Научная статья на тему 'Национальная идея и славизм в его интерпретациях в хорватской исторической науке 30-70-х гг. XIX в.'

Национальная идея и славизм в его интерпретациях в хорватской исторической науке 30-70-х гг. XIX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
342
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная идея и славизм в его интерпретациях в хорватской исторической науке 30-70-х гг. XIX в.»

И. И. Лещиловская (Москва)

Национальная идея и славизм в его интерпретациях в хорватской исторической науке 30-70-х гг. XIX в.

В XIX в. хорватская историческая наука развивалась в тесной связи с состоянием общественной мысли и этапами национально-освободительной борьбы.

Хорватское национально-освободительное движение, развернувшееся в 30-40-х гг. XIX в., протекало под знаком «Великой Иллирии» — образа, созданного воображением загребских деятелей. Она обнимала территорию проживания южных славян, понимаемых как национальное целое. Им был дан этноним «иллиры». По идее Великой Иллирии и само движение получило название иллиризма.

Целью иллиризма в 30-х гг. XIX в. было объединение разрозненных южных славян, прежде всего сербов, хорватов и словенцев, в литературном языке и культуре. Но реальный исторический процесс скорректировал замыслы загребских мечтателей, результатом деятельности которых стали преодоление регионализма отдельных частей хорватского народа и создание основ хорватской национальной культуры Нового времени с общим для хорватов и сербов, благодаря наличию у них единой разговорной базы, литературным языком.

Процесс самоидентификации хорватов и становление в их культуре романтизма обусловили интерес представителей иллиризма к прошлому хорватов, южных славян и славян в целом. Потребности же освободительного движения определили подход к истории как к арсеналу научной аргументации в обоснование национальной парадигмы.

Историческое научное сознание деятелей иллиризма было пронизано мыслью об общности славян, и особенно о единстве в прошлом южных славян, в первую очередь сербов, хорватов и словенцев. Но импульсы общеславянским и южнославянским историческим интересам давала сторонникам движения озабоченность настоящим положением и судьбой хорватского народа. Имела значение и логика развития исторической мысли и науки.

Южнославянская концепция получила выражение в исторических работах деятелей иллиризма с самого начала его развития. Лю-девит Гай, инициатор, организатор и идейный лидер движения, на-

меревался написать «Историю Великой Иллирии». Однако увидели свет в главном национальном литературном органе «Даница илир-ска» лишь статьи Гая «Краткое введение в историю Великой Иллирии» и «Кто были древние иллирийцы?». Автор пытался обосновать генетическую связь южных славян с иллирийцами и тем самым ав-тохтонность славян в Ющ- Восточной Европе. Исторические статьи Гая были ближе к публицистике, чем к науке.

В 1839-1842 гг. вышло четырехтомное сочинение священника И. Швеара «Зеркало Иллириума». Этот большой труд, охватывавший историю южного славянства как единого целого с древнейших времен до 1790 г., раскрывал ее под углом зрения борьбы народа против иноземных поработителей и угнетателей за свободу.

В хорватских повременных изданиях «Даница» и «Коло», в календарях во множестве помещались этнографические материалы с описанием народных обычаев, верований, быта южных славян.

Хорватские национальные деятели, верные идее культурной целостности южных славян, проявили интерес к истории литературы. В 1840 г. вышла книга Д. Селяна «Начало, развитие и значение иллирийской литературы».

Ранние исторические работы деятелей иллиризма представляли собой переработку сочинений своих предшественников и больше походили на рассказы, нежели на исследования. На сочинениях того времени лежал налет воодушевления, проявлявшийся, в частности, в идеализации славянской старины. Хорватская история рассматривалась в комплексе Великой Иллирии, а прошлое южного славянства представлялось как цепь борьбы против чужеземного порабощения.

С начала 40-х гг. XIX в. сторонники иллиризма открыто вступили в политическую борьбу за сохранение «муниципальных прав» Триединого королевства (Хорватии, Славонии и Далмации), реально же за упрочение автономии Хорватии и Славонии в составе Венгерского королевства и воссоединение с хорватскими землями Далмации. Неоднородное по социальному составу и общественной ориентации участников движение в своей либеральной части постепенно вызревало для постановки широких общедемократических задач. При этом оно сохраняло в области культуры южнославянскую объединительную ориентацию.

Серьезное влияние на деятельность сторонников иллирийского движения оказал императорский патент 1843 г. о запрещении в печатных изданиях терминов «иллиры», «иллирийский». Это был удар по объединительной направленности иллиризма, хотя в 1845 г. австрийское правительство, лавируя на политической арене между Венгрией и Хорватией, и разрешило употребление в литературном значе-

нии этих названий. Кроме того, к началу 40-х гг. стало очевидно, что южнославянская программа загребских деятелей не получила должной поддержки со стороны сербов в Княжестве и Южной Венгрии, как и словенцев. Все это способствовало выдвижению на первый план общественной жизни в Хорватии сугубо хорватских национальных задач. Сложившаяся ситуация сказалась на состоянии исторической науки.

В 40-е гг., хотя и раньше на страницах загребских периодических изданий присутствовали в разном виде хорватские исторические сюжеты, деятели иллиризма выпустили ряд крупных исторических работ с отчетливой хорватской проблематикой. Задачам политической борьбы отвечали книги Л. Вукотиновича «Юридическое отношение королевства Славонии к Венгрии» (1845 г.")'и Ф. Жигровича «О праве на самоопределение Хорватии по отношению к Венгрии» (1846 г.). Они давали историческое обоснование самостоятельности Хорватии и Славонии перед лицом Венгрии. Было предпринято квалифицированное научное издание «Закона Винодольского» — исто-рико-юридического хорватского памятника XIII в. Его напечатал в «Коло» за 1843 г. филолог А. Мажуранич, снабдив историческими и филологическими примечаниями, а также толковым словарем. Публикация сразу привлекла к себе внимание ученого славянского мира. В «Данице» и «Коло» увидели свет различные материалы по хорватской истории XVII — первой половины XVIII в.

При всей увлеченности деятелей иллиризма воображаемой Великой Иллирией их интерес всегда был сконцентрирован на своем народе. В те годы история хорватов изучалась и была представлена в двух формах — «иллирийской», то есть синтезированной южнославянской, и самостоятельной национальной.

Годы иллиризма были временем зарождения хорватской исторической науки Нового времени. Она освоила концепцию исторического развития хорватов и южных славян в целом, связанную с идеологией национально-освободительного движения, расширила тематический кругозор исследований, начала осваивать критический метод работы с источниками и впервые проявила себя в работах на общенациональном литературном языке хорватов. Тесно связанная с задачами освободительной борьбы и испытывавшая влияние европейского идейно-художественного процесса, она несла на себе черты романтического образа мышления.

В годы иллиризма историческая мысль южнославянской окраски нередко облекалась в художественную форму. Наиболее крупный хорватский поэт того времени Иван Мажуранич издал стихотворение «Века Иллирии», в котором воспел идиллическое согласие ил-

лиров в древности, их беспримерную борьбу с завоевателями и выразил уверенность в их возрождение. В 1846 г. в альманахе «Искра» была напечатана эпическая поэма того же автора «Смерть Смаил-аги Ченгича», построенная на фактах южнославянской истории XVI в. В ней получили выражение взгляды либеральных деятелей иллиризма на национальную борьбу, социальную справедливость, религиозное равноправие и братство южных славян. Поэма получила широкую известность и впоследствии была переведена на многие языки мира.

Южнославянской идеей были проникнуты первые хорватские оригинальные драматические произведения на исторические темы. В 1839 г. была издана и поставлена на любительской сцене драма Ив. Кукулевича-Сакцинского «Юран и София, или Турки под Сиса-ком», несущая идеи верности родине и единства южных славян независимо от вероисповедания. Д. Деметер для своей трагедии «Теута» (1844 г.) взял материал из истории иллирийских племен III в. до н. э., разделяя иллюзии иллиризма относительно предков южных славян. Автор, показав губительность раздоров в народе и предательства, прославлял борьбу иллирийцев против римских завоевателей.

В 1843-1844 гг. Л. Вукотинович издал несколько исторических повестей под общим названием «Прошлое венгерско-хорватское». Выход этих произведений отразил реальные изменения в курсе иллиризма, выдвижение на первый план хорватских национально-политических задач.

Хорватские писатели, воодушевленные славизмом, обращались к историческому материалу для пропаганды идей сотрудничества и дружбы славян, братства и единства южнославянских народов, их свободолюбия и славы в прошлом. Исторические сюжеты позволяли показать образцы героизма и доблести предков в борьбе с врагами.

Деятели иллиризма проявляли широкие общеславянские научные интересы. В области истории они получили выражение в регулярной публикации в хорватских журналах как заимствованных из славянской и австрийской печати, так и специально написанных славянскими авторами для хорватских изданий работ по истории и этнографии отдельных славянских народов и славянского мира в целом. Но оригинальных работ по истории славян в те годы в Хорватии создано не было. Поэтому в данном случае речь может идти скорее о популяризации руководством иллиризма в хорватском обществе исторических знаний о славянах с целью лучшего познания своего прошлого, а также о реализации идей «славянской взаимности».

В 1836 г. «Даница» познакомила хорватскую общественность с крупной работой чешского ученого П. Й.Шафарика «Мысли об ав-тохтонности славян в Европе». В том же году в загребском журнале

была опубликована большая статья трубадура всеславянства Я. Кол-лара, специально написанная для «Даницы», «О литературной взаимности между славянскими коленами и наречиями». В 1844 г. редакция вновь поместила его работу, проникнутую мыслью о славянской взаимности и просвещении.

В «Данице» публиковались материалы по истории России. Таковы были статьи, заимствованные или составленные на основе австрийской печати: «Возникновение Петербурга», «Монголы под Киевом», исторический рассказ «Ярослав и новгородцы» и др. Редакция журнала нередко печатала в переводе исторические сочинения русских авторов, взятые из чешских и непосредственно из русских изданий. Это были работы Шишкова, Карамзина, Булгарина. Все это способствовало историческому просвещению хорватов на уровне знаний того времени, лучшему пониманию ими родственных народов и межславянскому сближению.

Революция 1848-1849 гг. вызвала подъем хорватского общественно-политического движения, достигшего большого размаха и силы. Внимание общества было сосредоточено на актуальных государственно-политических вопросах, что привело к спаду научной деятельности. Однако с поражением революции, глубоким разочарованием хорватов ее результатами и наступлением неоабсолютизма некоторые хорватские деятели ушли в науку. Среди них был Иван Ку-кулевич-Сакцинский.

Писатель, историк, яркий политический деятель Кукулевич-Сак-цинский был одним из самых активных приверженцев славянской и особенно южнославянской идеи среди хорватов. Он происходил из небогатого дворянского рода, окончил кадетское училище и начинал службу в армии. Выйдя в 1842 г. в отставку и вернувшись в Хорватию, Кукулевич-Сакцинский стал ведущим деятелем либерального крыла национально-освободительного движения.

В годы иллиризма Кукулевич-Сакцинский начал заниматься историей. В1842 г. онвыступйл в «Данице» с большой статьей «Кое-что из истории Великой Иллирии», в которой, в соответствии с загребским постулатом о славянстве древних иллирийцев, пытался представить выдающихся личностей иллирийского происхождения во времена Рима. Их слава, в понимании автора, должна была означать величие самого народа. В 1847г. Кукулевич-Сакцинский вошел в комитет, на который хорватский сабор возложил задачу сбора и издания документов, касавшихся муниципальных прав Триединого королевства. Но в полную силу его научная деятельность развернулась в 50-70-е хт. XIX в.

Либеральный политик и ученый, Кукулевич-Сакцинский подходил к истории с прагматических позиций, стремясь средствами исто-

рической науки способствовать решению современных ему актуальных проблем. Он первый среди хорватских историков осознал важность источников, освоил критический метод в работе с ними и строил свои исследования в опоре на источниковый материал. Ученый был приверженцем анализа причин и следствий исторических явлений, объективности в их освещении и верности изложения исторических фактов.

В 1850 г. в Загребе было основано первое научное историческое учреждение «Общество югославянской истории и древностей» с журналом «Архив югославянской историй». Общество насчитывало в 1851г. 415 членов, в 1856г. - 396, в 1859г. - 467, в 1862-1863гг. -462 члена. Кукулевич-Сакцинский был бессменным его председателем и редактором журнала. Цель институции хорватский историк видел в том, чтобы с помощью исторических трудов содействовать самоосознанию народа и развитию у него национальной гордости. Общество и журнал имели широкую южнославянскую ориентацию. В годы неоабсолютизма, когда в Хорватии была подавлена политическая и общественная жизнь, культурно-просветительное учреждение «Матица иллирская», созданное еще в 1842 г. и устоявшее перед лицом репрессий, и историческое Общество играли важную роль как центры собирания и сосредоточения хорватских национальных сил и научной интеллигенции. В Общество вошли все видные национальные деятели, оставшиеся верными южнославянской идее.

«Общество югославянской истории и древностей» проводило работу в разных направлениях. Кукулевич-Сакцинский составил вопросник (30 пунктов), охватывавший широкий спектр исторических знаний от археологии и топонимики до искусства и народных обычаев. Ответы, поступавшие из разных краев проживания южных славян, были опубликованы в журнале «Архив». Общество занималось также сбором разного рода «старины» и книг, которые затем были переданы Национальному музею в Загребе.

Но главным делом Общества было издание «Архива». По существу это были продолжавшиеся сборники. Они включали разного рода исторические материалы по географии, юриспруденции, церкви, политике, этнографии, литературе южных славян. Концепция «Архива» подкреплялась изданием в нем сербских текстов кириллицей и работ словенских авторов — на словенском языке. Из-за финансовых трудностей и в связи с издательской деятельностью основанной в 1867 г. Югославянской академии наук и искусств журнал в 1875 г. прекратил существование. А само историческое Общество в 1878 г. было преобразовано в «Хорватское археологическое общество» с научным изданием «Вестник Хорватского археологического общества».

Существенной стороной научной деятельности Кукулевича-Сак-цинского были собирание и публикация источников. В 1851-1857 гг. он совершил длительные путешествия, работал в библиотеках и архивах, в том числе венских и венецианских, с целью сбора материала по истории и памятников южных славян. В центре внимания ученого были вопросы государственно-правового развития хорватских и других южнославянских земель. Проблематика его исследований диктовалась запросами национально-освободительной борьбы. Вместе с тем он включил в сферу научного изучения историю искусства и проявлял интерес к народному движению на славянском юге.

В 1854г. Кукулевич-Сакцинскийв работе «События Медведграда с очерком» впервые на основании источников дал целостное освещение крестьянского восстания, развернувшегося в 1573 г. на территории Хорватии и Словении. Автор подошел к пониманию его причины в тяжелом положении простого народа. К числу наиболее значительных исследований Кукулевича-Сакцинского относится четырехтомный «Словарь югославянских деятелей искусств», вышедший в 1858-1860 гг.

С начала 60-х гг. XIX в. в условиях общей активизации либеральных и демократических сил в Австрийской империи поднялась новая волна хорватского национально-освободительного движения. Кукулевич-Сакцинский, являвшийся тогда загребским великим жупаном, напористо включился в политическую борьбу в качестве ведущего деятеля созданной в 1863 г. «Самостоятельной национальной партии». Он не утратил приверженности идее славизма и южнославянского единства, но она была подчинена принципу решения хорватского национального вопроса в границах Австрийской империи в опоре на Австрию, при отделении Хорватии от Венгрии.

Политическая позиция сказалась на научной деятельности Кукулевича-Сакцинского, которая получила преимущественно хорватский исторический вектор. В 1861-1862 гг. в связи с обострением вопроса о статусе Хорватии он издал три тома документов, куда вошли акты хорватской государственности с IX в. до 1848 г., «Jura regni Croatiae, Dalmatiae et Slavoniae». Эта фундаментальная публикация имела большое научное значение, расширив возможности историков для изучения положения Триединого королевства на протяжении тысячелетия, и отвечала политической задаче дня — обоснованию права Хорватии на собственную государственность перед лицом Венгрии и в Австрийской империи в целом. Она не утратила научной ценности до настоящего времени.

В 1863г. Ив. Кукулевич-Сакцинский с помощью М. Месича и И. Ткалчича издал сборник рукописных памятников XII-XVI вв., написанных на народном языке глаголицей и частично кириллицей, —

«Acta croatica». Это было уникальное печатное собрание древнехор-ватских текстов.

В том же году по инициативе Кукулевича-Сакцинского «Общество югославянской истории и древностей» торжественно отметило тысячелетний юбилей деятельности славянских просветителей Кирилла и Мефодия и выпустило по этому случаю сборник «Тысячелетие славянских апостолов свв. Кирилла и Мефодия».

В 1874-1875 гг. ученый выпустил собрание хорватских документов VI-XII вв. в двух томах «Codex diplomaticus regni Croatiae, Dal-matiae et Slavoniae». Историк работал над ним более четверти столетия. В него вошли документы, почерпнутые из 12 архивов и библиотек хорватских земель. Документальные издания Кукулевича-Сак-цинского, соответствовавшие в основном нормам критической публикации источников, создали солидную и доступную источниковую базу для развития медиевистики, прежде всего хорватской.

Кукулевич-Сакцинский написал ряд крупных исследовательских работ по хорватской истории. В 1863 г. он выпустил монографию «Борьба хорватов с монголами и татарами». В ней историк стремился показать, что героическая борьба хорватов остановила татарское нашествие на Западную Европу и оградила ее от опустошения и уничтожения культуры. Однако идейная заданность книги, а также не всегда критическое отношение автора к фольклору и работам отечественных историков XVI-XVIII вв. определили ее место лишь как факта историографии.

Исходя из решающей роли личности в истории человечества, Кукулевич-Сакцинский опубликовал в двух книгах «Архива» крупную работу «Хорватские писатели с этой стороны Велебита, жившие в первой половине XVII в.» (1868,1869 гг.). В ней были представлены подробные биографии не только литераторов, но и историков. Среди хорватов Кукулевич-Сакцинский особо выделил «хорватско-русско-го писателя» Юрия Крижанича, представлявшего «великий принцип национального и церковного единства всех славянских племен», инициаторов заговора против австрийского господства Петра Зрин-ского— носителя идеи самостоятельности своей земли и народа и бана Николу Зринского, воплотившего «принцип государства венгерского или мадьярского». В этих характеристиках получило выражение культурное и политическое кредо автора. Исследование жизни и деятельности выдающихся представителей хорватского народа Кукулевич-Сакцинский завершил в биографическом сборнике «Знаменитые хорваты прошлых веков» (1886 г.).

Хорватский историк был полон желания дать подробное описание Триединого королевства. Однако этот замысел осуществился

лишь частично. В 1869 и 1870 гг. в трех выпусках вышла его работа «Некоторые крепости и города Хорватского королевства». Источниковедческий характер носило его исследование «Надписи средневековые и нового времени на общественных и частных зданиях и т. д. в Хорватии и Славонии» (1891 г.). Таланту и перу Кукулевича-Сак-цинского принадлежали и другие работы — статьи о Паннонии римского периода, в древней истории которой он находил следы славянской жизни, об обряде коронования первых правителей у болгар, хорватов и сербов, об участии хорватов в европейских войнах, а также жизнеописания, в частности первого хорватского короля Томи-слава, наконец, заметки историко-топографического характера.

Много лет Кукулевич-Сакцинский возглавлял «Матицу иллир-скую» (1851-1858 гг.), позднее «Матицу хорватскую» (1874-1889 гг.), поддерживавшую живые связи в славянском мире. Он участвовал в создании Югославянской Академии наук и искусств (1867 г.). Широкие славянские интересы Кукулевича-Сакцинского получили также выражение в активных личных контактах ученого с русскими и другими славянскими деятелями науки. Он был избран иностранным членом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, почетным профессором Харьковского, Киевского и Петербургского университетов. Российское правительство наградило его орденом Св. Владимира III степени. Кукулевичу-Сакцинскому были возданы почести за вклад в науку и межславянское сотрудничество.

Организаторская, публикаторская и исследовательская деятельность Ивана Кукулевича-Сакцинского означала качественный сдвиг в состоянии хорватской исторической науки. Благодаря знаниям и таланту ученого, она вышла на уровень европейских исследований. Идейный последователь иллиризма Кукулевич-Сакцинский,- более глубоко проникнув в генетическое родство, течение жизни и общественную ситуацию, утвердил характерную черту хорватской исторической науки в XIX в. — изучение истории и культуры хорватского народа в этнокультурном пространстве славян, и южных славян в особенности.

Крупным представителем хорватской историографии 60-70-х гг. XIX в. был Франьо Рачкий (1828-1894 гг.). Он окончил венский университет, был каноником. Епископ Й. Ю. Штроссмайер и Рачкий выступили идеологами и руководителями Национально-либеральной партии — ведущей политической группировки в Хорватии 60-х гг., которая выступала за объединение и самостоятельность хорватских земель в составе Австрийскей империи, перестроенной на федеративных началах, но конечной целью имела образование независимого южнославянского государства. Продолжая заложенную иллириз-

мом традицию, Рачкий был в публицистических работах горячим пропагандистом идей южнославянской общности и солидарности славян.

Ф. Рачкий совместно с В. Ягичем и Й. Торбаром издавал научный журнал «Книжевник» («Писатель», 1864-1866 гг.). С именами Штросс-майера и Рачкого было связано учреждение Югославянской Академии наук и искусств. В течение 20 лет Рачкий возглавлял ее на посту президента. Академия и основанный в 1874 г. в Загребе университет стали главными центрами исторической науки в Хорватии.

Работая в течение трех лет в архивах Италии, Рачкий ввел в научный оборот новый круг источников по средневековой хорватской истории. Большое внимание он уделял критической оценке исторических текстов. Подлинным вкладом в хорватскую медиевистику стали изданные Рачким сборник документов раннесредневековой хорватской государственности «Documenta historiae croaticae periodum antiquam illustranta» (1877 г.), публикации материалов о заговоре П. Зринского (1873 г.) и крестьянском восстании 1573 г. (1875 г.).

Рачкого интересовало прежде всего средневековье как период государственной независимости хорватов и южных славян в целом и борьбы за ее сохранение. Свои многочисленные исследования он посвятил государственной традиции и территориальной целостности хорватских земель. Политическим целям служили его книги «Отрывки из хорватского государственного права в период народной династии» (1861 г.), «Риека в отношении Хорватии» (1867 г.), «Движение на славянском юге в конце XIV — начале XV вв.» (1868 г.), «Борьба южных славян за государственную независимость в XI в.» (1873-1875 гг.) и др. Важным достижением хорватской медиевистики стал фундаментальный труд Рачкого «Богомилы и патарены» (1869-1870 гг.). В нем йсторик раскрыл идейные связи Балкан с южной Францией и Италией и показал движущую силу богомильства — «низшие слои народа». Благодаря фактическому материалу, явившемуся результатом строго критического отбора и анализа источников, и тонким исследовательским наблюдениям монография Рачкого не утратила научного значения до наших дней. Он выступал по вопросам источниковедения и написал первый обзор истории хорватской исторической науки «Очерки хорватской историографии с 1835 до 1885 гг.» (1885 г.). Ему принадлежали и другие труды.

Ф. Рачкий открыл в отечественных и зарубежных архивных хранилищах массу новых исторических материалов, опубликовал и использовал их в своих исследованиях, упрочив источниковые основы хорватской исторической науки. Он расширил тематику научных работ и создал труды, в которых аналитическое отношение к старой

литературе и источникам сочеталось с глубоким проникновением в сущность исторических явлений.

В 30-70-х гг. Х1Хв. сложилась хорватская историческая наука Нового времени. Были предприняты фундаментальные издания документов по средневековой истории Хорватии и других южнославянских земель. Появились труды, посвященные внутренней жизни Хорватии в эпоху средневековья, но в основном исторической государственной традиции и борьбе хорватов и остальных южных славян за государственно-политическую самостоятельность. В третьей четверти XIX в. в Загребе были учреждены первые научные организации и журналы, ставшие организационными центрами исследовательской работы.

Характерной особенностью хорватской исторической науки в рассматриваемое время было равновесие в ней хорватской национальной и южнославянской, общеславянской идей. Исследование отечественной истории было тесно сопряжено с изучением прошлого южных славян и славян в целом. Исторические труды имели не только научное, но и широкое общественное значение. Они были призваны повысить авторитет и весомость хорватского народа вкупе с южными славянами и в контексте славянского прошлого, утвердить его правоспособность, показать величие и славу, которые ставили его в один ряд с другими европейскими народами.

Общеславянский и особенно часто практиковавшийся южнославянский подход к изучению прошлого хорватов расширял горизонт научного видения, позволял комплексно представлять события на славянском юге, расширял тематику и источниковую базу исследований. Но он имел и существенный недостаток в случаях недифференцированного освещения истории южного славянства — утрату специфики и неповторимости хорватского прошлого.

В 30-70-е гг. XIX в. хорватская историческая наука стала фактором укрепления хорватской нации, расширения и упрочения ее связей с другими славянскими и особенно южнославянскими народами, борьбы за общественный прогресс и национальное равноправие.

Литература

Riznica ilirska. 1835-1985. Zagreb, 1985.

Лещиловская И. И. Иллиризм. М., 1968.

Hrvatski narodni preporod. Zagreb, 1985.

SidakJ. Kroz pet stoljeca hrvatske povijesti. Zagreb, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.