Научная статья на тему 'Национальная идея в идеологическом обеспечении военного режима в Греции (1967-1974)'

Национальная идея в идеологическом обеспечении военного режима в Греции (1967-1974) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
267
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная идея в идеологическом обеспечении военного режима в Греции (1967-1974)»

Петрунина О.Е.*

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ В ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЕННОГО

РЕЖИМА В ГРЕЦИИ (1967-1974)

1967-1974 годы, получившие впоследствии название «диктатуры черных полковников», представляют собой совершенно особую эпоху в истории греческого государства. Отношение к ней самих греков в значительной степени подобно отношению к диктатуре И. Метаксаса: в исторических обзорах и хронологиях с этим периодом, начало которому положил военный переворот 21 апреля 1967 года, не соотносится никаких событий (кроме одного - подавления студенческого выступления 17 ноября 1973 г.), т.е. он просто выброшен из истории, многие очевидцы событий при слове «диктатура» умолкают и лишь в минуту особой откровенности от них можно услышать туманные намеки на то, что страна переживала тогда далеко не худшие времена.

Действительно, Греция того времени - это статуя, закрытая черным покрывалом, сквозь которое смутно угадываются очертания фигуры. Нельзя сказать, чтобы «диктатура полковников» была совсем обойдена вниманием историков: о ней имеется целый ряд исследования и в греческой1, и в англоязычной2, и в отечественной3 историографии. Эти работы объединяет несколько общих черт. Во-первых, они основываются в значительной степени на источниках иностранных либо происходящих из враждебного политического лагеря, источники же самого режима используются в гораздо меньшем объеме и часто всего лишь в качестве иллюстративного материала. Во-вторых, даже если в названии заявлено иное, все эти работы посвящены исследованию одного (в лучшем случае нескольких) аспекта истории того периода, обобщающего же фундаментального труда, посвященного «полковникам», пока не существует. В-третьих, все исторические труды, опубликованные после падения «диктатуры полковников», отличает общая идеологическая направленность: они написаны с позиций идейных и политических врагов павшего режима, чем и обусловлена общность негативно-осуждающих оценок, даваемых «полковникам».

Несмотря на это, в указанных работах содержится богатый фактический материал, дающий обильную пищу для размышлений. Весьма подробно историками изучены обстоятельства прихода «полковников» к власти, их внешняя и внутренняя политика. В меньшей степени исследована идеология, которую они сделали на время своего правления официальной идеологией греческого государства. Можно назвать несколько исследований, в

* Петрунина Ольга Евгеньевна - кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

1 См., напр.: Zop^nala? Е. О veo9aaiG^6? cinv EUaSa. A0^va, 1978; KpniiKo? П. Avxicxacn ката in? SiKiaxopia^, 1967-1974. A0^va, 1996; nanaZoyXou M. Фонпико Kvn^a Kai SiKiaxopia. A0^va, 1975; MeXeionouXo? M. H SiKiaxopia irav cuvxay^axapxrav, Koivravia, iSeoXoyia, oiKovo^ia. A0^va, 1996; MavoucaKa? Г. Eia xpovia in? Xouvia?. A0^va , 1987.

2 См., напр.: Andrews K. Greece in the dark: 1967-1974. L., 1980; Couloumbis Th. Foreign Intervention in Greek Politics: An Historical Perspective. N.Y., 1976; Danopoulos C. Warriors and Politicians in Modern Greece. Chapel Hill, 1984; Woodhouse C. The Rise and Fall of the Greek Colonels. L., 1985.

3 См., напр.: Круговая Е.Г. Экономическая политика военного режима в Греции (1967-1974) // Вестник Московского Университета. Серия 8. История. 1997. № 1; Круговая Е.Г. Взаимоотношения государства и общества в условиях правленмия авторитарного режима «черных полковников» в Греции. 1967-1974 гг. // Греция. Национальная идея, общество, государство. XVII-XX вв. М., 2002; Улунян А.А. Ошибка полковника Пападопулоса. Крах идеи «сильной руки» и крушение системы «управляемой демократии» в Греции. М., 2004.

которых на базе инструментария современной политологии проводится анализ отдельных идейных установок режима «полковников», например обоснования исполнения военными функций гражданской власти или идеи «сильной руки»4.

О других идейных установках, а именно тех, которые связаны со столь дорогой сердцам греков национальной идеей, у исследователей не очень ясные представления. Так, если Е. Круговая уверена, что «главной идейной доктриной» режима стала «попытка возрождения в греках духа Византийской империи»5, то А. Улунян, соглашаясь с заключением К. Данопулоса о том, что в идеологии «полковников» традиционные ценности соединялись с идеями периода модернизации, говорит о планах создания «эллино-христианской цивилизации, базирующейся на революционном движении вооруженных сил, нашедшем свое воплощение в Революции 21 апреля»6. Упомянутые авторы согласны в том, что в основу идеологической конструкции «полковников» было положено «греко-христианство», но совершенно по-разному трактуют его сущность. Так что же: эксгумация Византийской империи или новый мир «цивилизации 21 апреля»? А может быть, ни то и ни другое?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к первоисточнику - печатному наследию самого режима и проанализируем его понятийный аппарат, основные лозунги, попробуем найти его идейных предшественников, наконец, укажем на некоторые мероприятия правительства «полковников», важные для понимания их идеологии. Все это позволит нам получить более ясное представление о национальной составляющей идеологии режима7.

Поскольку совершенный ими военный переворот и последовавшие за ним реформы лидеры военного режима называли революцией, то начать анализ понятийного аппарата идеологов «революции 21 апреля» нам представляется уместным с самого слова «революция». В греческом языке используемое для обозначения этого понятия слово елауаотаог^ имеет довольно широкий диапазон значений, восходящих к первоначальному «восстание». Но в данном случае мы имеем дело именно с революцией: в произведениях идеологов режима постоянно подчеркивается ее общенародный характер при руководящей роли вооруженных сил, а также главная цель - радикальное преобразование всего греческого общества.

В связи с этим правительство «полковников», ключевые посты в котором почти до конца 1973 года занимал Г. Пападопулос, а министерство пропаганды возглавлял Г. Георгалас, называло себя Национальным Революционным Правительством. В своих речах и выступлениях, рассуждая об отличительных чертах Революции 21 апреля, Г. Пападопулос стремился подчеркнуть одновременно и ее уникальный характер, и связь с традицией. Впрочем, при детальном рассмотрении первое оказывается тесно связанным со вторым.

Так, в своих обращениях к вооруженным силам страны в качестве министра обороны Г. Пападопулос неоднократно указывает на то, что 21 апреля 1967 года греческие военные выполнили привычную для них задачу: выступили в защиту интересов народа от внутренних

4 Danopoulos C., Patel K. Military Professionals as Political Governors: A Case Study of Contemporary Greece // West European Politics. Vol. 3. 1980. № 2; Улунян А.А. Ошибка полковника Пападопулоса...

5 Круговая Е.Г. Экономическое и политическое развитие Греции в период правления «черных полковников» 1967-1974 гг. Автореф.канд.дисс. М., 2002. С. 13.

6 Улунян А. А. Ошибка полковника Пападопулоса. С. 31.

7 Важнейшими источниками для изучения идеологии режима «полковников» являются:

1. многотомное собрание публичных выступлений лидера режима Г. Пападопулоса

2. специальные пособия по идеологии Революции 21 апреля: Геюруо&ок; Г. Н iSeoXoyia in? Enavacxacera^. A0qva, 1971. nanaKravcxavxivou 0. ПоХгак^ ayrayq. A0qva, 1970. XpovonouXo? K. EUa; EM^vrav Xpioxiavrav. A0qva, 1971.

беспорядков, которые по значимости он приравнивает к внешней агрессии. Революция 21 апреля рассматривается как продолжательница дела национально-освободительной революции 1821 года. А. Улунян на основании всего лишь одной цитаты делает вывод о том, будто «полковники» пренебрежительно относились к революции 1821 года и «военный режим именовал ее не иначе как Национальное восстание»8.

С этим нельзя согласиться. В новогоднем обращении к народу накануне 1971 года Г. Пападопулос назвал важнейшим событием наступающего года 150-летний юбилей революции 1821 года9. В устах лидера режима слова 80V8y8pGÍa и влауаатааг^ применительно к революции 1821 года выступают как синонимы. В частности, в праздничном обращении к вооруженным силам страны по поводу юбилея революции 1821 года мы встречаем оба эти термина10. И это не случайно: события 1821 и 1967 годов суть звенья одной цепи, их смысл состоит в постепенном раскрытии исторической судьбы греческой нации. Первая революция дала грекам свободу и независимость, вторая же стала началом их национального возрождения11.

Преемственность между революциями 1821 и 1967 годов подчеркивалась не только на словах: в октябре 1971 года на фоне шумной пропагандистской кампании состоялась церемония закладки храма Спасителя во исполнение обета, данного греческой нацией во время революции 1821 года. Это решение было принято IV Национальным Собранием летом 1829 года12. Первоначально его исполнению препятствовало бедственное состояние финансов молодого государства, а потом о нем попросту забыли. Связь двух революций подчеркивалась также использованием в политической символике «полковников» птицы феникс - одного из символов эпохи 1821 г. Кроме того, именно военный режим начал реализацию масштабного проекта по изданию архивных материалов, относящихся к революции 1821 г.: за три года (1971-1974) было издано 8 томов, тогда как за последовавшую после падения режима четверть века - всего лишь 11 томов. Укорененность революции 21 апреля в греческой традиции подчеркивалась также указанием на ее преемственность в

13

отношении Национального Сопротивления 1941-1944 г. Правда, Сопротивление военный режим определял по-своему, отрицая участие в нем коммунистов.

Понимание смысла революции 21 апреля знакомит нас с двумя другими терминами из лексикона идеологов режима - «историческая судьба» и «национальное возрождение». Рассуждения об исторической судьбе греческой нации довольно часто встречаются в произведениях идеологов режима «полковников», особенно в первые годы его существования. Примечательно, что из нескольких существующих в греческом языке обозначений судьбы было выбрано та л8лрюр^а. То п8пpюцsvоv - это не случайная фортуна, а некая данность, которую мойры - дочери вращающей ось мира богини необходимости Ананки - предназначили греческому народу пронести через всю его историю. Она заключается, во-первых, в особом национальном духе греков, а во-вторых, в их исторической миссии.

Поскольку человек - существо разумное и социальное, то ему свойственно создавать различные общности, выходящие за рамки индивидуума. Наиболее естественной

8 Улунян А. А. Ошибка полковника Пападопулоса. С. 30.

9 ПапаЗопоиХо? Г. То пют8ию ца?. Т. Т. А0^а, 1972. Е. 49.

10 Аито01. Е. 69.

11 ПапаЗопоиХо? Г. То пют8ию ца?. Т. В\ А0^а, 1968. Е. 70.

12 Декрет 8, ст. 1 от 31.07\ 12.08. 1829. Текст см: Та Apx8Íа тп? ЕХХ^гк^? ПаХ1уует8а1а?. Т.4. А0^а, 1973. Е. 116, 182.

13 ПапаЗопоиХо? Г. То пют8ию ца?. Т. В\ Е. 177.

человеческой общностью является нация или раса. Нация - наиболее оптимальный способ самоидентификации индивида. Нация придает существованию человека историческую перспективу, связуя воедино прошлое, настоящее и будущее. Благодаря нации человек ощущает свою связь с предками и потомками, получая наследие от первых и неся ответственность перед вторыми. Для иллюстрации этой мысли пропагандистская машина режима часто использовала образ факела, передаваемого по эстафете между поколениями. Понятие нации в идеологии режима синонимично понятию расы, иногда общества. Греческая нация - эллинизм - это этнос, но и одновременно нечто большее, чем этнос: она включает в себя отдельные народы (Xaoí), например, кипрский народ. Это представление вряд ли можно считать изобретением полковников: оно встречается у греков уже в первой половине XIX в.14

Идеологами военного режима был усвоен примордиалистский подход к пониманию нации с элементами конструктивизма: с одной стороны, нация - это априорно существующий естественный организм, но, с другой стороны, человеческая воля способна влиять на его развитие: национальная элита может вести нацию к расцвету, а может обречь ее на прозябание и исчезновение. Так, объясняя школьным учителям их задачи в эпоху революции 21 апреля, Г. Пападопулос подчеркивает два компонента нации: биологический и транслируемый с помощью культурной традиции, в которой одну из ведущих ролей играет система образования15.

Следовательно, называться греком может лишь тот, кто удовлетворяет обоим эти условиям: имеет греческое происхождение и воспитан в греческой культурной традиции. Невыполнение одного из условий автоматически исключает человека из рядов греческой нации. Т. е. за людьми, которые родились греками, но отошли от греческой культурной традиции, например, греческими коммунистами, «полковники» не признавали права называться греками. Аналогичным образом инородцы, даже воспитанные в греческой культурной традиции, никогда не могут стать греками. Таким образом идеология военного режима вновь подняла впервые поставленный еще греческими просветителями вопрос о критериях национальной идентичности. Но если для греческого Просвещения, апеллировавшего в данном случае к классической древности, первостепенную роль играли культурные признаки, то позиция военного режима близка иной традиции, уходящей корнями в эпоху романтизма и нашедшей наиболее яркое выражение в теориях начала ХХ в.

Представление о национальном духе, восходящее к европейской философии эпохи романтизма, довольно прочно утвердилось в греческой общественно-политической мысли уже в начале ХХ в. этому способствовали длительные поиски собственной исторической идентичности, обусловленные начавшимся в эпоху Просвещения формированием понятия нации у греков. То понятие нации, которое предлагала им европейская мысль нового времени и которое в конце концов и было ими усвоено, представляло собой часть европоцентристской модели истории, в которой грекам отводилась роль периферии, хотя и признавались их славное античное прошлое и вклад, внесенный ими в строительство европейской цивилизации.

Ободренные последним обстоятельством и недовольные первым, греки продолжали искать для себя удобную историческую нишу и уже в 1830-е годы16 пришли к выводу о том,

14 Например, жители острова Самос в 1834 г. определяли себя как «маленький народ» (АВПРи. Ф. 180, оп. 517/1, д. 3534, л. 3).

15 Папа5опоиХо<; Г. То пютеию ца^. Т. В\ Е. 64.

16 Мисюревич О.Е. Становление национального государства в Греции: «русская партия» в 1837-1844 гг. М., 1997. С. 172-173.

что греческая нация обладает особой исторической судьбой, дающей ей право занять особое место среди других народов, которые принадлежали к двум мирам или цивилизациям -Западу и Востоку. Греки не принадлежали ни к одному из них. После Второй мировой войны представление о двух мирах модифицировалось и мир Запад стал синонимом буржуазной демократии, тогда как Восток стал ассоциировать с социалистическим лагерем. Эту трансформацию надо учитывать, оценивая неоднократные заявления «полковников», будто бы Греция принадлежит к миру Запада17.

«Мир Запада» и у «полковников» выступает как антипод коммунизма и, отождествляя

себя с Западом в эпоху всеобщего страха перед коммунистической угрозой, военный режим в

Греции стремился продемонстрировать свое отношение к коммунизму и его главному оплоту

Советскому Союзу. Идеологи режима неоднократно выражали свой антикоммунизм и в более

резких формах. В частности, угрозу прихода к власти коммунистов они называли поводом к

18

выступлению вооруженных сил 21 апреля , говорили о несоответствии коммунистических идей греческому национальному идеалу, а о греческих коммунистах - как о людях, добровольно исключивших себя из рядов нации.

Но если греки не являются частью коммунистического Востока, то они в равной мере (несмотря на уверения в противоположном) не принадлежат и миру Запада. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, как «полковники» представляли себе мир Запада и какими видели свои отношения с ним. Запад для «полковников» - это олицетворение силы и свободы. Однако и та, и другая понимаются в данном контексте довольно узко. Запад свободен от коммунизма, но он не обладает свободой духа и социального развития. Сила его заключается в армии и деньгах и также не имеет под собой духовной основы, а потому непрочна. Надо отметить, что военный режим старался избегать прямой критики Запада. Эта критика направлялась в адрес того социально-политического строя, который существовал в Греции до 21 апреля 1967 года, но, поскольку Греция тогда развивалась по западной модели, то все негативные моменты последней можно считать присущими Западу в целом.

Западная цивилизация - детище древнегреческой цивилизации, но она утратила часть ее духовных ценностей, а потому сбилась с правильного пути и приняла уродливые формы и в конце концов придет к саморазрушению. Демократия - одно из величайших достижений древних греков - на Западе больна. По сути это не демократия, а демагогствующая олигархия. Парламенты превратились в арену борьбы партий, защищающих интересы отдельных групп общества во вред всей нации. Поскольку значительная часть сил и ресурсов тратится на политическую борьбу, то система управления функционирует менее эффективно, чем могла бы. Кроме того, фактически никто не несет ответственности за принимаемые решения и их реализацию. Неправильное понимание демократии в западном мире дополняется атомизацией общества: частные интересы ставятся выше общественных. Наконец, западное общество одержимо страстью потребительства, его идеал - «сладкая жизнь», которой прельщают людей СМИ19. Все эти пороки органически чужды греческому национальному духу и их появление в Греции вызвано попыткой навязать грекам неподходящую для них западную модель развития.

Нетрудно заметить, что изложенная критика в адрес последней носит ярко выраженный антибуржуазный характер, хотя и касается только отдельных сторон жизни общества, не затрагивая, в частности, социально-экономическую сферу. Понятно, что критику буржуазной

17 ПапаЗопоиХо? Г. То пют8ию ца?. Т. А'. А0^а, 1968. Е. 75.

18 Аито01. Е. 104.

19 ПапаЗопоиХо? Г. То пют8ию ца?. Т. А'. Е. 152-153, Т. Г'. А0^а, 1969. Е. 156-157.

демократии режим «полковников» мог осуществлять только в завуалированной форме, так как остро нуждался в поддержке ведущих западных держав. Поэтому, косвенно критикуя и отмежевываясь от западного мира, режим не скупился на реверансы в адрес США и НАТО, непрестанно заверяя их в своей лояльности.

Таким образом, греки не принадлежат ни к Западу, ни к Востоку, обладая совершенно особой исторической судьбой. Лежащий в ее основании национальный дух, согласно идеологии режима, складывается из двух частей: национального характера или души, представляющей собой совокупность психических качеств, и национального идеала.

Греческий национальный характер определяется несколькими качествами. Прежде всего, это стремление к свободе. Но свободу каждый понимает по-своему. Греки понимают ее как стремление к благополучию, ограниченное самоконтролем, самодисциплиной и аналогичным стремлением ближнего20. Очевидно, что в этой трактовке преобладает не национальное, а социальное содержание. Это один из многих примеров, показывающих, что нация для «полковников» ценна не сама по себе, а как инструмент мобилизации общества для решения различных задач. Другое важнейшее качество греческого национального характера - привязанность к морю. Освоение морского дела и покорение морей наложило огромный отпечаток на греческую историю. Эти положительные качества были в значительной степени реализованы греками. Некоторые другие «национальные добродетели» остаются пока недостаточно раскрытыми: к их числу принадлежит бесстрашие, чувство меры и исторической перспективы. В этих качествах заключен резерв дальнейшего развития греческой нации.

Помимо «национальных добродетелей» у греков есть и «национальные недостатки» Это, прежде всего, эгоцентризм и недоверие к государственной власти. Последние качества, однако, не являются имманентно присущими греческому национальному характеру: они -следствие воздействия чуждой социально-политической традиции и от них при желании можно избавиться21.

Надо сказать, что совокупность качеств, определяющих, согласно представлениям «полковников», греческий национальный характер, не представляет собой чего-то оригинального: подобный набор качеств могли бы приписать себе и представители многих других народов. Уникальность греческого национального духа определяется национальным идеалом, по отношению к которому национальный характер играет вспомогательную роль.

Национальный идеал греков складывается из двух компонентов: греческого происхождения и самосознания, а также христианской веры. Выступая перед студентами

Салоникского университета через год после прихода к власти, Г. Пападопулос дал краткую

22

характеристику греческого национального идеала и его составляющих , а их детальному

23

анализу посвящена книга К. Хронопулоса, увидевшая свет тремя годами позже .

Греческое самосознание отличает любовь к Родине, гордость за нацию и одновременно личная скромность, уважение к законам, гостеприимство, мужество и удаль молодецкая (ХеРеутга)24. Последнее качество греки считают присущим только им одним, исходя из оригинальности его названия. Кроме того, идеальный грек - это философ, стремящийся к красоте. Социальные ценности греческого идеала - это демократия, обеспечивающая

20 ПапаЗопоиХо<; Г. То пютеию ца;. Т. 2Т\ А0^уа, 1970. 2.121.

21 ПапаЗопоиХо<; Г. То пютеию ца;. Т. Т. 77.

22 ПапаЗопоиХо^ Г. То пютеию ца^. Т. В\ 2. 81-85.

23 ХроуопоиХо^ К. ЕХХас; ЕХХ^УЮУ Хрютюгоу. А0^уа, 1971.

24Слово, по всей видимости, происходит от итальянского названия восточно-средиземноморских пиратов.

гармоничные отношения между индивидами в обществе, так чтобы частные интересы не противоречили общественным. Эта составляющая греческого национального идеала сформировалась уже в античности и с тех пор транслируется от поколения к поколению.

Христианство добавило национальному идеалу греков новые ценности: воздержание, великодушие, любовь к ближнему, милосердие. Но вклад христианства в формирование греческого национального идеала не ограничивается механическим добавлением в него новых компонентов. Оно придало ему принципиально новое качество, что позволило говорить именно о греко-христианском идеале. В своем отношении к христианству «полковники» разделяли давно уже укоренившиеся в некоторой части греческого духовенства представления о православии как национальной религии греков25. «Бог -филэллин», - говорил Г. Пападопулос26. В целом греческий национальный идеал носит гуманистический характер и составляет главное, неотъемлемое и неисчерпаемое богатство греков.

Греко-христианский идеал очевидным образом ориентирован на традиционные ценности этого не скрывали и сами «полковники»: «Мы, греки, не испытываем необходимости создавать новые идеалы или новые ценности. Положения Греческой цивилизации и Христианства непреложны как законы бытия»27. Уникальность греческого национального идеала обусловлена не только органичным сочетанием греческих и христианских ценностей, но также его устойчивостью на протяжении многих столетий, чем, как полагали «полковники», не могла похвастаться больше ни одна европейская нация.

Итак, мы видим, что греческий национальный идеал, объединивший в себе греческий образ мышления и христианские этические ценности, который идеологи военного режима чаще всего называли греко-христианским, носит вневременной характер. Он - источник «бессмертного греческого духа»28. Такая формулировка греческого национального идеала была близка и греческой интеллектуальной элите. Не случайно в первой половине 1960-х в Греции издаются сочинения философа начала века П. Яннопулоса, обосновавшего многие из тех идей, которые «полковники» использовали при создании своей идеологии, а также объемные мемуары диктатора 1930-х годов И. Метаксаса, годы правления которого связаны с появлением идеологии «третьей греческой цивилизации».

Важно отметить, что, провозглашая возвращение к традициям, военный режим говорил о традиционных ценностях вне связи с конкретными периодами или государственными образованиями в греческой истории. Иными словами, в пропагандистском наборе режима были идеальные персоны - Александр Македонский, Эль Греко, Венизелос, - но не было идеальных эпох или государств. Греческий дух не только оставался в силе, но и развивался и обогащался на протяжении всей истории, до тех пор, пока греки не начали забывать свои традиции.

Исключительное сочетание свойств греческого национального духа, придающих ему деятельный характер, целеустремленность, открытость миру и человеку, а также гуманизм позволяют греческой нации исполнить уникальную историческую миссию. Она заключается в том, что греки «были, есть и должны быть колыбелью цивилизации»29. Европейская

25 Подробнее об этом см.: Лебедев А.П. История Греко-Восточной церкви под властью турок. Кн. 2. Спб., 2004. С. 312 и сл.; Петрунина О.Е. Афонский вопрос в 1912-1917 гг. по материалам русских дипломатических источников // Вестник архивиста. 2002. № 1. С. 64-82.

26 ПапаЗопоиХо? Г. То пют8ию ца?. Т. Г'. А0^а, 1969. Е. 31.

27 ПапаЗопоиХо? Г. То пют8ию ца?. Т. Е'. А0^а, 1970. Е. 44.

28 ПапаЗопоиХо? Г. То пют8ию ца?. Т. В'. Е. 83.

29 ПапаЗопоиХо? Г. То пют8ию ца?. Т. А'. Е. 31.

цивилизация базируется на том фундаменте, который заложил в нее греческий дух, а точнее -греческий образ мышления и христианские нравственные ценности. Это признают и ее лучшие умы, например, нобелевский лауреат В. Гейзенберг: «Во всех сферах современной жизни, если только - систематически, исторически или философски - мы входим в суть дела,

30

мы наталкиваемся на духовные структуры, восходящие к античности или христианству» .

Но если в прошлом (в древности и в средние века) греки в культурном развитии намного превосходили своих соседей, то в настоящее время они потеряли статус культурного гегемона человечества. Причина этого - в отходе от традиции, в насаждении в Греции чуждых ей порядков. Само укоренение этих порядков стало возможным в силу того, что греки отошли от своего национального идеала и прониклись тлетворным духом, грозящим гибелью всей нации. Греки потеряли уважение к закону и нравственному порядку, попрали общественные и национальные интересы ради сиюминутной индивидуальной выгоды. Иными словами, не бытие определяет сознание, а совсем наоборот.

Главная причина политического, социального и экономического кризиса, вызвавшего революцию 21 апреля - духовный кризис греческой нации. В таком состоянии греки не способны не только исполнить свою историческую миссию, но могут вообще погибнуть как нация. Кто же виноват в сложившейся ситуации? Отвечая на этот вопрос, идеологи режима не пытались спекулировать образом внешнего врага или искать «козла отпущения» внутри страны. «Главный наш враг - это мы сами! - таков был один из популярных лозунгов первых лет существования режима. В бедственном положении своей нации виноваты все греки, поэтому его исправление требует приложения усилий всех греков в отношении самих себя.

Стало быть, необходимой предпосылкой исполнения греками их исторической миссии является их национальное возрождение, начало которому положила революция 21 апреля. Реализацию плана национального возрождения идеологи военного режима представляли как главную задачу революции, что нашло отражение в революционной символике. Символом революции стала восстающая из пламени птица Феникс, олицетворяющая возрождающуюся Грецию, которую защищает солдат.

Интерпретация понятия «национальное возрождение» вновь возвращает нас к греческой философии начала ХХ в. До этого времени под национальным возрождением понималась революция 1821 года, новое его понимание предложил П. Яннопулос. По его мнению, революция 1821 года освободила греков, вернее часть из них, лишь политически. Но для подлинного возрождения нации необходимо ее духовное пробуждение. Как полагал философ, в его время это духовное пробуждение еще не произошло, а следовательно, и национальное

31

возрождение также не свершилось . Эта идея П. Яннопулоса, не получившая надлежащего отклика у его современников, стала популярной у последующих поколений греческой интеллигенции и, наконец, нашла свое выражение в государственной идеологии режима «полковников». Они попытались придать идее национального возрождения чуть ли не религиозный характер. Так, в своем выступлении на Пасху 1968 года Г. Пападопулос предложил лозунг «Греция воскресла» по аналогии с пасхальным приветствием «Христос воскрес». Примечательно, что он назвал свое изобретение молитвой32.

Таким образом, если духовный кризис, именуемый также болезнью, привел греческую нацию к упадку, то и национальное возрождение должно начаться с духовной стороны жизни

30 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 35.

31 Подробнее о взглядах П. Яннопулоса см.: Петрунина О.Е. Философско-историческая концепция Периклиса Яннопулоса (1870-1910) // Вестник Московского Университета. Сер. 7. Философия. 2005. № 2. С. 21-37.

32 nanaSonouXoç Г. То nicxeûœ ^aç Т. В\ Е. 119.

нации. В своих обращения ко всему греческому народу, отдельным социальным и профессиональным группам премьер-министр, а впоследствии и президент страны Г. Пападопулос постоянно говорил о том, что необходимость смены менталитета всего греческого общества является главным залогом успеха проводимых в стране преобразований. Базирующиеся на духовном обновлении общества политические, административные и прочие реформы должны привести Грецию к материальному процветанию, которое, в свою очередь, необходимо для построения Великой Греции.

Перед нами три этапа национального возрождения греков и они совпадают с программой предлагавшейся в свое время П. Яннопулосом. Разница заключается в том, что у него эти этапы мыслились последовательными, «полковники» же решили осуществлять их параллельно. Какими же средствами военный режим предполагал добиться национального возрождения греков? Инициатива духовных преобразований должна исходить от государства, инструментами которого мыслились СМИ, система образования, Церковь и семья. Все они, за исключением СМИ, в идеологической конструкции режима назывались основными ячейками общества.

Что касается СМИ, значение которых руководители режима оценивали в полной мере, им отводилась важная роль сотрудника правительство в проведение всех преобразований в стране. Из агентов влияния отдельных партий и групп интересов СМИ должны были превратиться в инструмент национальной консолидации. В техническом плане это не означало национализации газет, но установление строгого государственного контроля над новыми - телекоммуникационными - видами СМИ и жесткую цензуру для старых. В своих выступлениях перед журналистами Г. Пападопулос неоднократно говорил о лежащей на них ответственности: в зависимости от своей позиции СМИ могут играть как созидательную, так и деструктивную роль в обществе. Созидательная роль СМИ заключается не только в пропаганде правительственных мероприятий, но и в исполнении воспитательной функции. Последняя наиболее важна для духовного возрождения греков. СМИ должны формировать у читателей нравственный идеал в духе греческого национального идеала, а также развивать те ценности, которые закладываются системой образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Системе образования придавалось не меньшее значение в планах духовного преображения греков. Перед системой образования военное правительство ставило три задачи: воспитание настоящего грека, повышение уровня знаний, придание образованию более массового характера. Для того, чтобы система образования оказалась в состоянии справиться с этими задачами одного морального стимулирования было, разумеется, недостаточно. Расходы на образование в годы правления военного режима составляли одну из наиболее внушительных статей расходной части государственного бюджета. Согласно заявлениям правительства, его инвестиции в образование стали самыми значительными за

33

всю историю греческого государства .

Поскольку политика «полковников» в сфере образования мало исследовалась историками, назовем наиболее значительные мероприятия в этой области. В школьном образовании воспитательная задача решалась путем пересмотра школьных программ и написания новых учебников, в первую очередь по истории и литературе, с целью изъятия оттуда вредного для воспитания греческого духа материала. Новые учебники по истории

33 ПапаЗопоиХо? Г. То пют8ию ца?. Т. А'. А0^а, 1969. Е. 88.

были введены уже в 1970 г. Кроме того, был введен, вероятно, по американскому образцу34, специальный идеологический предмет, рассказывающий школьникам об истории Революции 21 апреля, ее основных задачах и победах.

Решению второй задачи служило учреждение правительственных стипендий для особо одаренных детей, предоставление им права преимущественного поступления в вузы, создание за государственный счет специальных школ-интернатов, где одаренные дети обучались по более интенсивной программе. Наконец, третья задача решалась путем строительства новых школ, особое внимание при этом уделялось приграничным районам, где часто проживало смешанное население, подвергавшееся влиянию негреческих культур. Остро актуальная в то время для Греции проблема нехватки учительских кадров решалась как путем материального стимулирования учителей, так и за счет создания дополнительных учебных мест в вузах соответствующего профиля.

Высшее и среднее техническое образование также находились под пристальным вниманием правительства. Сам Г. Пападопулос неоднократно проводил встречи со студентами и профессорско-преподавательским составом разных вузов, излагая на них официальную точку зрения на проблему национального возрождения и роль интеллигенции в этом процессе. Для выполнения воспитательной задачи правительство, помимо обычных репрессивно-полицейских мер, применяемых в таких случаях, призывало профессоров не ограничивать свою деятельность только университетской кафедрой, т.е. чистой наукой, но «идти в народ», пропагандируя греко-христианские ценности и повышая одновременно культурный уровень населения.

В целях повышения качества образования профессорам создавались более комфортные условия труда с меньшей нагрузкой (и, разумеется, большей зарплатой). В частности, было принято решение о выделении кафедрам дополнительных ассистентских ставок. Эти меры сразу подняли престиж преподавательской работы. А ведь в середине 1960-х годов социальный статус преподавателей вузов был не очень высоким: молодежь не хотела оставаться работать в сфере образования, предпочитая бизнес. Средний возраст профессорско-преподавательского состава был около 60 лет. Сумев добиться привлекательности преподавательской работы, правительство «полковников» сделало огромный шаг вперед в решении проблемы нехватки преподавательских кадров. Созданные профессорам условия были столь выгодными, что позволили решить кадровую проблему не только с помощью подготовки новых преподавателей, но и за счет привлечения на работу в Грецию профессоров из числа греков диаспоры.

Наконец, задача увеличения числа подготавливаемых специалистов для страны решалась путем строительства новых корпусов и создания дополнительных учебных мест в уже существующих учебных заведениях, а также путем учреждения новых вузов и средних специальных учебных заведений. В частности, в годы правления «полковников» был существенно расширен Салоникский университет, в 1969 году начато строительство университетского городка в Афинах, в 1968-1971 годах построен университет в Патрах, третьем по величине городе страны. Но все эти мероприятия служили только дополнением к самому главному нововведению, позволившему придать высшему образованию массовый характер: с 1968 года студенты перестали оплачивать свое обучение. Более того, даже книги по профильным дисциплинам они стали получать бесплатно.

34 В американских школах преподавался идеологический предмет «О коммунизме», целью которого была дискредитация СССР и коммунистической идеи. См.: Zelman A. Teaching "About Communism" in American Public Schools. N.Y., 1965.

В целом, надо отметить, что правительство «полковников» оказалось единственным послевоенным правительством, сумевшим эффективно и в достаточно короткий срок решить проблему подготовки квалифицированных кадров для страны. Многие заложенные тогда механизмы подготовки и распределения кадров остаются в силе до сих пор. Беда в том, что они были рассчитаны на наращивание мощностей в сфере образования и со временем неизбежно должны были привести к переизбытку образованных специалистов. Когда это произошло, у власти в Греции не оказалось правительства, способного провести новые эффективные реформы в этой области. В результате к середине 1990-х годов очередь, например, на государственное распределение школьного учителя математики составила 80 лет.

35

Еще менее изучена политика «полковников» в отношении Церкви , которой режим отводил роль союзницы в деле перевоспитания греков. Учителя и священники - вот кто формирует личность завтрашних греков36, как полагали руководители режима. Поэтому Церковь, как и сфера образования стала объектом крупных государственных инвестиций. Правительство выделяло деньги на строительство новых церквей, как в крупных городах (1971 г. - начало строительства кафедрального собора во Флорине), так и в сельской местности, прежде всего в приграничных районах.

Кроме того, режим «полковников» провел реформу церковно-государственных отношений, носившую поистине революционный характер: с 1 июля 1968 года греческое духовенство получило статус государственных служащих. Чтобы оценить значение этой меры надо принять во внимание следующие обстоятельства. Греческие конституции со времен революции 1821 года декларировали государственную поддержку православной веры и Церкви. Однако на практике эта поддержка не простиралась далее ограничения проникновения в страну других исповеданий. В материальном же отношении Церковь была сильно ущемлена еще реформой 1830-х годов. Эти изменения негативно сказались на престиже священнического служения. Так, за первые 15 лет существования Ризариевской семинарии в Афинах, открытой в 1844 г., только 3 (!) ее выпускника приняли священный сан. Причину этого русский церковный историк А.П. Лебедев видел как в материальной скудости духовенства, так и неправославном - протестантском и атеистическом - духе преподавания,

37

господствовавшем в греческих духовных школах .

Оба эти негативных фактора имели место и в середине 1960-х. Накануне реформы «полковников» греческое духовенство, особенно сельское влачило жалкое существование: оно не получало никакой материальной поддержки со стороны государства, не имело никаких социальных гарантий и существовало лишь на пожертвования обнищавшего в годы Второй мировой и гражданской войн населения. Ситуация в духовных школах также не претерпела принципиальных изменений. По оценке И. Романидиса, приехавшего в те годы преподавать в Грецию, особым антиправославным духом отличался богословский факультет Афинского университета, в меньшей степени от этого зла страдал Салоникский

38

университет .

Реформа «полковников» обеспечила духовенство привилегиями государственных служащих, важнейшие из которых - стабильное государственное жалованье и социальные гарантии. Действия правительства были по достоинству оценены руководством Элладской

35 Отчасти это объясняется скудостью источниковой базы по данной теме.

36 ПапаЗопоиХо? Г. То пют8ию ца?. Т. А'. Е. 125-126.

37 Лебедев А.П. Ук.соч. С. 102.

38 Рюцо^5п? I. Рюцпоашп. Рюцо^а. РоицеХп. @8ccаХоvíкn, 2002. Е. 102-103.

Церкви: Г. Пападопулос стал первым премьер-министром, получившим высшую награду Св. Синода - золотой Крест основателя греческой Церкви Св. апостола Павла. Но в обмен на благодеяние со стороны государства Церковь вынуждена была согласиться на преобразования, ужесточавшие внутрицерковную дисциплину и предоставлявшие государству более широкие возможности для вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви. В частности, это коснулось Афона, где все существовавшие на тот момент особножительные монастыри (идиоритмы) были принудительно преобразованы в общежительные (киновии), а также порядка назначения архиереев. Новое положение вещей было закреплено новым церковным Уставом, принятым в феврале 1969 года.

Итак, мы видим, что политика военного режима в отношении Церкви преследовала цель превратить ее в послушный инструмент в руках правительства. Для Церкви реформа «полковников», многие положения которой остаются в силе и поныне, имела двоякие последствия: с одной стороны, материальное положение духовенства существенно улучшилось, но с другой, усилилась зависимость Церкви от государства.

Ситуация в духовных школах была переломлена благодаря приглашению преподавателей из числа греков диаспоры, в том числе уже упоминавшегося И. Романидиса, воспитанных в духе православной образовательной традиции, возрожденной Русским богословским институтом в Париже.

Наконец, еще одним инструментом духовного преображения греков мыслилась семья. Руководители режима справедливо полагали, что семья является самым надежным хранителем традиционных ценностей, особенно если ей в этом не препятствовать. В связи с этим правительство «полковников» негативно относилось к любым формам эмансипации, видя в них угрозу разрушения семьи. Вместе с тем, за женщинами не отрицалось право активного участия в общественной жизни, на первый план выдвигалась ее роль в семье39. В целях поддержки института семьи, а также стимулирования рождаемости правительство развернуло программу помощи многодетным семьям.

Параллельно с духовным оздоровлением греческой нации военный режим предполагал осуществить возрождение ее экономического и политического могущества. На это был нацелен целый комплекс реформ в политической, административной, хозяйственной, финансовой сферах, подробный анализ которых не входит в нашу задачу. Обратим внимание на их результат: даже критики режима вынуждены признать, что реформы первых лет правления «полковников» «привели к улучшению уровня жизни большинства населения

40

страны» .

Наконец, третий этап национального возрождения призванного вновь сделать греков способными к осуществлению их исторической миссии, предполагал строительство Великой Греции. Дефиниция понятия «Великая Греция» как оно понималось в официальной идеологии «полковников», пожалуй, наиболее сложна. В лексиконе лидеров режима идеологема «Великая Греция» встречается часто, но нигде не имеет точного определения.

Возможно, это объяснялось тем, что эти идеологемы находились в стадии становления. Кроме того, «полковники» были уверены, что в разные исторические периоды эти понятия имели разное смысловое наполнение. «Великая идея», конечно, предполагала наличие Великой Греции, но это величие проявлялось по-разному в разные исторические эпохи: в культурных достижениях, в создании науки, освоении новых земель, территориальной экспансии за счет соседей и др. В чем будет заключаться величие Греции в новую эпоху

39 ПапаЗопоиХо^ Г. То пютеию ца^. Т. В\ 2. 134. Т. Е\ 2. 151.

40 Круговая Е.Г. Экономическое и политическое развитие... С.15.

сказать было сложно не только потому, что будущее не так прозрачно, как прошлое, но и потому, что официальной пропаганде необходимо было считаться с мнением сильных мира сего.

Так, из контекста публичных выступлений Г. Пападопулоса следует, что «Великая Греция» предполагает некоторое доминирование греков над другими народами ойкумены. Однако в 1960-е годы не могло быть и речи об открытой пропаганде территориальной экспансии в Европе. Действительно, военное правительство, особенно по мере ослабления поддержки со стороны США, неустанно заверяло своих соседей в отсутствии агрессивных намерений, но в то же время называло кипрский и североэпирский вопросы проблемами национальной важности, открыто заявляло о греческих претензиях на Северный Эпир, а киприотов считало частью греческой нации. Революция открыла путь к реальному объединению греков всего мира41. Можно сказать, что военное правительство возвращалось к старой идее территориального единства греческой нации, в чем и заключался один из смыслов идеологемы «Великая идея»42, но сознавало невозможность его скорого достижения военным путем.

Тем не менее, «полковники» не устояли перед соблазном попытаться силовыми методами решить кипрский вопрос. Неудача повлекла за собой крах военного режима, поскольку события на Кипре подорвали веру в способность полковников воплотить в жизнь лозунг Великой Греции, как его понимала значительная часть греческого общества. Кипра греки не могут простить военному режиму и по сей день: так, признанный специалист по истории режима Т. Кулумбис в одной из своих последних публикаций на эту тему в наибольшей степени упрекает лидеров режима именно за кипрские события43.

Вместо вооруженной «полковники» пропагандировали культурную и экономическую экспансию. В этом они шли в ногу со временем: оба эти пути утверждения своего влияния активно использовали в послевоенной Европе США. В качестве проводников такого влияния «полковники» предполагали использовать диаспору, интеллигенцию, флот и торговлю. Лично премьер-министр Г. Пападопулос неоднократно обращался к грекам диаспоры с посланиями, в которых призывал их взять на себя функцию трансляторов греко-христианского идеала в другие страны. Летом 1968 года греческое правительство организовало съезд американских греков, с приветствием которому выступил сам Г. Пападопулос. Частью греческой диаспоры «полковники» считали Восточные патриархаты: совершенно в таком духе обращался лидер режима к Александрийскому патриарху Николаю в мае 1968 года, поздравляя его с избранием на кафедру44.

Если не знающей границ греческой диаспоре предлагалось внедрять греческий идеал в стране проживания, то на интеллигенцию возлагалась цивилизаторская миссия в отношении развивающихся стран. В качестве распространителей греческого идеала по ойкумене рассматривались также греческие моряки. Но это была скорее второстепенная задача для флота: флот и его хозяева, составлявшие одну из наиболее могущественных групп греческого общества, должны были, по замыслу полковников, выполнять в первую очередь задачу экономической экспансии Греции в разные уголки планеты. Форпостом «Великой Греции»

41 ПапаЗопоиХо? Г. То пютеию да?. Т. А'. Е. 108.

42 Подробнее см.: Петрунина О.Е. «Великая идея» в Греции как политическая программа // Полития. Зима 20022003. № 4. С. 57-67.

43 Couloumbis Th. A. From Dictatorship to Democracy in Greece: Alternative Exit Strategies, 1971-1974: A Personal Memoir // Modern Greek Studies Yearbook. V. 18/19. University of Minnesota. 2002/2003. P. 211-224.

44 ПапаЗопоиХо? Г. То пютеию да?. Т. А'. Е. 32,52-53. Т. В'. Е. 140. Т. Е'. Е. 37.

называлась также торговля. «Наша Родина стоит на двух ногах: первая - это греческий дух, вторая - греческая торговля», говорил Г. Пападопулос, обращаясь к греческим коммерсантам45. Получается, что Великая Греция есть необходимое условие для выполнения исторической миссии Греков и одновременно сама реализация этой миссии. Построив Великую Грецию, греческая нация достигнет кульминационной точки своего развития.

Такого рода распространение своего влияния по ойкумене предполагает наличие своей цивилизации. Но будет ли это принципиально новая цивилизация или возрожденная старая? Вышеизложенный материал однозначно свидетельствует в пользу второго варианта, и с этим можно было бы безоговорочно согласиться, если бы не встречающиеся в официальной пропаганде призывы к строительству Новой Великой Греции. Однако, как выясняется при ближайшем рассмотрении, речь идет о новизне формы, а не содержания. Новую Великую Грецию будут характеризовать такие признаки, как прямая демократия и экономическая независимость, но греко-христианский идеал останется неизменным. Кроме того, новизна Великой Греции означает и разрыв с «негреческим» периодом греческой истории, когда нация переживала эпоху кризиса.

Создание Новой Греции в последнем смысле - не дело неопределенного будущего, а уже наступившая реальность. Всего лишь через три года после своего утверждения у власти военный режим заявил о том, что «Греция нашей мечты» уже частично построена46. Таким образом, «Новая Великая Греция» - это обновленная «греческая цивилизация без границ». Все эти рассуждения очень напоминают концепцию «третьей греческой цивилизации», использовавшуюся в государственной идеологии диктаторского режима И. Метаксаса (19361941), хотя никаких ссылок на их идеологических предтечей в официальных текстах «полковников» мы не находим. Сходство двух идеологий проявляется и в понимании «Великой Греции» и в способах ее создания. Возможно, это сходство объясняется общим идейным источником - греческой этноцентрической философией начала ХХ в.

Итак, мы видим, что идеологическая доктрина «черных полковников» лежит в русле представлений о греческой национальной исключительности. «Великая идея» занимает в ней важное место. На ее формирование оказали большое влияние философские искания греков начала ХХ в., в частности, П. Яннопулоса. Тем не менее, нельзя сказать, что идеология «полковников» полностью основывалась на концепции П. Яннопулоса. Между ними были и серьезные расхождения. Важнейшее из них - отношение к христианству. Если у «полковников», как и у И. Метаксаса, христианство было одной из двух составляющих национального идеала, то П. Яннопулос был известен своими антихристианскими взглядами.

Великая Греция, о которой мечтали «полковники» - это не искусственно реанимированная Византия, но и не абсолютно новый мир. Это скорее «третья греческая цивилизация», похожая на таковую в идеологии режима И. Метаксаса. Похожа и их судьба: как и в эпоху И. Метаксаса, мы успели увидеть эту идеологию в действии лишь на начальном этапе. В этом - главная причина того, что идеологема «Великая Греция» оказалась разработанной в ней не до конца.

Любопытно, что лидеры военного правительства абсолютно искренне верили в пропагандируемые ими самими идеалы и остались верны им после падения режима и возвращения к власти «демагогствующей олигархии». Правда, большинство из тех, кто был привлечен к суду сменившейся властью, впоследствии раскаялись и подали прошение о

45 ПапаЗопоиХо^ Г. То пютеию ца^. Т. Д\ 2. 155, 175-176. Т. Е\ 2. 28-29, 82, 174.

46 ПапаЗопоиХо^ Г. То пютеию ца^. Т. 2Т\ 2. 167, 169 к. а.

помиловании. Но Г. Пападопулос и свергший его по обвинению в контрреволюции Д. Иоаннидис предпочли всю оставшуюся жизнь провести в тюрьме, чем предать свои идеалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.