2021
ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ
Т. 12. Вып. 2
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ
УДК 930:069.015
В поисках идентичности: университетский музей как исследовательская проблема (1960-е гг. — 2020 г.)*
К. А. Ильина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20
Для цитирования: Ильина К. А. 2021. В поисках идентичности: университетский музей как исследовательская проблема (1960-е гг. — 2020 г.). Вопросы музеологии 12 (2): 150-163. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.201
Данная статья посвящена реконструкции исследовательского осмысления понятия «университетский музей». Университетские музеи возникли еще в конце XVII столетия как научные кабинеты для обучения студентов. С течением времени их статус менялся: они стали доступными для широкой публики и превратились в своеобразную «витрину» университетских достижений. В статье проанализированы дискуссии в европейской, американской и отечественной историографии второй половины ХХ — начала XXI в., посвященные обсуждению уникальности университетских музеев и проблем, с которыми они сталкиваются. В западной историографии, рассматривающей университетский музей в русле современных тенденций развития социогуманитарного знания, сформулированы проблемные поля, в рамках которых может быть проанализирована деятельность университетских музеев: соотношение в них университетского и публичного (в том числе вопросы различия между университетскими и публичными музеями), профессионализация их сотрудников, степень зависимости выставочной политики от общества и государства, рассмотрение университетских музеев через призму культурного и национального наследия. Российская историография, в свою очередь, носит скорее прикладной и презентационный характер. Теоретическое осмысление проблем университетских музеев спровоцировало появление национальных и международных ассоциаций университетских музеев в Европе, США и СССР/России (Международный комитет университетских музеев и коллекций, Ассоциация академических музеев и галерей США, Группа университетских музеев в Англии, Научно-
* Публикация подготовлена в результате проведения исследования (проект № 20-04-035) в рамках программы «Научный фонд Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ)» в 2020-2021 гг.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021
методический центр университетских музеев Евразийской ассоциации университетов,
Ассоциация музеев высших учебных заведений Санкт-Петербурга), посвященных решению практических вопросов и популяризации университетских коллекций.
Ключевые слова: университетский музей, историография, США, СССР, Россия, Европа.
Университетские музеи возникли в конце XVII в. как научные кабинеты для обучения студентов. Со временем они были открыты публике и превратились в своеобразную «витрину» университетских достижений, «источник престижа и гордости, способствующий повышению качества жизни в университете»1, то есть стали выполнять посредническую функцию между академической корпорацией и обществом. Университетские музеи тесно связаны с академическими сообществами. Это обусловлено как историей их возникновения и развития, так и самим расположением музеев в здании или кампусе университета. Музейные коллекции зачастую являются основой или составной частью преподавательского процесса и исследовательских проектов. Сотрудники университетских музеев имеют возможность напрямую обратиться к знаниям и навыкам ученых разного профиля, что ставит их в потенциально более выгодное положение при изучении музейных коллекций (по сравнению с сотрудниками других музеев)2. Промежуточное положение университетского музея включает его в орбиту интересов и ожиданий университетской администрации, профессоров, учителей местных школ и даже чиновников, которые занимаются вопросами национального наследия3. Так, администрация предполагает, что университетские музеи привлекут большое количество новых студентов и членов академического сообщества, которые, в свою очередь, обеспечат дополнительные источники финансирования. Преподаватели ожидают, что музей не только обеспечит наглядность в преподавании и высокий уровень исследований, но и сохранит коллекции. Публика предвкушает зрелищные и важные выставки, что требует соответствия университетских музеев современным потребительским запросам4.
В этой статье мне бы хотелось рассмотреть, как формировалось и формируется исследовательское осмысление понятия «университетский музей»: кто и каким образом пишет об этих музеях, какие смыслы вкладываются в это понятие, в чем видится специфика таких музеев, с каких ракурсов они рассматриваются, в каких контекстах о них говорится, как меняется исследовательская оптика в разных странах и в разное время. Для этого я остановлюсь на двух аспектах: дискуссиях об университетских музеях в зарубежной историографии и подходах к изучению университетских музеев в СССР и России.
1. Университетские музеи в зарубежной историографии
На протяжении последних 50 лет в англо-американской историографии, наряду с описательными и презентационными статьями, посвященными университетским коллекциям и музеям, растет количество исследований, где активно
1 Weeks, 2000. P. 11.
2 Stanbury, 2000. P. 6; Kim, 2007. P. 45.
3 Stanbury, 2000. P. 5.
4 King, 2001.
обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются университетские музеи. С начала 2000-х гг. ежегодно организуются конференции и конгрессы по вопросам функционирования университетских музеев, выпускаются сборники и номера журналов, целиком посвященные рассмотрению истории коллекций, анализу опыта и достижений университетских музеев, а также специфике управления ими. Эти дискуссии встраиваются в широкий контекст дебатов о прошлом и памяти, публичной истории, наследии.
Одним из первых о неоднозначности положения университетских музеев заговорил американский специалист по искусству Возрождения и барокко Рудольф Витковер. В 1967 г. он был главой Департамента искусств и археологии в Колумбийском университете. Выступая на открытии художественной выставки в Дьюк-ском университете, ученый противопоставлял университетские музеи публичным (гражданским). Согласно его идее, последние консервативны, а их посетители — это пассивные получатели предлагаемого им контента. Университетские музеи, напротив, должны быть пространством для экспериментов и неортодоксальных решений с активными посетителями (студентами)5.
В 1960-70-е гг. ряд публикаций, большей частью помещенных в журнале Museum International Международного совета музеев (ИКОМ), был посвящен состоянию университетских музеев в разных странах (Англии, Китае, США, СССР, Польше)6. Знакомство с коллекциями университетских музеев рассматривалось исследователями как дополнение к общей академической программе университе-та7, а сами коллекции — как потенциальный мост между университетом и местным городским сообществом8.
Рубежом в осознании значения университетских музеев традиционно считается статья директора Манчестерского музея Алана Уорхерста «The Triple Crisis in University Museums», который в 1986 г. диагностировал «тройной кризис университетских музеев»: кризис идентичности и цели, кризис признания и кризис ресур-сов9. Эта публикация запустила новый виток осмысления специфики университетских музеев и коллекций.
Анализируя положение американских университетских музеев, Гленн Уиллум-сон из Университета Флориды обратил внимание, что в 1980-х гг. в связи с уменьшением государственной поддержки произошли структурные изменения в практиках работы музеев, в том числе и университетских10. Так, музеи стали уделять большее внимание рекламе и привлечению новой аудитории, традиционная ориентация на академическую аудиторию сменилась поиском аудитории за пределами учебных заведений. До 1980-х гг. тесная связь музея с сотрудниками факультета и студентами обеспечивала комплектование фондов и гарантировала аудиторию. После того как университетские музеи включились в общемузейное пространство и стали придерживаться общепринятых музейных практик и профессиональных стандартов, преподаватели университета потеряли возможность «привилегиро-
5 Wittkower, 1967-1968. P. 177.
6 Cheng Te-K'un, 1948; Geske, 1964; Coolidge, 1966; Estreicher, 1967; Hawcroft, 1971; Savel'ev, 1973; R.K.W., 1979; Lewis, 1987.
7 Davis, 1977. P. 112-113.
8 Middleswarth-Kohn, 1981.
9 Warhurst, 1986.
10 Willumson, 2000. P. 15.
ванных» отношений с коллекциями: круглосуточного доступа, нерегламентиро-ванного пользования. К тому же изменилась модель академических исследований. Смещение исследовательских интересов в область теории привело к тому, что ученые все чаще рассматривали объектно ориентированное исследование — подход, на котором основаны музеи, — как устаревшую ученость более ранней эпохи, то есть коллекции университетов оказались лишними11.
Скандал с отменой выставки Смитсоновского института в 1995 г. (посвященной 50-летию создания атомной бомбы) позволил выявить и сформулировать еще одну проблему: зависимость университетских музеев как от правительства, так и от общественности. В идеале университетский музей — лучшее место для «трудных» выставок и для принятия сложных идей, и в этом находит свое отражение «академическая свобода». В реальности же, отмечал Уиллумсон, университетские музеи находятся в том же положении, что и публичные: они полагаются на государственное финансирование и частное спонсорство, а потом оказываются в зависимости от них. Поэтому университетским музеям практически невозможно предложить актуальные темы, которые идут вразрез с идеями спонсоров и заказчиков12.
На потенциальные преимущества университетских музеев, правда несколько в другом ракурсе, указал Генри Ким, реформатор Ашмолеанского музея, а ныне генеральный директор Музея Ага-хана в Торонто (Канада). Преимущество университетских музеев, по его мысли, заключается в том, что они являются частью исследовательского пространства и широкого научного сообщества: от узких специалистов до учащихся. В то же время университетский музей — это незаменимый академический ресурс (не менее важный, чем библиотека). Но для того чтобы полностью реализовать свой педагогический потенциал, музеи университетов должны обеспечить включенность своих коллекций в учебный процесс на всех факульте-тах13. В результате музей обеспечивает доступность коллекций для исследования и преподавания, что позволяет комбинировать результаты разных исследовательских направлений и демонстрировать их в рамках одного музея.
Университетские музеи, по мнению Кима, должны не только предоставлять физический доступ к своим коллекциям, но и обеспечивать доступ к идеям, имеющим основополагающее значение для преподавания и исследований, потому что без объяснения и толкования подход ученых и студентов к исследованию артефактов полностью недоступен для обычного зрителя. Музейные экспозиции должны быть своеобразным отражением исследовательской и преподавательской перспек-тивы14. Сложность заключается в том, что университетские музеи не всегда умеют пользоваться этим положением, не знают, как представить в интересном для публики формате научные процессы внутри университета и результаты исследовательских работ, а в погоне за модными музейными практиками они теряют свою специфику — «университетскость».
Стивен Конн, специалист по американской культурной и интеллектуальной истории, профессор истории в университете Майами, известный своей книгой
11 Ibid. P. 15-16.
12 Ibid. P. 17.
13 Kim, 2007. P. 45-46.
14 Ibid. P. 46-48.
«Нужны ли музеям объекты?»15 о роли артефактов в историческом музее, в 2016 г. опубликовал провокативную статью «Нуждается ли университет в музеях / Нуждаются ли музеи в университете?»16. Подобная постановка вопроса позволяет говорить об осмыслении взаимосвязи университета и музея, в том числе и о наполнении университетских коллекций новым актуальным смыслом.
Кроме сотрудников университетских музеев, обсуждающих, описывающих и анализирующих разные аспекты их деятельности, история и современное положение университетских музеев стали и темами магистерских17 и докторских диссертационных проектов. Так, в 2005 г. в Париже диссертацию «Между двух миров: особая природа и современное значение университетских музеев и коллекций в Европе» защитила Марта Лоренсу, сейчас — председатель Международного комитета университетских музеев и коллекций (иМАС) и директор музея естественной истории и науки Лиссабонского университета. В своей диссертации Лоренсу проанализировала состояние 236 разнопрофильных университетских музеев и коллекций в 50 университетах 10 европейских стран. Исследовательница констатировала, что, несмотря на, казалось бы, очевидную значимость университетских коллекций в европейском научном, художественном и культурном наследии, они остаются по большей части непризнанными, неизвестными, неизученными и недоступными. Разработка типологии университетских коллекций позволила ей поставить вопрос об их особой природе и о том, что их можно рассматривать в русле концепции университетского наследия, охватывающей материальные и нематериальные элементы18.
В русле истории коллекций выполнена диссертация Зенобии Козак «Продвижение прошлого, сохранение будущего: британские коллекции университетского наследия и маркетинг идентичности», посвященная изменяющимся и новым ролям британских университетских музеев. Автор предложил выстраивать новую модель университетского музея, а значит, и все университетские коллекции (от учебных до мемориальных), через призму «университетского наследия» и «институциональной идентичности». Многоаспектность в рассмотрении университетских коллекций (при изучении не только истории науки, но и истории университета) поможет переоценить их, а также сообщить им новую инициативную роль в отношениях с университетом и использовать их в качестве своеобразной рекламы, обращенной к потенциальным студентам, сотрудникам и спонсорам19.
Кроме изучения уже сформированных коллекций, на базе университетских музеев и исследовательских центров происходит и создание новых (как по времени возникновения, так и по формату) коллекций, относящихся к истории, памяти и идентичности университета. Это не только коллекции материальных предметов, но и их представление в виртуальном пространстве, а также аудио- и видеоархивы. Например, в 2016 г. на базе Федерального университета Риу-Гранди-ду-Сул (Бразилия) Беренисом Ролимом было проведено исследование (и защищена диссертация), посвященное отслеживанию ландшафтов памяти технического персо-
15 Conn, 2010; Marsh, 2011.
16 Conn, 2016.
17 Hajdini, 2016/2017.
18 Louren^o, 2005.
19 Kozak, 2007; Kozak, 2016.
нала университета (на базе интервью)20. Кроме того, музей университета реализует проект по сбору устных воспоминаний студентов, профессоров и администраторов, организует специальные встречи, на которых преподаватели и ученые делятся опытом внедрения курсов и исследований в университете21.
Параллельно с теоретическим осмыслением проблем университетских музеев происходит создание национальных и международных ассоциаций, которые не только решают практические вопросы, но и играют роль координирующего центра для университетских музеев и аккумулируют информацию об их деятельности. На национальном уровне действует, например, Ассоциация академических музеев и галерей США (Association of Academic Museums and Galleries, AAMG). Она была организована в 1980 г. как Ассоциация школьных и университетских музеев и галерей (Association of College and University Museums and Galleries, ACUMG)22. К числу вопросов, решаемых ассоциацией, относятся управление, этика, образование и выставки, стратегическое планирование, сборники и профессиональные программы. В 1996 г. была основана Группа университетских музеев в Англии (University Museums Group, UMG) с целью продвижения интересов университетских музеев и коллекций как внутри самих университетов, так и за их пределами23. На сайте размещен совместный доклад университетских музеев Англии и Шотландии о перспективах развития университетских музеев в XXI в. В 2013 г. группа ученых из Берлинского университета имени Гумбольдта создала базу данных «Университетские коллекции в Германии», которая постоянно пополняется24.
Самая известная из ассоциаций университетских музеев — Международный комитет университетских музеев и коллекций (International Committee for University Museums and Collections, UMAC) под эгидой Международного совета музеев25. Он был создан в 2000 г. по инициативе сотрудника Университета Мак-куори в Сиднее Питера Станбери, который в конце 1990-х гг. создал веб-сайт для университетских музеев26. Свою миссию UMAC видит в том, чтобы «поддерживать постоянное развитие университетских музеев и коллекций как важнейших ресурсов, предназначенных для исследований, образования и сохранения культурного, исторического, природного и научного наследия»27. UMAC — это платформа для общения и обмена информацией и опытом между сотрудниками университетских музеев по вопросам хранения, исследования и популяризации коллекций, а также управления университетскими музеями и взаимодействия их между собой. Достижению этих целей способствуют ежегодные (с 2001 г.) конференции, материалы ко-
20 Rolim, 2016.
21 Часть из этих материалов доступна на канале музея: Museu da UFRGS. YouTube. URL: https:// www.youtube.com/channel/UCHocRe4IfASEEsPnTyXG_4Q (дата обращения: 12.04.2021).
22 Mission. Association of Academic Museums and Galleries. URL: https://www.aamg-us.org/about-us/ mission-statement/ (дата обращения: 12.04.2021).
23 Main Page. University Museums Group. URL: http://universitymuseumsgroup.org/ (дата обращения: 12.04.2021).
24 Sammlungen. Universitatssammlungen in Deutschland. URL: http://www.universitaetssammlun-gen.de/index/sammlungen (дата обращения: 12.04.2021).
25 Main Page. International Committee for University Museums and Collections. URL: http://umac. icom.museum/ (дата обращения: 12.04.2021).
26 Weeks, 2000. Р. 13.
27 What is UMAC? International Committee for University Museums and Collections. URL: http:// umac.icom.museum/about-umac/what-is-umac/ (date of access: 12.04.2021).
торых публикуются в специальном журнале. На сегодняшний день в иМАС входят 3868 университетских музеев, в том числе 156 российских, информационные карточки которых, к сожалению, зачастую не обновлены и на которые даны неверные ссылки28.
2. Университетские музеи в СССР и России
Изучение отечественных университетских музеев продвигалось (и продвигается) по другой траектории. В СССР на государственном уровне проблема музеев высших учебных заведений стала обсуждаться во второй половине 1960-х гг. В 1968 г. при Учебно-методическом управлении Минвуза СССР был создан Научно-методический совет по работе вузовских музеев, которому была поручена координация их деятельности. Кроме организации конференций и смотров члены комитета организовали музейную перепись, результаты которой опубликовали в специальном справочнике. Составителей интересовала история создания музея, его профиль, положение музея в структуре вуза, структура музея, состав фондов, основные направления деятельности. Все вузовские музеи были разделены на несколько профилей: естественно-научные (анатомические, антропологические, биологические, ботанические, зоологические и энтомологические, геологические, горные, почвенные), технические, исторические (мемориальные, археологические, этнографические) и истории вузов, художественные и литературные29.
В 1989 г. по инициативе Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова была создана Ассоциация университетов СССР, преобразованная в 1992 г. в Евразийскую ассоциацию университетов30. В настоящее время она объединяет 139 университетов стран СНГ.
В 1990-х гг. при обсуждении государственной музейной политики высказывалась идея о создании специального координирующего органа — ассоциации вузовских музеев — для «более тесного сотрудничества коллективов однопрофильных или объединенных единой тематикой вузовских музеев», которая даст «возможность разработать целевые комплексные программы и необходимые нормативные, инструктивные, методологические и справочные документы»31.
Научно-методический центр университетских музеев ассоциации был организован в 1997 г. при Музее землеведения в МГУ Цель создания — «развитие деятельности и сотрудничества университетских музеев» и «усиление их значения в учебной и воспитательной работе со студентами»32. А. В. Смуров, директор Музея землеведения, описывая в 2009 г. работу Центра, указывал на «полное отсутствие
28 Main Page. Worldwide Database of University Museums and Collections. URL: https://university-museums-and-collections.net/ (дата обращения: 12.04.2021).
29 Музеи высших учебных заведений СССР: аннотированный справочник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 7-8.
30 Об ассоциации. Евразийская ассоциация университетов. URL: http://www.eau-msu.ru/ (дата обращения: 12.04.2021).
31 Ходецкий, Лазарев, 1990. С. 7.
32 Положение о Научно-методическом координационном центре университетских музеев Евразийской ассоциации университетов. Евразийская ассоциация университетов. URL: http://www. eau-msu.ru/ckfinder/userfiles/files/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD% D0%B8%D0%B5%20%D0%9C%D0%A3%D0%97%D0%95%D0%98.pdf (дата обращения: 12.04.2021).
финансирования и внимания со стороны Министерства науки и образования»33. Все усугублялось тем, что до 2016 г. (момента принятия изменений в Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»34, позволивших отнести университетские коллекции к предметам государственной части Музейного фонда РФ) оставался не до конца проясненным правовой статус университетских музеев в России35. С начала 1990-х гг. университетские (вузовские) музеи рассматривались то как «отсталый сегмент» Министерства культуры36, то как «полулегальный» институт Министерства науки и об-разования37. В связи с этим Смуров предлагал организовать «независимый от Министерства координационно-методический центр вузовских музеев»38. Большие надежды возлагались на открывшуюся секцию музеологии Московского общества испытателей природы, среди задач которой заявлена «координация деятельности вузовских музеев»39. Совместно эти две институции проводят четыре методологических семинара в год (чаще всего включающих посещение московских естественно-научных музеев), а также занимаются организацией конференций.
На рубеже 1990-2000-х гг. Научно-методическим центром была собрана информация о музеях вузов, входящих в Евразийскую ассоциацию. В результате были выпущены справочники «Вузовские музеи Москвы», «Естественно-научные музеи вузов РФ», «Вузовские музеи исторического профиля РФ», «Геологические, минералогические и горные музеи вузов РФ», «Музеи университетов Евразийской ассоциации», которые сегодня представляют библиографическую редкость. Для описания вузовских музеев была использована схема, разработанная в 1970-е гг. в СССР. Первые сведения были собраны и обобщены в 1999 г.40 Третье дополненное издание справочника музеев университетов Евразийской ассоциации вышло в 2012 г. Согласно этому справочнику, на 2011 г. в России насчитывалось 272 вузовских музея41. Но, как уже указывалось, за пределами внимания составителей остались как не входящие в ассоциацию вузы, так и не предоставившие сведения. Общую базу данных университетских музеев России еще предстоит создать.
33 Смуров, 2009. С. 20.
34 Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102041535 (дата обращения: 12.04.2021).
35 Описание ситуации применительно к Санкт-Петербургскому государственному университету, а также описание процесса реформирования системы управления университетскими коллекциями см.: Перезагрузка: Музеи Университета: победный рывок из прошлого в будущее. Часть первая. URL: https://spbu.ru/news-events/krupnym-planom/muzei-universiteta-pobednyy-ryvok-iz-proshlogo-v-budushchee-chast-pervaya (дата обращения: 12.04.2021); Музеи Университета: победный рывок из прошлого в будущее. Часть вторая. URL: https://spbu.ru/news-events/krupnym-planom/muzei-universiteta-pobednyy-ryvok-iz-proshlogo-v-budushchee-chast-vtoraya (дата обращения: 12.04.2021).
36 Ходецкий, Лазарев, 1990. С. 3.
37 Смуров, 2009. С. 21.
38 Там же. С. 20-22.
39 Секция музеологии. Московское общество испытателей природы. URL: http://www.moip. msu.ru/?page_id=1390 (дата обращения: 12.04.2021).
40 Музеи университетов Евразийской ассоциации: аннотированный справочник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999; Музеи высших учебных заведений Москвы: аннотированный справочник-путеводитель. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
41 Музеи университетов Евразийской ассоциации: аннотированный справочник. Изд. 3-е. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.
Судя по всему, единственным негосударственным объединением вузовских музеев в России является Ассоциация музеев высших учебных заведений Санкт-Петербурга. Она была основана в 2003 г. как подразделение Санкт-Петербургского отделения Международной академии наук высшей школы. На сегодняшний день в нее входит 31 музей. Ассоциация призвана содействовать вузам в постановке музейного дела, развивать связи между музеями и организовывать совместные проекты. Ассоциация выпустила два тома справочника по вузовским музеям Петербурга42. К сожалению, деятельность объединения (проведение выставок, встреч) не отображается в виртуальном пространстве.
Что касается региональных университетских музеев, то мне пока не удалось выявить какие-либо объединения. Из беседы с сотрудниками Музея истории Уральского федерального университета выяснилось, что в начале 2000-х гг. в Екатеринбурге проводились неофициальные встречи сотрудников вузовских музеев для обмена опытом, но после смены кадрового состава подобные мероприятия прекратились. Во время пандемии Музей истории Казанского университета инициировал серию вебинаров для обсуждения положения университетских музеев в условиях карантина, способов презентации музея в социальных сетях, технологий и форматов выставочной работы, вопросов хранения коллекций, особенностей организационной структуры и кадрового состава и т. д.43 В онлайн-семинарах приняли участие директора и сотрудники университетских музеев России и Украины.
Исследования университетских музеев в России в основном посвящены изучению их педагогического значения. Традиционно главная функция музеев (как публичных, так и университетских) рассматривается через призму музейной педагогики, а вузовский музей видится как «центр идейно-нравственного, патриотического и эстетического воспитания студентов и молодежи»44. Образовательная (учебная и воспитательная) функция университетского музея в российской историографии до сих пор артикулируется как ведущая45.
В конце 1980-х — 2000-х гг. Научно-методическим советом по работе вузовских музеев был проведен ряд конференций, посвященных истории вузовских музеев: «Пропаганда вузовской науки музейными средствами» (1989), «Становление и развитие вузовских музеев» (1992), «Музей и личность» (1994), «Музей и наука» (1997), «Музей и студент» (2001), «Музей и общество» (2004)46. Участниками конференций были как прошедшие, так и не прошедшие анкетирование музеи. Интересно, что ведущим в разработке этой проблемы долгое время был отсутствующий во всех справочниках Музей истории просвещения Коми края (бывший музей Сыктывкарского университета), руководитель которого, М. И. Бурлыкина, исследует универ-
42 Музеи высших учебных заведений Санкт-Петербурга: справочник. Вып. 1. СПб., 2003; Музеи высших учебных заведений Санкт-Петербурга: справочник. Вып. 2. СПб., 2006.
43 Вебинар вузовских музеев. URL: https://www.facebook.com/hashtag/%D0%B2%D0%B5% D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B2%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8 1%D0%BA%D0%B8%D1%85%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B5%D0%B2?source=feed_ text&epa=HASHTAG (дата обращения: 08.09.2021).
44 Нефедова, Калиниченко, 1990. С. 44.
45 Смуров, 2009. С. 20; Колосова и др., 2007; Колосова и др., 2008.
46 Музей и наука. Сыктывкар, 1997; Музей и общество. Сыктывкар, 2005; Музей и студент. Сыктывкар: СыктГУ, 2002.
ситетские музеи Российской империи47. Во второй половине 2000-х — первой половине 2010-х гг. были организованы большие конференции в Санкт-Петербурге, Воронеже, Омске, Томске48.
В сборниках конференций аккумулируется информация об истории университетских музеев в России, составе фондов и вопросах хранения коллекций вузовских музеев, разрозненных просветительских и научных практиках, проблемах экспозиционного проектирования и т. п. К сожалению, подобное накопление пока не трансформировалось в обобщающее, системное знание об университетских музеях и коллекциях России. Так, не определены границы исследовательского поля, слабо применен разработанный в современном гуманитарном знании методологический инструментарий. Претендующие на обобщение локального опыта работы зачастую написаны под влиянием отчетов о музейной работе и поэтому носят справочный, а не аналитический характер49.
Таким образом, исследования университетских музеев объединяют специалистов разных профилей. Проведенное в американской и европейской историографии осмысление миссии и специфики университетских музеев, а также комплексные исследования, опирающиеся на современные методологические наработки, позволяют формулировать теоретические и практические аспекты рассмотрения темы. Часть вопросов вызвана изменениями в государственной политике в области культуры, и поэтому публичные и университетские музеи дают на них сходные ответы. Но в то же время в исследованиях акцентируется разница между этими учреждениями, формулируется четкая траектория по различению их миссии и ролей. В российской историографии, находящейся на этапе накопления данных, пока мало внимания уделяется социальным, культурным, политическим контекстам и мотивам, игнорируется антропологическое измерение исследуемой проблемы. Необходимым остается комплексное изучение университетских музеев, способов управления ими, политики комплектования и популяризации коллекций, взаимодействия музеев между собой в горизонтальной плоскости, включенности музеев в культурные пространства городов и страны. Но все же, несмотря на кажущееся тематическое разнообразие подходов к анализу рассматриваемого явления, — это попытки определить понятие «университетский музей» и наполнить его актуальным, но не лишающим изначального смысла содержанием, а также найти новые ориентиры в изменившихся условиях и контекстах и по-новому прочитать (а иногда и переформатировать) как сам университетский музей, так и его коллекции.
47 Бурлыкина, 1996; Бурлыкина, 2000; Бурлыкина 2015.
48 Университетские музеи: прошлое, настоящее, будущее. СПб.: Изд-во С-Петерб. гос. ун-та, 2006; Их имена, их дела — национальное достояние России. СПб., 2008; Академические и вузовские музеи: роль и место в научно-образовательном процессе. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2009; Вузовские музеи: традиции, опыт, перспективы развития. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2013; Университетские музеи — национальное достояние. СПб.: Изд-во По-литехн. ун-та, 2013; Музеи научных и учебных заведений: история, вклад в сферы знания и образования. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2015; Музеи университетов Евразийской ассоциации и их роль в сохранении культурного наследия. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2016.
49 Белоусова, 2009; Боголепова, 2011; Белоусова, Боголепова, 2016; Казанцева, 2011; Томские музеи. Музеи университетов: материалы к энциклопедии «Музеи и музейное дело Томской области». Томск: Изд-во Томского ун-та, 2012.
Литература
Белоусова Н. А. 2009. Музеи в системе высшего образования Западной Сибири: автореф. ... дис. канд. культурологии. Кемерово.
Белоусова Н. А., Боголепова Л. З. 2016. Музеи высших учебных заведений юга Западной Сибири. Кемерово: Кемеровский государственный университет.
Боголепова Л. З. 2011. Фондово-исследовательская деятельность музеев истории высших учебных заведений юга Западной Сибири: автореф. ... дис. канд. культурологии. Кемерово.
Бурлыкина М. И. 1996. Университетские музеи дореволюционной России (XVIII — начало XX в.). Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет.
Бурлыкина М. И. 2000. Музеи высших учебных заведений дореволюционной России (1724-1917 гг.). Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет.
Бурлыкина М. И. 2015. Московский государственный университет. История музейного дела (17552015). М.: МАКС Пресс.
Казанцева О. А. 2011. История музеев Удмуртского государственного университета. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та.
Колосова Е. М., Свиридова И. А., Федорова Н. М. 2007. Вузовский музей как компонент образовательной среды педагогического университета. СПб.: Астерион.
Колосова Е. М., Свиридова И. А., Федорова Н. М. 2008. Модель музейной образовательной среды как компонента гуманитарной среды вуза. СПб.: Астерион.
Нефедова Э. Л., Калиниченко И. В. 1990. Роль музея истории университета в учебно-воспитательной работе среди студентов. Актуальные проблемы вузовских музеев в повышении уровня учебной и воспитательной работы: материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Петрозаводск: 44-46.
Смуров А. В. 2009. Проблемы и перспективы использования потенциала вузовских музеев в профессиональном образовании и воспитании. Академические и вузовские музеи: роль и место в научно-образовательном процессе. Томск: Изд-во Томского ун-та: 18-22.
Ходецкий В. Г., Лазарев Г. Е. 1990. Задачи музеев вузов на современном этапе. Актуальные проблемы вузовских музеев в повышении уровня учебной и воспитательной работы: материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Петрозаводск: 3-8.
Cheng Te-K'un. 1948. The West China Union University Museum. Museum International 1 (3-4): 143-144.
Conn S. 2010. Do Museums Still Need Objects? Philadelphia: University of Pennsylvania Press.
Conn S. 2016. Do Universities Need Museums / Do Museums Need Universities? The Antioch Review 74 (2): 309-323.
Coolidge J. 1966. The University Art Museum in America. Art Journal 26 (1): 9-12, 21.
Davis G. 1977. Museums in Higher Education. The Journal of Aesthetic Education 11 (1): 111-114.
Estreicher K. 1967. The Jagellon University Museum, Cracow. Museum International 20 (2): 90-95.
Geske N. 1964. The new Art Gallery of the University of Nebraska, Lincoln. Museum International 17 (3): 127-135.
Hajdini B. 2016/2017. University museums. Views and new perspectives of teaching & learning inside the galleries. A conceptual exhibition model for the Allard Pierson museum, Amsterdam. Politecnico di Milano, Scuola del Design, Corso di Laurea Magistrale in Interior Design. URL: https://www.politesi. polimi.it/bitstream/10589/140760/1/Hajdini%20Belinda%20-%20Tesi%20University%20Museums. pdf (дата обращения: 12.04.2021).
Hawcroft F. 1971. University museums. Museum International 23 (2): 118-124.
Kim H. S. 2007. Crossing Cultures: Redefining a University Museum. RES: Anthropology and Aesthetics 52: 44-50.
King L. 2001. University Museums in the 21st Century — Opening Address. Managing university museums. Education and skills. Paris: OECD: 19-28.
Kozak Z. R. 2007. Promoting the past, preserving the future: British university heritage collections and identity marketing: PhD dissertation. Museumand Gallery Studies.
Kozak Z. R. 2016. The Role of University Museums and Heritage in the 21st Century. The Museum Review 1 (1): URL: http://articles.themuseumreview.org/vol1no1kozak (дата обращения: 12.04.2021).
Lewis G. 1987. Museum, profession and university: museum studies at Leicester. Museum International 39 (4): 255-258.
Lourenço M. С. 2005. Between two worlds: The distinct nature and contemporary significance of university museums and collections in Europe: PhD dissertation. Conservatoire National des Arts et Métiers, Paris.
Marsh A. C. 2011. Review of the book. Do museums still need objects? By S. Conn. Winterthur Portfolio
45 (4): 353-354. https://doi.org/10.1086/663765. Middleswarth-Kohn V. 1981. Town/Gown Cooperation: A University Museum Serves the Community. History News 36 1: 14-16.
R.K.W. 1979. Worth the Journey: The University Museum, University of Pennsylvania. Academe 65 (1): 78-81.
Rolim B. M. 2016. Paisagens da memoria dos servidores de apoio da UFRGS: trajetorias de vida e trabalho: PhD dissertation. Centro Universitario La Salle. Programa de Pos-Gradua^ao em Memoria Social e Bens Culturais. Canoas.
Savel'ev B. 1973. The Earth Science Museum at the Moscow University. Museum International 25 (1-2): 59-62.
Stanbury P. 2000. University Museums and Collections. Museum International 52 (2/206): 4-9. Warhurst A. 1986. The Triple Crisis in University Museums. Museums Journal 86 (3): 137-140. Weeks J. 2000. The Loneliness of the University Museum Curator. Museum International 52 (2/206): 10-14. Willumson G. 2000. The Shifting audience of the University Museum. Museum International 52 (2/206): 15-18.
Wittkower R. 1967. The Significance of the University Museum in the Second Half of the Twentieth Century. Art Journal 27 (2): 176-179.
Статья поступила в редакцию 25 мая 2021 г.; рекомендована к печати 20 сентября 2021 г.
Контактная информация:
Ильина Кира Андреевна — канд. ист. наук, вед. науч. сотр.; glukist@mail.ru
In search of identity: The university museum as a research question (1960s-2020)*
K. A. Ilina HSE University,
20, Myasnitskaya ul., Moscow, 101000, Russian Federation
For citation: Ilina K. A. 2021. In search of identity: The university museum as a research question (1960s-2020). The Issues of Museology 12 (2): 150-163. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.201 (In Russian)
The article focuses on the reconstruction of the research understanding of the "university museum" concept. University museums originated at the end of the 17th century as rooms for teaching students. Over time, university museums were eventually opened to the public and included in the missionary activities of a university. They also began to serve as an intermediary between the closed university and the community. The museums became "a shop window for universities, a source of prestige and pride which contributes to the quality of life within a university". For 50 years researchers have been discussing the uniqueness of university museums and the problems they face. The close connection with the academic sphere, direct access to the knowledge and skills of scientists, the traditions of scientific schools, research and publications, makes university museums unique in comparison to other museums. One of the important problems is the correlation between university and public in university museums. It includes the distinction between university and public museums, the professionalization of university museum staff, attracting visitors and sponsors, and the degree of dependence of the exhibition policy of university museums on society and the state. The theoretical understanding of the problems of university museums has provoked the organization of national and
* The publication was prepared within the framework of the Academic Fund Program at HSE University in 2020-2021 (grant no. 20-04-035).
international associations dedicated to solving practical issues and popularizing university collections.
Keywords: university museum, historiography, USA, USSR, Russia, Europe. References
Belousova N. A. 2009. Museums in the system of higher education in Western Siberia: doctoral dissertation
abstract. Kemerovo. (In Russian) Belousova N. A., Bogolepova L. Z. 2016. Museums of higher educational institutions in the south of Western
Siberia. Kemerovo: Kemerovskii gosudarstvennyi universitet Publ. (In Russian) Bogolepova L. Z. 2011. Fund-research activities of museums of history of higher educational institutions in the
south of Western Siberia: doctoral dissertation abstract. Kemerovo. (In Russian) Burlykina M. I. 1996. University museums of pre-revolutionary Russia (18th — early 20th century). Syktyvkar:
Syktyvkarskii gosudarstvennyi universitet Publ. (In Russian) Burlykina M. I. 2000. Museums of higher educational institutions of pre-revolutionary Russia (1724-1917).
Syktyvkar: Syktyvkarskii gosudarstvennyi universitet Publ. (In Russian) Burlykina M. I. 2015. Moscow State University. History of museum affairs (1755-2015). Moscow: MAKS Press. (In Russian)
Cheng Te-K'un. 1948. The West China Union University Museum. Museum International 1 (3-4): 143-144. Conn S. 2010. Do Museums Still Need Objects? Philadelphia: University of Pennsylvania Press. Conn S. 2016. Do Universities Need Museums / Do Museums Need Universities? The Antioch Review 74 (2): 309-323.
Coolidge J. 1966. The University Art Museum in America. Art Journal 26 (1): 9-12, 21. Davis G. 1977. Museums in Higher Education. The Journal of Aesthetic Education 11 (1): 111-114. Estreicher K. 1967. The Jagellon University Museum, Cracow. Museum International 20 (2): 90-95. Geske N. 1964. The new Art Gallery of the University of Nebraska, Lincoln. Museum International 17 (3): 127-135.
Hajdini B. 2016/2017. University museums. Views and new perspectives of teaching & learning inside the galleries. A conceptual exhibition model for the Allard Pierson museum, Amsterdam. Politecnico di Milano, Scuola del Design, Corso di Laurea Magistrale in Interior Design. URL: https://www.politesi. polimi.it/bitstream/10589/140760/1/Hajdini%20Belinda%20-%20Tesi%20University%20Museums. pdf (accessed: 12.04.2021). Hawcroft F. 1971. University museums. Museum International 23 (2): 118-124.
Kazantseva O. A. 2011. History of museums at Udmurt State University. Izhevsk: Izd-vo Udmurtskogo un-ta Publ. (In Russian)
Khodetskii V. G., Lazarev G. E. 1990. Tasks of the museums of universities at the present stage. Aktual'nye problemy vuzovskikh muzeev vpovyshenii urovnia uchebnoi i vospitatel'noi raboty: materialy Vsesoiuz-noi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Petrozavodsk: 3-8. (In Russian) Kim H. S. 2007. Crossing Cultures: Redefining a University Museum. RES: Anthropology and Aesthetics 52: 44-50.
King L. 2001. University Museums in the 21st Century — Opening Address. Managing university museums.
Education and skills. Paris: OECD, 2001: 19-28. Kolosova E. M., Sviridova I. A., Fedorova N. M. 2007. The university museum as a component of the educational environment of the pedagogical university. St. Petersburg: Asterion Publ. (In Russian) Kolosova E. M., Sviridova I. A., Fedorova N. M. 2008. The model of the museum educational environment as a component of the humanitarian environment of the university. St. Petersburg: Asterion Publ. (In Russian)
Kozak Z. R. 2007. Promoting the past, preserving the future: British university heritage collections and identity
marketing: PhD dissertation. Museumand Gallery Studies. Kozak Z. R. 2016 The Role of University Museums and Heritage in the 21st Century. The Museum Review
1 (1): URL: http://articles.themuseumreview.org/vol1no1kozak (accessed: 12.04.2021). Lewis G. 1987. Museum, profession and university: museum studies at Leicester. Museum International 39 (4): 255-258.
Lourenço M. C. 2005. Between two worlds: The distinct nature and contemporary significance of university museums and collections in Europe: PhD dissertation. Conservatoire National des Arts et Métiers, Paris. Marsh A. C. 2011. Review of the book Do museums still need objects? by S. Conn. Winterthur Portfolio 45 (4): 353-354. https://doi.org/10.1086/663765.
Middleswarth-Kohn V. 1981. Town/Gown Cooperation: A University Museum Serves the Community. History News 36 (1): 14-16.
Nefedova E. L., Kalinichenko I. V. 1990. The role of the university history museum in teaching and educational work among students. Aktual'nye problemy vuzovskikh muzeev v povyshenii urovnia uchebnoi i vospitatel'noi raboty: materialy Vsesoiuznoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Petrozavodsk: 44-46. (In Russian)
R. K. W. 1979. Worth the Journey: The University Museum, University of Pennsylvania. Academe 65 (1): 78-81.
Rolim B. M. 2016. Paisagens da memoria dos servidores de apoio da UFRGS: trajetorias de vida e trabalho: PhD dissertation. Centro Universitario La Salle. Programa de Pos-Gradua^ao em Memoria Social e Bens Culturais. Canoas.
Savel'ev B. 1973. The Earth Science Museum at the Moscow University. Museum International 25 (1-2): 59-62.
Smurov A. V. 2009. Problems and prospects of using the potential of university museums in professional education and upbringing. Akademicheskie i vuzovskie muzei: rol' i mesto v nauchno-obrazovatel'nom protsesse. Tomsk: Izd-vo Tomskogo un-ta Publ.: 18-22. (In Russian) Stanbury P. 2000. University Museums and Collections. Museum International 52 (2/206): 4-9. Warhurst A. 1986. The Triple Crisis in University Museums. Museums Journal 86 (3): 137-140. Weeks J. 2000. The Loneliness of the University Museum Curator. Museum International 52 (2/206): 10-14. Willumson G. 2000. The Shifting audience of the University Museum. Museum International 52 (2/206): 15-18.
Wittkower R. 1967. The Significance of the University Museum in the Second Half of the Twentieth Century. Art Journal 27 (2): 176-179.
Received: May 25, 2021 Accepted: September 20, 2021
Author's information:
Kira A. Ilina — PhD in History, Leading Research Fellow; glukist@mail.ru