Научная статья на тему 'ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ'

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
КАЗАХСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманов А. К.

данная статья предназначена для широкого круга читателей, в особенности для молодого поколения, в частности для студентов высших учебных заведений, курсантов военных вузов Республики Казахстан. Показано применение методов теоретического и эмпирического уровней, а также метод реконструкции, который включает такие педагогические средства, как объяснение и понимание прошедших исторических событий. В статье освещаются этнопедагогические идеи казахской интеллигенции в первой половине XX века. Рассматривается жизненный путь, творчество и просветительская деятельность национальных героев народа Великой степи. Отмечается роль родного, казахского языка и этнопедагогической литературы в развитии просвещения среди простого народа. Подчёркивается большой вклад в развитие и формирование национального воспитания и обучения видных учёных и общественно-политических деятелей: учёного А. Букейханова, публициста, поэта А. Байтурсынова, поэта, писателя М. Дулатова, публициста, педагога М. Жумабаева, педагога и врача Х. Досмухамедова, основоположника казахской литературы С.Сейфуллина поэта и прозаика Ш. Кудайбердиева и других. Основными ценностями, жизненного пути и деятельности великих сынов казахского народа, являются любовь к родной земле, просвещение, национальный менталитет, борьба за свободу и независимость, вера в светлое будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ»

Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня [2].

Технология раздельного преподавания позволяет изучать теорию с одной группой учащихся и отрабатывать практические навыки с учащимися другой группы. Новые формы организации занятий по физической культуре в высшем учреждении позволяют повысить их эффективность и обеспечить необходимый уровень двигательной подготовленности, физкультурной образованности и общей культуры личности.

Инновационная деятельность в преподавании физической культуры предполагает такой процесс и результат учебной деятельности, который стимулирует вносить изменения в существующую культурную и социальную среду. Это позволяет рассматривать инновационную деятельность как прогрессивное преобразование, приводящее к положительным изменениям в учебном процессе, ведущее к разрешению конфликта между традиционными и новыми формами образовательной деятельности.

Исходя из поставленных задач и проанализированного материала об инновационных процессах в образовании физической культуры, позволяют сделать вывод о том, что они являются закономерными в развитии современного образования. Их возникновение связано с пересмотром процесса приобретения знаний, а также разработкой нового стиля обучения. Такой пересмотр предполагает:

- переход от экстенсивно-информативного обучения к интенсивно-фундаментальному;

- развитие и создание реально функционирующей системы непрерывного образования;

- решение системы задач содержательной стороны учебного процесса с разработкой технологий обучения.

Список литературы

1. Еремин И.В., Евстигнеева М.И., Батищева Л.Д. Повышение эффективности процесса преподавания дисциплины «физическая культура» в медицинском вузе с целью подготовки высококвалифицированных специалистов в области оздоровительной физической культуры // Фундаментальные исследования, 2011. № 10 (2). С. 295-297.

2. Razuvaeva I. Yu. Efficiency of the use of multimedia tools in the learning process for the physical education of students by using means of handball. // Eurasian Journal of Sport Science, 2021. 1(2): Pg. 79-85.

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ Сулейменов А.К.

Сулейменов Амантай Кенесович - полковник, преподаватель, кафедра воспитательной и идеологической работы, Военный институт сухопутных войск им. С. Нурмагамбетова, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: данная статья предназначена для широкого круга читателей, в особенности для молодого поколения, в частности для студентов высших учебных заведений, курсантов военных вузов Республики Казахстан. Показано применение методов теоретического и эмпирического уровней, а также метод реконструкции,

который включает такие педагогические средства, как объяснение и понимание прошедших исторических событий. В статье освещаются этнопедагогические идеи казахской интеллигенции в первой половине XX века. Рассматривается жизненный путь, творчество и просветительская деятельность национальных героев народа Великой степи. Отмечается роль родного, казахского языка и этнопедагогической литературы в развитии просвещения среди простого народа. Подчёркивается большой вклад в развитие и формирование национального воспитания и обучения видных учёных и общественно-политических деятелей: учёного А. Букейханова, публициста, поэта А. Байтурсынова, поэта, писателя М. Дулатова, публициста, педагога М. Жумабаева, педагога и врача Х. Досмухамедова, основоположника казахской литературы С.Сейфуллина поэта и прозаика Ш. Кудайбердиева и других. Основными ценностями, жизненного пути и деятельности великих сынов казахского народа, являются любовь к родной земле, просвещение, национальный менталитет, борьба за свободу и независимость, вера в светлое будущее.

Ключевые слова: казахская интеллигенция, просвещение, воспитание, национальный менталитет, политические репрессии.

Введение

В настоящее время в казахстанском обществе происходит трансформация нравственных ценностей, появление новых «ценностей» чуждых более старшему поколению, современная молодёжь в том числе студенты высших учебных заведений, курсанты военных вузов Республики Казахстан предпочитают более материальные ценности чем духовные. К сожалению, духовные и традиционные, нравственные ценности такие как: патриотизм, любовь к родному языку, национальной культуре, почитание истории, уважение к старшим, честность, преданность и другие остаются на втором плане. Актуальность темы данной статьи обуславливает теоретической и практической значимостью в проведении воспитательной и идеологической работы в ходе учебно-воспитательного процесса с курсантами военных вузов РК.

Осуществлено изучение следующей этнопедагогической литературы: диссертационное исследование доктора исторических наук Казиева С.Ш. «Советская национальная политика и проблемы доверия в межэтнических отношениях в Казахстане. (1917-1991)», по специальности: 07.00.07 - Москва. 2015 г., научная статья Захаров С.В., Муканова А.С., «Формирование казахской интеллигенции», учебник коллектива авторов: Абен Е.М., Ахметжанова Г.К., Бельгибаев С.Т. «Антология социально-политической мысли Казахстана с древнейших времён до наших дней» (в 2-х т.). А., учебник-хрестоматия: Казахской литературы Назаровой О.В., Литвиненко В.В. Часть 1. Астана, 2007, научного материала с Интернет-ресурсов: «Этапы развития казахской народной педагогики - Этнопедагогика». Модуль Научно-методологические основы исследования культуры этносов, «Педагогические взгляды М. Жумабаева, А. Байтурсынова, Ж. Аймауытова», «Политическое наследие деятелей движения «Алаш» и другие источники.

Материалы и методы

Последовательно были применены исторические методы исследования: социально-исторические методы, направленные на установление закономерностей на повторение элементов педагогического процесса в ходе исторического развития казахского этноса. Генетический метод, был направлен на выявление и определение причин и стадий этнопедагогического процесса воспитания у казахского народа. Был использован структурный метод, который направлен на установление отдельных связей и элементов воспитания в казахской семье.

Применялись следующие методы теоретического и эмпирического уровня как: реконструкция - это метод, который включает такие педагогические средства, как объяснение и понимание прошедших событий, изучение трансформации педагогических знаний, на основании работы с этнопедагогической информацией [1].

86

Результаты и обсуждение Результаты исследования показали, что основные теоретические результаты, взятые из источников казахской этнопедагогики подтверждают, что развитие казахской литературы, появления педагогических трудов в первой половине XX века происходило в самых трудных условиях. В это непростое время в Российской империи осложнилась политическая и социальная обстановка. Свободолюбивый, казахский народ подвергся гонению, колониальному давлению и притеснению. В тяжёлый исторический период для нашей страны в то время (Казахская АССР, затем Казахская ССР) представители казахской интеллигенции показали свою политическую зрелость начав борьбу за свободу и просвещение народа. Они нашли в себе внутренние силы и энергию, осудив колонизацию и навязывание русского языка кочевому народу казахской степи. Молодёжь нуждалась в получении образования, у детей простых казахов не было возможности посещать образовательные школы.

Представители казахской интеллигенции - цвет нации: А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, М. Жумабаев, Х. Досухамедов, С. Сейфуллин, Ш. Кудайбердиев, и другие стали лидерами национально-освободительного движения в казахской степи [2].

«В печатных изданиях конца XIX начала XX века «Дала уалаяты» (1889-1902), «ТYркiстан уалаяты» других газетах, регулярно публиковались важные события в культуре, образовании, истории, этнографии казахского народа. В них освещались занятия и учебно-воспитательная работа в школах,которые велись на русском языке» [3, 4. С. 63].

«В данных газетах отмечалось, о том, что обучение в школах проводилось на русском языке, что противоречило педагогическому процессу в казахских школах. Воспитательная практика на территории Казахская ССР в Советский период основывалась на «коммунистической идеологии». Гордые сыны Великой степи - цвет нации стали жертвами так называемого в нашем народе понятия «Личностные жертвы» эти национальные герои отдали свои жизни за будущее казахского народа» [5].

Глубоко осознавая роль родного языка в воспитании и обучении, М. Жумабаев считал его изучение одной из главных задач в жизни казахского народа. Магжан принимал активное участие в разработке методики преподавания казахского языка в аульных и сельских школах. В 1922 году в Оренбурге он подготовил один из первых теоретических трудов по педагогике на родном языке под названием - «Педагогика». Данное учебное пособие является педагогическим трудом, воплощением этнопедагогической идеи и остаётся актуальным и по настоящее время. В этом произведении М. Жумабаев подчеркивал важную роль личности в социальном обществе как объекта педагогического процесса [6].

Ш. Кудайбердиев родился в 1858 году в Чингизских горах ныне Абайский район Восточно-Казахстанской области. Отец Шакарима был старшим братом А. Кунанбаева. Занимаясь обучением под руководством великого мыслителя самостоятельно, Шакарим становится грамотной и образованной личностью в обществе своих современников. Плодотворная деятельность Шакарима в казахской литературе как поэта и прозаика, переводчика и драматурга, историка и философа продолжалась более полувека. Его произведения были изданы отдельными книгами большей частью, до революции, а некоторые уже в годы советской власти. Некоторая часть неопубликованных произведений писателя хранится в рукописном фонде Центральной научной библиотеки [7. С. 302-303].

А. Букейханов (1866-1937) выдающийся, казахский учёный и общественно-политический деятель [8]. А. Букейханов был одним из авторов 18-го тома обширного труда «Россия. Общее географическое описание нашей Родины» [9]. Алихан Нурмухамедович одним из первых, казахских учёных проводил работу над составлением биографии великого казахского поэта Абая Кунанбаева.

А. Байтурсын (1873-1938) выдающийся казахский публицист, поэт, лингвист и общественно-политический деятель родился в местности Сары-тубек нынешней Торгайской области [10]. А. Байтурсын является первым автором казахского алфавита. Он написал такие произведения на родном языке, как: «Оку к¥раль1», «Тш Кералы», «Элшби», «Жана элшпе», «Сауат ашкыш», «Мэдениет тарихы», «Эдебиет таныткыш» и методического пособия «Баяншы».

Важность языкового вопроса является актуальным в нашей стране, что играет ключевую роль в образовании и воспитании молодого поколения, мы можем вспомнить Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана в 2012 году [11]. В нем он отметил: «Мы должны провести модернизацию казахского языка. Надо сделать язык современным, искать консенсус в вопросах терминологии, раз и навсегда решить вопрос о переводе на казахский язык устоявшихся международных и иностранных слов. Этот вопрос не должны решать круг обособленных деятелей... Есть одинаково принятые во всем мире термины, они обогащают любой язык» [11].

С 1905 года А. Байтурсын активно начал свою политическую деятельность. Он участвует в составлении коллективного обращения (требования), в которых говорилось о прекращении принудительного отбора земель у казахов и приостановке потока переселенцев с территории России [12. С. 302]. В процессе политической деятельности он объединил вокруг газеты таких видных представителей казахского народа, как А. Букейханов, М. Дулатов, Ш. Кудайбердиев, М. Жумабаев и других. Благодаря их усилиям, газета сыграла значительную роль в пробуждении сознания казахского народа и была главным национальным общественно-политическим изданием до 1917 г. [12. С. 314].

С. Сейфуллин (1884-1938) один из основоположников казахской литературы, участник революционного движения, государственный деятель. В 1913-1916 годы прилежно учился в Омской учительской семинарии. Одновременно с учебной деятельностью был активным участником молодёжной организации «Бiрлiк». Данное объединение боролось за распространение культурных преобразовании в степи и просвещения простого народа. В 1917 году С. Сейфуллин на территории северного Казахстана (Акмолинске) занимал пост члена президиума Акмолинского совдепа, а также являлся комиссаром просвещения. С. Сейфуллина также постигла суровая участь, как и других представителей казахской интеллигенции [13].

«Выдающийся этнограф, историк и общественный деятель Потанин Н.Г., внесший огромный, научный вклад в изучение Казахстана [14], писал: «...наступят, в будущем, такие времена, когда казахам не стыдно будет в ряду великих народов. Народ, который сочинил «Козы-Корпеш и Баян-с^лу» и воспел самоотверженную любовь Баян, сумеет оценить красоту любви и жизни, и эта духовная субстанция залог великих свершений этого народа, здорового творческого духа будущих поколений казахов. И тогда узнает Европа о казахском народе, давшего миру Шокана, Абая, Ахмета и Миржакипа. Станут казахи автономной, а Кара-Откель столицей Алаша, построят там университет, и будут там учиться сыновья и дочери казахов» [14].

В середине 1980-х годов XX века в Советском Союзе, начались так называемые демократические преобразования, которые привели к социально-политическим изменениям в Казахской ССР. Жертвы колониальной политики, представители казахской интеллигенции такие как: А.Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, Х. Досмухамедов, Ж. Аймаутов, Ш. Кудайбердиев, М. Жумабаев, М.Т ынышбаев, М. Шокай и другие впоследствии были реабилитированы.

Первый Президент Республики Казахстан - Лидер Нации Н.А. Назарбаев отмечал: «Память о трагических страницах нашей истории, о жертвах политических репрессий и голода всегда была, есть и будет для нашего народа священной. Массовые политические репрессии 30-40-х годов ХХ века стали величайшей трагедией для миллионов людей. Жертвами тоталитаризма стали выдающиеся сыны казахского

88

народа - Ш. Кудайбердиев, А. Байтурсынов, С. Сейфуллин, М. Жумабаев, Б. Майлин и многие другие» [15].

Следует отметить необходимость внесения в рабочие учебные программы (силлабусы) по гуманитарным дисциплинам изучения трудов представителей казахской интеллигенции внедрения в учебно-воспитательный процесс военных вузов Республики Казахстан. В свою очередь, учёные Республики Казахстан: К. Жарикбаев, С. Калиев, А. Табылдиев, М. Балтабаев, К. Болеев, С. Узакбаева, Т. Сабиров, М. Курсабаев, М. Оразаев, М. Смаилова в своих научных исследованиях, диссертациях, монографиях, учебниках неоднократно отмечали огромный вклад казахской интеллигенции в развитие Отечественной этнопедагогики.

Автор ранее в своих научной статье отмечал: «духовными нравственными ориентирами для молодёжи могут и должны служить исторические личности, государственные деятели, полководцы, учёные, поэты, музыканты. Деяния ханов, султанов, биев, батыров, творчество акынов, поэтов, сказителей должны быть описаны как фрагменты, эпизоды, вехи одного непрерывного Великого кочевья во времени - многотрудного пути народа в потоке истории» [16]. Выводы

Вклад великих сынов казахского народа, представителей интеллигенции является для нас богатым, духовным наследием. Анализируя национальные идеи А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова, М. Жумабаева, С. Сейфуллина, Ш. Кудайбердиева и других, сквозь призму исторических событий мы невольно задумываемся о сохранении нашей национальной идентичности, родного языка, литературы, культуры, богатой истории, обычаев, обрядов, традиции. Актуальность исследования заключается в том, что подрастающее поколение в том числе, студенты высших учебных заведений, курсанты военных вузов Республики Казахстан должны знать и уважать свою богатую историю, осознать неоценимый вклад ярких представителей казахской, национальной интеллигенции.

Список литературы

1. Методы этнопедагогики [Текст]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/etnopedagogika/metody_etnopedagogiki/ (дата обращения 20.10.2021).

2. Этапы развития казахской народной педагогики Этнопедагогика. Модуль Научно-методологические основы исследования культуры этносов [Текст]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kze.docdat.com/ (дата обращения: 12.10.2021).

3. Казиев С.Ш. Советская национальная политика и проблемы доверия в межэтнических отношениях в Казахстане. (1917-1991годы). дисс. на соиск. степ. д-ра историч. наук: по 07.00.07-этнография, этнология и антропология. [Текст]. Москва.2015.478. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.iea.ras.ru/obrazovanie_dissovet/Kaziev/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0 %B8%D0%B5%D0%B2%20%D0%A1.%D0%A8%208.pdf/ (дата обращения: 18.10.2021).

4. Сулейменов А.К. Роль этнопедагогического наследия в воспитании защитников Отечества [Текст] / А.К. Сулейменов // Инновации в образовании. Москва, 2021. № 1. С. 63.

5. Захаров С.В., Муканова А.С. Формирование казахской интеллигенции [Текст]. С. 42. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer.yandex.kz/view/834330982/?page=1&*=gHQL/ (дата обращения: 18.10.2021).

6. Педагогические взгляды М.Жумабаева, А. Байтурсынова, Ж. Аймауытова [Текст]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/ (дата обращения: 18.10.2021).

7. Назарова О.В., Литвиненко В.В. Казахская литература, учебник- хрестоматия. Часть 1 [Текст]. Астана, 2007. С. 302-303.

8. Дина Нурпеисова (1861-1955 гг.) - Казахи [Текст]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rud.exdat.com. 30.01.2017/ (дата обращения: 19.10.2021).

9. Философские и социально-политические воззрения Шокана Валиханова, Абая Кунанбаева и Шакарима Кудайбердиева [Текст]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://helpiks.org/ (дата обращения 19.10.2021).

10. Политическое наследие деятелей движения «Алаш» [Текст]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studopedia.net 5.01.2017/ (дата обращения: 19.10.2021).

11. Материалы Международного Круглого стола «Современные процессы и механизмы управления образованием» [Текст]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://conference.kazntu.kz/ (дата обращения: 24.10.2021).

12. Абен Е.М., Ахметжанова Г.К., Бельгибаев С.Т. Антология социально-политической мысли Казахстана с древнейших времён до наших дней (в двух томах). [Текст]. Алматы: Институт развития Казахстана, 2002. С. 302, 314.

13. Казахи - исторические личности. Содержание (7/10) [Текст]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://textarchive.ru 29.01.2017/ (дата обращения: 20.10.2021).

14. Рахимов Е.К. Великий гуманист о казахском народе (Обзор цитат Г.Н.Потанина) Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова. [Текст]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kk.convdocs.org/ (дата обращения: 24.10.2021).

15. Репрессии против национальной интеллигенции. 28.05.2016 [Текст]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ttps://pricom.kz/obshhestvo/repressii-protiv-natsionalnoy-intel.html/ (дата обращения: 20.10.2021).

16. Иванов В.В., Сулейменов А.К. Современная практика использования этопедагогического наследия в воспитании курсантов военных вузов [Текст] / В.П. Иванов, А.К. Сулейменов // Мир образования - образование в мире. Москва, 2019. №4(76). С. 64-65.

ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ ВРАТАРЯ В МИНИ-ФУТБОЛЕ Калибаев Ж.Ш.

Калибаев Жанболат Шаисламович - преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье рассматривается техника защиты вратаря в мини-футболе, основные технические приёмы, ошибки, последствия и их исправления, т.к. техника вратаря играет важную роль в футболе.

Ключевые слова: техника, технические приёмы, защита, вратарь, мини-футбол.

Главным оружием футболиста на поле является техника, т.е. умение легко и непринужденно владеть мячом. Техничный футболист даже в одиночку способен обыграть нескольких соперников, создать острый момент у ворот, при необходимости подержать мяч. И это тем более важно, что мини-футбол предъявляет к технической оснащенности играющих повышенные требования. Ведь ограниченность поля для игры и повышенная концентрация игроков требуют от футболистов умения экономно владеть мячом и точно им распоряжаться. Игроку же, от которого мяч отскакивает,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.