходящих стратегий ведения переговоров», подготовленного Научно-Исследовательским Институтом Развития Таиланда в 2015 г., был составлен следующий прогноз: • Таиланд получит выгоды от соглашения о свободной торговле ВРЭП при условии снижения тарифных и нетарифных барьеров на товары и услуги. ВНП страны значительно вырастет в результате воздействия всех положительных экономических факторов. В связи с этим частный сектор может импортировать товары и сырье с более низкой себестоимостью. Это приведет к конкуренции и росту эффективности производства, а

также более рациональному использованию ресурсов. При этом неизбежно будет обеспечен рост потребления как частного, так и государственного секторов.

• Удельная цена продукции для экспорта будет ниже, в то время как удельная цена продукции для импорта будет выше, так как тайские экспортеры должны обеспечить свои конкурентные преимущества.

• Большинство владельцев средств производства, и, в том числе, наемные работники, извлекут выгоду из соглашения. В связи с экономическим ростом во всех секторах спрос на рабочую силу соответственно вырастет, и трудящиеся будут получать больше денег.

• Доходы государственного бюджета сократятся, так как страна будет получать меньше поступлений от налогов на импорт. Но, с другой стороны, доходы бюджета могут вырасти за счет дополнительных доходов, полученных от налогообложения граждан и предприятий.

• Снижение нетарифных мер на товары и услуги будет способствовать улучшению общего благополучия благодаря трансфертам технологий, мобильности производства, а также повышению эффективности распределения ресурсов.

• Объемы производства товаров и услуг в стоимостном выражении будут увеличиваться, в том числе в сфере и тяжелой, и легкой промышленности, хотя цены на продукцию этих отраслей будут снижаться.

• Уровень выбросов углекислого газа окажется значительно ниже темпов экономического роста в результате повышения эффективности производства в секторе услуг, особенно в секторе энергетики и логистики.

Что касается внешней торговли, то по данным итогового доклада «Оценка влияния ВРЭП на Таиланд...», установление нулевых тарифных барьеров, а также упрощение процедур торговли дадут Таиланду возможность раскрыть огромный потенциал роста товарооборота с Китаем, Японией, Индией и Южной Кореей. Что касается торговли с Австралией и Новой Зеландией, то после снижения тарифов кардинальных перемен в этой сфере не ожидается, поскольку ставки таможенных тарифов на товары во взаимной торговле и без того являлись низкими.

Предполагается, что при установлении нулевых тарифных барьеров пластмассовая и резиновая промышленность (Ж 39-40), автомобильная промышленность (Ж 80), машиностроительная и электронная промышленность (Ж 84-85) станут приоритетными отраслями для расширения торговли между странами-членами ВРЭП. Таким образом, Таиланд обладает потенциалом для расширения экспорта изделий из пластмассы и резины в Китай и Южную Корею. Кроме того, при условии, что все страны-члены ВРЭП смогут добиться упрощения процедур торговли, и сталелитейная промышленность (Ж 72-83) обретет потенциал для расширения взаимной торговли внутри партнерства20.

Что касается того, что Индия пока воздерживается от полноценного вхождения во ВРЭП, то это не оказывает существенного влияния на взаимную торговлю, поскольку продолжают действовать соглашение о свободной торговле между Таиландом и Индией (Т^ТА) и соглашение о свободной торговле между АСЕАН и Индией (ЛОТА).

Проблемы и задачи

Основные проблемы, возникающие внутри ВРЭП, связаны с неравномерностью экономического развития стран-участниц. Вследствие этого каждая страна предлагает собственные исключения из общих правил для защиты товаров из так называемого чувствительного списка. Кроме того, не все 6 стран - партнеров АСЕАН - имеют соглашения о свободной торговле друг с другом. Такая ситуация усложняет выработку общих решений на уровне ВРЭП21.

В настоящее время значимость Азии в мировой экономике и политике заметно увеличивается. В первую очередь Китай пытается играть все более значительную роль в мировой экономике и международных отношениях, в том числе и в решении глобальных проблем человечества, в создании новой архитектуры глобальной безопасности и глобального экономического развития. Главная стратегическая задача китайского руководства - преодолеть дисбаланс между экономическим и политическим «имиджем», который объективно ограничивает сферу сотрудничества Китая с Западом. Новое качественное положение Китая в мировой политике создает и новые возможности, и новые вызовы для всего мира. Однако, растущая роль Китая в глобальной экономике и международных отношениях вызывает озабоченность у многих стран.

Среди нерешённых проблем в АТР особое внимание уделяется территориальным спорам в Южно-Китайском море (ЮКМ). Отмечается, что страны АСЕАН нацелены на установление баланса различных интересов в регионе, включая и территориальные споры. С одной стороны, экономическое взаимодействие с Китаем помогает снизить градус агрессивных настроений. С другой стороны, государства АСЕАН также понимают, что им необходимо снижение экономической зависимости от Китая. Что касается Таиланда, то он не является стороной в территориальных спорах вокруг ЮКМ. Важно, что страна готова к углублению интеграции. Вместе с тем отдельные действия Китая вызывают озабоченность у руководства страны и бизнеса, Таиланд должен помнить, что ему не следует «класть все яйца в одну корзину». Вместе с тем, новые глобальные вызовы порождают стимулы для дальнейшей балансировки отношений Таиланда с Китаем и США.

Нельзя не упомянуть и о негативном влиянии распространения коронавируса COVID-19 на мировую экономику. Уже очевидно, что коронавирус повлиял на цепочки поставок и темпы роста мирового производства товаров и услуг. Пандемия привела к снижению темпов экономического роста в Таиланде и в других странах ЮВА. Рост китайской экономики на фоне эпидемии коронавируса может замедлиться по итогам года - до 5,4% по сравнению с ожидавшимися ранее 5,9%, прогнозируют аналитики Economist Intelligence Unit (EIU). В 2019 г. темпы роста ВВП КНР составили 6,1% по сравнению с 6,6% в 2018 г.22.

Нестабильная ситуация в Китае неизбежно оказывает отрицательное влияние на экономику Таиланда. В области туризма уже наблюдается спад из-за ограничения передвижения людей по причинам, связанным с эпидемией. По сообщению министра туризма и спорта Таиланда, с 24 января по 1 февраля 2020 г. турбизнес страны потерял приблизительно 300 млн. долларов США. Наиболее пострадали сферы реализации сувенирной продукции, гостиничный

23

бизнес и продажа продуктов питания и напитков , что снизило прогноз роста ВВП Таиланда на 2020 г. Как указал Тоссапорн Си-рисампран24, секретарь канцелярии национального совета по экономическому и социальному развитию, рост экономики Таиланда в 2019 г. составил лишь 2,4% - самый низкий показатель с 2014 г. Сокращение экспорта из-за сильного тайского бата и продолжающейся торговой войны между США и Китаем негативно сказалось на экономике. Экспорт товаров и услуг в 2019 г. снизился на 2,6%

по сравнению с предыдущим годом. Управление национального совета по экономическому и социальному развитию предсказало, что экономика Таиланда замедлится еще больше, и рост составит 1,52,5% ВВП. Задержки с распределением национального бюджета также могут стать, образно говоря, «встречным ветром» для эконо-мики25.

Выводы

Экономическое сотрудничество в формате ВРЭП способствует дальнейшей интеграции Таиланда в мировую экономику. Страна может извлечь выгоду из снижения налогов и пошлин, а также упрощения процедур торговли. Участие в партнерстве способствует экономическому росту с более высокими показателями и помогает привлечь иностранные инвестиции. Кроме того, партнерство является крупнейшим торговым соглашением, которое способствует повышению роли АСЕАН в АТР. Таиланд с его стратегическим расположением в центре ЮВА может воспользоваться возможностями торговых соглашений в рамках ВРЭП и реализовать проект Восточного экономического коридора, который в перспективе может стать самыми современными «воротами в Азию». Однако, более открытые рынки товаров и услуг - это также и риски для Таиланда, и страна должна быть хорошо подготовлена к либерализации торговли. Необходимо, чтобы правительство страны предприняло активные превентивные шаги для защиты национальных интересов. Правительство должно оказывать поддержку тем, кто работает в частном секторе, с тем, чтобы быть готовым к получению выгод, доступных через торговое соглашение ВРЭП. Что касается проак-тивных мер, то Таиланду следует сосредоточиться на дальнейшем изучении и исследовании соглашения, изыскивать больше возможностей для инвестирования в страны-участницы ВРЭП, учитывать сильные стороны каждой страны, например, в отношении рабочей силы и ресурсов, и использовать их наилучшим образом. Что касается превентивных мер, то Таиланд должен быть хорошо подготовлен к более высокой конкуренции в торговле и инвестициях. Он должен продвигать и укреплять свой экономический потенциал, например, разрабатывая новые продукты с большей добавленной стоимостью, чтобы удовлетворять потребности клиентов.

Примечательно, что для достижения «Целей устойчивого развития» ООН концепция «достаточности экономики» Таиланда, которая была впервые запущена в 1974 г. Его Величеством покой-

ным королем Бхумиболом Адульядетом, считается альтернативным путем. Что касается содержания этой концепции, то на национальном уровне она постулирует целостный подход с акцентом на целесообразность, конкурентные преимущества, низкий риск и предотвращение чрезмерных инвестиций. Это означает быть в курсе того, что происходит в других странах мира, хеджировать инвестиции, сокращать импорт и чрезмерную зависимость от других стран. Сегодня многие страны страдают от торговых войн, особенно - между США и Китаем, протекционизма, политических конфликтов и т.д. Упомянутые факторы приводят к замедлению роста мировой экономики. Что касается Таиланда, то, например, эпидемия коронави-руса наносит ущерб туристической и гостиничной индустрии страны. С одной стороны, правительство пытается контролировать вспышку заболевания, с другой - оно пытается восстановить туристическую индустрию и вернуть доходы в пострадавшие сектора национальной экономики.

В заключение можно сказать, что комплексная взаимозависимость международных отношений, в том числе в сфере экономики, создает и возможности, и риски для всех участников мирового хозяйства, поэтому Таиланд должен тщательно корректировать свою политику, чтобы извлечь максимальную выгоду и быть хорошо подготовленным к неожиданным изменениям и вызовам, дабы ВРЭП не стала ловушкой для Таиланда.

1 Four Pillars of the AEC // Invest in ASEAN. URL: http://investasean.asean.org/ index.php/page/view/asean-economic-community/view/670/newsid/754

2 Thailand Development Research Institute (TDRI). URL: https://tdri.or.th/en/

The Board of Investment of Thailand (BOI). URL: https://www.boi.go.th/en/index/

4 Ministry of Commerce, Thailand. URL: https://www.moc.go.th/index.php/moc-english.html

5 Kasikorn Research Center. https://kasikornresearch.com/en

6 Thepchatree P. RCEP VS TPP. URL: http://www.drprapat.com/rcep-vs-tpp/

7 Данные включают специальные административные районы Гонконг (7,4 млн. человек) и Макао (0,6 млн. человек) Китайской Народной Республики.

о

World Population Prospects 2019. Data Booklet // United Nations, Department of Economic and Social Affairs. URL: https://population.un.org/wpp/Publications/ Files/WPP2019_DataBooklet.pdf

9 Подробнее см. URL: https://asean.org/storage/2019/11/FINAL-RCEP-Joint-Leaders-Statement-for-3rd-RCEP-Summit.pdf

10 Is India ready for RCEP embrace? 29.10.2019 // The Economic Times. URL: https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/policy/is-india-ready-for-rcep-embrace/articleshow/71802490.cms?from=mdr

11 RCEP ¡ийтзтшз^иа'АдяЪЪппзг'УшЪаветЪ тятаизаш'эветЪ (на тайском языке).

07.11.2019 // The Standard. URL: https://thestandard.co/podcast/thesecretsauce-executive-

espressolO/

12

RCEP (на тайском языке) // Kasikorn Research Center. URL: https://kasikornresearch. com/th/analysis/k-social-media/Pages/FB-RCEP-10072019.aspx

13 См.: URL: http://www2.ops3.moc.go.th/#

14 См.: URL: https://www.boi.go.th/upload/content/Q4%202562_5e3b87320a255.pdf

15 См.: International Tourist Arrivals to Thailand 2019 (Jan-Aug) (на тайском языке) // Ministry of Tourism and Sports of Thailand. 25.09.2019. URL: https://www.mots. go.th/old/more_news.php?cid=527&filename=index

16 Стапран Н. Битва за интеграцию: Транстихоокеанское партнерство и «Один пояс, один путь» как главные экономические проекты года // Портал МГИМО. 11.01.2016. URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/bitva-za-integratsiyu-transtikhookeanskoe-partnerstvo-i-odin-poyas-odin-put-kak-glavnye-ekonomichesk/

17

Стапран Н. Битва за интеграцию: Транстихоокеанское партнерство...

18 ilemn ASEAN Summit: ^яяявпивгтя...няпяш RCEP мимитив (на тайском языке) // The Bangkok Insight. EXIM Bank (08.11.2019). URL: https://www.thebangkokinsight. com/235651/.

19 RCEP Ъпшшвпияп'ш^га'мЪа ? (на тайском языке) // ThaiPublica. 09.12.2012. URL:

https://thaipublica.org/2012/12/rcep-chance-trap/

20

Итоговый доклад «Оценка влияния Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП) на Таиланд и выбор подходящих стратегий ведения переговоров» (на тайском языке).

21 ■ившлйтаз: птшйпязчП^Оиттшщ^П'озгяияйят (Regional Comprehensive Economic Partnership: RCEP) (на тайском языке) // Department of Trade Negotiations, Ministry of Commerce, Thailand. March 2019. URL: https://api.dtn.go.th/files/v3/5d016de51ac9ee

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2aa848ca96/download

22

Кравченко Е. Коронавирус заразил экономику. Аналитики ухудшили прогноз по темпам роста Китая. 12.02.2020 // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/biznes/392983-koronavirus-zarazil-ekonomiku-analitiki-uhudshili-prognoz-po-tempam-rosta-kitaya

23 "ЪшВэи" ^ита'зЪа 3 ¡яви 3 ияияти n.^rnaiM ивзи 500 яти Ниттшттайи (на тайском языке).

07.02.2020 // i/jsyrnmsmv. URL: https://www.prachachat.net/tourism/news-418757

24 яятмшша "Hfm" И 2562 Ъ 2.4% втятШЪ 1.5-2.5% (на тайском языке). 17.02.2020 // ijsywmsmv. URL: https://www.prachachat.net/finance/news-422001

25Masayuki Yuda. Thailand's GDP growth slows to 2.4%, lowest in five years. 17.02.2020 // Nikkei Asian Review. URL: https://asia.nikkei.com/Economy/Thailand-GDP-growth-slows-to-2.4-lowest-in-five-years

Статья поступила в редакцию 15.04.2020, принята к публикации 15.05.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.