Научная статья на тему 'ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ НА ВОЗДУШНОМ СУДНЕ'

ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ НА ВОЗДУШНОМ СУДНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
799
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНЫЕ СУДА / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ / БЕЗОПАСНАЯ ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ / МАРКИРОВКА ГРУЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сайфутдинов Р.А., Савинов И.В., Родненко Я.В., Белогрудова Д.Ю., Някина А.С.

Рассмотрены вопросы перевозки специальных и опасных грузов на воздушном транспорте. Представлен перечень нормативных документов, которыми регулируется перевозка грузов в гражданской авиации. Приведена классификация опасных грузов по техническим инструкциям безопасной перевозке опасных и специальных грузов по воздуху, утверждённых Советом ИКАО по виду опасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARGO TRANSPORTATION BY AIRCRAFT

The issues of transportation of special and dangerous goods by air are considered. The list of regulatory documents that regulate cargo transportation in civil aviation is presented. The classification of dangerous goods according to the technical instructions for the safe transport of dangerous and special goods by air, approved by the ICAO Council for the type of hazard, is given.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ НА ВОЗДУШНОМ СУДНЕ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

УДК 656.7.025.4+656.7.073

Р. А. САЙФУТДИНОВ, И. В. САВИНОВ, Я. В. РОДНЕНКО, Д. Ю. БЕЛОГРУДОВА, А. С. НЯКИНА

ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ НА ВОЗДУШНОМ СУДНЕ

Рассмотрены вопросы перевозки специальных и опасных грузов на воздушном транспорте. Представлен перечень нормативных документов, которыми регулируется перевозка грузов в гражданской авиации. Приведена классификация опасных грузов по техническим инструкциям безопасной перевозке опасных и специальных грузов по воздуху, утверждённых Советом ИКАО по виду опасности.

Ключевые слова: воздушные суда, гражданская авиация, опасные грузы, безопасная перевозка грузов, технические инструкции, маркировка груза.

Для Российской Федерации особое стратегическое значение имеет воздушный транспорт (ВТ), так как он является одним из ведущих элементов транспортной системы. С помощью воздушного транспорта осуществляются пассажи-ро- и грузоперевозки.

Повышенная опасность ВТ связана с перевозимыми по воздуху грузами, так как на них действуют перепады давления, температуры, влажности и повышенная вибрация. Именно поэтому важно отметить, что на стадии планирования мероприятий по перевозке груза следует учитывать вышеперечисленные факторы. Кроме этого, вид груза и его количество, необходимое к загрузке на рейс, ограничиваются типом воздушного судна (ВС), габаритами грузовых и загрузочных элементов ВС, условиями в них во время перевозки, авиакомпанией, государством отправления, грузовыми и складскими возможностями аэропортов.

Обеспечение безопасных перевозок грузов нормируется документами, регулирующими перевозку грузов в гражданской авиации (ГА). Они делятся на:

• международные;

• государственные;

• отраслевые;

• стандарты организаций.

К международным относятся:

1. Рекомендации ООН по транспортировке опасных грузов (ОГ).

Оранжевая книга ООН издаётся комитетом

© Сайфутдинов Р. А., Савинов И. В., Родненко Я. В., Белогрудова Д. Ю., Някина А. С., 2020

ООН, который занимается проблемой перевозки ОГ. Она содержит общие принципы безопасной перевозки ОГ любыми транспортами, также в ней описаны и классифицированы все опасные вещества.

2. Правила Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) по безопасной перевозке радиоактивных материалов.

Данные правила должны выполнятся всеми международными транспортными организациями. Требования МАГАТЭ используются как национальные правила государства, либо как основа национального документа.

3. Приложение 18 к Чикагской конвенции.

Данное приложение содержит основные требования к безопасной перевозке ОГ; общие понятия; классификацию ОГ, принятую ООН; подробные технические требования из инструкции Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Глава 4 данного приложения систематизирует ОГ на 3 блока (разрешённые к перевозке на ВС; запрещённые к перевозке на ВС; запрещённые к перевозке на ВС при отсутствии освобождения).

4. Технические инструкции ИКАО «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху» (Doc 9284 An/905).

Данные инструкции являются главным документом, в котором описаны правила перевозки ОГ на ВС.

На данный момент действующей инструкцией является ТИ ИКАО (01.01.2019 - 31.12.2020).

5. Правила ИАТА.

Данные правила полностью соответствуют ТИ ИКАО; имеют более жёсткие ограничения, в

которых учитываются практические аспекты; содержат типовые документы и требования их заполнения.

6. Инструкция о порядке действий в аварийной обстановке.

Содержит общую информацию и контрольные перечни для членов экипажа.

7. Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов Международного агентства по атомной энергии.

К государственным (РФ) документам относятся:

1. Воздушный кодекс РФ.

Согласно статье 84, одной из главных целей обеспечения авиационной безопасности (АБ) является недопущение незаконной перевозки ОГ на ВС.

Согласно статье 113, перевозка ОГ производится в соответствии с законодательством РФ, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами.

2. ФАП-141 от 05.09.2008 г. «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами ГА».

Данный документ содержит требования к перевозке ОГ, обязанности грузоотправителя, обязанности эксплуатанта, информацию о предоставлении информации об ОГ.

3. Указание МГА от 06.05.1991г. №195/У.

Содержит общие этапы авиаперевозок ОГ на

ВС ГА; информацию об ответственности участников перевозки ОГ за свои обязанности по ТК РФ; требования к погрузке и хранению ОГ.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Согласно статье 11.14, нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов предполагает административный штраф на граждан 500-1000 руб; на должностных лиц 1000-2000 руб.

Согласно ст. 11.3.1, нарушение требований АБ 3. Неприятие мер по недопущению проникновения на борт ВС <...> предметов и веществ, запрещённых к перевозке на ВС, влечёт административный штраф на должностное лицо 2000-3000 руб.

5. Уголовный кодекс РФ.

Согласно статье 218, нарушение правил учёта, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий, а также незаконная пересылка этих веществ по почте или багажом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или гибели человека, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься опре-

делённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Согласно статье 220, незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами, незаконные приобретение, хранение, использование, передача или разрушение ядерных материалов или радиоактивных веществ наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырёх месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

6. «О периодическом обучении персонала правилам перевозок опасных грузов. Письмо Департамента воздушного транспорта (ДВТ) от 15.02.1996 г. №ДВ-4.18-48».

К отраслевым относятся Стандарт отрасли «Организационное обеспечение охраны труда в авиационных организациях гражданской авиации. ОСТ 54-3-2622.75-2000» и другие.

К стандартам организаций относятся:

1. Руководство по производству полётов. Содержит информацию по перевозке ОГ, действия при возникновении аварийной обстановки.

2. Руководство по наземному обеспечению перевозок.

Данный документ содержит инструкции, рекомендации и т. д. для наземного персонала для качественного выполнения своих обязанностей.

Грузы, перевозимые на ВС, классифицируются как:

• обычные грузы (general cargo);

• ОГ (перевозимые в соответствии с положениями Технических инструкций Международной организации гражданской авиации (ТИ ИКАО) и Dangerous Goods Regulations (DGR (с англ.) -Правила перевозки опасных грузов) ИАТА, ФАП) - грузы, которые могут повредить здоровью, имуществу в процессе авиаперевозки и которые классифицируются в соответствии с Разделом 3 DGR (согласно ИАТА);

• специальные грузы (грузы особых категорий) (СГ) - это грузы, требующие соблюдения особых условий при их авиаперевозке и обработке.

Классификация ОГ.

Согласно Техническим инструкциям по безопасной перевозке ОГ по воздуху, утверждённым Советом ИКАО, вещества по виду опасности классифицируются на 9 классов:

1. Взрывчатые вещества (ВВ) (таблица 1) -это твёрдое или жидкое вещество (или смесь

веществ), которое само по себе способно к химической реакции с выделением газов такой температуры и давления и с такой скоростью, что это вызывает повреждение окружающих предметов. Пиротехнические вещества, даже если они не выделяют газов, относятся к взрывчатым.

1.1. ВВ, характеризующиеся опасностью взрыва массой, т.е. когда мгновенно охватывается почти весь заряд (REX). Запрещены к перевозке на ВС;

1.2. ВВ, характеризующиеся опасностью разбрызгивания, при этом не создающие опасности подпункта 1.1 (REX). Запрещены к перевозке на ВС;

1.3. ВВ, которые представляют опасность взрыва, загорания или несущественного разбрасывания, но не характеризуются опасностью подпункта 1.1 (RCX, RGX);

1.4. ВВ, которые почти не создают какой-либо вид опасности. (RXB, RXC, RXD, RXE, RXG, RXS);

1.5. ВВ, детонация которых маловозможна, это объясняется заниженным порогом чувствительности. Такие ВВ представляют опасность взрыва массой (REX). Не допускаются к транспортировке на ВС;

1.6. ВВ с очень заниженной чувствительностью, но не представляющие опасность взрыва массой (REX). Не допускаются к транспортировке на ВС.

2. Газ (таблица 1) - субстанция, образующая паровое давление, которое больше 300 кПа, если температура окружающей среды 50°С. Также, если температура окружающей среды 20°С, а давление 1013 Па, данная субстанция имеет абсолютное газообразное состояние.

При перевозке на ВС газ может находиться в сжатом, сжиженном или охлаждённом сжиженном состоянии, а также в растворе для удобства перевозки.

2.1. Легковоспламеняющиеся газы (RFG) -газы, образующие легковоспламеняющуюся смесь с воздухом в определённых пропорциях;

2.2. Невоспламеняющиеся нетоксические газы (RNG/RCL) - газы, которые сжижены при низкой температуре, не имеющие токсичных свойств или не способные к воспламенению;

2.3. Токсические газы (RPG) - газы, имеющие токсические или коррозионные свойства, которые могут нанести вред здоровью человека. Запрещены к перевозке на пассажирских ВС.

3. Легковоспламеняющиеся жидкости (RFL) (таблица 1), такие как:

• легковоспламеняющиеся жидкости - жидкости, у которых возможно выделение паров, которые могут воспламеняться;

• жидкие десенсибилизированные ВВ - вещества, имеющие свойства растворения и супсен-зирования до образования однородной смеси при взаимодействии с другими жидкостями, с целью подавления их взрывчатых свойств.

4. Вещества, имеющие свойство самовозгорания, выделения легковоспламеняющихся газов при контакте с водой, а также легковоспламеняющиеся твёрдые вещества (таблица 1).

4.1.Легковоспламеняющиеся твёрдые вещества, самореагирующие и подобные им вещества и десенсибилизированные взрывчатые вещества (RFS);

4.2. ВВ, способные к самовозгоранию (RSC), такие как:

• пирофорные вещества - вещества, которые способны к воспламенению при контакте с воздухом в течение 5 минут;

• самонагревающиеся вещества - твёрдые вещества, которые способны к выделению тепла при контакте с воздухом;

4.3. ВВ, которые при контакте с водой выделяют легковоспламеняющиеся газы (RFW).

5. Окисляющие вещества и органические перекиси (таблица 1).

5.1. Окисляющие вещества (ROX) - вещества, которые вызывают воспламенение других веществ посредством выделения кислорода;

5.2. Органические перекиси (ROP) - органические вещества, у которых вероятно возникновение разложения с процессом горения или взрывным эффектом.

6. Ядовитые и инфекционные вещества (таблица 1).

6.1. Ядовитые (токсичные) вещества, способные вызвать отравление при вдыхании (паров, пыли), попадании внутрь или контакте с кожей

(RPB);

6.2. Вещества и материалы, содержащие болезнетворные микроорганизмы, опасные для людей и животных (RIS) - инфекционные вещества, свойства которых негативно влияют на здоровье живых организмов посредством содержания патогенных микроорганизмов.

• Категория А - вещества, которые влияют на жизнь и здоровье живых организмов, могут привести к заболеванию и/или летальному исходу, а также при воздействии которых работник теряет трудоспособность:

- Вещества, вызывающие болезни людей и животных ООН 2814;

- Вещества, вызывающие болезни животных ООН 2900.

•Категория В - вещества, которые не относятся к категории А (Биологические вещества категории В - ООН 3373).

Предупреждающие знаки всех классов веществ

Предупреждающие знаки шести категорий ОГ класса 1 Предупреждающие знаки двух категорий ОГ класса 6

Предупреждающие знаки трёх категорий ОГ класса 2 Предупреждающие знаки ОГ класса 7 \ НАШОАСШЬ. ЯШОАСШЕ1М ^

Предупреждающий знак ОГ класса 3 Предупреждающий знак ОГ класса 8

Предупреждающие знаки трёх категорий ОГ класса 4 Предупреждающие знаки двух категорий ОГ класса 9

Предупреждающие знаки двух категорий ОГ класса 5

7. Радиоактивные материалы (RRY) (таблица 1) - вещества, в состав которых входит радиоактивные атомы, имеющие свойство самопроизвольного распада. Их негативное воздействие определяется ионизацией атомов и молекул живых организмов.

8. Коррозионные вещества ^СМ) (таблица 1) - это вещества, у которых при утечке в случае контакта с живыми организмами возникает химическая реакция, вызывающая значительные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

поражения живой ткани, а также причиняют материальный ущерб ВС или другим грузам.

9. Прочие опасные вещества и изделия (RMD) (таблица 1) - вещества, не относящиеся к другим классам, но также способные вызывать опасность на ВС:

• намагниченные материалы, анестезирующие материалы;

• GMMO и GMO, которые не попадают под определение инфекционных веществ;

• материалы, обладающие ядовитыми или другими свойствами, которые в случае утечки или просыпки на воздушном судне могут вызвать у члена лётного экипажа недомогание, не позволяющее ему правильно выполнять свои обязанности.

9.1. Горючие вещества твёрдого или жидкого состояния, способные вызывать опасность пожара в определённых условиях, но свойства которых нельзя отнести к 3 и 4 классам;

9.2. Вещества, становящиеся едкими и коррозионными при определённых условиях.

Говоря об опасных грузах, важно отметить, что требования к безопасности перевозки, а также возможность её реализации зависят от степени опасности ОГ.

Таким образом, ОГ также подразделяют на:

• грузы, запрещённые к воздушной перевозке;

• грузы, допускаемые к воздушной перевозке (соответственно на пассажирских и/или грузовых ВС).

Любые грузы, перевозимые ВТ, относятся к специальным, если к ним предъявляются следующие требования:

• приёмка к перевозке;

• аэропортовое обслуживание и хранение на грузовом терминале аэропорта;

• комплектация россыпью или в средствах пакетирования;

• загрузка и размещение на борту ВС;

• поддержание надлежащих условий в грузовых отсеках ВС при перевозке;

• оформление перевозочных, сопроводительных и разрешительных документов;

• процедуры экстренных действий в случае инцидентов и происшествий с такими грузами;

• согласование и оповещение компетентных органов в случае их перевозки.

Согласно Руководству по грузовым перевозкам на внутренних воздушных линиях грузы разделяют на:

1. Тяжеловесный и крупногабаритный груз;

Тяжеловесный груз - груз, имеющий массу,

превышающую 80 кг (основание РГП-85, п.2.9.1), крупногабаритный - груз, превышающий габариты грузовых и загрузочных элементов ВС или требующий использование спецоборудования.

2. Скоропортящийся (срочный) груз;

СГ, который при транспортировке на ВС может потерять своё качество, измениться или даже стать непригодным к использованию в результате воздействия внешних факторов.

Качество скоропортящегося груза должно подтверждаться документами, в которых обязательно указываются сроки перевозки ВТ. Такие грузы загружаются в ВС таким образом, чтобы их выгрузка производилась в первую очередь.

Авиакомпания обязана предоставить информацию о внешних факторах в отсеках ВС во время полёта. Также авиакомпания имеет право отказать в перевозке.

Примеры перевозки некоторых скоропортящихся грузов:

• мясо и морепродукты необходимо перевозить в водонепроницаемом материале;

• инкубационные яйца перевозятся при температуре от 10°С до 15°С.

• цветы необходимо перевозить отдельно от свежих фруктов и овощей;

• свежие фрукты и овощи перевозятся в упаковках с достаточным количеством воздуха;

•вакцина и медикаменты выгружаются в первую очередь.

3. Влажный (мокрый) груз.

4. Человеческие останки.

Допускаются к перевозке в металлических или обшитых металлом гробах.

5 . Груз с неприятным запахом.

6. Животные.

Требования к перевозке данных СГ содержатся в резолюции ИАТА 620.

Данные СГ перевозятся в спецконтейнерах. Такие контейнеры должны иметь вентиляционные отверстия, дверной замок, петли, крепёжные штыри, контейнер для воды и еды с внешним доступом, ярлыки «This Way Up» и «Live Animals».

При перевозке животные должны быть обеспечены кормом и водой и защищены от внешних факторов внутри ВС. Их загрузку необходимо производить непосредственно перед вылетом ВС. Расположение животных в багажном отсеке должно быть рациональным, чтобы антагонистические виды животных как минимум не видели друг друга, самки находились далеко от самцов.

7. Предметы искусства и музейные экспонаты.

8. Человеческая кровь и органы.

Такие виды грузов необходимо охлаждать сухим льдом или криогенными жидкостями.

9. Дипломатический груз (почта).

Для перевозки дипломатического груза необходимо составлять авианакладную.

10. Ценные грузы.

При перевозке СГ ВТ им присваиваются коды IMP. Данные коды кратко характеризуют груз. В частности, это применяется для того, чтобы при перевозке выполнялись требования совместимости грузов.

Некоторые грузы нельзя перевозить в одном грузовом отсеке, так как существует возможность их порчи или такая перевозка может создать угрозу здоровью, безопасности, имуществу или окружающей среде. Такие грузы называются несовместимыми (таблица 2).

Совместимость грузов

Коды грузов Правила перевозки (совместимость)

RCX и RXB; RGX и RXB; RXB и RXC; RXB и RXD; RXB и RXE; RXB и RXG Должны быть погружены в отдельные средства пакетирования, разделённые другими грузами с минимальным расстоянием 2 метра

RCX и RPG; RCX и RFG/RNG; RCX и RCL; RCX и RFL; RCX и RSC; RCX и RFW; RCX и ROX; RCX и ROB; RCX и RCM; RGX и RPG; RGX и RFG/RNG; RGX и RCL; RGX и RFL; RGX и RSC; RGX и RFW; RGX и ROX; RGX и ROB; RGX и RCM, и др. Между данными грузами должно быть расстояние минимум 60 см

FIL и RRY Расстояние между данными грузами должно быть минимум 5 метров

AVI и RRY; HEG и RRY Расстояние между данными грузами должно быть минимум 0,5 метра

EAT и RPG; AVI и RPB/RIS; EAT и RPB/RIS Должны быть погружены в отдельные средства пакетирования, разделённые другими грузами

AVI и AVI Должна осуществляться сегрегация животных, которые являются естественными врагами

AVI с токсичными газами RPG Не допускается размещение животных с токсичными газами и соблюдать расстояние минимум 60 см

RCX, RGX, RXB, RXC, RXD, RXE, RXG, RPG Перевозятся только в грузовых самолётах

Рис. 1. Особые знаки, применяемые при маркировке опасных грузов

Для всех специальных грузов следует учитывать следующее:

- весь персонал полностью осведомлён о характере и требованиях к обслуживанию таких грузов;

- принимаются соответствующие меры для обеспечения безопасности ценных и уязвимых грузов;

- скоропортящиеся грузы обслуживаются в соответствии с требованиями конкретного товара и в соответствии с последней редакцией руководства по правилам перевозки скоропортящихся грузов;

- грузы, относящиеся к специальным грузам, должна быть соответствующая маркировка, прикреплённая к каждой упаковке.

Особую роль в подготовке опасных грузов играет маркировка. Она необходима для обозначения особенностей объектов перевозки, требований к хранению и погрузке-разгрузке, например, для грузов, которые должны перевозиться в особых условиях перевозки (рисунок 1).

При погрузке необходимо учитывать несовместимые грузы, которые нельзя размещать в одном средстве пакетирования или в одном грузовом отсеке, поскольку такое размещение

может привести к порче груза или представлять угрозу здоровью, безопасности, имуществу или окружающей среде.

Наибольшую опасность представляют случаи взаимодействия опасных грузов при повреждении упаковки (например, попадание воды на металлический литий приводит к возникновению пожара, нарушение упаковки, содержащей инфекционные вещества, приведёт к заболеванию пассажиров и обслуживающего персонала).

Таким образом, грузы, перевозимые на ВС, классифицируются как обычные, специальные и опасные. При перевозке грузов на ВС должны соблюдаться все требования международных, государственных и отраслевых документов, в частности соблюдаться совместимость перевозки ОГ, правила перевозки, загрузки, выгрузки ОГ.

Совершенствование системы обеспечения перевозок опасных грузов должно быть направлено на минимизацию транспортных рисков. Эти риски включают в себя не только возможные повреждения груза на различных процессах перевозки, но и риски, связанные со здоровьем членов экипажа ВС и пассажиров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российская Федерация. Приказ Министерства гражданской авиации СССР. Руководство по грузовым перевозкам на внутренних воздушных линиях Союза ССР (PI II) (извлечение) : [принят Министерством гражданской авиации СССР 20 августа 1984 года].

2. Международный (зарубежный) стандарт. Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (ICAO 9284 SUPP-2019 Technical Instructions for the Safe Transport of Dangerous Goods by Air) : [принят Международной организацией гражданской авиации 01 января 2019 года].

3. Особенности перевозки воздушным транспортом опасных грузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://econom-trans.ru/avia/perevozka-opasnyh-gruzov-vozdushnym-transportom.html, свободный. - (дата обращения: 02.06.2020).

4. Особенности перевозки воздушным транспортом опасных грузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://econom-trans.ru/avia/perevozka-opasnyh-gruzov-vozdushnym-transportom.html, свободный. - (дата обращения: 02.03.2020).

5. Глушков В. А., Сайфутдинов Р. А., Гай-ниева Д. А., Кузнецова А. С. Информационная система управления профессиональными риска-

ми//Образование и информационная культура: теория и практика. Сборник научных трудов.-Ульяновск, 2017.

6. Кузнецов В. В., Ваховский В. В., Сайфутдинов Р. А., Михайлишин В. Ю. Государственное и муниципальное управление.

- Ульяновск: УлГТУ, 2012.

7. Кузнецов В. В., Сайфутдинов Р. А. Экономический анализ. -Ульяновск: УлГТУ, 2018.

8. Сайфутдинов Р. А., Гаврющенко А. П., Магдеева Д. Р., Карсакова Е. Д. Управление безопасностью технологических процессов // Информационные технологии в образовании. Материалы всероссийской очной научно-практической конференции. - Ульяновск: Ул-ГПУ, 2019.

REFERENCES

1. Rossijskaya Federaciya. Prikaz Ministerstva grazhdanskoj aviacii SSSR. Rukovodstvo po gruzovym perevozkam na vnutrennih vozdushnyh liniyah Soyuza SSR (RGP) (izvlechenie): [Of The Russian Federation. Order of the Ministry of civil aviation of the USSR. Guidelines for cargo transportation on domestic air lines of the USSR (RSE) (extract)] : prinyat Ministerstvom grazhdanskoj aviacii SSSR 20 avgusta 1984 goda [adopted by the Ministry of civil aviation of the USSR on August 20, 1984].

2. Mezhdunarodnyj (zarubezhnyj) standart. Tekhnicheskie instrukcii po bezopasnoj perevozke opasnyh gruzov po vozduhu (ICAO 9284 SUPP-2019 Technical Instructions for the Safe Transport of Dangerous Goods by Air): [International (foreign) standard. Technical instructions for the safe transport of dangerous goods by air (ICAO 9284 SUPP-2019 Technical Instructions for the Safe Transport of Dangerous Goods by Air)] : prinyat Mezhdunarodnoj organizaciej grazhdanskoj aviacii 01 yanvarya 2019 goda [adopted by the International civil aviation organization on January 01, 2019].

3. Osobennosti perevozki vozdushnym transportom opasnyh gruzov. -https://econom-trans.ru/avia /perevozka-opasnyh-gruzov-vozdushnym-transportom.html, svobodnyj. - (data obrashcheniya: 02.06.2020). [Features of air transport of dangerous goods] [Electronic resource].

- Rezhim dostupa [Access mode]: https://econom-trans.ru/avia/perevozka-opasnyh-gruzov-vozdushnym-transportom.html, free. - (accessed: 02.06.2020).

4. Osobennosti perevozki vozdushnym transportom opasnyh gruzov. [Features of air transport of dangerous goods] [Electronic resource].

- Rezhim dostupa: [Access mode]: https://econom-

trans.ru/avia/perevozka-opasnyh-gruzov-vozdushnym-transportom.html, free. (accessed: 02.03.2020).

5. Glushkov V. A., Saifutdinov R. A., gaynieva D. A., Kuznetsova A. S. Informacionnaya sistema upravleniya professional'nymi riskami [Information system of professional risk management] // Obrazovanie i informacionnaya kul'tura: teoriya i praktika. Sbornik nauchnyh trudov [Education and information culture: theory and practice. Collection of scientific works]. Ulyanovsk, 2017.

6. Kuznetsov V. V., Vakhovsky V. V., Saifutdinov R. A., Mikhailishin V. Yu. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie [State and municipal management]. Ulyanovsk, UlSTU, 2012.

7. Kuznetsov V. V., Saifutdinov R. A. [Ekonomicheskij analiz Economic analysis]. Ulyanovsk, ULSTU, 2018.

8. Saifutdinov R. A., Gavrushchenko A. P., Magdeeva D. R., Karsakova E. D. Upravlenie bezopasnost'yu tekhnologicheskih processov [Safety Management of technological processes] // Informacionnye tekhnologii v obrazovanii. Materialy vserossijskoj ochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Information technologies in education. Materials of the all-Russian full-time scientific and practical conference]. Ulyanovsk, UlGPU, 2019.

Сайфутдинов Рафаэль Амирович, доцент кафедры Поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов и техносферной безопасности (ПАСОПиТБ) Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева. Савинов Игорь Вениаминович, доцент кафедры Поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов и техносферной безопасности (ПАСОПиТБ) Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева.

Родненко Яна Вадимовна, курсант 4-го курса учебной группы ТБ-17-1 Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева. Белогрудова Дарья Юрьевна, курсант 4-го курса учебной группы ТБ-17-1 Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева. Някина Анжела Сергеевна, курсант 4-го курса учебной группы ТБ-17-1 Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева.

Поступила 28.07.2020 г.

УДК 331

С. В. СМОЛЕНСКАЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Рассматриваются актуальные проблемы национальной безопасности России в современном мире. Определяются механизмы обеспечения национальной безопасности и возможные пути обеспечения национальной безопасности граждан Российской Федерации, вектор развития экономики России, состояние её основных жизнеобеспечивающих систем.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, национальная сила, глобализация, геополитический статус, защищённость, ресурсный потенциал.

Современная международная ситуация, связанная с появлением новых вызовов и угроз, выдвигает новые требования к обеспечению

© Смоленская С. В., 2020

национальной безопасности Российского государства [1]. Безопасность как феномен международной политики представляет собой защиту государством собственной территории от различного рода посягательств извне. Национальная безопасность как составная часть международной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.