Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭСТРАДНАЯ МУЗЫКА УЗБЕКИСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭСТРАДНАЯ МУЗЫКА УЗБЕКИСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
185
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка / эстрада / национальная эстрада / музыкальное искусство / конкурсы / школа исполнительства. / music / pop music / national pop music / musical art / competition / school of performance.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Умаров Шерзод Акбарович

музыкальное искусство узбекского народа богато и уникально, оно всегда очаровывало народы всего мира. Сегодня формируется жанр национальной эстрады, обладающий сильным влиянием на сознание, воспитание, психику нашей молодежи, способный внести свой вклад и познание красоты в искусство узбекского народа. Достижения являются нашими собственными, но чрезвычайно важно, чтобы проблемы не были омрачены этими достижениями, и чтобы решения были найдены, созданы и реализованы. В данной статье представлена краткая информация о проблемах и решениях узбекского национального эстрадного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL POP MUSIC OF UZBEKISTAN: PROBLEMS AND SOLUTIONS

the musical art of the Uzbek people is rich and unique, it has always fascinated the peoples of the whole world. Today, the genre of national pop music is being formed, which has a strong influence on the consciousness, upbringing, and psyche of our youth, capable of contributing to the knowledge of beauty in the art of the Uzbek people. Achievements are our own, but it is extremely important that problems are not overshadowed by these achievements, and that solutions are found, created and implemented. This article provides brief information about the problems and solutions of the Uzbek national pop art.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭСТРАДНАЯ МУЗЫКА УЗБЕКИСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ»

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭСТРАДНАЯ МУЗЫКА УЗБЕКИСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И

РЕШЕНИЯ Умаров Ш.А.

Умаров Шерзод Акбарович - доцент, кафедра дирижирования эстрадным оркестром, Национальный институт эстрадного искусства им. Закирова при государственной консерватории Узбекистана,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: музыкальное искусство узбекского народа богато и уникально, оно всегда очаровывало народы всего мира. Сегодня формируется жанр национальной эстрады, обладающий сильным влиянием на сознание, воспитание, психику нашей молодежи, способный внести свой вклад и познание красоты в искусство узбекского народа. Достижения являются нашими собственными, но чрезвычайно важно, чтобы проблемы не были омрачены этими достижениями, и чтобы решения были найдены, созданы и реализованы. В данной статье представлена краткая информация о проблемах и решениях узбекского национального эстрадного искусства.

Ключевые слова: музыка, эстрада, национальная эстрада, музыкальное искусство, конкурсы, школа исполнительства.

NATIONAL POP MUSIC OF UZBEKISTAN: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Umarov Sh.A.

Umarov Sherzod Akbarovich - Associate Professor, DEPARTMENT OF CONDUCTING A VARIETY ORCHESTRA, NATIONAL INSTITUTE OF POP ART NAMED AFTER ZAKIROV AT THE STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the musical art of the Uzbek people is rich and unique, it has always fascinated the peoples of the whole world. Today, the genre of national pop music is being formed, which has a strong influence on the consciousness, upbringing, and psyche of our youth, capable of contributing to the knowledge of beauty in the art of the Uzbek people. Achievements are our own, but it is extremely important that problems are not overshadowed by these achievements, and that solutions are found, created and implemented. This article provides brief information about the problems and solutions of the Uzbek national pop art.

Keywords: music, pop music, national pop music, musical art, competition, school of performance.

УДК78.06

В формировании и воспитании мировоззрения, вкуса молодежи искусство занимает свое место. Поэтому особое внимание следует уделить обогащению узбекской эстрады национальной музыкой. Потому что независимо от того, какой жанр национального музыкального искусства то есть, "алла", "ёр-ёр", "улан", "кушик", "терма", "ялла", "лапар", "катта ашула", "маком" и другие, богатые содержанием, они прославляют природу узбекской нации своим очаровательным тоном, игривыми приемами, увертками, не похожими на другие, через музыкальные тона. И каждый молодой человек это понимает, воспринимает с эмоциями и получает от этого удовольствие.

Со второй половины 20-го века эстрада также начала формироваться как вид искусства на отдельном жанровом уровне. Поскольку первые произведения в этом направлении исполнялись под аккомпанемент эстрадно-симфонического оркестра, то электрифицированная музыка стала исполняться на музыкальных инструментах, а позже и в ансамблях с органами и другими инструментами, пополнившими ряды гитар. Даже если записанные инструменты не относятся к семейству узбекских национальных музыкальных инструментов, с их помощью были проведены различные подходы и исследования, чтобы придать им национальное «выражение» [1]. В результате национальная эстрада смогла проявить новые проявления. Тем не менее, использование национальных инструментов не нашло широкого отражения. В последующие годы исполнение на национальных инструментах находит свое выражение в деятельности «Эстрадно-симфонического оркестра при Министерстве культуры».

Важно, что уровень профессионализма эстрадного певца, наряду с пониманием художественной идеи и внутреннего мира нации среди исполнителей узбекской классической музыки, наполняется на основе народной истории, социальных изменений и духовного спроса. Считается целенаправленным зависеть от художественной идеи эпохи, от наследия народа, не стремясь к определенному музыкальному течению.

Национальную эстраду можно признать жанром, сформировавшимся на основе национальной духовности народа и приносящим покой и легкость человеческой психике. Некоторые творческие люди, работающие в узбекской национальной эстраде, достигают своего пути в определенном смысле в обмен на копирование, сэмплирование, воровство современных эстрадных тонов других народов. Но среди эстрадных певцов некоторого непрофессионального уровня есть и "певцы", которые сами создают и свои стихи, и свою музыку и находят в кавычках свой путь. К сожалению, их число растет день ото дня. Недостатки голоса

певца в процессе исполнения, выравнивание дефектов с помощью современных технологий, использование фонограммы на мероприятиях стали очень распространенными. Такая ситуация, к сожалению, значительно сокращает ряды настоящих певцов, а также настоящих инструменталистов.

Среди молодежи тех, кто интересуется шоу-бизнесом, тех, кто хочет заниматься эстрадным пением, также растет день ото дня. На самом деле появляется все больше и больше новых голосов, но они также вызывают иллюзию, что они сами не понимают, что они поют в определенных ситуациях или что они пытаются сказать с помощью эстрадных-текстов. Настораживает также то, что это сейчас все больше негативно влияет на умы, психику учащихся средних школ и академических лицеев, и эти непонятные изречения слышат только те ученики, которые еще не разобрались в музыкальном искусстве.

Наша страна богата талантами. Для того, чтобы эти молодые люди могли свободно творить, созданы все условия. Особенно такие конкурсы и фестивали мирового уровня, как «Узбекистан - Ватаним маним», «Ягонасан, мувдддас Ватан», «Ни^ол», «Янги авлод», «Янги номлар»,«Келажак овози» являются большим фактором появления талантов [2]. Самое печальное, что есть немало певцов, которые вступают в эту область без определенной подготовки. Благодаря таким певцам песни с неглубоким, тупым текстом становятся все популярнее. В связи с этим происходят частые выходы через средства массовой информации. К сожалению, такие выступления в большинстве случаев наблюдаются большинством интеллектуалов. Мы не знаем, читал ли кто-нибудь из певцов эти критические статьи. Откровенно говоря, сегодня перед искусством пения и поющими певцами стоит множество задач.

С целью создание национальных эстрадных школ, подготовка высококвалифицированных специалистов, стремительное развитие национального эстрадного искусства с эффективным использованием научного потенциала, в соответствии с указом президента Республики Узбекистан со 2.12.2020 года "О широком праздновании 85-летия народного артиста Узбекистана Ботира Закирова" ПП-4908, при Государственной консерватории Узбекистана был создан Национальный институт эстрадного искусства имени Ботира Закирова [3]. Это означает, что была создана очень прекрасная возможность профессионально подойти к решению проблем на нашей национальной эстраде, которая постоянно вызывает много конфликтов. Основными задачами Института является следующие:

- подготовка квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров в направлении национальной эстрады, создание широких возможностей для их занятия научно-творческой деятельностью;

- создание научно-методической литературы в направлении национальной эстрады, углубленное изучение творчества великих композиторов и бастакоров, певцов и музыкантов, а также переложение на ноты образцов национального эстрадного исполнительства;

- проведение фундаментальных, практических и творческих изысканий и исследований в направлении национальной эстрады, возрождение и развитие своеобразных методов и традиций исполнительства творческих школ, сформированных в данной сфере;

- переложение на ноты и широкое внедрение на практике образцов современных методов исполнительства национальной эстрады, углубленное изучение социально-исторических корней, научно-теоретических основ национальной эстрады и аспектов, связанных с национальными и общечеловеческими ценностями, с участием ученых и специалистов-исполнителей;

- дальнейшее развитие национальной эстрады, поддержка и развитие деятельности исполнительских и творческих школ, сформированных в данной сфере;

- создание «золотого фонда» современных образцов исполнительства в направлении национальной эстрады;

- формирование в сознании народа, в частности молодого поколения, чувства национальной идентичности, высокого художественно-эстетического вкуса и мышления;

- налаживание международного сотрудничества, взаимный обмен опытом, реализация совместных образовательных программ и научных проектов с зарубежными образовательными учреждениями и организациями по направлениям эстрады.

Список литературы /References

1. Юсупов Л.А. Основные этапы становления и развития узбекской музыкальной эстрады: автореф.дис.

канд. искусст. Москва, 1996.

2. Вахидов С.В. Эстрадная песня. / Узбекская музыка на современном этапе. Сборник статей. Ташкент. Изд-

во литературы и искусства, 1997. С. 123-138.

3. Ибрагимов О.А. Развитие узбекской музыки нового времени // San"at, 2018. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.