Научная статья на тему 'Национальная безопасность: тенденции, перспективы, научно-практическая основа для укрепления - система показателей и индикаторов'

Национальная безопасность: тенденции, перспективы, научно-практическая основа для укрепления - система показателей и индикаторов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
763
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ИНДИКАТОРОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРЕДЕЛЬНО-КРИТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛЬНЫХ УГРОЗ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карепова Светлана Геннадьевна, Пинчук Антонина Николаевна, Некрасов Сергей Владимирович

Статья посвящена вопросам национальной безопасности, ее тенденциям и перспективам развития. Рассматривается системообразующая для национальной безопасности специфика современной социальной реальности России. Анализируются возможные направления и подходы к ее укреплению с опорой на стратегические государственные документы и социально-научное знание.Особое внимание уделяется теоретико-методоло-гическим основам укрепления национальной безопасности системеключевых показателей и индикаторов национальной безопасности, предельно-критическим показателям и показателям реальногосостояния общества как основе для выработки превентивного типа управления современной социальной реальностью и ее рисковыми составляющими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Карепова Светлана Геннадьевна, Пинчук Антонина Николаевна, Некрасов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная безопасность: тенденции, перспективы, научно-практическая основа для укрепления - система показателей и индикаторов»

УДК 316

Карепова Светлана Геннадьевна

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, ИСПИ РАН Svetlran@mail.ru

Пинчук Антонина Николаевна

кандидат социологических наук, научный сотрудник, ИСПИ РАН

antonona.pinchuk27@bk.ru

Некрасов Сергей Владимирович

научный сотрудник, ИСПИ РАН sv_79@inbox.ru

Svetlana G. Karepova

Candidate of Sociological Sciences, Leading Researcher of the Institute for Social and Political Research of the Russian Academy of Sciences (ISPR RAS) Svetlran@mail.ru

Antonina N. Pinchuk

Candidate of Sociological Sciences, Researcher of the Institute for Social and Political Research of the Russian Academy of Sciences (ISPR RAS) antonona.pinchuk27@bk.ru

Sergey V. Nekrassov

Researcher of the Institute for Social and Political Research of the Russian Academy of Sciences (ISPR RAS) sv_79@inbox.ru

Национальная

безопасность: тенденции, перспективы, научно-практическая основа для укрепления система показателейи индикаторов

National security:

tendencies, prospects, scientific and practical basis for the enhancement -indicator system

Аннотация. Статья посвящена вопросам национальной безопасности, ее тенденциям и перспективам развития. Рассматривается системообразующая для национальной безопасности специфика современной социальной реальности России. Анализируются возможные направления и подходы к ее укреплению с опорой на стратегические государственные документы и социально-научное знание.Особое внимание уделяется теоретико-методологическим основам укрепления национальной безопасности системеключевых показателей и индикаторов национальной безопасности, предельно-критическим показателям и показателям реальногосостояния общества как основе для выработки превентивного типа управления современной социальной реальностью и ее рисковыми составляющими.

Ключевые слова: национальная безопасность, современная социальная реальность, угрозы и вызовы, система показателей и индикаторов национальной безопасности, предельно-критические показатели, ключевые показатели, показатели реальных угроз.

Annotation. This article deals with national security, its tendencies and prospects for development. The specific nature of the Russian modern social reality being systemically important for national security is considered. There given an analysis of the possible directions and approaches to the enhancement of the national security based on the Government strategic documents and so-cio-scientific knowledge. A special attention is paid to the theoretical and methodological framework for enhancing the national security, t.e. a system of national security key indicators, critical limit indicators and indicators of understanding conditions in the country as a basis for developing the preventive actions to manage the modern social reality and its risky elements.

Keywords: national security, modern social reality, threats and challenges, national security indicator system, critical limit indicator, key indicators, real threat indicators.

«Умная оборона от новых угроз». «... необходимы механизмы реагирования не только на уже существующие опасности. Нужно научиться «смотреть за горизонт», оценивать характер угроз на 30-50 лет вперед. Это серьезная задача, требующая мобилизации возможностей гражданской

и военной науки.» [1].

Специфика современной социальной реальности России: аспекты национальной безопасности, тенденции, перспективы. В ХХ и начале XXI века Россия прошла не имеющий мировых аналогов исторический путь развития, путь «тектонических» трансформаций: революций, войн, кардинальных изменений в форме государственного политического, социально-экономического устройства, геополитических потерь и сведения на низкий уровень человеческого потенциала страны.Произошли глобальные исторические и эволюционные изменения, повлекшие за собой существенное снижение уровня национальной безопасности и сформировавшие качественно иные траектории развития российской государственности.

В современной социальной реальности «новой» России преобладающие вдействительностияв-ленияипроцессы служат этому подтверждением и во многом являются отражением воспринятого социумом экономического, духовно-нравственного и социального опыта, где в частности, в аспекте безопасности, практика мировых войн, холодной войнырубежа веков получает свое продолжение в виде второй холодной войны, информационных, гибридных и экономических войн нового поколения, основанных на передовых технологиях.

Детерминирующими факторами цивилизацион-ного развития становятся человеческий потенциал, научные знания и социальный капитал.

В новой социальной реальности снижается значение традиционных (технических и технократических) технологий и возрастает роль технологий нетрадиционных - информационных, социальных, интеллектуальных, которые по качественным характеристикам не предсказуемы, таят огромное число латентных противоречий и имеют оборотную, непознанную сторону, где открытие новых возможностей сопряжено с угрозами и рисками нового типаэкономического, техногенного, социальногои т.д. характера.

Как правило, данные технологии имеют скрытый или «отложенный» эффект и результаты их воздействия,вероятно,скажутся не при жизни людей- создателей, а на их потомках. Они включают в себя существеннуюпролонгированную компоненту будущего.

Переход к информационной фазе развития мирового сообщества сопряжен с беспрецедентными научно-техническими достижениями, с результатами которых человечество уже столкнулось ибудет сталкиваться в будущем. Примером может служить формирование нового типа самостоятельного «техногенного сознания», где трансформация человеческого интеллекта в ис-

кусственный интеллект и взаимодействие человеческого интеллекта с искусственным интеллектом становится обозримой перспективой. В цифровом пространстве происходит компьютерное накопление общей и частной информации о мире и человеке, дающее возможность выйти на уровень качественнойимитации деятельности мозга в рамках компьютерной симуляции, влекущей за собой значительную рисковую составляющую: контроль управляемых компьютером систем и всего Интернета в целом; захват систем электронного управления, включенных в оборонно-промышленный, экономический, политический комплексы страны;создание собственной автономной и неуправляемой из вне человеком инфраструктуры;прямое и опосредованное влияние на людей по созданным информационным каналам и формирование собственных механизмов воздействия на мири т.д. Лейтмотиво-мактуализируются вопросы безопасности, как информационныхсистем, так икибербезопасно-сти в целом.

Разработка и использование новых наукоемких технологий на практике способствует общему накоплению информации в некий содержательный континуум (сплошную среду), ее смысловой трансформации ивыход из-под контроля на новый системный уровень. В частности, обнаружение одного нового явления в науке может приводить к тому, что оно, в рамках сопутствующих интеллектуальных разработок, неоднократно усиливается в течение короткого срока, приобретая иные качественные характеристики и последствия для общества. Ярким подтверждением является пример разработки ядерного оружия, где от открытия цепной реакции урана, его обогащения и до создания ядерной бомбы первого поколения прошло всего десять лет. Пота-кому же алгоритму развития событий - наращивание в геометрической прогрессии научного знания и творческого потенциала - создавались самые смелые и неординарные военные изобретения: танки, корабли, поезда, самолеты, подводные лодки, которые удивили мир, перевернули его представления об оборонных возможностях Россиии были взяты на вооружение.

Современная социальная реальность со свойственным ей потенциалом угроз и рисков способна вовлечь современное общество в глобальную катастрофу. Общий цивилизационный (техногенный) контекст ее развития подкрепляется для России не только внутренними социально-политическими, но и внешними экономическими, геополитическими бифуркациями,проводимыми Западом во главе с США курсом на дестабилизацию ключевых факторов развития России, ее геополитическую и экономическую изоляцию, разжигание конфликтов с сопредельными государствами, создание зон нестабильности и управляемого извне хаоса.

Взятый Западом еще в августе 1991 года генеральный курс на слом национальной обороны России - страны с ядерным оружием, великим историческим военным прошлым, по сути, до сих пор нацелен на скрытую «не военную» оккупацию, которая ничем не отличается от военной. Такой вид оккупации имеет, помимо выраженной экономической и геополитической составляю-щей,более тонкие системные механизмы воздействия на сознание нации, включая манипуля-циюи подмену духовно-нравственныхценностей, ориентиры на глобальноеразделение социума, оперирование ложной и чуждой русскому этносу идеологией и т. д.

Цель запущенных Западом к реализации разрушительных процессов-отсутствие на мировой арене сильной, самодостаточной России и выполнение отведенной ей роли ресурсного, экономического и интеллектуального донора.

Но, «. сложности, с которыми мы сталкиваемся, создают для нас и новые возможности, страна готова принять любой вызов времени и победить» [2]. Следует отметить тот факт, что на фоне внешних негативных тенденций - санкцион-ное давление на Россию, информационная агрессия, целенаправленное продвижение НАТО на восток и т.д. был постепенно запущен к реализации мощный внутренний потенциал развития страны, где в «огромном замкнутом плавильном котле» было положено начало новым процессам всесторонней консолидации России, ее «сосредоточению», «сборке», поднятию и идентификации национального самосознания.

Произошло «включение»скрытых внутренних резервов, позволивших «. переориентировать вектор экономических связей на восток, снизив зависимость от американского доллара; начать переориентацию российской экономики на приоритетные отрасли с сырьевых сегментов на сегменты с высокой добавленной стоимостью, предпочитая поддержку реального, а не финансового сектора; положить начало импортозаме-щению, направленному на защиту внутреннего производителя; проводить курс на модернизацию производства,внедрение инноваций и др.» [3, с. 134-137].

России на наукоемкой основе, вопреки тотальному экономическому и геополитическому давлению, удалось решить главный вопрос - вопрос безопасности страны, сопрягая новые разработки ракеты «Сармат» с утвержденной доктриной Вооружённых сил Российской Федерации, «. предусматривающей возможность нанесения упреждающих ядерных ударов по войскам НАТО в случае вооружённого конфликта для его «деэскалации» [4], «. именно этому классу носителей ядерного оружия предстоит, по всей видимости, при взаимодействии с системами мобильного, морского и авиационного базирования выполнять роль главного щита страны» [5].

Этот новый класс ракет, пришедший на смену предыдущему поколению - «Воевода», можно символически отнести к силовомуно, по су-ти,социально-экономическому водоразделу со-

временной социальной реальности России, дающему возможность вплотную заниматься созидательным социальным развитием государства и принимать равноправное (доминирующее) участие в строительстве нового миропорядка.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что наукоемкие военные технологии становятся основополагающими в продвижении политики государства в условиях сохранения «хрупкой устойчивости баланса» той области, где кончается мир и начинается война. В настоящее время этот рубеж размыт. И только сильное с точки зрения национальной безопасности и защищенное государство может позволить себе самоидентичный путь развития.

Вектор обращения к внутренним ресурсам страны (природные, экономические, наукоемкие, оборонные, человеческие, финансовые информационные, энергетические и т.д.) становится основополагающим и дает возможность полноценно оперировать потенциалом нации. «. История даёт России уникальный шанс. Развитие событий настоятельно требует от нас переустроить собственную экономику и модернизировать социальную сферу. И этот шанс упускать мы не намерены»; «. считаю, что экономика XXI века - это экономика людей, а не заводов. Интеллектуальная составляющая в глобальном развитии неизмеримо возросла» [6].

Следует констатировать, чтопривычные контуры общества размываются, а наукоемкая детерминанта - научно-технический прогресс, пронизывая все сферыего жизнедеятельности, порожда-етновые социально-экономические, политиче-скиеконфигурациии является отправным пунктом в становлении новой экономики, политики, культуры и новой безопасности в целом.

Возможные направления и подходы к укреплению национальной безопасности: теоретико-методологические основания. Трансформация социальной реальности влечет за собой качественно иной системный подход к ее пониманию, научному анализу, выработке мер по управлению процессами формирования, диктует целенаправленный выбор дальнейших направлений и механизмов достижения стратегических приоритетов - социально-экономического, политического, духовно-нравственного развития и обеспечения национальной безопасности страны. Такой подход подразумевает тотальный контроль за состоянием основных сфер и условий жизнедеятельности современного российского общества.

В процесс целеполагания закладываются превентивные научно обоснованные механизмы регуляции динамики социальной реальностиво избежание ее бифуркационноговыхода за пределы «красной» или критической черты, отвечающей за состояние сбалансированностиос-новных сфер национальной безопасности страны.

Приоритетом в подходе к системному реагированию на новые вызовы и угрозы становятся:

- опора на взаимоувязанные стратегические государственные документы,всесторонне формализующие приоритеты государственной политики Россииирегулирующие вопросы ее национальной безопасности;

- оперирование научными знаниями, эвристическими методологиями, нацеленными на реализацию поставленных в области безопасности задач и выработку превентивного типа управления современной социальной реальностью и ее рисковыми составляющими.

О государственных стратегических документах, регулирующих вопросы национальной безопасности страны. С учетом исторического и современного контекстанациональная безопасность утратила значение узко отраслевой оборонной направленностии стала носить интегральный характер, объединив в себе системно все виды безопасности, включая безопасность таких сфер жизнедеятельности современного российского общества, как геополитическая имеждународ-ная, экология, экономика, информация, культура и духовно-нравственный контекст, здоровье нации, права и свободы личности и др.. Перечень сфер расширяется адекватно потребностям общества, новым вызовам и угрозам. Военная безопасность, нацеленная на противодействие внешним угрозам, сохраняет свое приоритетное значение, также, как и ее укрепление остается одной из важнейших задач российского государства.

Россия, «обращаясь» к пройденному историческому пути, формализовала обозначенную идею интегрального подхода к пониманию национальной безопасности страны с сохранением ориентиров на возврат и укреплениестатуса великой державы в иерархии стран и народов в современном мировом сообществе по важнейшим экономическим, социальным, политическим, культурным, технологическим и иным парамет-рамв основных государственных нормативных документах.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, документами стратегического планирования в сфере национальной безопасности -«Стратегией национальной безопасности Российской Федерации», Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Стратегией научно-технологического развития РФ, основами государственной политики, доктринами, концепциямии с учетом ежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2012-2018 гг. сформулирована система документов в сфере национальной безопасности .

С точки зрения целей и задач, отраженных в содержанииданных нормативных документов, регулирующих сферу национальной безопасно-сти,перед государством и обществом на ближайшую и отдаленную перспективу выдвинуты два ключевых стратегических приоритета, нацеленных наустойчивое социально-экономическое развитие страны с повышением жизненного уровня и качества жизни её народов, обеспече-

ние национальной безопасности с учетом всего спектра вызовов и угроз.

В рамках первого приоритета стоят задачи по обеспечению сохранения народов и повышение общего качества жизни, в рамках второго -комплексная безопасностькак самого человека (социосферы), так и окружающей природной среды (биосферы, абиотсферы), техносферы по всему комплексу принимаемых решений.

Обозначенный перечень документов исторически обусловлен, контекстуально и содержательно сопряжен в рамках сложившихся государственных практик и подразумевает:

- взаимоувязанностьвсех документов, раскрывающих целевые приоритеты в сфере национальной безопасности ;

- наличие принимающих решение и регулирующих деятельность лиц в сфере национальной безопасности;

- сопровождение процесса прогнозирования, планирования, проектирования и конструирования в сфере национальной безопасности качественным нормативно-правовым, научно-методическим и информационно-аналитическим сопровождением.

По сути, данные документы взаимоувязаны, обладают общими характеристиками и их содержанием является сквозное целеполагание и соответствие целей прогнозирования, планирования, проектирования и конструирования желательных для общества процессов в сфере национальной безопасности на федеральном уровне к региональному и далее муниципальному уровню; аналитическая связь ианализ взаимовлияния процессов целеполагания в различных сферах развития общества; «... отсутствие бесконтрольных зон и процессов;оптимальная система показателей и индикаторов состояния процессов; система контроля и возможной коррекции процессов с использованием метода предельно-критических показателей развития общества».

Особое значение для достижения и реализации поставленных в стратегических документах страны целей и задач приобретает в целом научное знание и социально-научное знание в частности, обладающее набором необходимого и востребованного научно-практического инструментария обеспечения мониторинга и контроля за состоянием основных сфер жизнедеятельности современного российского общества.

Возможность обеспечения своевременного реагирования и устранения угроз национальной безопасности страны открывается за счет использования в практике государственного управления разработанной в ИСПИ РАН под руководством академика Г.В. Осипова и в рамках его научной школы методологии - системы ключевых, предельно-критических показателей и показателей реальных угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Научно-практические и теоретико-методологические основания укрепления национальной безопасности: ключевые, предельно-критические показатели и показатели реальных угроз. В рамках данной разработки акцент делается на максимальную преемственность научной школы советских социологов, разработавших как саму систему социальных показателей и индикаторов развития российской государственности и реального положения человека в российском обществе, так и систему предельно-критических показателей на основе новых методов измерения, которые на тот момент не использовались советской статистикой.

Новаторство ученых состояло в создании достаточно гибкой системыиндикативного измерения,дающей возможность отражать качественные и количественные характеристики распространённых в обществе явлений.Ученым удалось осуществить «выход» на измерение восприятия населением уровня социального развития общества и своего «места» в нем. Речь идет о степени удовлетворенностиконкретного человека работой, образованием, жилищными условиями, материальным положением, отношениями с людьми, состоянием здоровья, жизнью в целом и др.

Именно такой подход позволил отойти от обобщенного среднестатистического актора социальной реальности на уровень конкретного человека и получить адекватную научно обоснованную информацию для органов государственной власти о напряжениях, проблемах и эскалации про-тестных настроений в определенных областях жизнедеятельности общества для последующего проведения более адекватной социальной и экономической политики.

Имеющиеся теоретико-методологические разработки позволили с учетом современных реалий перейти к решению стратегической для России методологической задачи - создание системы измерения национальной безопасности Российской Федерации.

Учеными сформулированы 16 ключевых показателей национальной безопасности Российской Федерации, методологически включающих, в рамкахфиксации реальных процессов в обществе,сопоставление общей системы предельно-критических показателей и системы показателей реального состояния основополагающих сфер и условий жизнедеятельности российского общества. Данное сопоставление дает возможность через отражение современных национальных реалийосуществлять государственный контроль, а также своевременно, в случае проявления негативных тенденций, устранять угрозы национальной безопасности .

Ключевые показатели национальной безопасности Российской Федерации. В основу создания общей системы показателей и индикаторов национальной безопасности страны легли разработанные учеными ключевые показатели - «.то есть показатели основных сфер и условий жиз-

недеятельности общества, которые позволяют судить о перечне ключевых угроз национальной безопасности российского государства и его целостности» [7, с. 81]. Общий содержательный и номинативный перечень 16 ключевых показателей национальной безопасности детерминирован как противоречивым характером развития общества, таки его сложной современной структурой, в которой действуют различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности, имеющие выраженный социальный контекст. Именно социальный контекст определяет адекватный развитию современного общества вид самих общественных отношений и общественной жизнедеятельности в целом.

В результате этого сложились основные сферы жизнедеятельности общества: социальная, политическая, культурная, экономическая, включающие комплекс внутренних сфер, направленных на его устойчивое жизнеобеспечение, вос-произведениеи развитие. Разумно говорить о соблюдении различных жизненно важных потребностей общества в физической безопасности, стабильности, самоидентификации, знаниях и др. Именно этот спектр фундаментальныхпот-ребностейявляется базовым для формирования основных сфер жизнедеятельности общества и источником для перечня 16 ключевых показателей национальной безопасности:

- военная безопасность отвечает за «...состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз» [8];

- экономическая безопасность - это «. состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям»[9];

- финансовая безопасность - это «. защита финансовых интересов общества и государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне» [7, с. 85];

- технологическая и научная безопасность нацелена на «. обеспечение соответствующее мировому уровню технологий и, в первую очередь, технологий электронно-цифровых, научное обоснование перехода к электронно-цифровой стадии в развитии российского общества»;

- энергетическая и ресурсно-сырьевая безопасность в общей совокупности дает «.защищенность государства и общества в целом от угроз дефицита всех видов энергии и энергоресурсов» [7, с. 88];

- продовольственная безопасность регулирует «.состояние экономики государства, при котором обеспечивается его продовольственная независимость и гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов» [10];

- социальная безопасность - это «. защита жизненно важных интересов общества, личности и семьи от внешних и внутренних угроз. Все элементы социальной системы, обеспечивающей уровень и качество жизни населения и регулируемой социальной политикой, являются ее объектами» [11];

- демографическая безопасность отвечает за «. защищённость процесса жизни и непрерывного естественного возобновления поколений» [12, с. 54];

- интеллектуально-кадровая безопасностьявля-ется основой для создания «. материальных и духовно-нравственных стимулов наращивания образовательного и научного потенциала»;

- экологическая безопасность регулирует «. защищённость среды обитания людей и биосферы в целом, атмосферы, гидросферы, литосферы и ближнего космического пространства, состава животного и растительного мира, а также природных ресурсов от угроз, создаваемых деятельностью человека» [13, с. 6-16];

- социально-политическая безопасностьосуще-ствляет «.предотвращение потери политической управляемости или ее несоответствие возможностям и интересам общества, которые ведут к его деградации и социально-экономическому хаосу»;

- социокультурная безопасность формирует вектор на«.сохранение изащищенность духовно-нравственных, этических, культурных традиций и идентичности народов Российской Федерации» [7, с. 96];

- информационная безопасность обеспечивает «.защищённость личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз» [14];

- внешнеполитическая безопасность нацелена на «. обеспечение благоприятных внешних условий для экономического и социального развития страны, сохранения глобальной и региональной стабильности, мира и международной безопасности» [7, с. 97];

- региональная безопасность отвечает за «. состояние политической стабильности на основе социально-экономического развития и удовлетворения материальных и культурных потребностей населения регионов» [7, с. 98];

- миграционная безопасность - такое «. состояние защищенности государства от деструктивного влияния внешних миграционных процессов, которое характеризуется умеренным вкладом миграционного прироста в формирование численности населения страны, а также отсутствием массовой иммиграции бедных слоев населения с низким уровнем образования, криминальных элементов и отсутствием массовой эмиграции» [7, с. 92].

Общее состояние социальной системы общества, в целом, измеряется ключевыми показателя-минациональной безопасности Российской Фе-

дерации, являющимисяее стратегическими элементами и своеобразными маркерами общих стратегических направлений поддержания. Исходя из подвижной динамики современной социальной реальности, в различных ситуациях и в различные временные периоды могут складываться те или иные негативные тенденции в развитии основных сфер жизнедеятельности российского общества, усиливающие значение того или иного показателя, фиксирующего определенные тенденции, на что необходимо своевременно обращать внимание и предотвращать возможные угрозы.

Точкой отсчета состояния каждого ключевого показателя национальной безопасности являются его предельно-критические показатели и их значения.

Предельно-критические показатели национальной безопасности. «. Предельно критическим следует считать такое значение показателя, выход за границы которого свидетельствует о возникновении угрозы функционированию определенных (экономических, социальных и др.) систем, в результате чего в социуме может произойти эскалация разрушительных процессов» [15, с. 2] и общество может перейти в качественно иное состояние с новыми характеристика-ми.Предельно-критические значения выступают критерием определения предельных показателей, превышение которых свидетельствует об отклонении от установленных в качестве приемлемых нормативных параметров.

Именно пороговые значения служат индикаторами предельно допустимых количественных показателей, несоблюдение которых препятствует стабильному функционированию социальной системы общества и которая «. по каждому жизненно важному параметру имеет свою энтро-пическую границу, переход за которую означает гибель рассматриваемой системы как единого целого» [16, с. 22].

Каждый предельно-критический показатель также, как и ключевой показатель национальной безопасности, напрямую корреспондируется с определенным в государственных документах национальной безопасности - стратегическим национальным приоритетом.Методика расчета предельно-критических показателей осуществляется на основе статистических данных за конкретный период времени, результатов социологических опросов (уточняется с периодичностью раз в три года), экспертных оценоки других источников информации в зависимости от содержательного направления каждого показателя в отдельности.

Значение предельно-критического показателя рассчитывается профильными специалистами с применением функциональных возможностей статистическо-математического аппарата. Единица измерения отражается в процентах, разовом эквиваленте, годах, числе людей (человек).

Предельно-критическое значение устанавливается постоянным на изначально заданный вре-

менной интервал с его последующим уточнением в конкретные промежутки времени. Зафиксированные значения служат индикаторами состояния общественной безопасности и артикулируют зоны негативных процессов, развивающихся в конкретной сфере жизнедеятельности общества.

Предельно-критические показатели национальной безопасности ориентированы на фиксацию стабильногосостоянияи развития социальной системы общества и содержатпороговые значения, выход за которые означает возникновение угрозы национальной безопасности страны. Критическое значение не всегда означает бифуркацию или непоправимые разрушения в обществе, как правило, это - сигнал о необходимости оперативного вмешательства в «проблемную зону» органов государственного управления для своевременной стабилизации и дальнейшего контроля и управления. Но значение менее предельно-допустимого также является косвенным индикатором наличия в социальной системе общества негативных процессов. Негативный рост, как и падение значения показателя, является прямым указателем на дисбаланс и кризисные процессы в обществе, требующие упреждения.

Показатели реального состояния национальной безопасности России отвечают за количественную оценку ключевых процессов, происходящих в обществе, и устанавливаются в соответствии с официальными статистическими данными, согласно сведениям государственных программ, прогнозам социально - экономического развития и другим значениям, предусмотренным нормативно-правовыми актами.

В настоящее время для создания целостной системы индикативного измерения общества учеными также осуществляется разработка показателей цели, средств, эффективности и персональной ответственности, предполагающих всестороннюю оценку динамики социальной реальности и выход на основе достоверной информации на научное управление обществом.

Представленная методология в перспективе подразумевает процесс дополнительных научных исследований на постоянной основе, мониторинговую деятельность в области статистических данных для адекватного отражения реального состояния и предельно-критических значений основных сфер жизнедеятельности современного российского общества, содержательное научно обоснованное и сопряженное со спецификой современной социальной реальности расширение перечня ключевых показателей национальной безопасности, системные исследования в области формирования качественных показателей, дальнейшее обоснование, разработку результирующих индексов, совершенствование понятийного аппарата, расширение и уточнение методологии.

Совершенствование методологии предполагается и в сфере содержательного углубления, уточ-

нения самих понятий - индикаторы и показатели, комплексно дополняющие друг друга. Первые предельно формализованы по значению, используются статистические данные, имеют цифровое выражение. Информация предоставляется о существующих тенденциях в обществе, но не раскрывается их содержание. Вторые также базируются на основе статистических данных, но позволяют отразить конкретный социально-экономический эффект и пользус точки зрения восприятия обществом. Данная научная разработка - фундаментальная теоретико-методологическая основа для дальнейших исследований в области адекватной изменениям современной социальной реальности системы измерения.

Следует констатировать тот факт, что в условиях общих, определяющих вектор развития современной цивилизации геополитических, экономических и социальных тенденций: мондиа-лизма - универсализации под эгидой Западного мира;дифференциации между странами «богатого Севера» и странами «бедного Юга», предопределяющими эпоху геополитических и геоэкономических противоречий; наличие огромных запасов оружия массового уничтожения; беспрецедентной гонки вооружения; виртуализации пространства, где ключевые процессы социе-тальной системы общества начинают функционировать в сфере виртуального мира и глобальной компьютерной сети и т.д., создаются иные конфигурации и стратегемы для сохранения национальной безопасности страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия, находясь в условиях постоянных внешних и внутренних изменений, встроенная в саморазвивающийся контекст, как любая динамическая система,приобретает качества «неуязвимости». Речь идет о редкой для страны возможности - построение основ нового миропорядка и новой системы национальной безопасности на фундаменте дальнейшего сохранения суверени-тета,статуса атомной и космической Державы, равновеликой западным оппонентам; национального умения смотреть «за горизонт событий» и планировать желаемое будущее страны в целом; генетического умения «сосредотачиваться» и побеждать в сложных экстремальных ситуациях. Залогом сохранения и укрепления национальной безопасностиостается научное знание как неизменный инструментарий и выражение прорывного эвристического характера нации. Целесообразно вести речь о перспективах включения научного знания в систему государственного управления.

В контексте развития новой социальной реальности, содержательного изменения самого концепта «национальная безопасность» разумно дополнить известное высказывание Императора АпександраШ миротворца: «У России есть только два союзника: ее армия и флот» мыслью о том, что третьим союзником является наука, верно стоящая на службе российской государственности.

Литература:

1. Путин В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности России // Российская газета. 2012. № 5708(35). URL : https://rg.ru/ 2012/02/20/putin-armiya. html

2. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 01.03.2018 г. URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2919 76/

3. Сергеева О.Ю. Экономические последствия санкций для российской экономики / О.Ю. Сергеева, А.А. Каримова // Вопросы экономики и управления. 2017. № 1. С. 134-137.

4. Закарян С. Разработка межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат» // ИА «Оружие России». URL : http://www.arms-expo.ru/articles/ 124/84232/

5. Минобороны показало, как запускается «Сармат» // ИА «Ньюсинфо». URL : http:// www.newsinfo.ru/news/2018-03-30/sarmat/783919/

6. Доклад В.В. Путина на открытии Всемирного экономического форума в Давосе // РИА Новости. URL : https://ria.ru/economy/20090129/ 160410501.html

7. Национальная безопасность России в информационную эпоху. Россия в системе глобальных изменений современной цивилизации. 2015-2016 годы. М. : ФГБУН ИСПИ РАН, 2017. 306 с.

8. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976). URL : http://base.garant.ru/70830556/

9. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995 № 157-ФЗ. URL : http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8043/

10. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 12072719/

11. Социальная безопасность основа социальной политики. Доклад Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике. URL : https:// www.oprf.ru/documents/505/1834/newsitem/18241

12. Геополитика и национальная безопасность: Словарь основных понятий и определений // РАЕН. 1999. С.54.

13. Гостев Р.Г. Национальная безопасность Российской Федерации: угрозы, вызовы, риски, опасности / Р.Г. Гостев, С.Р. Гостева // Социальная политика и социология. 2012. № 2(80). С. 6-16.

Literature:

1. Putin V.V. To be strong the guaranties for the Russian national security // Russian Newspaper. 2012. № 5708(35). URL : https://rg.ru/2012/ 02/20/putin-armiya.html.

2. The Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation, dated March 1, 2018. URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2919 76/

3. Sergeeva O.Yu. The economic impacts of sanctions for the Russian economy / O.Yu. Sergeeva, A.A. Karimova // Economic and Management Issues. 2017. № 1. P. 134-137.

4. Zakaryan S. The development of the intercontinental ballistic missili «Sarmat» // IA «Russia's weapon». URL : http://www.arms-expo.ru/articles/ 124/84232/

5. The RF Ministery of Defense showed how the «Sarmat» was launched // IA «Newsinfo». URL : http://www.newsinfo.ru/news/2018-03-30/sarmat/ 783919/

6. The report of V.V. Putin at the open of the World Economic Forum in Davos // RIA Novosti. URL : https://ria.ru/economy/20090129/160410501. html

7. National security of Russia. Russia in the system of global changes of the modern civilization. 20152016. M. : Social and Political research of the Russian Academy of Sciences, 2017. 306 p.

8. The Military Doctrine of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federationdated December 25, 2014 № Order-2976). URL : http://base.garant.ru/70830556/

9. The Federal Decree «On State Regulation of Foreign Trade Activities», dated October 13, 1995 № 157-FD. URL : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8043/

10. The Presidential Decree of the Russian Federation of January 30, 2010, № 120 «On Approving the Food Doctrine of the Russian Federation». URL : http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/12072719/

11. Social security is a basis for social policy. The report of the Public Chamber Commission on social and demographic policies. URL : https:// www.oprf.ru/documents/505/1834/newsitem/18241

12. Geopolitics and national security: Main Concepts and Definitions of Dictionary // Russian Academy of Natural Sciences. 1999. P.54.

13. Gostev R.G. The national security of the Russian Federation: threats, challenges, dangers / R.G. Gostev, S.R. Gosteva // Social policy and sociology. 2012. № 2(80). P. 6-16.

14. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646). Ш1_ : http://www.garant.ru/products/ 1ро/рпте/Сос/71456224/

15. Глазьев С.Ю. Оценка предельно критических значений показателей состояния российского общества и их использование в управлении социально-экономическим развитием / С.Ю. Глазьев, В. В. Локосов // Вестник РАН. 2012. Т. 82. № 7. С. 2.

16. Горский Ю.М. Хаос, управление, конкуренция. Якутск, 1991. С. 22.

14. Information Security Doctrine of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation of December 5, 2016, № 646). URL : http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71456224/

15. Glazyev S.Yu., Lokosov V.V. Evaluating the critical limit values of indicators for the performance of the Russian society // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2012. Vol. 82. № 7. P. 2.

16. Gorskiy Yu.M. Chaos, management, competition. Yakutsk, 1991. P. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.