Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ: К ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ ВОПРОСА'

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ: К ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ ВОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Arts Academy
Область наук
Ключевые слова
нация / национальная идея / государственность / Алаш / национальная идентичность. / nation / national idea / statehood / Alash / national identity.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Тани Айсулу Бакытовна

Необходимость прояснения вопроса о содержании понятия «национальная идея» становится актуальной по мере накопления опыта создания суверенного Казахстана. Путь, пройденный республикой за этот период, диктует необходимость раскрытия понятия и статуса национальной идеи, так как национальное развитие и самодостаточность любого государства, в первую очередь, начинается с определения основы идеологии общества. В статье поднимается проблема национальной идеи и определения ее значимости. Изучается роль и значение национальной идеи в обществе. Раскрыты теоретические аспекты данного понятия. Выводы исследования позволят в дальнейшем рассмотреть национальную идею в контексте искусства и культуры Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL IDEA: TO THE PROBLEM OF UNDERSTANDING THE ISSUE

With the onset of the 30-year period of gaining independence by Kazakhstan, the problem of the concept of "national idea" remains relevant. The path traveled by the republic during this period dictates the need to disclose the concept and status of the national idea. Since the national development and self-sufficiency of any state, first of all, begins with the definition of the basis of the ideology of society. The article raises the problem of the national idea and the definition of its occurrence. The role and significance of the national idea in society is studied. Theoretical aspects of this concept are disclosed. The conclusions of the study will allow further consideration of the national idea in the context of the art and culture of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ: К ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ ВОПРОСА»

МРНТИ 13.11.22 УДК 130.1

DOI:10.56032/2523-4684.2022.1.1.108

Тани Айсулу Бакытовна1

1Казахская национальная академия хореографии (Нур-Султан, Казахстан)

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ: К ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ ВОПРОСА

Аннотация

Необходимость прояснения вопроса о содержании понятия «национальная идея» становится актуальной по мере накопления опыта создания суверенного Казахстана. Путь, пройденный республикой за этот период, диктует необходимость раскрытия понятия и статуса национальной идеи, так как национальное развитие и самодостаточность любого государства, в первую очередь, начинается с определения основы идеологии общества.

В статье поднимается проблема национальной идеи и определения ее значимости. Изучается роль и значение национальной идеи в обществе. Раскрыты теоретические аспекты данного понятия. Выводы исследования позволят в дальнейшем рассмотреть национальную идею в контексте искусства и культуры Казахстана.

Ключевые слова: нация, национальная идея, государственность, Алаш, национальная идентичность.

Tani Aisulu Bakytovna1

1Kazakh National Academy of Choreography (Nur-Sultan, Kazakhstan)

NATIONAL IDEA: TO THE PROBLEM OF UNDERSTANDING THE ISSUE

Аnnotation

With the onset of the 30-year period of gaining independence by Kazakhstan, the problem of the concept of "national idea" remains relevant. The path traveled by the republic during this period dictates the need to disclose the concept and status of the national idea. Since the national development and self-sufficiency of any state, first of all, begins with the definition of the basis of the ideology of society.

The article raises the problem of the national idea and the definition of its occurrence. The role and significance of the national idea in society is studied. Theoretical aspects of this concept are

disclosed. The conclusions of the study will allow further consideration of the national idea in the context of the art and culture of Kazakhstan.

Key words: nation, national idea, statehood, Alash, national identity.

Тани Айсулу Бакыткызы1

1К,азак, улттык хореография академиясы (Нур-Султан, Казакстан)

¥ЛТТЫК ИДЕЯ: МЭСЕЛЕН1 TYCIHy ПРОБЛЕМАСЫНА

Аннотация

Казакстаннын T3yenci3MiK алFанына 30 жыл толFан кезенде «улттык идея» TYciHiriHe байланысты кекейкест манызды болып отыр. Осы кезен аралы^ында республиканын жYрiп еткен жолы улттык идея туралы TYciнiк пен онын статусын аныктаудын кажет eкeндiгiн керсетуде. Gйткeнi, кез келген мемлекетт'1н улттык дамуы мен езiн-езi камтамасыз етуi, бiрiншi кезекте, коFам идеологиясынын нeгiздeрiн аныктаудан басталады. Макалада идеология проблемалары жэне онын пайда болу жолдары бой керceтeдi. Улттык идеянын коFамда алатын орыны мен маныздылы^ы зерттелуде. Зерттеу корытындылары будан эрi карай Казакстаннын енeрi мен мэдениетi саласында улттык идея TYciнiгiн карауFа мYмкiндiк бeрiп отыр.

ТYЙ¡нд¡ сездер: улт, улттык идея, мeмлeкeттiлiк, Алаш, улттык б'1регейл'1к.

Введение. Актуализация исследований национальной идеи чаще всего является ответом на проблемы консолидации общества, вызванные различными факторами: реформами, глобализацией, социальными и национальными катаклизмами и многими другими вызовами современности. Одним из объективных признаков такой ситуации является кризис социальной и культурной идентичности. Он возникает в переходные периоды модернизации общества при нарушении историко-культурной преемственности, размывании традиционных и современных ценностей, утрате целей и идеалов, векторов развития, моделей социальной самореализации. В контексте усиливающейся

социально-культурной динамики можно говорить об усиливающемся кризисе ценностей. В этих условиях особенно важно четкое действие механизма, эффективно обеспечивающего социальное и культурное равновесие общества, соединяющего традиции прошлого с текущими процессами глобализации, позволяющего преодолеть

противоречия между антиномичным характером культуры и глобальной интеграцией, провести перенастройку компонентов идентичности, адаптировать личность к вызовам и новым ценностям.

Методология исследования. В статье использован комплексный подход, сочетающий философские методы познания и общенаучные методы исследования, которые взаимодополняют друг друга. Аксиоматизация и идеализация определяют теоретический характер исследования, позволяющий в результате подробного изучения научной литературы по понятию «национальная идея» выявить общие философские закономерности и определение данного понятия.

Методологическую базу составили подходы и принципы, разработанные в культурологическом, философском и теоретическом учении. Проблематика исследования обусловливает привлечение широкого круга научной литературы. Разработка данной темы была выполнена с опорой на труды, которые имеют значение для науки - это труды А. Ильина, В. Тишкова, П. Бурдье, В. Соловьева и др.

Ценными для данного исследования являются труды казахстанских ученых: С. Даукеевой и Х. Абжанова.

Обзор литературы. Теоретические основы исследования опираются на труды российских и отечественных ученых, посвященные вопросам национальной идеи. В определении понятия «национальная идея» мы опираемся на труды А. Голышева «Национальная идея: культурологический подход» [1], В. Груссмана «Музей в системе формирования национально-государственной идеи» [2], В. Соловьёва «Русская идея» [3].

Вопрос рассмотрения национальной идеи казахского народа невозможен без обращения к интеллектуально-духовному наследию великих мыслителей аль-Фараби, Абая, Шакарима.

Также в центре внимания работы Х. Абжанова «Движение Алаш и казахская национальная идея начала ХХ века» [4] и «Алаш-Орда и алашординцы: долгая дорога к свободе» [5].

Весьма ценной по исследуемой проблематике является статья Е. Язева «Национальная идея современного Казахстана: проблемы, поиски, решения» [6].

Таким образом, теоретические основы исследований, раскрываемые в трудах зарубежных и казахстанских ученых, способствуют раскрытию вопроса к проблеме понимания вопроса «национальная идея».

Основная часть. «Культурная карта» современного искусства Казахстана должна быть подвижна и открыта. Теоретически выявление внутренней межпарадигмальности структуры дает возможность открывать перспективы причин единовременного сосуществования разных моделей культуры и искусства в структуре общественного бытия.

С другой стороны, без личностного развития человека на основе национальной культуры, укрепления его культурной принадлежности и гражданской идентичности, осознания целей развития, национальной идеи невозможна консолидация казахстанского общества и переход страны на инновационный путь развития.

Итак, что же такое национальная идея вообще и в современном контексте культуры, в частности?

Начнем с терминов «идея» и «нация». Понятием «идея» в культурологии общепринято обозначает мыслительный образ существующих форм, способов, перспектив и целей человеческой деятельности. Ее носитель - исторически конкретная нация, которая за длительное время своего существования выработала позицию, объясняющую свою историю, смысл

существования и идеализированные цели своего будущего существования.

Научное содержание понятия «нация» является предметом длительных дискуссий, однако наиболее разделяемой в обществознании остается ее понимание как реальной общности. Нация в этом случае (по В.А. Тишкову) рассматривается как «коллективный индивид (или тело), обладающий базовыми потребностями, (само)сознанием, общей волей и способный на единое и целенаправленное коллективное действие» [7]. Хочется отметить работы И.А. Ильина, в которых акцент расставлен на том утверждении, что «судьба народа сокрыта в его истории» [8]. Исследователь блестяще доказал этот тезис на историческом материале России. Исторически сложилось так, что русская нация, не имеющая общего этнического происхождения с десятками, а то и сотнями народов, стала выразителем их общих ценностей, интересов и целей Русского мира - глобального культурно-исторического феномена. Автор обосновывает «длительное формирование единого культурно-исторического, политико-экономического и христианско-православного государства [8].

Национальная идея понимается как понятие, взращенное на синтезе истории народа и встречной идеи государственности. Исследователями института философии РАН предполагается: «Национальная идея изначально формируется из совокупности очень простых и понятных, по возможности лапидарных истин и установок, но воплощается через переориентацию практически всех основных систем духовной и практической жизнедеятельности общества» [9]. Подчеркнем социокультурные функции: аксиологическая (установление общих ценностей); теологическая (определение

«коллективного бессознательного»);

коммуникативно-интегративная (сплочение людей, возможность общаться в русле единой идеи); компенсаторная (избавление от чувства неудовлетворенности).

Национальной идее закономерно отводят главенствующую роль мобилизующего начала в периоды различных кризисов, в достижении духовного равновесия общества, в гармонизации человеческих взаимоотношений, в объяснении целеполаганий действий государства. В этом государство всегда является главным фактором, ему необходима поддержка народа в выборе целей и принципов, на которых будет основываться вся внутренняя и внешняя политика и идеологические константы. В данном случае на первый план выходят аксиологическая и коммуникативно-интегративная социокультура.

Государственная идея должна включать в себя все социокультурные функции. Такие государства и выдвигаются впоследствии в число культурно-развитых стран. В современное время «национальное» и «государственное» настолько переплетаются в судьбе страны, что отдельные исследователи рассуждают о них, как о синонимичных понятиях, в то время, как их важно различать.

С целью раскрытия данной проблемы нами было проведено анкетирование. В опросе приняли участие 53 человека. 50% из опрашиваемых -преподаватели учебных заведений, 17.3% -фрилансеры, 15.4% - представители малого и среднего бизнеса, 9.6% - государственные служащие, 7.7% - студенты творческих специальностей.

Респондентам предлагалось дать ответ на ряд вопросов, один из которых: чем для Вас является понятие «национальная идея»? К вопросу нами были предложены ответы, которые выбрали респонденты в следующем количестве:

• 41.5% опрашиваемых приняли за национальную идею «код, сохраняемый и передаваемой генной, исторической памятью народа независимо от изменяемых желаний и курса государства» (определение Голышева А.И.);

• 26.4% анкетируемых выбрали определение -синтез истории народа и встречной идеи государственности;

• 10,5% опрашиваемых посчитали действующие государственные программы «Мэнллк ел», «Рухани жан^ыру» за национальную идею;

• 18.9% опрашиваемых ответили, что национальное и государственное являются синонимами;

• 66% отрицают данные утверждения;

• 15.1% затруднились ответить.

Как видно, данный опрос показал ситуацию, в которой большую часть респондентов (41.5%) можно отнести к тем, кто задумывается над вопросом о национальной идее. Это неудивительно, что, говоря о «генетическом коде», респонденты подразумевают историческую память. Данный факт объясняется фактором сохранения своей идентичности посредством сохранения традиции, языка, истории, родовой принадлежности и общепринятых законов знания своего генеалогического древа, в котором сохраняются и имена известных людей степи.

26.4% респондентов - это люди более политизированные, старающиеся соответствовать современной государственной политике (возможно, государственные служащие среднего звена).

10,5% - это часть людей, верящих в незыблемость государственной политики, осознающих важность государственные программы «Мэнплк ел» и «Рухани жан^ыру» как единственный способ реализации национальной идеи на современном этапе.

18,9% респондентов - это те, кто особенно не задумываются над поставленным вопросом или искренне считают, что в стране есть национальная идея, продиктованная государством.

66% респондентов имеют собственную точку зрения, которая выходит за пределы предложенных формулировок.

15,1% людей, еще не задумавшихся над данным вопросом.

Отметим, что сделанные нами выводы не могут быть последней инстанцией в расшифровке данных и частично являются субъективными.

114

Результаты анкетирования показали наличие проблемы в обществе, так как осознание своей национальной идентичности в активно развивающемся социуме - это показатель его зрелости. В нашем случае видно, что процесс уже начат: 66% граждан вышли на активный уровень осмысления духовной составляющей общественной жизни.

Национальная идея - это исторически сложившиеся, трансформирующиеся, подчас латентные глубинные символы народного самосознания, которые воплощены в жизнь [1]. В.С. Соловьев называл их «национальной совестью» [3]. Государственная идеология - это технология, сумма гражданско-политических и идеологических устремлений и действий по их использованию. Если исследователей концепта национальной идеи, в основном, философов, культурологов и психологов, более интересуют предпосылки формирования, динамика и содержание, то представителей государственных структур и их социальных институтов - практическое использование в государственной национальной и культурной политике, системе воспитания, достижении желаемой аксиологии бытия и т.д. Нам близко определение национальной идеи, данной А.И.Голышевым «Национальная идея - категория надвременного бытия, она всегда была, есть и будет как определяющая объективная данность, подчас латентная, существующая на протяжении всей истории каждого народа. Являясь по своей сути регулятивной, она указывает направление цели, но не саму цель, так как ее выражение определяется исторической ситуацией. Это обусловленный национальный код, сохраняемый и передаваемой генной, исторической памятью народа независимо от изменяемых желаний и курса государства» [1].

Такой же позиции придерживается исследователь В. Груссман, который утверждает, что в исторической, а тем более в культурной памяти удерживается все, что признается необходимым для

ориентации во времени и пространстве: «Она (память) отражает и закрепляет этнонациональную самоиндентификацию социального агента, особенности семейных и родовых институтов, институтов власти, религии и т. д.» [2, с.78].

Многие мировые мыслители были убеждены в том, что государство начинается не с войска и не с границ, а с семьи и брака, воспитания детей. Зрелость общества зависит от чуткости восприятия этого постулата, от гуманистических устремлений, уровня содействия воспроизводству национального самосознания и культурной самоидентификации, условий передачи жизненных ценностей от одного поколения к другому, возможностей достижения гражданского согласия. Поэтому в силу закономерных исторических изменений государства, многослойности и многосубъектности общества, их наисложнейшей дифференциации, эффективности культурной регуляции духовной жизни и многого другого, их совпадение просто невозможно. Идеальное (национальное) и практическое (современная национальная идея) не могут быть идентичными. Более того, идея принадлежит к формам опережающего отражения

действительности и принципиально недостижима в реальности. Мир веками сложившихся ценностей не может быть адекватен дню востребования.

Национальная идея казахского народа прошла сравнительно короткий исторический путь понятийных трансформаций. Она начиналась с концепций кочевого бытия, сформировавших основные константы рыцарской культуры, а также постулы бережливого отношения к Космосу, природе, семье, роду. Это было отражено в многочисленном эпосе и других образцах устного профессионализма. С приходом мыслителей-суфиев с Востока парадигмы степи были ассимилированы с суфийским пониманием мира, привнеся художественно-оформленные образцы в письменной форме.

Если в современном Казахстане встает вопрос о генетическом коде нации, то нам следует вспомнить

об интеллектуально-духовном наследии мыслителя аль-Фараби, так как оно соединило на основе тюркской культуры лучшие образцы исламской и античной культур. Выходец из тюркской среды ассимилировал в своем творчестве исламский контент и античный источник средневековой философии, показав тем самым пример возвышения тюркской культуры на основе культурного взаимодействия и диалога разных культурных миров. В настоящее время имя аль-Фараби, равно как и его энциклопедическое наследие, приобрели в нашей стране статус национального достояния и символа богатой культурной традиции, имевшей место когда-то на территории Казахстана [9].

Государство, как утверждает аль-Фараби, изначально возникает в силу потребности человека вступать в общение с другими людьми в процессе добывания необходимых средств к существованию и в дальнейшем - обеспечения не только материальных условий существования, но и культурного и духовного развития. Он пишет: «...Каждый человек для достижения доступного ему совершенства нуждается в окружении других людей, в объединении с ними... этому существу от природы свойственно искать прибежище и жить в окружении других представителей его вида. Поэтому-то он и называется человеческим или гражданским животным» [10, с.296].

Сама суть кочевой цивилизации и культуры содействовала собственно коллективной выработке понятия национальной идеи. И в том, что это понятие было максимально действенным, свидетельствует суд биев, а также неписанный свод правил, действующий на территории Великой степи. Осколки информации сохранились в тех айтысах, эпосе и других образцах устного профессионализма, которые отражали дух времени и собственно национальную идею.

Новый виток осознания национальной идеи пришел в казахские степи с усилением освободительного движения в XIX веке. В этот период

усилилось индивидуальное начало и появились имена мыслителей Абая, Шакарима.

Нетрудно заметить, что идея власти и народная идея на разных исторических отрезках времени расходятся. Так, к примеру, в начале XVI века Филофей Псковский, в своих посланиях сформулировал идею «Москва - Третий Рим», которая, по сути, утверждала особую миссию и богоизбранность русского народа, стала главным смыслополаганием народа и считается первой сформулированной национальной идеей. Эта идея помогла России победить в Отечественной войне 1812 года. Однако, «национальное возрождение» было прервано восстанием 14 (26) декабря 1825 года в Санкт-Петербурге, нацеленным на отмену крепостного права, упразднение или ограничение Самодержавия. В этот период была выработана государственная идея: «Православие -Самодержавие - Народность». Это была охранительная и первая государственная идея, ставившая целью поставить на службу государства глубинные символы народного самосознания, которые уже априори не были созвучны ожиданиям нации.

В казахских степях такое расхождение государственной и национальной идеи привело к неоднократным восстаниям в XIX и XX веках. Так, «восстание Амангельды Иманова началось вскоре после опубликования указа Николая II от 25 июня 1916 года, названного «реквизицией», о призыве инородческого населения в возрасте 19-43 лет на прифронтовые окопные работы. Планировалось призвать абсолютно всё мужское население для рытья окопов на линии между русскими и немецкими войсками. В степях Тургая повстанческое движение оказалось настолько мощным, что совладать с ним власти представлялось весьма трудной задачей, ведь почти все военнообязанные были призваны и сражались на европейских фронтах. Во главе восставших здесь стояли военачальники Амангельды Иманов и Алиби Джангильдин.

Идея защиты казахского населения от произвола и угнетения царских властей овладевала умами многих просвещенных казахов. Движение получило свое название от имени мифического хана казахов -Алаш-хана. В имени «Алаш» получили свое воплощение как идея объединения всех казахских земель под руководством единого правителя, так и мечта о казахской независимой государственности -основном инструменте в системе защиты национальных интересов. Мысль о создании политической организации была развита в выступлениях и деятельности Алихана Бокейханова, Халела Досмухамедова, Ахмета Байтурсынова. Идеи освобождения и равенства народов привлекли в ряды движения видных деятелей культуры Степи -старейшину казахской поэзии Шакарима, молодого талантливого поэта Магжана Жумабаева и многих других» [5].

На данном примере необходимо подчеркнуть, что понятие национальной идеи встает на защиту национальной идентичности казахского народа. Впервые за многие годы в казахской степи национальная идея сыграла роль заслона от инородной государственности. Именно здесь ярко видно, что «национальное» и «государственное» -понятия расходящиеся. Национальная идея - идея единства, сплочения, объединения - выросла до масштабов оппозиции чужой государственности.

Формула «Оян, казак!» («Проснись, казах!») на тот момент воспринята многими как национальная идея. По мнению Х. Абжанова «Оян, казах!» - объективный итог, миг пророчества и озарения, эффективно раскрывающий потенциал народа, координаты времени, пространства и действия во имя прогресса и самосохранения. К моменту рождения классической национальной идеи казахское население, задавленное жестокой эксплуатацией и произволом, вытесненное на обочину рыночных отношений, с трудом понимало, что хорошо и что плохо в идеологии и практике русской колонизации края [4].

Известное произведение М. Дулатова «Оян, казак!» в некотором смысле стало выражением национальной идеи, поистине всенародной книгой. Вызвав гнев царской администрации, М. Дулатов подвергся тюремному заключению, его книга повсеместно изымалась из обращения. События 1916 года являются главным итогом и венцом формулы «Оян, казах!». Они свидетельствуют об окончательном пробуждении великой Степи. «Национально-освободительное восстание 1916 года явилось протестом царскому указу от 25 июня, олицетворяющими собой имперские амбиции, высокомерное отношение метрополии к колониальным народам. Так, если события 1916 года ускорили крах самодержавия, то антиказахское решение московских вождей по замене Д. Кунаева стало причиной декабрьского восстания 1986 года в Казахстане, подведя черту под 74-летним существованием советского тоталитаризма» [4].

Буквально через год на смену формулы «Оян, казак!» придет новая идея - «Казахская автономия». Движущей силой лидеров Алаш стало программное положение большевиков о том, что каждый народ имеет право на самоопределение вплоть до создания самостоятельного государства. Возникновение казахских комитетов, итоги выборов в Учредительное собрание, произведения Ш. Кудайбердиева, Ж. Аймауытова, М. Жумабаева, С. Торайгырова, М. Ауэзова - все это можно воспринимать как успех идеи «Казахская автономия». Названные факторы получили полное отражение в программе партии «Алаш».

В целях изучения вопроса о роли личности в развитии национальной идеи нами был проведен опрос респондентов.

На вопрос: «Кто из указанных деятелей сыграл важную роль в формировании национальной идеи Казахстана?» были даны следующие ответы:

• 18.9% опрашиваемые отметили только Абая Кунанбаева;

• 67.9% - указали Амангельды Иманова, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева и Курмангазы Сагырбаева.

Как видим, большая часть современников считает возможным влияние на национальную идею извне (через силу поэзии, музыки и даже через политические мероприятия).

Трактовка понятия «национальная идея» относительно казахстанской современности в литературе встречается крайне редко и характеризуется несколько однозначно. Как отмечалось ранее, не только респонденты, но и большинство исследователей приравнивает национальную идею к государственности, к государственным программам «Рухани жан^ыру», «Мэнллк ел». На наш взгляд, культурологические реалии станут более рельефны, если вывести понятие «национальная идея» из собственно политического контекста в масштабно культурологический.

Именно национальная идея дает нации цель сплотить и мобилизовать ее активность, потому что именно она призвана вдохновлять нацию, быть действенной. Следует воздержаться использовать ее в политико-идеологических целях, формировании монопольной идеологии под видом ответов на модернизационные и глобалистические вызовы. Большая проблема заключается и в том, что государство вычеркнуло вопрос стратегической значимости культуры и ее сопряженности с национальной идеей. В период модернизации страны, неоптимального сочетания культуры прошлого и настоящего национальная идея может стать областью культурологических исследований, где ее междисциплинарный потенциал и теоретические ресурсы обеспечат выход в социокультурную реальность. Исследование национальной идеи в ракурсе двух уровней культурологического знания - фундаментального и прикладного - продвигает ее в число важных тем социально-гуманитарного знания. Не в инструментальном плане, а в смысле важности

изучения современных проблем духовного состояния общества, глубинных пластов национального сознания, трансформации непреходящих духовных национальных ценностей. Пространственно-смысловыми координатами

формирования национальной идеи будут рассматриваться базовые ценности культуры, которые определяют и корректируют ее характер, содержание и выражение. Речь здесь идет не столько о выделении понятия «национальная идея» в качестве единицы культурологического анализа, сколько о содержании национальной идеи как ценности, стержневой категории всего культурологического знания.

Е.В. Язева в своей статье «Национальная идея современного Казахстана: проблемы, поиски, решения» считает составным элементом стратегии поиска национальной идеи установку на «чужих» и «своих»: «Главной "скрытой угрозой" были объявлены "противники суверенитета" из среды активистов русских и казачьих организаций республики. В действительности же под данное определение подпадало все неказахское население страны («потомки колонизаторов», «носители имперского сознания» и т. д.). Эти поиски носили большей частью латентный характер и не были артикулированы на официальном уровне. Распад СССР, разрыв экономических связей вызвал негативную реакцию в республике. С 1991 года, с обретения независимости, в Казахстане наступило время идеологического вакуума и некоторой растерянности. Важно отметить, что в этот момент руководство республики поставило задачу найти новый эквивалент прежней идеологии. В период до 1996 года официальные круги стремятся вывести необходимые формулы для обозначения идеологических ориентиров, поиска идейной опоры и ценностных ориентаций» [6]. В связи с этим в 1992 году была обнародована «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», где говорилось, что «доперестроечная державная политика центра поставила казахскую нацию на грань катастрофы и вырождения, десятилетиями шел

целенаправленный процесс окультуривания и денационализации» [4].

Ценность - это свойство, которое формируется в результате осознания субъектом своих потребностей с возможностями их удовлетворения, которые не возникают до тех пор, пока он не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения возникшей потребности. Как правило, чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей привлекательностью и ценностью она обладает для субъекта и тем активнее проходят процессы интериоризации конвертации их в мотивации. Позитивные мотивации осваиваются и становятся ценностными ориентациями,

направляющими сознание, поведение и действие. Ценности указывают на культурную, социальную или личностную значимость явлений и фактов действительности. Они выполняют роль регулятора как в целом на уровне общества, так и на уровне отдельной личности. П. Бурдье в рамках концепции "двойного структурирования" утверждает, что социальная действительность не просто "дается" человеку в готовом виде, а структурируется, во-первых, социальными отношениями, объективно существующими в обществе, а во-вторых, субъективно, через представления индивидов о данных отношениях, социальных структурах, оказывая обратное воздействие на первичное структурирование [11, с.16-31].

Заключение. Культурные ценности в широком смысле - это система жизненно значимых для человека и общества объектов, состояний, потребностей, целей, на основе которых осуществляется регуляция человеческой

жизнедеятельности, формирование отношения к окружающей действительности. Мир ценностей историчен, он вырабатывается обществом в процессе длительной социокультурной деятельности, обучения и воспитания, ориентирует человека в социальной действительности, направляет его и стимулирует. Будучи общепризнанными, они определяют культурный модус, образцы, нормы и

стандарты поведения. Их итогом является «совокупность общенациональных ценностей» -общепринятое у культурологов рабочее определение национальной идеи.

Отрефлексированные общественным

сознанием, они максимально отражают сокровенные интересы и чаянья большинства населения, объясняют смысл и судьбу их существования, идеалистическую будущность в глобалистическом мире. Вся культурная регуляция человеческой деятельности, в том числе осознание своей роли в судьбе государства, и далее государства - в мире, осуществляется через определенную систему ценностей. В одном случае она отображается четким лозунгом, правда сформулированным чаще всего задним числом, в другом - подразумевающейся идеей, в третьем - формирующимся поиском идеи. Культура как целостное явление сохраняет национальную идею, распространяет, обеспечивает ее передачу от одного поколения к другому, выполняет функции воспроизводства национального самосознания и культурной самоидентификации поколений, определяет ценностно-смысловые основания судьбы страны, ее миссию, роль и место в мировом пространстве.

Список использованных источников:

1. Голышев А.И. Национальная идея: культурологический подход // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». - №7. - 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Груссман В.М. Музей в системе формирования национально-государственной идеи. - СПб.: Деловая полиграфия, 2007.

3. Соловьёв В.С. Русская идея. - СПб.: София, 1991.

4. Абжанов Х. Движение Алаш и казахская национальная идея начала ХХ века. // Интернет ресурс: Ьир8://пе.к2/?р=800 (Дата обращения 20.02.2022).

5. Алаш-Орда и алашординцы: долгая дорога к свободе. // Интернет ресурс: http://www.tanh-ЬедаПпка.к7/гиЛ1те^ауе!/раде3354/ (Дата обращения 20.02.2022).

6. Язева Е.В. Национальная идея современного Казахстана: проблемы, поиски, решения // Вестник Ивановского государственного университета. - Вып. 4. История, 2009.

7. Тишков B.A. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. - М., Мысль, 2010. - С.41-43.

8. Ильин А.И. Культура общества потребления: философские, психологические, социологические аспекты. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. - 264 с.

9. Коллективная монография / Под общ. ред. З.К. Шаукеновой. - Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2014. - 232 с.

10. Даукеева С. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби. - Алматы: Фонд «Сорос-Казахстан», 2002. - 124 с.

11. Бурдье П. Структура, Habitus, Практики // Современная социальная теория. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995. - С.16-31.

References:

1. Golyshev A.I. Nacional'naja ideja: kul'turologicheskij podhod // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija «Social'no-gumanitarnye nauki». - №7. - 2018. (In Russ.).

2. Grussman V.M. Muzei v sisteme formirovanija nacional'no-gosudarstvennoi idei. - SPb.: Delovaja poligrafija, 2007. (In Russ.).

3. Solov'ev V.S. Russkaja ideja. - SPb.: Sofija, 1991. (In Russ.).

4. Abzhanov H. Dvizhenie Alash i kazahskaja nacional'naja ideja nachala HH veka. // Internet resurs: https://iie.kz/?p=800 (Data obrashhenija 20.02.2022). (In Russ.).

5. Alash-Orda i alashordincy: dolgaja doroga k svobode. // Internet resurs: http://www.tanh-begalinka.kz/ru/timetravel/page3354/ (Data obrashhenija 20.02.2022). (In Russ.).

6. Jazeva E.V. Nacional'naja ideja sovremennogo Kazahstana: problemy, poiski, reshenija // Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. - Vyp. 4. Istorija, 2009. (In Russ.).

7. Tishkov B.A. Novaja filosofskaja jenciklopedija. V chetyreh tomah. / In-t filosofii RAN. Nauchno-red. sovet: V.S. Stepin, A.A. Gusejnov, GJu. Semigin. - M., Mysl', 2010. - S.41-43. (In Russ.).

8. Il'in A.I. Kul'tura obshhestva potreblenija: filosofskie, psihologicheskie, sociologicheskie aspekty. - Omsk: Izd-vo OmGPU, 2014. - 264 s. (In Russ.).

9. Kollektivnaja monografija / Pod obshh. red. Z.K. Shaukenovoj. - Almaty: IFPR KN MON RK, 2014. - 232 s. (In Russ.).

10. Daukeeva S. Filosofija muzyki Abu Nasra Muhammada al'-Farabi. - Almaty: Fond «Soros-Kazahstan», 2002. - 124 s. (In Russ.).

11. Burd'e P. Struktura, Habitus, Praktiki // Sovremennaja social'naja teorija. - Novosibirsk: Izd-vo Novosibirskogo universiteta, 1995. - S.16-31. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.