УДК 327.56
Ю.Н.Лопатин1, А.А. Тушков2
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЛЕГОМЕНЫ СОВРЕМЕННОГО ДИСКУРСА
В предлагаемой статье авторы рассматривают методологические проблемы категории национальной безопасности. Основная цель статьи заключается в стремлении авторов выделить основные подходы и ориентиры определении данной дефиниции в рамках национальной дискуссии. Различные подходы позволяют подойти к осмыслению национальной безопасности комплексно, с учетом всех факторов социального развития.
Предлагаемая статья является продолжением работ по рассмотрению методологических проблем национальной безопасности в контексте современного дискурса. Основная ее цель заключается в стремлении авторов выделить основные подходы и ориентиры, прежде всего в рамках национальной дискуссии, в определении дефиниции «национальная безопасность». Несмотря на то, что данная проблема не нова и исследование ее основных аспектов продолжается ни один десяток лет (см. сноску)3, тем не менее, развитие современной научной мысли дает нам возможность еще раз взглянуть на данную проблематику под иным углом зрения. При этом различные подходы позволяют подойти к осмыслению национальной безопасности комплексно, с учетом всех факторов социального развития. Среди широкого круга вопросов обозначенной нами проблематики ключевое место занимает сущностное определение дефиниции «национальная безопасность».
Современный мир переживает фундаментальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. В этих условиях, наряду с позитивными изменениями -
1 Юрий Николаевич Лопатин, начальник отдела Управления воспитательной работы Тихоокеанского флота, капитан 1 ранга, аспирант кафедры всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС, специальность: 23.00.02
2 Александр Анатольевич Тушков, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС, E-mail: [email protected]
3 Категория «национальная безопасность» имеет давнюю историю. Часть исследователей относят ее к периоду становления наций или создания государств, другие подчеркивают его современное толкование, акцентируя внимание на комплексном характере безопасности, качественном изменении ее трактовки.
укреплением позиций Российской Федерации на международной арене, проявились и негативные факторы, которые необходимо учитывать при обеспечении национальной безопасности государства. В этой связи возрастает значение обеспечения реализации всего комплекса внутренних и внешних интересов государства. Необходимо констатировать, что в международной практике реализация интересов осуществляется с помощью системы национальной безопасности. В течение ряда лет безопасность в России понималась как защита государства от внешней угрозы и рассматривалась главным образом в политическом или военном аспектах. Вопросы безопасности входили в компетенцию силовых структур и ведомств. В настоящее время произошло переосмысление понятия национальной безопасности уже с учетом мирового опыта и сложных процессов, протекающих внутри российского общества. Очевидным представляется тот факт, что угрозу общественной стабильности могут таить не только внешние факторы, но и деструктивные явления внутреннего характера.
Следовательно, безопасность представляет собой определенную совокупность мер, систему гарантий, обеспечивающих защиту объекта от потенциально возможных и реально существующих внутренних и внешних опасностей, могущих нанести ущерб его жизненно важным интересам.
Классификация видов безопасности может осуществляться с использованием множества подходов. В частности, в соответствии с типологией видов опасностей, видами противоречий, определяющих опасности и со сложившейся в обществе структурой деятельности по обеспечению безопасности. Надо признать, что сегодня существует огромное количество подходов к определению видов безопасности. В том числе выделяют: экономическую, экологическую, продовольственную, технологическую, политическую, идеологическую, военную,
геополитическую, пограничную, социальную, демографическую, медикобиологическую, эпидемиологическую, генетическую, духовнонравственную, информационную и даже защиту человека от государственного произвола. Однако одной из главных причин разногласий по их классификации служит именно тесная взаимосвязь различных объектов, а равно и угроза их безопасности.
Проведенный нами анализ существующих определений безопасности вообще и национальной безопасности в частности, позволяет нам утверждать, что наиболее существенны четыре подхода к трактовке этих понятий: официальный, системно-философский, социологический и
аксиологический.
В контексте официального подхода безопасность определяется как защищенность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы,
достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие обороны и безопасности государства 1.
Сторонники же системно-философского подхода в определении безопасности акцентируют внимание на сохранении целостности, устойчивости, стабильности и нормального функционирования системы (страны, государства, общества как социальной системы) при деструктивных воздействиях на нее. В данном контексте национальная безопасность определяется обычно как состояние социальной системы (общества, страны), при котором она сохраняет свою целостность, устойчивость (стабильность), способность к эффективному функционированию и устойчивому развитию, а на их основе - возможность надежной защиты от любых деструктивных внутренних и внешних воздействий. Подобное определение безопасности требует специальных оговорок по отношению к понятиям, на основе которых оно сформулировано. Так, в определенных условиях стремление сохранить целостность может быть опасным для социальной системы, а деструктивное воздействие - благом. То есть понятия опасности и безопасности в контексте системно-философского подхода становятся весьма неопределенными, если их вводить без учета ценностных (аксиологических) координат.
Социологический подход к изучению проблемы безопасности требует уделять больше внимания не только социальному компоненту безопасности общества, различных его социальных систем и личности, но и то, что актуализирует проведение классификации ее видов, исходя из принятого в отечественной социологии разделения общественной жизни на четыре основные сферы: политическую, экономическую, социальную и духовно-культурную. И таким же образом определять основные виды национальной безопасности. Предметное исследование категории «национальная безопасность» должно строиться с использованием предложенных подходов к классификации ее видов и прежде всего с выделением объектов защиты, внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам каждого объекта защиты.
Очевидным остается и то, что социологический подход предполагает необходимость учета тесной взаимосвязи социальных процессов и явлений, различных видов опасностей и противоречий, а значит, предполагает принимать во внимание не только прямые, но и косвенные угрозы жизненно важным интересам, стремиться не только к устранению возникающих опасностей, но и к их предотвращению. Более того, социологический подход к классификации видов безопасности, как и к формированию основных
1 Стратегия национальной безопасности Российской федерации до 2020 года. // Российская газета. 2009. № 88.
положений концепции национальной безопасности, может иметь те преимущества, что позволяет учитывать тесную взаимосвязь социальных процессов и явлений. Таким образом, безопасность каждого объекта защиты государства, общества, человека должна обеспечиваться в экономической, политической, социальной и духовно-культурной сферах общества с учетом внешних и внутренних угроз и среды их возникновения. Следовательно, социальная безопасность этих субъектов, решающая вопросы воспроизводства их социальной жизнедеятельности, неизбежно будет включать экономические, политические и духовно-культурные компоненты.
Мы предполагаем, что в определении национальной безопасности с позиций аксиологического подхода смысловой акцент делается на защищенности принадлежащих субъекту материальных и духовных ценностей от ущерба. В этом подходе национальная безопасность определяется как защищенность национальных ценностей, национального достояния от значимого ущерба1. Г лавной задачей государственной власти в области обеспечения национальной безопасности должно быть сохранение национального достояния, национальных материальных и духовных ценностей от ущерба (убытка, урона, вреда), а вторичной задачей - борьба с нелегитимными, незаконными действиями конкурентов, противников, мешающими реализации национальных интересов.
В формулировании основных понятий общей теории национальной безопасности, более корректен и научно более обоснован аксиологический подход2. С позиций данного подхода под национальной безопасностью понимается защищенность национального достояния, национальных ценностей, в том числе и духовных, от прямого ущерба (убытка, урона, вреда), а также защищенность от нелегитимных, незаконных действий конкурентов, противников, мешающих реализации национальных интересов, что приводит к упущению, «недополучению» законной выгоды (прибыли). Упущенная выгода, как известно, рассматривается как непрямой ущерб и подлежит компенсации, если она есть следствие преступления.
Аксиологическое понятие безопасности предпочтительнее, поскольку защищенность от незаконных помех в деятельности по реализации интересов входит в его содержание через понятие упущенной выгоды. Иными словами, официальная трактовка безопасности в рамках аксиологического подхода учтена и конкретизирована. Кроме того, аксиологический подход позволяет снять и показанные выше недостатки системно-философского подхода, поскольку эти недостатки связаны с
1 Поздняков А.И. Система основных понятий теории национальной безопасности с позиций ценностного (аксиологического) подхода // Безопасность России в XXI веке. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006.
2 Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
неопределенностью ценностных координат при рассмотрении состояния и свойств системы (целостности, устойчивости и т.д.).
В контексте аксиологического подхода основные понятия теории безопасности можно увязать в логически стройную и последовательно выводимую систему1. И это самое важное его достоинство. Аксиологический подход позволяет также ввести и внятный показатель (критерий) эффективности деятельности структур (органов) обеспечения безопасности - предотвращенный ущерб, который должен быть минимизирован не только как факт ущерба, а и как вероятность (риск).
Данный подход позволит взаимосвязано рассматривать направления национальных угроз, которые сейчас возникают и становятся все более распределенными, тогда как раньше угрозы были сконцентрированы, в существовавшем биполярном мире, где вся сила была сконцентрирована в двух центрах принятия решений.
Наиболее актуальными из угроз сегодняшнего дня являются наращивание рядом стран стратегических ядерных сил, формирование в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, а также распространение ядерных, химических, биологических технологий.
Дестабилизация обстановки на Кавказе, в Южной и Центральной Азии, на Ближнем Востоке. Угроза, исходящая от «несостоявшихся» государств, которые имеются в Африке, в Азии и даже в Европе. Такие государства являются источником незаконной миграции, пиратства, транзитными зонами для наркотрафика и незаконного оборота оружия, торговли людьми, прибежищем для террористов, создающих опасность нарушений суверенитета, территориальной целостности, изменения конституционного строя, препятствующих реализации национальных интересов
способствующих размыванию национальных ценностей и разрушению основных устоев образа жизни, осуществляющих негативное
информационное и информационно-психологическое воздействие.
При этом многие процессы принимают трансграничный характер, что означает снижения контроля традиционных акторов мировой политики над внутренними и внешнеполитическими процессами. В следствии чего, эти процессы воспринимаются как угроза национальным интересам государства и его безопасности.
Разработка критериев и показателей национальной безопасности, безусловно, представляется важной задачей, поскольку они позволяют определять направления концентрации усилий органов государственной власти по выявлению и устранению тех или иных угроз, минимизации их
1 Поздняков А.И. Система основных понятий теории национальной безопасности с позиций ценностного (аксиологического) подхода // Безопасность России в XXI веке. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006.
последствий, а также способствуют уточнению и корректировке приоритетов государственно-управленческой деятельности в сфере обеспечения национальной безопасности. В этой связи представляется возможным высказать ряд суждений.
Под критериями обычно понимают существенные признаки (оценки, суждения), на основе которых анализируются те или иные факты. В этом смысле критерии национальной безопасности представляют собой признаки, стороны, проявления, посредством анализа которых можно определять уровень и качество защищенности личности, как основы, общества и государства от различных опасностей и угроз. Это отличает критерии от показателей, которые раскрывают меру, количественные параметры соответствующих признаков, граней и т.д. Уровни (степень величины, развития) критериев обеспечения национальной безопасности отражают и раскрывают результаты и эффективность ее обеспечения1.
К общим критериям устойчивого развития общественногосударственной системы, социально-политической безопасности внутри страны мы относим:
- ориентацию экономики на достижение высокого качества жизни населения; создание институтов и механизмов, позволяющих сочетать экономическую эффективность и социальную справедливость; создание высокоэффективной и гибкой экономики ориентированной, прежде всего, на обеспечение интересов человека и общества;
- рост «среднего класса», сглаживание неоправданно высоких разрывов между высшими и низшими (по доходам) группами населения;
- достижение гражданского мира и национального согласия, достижение на этой основе компромисса интересов разных социальных групп, национального согласия;
- наличие в обществе единой государственной идеологии, основанной на принципах патриотизма и идее общности исторической судьбы народов, населяющих Россию;
- реализацию принципа верховенства Закона, наличие правовых механизмов обеспечения и реализации приоритета прав и свобод человека и гражданина; наличие системы гражданского контроля за деятельностью государственной власти и т.д.
К критериям эффективности системы обеспечения национальной безопасности в целом мы предполагаем отнести:
- способность органов государственной власти к оперативному выявлению и прогнозированию внутренних и внешних угроз национальной
1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1953.
безопасности, осуществлению комплекса мер по профилактике и нейтрализации их источников;
- способность к разработке приемлемых вариантов управления системой национальной безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
- способность к формированию и поддержанию эффективной системы и равноправных отношений в коллективной безопасности;
- обеспечение последовательно активной защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Очевидным представляется и то, что критерии национальной безопасности могут включать в себя несколько показателей. Оптимальность же входящего в критерий количества показателей определяется числом, при увеличении которого (т.е. количества показателей) оценка изучаемого явления не меняется. При этом критерий - это упорядоченная совокупность такого числа показателей, когда введение дополнительных или контрольных показателей уже не меняет оценки.
Основу для оценки состояния национальной безопасности составляют критерии, а количественное содержание их выражается показателями. Критерии и показатели позволяют оценивать состояние и эффективность системы национальной безопасности во времени и пространстве. Система научно обоснованных критериев и показателей национальной безопасности выступает средством измерения ее результатов, характеризуя их с количественной и качественной сторон.
Таким образом, критерии и показатели обеспечения национальной безопасности должны, с одной стороны, фиксировать степень отклонения от научно обоснованных критериев и показателей национальной безопасности, а с другой - указывать на эффективность выработанных и реализуемых мер по минимизации опасностей и угроз.
Библиография
Белов П.Г. Методологические аспекты национальной безопасности России. М.: ФЦНТП КП «Безопасность», 2001.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Государственное
издательство иностранных и национальных словарей, 1953.
Поздняков А.И. Система основных понятий теории национальной безопасности с позиций ценностного (аксиологического) подхода // Безопасность России в XXI веке. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006.
Стратегия национальной безопасности Российской федерации до 2020 года. // Российская газета. 2009. № 88.
Философский энциклопедический словарь. М.: Советская
энциклопедия, 1983.