ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES
Научная статья УДК 342
DOI 10.33184/pravgos-2022.3.16
ВОРОНКОВ Кирилл Ильич
Нижегородский государственный университет им. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия; e-mail: [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-4846-7331
Original article
VORONKOV Kirill Ilyich
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia.
ИСМАГИЛОВ Рашид Фаатович
Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-7913-528X
ISMAGILOV Rashid Faatovich
Saint Petersburg, Russia.
САЛЬНИКОВ Михаил Викторович
Юридический институт, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-0879-6085
SAL'NIKOV Mikhail Viktorovich
Law Institute, Saint Petersburg, Russia.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ДОБРА И ВСЕОБЩЕГО СОЮЗА КАК ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
THE NATIONAL IDEA OF GOODNESS AND GENERAL UNION AS A POSSIBLE OPTION OF THE STATE IDEOLOGY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В современных условиях ни одно государство не может существовать без национальной идеи, которая определяет основные направления его развития и выражается в государственной идеологии. Цель данной статьи заключается в определении национальной идеи, лежащей в основе российской суверенной государственно-правовой идеологии, что обусловлено современной политикой лидеров российского государства, которая должна быть адекватной вызовам сегодняшних глобальных процессов. Методы: диалектической логики, описания, системного и структурного анализа, сравнения и обобщения. Результаты: предпринята попытка обоснования необходимости национальной идеи добра и всеобщего союза, предложено рассматривать ее в качестве возможного варианта государственно-правовой идеологии. Установлено, что философия права Ф.М. Достоевского исходила из принципов человеческого всеединства, гуманизма. Сделан общий вывод о необходимости закрепления национальной идеи и суверенной государственно-правовой идеологии в законодательстве Российской Федерации.
Abstract. In modern conditions, no state can exist without a national idea, which determines the main directions of its development and is expressed in the state ideology. The purpose of this article is to determine the national idea underlying the Russian sovereign state law ideology, which is due to the modern policy of the leaders of the Russian state, which should be adequate to the challenges of today's global processes. Methods: the authors apply such methods as dialectical logic, description, system and structural analysis, comparison and generalization. Results: an attempt is made to substantiate the necessity of the national idea of goodness and general union. Proposals for its consideration as a possible variant or the state law ideology are formulated. It is established that the philosophy of law of F.M. Dostoevsky proceeded from the principles of human unity, humanism. The general conclusion is made about the need to consolidate the national idea and sovereign state law ideology in the legislation of the Russian Federation.
©Воронков К.И., Исмагилов Р.Ф., Сальников M.B., 2022
117
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, национальная идея, государственная идеология, государственная политика
Для цитирования: Воронков К.И. Национальная идея добра и всеобщего союза как возможный вариант государственной идеологии в Российской Федерации / К.И.В оронков, Р.Ф. Исмагилов, М.В. Сальников //Правовое государство: теория и практика. - 2022. - № 3. -С. 117-123. 00110.33184/ргаудо5-2022.3.16.
Keywords: F.M. Dostoevsky, national idea, state ideology, state policy
For citation: Voronkov K.I., Ismagilov R.F., Sal'nikov M.V. The national idea of goodness and general union as a possible option of the state ideology in the Russian Federation. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika = The Rule-of-Law State: Theory and Practice, 2022, no. 3, pp. 117-123. DOI 10.33184/pravgos-2022.3.16. (In Russian).
Введение
В контексте поиска путей гармонизации частных и общественных интересов, в условиях роста глобальной нестабильности как мировой, так и национальной экономики, пандемии, затронувшей весь мир, проводимой политики западных стран по дискредитации Российской Федерации в мировом сообществе определение национальной идеи, лежащей в основе суверенной государственно-правовой идеологии, является критически важной задачей. Проводимая политика лидеров российского государства должна быть адекватна вызовам глобальных процессов. На фундаментальном уровне прослеживается ее связь с национальной идеей. Всемирно-историческое предназначение России всегда используется Президентом РФ в качестве весомого аргумента для обоснования значимых политических решений.
Национальная идея
К середине 2010-х годов в российском обществе начал складываться ценностный консенсус, опирающийся на многовековые традиции российской правовой культуры. Суть этого консенсуса в признании ценностных оснований права и, соответственно, права, государства, суверенитета в качестве базовых социально-нравственных ценностей. Зафиксировать этот национальный консенсус, своего рода аналог нового общественного договора, можно только посредством радикальной конституционной реформы - посредством принятия новой Конституции или, по крайней мере, новой редакции действующего Основного закона. А это, в свою очередь, ставит перед отечественными правоведами задачи, по масштабу сравнимые с тектоническими изменениями в общественном сознании. Речь идет о задачах разработки суверенной российской правовой идеологии и суверенной русской философии права на основе традиций классической философии права [1, с. 175].
В 2017 г. научно-практический журнал «Юридическая наука: история и современность» на своих страницах развернул дискуссию на тему «Право и революция» [2, с. 1]. Дискуссия началась публикацией статьи современного классика теории государства и права доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации и почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации В.В. Лазарева. Он утверждает, что «мы постоянно проигрываем, разоружаясь идеологически. Мы перестали критически анализировать западную правовую идеологию» [3, с. 31]. С данным тезисом автора невозможно не согласиться.
Любое государство не может существовать без движущей и определяющей направление его развития национальной идеи, выражающейся в государственной идеологии, так как по своей сути государство - это тоже идея: идея объединения, идея правопорядка, идея безопасности, идея власти. В ситуации отсутствия собственной национальной идеи и государственной идеологии Россия может попасть под чуждое идеологическое влияние, насаждаемое нашим гражданам. Такими примерами могут служить узаконенный и приемлемый в ряде стран однополый брак, усыновление детей однополыми партнерами и другие признаваемые за рубежом ценности. Полный отказ от идеологии ведет к неизбежному регрессу развития страны. Лежащая в основе государственной идеологии национальная идея представляет собой необходимое условие сохранения русского народа и государства.
Государственно-правовая идеология определяет смысл, назначение, сущность и приоритеты, функции, базовые ценности, цели, принципы государства. Она должна соответствовать идеалам народа, его традициям, историческим ценностям, менталитету, духу объединенной нации. Ценности, заложенные в основе патриотизма и любви к своей Родине, являются главенствующими для любого человека. Любовь к России выступает вечной
118
движущей силой развития страны. Подлинный государственный суверенитет выражается в наличии и продвижении собственной идеологии, основанной на самобытном пути российского государства.
Почти весь 2017 год на страницах журнала «Юридическая наука: история и современность» велась дискуссия, в которой приняли участие авторитетные ученые столичных вузов, в частности МГУ им. М.В. Ломоносова и МГЮА(У) - профессора С.М. Шахрай, А.Г. Хабибулин и A.B. Корнев, ученые из Санкт-Петербурга - профессора P.A. Ромашов и Р.Б. Булатов. Не остались в стороне от дискуссии и представители политической элиты России. В ней принял участие известный государственный и политический деятель первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству, член бюро Президиума Ассоциации юристов России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации А.И. Александров. Большой интерес вызвали также идеи профессоров Санкт-Петербургского университета МВД России Я .Л. Алиева и Ю.В. Аманацкого. Ученые проанализировали реальное состояние развития России накануне Первой мировой войны, причины ее падения в бездну революции, мифы и попытки фальсифицировать и очернить историю нашего Отечества, последствия, уроки и возрождение государства. Участники дискуссии пришли к выводу, что Конституция РФ не содержит норму, определяющую государственно-правовую идеологию. Более того, в ст. 13 она провозглашает идеологический плюрализм.
Под общенациональной идеей, охватывающей весь многонациональный народ России, понимается идея добра и всеобщего союза, основанного на патриотизме и любви к своей Родине, соединяющего национальности и побуждающего к сотрудничеству граждан всех стран мира. Идея добра и всеобщего союза подразумевается во всех сферах человеческой жизни. В экономической сфере это союз всех видов собственности, в брачно-семейных отношениях - союз мужчины и женщины в целях осуществления совместного быта, в общественных отношениях - союз государства, гражданского общества и народа, во внешних отношениях - союз российского народа с гражданами других стран, в духовной сфере - союз всех видов религий, служащих, наряду с правом, социальным регулятором общественных отношений, в политической сфере - союз и
плюрализм политических партий, государственных идеологий, многообразие мнений. В связи с этим предполагается, что XXI век может протекать в развитии глобального масштаба, основанного на принципах всеобщего мира взаимосвязанных союзных суверенных наций и культур. Проводимая внешняя политика ведущих цивилизованных стран может быть основана на принципах и идеалах нравственности, добра, всеобщего союза, признания прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности, отождествлении права с идеей всеобщей справедливости. Демократические принципы идеологического плюрализма, закрепленные в Конституции РФ, предполагают признание альтернативных государственных идеологий, закрепленных в основополагающих законах других стран. Национальная идея добра и всеобщего союза в этом случае адекватно вписывается в концепцию непротиворечия российской идеологии другим государственным идеологиям.
Идеалы гуманизма, разработанные Ф.М. Достоевским, основанные на принципах патриотизма, абсолютного добра, идее единства нации, несомненно, являются актуальными и в настоящее время. Современное российское общество ответственно перед каждым гражданином, поскольку государство, будучи не только социально-правовым механизмом, является «живым» нравственным субъектом общественных отношений. Сила нации состоит в ее духовном развитии, в складывающихся веками традициях, в формировании и укреплении государственного суверенитета. Идеалы сильной, суверенной и глубоко нравственной в своих основах нации выступают драйверами развития страны. Значение русского национального духа придает силы нашим национальным ценностям.
О гуманизме
Гуманизм в настоящее время представляет собой общепризнанную идею, общий смысл которой можно выразить так: «человек - это высшая ценность». Человек в гуманизме выступает как мера всех вещей. Это означает, что с точки зрения благополучия человека оценивается все, что его окружает. За основу функционирования государства и права, развития общества берется человек как существо социальное, реализующее свои потребности в обществе [4, с. 198-205].
В 2021 г. в издательстве Фонда «Университет» в Санкт-Петербурге вышла работа
119
известныхроссийскихученых и государственных деятелей докторов наук А.И. Бастрыкина, одного из авторов настоящей статьи - Р.Ф. Исмагилова, и В.П. Сальникова «Идея добра в творчестве Ф.М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права» [5]. В этом фундаментальном труде раскрывается идея Ф.М. Достоевского о философии права. Основное внимание уделяется трактовке Ф.М. Достоевским основополагающих метафизических, фило-софско-правовых, философско-религиозных, историософских идей: бытия, свободы, человека, души, русского народа и его ценностей, семьи, права, справедливости, исторического предназначения России, освещается жизненный путь великого писателя, анализируется опыт освоения его наследия русской и европейской философской мыслью Х1Х-ХХ вв. Авторы анализируют идею добра в творчестве великого русского писателя и примеряют ее к современному идеологическому дискурсу.
В философии Ф.М. Достоевского идея народа обретает конкретность через причастность двум идеям: идее «максимума» духовного бытия - идее Бога, и идее «минимума» духовного бытия - идее земли, почвы. Синтез этих двух идей, собственно, и определяет особенность бытия народа [6, с. 177]. В монографии обосновывается единство личности и народа, раскрывается внутренняя взаимосвязь российского государства, анализируется историческое предназначение русского народа, освещается жизненный путь Ф.М. Достоевского. Выдающаяся работа, посвященная идее добра в творчестве Ф.М. Достоевского, опубликованная А.И. Бастрыкиным, Р.Ф. Исмагиловым и В.П. Сальниковым, может быть расценена как методологическая основа, руководящая идея для разработки национальной идеи и суверенной государственно-правовой идеологии. Очевидно, что без современной российской правовой идеологии вся система суверенитета российского общества и государства будет уязвима для внешнего влияния. Перспектива развития государства и общества на основе традиционных ценностей народов России, выявленная авторами, несомненно, найдет свое отражение в современной действительности. Современный российский народ, как высшая ценность бытия и как высшая социальная ценность, в конечном итоге должен осознать необходимость наличия и закрепления в законодательстве Российской Федерации национальной идеи.
В России наблюдается процесс единения самых разных народов и культур.
Гармония, складывающаяся в отношениях между многочисленными народами России, в их широкой, открытой душам других народов культуре, на протяжении всей истории российского государства выступала связующим звеном между Востоком и Западом. В ее основе заложен принцип всеобщего идеала человека как высшей ценности. По этой причине Европа в лице Российской Федерации выступает главным партнером во взаимоотношениях с другими странами.
Специфический путь дальнейшего развития России будет возможен через различные реформы гражданского общества ввиду усложнения общественных отношений. Демократические традиции, заложенные в основу самоуправления в России, будут способствовать комплексному и системному характеру преобразований. Государственно-правовая деятельность по подготовке и осуществлению широкомасштабных и всесторонних реформ в России целенаправленно, комплексно и теоретически обоснованно позволит решить острую проблему отсутствия национальной идеи. Разработка основ суверенной идеологии в значительной мере определит характер будущих масштабных реформ. Конкретный образ национальной идеи обуславливается высокой степенью развития современного гражданского общества. Кардинальные сдвиги в общественном правосознании позволяют констатировать высокий уровень правовой культуры у современных российских граждан. Как верно заметил профессор В.В. Лазарев, «Правовое сознание общества состоит из сложной совокупности взаимно переплетающихся представлений, понятий, категорий, принципов, концепций, теорий» [7, с. 27].
Проводимый Президентом РФ В.В. Путиным курс, направленный на постепенное, поэтапное реформирование всех сфер общественной жизни, основывается на новых нравственных принципах, применяемых ко всем без исключения слоям общества. В 2002 г. в своем третьем Послании Федеральному Собранию В.В. Путин заявил: «Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной. Чтобы жить в ней было комфортно и безопасно. Чтобы люди могли свободно трудиться, без ограничений и страха зарабатывать для себя и для своих детей. И чтобы они стремились ехать в Россию, а не из нее. Воспитывать здесь своих детей, строить здесь свой дом»1.
1 Послание Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская юстиция. 2002. № б. С. 2-3.
120
В 2003 г. Президент обозначил необходимость консолидации общества вокруг базовых общенациональных ценностей и задач. К таким ценностям он отнес целостность страны, мир в государстве, стабильную жизнь, обращение к традиционным ценностям, сохранение уникального сообщества народов при сильных позициях страны в мире. В.В. Путин подчеркнул, что именно такая консолидация общества способствует противостоянию основным угрозам.
Социальная функция государства
С начала 2000-х годов и вплоть до кризисного 2008 г. было сделано многое для более эффективной реализации государством социальной функции: увеличивались расходы на социальную сферу, была сформулирована Программа приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Жилье». В 2008 г. Распоряжением Правительства РФ была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., одной из целей которой было установлено определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан. Было заявлено о начале перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, делался акцент на развитии человеческого потенциала. В Концепции утверждалось, что реализация провозглашенных стратегических целей «требует достижения социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижения социального неравенства. Меры, обеспечивающие решение данных задач, должны быть направлены на гармонизацию действий рынков, государства, семьи в области повышения уровня и качества жизни населения, создания в России общества равных возможностей. Для этого, в свою очередь, потребуются модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения. Необходимо обеспечить формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей помимо социальной защиты функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех, в том числе для
социально уязвимых категорий населения»2. Таким образом, Концепция заложила основы трансформации политики российского государства, которые получили свое развитие в последующие годы.
В 2013 г. был принят новый базовый Закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который закрепил принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг. Среди принципов, закрепленных в данном законе, значатся адресность предоставления социальных услуг, равный доступ, конфиденциальность и др. Закон определил широкий перечень видов социальных услуг, в том числе социально-психологических, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде; социально-педагогических, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; социально-трудовых, направленных на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности3.
Современное государство при осуществлении политики опирается и на институты гражданского общества. Так, анализируемый закон включил в систему социального обслуживания негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги.
В целях «дальнейшего стимулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, направленной
2 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»] : распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82134/ (дата обращения: 09.06.2022].
3 Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : федер. закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (ч. I], ст. 7007.
121
на решение социальных проблем, развитие гра жданского общества в Российской Федерации» Указом Президента РФ от 8 августа 2016 г. № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг» было закреплено 21 приоритетное направление деятельности в социальной сфере1.
Постановление Правительства РФ от 27 октября 2016 г. № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезныхуслуг и критериев оценки качества их оказания» конкретизирует утвержденные Указом Президента РФ от 8 августа 2016 г. приоритетные направления перечнем, состоящим из 21 общественно полезной услуги2.
В Послании Федеральному Собранию 2020 г. Президент РФ обратил внимание на то, что Россия должна и дальше развиваться как правовое социальное государство, «в котором высшей ценностью являются свободы и права граждан, достоинство человека, его благополучие. И конечно, в любом случае, при любой ситуации и на всей территории страны должны исполняться социальные обязательства государства»3.
В июле 2020 г. «в целях осуществления прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека» Президентом РФ были определены 5 национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г.: «сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация», и установлены четкие целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 г.4
1 Собрание законодательства РФ. 2016. № 33, ст. 5164.
2 Российская газета. 2016. № 251.
3 Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15.01.2020 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/62582 (дата обращения: 09.06.2022].
4 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 09.06.2022].
Заключение
Проводимая модернизация в широком контексте догоняющего развития, выразившаяся в необходимости кардинальных изменений в экономической, социальной, правовой политике, позволит решить задачи поддержания в обществе режима законности, выступает определенной формой контроля за социальными процессами. Совершенствование таких мер является одной из важных задач, стоящих перед государством в рамках политики по охране правопорядка и обеспечения прав и свобод человека и гражданина на своей территории. Реализация проводимой модернизации на конструктивной основе вписывается в рамки действующего правового режима.
Универсальность концепции добра и всеобщего союза придает значительный импульс для мировой гармонии. Глубокие интерпретации человеческого наследия, анализ каждого шага всемирной и российской истории выражается в понимании народом смысла идей гуманизма, о которых высказывался Ф.М. Достоевский. Мера этого понимания определяет пути и динамику развития государства и человека. Высшая нравственная идея находит практическое воплощение в особенной форме нашего исторического государства, является всеобщим основанием развития страны, определяет место России в истории человечества. Высший идеал общественных отношений есть внутреннее свободное единство всех людей, осознание их общей ответственности. Конечно, для него нужны уступки со всех сторон. Только так можно достигнуть состояния «всемирного братства», заключающегося в солидарной ответственности людей. Если же противоречащие друг другу элементы социальной жизни по существу своему непримиримы, то это означает, что никакими усилиями человеческой воли невозможно достичь абсолютной рационализации социальных отношений. В этом суть нового способа построения общества, суть сближения мира с народом России. Ценности духовности и патриотизма, семьи, веры в государство, честности, собственности, нравственного достоинства личности являются моральным оправданием суверенитета российского государства, его основой и его целью. Указанные ценности выступают трансцендентальным основанием социального мировоззрения в образе современного российского государства.
122
Список источников
1. Сальников В.П. К вопросу об историко-философских основаниях суверенной философии права как формы выражения национальных социально-правовых ценностей / В.П. Сальников, С.И. Захарцев, Д.В. Масленников, А.И. Морозов // Мир политики и социологии. - 2018. - № 11. -С. 174-180.
2. Приглашаем к дискуссии «О государственно-правовой идеологии» в связи со статьей-презентацией классика теории государства и права, доктора юридических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, Почетного работника высшего профессионального образования российской Федерации В.В. Лазарева «Идеологическое сопровождение современного правосудия» // Мир политики и социологии. - 2019. -№ 4. - С. 11-16.
3. Лазарев В.В. Идеологическое сопровождение современного правосудия / В.В. Лазарев // Мир политики и социологии. - 2019. -№4,- С. 17-32.
4. Евдеева Н.В. Гуманизм: общетеоретический аспект и его конституционная реализация / Н.В. Евдеева // Мир политики и социологии. - 2015. - № 1. -С. 198-205.
5. Бастрыкин А.И. Идея добра в творчестве Ф.М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права (к 200-летию Ф.М. Достоевского] / А.И. Бастрыкин, Р.Ф. Исмагилов, В.П. Сальников. - Санкт-Петербург : Фонд «Университет», 2021. - 380 с.
6. Бастрыкин А.И. Взаимосвязь идеи абсолютного добра и свободы человека в философии права Ф.М. Достоевского / А.И. Бастрыкин, Р.Ф. Исмагилов, В.П. Сальников // Юридическая наука: история и современность. - 2021. -№ 6.-С. 176-181.
7. Лазарев В.В. Идеологические страсти на конституционном уровне / В.В. Лазарев // Мир политики и социологии. - 2019. -№9,- С. 25-33.
References
1. Sal'nikov V.P., Zakhartsev S.I., Maslennikov D.V., MorozovA.I. On the issue of the historical and philosophical foundations of the sovereign philosophy of law as a form of expression of national social and legal value. Mir politiki i sociologii = World of Politics and Sociology, 2018, no. 11, pp. 174-180. (In Russian],
2. We invite you to the discussion «On State Law Ideology» in connection with the article-presentation of the classic of theory of state and law, Doctor of Law, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation V.V. Lazarev «Ideological support of modern justice». Mir politiki i sociologii = World of Politics and Sociology, 2019, no. 4, pp. 11-16. (In Russian],
3. Lazarev V.V. Ideological support of modern justice. Mir politiki i sociologii = World of Politics and Sociology, 2019, no. 4, pp. 17-32. (In Russian],
4. Evdeeva N.V. Humanism: the theoretical aspect of the constitutional implementation. Mir politiki i sociologii = World of Politics and Sociology, 2015, no. 1, pp. 198-205. (In Russian],
5. Bastrykin A.I., Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Ideya dobra v tvorchestve F.M. Dostoevskogo i ee vliyanie na razvitie filosofii prava (k 200-letiyu F.M. Dostoevskogo] [The idea of goodness in the works of F.M. Dostoevsky and its influence on the development of the philosophy of law (to the 200th anniversary of F.M. Dostoevsky]]. Saint Petersburg, Fond «Universitet» Publ., 2021. 380 p.
6. Bastrykin A.I., Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. The relationship between the idea of absolute goodness and human freedom in the philosophy of law of F.M. Dostoevsky. Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost' = Legal Science: History and the Presence, 2021, no. 6, pp. 176-181. (In Russian],
7. Lazarev V.V. Ideological passions atthe constitutional level. Mir politiki i sociologii = World of Politics and Sociology, 2019, no. 9, pp. 25-33. (In Russian],
Информация об авторе
Воронков Кирилл Ильич - кандидат юридических наук, преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Лобачевского;
Исмагилов Рашид Фаатович - доктор юридических наук, профессор;
Сальников Михаил Викторович - доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН, президент Фонда содействия науке и образованию в области правоохранительной деятельности «Университет», главный научный сотрудник Юридического института (Санкт-Петербург].
Information about the Author
Voronkov Kirill Ilyich - Candidate ofSciences (Law], Lecturer atthe Department ofTheory and History ofState and Law of the Faculty ofLaw, Lobachevsky State University ofNizhny Novgorod;
Ismagilov Rashid Faatovich - Doctor ofLaw, Professor;
Sal'nikov Mikhail Viktorovich - Doctor ofLaw, Professor, Academician ofthe Russian Academy ofNatural Sciences, President ofthe Foundation for the Promotion ofScience and Education in the Field ofLaw Enforcement «University», ChiefResearcher ofthe Law Institute (Saint Petersburg],
Статья поступила в редакцию 19.07.2022; одобрена после рецензирования 19.08.2022; принята к публикации 19.08.2022. The article was submitted 19.07.2022; approved after reviewing 19.08.2022; accepted for publication 19.08.2022.
123