Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1708
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИЛА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС / ЗАЩИЩЁННОСТЬ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Смоленская С.В.

Рассматриваются актуальные проблемы национальной безопасности России в современном мире. Определяются механизмы обеспечения национальной безопасности и возможные пути обеспечения национальной безопасности граждан Российской Федерации, вектор развития экономики России, состояние её основных жизнеобеспечивающих систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Смоленская С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SECURITY OF RUSSIA IN THE MODERN WORLD

This article discusses the current problems of Russian national security in the modern world. It defines the mechanisms for ensuring national security and possible ways to ensure the national security of citizens of the Russian Federation, the vector of development of the Russian economy, the state of its main life-support systems.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

trans.ru/avia/perevozka-opasnyh-gruzov-vozdushnym-transportom.html, free. (accessed: 02.03.2020).

5. Glushkov V. A., Saifutdinov R. A., gaynieva D. A., Kuznetsova A. S. Informacionnaya sistema upravleniya professional'nymi riskami [Information system of professional risk management] // Obrazovanie i informacionnaya kul'tura: teoriya i praktika. Sbornik nauchnyh trudov [Education and information culture: theory and practice. Collection of scientific works]. Ulyanovsk, 2017.

6. Kuznetsov V. V., Vakhovsky V. V., Saifutdinov R. A., Mikhailishin V. Yu. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie [State and municipal management]. Ulyanovsk, UlSTU, 2012.

7. Kuznetsov V. V., Saifutdinov R. A. [Ekonomicheskij analiz Economic analysis]. Ulyanovsk, ULSTU, 2018.

8. Saifutdinov R. A., Gavrushchenko A. P., Magdeeva D. R., Karsakova E. D. Upravlenie bezopasnost'yu tekhnologicheskih processov [Safety Management of technological processes] // Informacionnye tekhnologii v obrazovanii. Materialy vserossijskoj ochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Information technologies in education. Materials of the all-Russian full-time scientific and practical conference]. Ulyanovsk, UlGPU, 2019.

Сайфутдинов Рафаэль Амирович, доцент кафедры Поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов и техносферной безопасности (ПАСОПиТБ) Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева. Савинов Игорь Вениаминович, доцент кафедры Поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов и техносферной безопасности (ПАСОПиТБ) Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева.

Родненко Яна Вадимовна, курсант 4-го курса учебной группы ТБ-17-1 Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева. Белогрудова Дарья Юрьевна, курсант 4-го курса учебной группы ТБ-17-1 Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева. Някина Анжела Сергеевна, курсант 4-го курса учебной группы ТБ-17-1 Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева.

Поступила 28.07.2020 г.

УДК 331

С. В. СМОЛЕНСКАЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Рассматриваются актуальные проблемы национальной безопасности России в современном мире. Определяются механизмы обеспечения национальной безопасности и возможные пути обеспечения национальной безопасности граждан Российской Федерации, вектор развития экономики России, состояние её основных жизнеобеспечивающих систем.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, национальная сила, глобализация, геополитический статус, защищённость, ресурсный потенциал.

Современная международная ситуация, связанная с появлением новых вызовов и угроз, выдвигает новые требования к обеспечению

© Смоленская С. В., 2020

национальной безопасности Российского государства [1]. Безопасность как феномен международной политики представляет собой защиту государством собственной территории от различного рода посягательств извне. Национальная безопасность как составная часть международной

безопасности является стратегией, направленной на обеспечение жизненно важных интересов личности и государства. «Национальная безопасность — состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, который позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, обороны и безопасности государства», — говорится в статье 6 «Стратегии Национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 [2].

Национальная безопасность, как известно, складывается из военно-технического компонента (состояние вооружённых сил государства), экономического и научно-технического развития государства, социально-политической (стабильность общества) и духовно-нравственной составляющих. В современном мире в сфере национальной безопасности сохранились прежние (старые) угрозы: возможность межгосударственного ядерного столкновения и широкомасштабная война с использованием обычных вооружений, по мощности приближающихся к ядерному оружию малой силы. Новые угрозы национальной безопасности появились сравнительно недавно: международный терроризм; распространение оружия массового уничтожения; внутренние и локальные вооружённые конфликты. Обычно при анализе проблем национальной безопасности основное внимание уделяется внешнеполитическому аспекту. Однако национальная безопасность имеет и внутреннюю составляющую. На данное обстоятельство одним из первых обратил внимание ещё А. Парето.

Внутренние противоречия могут быть более острыми, чем внешние. Вряд ли распался Советский Союз, если бы внутри советского общества не вызрели противоречия. Никакая внешняя сила не могла бы развалить государство, пользовавшееся поддержкой всего народа. Свидетельством тому является Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

Применительно к современному Российскому государству реальную угрозу внутренней безопасности представляют такие явления, как коррупция, социальное и имущественное расслоение общества, рост бедности и нищеты населения, безработица, инфляция, массовая культура, кризис семьи как социального института. Названные угрозы лишь небольшая часть тех внутренних угроз, которые при неблагоприятных обстоятельствах и реальных внешних факторах способны дестабилизировать российское обще-

ство. Особенно удручает резкое обнищание в последние кризисные годы российского населения, более 20 % которого проживает ныне даже по российским меркам за чертой бедности. Так, по оценке депутата Госдумы О. Смолина, по размерам минимальной зарплаты Россия отстаёт от Франции в 13-15 раз, а из 85 субъектов РФ 75 являются дотационными [4].

Один из основных вопросов, определяющих национальную безопасность, — это оценка России как государства, её геополитического положения и национальных интересов. Без определения геополитического положения России невозможно определить национальные интересы страны, ее внешнюю политику, иметь чёткую структуру внешних рынков, систему продвижения экспортных товаров на эти рынки и в целом нельзя создать эффективную рыночную экономику и обеспечить её безопасное развитие.

Безопасность одного какого-либо государства, даже таких больших, как США, Китай, Россия, не может анализироваться вне связи с безопасностью других государств. В мире нет полностью самодостаточных государств. Одни государства щедро наделены природными богатствами, другие в большей мере располагают инновационными технологиями. С одной стороны, национальная безопасность каждого государства опирается на имеющийся потенциал, специфику и сильные компоненты этого потенциала, с другой — она не может быть реализована без международного взаимодействия и торговли. Политическая, экономическая и военная сила и самодостаточность государств взвешиваются на весах международного влияния и имеют определённые количественные измерители и индикаторы.

Японскими учёными ещё в 1980-х гг. был предложен аналитический метод оценки «национальной силы» государства и проведён сравнительный анализ разработанного ими индекса по ряду развитых стран. «Национальная сила» государства определяется, во-первых, способностью вносить вклад в международное сообщество, в его экономическую, финансовую и научно-техническую сферы деятельности, во-вторых, способностью к выживанию в кризисных и экстремальных международных условиях. Для оценки выживаемости используются индикаторы, характеризующие географическое положение страны, численность населения, природные условия, экономический, оборонный потенциалы, национальную мораль, дипломатическую активность и результативность. В-третьих, способностью продвигать и отстаивать свои национальные интересы, опираясь на все компоненты «комплексной национальной силы», в том чис-

ле с помощью силового давления. Указанные составляющие исчисляются в виде индексов, а три основных индекса агрегируются в общий индекс «комплексной национальной силы» государства.

Ещё раз отметим, что национальная безопасность и такая её несущая конструкция, как экономика, в существенной мере определяются геополитическим положением страны. Распад СССР нанёс сильный удар по геополитическому статусу России, резко понизив его. Существенно изменились границы России, ухудшилась их защищённость. Из трансконтинентальной державы она превратилась «в обеспокоенное национальное государство, не имеющее свободного географического доступа к внешнему миру и потенциально уязвимое перед лицом ослабляющих его конфликтов с соседями на западном, южном и восточном флангах» [4].

Россия унаследовала от СССР не только значительный ресурсный потенциал, но и многие диспропорции, которые ослабляют её экономическую силу и делают её уязвимой при неблагоприятных внешних воздействиях. Одна из главных, на наш взгляд, диспропорций — это несоответствие между стоимостной оценкой природно-ресурсного потенциала, потенциальных возможностей человеческого капитала и финансовой мощью государства, уровнем благосостояния его граждан. Бюджетный и инвестиционный потенциал России на порядок ниже её ресурсного потенциала.

Необходимо устранить и другие дисбалансы в экономической системе великой державы. Нужен качественно новый уровень стратегического управления и планирования как на макроуровне, так и на корпоративном уровне. Именно в этом состоит главный вызов России со стороны набирающего темпы процесса глобализации. Перед Россией стоит задача создать современную финансово-банковскую систему, современные институты рыночного хозяйства, корпоративное управление, которые способны, опираясь на национальные интересы, создать соответствующие им индикаторы безопасности, взаимодействовать с зарубежными партнёрами на всем информационно-финансовом пространстве. Финансово-экономические инструменты указанных систем должны быть конкурентоспособными как по внутренней структуре своих элементов, так и в части создания благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей на внешнем рынке.

Геополитический статус зависит не только от фундаментальных факторов, но и от национальной силы государства. Он закрепляется в её гео-

политической стратегии, которая реализуется в системе программных документов страны: концепции национальной безопасности, стратегии экономической безопасности, долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны и т. д.

В настоящее время Россия находится на перепутье двух стратегий. Одна стратегия определяется современными стандартами западной цивилизации, другая — системой евразийских ценностей. Первая стратегия предполагает интеграцию России в мировую экономику через создание транснационального экономического уклада, а вторая — синтез классического либерализма и государственного регулирования. Вторая стратегия не исключает либеральных ценностей рыночной экономики, она предполагает современное понимание эффективного государства, его роли в реализации социальной справедливости, особенно в сфере распределения богатств и сокращения нищеты, бедности и безработицы.

Геополитический статус России в настоящее время размыт значительными диспропорциями. По ряду важных индикаторов Россия занимает ведущее место в мире: это размеры территории и численность населения, объёмы добываемых и запасы полезных ископаемых (газа, нефти), объёмы экспорта топливно-энергетических ресурсов и металлов, интеллектуальный и образовательный потенциалы, ядерное стратегическое оружие. В то же время Россия имеет слабую информационную и финансово-банковскую системы, неразвитый внутренний рынок товаров и услуг, большую долю бедного населения. Консолидированный бюджет России намного меньше, чем он мог бы быть при рациональном использовании её природно-ресурсного потенциала. Диспропорции геополитического статуса России делают её уязвимой для внутренних и внешних угроз национальной безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вяткин Я. О новой военной политике Трампа // Аргументы недели. — 2016. — №46.

2. Костин В. И., Костина А. В. Национальная безопасность современной России: экономический и социокультурный аспекты. — 3-е изд. -Москва : URSS: ЛЕНАНД, 2016.

3. Ляхов Е. Г., Ляхов Д. Е., Алимов А. А. Безопасность государства и Мирового сообщества: теоретико-правовая формула обеспечения в XXI веке. — Челябинск: Цицеро, 2015.

4. Смолин О. Кто боится повторения Великого Октября? // Аргументы недели. - 2017. - №4. - С. 3.

5. Семененко С. В., Тонких В. А., Фарберова О. Е. Российское предпринимательство в ХХ-начале XXI века: история, право, теория и практика. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2012.

6. Тонких В. А., Лытнева Н. А. Национальная безопасность России в условиях современных вызовов и угроз // Молодой учёный. - 2017. -№11 (145). - С. 404-408.

REFERENCES

1. Vyatkin Ya. O novoj voennoj politike Trampa [On trump's new military policy] // Argumenty nedeli [Arguments of the week]. 2016, no. 46.

2. Kostin V. I., Kostina A. V. Nacional'naya bezopasnost' sovremennoj Rossii: ekonomicheskij i sociokul'turnyj aspekty. [National security of modern Russia: economic and socio-cultural aspects]. 3-rd ed. Moscow, URSS: LENAND, 2016.

3. Lyakhov E. G., Lyakhov D. E., Alimov A. A. Bezopasnost' gosudarstva i Mirovogo soobshchestva: teoretiko-pravovaya formula obespecheniya v XXI veke [Security of the state and the World community: theoretical and legal formula for ensuring security in the XXI century]. Chelyabinsk, Cicero, 2015.

4. Smolin O. Kto boitsya povtoreniya Velikogo Oktyabrya? [Who is afraid of a repeat of the Great October?] // Argumenty nedeli [Arguments of the week]. 2017, no. 4, P. 3.

5. Semenenko S. V., Tonkikh V. A., Farberova O. E. Rossijskoe predprinimatel'stvo v HH- nachale XXI veka: istoriya, pravo, teoriya i praktika. [Russian entrepreneurship in the XX-early XXI century: history, law, theory and practice]. Voronezh, [CPI «Nauchnaya kniga» [«Scientific book»], 2012.

6. Tonkikh V. A., Lytneva N. A. Nacional'naya bezopasnost' Rossii v usloviyah sovremennyh vyzovov i ugroz [National security of Russia in the conditions of modern challenges and threats ] // Molodoj uchyonyj [Young scientist]. 2017, no. 11 (145), pp. 404-408.

Смоленская Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории УлГТУ.

Поступила 20.05.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.