Научная статья на тему 'Национальная безопасность в контексте музейной деятельности'

Национальная безопасность в контексте музейной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Национальная безопасность / музеи / информационные войны / когнитивные искажения. / National security / museums / information wars / cognitive distortions.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аторин Роман Юрьевич, Фёдоров Евгений Владимирович, Солнцев Филипп Станиславович

Вопросы национальной безопасности сегодня стали первостепенными в условиях существующих экономических, социальных, психологических и других противоречий с некоторыми недружественными странами. В контексте музейной деятельности (отметим, что музеи являются государственными культурно-историческими институтами), эти вопросы обретают актуальность и новое осмысление. В нормативно-правовой документации разработаны требования к осуществлению охраны музеев и размещающихся в них экспонатов, а также правила поведения для посетителей и работников. Однако, в сегодняшних условиях, достаточно важной тенденцией является вопрос национальной безопасности в данном контексте, так как смысл всех информационных войн заключается борьба за сознание граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Аторин Роман Юрьевич, Фёдоров Евгений Владимирович, Солнцев Филипп Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SECURITY IN THE CONTEXT OF MUSEUM ACTIVITIES

National security issues have become paramount today in the context of existing economic, social, psychological and other contradictions with some unfriendly countries. In the context of museum activities (we note that museums are state cultural and historical institutions), these issues are gaining relevance and new understanding. The regulatory and legal documentation has developed requirements for the protection of museums and exhibits housed in them, as well as rules of conduct for visitors and employees. However, in today’s conditions, the issue of national security in this context is quite an important trend, since the meaning of all information wars is the struggle for the consciousness of citizens.

Текст научной работы на тему «Национальная безопасность в контексте музейной деятельности»

Национальная безопасность в контексте музейной деятельности

Аторин Роман Юрьевич,

к.ф.н., доцент кафедры философии ГУУ E-mail: romanos-85@yandex.ru

Фёдоров Евгений Владимирович,

аспирант кафедры Философии ГУУ E-mail: EvVlFedorov@rosatom.ru

Солнцев Филипп Станиславович,

ведущий специалист АО «Гиредмет» E-mail: FiSSolntsev@rosatom.ru

Вопросы национальной безопасности сегодня стали первостепенными в условиях существующих экономических, социальных, психологических и других противоречий с некоторыми недружественными странами. В контексте музейной деятельности (отметим, что музеи являются государственными культурно-историческими институтами), эти вопросы обретают актуальность и новое осмысление. В нормативно-правовой документации разработаны требования к осуществлению охраны музеев и размещающихся в них экспонатов, а также правила поведения для посетителей и работников. Однако, в сегодняшних условиях, достаточно важной тенденцией является вопрос национальной безопасности в данном контексте, так как смысл всех информационных войн заключается борьба за сознание граждан.

Ключевые слова: национальная безопасность, музеи, информационные войны, когнитивные искажения.

Обеспечение национальной безопасности граждан реализуется в ходе национально-патриотического воспитания с использованием ценностных ориентиров участниками государственной воспитательной системы. Это представители науки, образования и культуры, СМИ, компаний, организующих досуг граждан, музеев, галерей, библиотек и т.д. Субъекты воспитательного процесса, являясь профессиональными специалистами различных направлений, обеспечивают деятельность политических интересов в отрасли реализации национальной политики государства [1, С. 14-22].

Поэтому музейным работникам, как участникам воспитательного процесса и носителям (реализаторам) информационной безопасности, очень важно всесторонне быть настроенными на процесс формирования национально-патриотического развития с целью реализации национальных ориентиров развития. Такой подход способствует обеспечению национальной безопасности государства [2].

Государство, в свою очередь, ставит цель, заключающуюся в осуществление такой информационной деятельности, которая способствовала бы укреплению национальной безопасности.

Главными составляющими информационной деятельности в сфере формирования общих ценностей и национального сознания, с учетом информационно-философской безопасности, является культивирование патриотических умонастроений граждан, уважение к национальной культуре [3].

Основным инструментом, способствующим формированию национального сознания, является разработка и совершенствование нормативно-правовой базы, а также контроль исполнения этих норм в действительности. Нормативно-правовая база Российской Федерации по национально-патриотическому, культурному и другим видам воспитания достаточно объемна [4]. Но опять же, не все участники воспитательного процесса, в том числе и те, кто относится к сфере управления культурой, должным образом реализуют положения нормативно-правовых актов.

Однако на практике возникали ситуации, когда воспитательная национально-патриотическая работа на местных уровнях, в учреждениях культуры и т.п. велась формально должностными лицами (работниками учреждений культуры), которые не поддерживали политику государства в данной сфере. Более того, иногда возникает проблема несогласованности во взаимоотношениях власти с общественными организациями, которые также осуществляют мероприятия по патриотическому воспитанию, которые могут иметь собственную культурно-историческую направленность, и отличаться от государственной концепции политики национального воспитания, регламентированной государством. Иными словами, может произойти нарушение правил культурной информационной безопасности, а также измена общественного сознания у населения из-за отсутствия единого культурологического концепта. Негативными последствиями в этом случае могут стать искажение или подмена традиционных культурно-нравственных ценностей, проявление сепаратизма, самоотчуждение человека от государства и общества [5, С. 14].

Национально-патриотическое воспитание с учетом национальных интересов, является одной из главных

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

<п

I_

и

составляющих общественной безопасности государства в эпоху гибридных войн. Его качество зависит от того, насколько совпадают интересы общества и государственных институтов.

В свою очередь, компетенции государственных служащих органов власти (руководителей госучреждений) являются одним из главных факторов благополучия участников общественных отношений и страны. А когда интересы отдельных представителей государственной власти (руководителей учреждений) и общества расходятся, возникают трансгрессивные явления, которые могут угрожать национальной безопасности [6]. В таких обстоятельствах участники общественных отношений выступают в роли «кризисного менеджера» и осуществляют стихийные ценностно-патриотические мероприятия, иногда с угрозой для собственной жизни, жизни членов семьи, здоровья, работы и тому подобное. По нашему убеждению, это последствия потери контроля в сфере информационной безопасности в культурно-исторических учреждениях [7].

Работа музейных комплексов должна быть более конкретно определена в государственной политике по реализации программ формирования патриотической культуры граждан. В частности, для достижения надлежащего, адаптированного к настоящему культурно-нравственного развития сознания граждан, базирующегося на ряде аспектов информационной безопасности, необходимо следующее.

1. При формировании и обновлении экспозиций особое внимание следует уделять исторической целостности, логике и научному характеру сферы влияния, ради которой и был основан музей.

2. Создание новых историко-культурологических комплексов (или филиалов существующих музеев) как целевых центров национально-патриотического воспитания с учетом требований к информационной безопасности граждан.

3. Актуализация и популяризация на базе музейных учреждений научных исследований и освещение основных периодов научного развития с акцентом на роль видных общественных деятелей и ученых, через реализацию комплекса мер культурного национально-этического воспитания.

4. Проведение научных исследований, организация конференций, чтений, семинаров, круглых столов и т.д., с целью освещения истории и культуры Отечества в целом, регионов в отдельности, а также ряда отдельных территорий.

5. Вовлечение региональных ученых, особенно краеведов и заинтересованных сторон в конференциях, семинарах, круглых столах национально-патриотической направленности.

6. Издание различного типа направленности научно-популярных периодических изданий (журналов, альманахов, сборников).

7. Организация, освещение подобных в социальных сетях, мотивация деятельности молодых ученых, историков, культурологов, философов, краеведов и других представителей научного сообщества

8. Осмысленное и целенаправленное углубление PR-деятельность учреждений культуры через сотрудничество с высшими и профессиональными учебными заведениями.

9. Привлекать к сотрудничеству преподавателей и студентов (маркетологов, журналистов, историков, искусствоведов, социологов, 1Т-технологов и других смежных специальностей, студентов, участвующих в профильных кружках, клубах и т.д.).

10. Использование всероссийских проектов по поддержке талантливой молодежи и молодых ученых (напр.

программы «Менделеевская карта», «Пушкинская карта»).

Профессиональный музейный работник, наряду с другими представителями системы культурно-нравственного воспитания, должен оказывать положительное воздействие на сознание посетителя, вести информационную работу с учетом интересов национальной политики государства, опираясь на достоверные исторические факты. В данном случае необходима совместная работа сторон, заинтересованных в национально-патриотическом воспитании, в условиях информационных войн.

Сегодня, как никогда хотелось бы обратить внимание на важную тему - необходимость создания единого координирующего научного центра, способного обеспечить баланс интересов всех участников данной сферы. Такой центр станет своеобразным научным музейным культурно-нравственным объединением, который поможет добиться эффективного целеполагания и рационального использования ресурсов в этой деятельности. Существует идея создания заметного объекта, такого как пример, павильон «АТОМ», который не только будет информировать о видных достижениях нашей страны в сфере науки и культуры, но и будет способствовать усилению идей патриотизма, традиционных ценностей. Такой единый координирующий научный центр поможет собрать вместе ресурсы и потенциал государственных, ведомственных и общественных организаций, создав единую и сильную платформу для достижения общих целей. Объединение всех заинтересованных сторон стимулирует обмен знаниями, опытом и идеями, а также позволяет эффективно распределить средства и ресурсы между проектами и инициативами. Этот центр будет настоящим научным открытием, культурной ценностью музеем, способным вдохновить и образовать молодое поколение [8].

Наша страна имеет богатое историческое и научное наследие, и важно сохранить его и передать будущим поколениям. Такой координирующий научно-музейный центр как Павильон «АТОМ» станет не только местом, где мы сможем гордиться нашими достижениями, но и местом, где будущие поколения смогут узнать об уникальных научных исследованиях, которые помогли развить и укрепить нашу страну.

Наконец, создание единого координирующего научного центра позволит эффективно использовать ресурсы страны. В современном мире, где каждый ресурс имеет ценность, необходимо осуществлять рациональное распределение средств между различными проектами и инициативами. Центр будет играть роль курирующего органа, определяя приоритеты и обеспечивая надлежащую координацию деятельности всех участников.

Таким образом, создание единого координирующего научного центра научного музейного культурно-нравственного воспитания, подобного павильону «АТОМ», является важным и актуальным шагом для обеспечения баланса интересов всех участников философской национально-патриотической просветительской деятельности. Это не только способствует эффективному целеполаганию и рациональному использованию ресурсов, но и способствует развитию научного потенциала, сохранению и передаче исторического и научного наследия нашей страны.

Литература

1. Артамонов Ю.В. Патриотическое воспитание как важнейшая составляющая сохранения и укрепления российской государственности и обеспече-

ния национальной безопасности России / Ю.В. Артамонов // Теория и практика военного образования в гражданских вузах: педагогический поиск: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 1012 декабря 2018 г.). - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019.

2. Национальная безопасность России: методология комплексного исследования и политика обеспечения: [Монография] / А.В. Возжеников; Рос. Акад. гос. службы при Президенте РФ. - Москва: РАГС, 2002. - 423 с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN5-7729-0101-X

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20212025 годы». - URL: http://static.government.ru/media/ files/LkiAgAELFrlG0oAFgKCjKdAWdi6jbZU5.pdf (дата обращения: 03.01.2024).

4. Алюбаева Г.Н. Краткий обзор нормативной правовой базы современного состояния патриотического воспитания в России / Г.Н. Алюбаева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. -№ 23 (418). - С. 202-205. - URL: https://moluch.ru/ archive/418/92906/ (дата обращения: 03.01.2024).

5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ Рос. Акад. образования. — М.: Просвещение, 2009.

6. Реализация стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на региональном уровне: подходы, субъекты, процессы, практики [Электронный ресурс]: монография / Под научной редакцией Е.А. Малянова; Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Электронные данные. - Пермь, 2021. - 2,82 Мб; 243 с. - URL: http://www.psu.ru/files/docs/sci-ence/books/mono/realizaciya-strategiigosudarstvennoj-nacionalnoj-politiki-rf.pdf (дата обращения: 03.01.2024).

7. «Museum Security and Protection: A Handbook for Cultural Heritage Institutions» by Rome Group. - URL: https://silo.pub/qdownload/museum-security-and-protection-a-handbook-for-cultural-heritage-institutions-the-heritage-care-preservation-management.html (дата обращения: 03.01.2024).

8. Музей, его смысл и назначение Н.Ф. Федоров. -URL: http://dugward.ru/library/fedorov/fedorov_muzey. html (дата обращения: 03.01.2024).

NATIONAL SECURITY IN THE CONTEXT OF MUSEUM ACTIVITIES

Atorin R.Y., Fedorov E.V., Solntsev P.S.

GUU, JSC «Giredmet»

National security issues have become paramount today in the context of existing economic, social, psychological and other contradictions with some unfriendly countries. In the context of museum activities (we note that museums are state cultural and historical institutions), these issues are gaining relevance and new understanding. The regulatory and legal documentation has developed requirements for the protection of museums and exhibits housed in them, as well as rules of conduct for visitors and employees. However, in today's conditions, the issue of national security in this context is quite an important trend, since the meaning of all information wars is the struggle for the consciousness of citizens.

Keywords: national security, museums, information wars, cognitive distortions.

References

1. Artamonov Yu.V. Patriotic education as the most important component of preserving and strengthening Russian statehood and ensuring national security of Russia / Yu.V. Artamonov // Theory and practice of military education in civilian universities: pedagogical search: collection of materials of the I All-Russian Scientific and Practical conference (Yekaterinburg, December 10-12, 2018). - Yekaterinburg: Uralsky Publishing House university, 2019.

2. National security of Russia: methodology of complex research and policy of provision: [Monograph] / A.V. Vozzhenikov; Russian Academy of State Services under the President of the Republic of Belarus. - Moscow: RAGS, 2002. - 423 p.: ill., table.; 21 p.; ISBN5-7729-0101-X

3. The state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2021-2025". - URL: http://static.government.ru/ media/files/LkiAgAELFrlG0oAFgKCjKdAWdi6jbZU5.pdf (accessed: 03.01.2024).

4. Albayeva G.N. A brief overview of the regulatory legal framework taking into account foster care in Russia / G.N. Albayeva. -Text: categorical // A young scientist. - 2022. - № 23 (418). -Pp. 202-205. - URL: https://moluch.ru/archive/418/92906 / (accessed: 03.01.2024).

5. A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. The concept of spiritual and moral development and upbringing of the personality of a citizen of Russia in the field of general education: project / Ros. Acad. - Moscow: Prosveshchenie, 2009.

6. Implementation of the strategy of the state national policy of the Russian Federation at the regional level: approaches, subjects, processes, practices [Electronic resource]: monograph / edited by E.A. Malianov; Perm State National Research University. - Electronic data. - Trans., 2021. - 2.82 Mb; 243 s. - URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/mono/realizaciya-strategiigosudarstvennoj-nacionalnoj-politiki-rf. pdf (accessed: 03.01.2024).

7. "Security and ownership of museums: a guide to creating cultural heritage", Roman Group. - URL: https://silo.pub/ qdownload/museum-security-and-protection-a-handbook-for-cultural-heritage-institutions-the-heritage-care-preservation-management.html (accessed: 03.01.2024).

8. Museum, its meaning and purpose N.F. Fedorov. - URL: http:// dugward.ru/library/fedorov/fedorov_muzey.html (access date: 01.03.2024).

C3

о

er

IE О

IE U~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.