Научная статья на тему 'Национальная идея как «легитимная идеология» современной России'

Национальная идея как «легитимная идеология» современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
745
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кулинченко Виктор Андреевич, Коровникова Наталья Александровна

Вместе с распадом СССР были разрушены основы социального бытия людей, определявшие порядок во всех сферах их жизнедеятельности, а именно: власть трудящихся в политике; общественная собственность на средства производства в экономике; коллективизм и взаимопомощь в человеческих отношениях. Исчезла определённая система ценностей и идеалов, и прежде всего, некогда могущественная коммунистическая идеология, служившая объединяющим элементом российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная идея как «легитимная идеология» современной России»

Виктор КУЛИНЧЕНКО,

Наталья КОРОВНИКОВА

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК «ЛЕГИТИМНАЯ ИДЕОЛОГИЯ» СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Вместе с распадом СССР были разрушены основы социального бытия людей, определявшие порядок во всех сферах их жизнедеятельности, а именно: власть трудящихся - в политике; общественная собственность на средства производства - в экономике; коллективизм и взаимопомощь - в человеческих отношениях. Исчезла определённая система ценностей и идеалов, и прежде всего, некогда могущественная коммунистическая идеология, служившая объединяющим элементом российского общества.

В результате существовавшая система в основном уже утратила сложившиеся связи и систему ценностей, но взамен пока еще не было предложено ничего, что было бы соизмеримо по силе и значимости. Это послужило причиной кризиса национального самосознания, привело к ситуации «идеологического вакуума», в котором до сих пор пребывает российское общество.

При этом следует подчеркнуть то, что выбор государственных целей осуществляется, в первую очередь, как раз таки на уровне идеологической самоидентификации. Инициирование процесса деидеологизации в 90-е гг. в России по большому счету привело к отказу от целеполагания, от ценностно-целевых установок самой государственности как таковой.

Кроме того, деидеологизация российского общества послужила причиной того, что на протяжении почти двадцати постсоветских лет России приходится сталкиваться с вызовами национализма и сепаратизма различной степени. Что, в свою очередь, также является в определенной мере порождением отсутствия объединяющей народы нашей страны идеологии, основанной на принципах и ценностях принимаемых большинством россиян. Поэтому идет поиск чего-то нового, но основанного на сложившихся культурных и духовно-нравственных традициях, что и могло бы стать общепризнанным.

Конечно, в современной России имеют место различные идеологии, основными из которых на сегодняшний день являются консерватизм и либерализм. Но, как справедливо замечает М. А. Фадеичева, «в российском постмодерне невозможно обнаружить идеологии в их «чистом виде». Скорее всего, имеет место эклектическое сочетание разнородных идей, зачастую противоположных. Идеологии мутируют, в результате чего развиваются идеологические гибриды, не позволяющие определить сколько бы то ни было ясно, точно и однозначно их видовую принадлеж-ность»1. Но для того чтобы обеспечить экономическое, политическое и социальное развитие страны, реализовать какие бы то ни было национальные проекты, преодолеть идеологический кризис, необходима разработка общеразделяемой, легитимной идеологии, которая и может стать национальной идеей современной России.

Но что же вкладывается в само понятие «национальная идея», в чем же заключается его сущностный смысл? Изначально она воз-

1 Фадеичева М. А. Этнонационализм в политическом дискурсе постмодерна// Полис, 2006, № 4.

КУЛИНЧЕНКО Виктор Андреевич

— д.ф.н,

профессор кафедры политологии и политического управления РАГС при Президенте РФ

КОРОВНИКОВА

Наталья

Александровна

— аспирант кафедры политологии

и политического управления РАГС при Президенте РФ.

никла как умозрительная, религиозная, общественная идея, обусловленная пробуждением национального самосознания, борьбой за независимость и необходимостью освобождения православной церкви от византийской «опеки». В процессе этой борьбы возрастала крепнущая мощь русского государства, авторитет православной религии и церкви.

По мере укрепления и развития российской государственности, крепнущего социально - экономического положения страны, развития науки, культуры и образования национальная идея постепенно сливается с национальным интересом, научным осмыслением роли России в международном сообществе. Все это обусловило ряд крупных проблем, требующих своего разрешения, а именно:

• собственный путь развития России;

• отношение народа к власти и власти к своему народу;

• отношение России к Западу и Востоку.

В этих условиях национальная идея приобретает научную обоснованность и идеологический характер. Она все более полно и последовательно выражает национальные интересы страны, интересы большинства, целостного развития российского общества.

Иными словами, становление и развитие национальной идеи следует рассматривать как содержательно сложный и исторически длительный процесс, в ходе которого протекает осмысление и восприятие идей, взглядов, обычаев и традиций, стимулирующих активную деятельность больших социальных групп (или всего общества) в соответствии с правилами, переходящими от одного поколения к другому. Эти традиции и обычаи обусловливают необходимость совместных действий, особенно в экстремальных для страны условиях.

По мере развития общества ориентация только на традиции и обычаи становится уже недостаточной для интеграции действий общественно-политического сообщества. Традиции и обычаи обогащаются ценностным, нравственно-психологическим осмыслением и пониманием стратегически важных целей, которые становятся для каждого человека собственной целью, побуждающей действовать всех как один человек. Еще Платон в своем «Государстве» ставил вопрос так:

может ли быть большее зло для государства, чем то, что ведет к потере его единства, к распаду его на части? И может ли быть большее благо, чем то, что связует государство и способствует его единству? «А связует его общность удовольствия или скорби, когда чуть ли не все граждане одинаково радуются, либо печалятся, если что-нибудь возникает или гибнет»1.

Эта способность еще более возрастает, когда интегрирующей силой становятся слитые воедино национальная идея и национальный интерес, которые должны стать внутренним убеждением каждого гражданина. Именно в этом и состоит сущностный смысл национальной идеи как мощного магнита, способного объединить людей для достижения общих целей.

Национальная идея — это, в первую очередь, основная цель и смысл жизни российского общества и государства, без которого они нежизнеспособны. Статья 13 Конституции РФ гласит: «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», что является прямой угрозой жизнеспособности российского государства, его государственной целостности. Т.о., даже в основном законе страны проигнорированы аспекты духовной и национальной ориентированности государства, которые играют важнейшую роль в консолидации сил общества.

В государстве, в котором принята конституция, во многом основанная на ценностях либеральной идеологии, которая при этом не является преимущественно разделяемой, а либеральные ценности — предпочтительными, либеральные партии не преодолевают необходимого барьера, чтобы быть представленными в органах законодательной власти; неизбежно складывается особая идеологическая ситуация, которая стимулирует дальнейшие поиски новой идеологии, более подходящей национальной идеи.

Так уже через несколько лет после принятия Конституции РФ первый Пре зидент Российской Федерации Б. Н. Ельцин призвал к выработке «национальной идеи», что сначала было активно поддержано научной и политической

1 Платон. Собр. соч. в 4-х т., т. 3. — М.: Мысль, 1994, стр. 238.

общественностью. Но на тот момент, как известно, не получилось прийти к какому-то общему мнению, что вызвало еще больше споров по поводу состоятельности, актуальности и научности самого понятия «национальная идея». Почему же это произошло? Возможно, в первую очередь, из-за непонимания самого понятия «национальная идея», которая не может быть лишь «идеей для власти» или моделью, насильно навязанной обществу. Ведь национальная идея и есть легитимная идеология, основанная на тех принципах и ценностях, которые понятны и воспринимаются всем населением страны или большей его частью.

При рассмотрении процессов, происходящих в России в настоящее время во всех сферах жизнедеятельности общества, значительное внимание должно быть уделено выяснению того, на каких идейных основаниях эти процессы базируются, что позволит определить главный вектор и перспективы дальнейшего развития государства. Но идейные основания политических, социальных, экономических и др. процессов заключаются в идеологии. Как отмечается в работе М. А. Фадеичевой, «легальная власть, пытаясь, стать легитимной, устанавливает основной закон — конституцию, в которой закрепляет свою идеологию. То есть в конституции оформлена официальная государственная идеология»1. И лишь опираясь на нее, власть может рассчитывать на успешное проведение намеченных преобразований. Что же делает легитимной государственную идеологию? В первую очередь, ее соответствие общепризнанным или преимущественно разделяемым социальным и политическим ценностям и ожиданиям общества. Следовательно, для того чтобы власть, ее действия и решения, принимаемые законы (в первую очередь, Основной закон страны) были легитимными, необходимо опираться на традиционные для России ценности, особенности менталитета, богатый, накопленный многими поколениями исторический опыт, его положительные примеры. Если же положения, закрепленные в Конституции РФ, признаны, уважаемы, поддерживаемы гражданами, то именно в этом случае государственная идеология приобретает

1 Фадеичева М.А. Этнонационализм в политическом дискурсе постмодерна //Полис,2006, № 4.

статус «национальной идеи». Другими словами, лишь легитимная конституция является официальным выражением национальной идеи, если же конституция не легитимна, то начинаются споры по поводу «национальной идеи», активизируется поиск общепризнанной идеологии.

Но какая же идеология может быть общепризнанна на сегодняшний день и может стать национальной идеей современной России? В данном контексте представляется целесообразным обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, как известно, народ всегда живет памятью о прошлом, т.к. без прошлого не бывает настоящего и будущего. Так, согласно данным выборочного социологического опроса населения РФ, более 80% опрошенных отметили, что их интересует историческое прошлое России, причем почти половина (46,4%) с уважением относится ко всем периодам ее истории2. Поэтому в первую очередь следует обратить внимание на исторически традиционные для российского общества ценности. Среди них можно выделить патриотизм, традиционную культуру и язык, нравственные идеалы православной этики, державность, коллективизм, общинность и крепкую семью.

Во-вторых, необходимо отметить, что на формирование ценностных ориентаций россиян сильнейшее воздействие оказывает наследие советской культуры, социалистической идеологии. И в этом нет ничего удивительного, поскольку и советская культура, и социалистическая идеология вобрали в себя рассмотренные выше традиционные ценности с целью утверждения идеалов труда на благо общества, социальной справедливости, гуманизма, братства и т.д.

В-третьих, одним из основных традиционных принципов, лежащих в основе национальной идеи России на протяжении всей истории ее существования, является принцип социальной справедливости, который в полной мере может быть реализован лишь в рамках социального государства. Причем решение первостепенных на сегодняшний день задач, таких как вопрос бедности и формирование крепкого среднего класса, возможно

2 Результаты выборочного социологического опроса населения. См. Социология власти, 2008, №2, стр.51.

как раз таки при условии формирования сильного социального государства.

В-четвертых, учитывая исторически сформировавшуюся специфику России, следует отметить особую роль государства и то, что государственность всегда являлась одной из основных ценностей, присущих нашему народу. Как отметил В.В. Путин «наша страна только тогда займет достойное положение в мире, мы с вами только тогда сможем сохранить и нашу государственность, и суверенитет, если наши граждане будут видеть, будут чувствовать, будут уверены в том, что все усилия государства направлены на защиту их кровных интересов, на улучшение их жизни, на повышение их благосостояния и их безопасности. И если они смогут гордиться своей страной. Каждый гражданин России должен чувствовать свою сопричастность с судьбой государства. И каждый должен иметь шанс законным образом улучшить свою собственную жизнь, приумножить трудом богатство своей Родины»1. В данном контексте особенно актуальной становится задача борьбы с коррупцией в государственных органах власти, ведь государство может быть сильным и авторитетным только при условии эффективной работы его аппарата.

В-пятых, отсутствие государственной легитимной идеологии порождает проблему цивилизационной российской идентичности, которая должна быть отражена на уровне Основного закона страны и раскрыта в контексте многовековых и многопоколенческих ценностных накоплений, аккумулированных российским обществом в целом. На сегодняшний день особенно актуально звучит вопрос, по какому сценарию будет развиваться Россия, следует ли ориентироваться на Запад или на Восток или же у нашей страны должен быть свой «особый путь» развития. Следует отметить, что большинство россиян (74%) считают, что Россия — это евразийское государство, у которо-

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 г.//Российская газета, 28 апреля 2007 г.

го собственный исторический путь раз-вития2. Вообще, на протяжении многих веков объединяющей идеей для России служило представление о ней как о великом евразийском сообществе, объединяющем множество народов и культур.

И наконец, следует помнить, что одной из основных задач, стоящих перед государством, является поддержание единого смыслового (идеологического) пространства. Принятие положения о деидеологизации общества, конечно, объясняется контекстом борьбы с коммунистической марксистско-ленинской идеологией, но на практике приводит к утрате государством и обществом духовных (и в светском, и в религиозно-мировоззренческом смысле) ценностных ориентиров, консолидирующей национальной идеи.

Как известно, высшими ценностями российского государства являются государственный суверенитет России, накопленные ею в веках и поколениях ценности культуры и религии, традиции, духовное достоинство, права и свободы человека. При установлении нового формата российской государственности необходимо учитывать национальную, исторически сложившуюся специфику страны. Так, в своем выступлении на 2-ом Гражданском форуме «Роль гражданских инициатив в развитии России в XXI веке», который состоялся 22 января 2008 г., Д.А. Медведев обратил внимание на то, что для разрешения социальных, экономических, правовых противоречий, которые имеют место в сегодняшней России, необходимо учитывать традиции, нравственные и ценностные ориентиры россиян, т.к. «без этого не может жить ни одно уважающее себя государство, тем более такая страна, как Россия с ее исторически обусловленной ролью и с той ответственностью, которую наша страна несет перед мировым сообществом. А главное — с той ответственностью перед сегодняшними и будущими поколениями российских граждан, поколениями, которые придут им на смену» .

2 www.levada.ru/press/2007072302.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.