Научная статья на тему 'Идеологемы "Великая идея" и "третья греческая цивилизация" в интерпретации И. Метаксаса'

Идеологемы "Великая идея" и "третья греческая цивилизация" в интерпретации И. Метаксаса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
654
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеологемы "Великая идея" и "третья греческая цивилизация" в интерпретации И. Метаксаса»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2007. № 1

ПЕРСОНА

O.E. Петрунина

ИДЕОЛОГЕМЫ "ВЕЛИКАЯ ИДЕЯ" и "ТРЕТЬЯ ГРЕЧЕСКАЯ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ" в ИНТЕРПРЕТАЦИИ И. МЕТАКСАСА

Период диктатуры Иоанниса Метаксаса в Греции (1936—1941) еще недостаточно освещен в литературе. Между тем изучение этого режима имеет большое значение не только для истории Греции, но и для понимания его места среди других диктаторских режимов эпохи. В этом процессе большую роль играет изучение идеологии режима. Поскольку в качестве ключевого момента данной идеологии выступает понятие "третья греческая цивилизация", то его анализ, а также его соотношение с хорошо знакомым грекам того времени понятием "Великая идея" и стали предметом настоящей статьи.

Понятие "третья греческая цивилизация" появилось в лексиконе Метаксаса не сразу, а в результате эволюции его политических взглядов, которые менялись под влиянием его собственного политического опыта, событий греческой истории, ситуации на международной арене и др.

Для того чтобы лучше понять, как формировалась идеология диктаторского режима, необходимо обратиться к биографии самого диктатора.

Иоаннис Метаксас, отпрыск древнего аристократического рода, берущего начало в византийской эпохе1, родился на о. Итака в 1871 г. Решив сделать военную карьеру, он закончил офицерскую Школу Эвельпидов в Афинах (1890) и Берлинскую военную академию (1903). Кроме того, он знал несколько иностранных языков, читал много общественно-политической и художественной литературы. Боевым крещением для Метаксаса стала война с турками 1897 г., которую греки с позором проиграли. Следствием этого поражения стали недовольство и брожение по всей стране. В начале нового столетия всеобщее желание перемен не обошло стороной и молодого офицера, который в то время, по словам греческого историка А. Вакалопулоса, "чувствует, говорит и пишет как революционер"2.

1 Rangabé E.R. Livre d'or de la noblesse ionienne. Céphalonie. Athènes, 1926. Vol. II. P. 437.

2 BaKaXÔJzovXoÇ A. Nea eÄAr|viicr| icrropta. 1204—1985. OEoeatoviien, 1993. X. 341.

За 27 лет военной службы Метаксас прошел путь от младшего лейтенанта до генерала и занимал такие посты в руководстве вооруженными силами страны, которые требовали от него принятия не только военных, но и политических решений: он был адъютантом министра обороны Э. Венизелоса (1910—1912), начальником Генерального штаба (1915). Во время Первой мировой войны Метаксас поддержал политику короля Константина, стремившегося сохранить нейтралитет, и оказался в оппозиции своему бывшему соратнику Ве-низелосу, пытавшемуся всеми силами втянуть Грецию в войну на стороне Антанты. В 1917 г. Метаксас вышел в отставку. Летом того же года Венизелос совершил государственный переворот и в числе 30 оппозиционных политиков выслал Метаксаса на Корсику под надзор французских властей.

Метаксас вернулся в Грецию в 1920 г. после победы на выборах антивенизелистов, а весной 1921 г. ему было предложено возглавить Греческий экспедиционный корпус, отправлявшийся в Малую Азию, чтобы защитить территории, отходящие к Греции по условиям Севрского договора (1920). Но, несмотря на подогреваемый газетами всеобщий энтузиазм по поводу греческой военной экспедиции в Малую Азию, Метаксас был одним из немногих противников этого предприятия, считая экспедицию подобного рода авантюрой, основанной на пустых мечтаниях, а не на политических реалиях. Впоследствии, когда у Метаксаса появилась возможность ознакомиться с дипломатическими документами того периода, его неодобрительное отношение к малоазиатской экспедиции и спровоцировавшему ее Севрскому договору стало резко критическим.

Время вступления Метаксаса в политику — начало 20-х годов — стало для него временем осмысления греческой истории и перспектив дальнейшего развития греческой нации и государства. В этот период он сформулировал многие выводы, которые впоследствии займут важное место в политической идеологии диктаторского режима. В частности, Метаксас пришел к мысли об ошибочности пути территориальной экспансии. Более продуктивным ему виделся путь строительства новой цивилизации3. Тогда же Метаксасом был сделан вывод о том, что величие нации достигается не за счет количества, а за счет качества ее членов, солидарности между ними4. Эту мысль впоследствии Метаксас развил в широкую программу социального страхования.

В 20-е годы Метаксас принимал активное участие в политической жизни страны, будучи руководителем созданной им в 1921 г. Партии свободомыслящих (не путать с либералами!). На выборах 1926 г.

3 МгхаЬр.^ /. То ттрооошко хоъ гщеро^оую. Т. Г. 1921—1932. A0лva, 1964.

I. 108.

4Ашо91.1. 125.

эта партия завоевала 51 место в парламенте, а Метаксас получил портфель министра путей сообщения (1926—1928) и уже тогда приступил к решению жизненно важной для Греции проблемы отсутствия дорог. В 1928 г. партия Метаксаса потерпела поражение на выборах. Возвращение Метаксаса в Кабинет министров в 1936 г. произошло благодаря королю Георгу II, который в условиях острого политического кризиса назначил его министром обороны на основе устной договоренности с некоторыми партийными лидерами. В апреле 1936 г. король предложил Метаксасу сформировать правительство.

К моменту прихода к власти Метаксас имел четкую политическую программу, которая базировалась на вполне определенной идеологии, в основе которой лежали представления о "Великой идее" и "третьей греческой цивилизации".

Так или иначе, но малоазиатская катастрофа и последовавший за ней обмен населением (1923) нанесли второй, на этот раз смертельный, удар по географической форме "Великой идеи" (первым ударом было поражение в войне с Турцией в 1897 г.). С этого момента греческое государство было лишено надежд на территориальные приращения. Но еще хуже было то, что теперь границы проживания греков в значительной степени совпадали с границами греческого государства, что и было закреплено соответствующей официальной идеологией5. Таким образом, Греция была насильственно превращена в национальное государство западноевропейского образца.

Метаксас видел несколько негативных последствий этой ситуации. Во-первых, за пределами Греции оказалась многочисленная диаспора, которая осталась без поддержки греческого государства. Во-вторых, греки утратили надежды на создание обширного и сильного государства. В-третьих, крах "Великой идеи" лишил греческое государство и нацию той идеологии, которая придавала смысл их существованию. Утрата национального идеала в свою очередь означала разрыв с национальной традицией и размывание греческой культурной идентичности за счет вторжения западноевропейской цивилизации6.

Тем не менее Метаксас полагал, что в 1923 г. умерла не вся "Великая идея", а лишь ее географическая форма. Взамен он предлагал новый — цивилизационный — вариант "Великой идеи". Выдвинутая Метаксасом цивилизационная модель отличалась от географической стратегической целью: если географическая "Великая идея" неизбежно стремилась к достижению государственно-политического единства греков, то теперь эта задача заменялась задачей построения новой

5 Mexa^aq I. Ель^оуод. 'Apepov 70 // Методой; I. Н laxopia хеш EGvikod Aixac^ou (коа щс, дисраакткп«; кахаахрофпс). AOrjva, 1935. L. 380— 381.

6A\)To9i.£. 381-382;Мгхо^ас;!. Toтфоасотако тог)тщероХбую.Т. Г. I. 108.

цивилизации, для которой государственные границы имели бы второстепенное значение. Греческое государство наделялось ролью ядра нации, ее важнейшего экономического, политического и культурного центра, из которого осуществлялась бы координация деятельности других греческих общин. Помимо краха географической формы "Великой идеи" другим толчком к созданию цивилизационного проекта послужили представления Метаксаса о начавшейся глобализации. Он верно уловил суть происходивших в мире экономических и культурных процессов, которые, по его мнению, влекли за собой нивелировку национальных традиций и их подавление складывавшейся единой цивилизации (пока в рамках Европы). Противостоять данной тенденции классическое национальное государство было не в состоянии. С этим могла справиться только новая цивилизация7.

В своих построениях Метаксас исходил из представления о своеобразии греческой нации, ее непохожести на другие европейские нации. Европейцы создали несколько идеологий, придающих смысл существованию их наций, — либерализм, фашизм, коммунизм. Но в отличие от европейских наций, возникших в Новое время, греки имели за плечами гораздо более древнюю и богатую историю, которая обогатила мировой исторический процесс созданием двух великих цивилизаций — античной и византийской. Фундаментом обеих было именно культурное, а не государственно-политическое единство. Следуя этой традиции, Метаксас предложил и новую, третью, греческую цивилизацию строить, опираясь на принцип культурного, а не государственно-политического единства. Таким образом, "Великая идея" в трактовке Метаксаса превращалась в идею "третьей греческой цивилизации".

Одним из важнейших предназначений идеологии "третьей греческой цивилизации" было преодоление раскола греческой нации, который приобрел наиболее острую форму в годы Первой мировой войны, когда Греция оказалась разделенной на два государства. Несмотря на объединение страны, внутренний конфликт оставался неразрешенным и в середине 30-х годов. Вопрос о причинах и сущности этого раскола обсуждался Метаксасом и Венизелосом на страницах газеты "Кафимерини" в октябре 1934 — январе 1935 г. Позиция Венизелоса сводилась к тому, чтобы объявить виновником раскола нации короля Константина и тем самым не только оправдать собственную политику, но и дискредитировать институт монархии как таковой. В свою очередь Метаксас возлагал большую долю ответственности на Венизелоса, политику которого он все же считал не причиной раскола, а его главным проявлением.

7 Метода«; /. То яроаам1ко той тщероМтто. Т. Г. X. 608—609.

7 ВМУ, политические науки, № 1

97

Другой важной задачей, которая возлагалась на идею "третьей греческой цивилизации", было идейное обоснование греческого национального возрождения. Со словами о необходимости национального возрождения Метаксас обратился к народу после государственного переворота 1936 г.8 Само по себе понятие национального возрождения было известно грекам задолго до Метаксаса: об этом говорили еще греческие интеллектуалы эпохи Просвещения. Первоначально под национальным возрождением понималась организация борьбы за освобождение от османского владычества и формирование национального греческого государства. С 'созданием такого государства задача национального возрождения в этом смысле стала считаться в принципе решенной. Однако насаждавшиеся западными державами в течение XIX в. чуждые грекам общественно-политический порядок и культурная традиция, экономическая и политическая зависимость от иностранных государств, пребывание под турецким игом значительной части соплеменников постепенно привели греческую интеллигенцию к мысли о том, что подлинное возрождение нации еще не наступило. Яркими выразителями этих идей стали греческие этноцентристы начала XX в. — П. Яннопулос, И. Драгумисидр.

Аналогичного понимания национального возрождения придерживался и Метаксас. Он считал, что лучшие свойства греческой нации, нашедшие свое проявление в разные исторические эпохи, теперь в творчески переработанном виде должны укрепить ядро новой цивилизации. У древних афинян следовало взять чистоту духа, породившую великую цивилизацию. У спартанцев — позаимствовать принцип "дисциплинированной свободы", напоминающий идею "этического государства" Дж. Джентиле9. Македонская эпоха могла дать новой цивилизации идею вождя — сам Метаксас вскоре получил титул Киреруртп«; ("правитель"), который до этого лишь однажды использовался в новогреческой истории и с тех пор прочно ассоциировался с именем И. Каподистрии (1827—1831). Наконец, Византия дала грекам образец прочного государства и массовый религиозный идеал10. Всем этим достижениям предыдущих цивилизаций предстояло объединиться в новой греческой цивилизации. О том, каким путем Метаксас намеревался двигаться к достижению поставленной цели, будет сказано ниже, когда речь пойдет о его правительственной программе.

8 Мгха^ас, I Aoyoq eK(povr|Gei£ ако paSicxpcovou rr|v 10 Avyovoxov 1936 Ц Метала; 1 To яроааткэ то\> тщеро^оую. Т. А'. 1933—1941. AGriva, 1960. I. 652-653.

9 О концепции Дж. Джентиле см: Белоусов Л. С. Режим Муссолини и массы. М., 2000. С. 87-88.

10 Carabott Ph. The past in Metaxas Weltanshauung (http://www.webper-sonal.net/metaxas/metaxas/index.htm).

Надо сказать, что сама идея создания новой греческой цивилизации была высказана П. Яннопулосом еще в начале XX в. Однако Яннопулосу не удалось превратить ее в массовую идеологию в первую очередь потому, что тогда более близкая, понятная и казавшаяся легко реализуемой географическая ипостась "Великой идеи" еще не изжила себя. Неоднократные территориальные приращения, общенациональная мобилизация после поражения в войне 1897 г., окрыляющие успехи в борьбе за Македонию, — все это подпитывало иллюзии о возможности объединения всех населенных греками территорий в одно государство. Кроме того, после младотурецкой революции потерпела окончательный провал старая фанариотская идея постепенной эллинизации Османской империи, и это обстоятельство вынудило османских греков переориентироваться на греческое государство.

К середине 30-х годов ситуация коренным образом изменилась. На политическую арену вышли неизвестные идеологии, обладавшие мощнейшим мобилизационным потенциалом. Мировой экономический кризис сделал весьма привлекательной идею автаркии. Идея демократии в ее либерально-демократической трактовке Нового времени еще не укоренилась в греческой среде, а представления, на которых основывалось традиционное общество, были в значительной степени разрушены. В стране образовался своего рода идеологический вакуум. Эти обстоятельства сделали взгляды Метаксаса популярными в среде образованной элиты, а затем и в более широких слоях общества. В результате новая трактовка "Великой идеи" помогла ему прийти к власти, а после 4 августа 1936 г. стала официальной идеологией греческого государства.

Идея "третьей греческой цивилизации" была положена в основу программы конкретных действий на ближайшие годы, которая была представлена парламенту 25 апреля 1936 г. (т.е. еще до переворота 4 августа) в качестве программы правительства, возглавляемого Ме-таксасом11.

Первостепенной задачей внешней политики объявлялось поддержание мирных отношений со всеми государствами, строгое соблюдение международных договоров и сохранение созданного еще в 20-е годы Балканского союза, который Метаксас считал самым надежным гарантом мира на полуострове. Никаких экспансионистских планов он не выдвигал, а его заявления о мире объяснялись не желанием усыпить чью-либо бдительность, а беспокойством о том, что состояние вооруженных сил и инфраструктуры не позволяло Греции вести даже оборонительные войны с соседними государствами.

11 Текст программного заявления И. Метаксаса см.: Пратка ттк Г7 Ava-8ешрг|х1кг|<; Боингу;. ]>\)Уг6р1асас; Е'тг|<; 25.4.1936.

В сфере внутренней политики на первое место выдвигалась задача пересмотра конституции, которая должна обеспечить стране устойчивое дееспособное правительство и стабилизировать социально-политическую обстановку. Кроме того, действовавшая конституция (1927) была республиканской и не учитывала реставрации монархии в стране (1935). Создать стабильное дееспособное правительство в той тупиковой ситуации, которая сложилась в результате неспособности тогдашних партий решить стоявшие перед страной проблемы, было невозможно. Выходом из тупика могли стать создание единственной легальной партии и комплектование государственных органов, начиная с правительства, по партийному принципу, как это было сделано в национал-социалистической Германии и фашистской Италии. Однако Метаксас вообще отказался от партийного строительства (Партия свободомыслящих была распущена) и взял курс на привлечение к сотрудничеству людей, не имевших связей с какой-либо партией, и на последующее замещение государственных должностей по беспартийному принципу. Таким образом Метаксас продемонстрировал полный отказ от предшествующей партийно-политической традиции. Помимо создания дееспособных органов власти, эта политика имела еще и стратегическую цель — преодолеть раскол нации.

Следующей по важности задачей Метаксас считал судебную реформу, которая должна была кодифицировать уголовное и гражданское законодательства, упорядочить судебный процесс и модернизировать пенитенциарную систему. Отметим, что в годы диктатуры Метаксаса Греция впервые за свое более чем столетнее существование приобрела собственное кодифицированное законодательство. С судебной реформой была тесно связана реформа административного управления.

Как профессиональный военный Метаксас не мог обойти стороной проблему обороноспособности страны. Метаксасовская Греция не собиралась ни на кого нападать, но уже в середине 30-х годов в Европе явно обозначилась необходимость защищаться. За время своего пребывания у власти Метаксасу удалось провести техническое переоснащение армии, укрепить границу с Болгарией, провести сеть проезжих дорог в приграничных районах. Проводимая на основе идеологии "третьей греческой цивилизации" широкомасштабная патриотическая пропаганда способствовала повышению авторитета национальных вооруженных сил. Результаты всех этих мероприятий вскоре принесли свои плоды: в 1940—1941 гг. Греция оказалась единственным европейским государством, которое смогло не только противостоять напавшему на нее члену Оси (Италия), но и дважды нанести ему поражение.

Большое внимание в программе Метаксаса уделялось развитию национальной экономики и финансов, которым предстояло преодо-

леть последствия мирового экономического кризиса. Финансовые реформы Метаксакса были направлены на стабилизацию национальной валюты и включали в себя реставрацию системы государственного кредита, ограничение импорта, борьбу с контрабандой, а также налоговую реформу. Последняя имела огромное значение для восстановления сельского хозяйства и повышения уровня жизни крестьян, поскольку в рамках этой реформы были кассированы долги крестьян и отменено налогообложение производства оливкового масла.

Запланированный комплекс мероприятий в области экономики охватывал два направления: развитие материально-хозяйственной сферы и реформирование сферы трудовых отношений. Первое направление включало в себя множество преобразований: от лесопосадок и увеличения земельного фонда за счет мелиорации до государственной поддержки национального торгового капитала. Одним из первых Метаксас отметил государственную важность туризма как отрасли экономики. Большое внимание в его программе уделялось развитию инфраструктуры и средств сообщения.

В области трудовых отношений произошли изменения, носившие поистине революционный характер. В Греции впервые была реализована идея коллективных договоров, ограничивавших произвол промышленников и гарантировавших права рабочих. Кроме того, был введен 8-часовой рабочий день и установлен минимальный размер оплаты труда.

В сельском хозяйстве основные усилия были направлены на развитие кооперативного движения, которое могло бы противостоять крупным земельным собственникам, создать в деревне крепкий слой мелких производителей, обеспечить занятость сельского населения при приемлемом уровне жизни и максимально снизить зависимость страны от внешнего рынка продовольствия. В целом период диктатуры Метаксаса внес большой вклад в повышение уровня жизни рабочих и крестьян и развитие профсоюзного движения, поскольку именно тогда была принята существенная часть законов и нормативных актов о рабочем движении, прямо или косвенно влияющая на его состояние и по сей день.

Наконец, Метаксас впервые создал в стране систему социального страхования. Уже в 1937 г. был основан Государственный фонд социального страхования — крупнейшая организация в этой области и поныне. Только за первые 2 года своего существования фонд создал и технически оснастил 26 поликлиник в крупнейших городах и 1 больницу. За счет фонда стали выплачиваться пенсии по старости, пособия по болезни, несчастным случаям, родам и др. Сам Метаксас

12 Мета^ад I Лоуос; ката та еукама щ<; Проотт^ лабо^оупсг^ кА.мкг|с; тои 15р\цато<; Когуомкюу АскраДлаеюу (4 А-иуоиатои 1939)/УМето£,а<; I. То ярооатко тог> тщеро^оую. Т. А'.'Е. 761—763.

считал институт социального страхования одним из важнейших шагов на пути построения "третьей греческой цивилизации"12.

Особым пунктом в программе Метаксаса стоял вопрос о беженцах. Как уже говорилось выше, приток в страну беженцев после малоазиатской катастрофы Метаксас считал серьезным фактором, дестабилизирующим социально-политическую обстановку в стране. Поэтому его программа предусматривала принятие комплекса мер, нацеленных на скорейшую адаптацию беженцев в новых условиях и максимальное сглаживание противоречий между вновь прибывшими и местным населением. Уже в конце 30-х годов у Греции появилась возможность принять новую волну соплеменников-иммигрантов. В это время в страну прибыли греки из Константинополя и Советского Союза. Однако поставленная Метаксасом цель социокультурной и политической гомогенизации населения страны не могла быть реализована за короткий срок его пребывания у власти. Сам он считал реальным достижение этой цели только через три-четыре поколения13. Так что прежние противоречия вновь дали о себе знать в тяжелых условиях оккупации во время Второй мировой войны, приведя к политической поляризации населения, вылившейся в гражданскую войну.

Оценивая результаты социально-экономической политики Метаксаса, можно сказать, что основная поставленная цель — преодоление последствий мирового экономического кризиса — была достигнута. 30-е годы были, по словам известных эллинистов Ф. Веремиса и М. Мазовера, "наиболее динамичным, хотя и неспокойным периодом в экономической истории Греции"14. Кроме того, был сделан большой шаг вперед по преодолению раскола нации, т.е. противоречий между греками-элладитами и населением недавно присоединенных территорий, а также беженцами. Наконец, политика в области трудовых отношений способствовала сглаживанию противоречий между трудом и капиталом.

В программе Метаксаса особое место отводилось системе образования. Он рассматривал школу в качестве одного из основных инструментов внедрения в массы своей идеологии, поскольку школа давала возможность, во-первых, воспитывать в патриотическом духе подрастающее поколение, а во-вторых, решать проблему культурной гомогенизации путем аккультурации населения территорий, присоединенных в начале XX в. С этой целью была реализована масштабная

13Мгtoc^ocq I. Hiaxopia тох> EGvikox) Aixaofioi). X. 375.

14 Mazower M., Veremis Th. The Greek Economy, 1922—1941 // The Metaxas Dictatorship: Aspects of Greece. 1936—1940. R. Higham, Th. Veremis (Eds.) / Athens 1993. P. Ul.

1 rwcKoviuccKccToq A. Am xov <yuvr||ipmojiö cxov Хшккуцо, (ie eva axaöjiö gto (lovxepvo. HapxiteKxoviKTi хог) МеаояоАфоа) (http://www.arch.auth.gr/greece/ cr_survey2.html.).

программа строительства средних школ15, а также пересмотрены и унифицированы школьные программы.

Особое внимание было уделено пересмотру программ и учебников по истории. В результате этой работы события современной греческой истории ставились в один ряд со славными деяниями предков, чем также обосновывались аутентичность и величие строящейся новой цивилизации. Вместе с тем из учебников изымались те факты, которые шли вразрез с официальной идеологией режима16.

Создавая собственную версию "Великой идеи", невозможно было обойти стороной вопрос о языке, поскольку он традиционно был одним из критериев национальной самоидентификации греков. Кроме того, именно по языковому принципу на Балканах шел процесс национально-государственного размежевания17. Для греков языковой вопрос имел еще одно измерение — в рамках дискуссии о направлении дальнейшего развития греческого языка. С конца XIX столетия греческое общество было расколото на сторонников языка, "чистого" от иностранных заимствований и ориентированного на классические образцы (кафаревусы), и приверженцев живого разговорного народного языка (димотики). Сторонники кафаревусы, как правило, придерживались консервативных взглядов в политике, представители же левых сил были в большинстве своем димотикиста-ми18. Вместе с тем необходимо отметить, что развитие димотики шло рука об руку с развитием идеи национального государства, а языковой консерватизм перекликался с идеей возрождения греко-православной империи. Наконец, после появления на политической арене Э. Ве-низелоса димотикизм стал ассоциироваться с венизелизмом, а сторонники кафаревусы объединились на почве антивенизелизма.

Что касается Метаксаса, то он никогда не ставил под сомнение этноидентифицирующую функцию языка, но по вопросу о направлении его дальнейшего развития не сразу занял твердую позицию. Политическая окраска языкового вопроса вынуждала каждого серьезного политика высказаться по данному поводу, но в то же время порождала множество спекуляций на этой почве и нарушала естественное развитие языка. Последнее обстоятельство вело к тому, что некоторые представители политической элиты вообще перестали воспринимать всерьез как кафаревусу, так и димотику и стали считать оба эти движения в равной степени бесперспективными для развития национальной культуры.

16 £акеЦарюь X. НпахЫа otr|v Лухшшот| . A0riva,; 1984. I. 105; Boyöq Ф. MeGo5eDG£i£ какоттоабаоо; otov xo(iea тт^ 5i8aaica?iiaq тг|<; icxopiaq// Н 8i8aoraA.ia тгц; шторiас; ornv £Krai&y>crr|. Aör|va, 1988. £.21.

17 MemkXrivöq Г. Тоиркокра-аа: oi' ЕШ|У£с; atrjv O0co^iaviicn amoicpaiopia. Aöriva 1998. 176.

Подробнее об этом см.: Мисюревич O.E. "Восстань, о Греция, восстань!": рождение греческой независимости глазами современников. Симферополь, 1998 С. 60-62.

Позиция Метаксаса не сводилась к разочарованию обоими языковыми движениями: он прекрасно понимал, что они имеют под собой объективную основу и проблема дальнейшего развития греческого языка действительно существует. Сам Метаксас, будучи человеком высокообразованным, свободно владел кафаревусой, но мог писать и на димотике. Трезвый анализ ситуации в стране привел его к мысли о том, что наступление последней неизбежно. Такая тенденция не очень нравилась Метаксасу. Идеальным вариантом решения проблемы он считал снятие искусственных ограничений на развитие языка, подразумевавший отказ и от димотики, и от кафаревусы. Основная роль в развитии языка, по его мысли, должна принадлежать литераторам, которые будут творчески развивать его, опираясь и на традицию. В свою очередь язык остальной части населения будет формироваться вначале на основе разговорного языка, а в учебных заведениях — через изучение родной литературы19. Именно такой "естественный язык" должен был, по мнению Метаксаса, стать основой культурного возрождения греков.

Придя к власти, Метаксас стал проводить более реалистичную, чем его предшественники, политику в языковом вопросе, поддержав димотику, однако постарался сделать переход к ней как можно более плавным20. С политической точки зрения димотика предоставляла ему очевидные преимущества. Во-первых, ставка на димотику делала Метаксаса сторонником прогресса в глазах общественного мнения. Во-вторых, она позволяла лишить важного оружия коммунистов, связывавших димотику с революционными идеями. В-третьих, она давала Метаксасу возможность отмежеваться от дискредитировавшей себя имперской идеологии, ассоциировавшейся с кафаревусой.

Однако реализация политики в языковом вопросе встретила на своем пути серьезное препятствие: часть школьных учителей сопротивлялась введению димотики в школьную программу и продолжала обучать детей кафаревусе. В своем циркулярном письме, посвященном этой теме, Метаксас требовал от директоров школ принять самые жесткие меры в отношении таких учителей21. По его просьбе один из виднейших филологов-димотикистов Манолис Триандафиллидис составил школьную грамматику димотики, которая является базовым пособием по изучению греческого языка и по сей день.

Итак, программа, выдвинутая Метаксасом в 1936 г. и последовательно проводившаяся в жизнь в последующие годы, была направлена на реформирование и ускоренное развитие практически всех сфер общественной жизни — государственно-административного управления, экономики, трудовых отношений, культуры и образования. В

19 Мета^ас I. То лроасшко тог) гщеро^бую. Т. Г. У. 611—612.

20 Вра8о)Уп. 15.09.1936.

21 Мета^а^ /. То лроаожисо ши гщеро^оую. Т. Д'. 696.

результате проводившихся мероприятий Греция должна была минимизировать свою зависимость от внешних рынков, получить более эффективную систему государственного управления, добиться социокультурной гомогенизации населения. Стратегически программа была нацелена на создание сильной и независимой Греции, которая могла бы стать ядром сначала греческой нации, а потом и новой цивилизации на Балканах.

Первой проверке на прочность метаксасовская Греция подверглась осенью 1940 г. во время нападения фашистской Италии и с честью ее выдержала. Однако несмотря на очевидные успехи режима во многих областях, исследователи отмечают постепенное падение его 4 популярности. Так, А. Китроефф говорит о снижении влияния всех

крупнейших политических сил — либералов, популистов и метаксис-тов — на широкие слои населения, прежде всего на крестьянство, что позволило во время Второй мировой войны занять образовавшуюся лакуну коммунистам22. Не включенными непосредственно в метакса-совскую программу 1936 г., но впоследствии задействованными в концепции "третьей греческой цивилизации" и в механизмах ее внедрения в массы оказались молодежное движение и Церковь.

Реализация разработанной Метаксасом программы требовала задействования больших человеческих и материальных ресурсов. Для мобилизации этих ресурсов и эффективного управления ими необходимо было создать сильную центральную власть — ею стал быстро сформировавшийся диктаторский режим23, опиравшийся на новую идеологию — идею "третьей греческой цивилизации". Таким образом, построение новой цивилизации рассматривалось как стратегическая цель, своего рода "светлое будущее", но одновременно идеология "третьей греческой цивилизации" выступала в качестве одного из инструментов достижения этой цели.

До сих пор мы сознательно обходили вопрос о том, к какому типу политического правления можно отнести режим Метаксаса. Проанализированные нами элементы его идеологии не дают оснований считать этот режим фашистским или монархофашистским. Более убедительной представляется точка зрения, характеризующая режим Метаксаса как правоконсервативную патерналистскую диктатуру24. Однако окончательный ответ на данный вопрос может быть получен ( только в результате масштабного и всестороннего изучения этого ре-

жима, которое еще ждет своего исследователя.

22 Kitroeff A. The Greek Peasantry: From Dictatorship to Occupation / The Metaxas Dictatorship... P. 63.

23 Мысль о необходимости установления диктатуры для осуществления своей программы пришла Метаксасу еще в 20-е годы: об этом свидетельствует, например, запись в его дневнике от 25 декабря 1927 г., но до 1936 г. он терпеливо ждал удобного момента.

24 Sarandis С. The Ideology and Character of the Metaxas Regime / The Metaxas Dictatorship... P. 167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.