Научная статья на тему 'Идея, идеология, идентичность: к определению проблемных полей'

Идея, идеология, идентичность: к определению проблемных полей Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
815
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / национальная идея / идеология / национальная и цивилизационная идентичность / Россия. / values / national idea / ideology / national and civilization identity / Russia
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идея, идеология, идентичность: к определению проблемных полей»

Коровникова Н.А.1

ИДЕЯ, ИДЕОЛОГИЯ, ИДЕНТИЧНОСТЬ: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ ПОЛЕЙ

Ключевые слова: ценности, национальная идея, идеология, национальная и цивилизационная идентичность, Россия.

Keywords: values, national idea, ideology, national and civilization identity, Russia.

В социально-политическом контексте современной России тема поиска общенациональной идеи, консолидирующей общество, бесспорно, заняла одно из центральных мест в рамках научно-исследовательского дискурса. На сегодняшний день в исследовательской среде просматриваются две полярные позиции по данному вопросу. Первая отличается абсолютным нигилизмом в том, что касается тематики «национальная идея», причем, зачастую необоснованным, основной аргумент сторонников этой точки зрения - позитивистский тезис о торжестве научного, лишенного какой-либо ценностной окраски знания. Вторая, напротив, подчеркивает особую значимость данной проблематики в ракурсе развития государственности страны, обеспечения ее безопасности и территориальной целостности, но зачастую обосновывается исключительно с помощью эмоциональной риторики.

Это связано с тем, что в российской науке по сей день содержание категории «национальная идея» трактуется очень по-разному, такая методологическая неразбериха и неразработанность категориального аппарата существенно затрудняет не только ее научное осмысление, но и последующую концептуализацию. Национальную идею зачастую отождествляют с категориями «идеология» и «национально-цивилизационная идентичность», подобный редукционизм вполне объясним этимологическим и смысловым не просто сходством, а родством данных понятий. Для преодоления дефиниционного хаоса в этой области целесообразно обратиться к анализу теоретических аспектов национальной идеи, идеологии, идентичности.

Национальная2 идея

Национальная идея как сложная, многогранная, философская категория может быть в полной мере раскрыта только с помощью синтеза всех существующих подходов к ее изучению. Обобщение результатов научного и общественно-политического дискурсов по национальной идее позволяет зафиксировать как минимум три основных подхода к ее определению: религиозно-идеалистический (национальная идея как некая метафизическая реальность - «замысел Бога» или духовно-идеалистическая субстанция - «народный дух»); социокультурный (национальная идея рассматривается как система ценностей и приоритетов нации, имеющая для неё универсальный смысл); рационалистический (определяющий национальную идею через понятие «национальные интересы» или отождествляющий её с последними)3.

На основе синтеза этих подходов можно предложить следующую рабочую версию для определения национальной идеи, которая подчеркивает ценностно-телеологический характер данной категории: «национальная идея - это совокупность фундаментальных ценностей и интересов, которые формируют определенный культурный, нравственный идеал как основную цель развития общества»4.

Чтобы стать общенациональным идеалом, смысловым ориентиром, целью развития российского общества и государства, соответствовать тенденциям и особенностям современного социально-политического, экономического и культурного контекста национальная идея должна отвечать следующим характеристикам:

1) надэтничность: несводимость национальной идеи к чисто этнической составляющей, ее масштабы должны быть цивилизационными;

1 Коровникова Наталья Александровна - к.полит.н., доцент МИЭПП, с.н.с. ИНИОН РАН. Сфера научных интересов: экономическая история, история экономической мысли, экономика культуры; идеологии в современной политике; роль «идеальных» факторов в социально-экономических процессах; идентичность; социальная психология; патриотизм: патриотическое воспитание как основа ментальной безопасности; лидерство: современные инструменты диагностики, развития и коррекции лидерских качеств, моделей и стилей; информационное обеспечение управленческой деятельности. E-mail: natalia.kor@list.ru.

2 Здесь и далее под нацией автор понимает «гражданско-политическую общность, консолидированную на основе исторической российской государственности, члены которой обладают равными правами независимо от этнической, расовой и религиозной принадлежности, общими историко-культурными ценностями, чувством принадлежности к единому народу, гражданской ответственностью и солидарностью». (См. Словарь РАН, содержащий основные термины в области национальной политики. -https://lenta.ru/news/2017/04/20/nation/)

3 Фогель М.В. Роль национальной идеи в современном политическом развитии России и Германии. / Дисс. канд. полит. наук. - М.: РГБ, 2005. - С. 54.

4 Коровникова Н.А. Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России. / Дисс. канд. полит. наук. - М.: РГБ, 2009. - С. 47.

2) эндогенность: невозможность «навязывания» национальной идеи народу «извне» и «сверху»; генезис идеи носит эндогенный характер, она рождается «снизу» и «изнутри», исходя из выработанных веками ценностных ориентиров, является результатом коллективной творческой деятельности;

3) баланс религиозного и светского наполнения: бесспорно, что ментальное пространство большинства российских граждан определяют ценностные каноны православия, причем, для многих россиян это не просто религия, а символ русской цивилизации, в то же время нельзя забывать о поликонфессиональности и светском характере Российского государства;

4) изменчивость во времени и пространстве: невозможно выдвинуть одну национальную идею на все времена и для всех народов, она должна быть актуальной, но аккумулирующей в себе те ценностные константы, которые отражают наиболее устойчивые характеристики российской государственности;

5) футуристичность: национальная идея должна задавать определенный ценностно-телеологический идеал будущего устройства общества и государства;

6) жизнеспособность: национальная идея не может быть краткосрочным политическим проектом, она определяет ценностные ориентиры народа в долгосрочной перспективе;

7) чтобы соответствовать вышеприведенным характеристикам, национальная идея должна синтезировать в себе как самобытные компоненты, так и результаты заимствования, адаптации или синкретизма, отражая «оптимальную меру традиции и модернизации»1.

Идеология2

Как писал СЛ. Франк «всякая политика должна руководствоваться общими идеями»3. При этом именно идеология и есть тот социальный феномен, который проявляется главным образом в сфере политических отношений; употребляется для характеристики рационально-ценностной мотивации политического поведения и мировоззренческой основы политики. Поэтому через взаимосвязь и взаимодействие этих двух категорий выявляется политическая компонента национальной идеи, возможность ее воплощения в политической практике, ее связь с политической сферой жизнедеятельности общества, ее влияние на политический процесс.

Идеология как квинтэссенция общественных интересов рационализирует и конкретизирует национальную идею применительно к конкретному социально-политическому контексту. Другими словами, идеология - «объективированная во времени форма национальной идеи, отражающая государственно-историческое самосознание нации на данном этапе истории»»4.

Очевидно, что национальная идея и идеология - очень близкие категории, поскольку объединены: 1) общим значением: это в обоих случаях некоторая идея, признанная обществом или навязанная ему элитарными, властными структурами; 2) структурными элементами: в структуре национальной идеи можно выделить следующие элементы: политические теории и идеи; общественно-политические идеалы; ценности, политические символы, формирующие теоретико-концептуальную и символическую стороны идеологии, практически-прикладной аспект которой образуется с помощью концепций политического развития, политических программ и доктрин; 3) выполняемыми ими функциями: телеологической (целеориентационной), интеграционной, мобилизационной и пропагандистски-просветительской, а также функциями легитимации власти и идентификации.

Тем не менее, эти две категории имеют существенные смысловые отличия, которые в то же время позволяют им дополнять друг друга не только в теоретической, но и в практической плоскостях, а именно5:

1) национальная идея как категория, в первую очередь, духовно-нравственная выступает в качестве ценностного критерия, ориентира, регулятивного принципа, определяющего функционирование всех сфер жизнедеятельности общества, в то время как идеология - категория политическая - в основном детерминирует, характер и структуру политической системы, динамику протекания политических процессов;

2) идеология, которая может быть подвергнута социологическому измерению - эмпирична по своему формообразованию, национальная идея, которая подлежит философскому осмыслению - метафизична, и в этом заключается глубокое и до конца непреодолимое противоречие: сложность анализа и измерения национальной идеи с помощью инструментария статистических количественных методов провоцирует критику данной категории, придающей ей статус антинаучности, а инструментально-эмпирический характер идеологии позволяет нащупать новые возможности для более глубокого и аргументированного анализа национальной идеи, по крайней мере, в контексте политической сферы;

1 Орлов И.Б. Национальная идея России в истории мысли. - https://www.hse.ru/mirror/pubs/lib/data/access/ram/ticket/70/ 149б301847е0е0бб1е1е0еЬ30£е9£е4ЬЬ86126ба22/Национальная%20идея%20России.ра£

2 В обшдх терминах идеологию можно определить как целостный, внутренне связанный набор идей, который выражает рациональные (интересы) и аксиологические (ценности) основания социума, отвечает требованиям социально-политического контекста современности, объективным закономерностям развития, их специфике на уровне национально-государственного образования; служит основой политического порядка; является базисом модели будущего устройства общества и методов его достижения.

Франк С. Л. Политика и идеи. - М.: Правда, 1990. - С. 68.

4 Коровникова Н.А. Национальная идея: идеологический аспект // Национальная идея России. Материалы Всероссийской научной конференции. - М.: Научный эксперт, 2011. - С. 198.

5 Там же, с. 198-199.

3) идеология не только отражает коллективные интересы и ценности, формулирует на их основе цели деятельности, но и в программной форме обосновывает пути и средства их достижения и реализации1, в то время как национальная идея выступает скорее как критерий оценки этих действий;

4) если идеология рационально осмысливается, вырабатывается и вербализуется идеологами-аналитиками, то национальная идея формируется во многом спонтанно в процессе развития национального самосознания, формирования идентичности, ее продуцирует множество людей;

5) как уже было отмечено, идеология в усеченном виде может быть определена как концентрированное выражение интересов, в то время как национальная идея носит более универсальный и аксиологический характер; как справедливо заметил В.М. Межуев «в интересе выражено то, что народ или человек хочет для себя, в идее - то, что он хочет и для других, в принципе - для всех. Идея, другими словами - это тоже чей-то интерес, но получивший форму

всеобщей нормы и правила, заключающий в себе представление о желаемом, должном, необходимом для всех обще-

2

ственном порядке» .

И, наконец, учитывая тот факт, что идеология является тем звеном, которое связывает национальную идею и политическую практику, институционализация национальной идеи в политико-правовых документах может быть осуществлена именно посредством формализации в них ее идеологического аспекта. В то же время национальная идея -формула, из которой может родиться идеологическая концепция, соответствующая запросам современности.

Идентичность

В ракурсе данной статьи речь идет о национально-цивилизационной идентичности россиян (далее макроидентичность3), которая представляет собой своего рода интегральную, доминантную характеристику духовно-нравственных, социально-политических, культурологических аспектов в сознании российского социума. Когда речь идет о макроидентичности на уровне нации-государства как целостного территориально-политического и социально-культурного образования, то в истории России достаточно примеров4 того, что национальная идея служила, по сути, механизмом ее обретения, а идеология, в свою очередь, и выступала своего рода ее основанием и рационально-логическим обоснованием.

Взаимообусловленность категорий идеологии и идентичности проявляется в том, что, с одной стороны, идентичность является индикатором витальности и эффективности идеологии, а, с другой, идеология - это среда формирования идентичности. Проиллюстрировать характер их взаимодействия, в упрощенном виде можно в виде трех основных вариантов5:

1) абсолютное несовпадение: в качестве иллюстрации первого варианта целесообразно привести постперестроечный период начала 1990-х гг., когда на идентификационные структуры советского образца российские реформаторы попытались «примерить» идеологические установки либерального (неолиберального) проекта, результатом чего послужило первоначальное неприятие последних, но и последующая частичная деформация идентификационных элементов в массовом сознании в сторону западных стандартов;

2) взаимодействие: второй вариант предполагает возможность сосуществования плюралистических идеологических представлений на базе согласия по ключевым вопросам; но для достижения их конструктивного взаимодействия целесообразно исследовать и выявить ключевые закономерности, тенденции и векторы взаимодействия идеологических и идентификационных дискурсивных полей, учитывая специфику российского социально-политического пространства;

3) полное совпадение: хрестоматийным примером третьего варианта служит (по крайней мере, номинальное) соответствие «советской» идентичности советскому варианту коммунистической идеологии, особенно в поздний сталинский период.

При этом представляется целесообразным осуществлять поиск национальной идеи, ее основополагающих ценностных оснований в зоне взаимоналожения актуальных идеологических концепций и идентификационных структур массового сознания.

1 Идеология - это не только представление о природе «политического» и «хорошего» общества и совокупность нормативных идей, которые формируют идеал и призваны обеспечить массовую поддержку этих идей через агитацию в их пользу; но, что очень важно, - это практические проекты, которые дают начало политическим стратегиям и тактикам, моделям политической деятельности. В подобном контексте справедливо назвать идеологию «системой идей, связанных с действием». (См.: Швармантель Д. Идеология и политика. - Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2009).

2 Межуев В.М. Гуманитарная наука и идеология. Российская гуманитарная наука: генезис и состояние // Материалы постоянно действующего научного семинара. - М.: Научный эксперт, 2007. - Вып. 2. - С. 28.

3 В общих терминах макроидентичность можно определить как свойство, чувство, форму отождествления индивида с определенным социально-культурным образованием, которая на государственно-политическом уровне выступает в качестве детерминанты, определяющей характер и содержание идентификационных структур и процессов на микро (индивидуальном) и мезо (групповых) уровнях.

4 Достаточно обратиться к опыту Российской империи: официальная версия «Православие. Самодержавие. Народность» и «русский народ» или СССР: «Марксизм - Ленинизм» и «советский народ», которые длительное время базировались на институциональных, правовых основах.

5 Коровникова Н.А. Трансформация идентификационных структур в социально-политическом пространстве современной России // Открывая современность заново: Сборник научных статей преподавателей и аспирантов факультета гуманитарных и социальных наук РУДН, посвященный 15-летию факультета / Под ред. Н.С. Кирабаева. - М.: РУДН, 2011. - С. 203.

Совершенно очевидна тесная связь макроидентичности с национальной идеей, они схожи по структуре, функциям и назначению. Специфика национальной идеи определяется характером макроидентичности, поскольку в широком смысле национальная идея является результатом осознания не просто национальной, а цивилизационной идентичности. В то же время универсальность национальной идеи определяется, в числе прочего, тем, что она представляет собой механизм поиска и обретения макроидентичности через самоосмысление и самоутверждение нации в мировом пространстве. Сегодня это особенно важно, поскольку защита государственных интересов на международной арене с позиций цивилизационной самоидентификации становится характерной чертой современного политического процесса.

Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что макроидентичность формируется на основе осознания и понимания цивилизационных интересов и ценностных констант. Но для того, чтобы интерес созрел до уровня общенационального идеала и был сформулирован в идеологической концепции, он должен пройти стадию цивилизаци-онной идентификации, результаты которой воплощаются в национальной идее и конкретизируется идеологией в соответствии с состоянием социально-политической конъюнктуры, обеспечивая соответствующий уровень адекватности вызовам современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.