Научная статья на тему 'Национальная безопасность и проблемы миграции для современной России'

Национальная безопасность и проблемы миграции для современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
901
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ТЕРРОРИЗМ / MIGRATION / SOCIETY / LABOUR RESOURCES / ECONOMIC GROWTH / CRIME / TERRORISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Солодилов Анатолий Васильевич

В условиях возрастания внешних угроз неконтролируемая миграция представляет серьезную опасность для современной России. Сегодня серьезно нарушаются установленные ранее правила перемещения трудовых ресурсов в мировой экономике. С другой стороны, в условиях неблагоприятной демографической ситуации и систематического сокращения численности трудоспособного населения миграционный приток выступает значимым фактором компенсации естественной убыли населения. Поэтому нужна продуманная стратегия миграционной политики Российской Федерации с учетом сложившихся реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SECURITY AND PROBLEMS OF MIGRATION IN MODERN RUSSIA

In conditions of growing external threats, uncontrolled migration is a serious threat to modern Russia. Today the pre-existing rules of the movement of labour force in the global economy have been seriously violated. On the other hand, in conditions of unfavorable demographic situation and systematic reduction of the working-age population in-migration is a significant factor of compensation for natural population decline. Therefore, Russia needs a well thought-out strategy of the migration policy taking into account the current realities.

Текст научной работы на тему «Национальная безопасность и проблемы миграции для современной России»

Экспертиза

СОЛОДИЛОВ Анатолий Васильевич — к.и.н., доцент; профессор кафедры социальных наук и государственного управления Московского государственного областного университета (105005, Россия, г. Москва, ул. Радио, 10А; solodilov-anatol@mail.ru)

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. В условиях возрастания внешних угроз неконтролируемая миграция представляет серьезную опасность для современной России. Сегодня серьезно нарушаются установленные ранее правила перемещения трудовых ресурсов в мировой экономике. С другой стороны, в условиях неблагоприятной демографической ситуации и систематического сокращения численности трудоспособного населения миграционный приток выступает значимым фактором компенсации естественной убыли населения. Поэтому нужна продуманная стратегия миграционной политики Российской Федерации с учетом сложившихся реалий.

Ключевые слова: миграция, общество, трудовые ресурсы, экономический рост, преступность, терроризм

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ.

Одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности РФ является своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности РФ.

Сейчас над миром нависла серьезная угроза. Множатся локальные конфликты, при этом игнорируются нормы международного права, рушатся вековые дипломатические устои, ценности культуры. Когда в политике начинают использовать двойные стандарты, когда она становится безнравственной, меняется и конфигурация международно-правовой системы. Нарушаются и существующие правила перемещения трудовых ресурсов в мировой экономике. В связи с этим возникают и новые угрозы.

Экономика XXI в. немыслима без взаимного свободного обмена знаниями, товарами, инвестициями и трудовыми ресурсами. В условиях неблагоприятных демографических тенденций и систематического сокращения численности лиц трудоспособного возраста в экономически развитых странах миграционный приток выступает значимым фактором компенсации естественной убыли населения.

Серьезную опасность для национальной безопасности России представляет нерегулируемая миграция, которая влечет за собой риски, связанные с ростом преступности, проникновением терроризма, наркотиков, эпидемиями, торговлей людьми, вызывая тем самым напряженность в принимающем обществе и способствуя возникновению межэтнических конфликтов.

Дополнительный импульс международной миграции придают политические кризисы и вооруженные конфликты, вызывающие массовые потоки беженцев. В мире насчитывается более 60 млн людей, вынужденно покинувших свои дома, причем с 2005 г. их численность выросла в 1,5 раза1. Особую тревогу вызывает тот факт, что более половины беженцев составляют дети2.

1 ООН: Число беженцев в 2015 году достигнет 60 миллионов. Доступ: http://www.unian.net/ world/1216904-oon-chislo-bejentsev-v-2015-godu-dostignet-60-millionov.html. Доступ: http://www.uman. net/world/1216904-oon-cЫsk>-bejentsev-v-2015-godu-dostignet-60-mШюnov.html (проверено 01.03.2016).

2 Там же.

С серьезными трудностями столкнулись государства Европейского союза вследствие того, что на их территорию только в течение 2015 г. прибыли около 1 млн беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Члены Евросоюза вынуждены были оперативно разрабатывать и реализовывать комплекс мер по усилению пограничного и миграционного контроля, ужесточать порядок приема беженцев. Однако эти меры являются недостаточными без решения главного вопроса — прекращения эскалации конфликтов в этих регионах, вынуждающих людей покидать свои дома и искать убежища за рубежом.

Необходимость противодействия незаконной миграции обусловлена еще и тем, что это явление связано с такими опасными проявлениями противоправной деятельности, как терроризм, незаконный оборот оружия и наркотиков, рабство и торговля людьми. И, конечно же, незаконные мигранты не платят налоги.

В результате гражданских войн, спланированных США и их союзниками по НАТО, люди начали искать лучшей жизни на территории Европы. Однако миграционный поток из этих государств может хлынуть и в нашу страну.

Россия входит в число мировых лидеров по числу принимаемых мигрантов. На территорию России, по оценкам Федеральной миграционной службы РФ, ежегодно въезжают около 17 млн иностранных граждан.

На сегодняшний день в России находятся около 2,6 млн граждан Украины. В пунктах временного размещения, число которых в РФ на сегодняшний день составляет 297, находятся чуть более 16 тыс. чел., в т.ч. около 5 тыс. детей.

Граждане Украины активно обращаются в подразделения ФМС России по вопросам определения своего правового статуса. Так, по состоянию на 1 ноября 2015 г. в России находятся более 332 тыс. чел. с разрешением на временное проживание, более 113 тыс. с видом на жительство, 173 тыс. чел. получили разрешительные документы на трудовую деятельность. Кроме того, в России находятся порядка 8 тыс. беженцев из Сирии, около 8,5 тыс. граждан Республики Афганистан.

За последние годы в РФ принят ряд мер законодательного характера, нацеленных на упорядочение миграционных процессов, повышение их прозрачности, противодействие нелегальной миграции и связанным с ней негативным явлениям.

В 2012 г. была утверждена Концепция государственной миграционной политики в Российской Федерации на период до 2025 года1. В рамках ее реализации принят большой массив нормативно-правовых актов. В частности, ограничен въезд в нашу страну для нарушителей миграционного и трудового законодательства России, усилена ответственность за организацию незаконной миграции, а также за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан. В результате введения уголовной и административной ответственности за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства существенно сократилось число так называемых резиновых квартир.

В области противодействия незаконной миграции, пожалуй, были сделаны самые масштабные реформы. Их реализация способствовала уменьшению числа граждан, незаконно находящихся на территории РФ, на 20% сократилось число нарушений режима пребывания.

Наиболее эффективной мерой стало выявление лиц, незаконно находящихся на территории РФ, при помощи автоматизированной системы. За двухлетний

1 Концепция миграционной политики РФ на период до 2025 года. Утв. Президентом РФ 13.06.2012. — Информационно-правовой портал «Гарант». Доступ: http://base.garant.rU/70188244/#friends (проверено 23.10.2015).

120

ВЛАСТЬ

2016'05

период ужесточения данной нормы въезд закрыт 1,8 млн нарушителей российского законодательства.

Одновременно принят ряд мер в целях поддержки легальной миграции.

Для соотечественников, проживающих за рубежом, мигрантов, и отдельных категорий иностранных граждан существенно улучшены условия и стимулы для переселения в РФ. В соответствующую государственную программу внесены изменения, которые предусматривают облегчение участия в госпрограмме лиц, получивших временное убежище. А территориальные органы ФМС России наделены полномочиями по приему у соотечественников соответствующих заявлений. Кроме того, для соотечественников, признанных носителями русского языка, предусмотрен упрощенный порядок получения гражданства.

В сфере трудовой миграции принят ряд законодательных новелл, которые принципиально изменили порядок привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан. С 1 января 2015 г. для мигрантов, въехавших в Россию в безвизовом порядке, механизм квотирования заменен на работу по патенту. Для содействия адаптации трудовых мигрантов введено их обязательное тестирование на знание русского языка, а также требование обеспечить им социально-бытовые гарантии со стороны работодателей (добровольное медицинское страхование).

В результате нововведений ситуация стала меняться, например, в связи с введением экзамена по русскому языку. В настоящее время существуют 5 лицензированных учреждений, которые дают возможность тестирующим центрам принять экзамен. В результате сейчас функционирует ММЦ (многофункциональный миграционный центр), где стоимость этого экзамена составляет 500 руб., во всех остальных — 4 900 руб.

Изменения коснулись также медицинского страхования. До этого мигранты имели право пользоваться только экстренной медицинской помощью. Сейчас появился рынок ДМС (добровольного медицинского страхования): например, на территории ММЦ действуют 6 страховых компаний.

Особое внимание следует уделять связи патента с трудовыми договорами, которые в настоящее время на 95% являются профанацией.

Принятие всяких новаций в миграционной политике должно определяться следующими принципами: 1) следует определить, какие цели и задачи требуется решать; 2) необходимо оценить возможный спектр последствий принимаемых решений; 3) нужно четко представлять результаты введенных новаций.

В этом плане можно сказать, что сегодня скорее делается вид, что климат улучшился, что мигранты стали лучше знать язык, историю, культуру, что они обеспечены полисами, что процедура легального вхождения на российский рынок труда стала для них проще.

Подмосковье было всегда привлекательным для мигрантов. В настоящее время на территории г. Москвы в денежном обороте находится около 80% всех средств РФ. Но в Москве аренда жилья очень дорогая, а вот в Подмосковье — дешевле. Экономическая ситуация в стране, падение курса рубля способствовали некоторому оттоку мигрантов. Да и работа правоохранительных органов в последнее время стала более эффективной. В 2015 г. из Подмосковья были выдворены более 17 тыс. нелегальных мигрантов. Из них 15 тыс. добровольно и самостоятельно покинули нашу страну, а 2 тыс. нарушителей миграционного законодательства пришлось выдворять принудительно.

Эффект от новаций в области миграции сказывается на двух направлениях. Первое — пополнение бюджета. И второе, — как считают эксперты, одним из мотивов внесения изменений и дополнений в законодательство является сдерживание притока трудовых мигрантов. Так, плата за трудовой патент, необходимость сдачи экзамена по русскому языку, прохождение медицинской комиссии,

с одной стороны, усложняют легализацию мигрантов, с другой — четко определяют условия их трудовой легализации.

В целом, если говорить о концепции, следует отметить, что план по ее реализации на первом этапе (2012—2015 годы) практически полностью выполнен.

Проблемы незаконной миграции регулярно обсуждаются на научном совете Федеральной миграционной службы с привлечением всех заинтересованных сторон, в т.ч. экспертов-аналитиков, но порой так и не находят своего эффективного решения. Считаем, что цели и задачи государственной миграционной политики необходимо более предметно согласовывать с прогнозами ученых, выстраивать политику в соответствии с реалиями сегодняшнего времени, ведь человеческий потенциал по-прежнему является главным ресурсом страны, и мигранты (квалифицированные специалисты) необходимы для российской экономики.

Сможет ли Россия динамично развиваться без привлечения мигрантов? Думаю, что нет. Согласно Концепции миграционной политики РФ, к 2025 г. численность населения составит примерно 142,8—145,6 млн. чел. По прогнозам Росстата, до 2018 г. численность трудоспособного населения будет уменьшаться на 1,2 млн чел. в год (!) Необходимо отметить, что в современных условиях миграция рабочих высокой квалификации является важнейшим источником роста человеческого потенциала, обеспечивающего экономическое развитие и благосостояние государства. Однако на сегодняшний день в стране достаточно медленно решаются проблемы вынужденных мигрантов, которые решили связать свое будущее с Россией; не создан единый информационный ресурс по миграционной ситуации; не хватает денежных средств на обустройство мигрантов [Соболева 2011].

Для реализации положительного потенциала, заложенного в миграционных процессах, как уже отмечалось ранее, необходимо усилить государственное регулирование в данной сфере:

— расширить возможности для переселения в Россию на постоянное жительство соотечественников, проживающих за рубежом (в особенности из стран постсоветского пространства);

— стимулировать миграцию в РФ молодежи, имеющей особо востребованные на отечественном рынке труда профессии и специальности, включая обеспечение привилегий в получении вида на жительство выпускникам российских образовательных учреждений профессионального образования из числа иностранных граждан;

— создать условия и стимулы для миграции в РФ предпринимателей и инвесторов1.

В рамках совершенствования инструментов государственного регулирования миграционной политики целесообразно перейти к программам организованного приема востребованных экономикой трудовых мигрантов из-за рубежа. Особое внимание следует обратить на решение задач по содействию адаптации, интеграции и реинтеграции долгосрочных мигрантов. Все это будет способствовать защите национальных интересов России.

Список литературы

Соболева С.В. 2011. Иностранные мигранты на российском рынке труда. — ЭКО. № 1.

1 Концепция миграционной политики РФ на период до 2025 года. Утв. Президентом РФ 13.06.2012. — Информационно-правовой портал «Гарант». Доступ: http://base.garant.rU/70188244/#friends (проверено 23.10.2015).

122

ВЛАСТЬ

2 01 6' 0 5

SOLODILOV Anatoliy Vasil'evich, Cand.Sci.(Hist.), Associate Professor, Professor of the Chair of Social Sciences and State Management, Moscow State Regional University (10A Radio St, Moscow, Russia, 105005; solodilov-anatol@mail.ru)

NATIONAL SECURITY AND PROBLEMS OF MIGRATION IN MODERN RUSSIA

Abstract. In conditions of growing external threats, uncontrolled migration is a serious threat to modern Russia. Today the pre-existing rules of the movement of labour force in the global economy have been seriously violated. On the other hand, in conditions of unfavorable demographic situation and systematic reduction of the working-age population in-migration is a significant factor of compensation for natural population decline. Therefore, Russia needs a well thought-out strategy of the migration policy taking into account the current realities. Keywords: migration, society, labour resources, economic growth, crime, terrorism

УДК 339

СМИРНОВА Ольга Анатольевна — к.полит.н., доцент кафедры иностранных языков и лингвокульту-рологии, директор французского центра Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (603005, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2; oasmirnova64@mail.ru)

ЗУБОВ Денис Владимирович — аспирант Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (603005, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2; denis-zubov1990@ya.ru)

ПОЗИТИВНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ПОЛИТИКИ РОССИИ НА РЫНКЕ АТОМНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСЛУГ ЮЖНОЙ АЗИИ

Аннотация. В статье рассматриваются процессы, происходящие на рынке атомных энергетических услуг стран Южно-Азиатского региона. Авторы анализируют основные аспекты политики Российской Федерации в сфере мирного атома на данном направлении, а также внутрирегиональные интеграционные процессы и их роль в формировании единого энергетического рынка Южной Азии. Производится оценка атомного энергетического потенциала стран региона (в первую очередь Индии), отмечаются основные трудности, с которыми сталкиваются национальные энергетические программы. Авторы вводят понятие «позитивная конкуренция» как основной принцип энергетического диалога России и стран Южной Азии с целью объяснения современных тенденций в сфере атомной энергетики.

Ключевые слова: Южная Азия, энергетика, атомная энергетическая политика, российско-индийские энергетические отношения, принцип «позитивной конкуренции», южноазиатское энергетическое кольцо, атомная электростанция, мирный атом

Южная Азия — динамично развивающийся регион, который в последние годы вызывает к себе все больший интерес со стороны субъектов международной политики. Этот интерес во многом связан с темпами экономического развития региона, в частности Индии. Согласно годовому отчету Министерства финансов Республики Индия, рост валового внутреннего продукта (ВВП) за

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.