Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРАВА ЧАСТЬ I'

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРАВА ЧАСТЬ I Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
108
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭКОНОМИКИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ РИСКИ / ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / NATIONAL SECURITY / GLOBALIZATION / RIGHT / STATE / MODERNIZATION / RIGHTS AND FREEDOMS OF THE PERSON AND CITIZEN / SENSE OF JUSTICE / LEGAL REGULATION / POLITICAL AND STATE DEVELOPMENT / POLITICAL TRANSFORMATIONS / SOCIAL ORIENTATION OF ECONOMY / HUMAN CAPITAL / SOCIAL AND LEGAL RISKS / SPIRITUAL CULTURAL VALUES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов В. В., Агамиров К. В., Фролова Е. Е.

Статья посвящена анализу соотношения национальной безопасности в условиях глобализации, трансформационных процессов общественного развития и состояния правовой системы. Показана роль права в обеспечении политической модернизации, социально-экономических преобразований и механизма совершенствования защиты прав и свобод человека и гражданина. При исследовании взаимодействия национальной безопасности и права сделан вывод о неразрывной взаимосвязи стабильности государственного устройства, устойчивости и эффективности институтов публичной власти и всемерного развития институтов гражданского общества, создания благоприятных условий для реализации прав и свобод человека и гражданина. Предложены конкретные законодательные меры по предупреждению рисков в политико-правовой, экономико-правовой, социально-правовой области, сфере культуры и духовной жизни. Объектом исследования являются теоретико-методологические, содержательные и нормативно-правовые аспекты политического, социально-экономического и духовно-нравственного развития современной России. Цель работы состоит в комплексном анализе проблем совершенствования механизма правового обеспечения политических реформ, перевода рыночной экономики на социальные рельсы, оказания достойных социальных услуг и равного доступа к культурным ценностям. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частно-научные методы: нормативно-догматический, системно-логический, сравнительно-правовой, исторический В основе исследования лежит аксиологический подход, который позволяет зафиксировать ценностно-структурные изменения в общественных отношениях, складывающихся в процессе обеспечения модернизации правовой системы. Актуальность исследования предопределена динамичными изменениями мирового геополитического и экономического пространства в условиях глобализации и ролью правовой системы в обеспечении национальной безопасности, политической и экономической модернизации, достойного уровня жизни и духовного развития личности.Такие операциональные индикаторы модернизации, как степень разделения властей и независимости судов, уровень формирования правового государства и состояние законности, отношение к человеческому капиталу в процессе экономических преобразований, ситуация с правами и свободами человека и гражданина, фактическое участие граждан в выработке, принятии и реализации управленческих решений, независимость средств массовой информации, доступ граждан к информации, являются показателем зрелости государства и гражданского общества, эффективности универсальных и региональных стандартов функционирования публичных институтов и критериев достойной жизни человека. Научная новизна работы состоит в комплексном подходе к решению проблемы правового обеспечения национальной безопасности, основанного на неразрывной взаимосвязи и взаимовлиянии политики, экономики, социальных отношений и духовно-нравственных ценностей. Теоретические выводы и практические предложения исследования отражают обусловленность национальной безопасности состоянием политико-правовой, экономико-правовой, социальной и духовно-нравственной сферы общества в условиях универсализации международных стандартов и интернационализации правовых процедур и направлены на повышение эффективности правового механизма функционирования государственных и общественных институтов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SECURITY AND MODERNIZATION IS RIGHT PART I

Article is devoted to the analysis of a ratio of national security in the conditions of globalization, transformational processes of social development and a condition of legal system. The right role in ensuring political modernization, social and economic transformations and the mechanism of improvement of protection of the rights and freedoms of the person and citizen is shown. At a research of interaction of national security and the right the conclusion is drawn on indissoluble interrelation of stability of state system, stability and efficiency of institutes of the public power and every possible development of institutes of civil society, creating favorable conditions for realization of the rights and freedoms of the person and the citizen. Concrete legislative measures for prevention of risks in political and legal, economical and legal, social and legal area, the sphere of culture and spiritual life are proposed. Object of a research are teoretiko-methodological, substantial and standard and legal aspects of political, social and economic and spiritual and moral development of modern Russia. The purpose of work consists in the complex analysis of problems of improvement of the mechanism of legal support of political reforms, transfer of market economy to social rails, rendering worthy social services and equal access to cultural values. The methodological basis of a research is made by general scientific and private and scientific methods: standard, system, comparative, historicalT Is the cornerstone of a research axiological “ approach which “ allows to record valuable and structural changes in the public relations developing in the course of ensuring modernization of legal system. The relevance of a research is predetermined by dynamic changes of world geopolitical and economic space in the conditions of globalization and a role of legal system in ensuring national security, political and economic modernization, the worthy standard of living and spiritual development of the personality. Such operational indicators of modernization as extent of division of the authorities and independence of the courts, the level of formation of the constitutional state and a condition of legality, the relation to the human capital in the course of economic transformations, a situation with the rights and freedoms of the person and the citizen, the actual participation of citizens in development, acceptance and implementation of administrative decisions, independence of mass media, access for citizens to information, are an indicator of a maturity of the state and civil society, efficiency of universal and regional standards of functioning of public institutes and criteria of a dostoinoa “human lives. The scientific novelty of work consists in an integrated approach to a solution of the problem of the legal support of national security based on indissoluble interrelation and interference of policy, economy, the social relations and spiritual and moral values. Theoretical conclusions and practical offers of a research reflect conditionality of national security by a condition of the political and legal, economical and legal, social and spiritual and moral sphere of society in the conditions of a universalization of the international standards and internationalization of processes of law and are directed to increase in efficiency of a legal mechanism of functioning of the state and public institutes

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРАВА ЧАСТЬ I»

СМИРНОВ В.В.,

кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации,

ведущий научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права РАН;

АГАМИРОВ К.В.,

кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора философии права, истории и теории государства и права

Института государства и права РАН,

ФРОЛОВА Е.Е.,

Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, заведующая кафедрой гражданского права и процесса и международного частного права Российского университета дружбы народов

12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРАВА

ЧАСТЬ I

Аннотация. Статья посвящена анализу соотношения национальной безопасности в условиях глобализации, трансформационных процессов общественного развития и состояния правовой системы. Показана роль права в обеспечении политической модернизации, социально-экономических преобразований и механизма совершенствования защиты прав и свобод человека и гражданина. При исследовании взаимодействия национальной безопасности и права сделан вывод о неразрывной взаимосвязи стабильности государственного устройства, устойчивости и эффективности институтов публичной власти и всемерного развития институтов гражданского общества, создания благоприятных условий для реализации прав и свобод человека и гражданина. Предложены конкретные законодательные меры по предупреждению рисков в политико-правовой, экономико-правовой, социально-правовой области, сфере культуры и духовной жизни.

Объектом исследования являются теоретико-методологические, содержательные и нормативно-правовые аспекты политического, социально-экономического и духовно-нравственного развития современной России.

Цель работы состоит в комплексном анализе проблем совершенствования механизма правового обеспечения политических реформ, перевода рыночной экономики на социальные рельсы, оказания достойных социальных услуг и равного доступа к культурным ценностям.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частно-научные методы: нормативно-догматический, системно-логический,, сравнительно-правовой исторический В основе исследования лежит аксиологический подход, который позволяет зафиксировать ценностно-структурные изменения в общественных отношениях, складывающихся в процессе обеспечения модернизации правовой системы.

Актуальность исследования предопределена динамичными изменениями мирового геополитического и экономического пространства в условиях глобализации и ролью правовой системы в обеспечении национальной безопасности, политической и экономической модернизации, достойного уровня жизни и духовного развития личности.Такие операциональные индикаторы модернизации, как степень разделения властей и независимости судов, уровень формирования правового государства и состояние законности, отношение к человеческому капиталу в процессе экономических преобразований, ситуация с правами и свободами человека и гражданина, фактическое участие граждан в выработке, принятии и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

реализации управленческих решений, независимость средств массовой информации, доступ граждан к информации, являются показателем зрелости государства и гражданского общества, эффективности универсальных и региональных стандартов функционирования публичных институтов и критериев достоинои жизни человека.

Научная новизна работы состоит в комплексном подходе к решению проблемы правового обеспечения национальной безопасности, основанного на неразрывной взаимосвязи и взаимовлиянии политики, экономики, социальных отношений и духовно-нравственных ценностей.

Теоретические выводы и практические предложенияисследования отражают обусловленность национальной безопасности состоянием политико-правовой, экономико-правовой, социальной и духовно-нравственной сферы общества в условиях универсализации международных стандартов и интернационализации правовых процедур и направлены на повышение эффективности правового механизма функционирования государственных и общественных институтов.

Ключевые слова: национальная безопасность, глобализация, право, государство, модернизация, права и свободы человека и гражданина, правосознание, правовое регулирование, политико-государственное развитие, политические трансформации, социальная направленность экономики, человеческий капитал, социально-правовые риски, духовно-культурные ценности.

SMIRNOV V.V.,

Candidate of Law Sciences, associate professor, honored lawyer of the Russian Federation, leading researcher of the sector of constitutional right and constitutional justice

of Institute of the state and right of RAS;

AGAMIROV K.V.,

Candidate of Law Sciences, associate professor, senior research associate of the sector of legal philosophy, history and theory of the state and right of Institute

of the state and right of RAS,

FROLOVA E.E.,

Honored lawyer of the Russian Federation, doctor of jurisprudence, manager of department

of civil law and process and international private law of Peoples' Friendship University of Russia

NATIONAL SECURITY AND MODERNIZATION IS RIGHT

PART I

Summary. Article is devoted to the analysis of a ratio of national security in the conditions of globalization, transformational processes of social development and a condition of legal system. The right role in ensuring political modernization, social and economic transformations and the mechanism of improvement of protection of the rights and freedoms of the person and citizen is shown. At a research of interaction of national security and the right the conclusion is drawn on indissoluble interrelation of stability of state system, stability and efficiency of institutes of the public power and every possible development of institutes of civil society, creating favorable conditions for realization of the rights and freedoms of the person and the citizen. Concrete legislative measures for prevention of risks in political and legal, economical and legal, social and legal area, the sphere of culture and spiritual life are proposed.

Object of a research are teoretiko-methodological, substantial and standard and legal aspects of political, social and economic and spiritual and moral development of modern Russia.

The purpose of work consists in the complex analysis of problems of improvement of the mechanism of legal support of political reforms, transfer of market economy to social rails, rendering worthy social services and equal access to cultural values.

The methodological basis of a research is made by general scientific and private and scientific methods: standard догматическии , system логическии , comparative правовои , historicalT Is the

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

cornerstone of a research axiological"approach which "allows to record valuable and structural changes in the public relations developing in the course of ensuring modernization of legal system.

The relevance of a research is predetermined by dynamic changes of world geopolitical and economic space in the conditions of globalization and a role of legal system in ensuring national security, political and economic modernization, the worthy standard of living and spiritual development of the personality.

Such operational indicators of modernization as extent of division of the authorities and independence of the courts, the level of formation of the constitutional state and a condition of legality, the relation to the human capital in the course of economic transformations, a situation with the rights and freedoms of the person and the citizen, the actual participation of citizens in development, acceptance and implementation of administrative decisions, independence of mass media, access for citizens to information, are an indicator of a maturity of the state and civil society, efficiency of universal and regional standards of functioning of public institutes and criteria of a dostoinoa "human lives.

The scientific novelty of work consists in an integrated approach to a solution of the problem of the legal support of national security based on indissoluble interrelation and interference of policy, economy, the social relations and spiritual and moral values.

Theoretical conclusions and practical offers of a research reflect conditionality of national security by a condition of the political and legal, economical and legal, social and spiritual and moral sphere of society in the conditions of a universalization of the international standards and internationalization of processes of law and are directed to increase in efficiency of a legal mechanism of functioning of the state and public institutes.

Keywords: national security, globalization, right, state, modernization, rights and freedoms of the person and citizen, sense of justice, legal regulation, political and state development, political transformations, social orientation of economy, human capital, social and legal risks, spiritual cultural values.

Национальная безопасность Российской Федерации включает в себя состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее реализацию конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень жизни, суверенитет, независимость, государственную и территориальную целостность, устойчивое социально-экономическое развитие страны. Для предотвращения угроз национальной безопасности государство концентрирует усилия на укреплении внутреннего единства российского общества, обеспечении социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранении структурных дисбалансов в экономике и ее модернизации, повышении обороноспособности страны. Приоритетные национальные интересы на долгосрочную перспективу состоят в укреплении обороны страны, обеспечении незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности; укреплении национального согласия, политической и социальной стабильности, развитии демократических институтов, совершенствовании механизмов взаимодействия государства и гражданского общества; повышении качества жизни, укреплении здоровья населения, обеспечении стабильного демографического развития; сохранении и развитии культуры, традиционных российских

духовно-нравственных ценностей; повышении конкурентоспособности национальной экономики; закреплении за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира[9].

Эти и другие направления, закрепленные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, предопределяют ведущую роль права в их реализации, призванного законодательными средствами обеспечить усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствования правового регулирования предупреждения преступности, коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков, развития взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышения доверия граждан к правоохранительнойи судебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширения международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности, в особенности в финансово-кредитной и информационной сферах, криминальная активность в которых в условиях глобализации значительно воз-росла[15, 21].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

Безопасность государства зиждется на его перманентной модернизации, состоящей в обеспечении соответствия системы и функционирования государственных учреждений потребностям времени, их координации и взаимодействия с институтами гражданского общества, а право является нормативным фундаментом этой модернизации, обеспечивающим динамичное и эффективное управление на всех этажах государственного организма и согласованную взаимную ответственность публичной власти и личности.

Государство как властный выборный и сменяемый орган и гражданское общество, стоящее на страже общечеловеческих ценностных ориентиров и цивилизованной формы жизни, тесно взаимодействуют между собой в политической, экономической, социальных сферах и подчиняются одним и тем же законам, направленным на защиту человека, который понимается не только как подданный государства, но и как личность, обладающая неотъемлемыми правами и свободами[21].

Государство является политико-правовой организацией общества, которая в качестве системообразующего элемента (ядра) политической системы охватывает основные сферы жизни общества и человека, управляет общими делами по мандату общества на основе права, обеспечивает безопасность граждан, народов и сообществ людей, противостоит анархии, терроризму и хаосу с соблюдением «государственной меры» в политической, экономической, социальной, экологической и международной сферах[18].

Модернизация правового регулирования в этих и других сферах является определяющим прогностическим фактором национальной безопасности. Право, являясь универсальным регулятором отношений гражданского общества, обеспечивает бесперебойное функционирование институтов государства для целенаправленной корректировки общественных процессов в сторону их поступательного развития и нивелирования деструктивных факторов. Эта его функция предоставляет обществу возможность осознанно, посредством правовых инструментов (нормативные правовые акты, органы государственной власти и судебной системы) не только использовать государственные институты, но и совершенствовать их сообразно изменениям условий жизни и нужд общества. Данная роль права в институциональной системе общества обуславливает его значительный удельный вес в общественном развитии[22], поэтому вопросы совершенствования правовой системы способствуют обозначенному в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации обеспе-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

чению внутреннего единства российского общества и социальной стабильности.

Модернизация права происходит под воздействием двух взаимосвязанных составляющих - конституционным признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью и государственного принуждения. Первая парадигма, включающая в себя признание личности высшей социальной ценностью, пронизывающая всю правовую систему посредством наделения личности максимально возможной свободой действий и мыслей, обеспечения ее эффективной охраны и защиты от любых посягательств как со стороны отдельных индивидуумов, так и государства, его органов и должностных лиц[17], а вторая предопределена властной ролью государства в установлении и перераспределении прав и применении принуждения, обеспечивающего функционирование формальных институ-тов[22], которое должно носить законный и ограниченный характер и способствовать формированию правосознания граждан[14].

Глобализация оказалась неразрывно связана с постепенным и последовательным созданием надежного механизма защиты прав и свобод человека, включающего использование внутригосударственных и международно-правовых средств и институтов, гарантиями легитимации политического режима и демократичностью конституционного строя большинства государств. Международно-правовой элемент обеспечивает его совершенствование, воздействует на все его составляющие и способствует расширению и усилению гарантий прав, интеграции государства и общества в гуманистическом аспекте[12].

Вместе с тем, как показывает исследование, глобализация внесла сумятицу в понятия, которая была использована западными странами для идеологической и правовой экспансии. Если человек - родовое существо, то любая культурная специфика подчинена общему, родовому. Эта идея, традиционная для западной философии, опирается на постулат об универсальности человека и универсальности разума. С позиции универсальных разумных истин очевидно, что более эффективное общество лучше, чем менее эффективное. И поскольку западные страны на своем опыте показали, что они в состоянии осуществить самое разумное и эффективное устройство общества (западная демократия, права человека, либерализм, разделение власти и т.д.), то сама человечность требует от них распространить этот опыт на весь мир, чтобы все пользовались этими благами. А на деле за этой идеологической оболочкой и событиями, которые происходили и происходят в арабском мире (Ираке,

Ливии, Сирии, Йемене), стоит совсем другое: попытка устранить очаг самобытности, который не желал принимать стандарты, которые все страны, по мнению Запада, должны принять[4].

Одна из примет нашего времени - активное использование в научных исследованиях теории рисков. По степени важности правовые риски делятся на риски в политико-правовой сфе-ре;риски в экономико-правовой сфере;риски в социально-правовой сфере;риски в сфере культуры и духовной жизни общества[3]. Правовой риск определяется как ожидаемое отклонение в правотворческом процессе, которое выражается в возможном нарушении системных связей законодательства, возникновении и обострении юридических коллизий, неверном выборе предмета, средств и целей правового регулирования, недостаточном учете социальных интересов и пренебрежениями последствий. В процессе правоприменения риски появляются из-за неверного принятия подзаконных нормативных правовых актов, недостаточных ресурсов, противоречия с другими социальными нормами[19]. Диагностика рисков предполагает использование средств гражданского, административного, финансового, трудового, экологического и других отраслей законодательства с целью выявления возможностей как предотвращения правовых рисков, так и минимизации ущерба[20].

Национальная безопасность и модернизация права предполагают планомерную деятельность по предупреждению правовых рисков. Проблемы экономики и социальной сферы, политическая ситуация, природные и техногенные катастрофы, международные конфликты -эти и другие внутренние и внешние факторыо-пределяют устойчивость, динамизм и реальный объем деятельности государства, его статус на международной арене. На повестке дня - аналитические разработки, позволяющие предвидеть-ход событий и предотвращать риски и кон-фликты[18].

Оценки политико-государственного развития России в последние десятилетия подвергались множеству интерпретаций как концептуально-методологических, так и с точки зрения изменяющихся курсов политики и самих практик. Это развитие рассматривалось и рассматривается в рамках преимущественно таких концепций, как политические трансформации, политические реформы, политический транзит и политическая модернизация. Все названные концепции в той или иной степени характеризуют политико-государственную и полити-ку-правовую динамику. Сравнение данных концепций позволяет не только прояснить эти теоретико-методологические конструкты, но и саму

реальность политико-государственного развития России[17].

Концепция политического развития если не породила, то стимулировала формирование таких концепций, как политические трансформации, политические реформы, политический транзит и политическая модернизация. Теоре-тико-методологически названные концепции испытывают взаимное влияние и нередко тесно переплетены. На разных этапах развития социально-гуманитарных наук в центре внимания ученых и практиков оказываются различные концепции в различных странах.

Концепция политической трансформации в этом ряду наиболее широкая и включает в себя любые процессуальные, институциональные и нормативные политические изменения[10]. Применительно к России это означает сочетание на различных этапах существования политико-правой системы страны в разных пропорциях не только инерционного, мобилизационного и инновационного типов развития, но и возможность упадка и даже распада. В странах СНГ поверхностная трансформация нередко сочеталась с остатками социализма и бурным возрождением архаики, с инволюцией экономики и общественного производства. В этих странах была доказана возможность демодернизации ряда сегментов общества и его экономики в виде, например, реставрации некоторых феодально-традиционалистских институтов и норм, перехода на натуральную экономику и безденежное обращение и на неденежные доходы части населения.

Российские исследователи, особенно либеральных ориентаций, сосредоточились на критике отечественной революции. Но даже самый последовательный критик этой революции Е.Т. Гайдар признал, что в двадцатом веке Россия совершила немало ошибок. Две из них были связаны с радикальной деинституциализацией в 1917-1921 годах и в конце 1980-начале 1990 годов. Цена их была очень высокой, и не повторять их - наша задача[5].

В фокусе концепции политических, точнее, политико-правовых реформ находится анализ преобразований в сферах политики и права. Практически все государства в новой истории в той или иной степени осуществили эти реформы. Характер такого рода реформ зависит от типов цивилизации и политико-правовой культуры, особенностей национальных лидеров и элит и осуществляемой ими правовой политики. В истории России неоднократно периоды активных реформ сменялись периодами стагнаций, упадка и даже распада. В последние десятилетия политико-правовые преобразования являются

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

перманентным состоянием нашего общества и государства[7].

За последние несколько десятилетий мировая наука выработала и накопила различные теоретико-методологические конструкты и множество практик модернизации. При всем декларируемом универсализме модернизации ее исследователи по-разному интерпретировали и интерпретируют модернизацию в различных сферах жизни государства и общества.

Нарастающая критика концепции модернизации за ее евроцентризм, телеологический прогрессизм, эволюционистский универсализм, финалистский «конец истории» и другие теоретико-методологические изъяны стимулировала формулирование различных типов модернизации и новых вариантов концепции модернизации, а также развитие таких альтернативных концепций, как концепция демократического транзита.

Были предложены типы (модели) модернизации как индустриальная и постиндустриальная, эндогенная (органическая) и экзогенная (неорганическая), креативная и заимствованная, подлинная и имитационная (ложная, мнимая), демократическая и авторитарная (насильственная, мобилизационная, модернизация сверху), успешная и неуспешная (модернизаци-онный срыв), равномерная (пропорциональная) и фрагментарная (диспропорциональная), догоняющая (запаздывающая), и др. В этих концепциях различным образом предстают цели, средства, процедуры, субъекты и временные рамки модернизации. Различной видится и роль внутренних и внешних факторов государства и права, судебных и правоохранительных органов.

Гораздо сложнее обстоит дело с выработкой общепризнанных критериевполитической и правовой модернизации. Соглашаясь в целом, что и в этой сфере модернизация связана с нарастанием усложнения, дифференциации и специализации, представители различных концепций, идейных и религиозных течений и политических движений различным образом интерпретируют содержание этих и иных базовых процессов политико-правовой модернизации.

Решению данной проблемы могло бы частично помочь использование таких более операциональных индикаторов политико-правовой модернизации как:

• степень разделения властей;

• степень независимости судов;

• уровень формирования правового государства и состояние законности;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

• состояние с правами и свободами человека и гражданина;

• зрелость НПО и гражданского общества;

• открытость (прозрачность) и подотчетность государства и органов исполнительной власти;

• зрелость партийной системы;

• соответствие выборов международным критериям;

• характер ротации элит и возможности вертикальной мобильности для различных слоев и групп;

• фактическое участие и последствия участия граждан в политике, в выработке, принятии и реализации управленческих решений всех уровней;

• независимость СМИ и доступ граждан к информации;

• правовые и фактические возможности оппозиции;

• объем и качество самоуправляемости на местном уровне и др.

Хотя собственно концепция модернизации сформировалась в лоне европейско-североамери-канской науки в 50-60-е годы прошлого века, она имеет глубоко уходящие в теорию и практику корни. Как это свойственно любым плодотворным новым научным концепциям, концепция модернизации позволяет не только раскрыть особенности развития большинства стран мира за последнюю половину века, но и переосмыслить эволюцию на протяжении нескольких столетий ряда областей социально-гуманитарного знания, а также опыта реформ и преобразований в данный исторический отрезок времени.

Субъектами политической модернизации являются прежде всего элиты, а по мере информационной революции в этом процессе модернизации возрастает роль СМИ, особенно электронных. Однако по мере нарастающего разрыва между внешними заимствованиями западных образцов и традиционалистскими эндогенными практиками уже с конца 70-начала 80 годов двадцатого века все чаще признается возможность модернизации отдельных сфер жизни незападных стран без «модернити».

Параллельно по мере глобализации национальные экономики возрастающего числа стран становятся все больше открытыми и зависимыми от транснациональных корпораций, от таких глобальных финансовых институтов как МВФ и Всемирный Банк и, особенно, от финансово-экономической политики США и ряда других наиболее высокоразвитых стран. В этих условиях финансовые, энергетические, сырьевые и интеллектуальные ресурсы ускоряюще

перемещаются из менее развитых регионов в страны «золотого миллиарда». Увеличивается разрыв во всех областях жизни между странами первого и второго эшелона. Внутренние факторы саморазвития и модернизации последних вытесняются внешними факторами.

В России, в отличие от капиталистических стран первого эшелона органичной модернизации, все преобразования, начиная с допетровских времен, осуществлялись неограниченной самодержавной, а затем партийно-государственной в советский период властью в форме циклов догоняющей модернизации «сверху». При всех различиях реформаторской деятельности Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра Великого[2], Екатерины II, Александра II и, хотя в меньшей степени, Сергея Витте и Петра Столыпина[1], инициированных ими модернизационным циклам, предшествовали обычно глубокие кризисы страны, порожденные в том числе вызовами со стороны западных стран и военными поражениями России. Их цели определялись исходя из неких заимствованных, главным образом западных, образцов и без учета готовности общества, точнее слабо структурированного населения и его традиционной культуры.

Жители страны неизменно пребывали в качестве пассивного объекта политико-государственной власти, за исключением кратких периодов бунтов и беспорядков. Именно эта самодержавная власть, степень близости к этой власти и отношения по ее поводу, а не собственность (как в Западной Европе) и определяли в первую очередь социальную дифференциацию и объем привилегий и благ, которые и составляли шаткую основу благополучия верхних слоев и групп. Население же оставалось в своей массе бесправным и нищим. В России не только власть и собственность элит, но и их статус и личная безопасность, начиная с боярства и дворянства и завершая царским чиновничеством и советской номенклатурой, зависели в значительной степени от прихоти царей и генеральных секрета-рей[6].

В этой связи значительный интерес представляет проблема совершенствования избирательного законодательства. Для выборов Президента и Государственной Думы не существует порога явки избирателей, он был отменен в 2006 году. Это наносит существенный ущерб основополагающим принципам демократии. Следует вернуть порог явки и установить его как для выборов Президента, так и Государственной Думы не менее 35 процентов от общего числа избирателей (ранее он составлял 50 и 25 процентов соответственно). Это повысит доверие изби-

рателей к институту выборов, придаст им уверенность в том, что их участие в голосовании -не пустая формальность, а самими выборам -значительно бо льшую легитимность.

Концепция модернизации оказалась востребованной в нашей стране с началом двадцать первого века под влиянием, с одной стороны, начавшегося социально-экономического подъема, а с другой, - нарастающей критики модели авторитарного либерализма. Россия вступила в очередной цикл кризиса, не завершив провозглашенные программы модернизации. Среди причин, выделяемых исследователями, - всев-ластвие бюрократии, срыв демократическкого транзита, историческая инерция[8].

Представляется, что аккумулируемый опыт модернизации стран разных культурно-ци-вилизационных ареалов показал оправданность сочетания универсализма и поливариантности стратегий успешных модернизаций c необходимостью творческой адаптации многообразных культурно-исторических и национальных особенностей каждой страны к процессам ее модернизации. Множественность пространственных и временных процессов модернизации, сочетаний в них подъемов и падений, реформаций и деформаций, эволюций и инволюций, консолидаций и конфликтов (и даже дезинтеграций) побуждает говорить о модернизациях во множественном числе. Попытки, частично искренние, механистически перенести модернизационный опыт на отечественную почву не приносит ожидавшихся результатов.

Списоклитературы:

[1] Dudin M.N., Frolova E.E., Kuznetsov M.N., Galkina M.V., Voikova N.A. Russia in global economy and international relations: economic aspect of social and economic history of the 2nd half of the 19th century//International journal of economic research, 2016, vol. 13, № 8, p. 34413451.

[2] Mihail N. Dudin, William V. Smirnov, Ekaterina P. Rusakova. The Formation of Entrepreneurship in Russia: Historical Background and Modernity // BylyeGody, 2017, Vol. 46, Is. 4. С. 1174-1183.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[3] Агамиров К.В. Прогнозирование правовых рисков. В 2-х т. М., 2018; Он же. Прогнозирование правовых рисков // Социально-политические науки. 2017 № 4. С. 51-55.

[4] Академик А. Смирнов: Философия всегда должна быть недовольна / / Независимая газета. 08.02.2017; URL: http://www.ng.ru/ science/2017-02-08/9_6923_philosophy.html (дата обращения 12.03.2018).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

[5] Гайдар Е.Т. Власть и собственность: Смуты и институты. Государство и эволюция. СПб., 2009. С. 15.

[6] Гофман Б.А. От какого наследства мы отказываемся? Социокультурные традиции и инновации в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков / / В книге: Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики / Под ред. А.Б. Гофмана. М., 2008. С. 15-16.

[7] Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М., 2004. С. 193.

[8] Кржевов В.С. Циклы российской модернизации: всевластие бюрократии как причина незавершенности реформ // В сборнике: Российская модернизация: размышляя о самобытности / Под ред. Э.А. Панина, О.Д. Волкогоновой. М., 2008.

[9] О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 1, ч. II. Ст. 212.

[10] Обзор литературы по социально-политической трансформации содержится в монографии: Кротков В.А. Авторитарная власть Кремля в условиях социально-политического транзита. М., 2014. С. 20-43.

[11] Паин Э.А. Распутица: Полемические размышления о предопределенности России. М., 2009.

[12] Рыбаков О.Ю., Тихонова С.В. Модернизация права и социогуманитарная наука: проблемы диалога // Общественные науки и современность. 2011.№ 6. С. 103.

[13] Савенков А.Н. Вопросы совершенствования уголовного права, процесса и уголовно-правовой политики // Государство и право. 2018. № 3. С. 5-13.

[14] Савенков А.Н. Вопросы уголовной политики государства // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 1. С. 163.

[15] Савенков А.Н. Противодействие кибер-преступности в финансово-кредитной сфере как вектор обеспечения глобальной безопасности // Государство и право. 2017. № 10. С. 5-18.

[16] Смирнов В.В. Государственно-правовое развитие современной России: вызовы и перспективы // Труды Института государства и права РАН. 2016. № 1. С. 8-26.

[17] Сырых В.М. О «естественном» праве государства на смертную казнь // Право на смертную казнь. Сборник статей / Науч. ред. А.В. Малько. М., 2004. С. 35.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

[18] Тихомиров Ю.А. Государство: сильное или слабое // Труды Института государства и права РАН. 2016. № 2. С. 40-41.

[19] Тихомиров Ю.А. Правоприменение: от эпизодичности к целевой результативности // Журнал российского права. 2017. № 1. С. 61.

[20] Тихомиров Ю.А. Прогнозы и риски в правовой сфере // Журнал российского права. 2014. № 3. С. 7.

[21] Фролова Е.Е. Гражданское общество: история, реалии, перспективы // Экономика образования. 2008. № 4. С. 144-146; Она же. Генезис и эволюция концепций гражданского общества // Экономика образования. 2008. № 4. С. 146-148.

[22] Шубников Ю.Б. К вопросу о роли права в развитии общественных отношений в условиях модернизации государства // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 1.С. 21.

Spisokliteratury:

[1] Dudin M.N., Frolova E.E., Kuznetsov M.N., Galkina M.V., Voikova N.A. Russia in global economy and international relations: economic aspect of social and economic history of the 2nd half of the 19th century//International journal of economic research, 2016, vol. 13, № 8, p. 34413451.

[2] Mihail N. Dudin, William V. Smirnov, Ekaterina P. Rusakova. The Formation of Entre-preneurship in Russia: Historical Background and Modernity // BylyeGody, 2017, Vol. 46, Is. 4. S. 1174-1183.

[3] Agamirov K.V. Prognoziro-vaniepravovyhriskov. V 2-h t. M., 2018; Onzhe. Prognozirovaniepravovyhriskov // Social'no-poli-ticheskienauki. 2017 № 4. S. 51-55.

[4] Akademik A. Smirnov: Filosofiyavseg-dadolzhnabyt' nedovol'na // Nezavisimayagazeta. 08.02.2017; URL: http://www.ng.ru/sci-ence/2017-02-08/9_6923_philosophy.html (data obrashcheniya 12.03.2018).

[5] Gajdar E.T. Vlast' isobstvennost': Smutyiinstituty. Gosudarstvoiehvolyuciya.SPb., 2009. S. 15.

[6] Gofman B.A. Otkakogonasledstva my otkazyvaemsya? Sociokul'turnyetradiciiiinno-vacii v Rossiinarubezhe XX-XXI vekov // V knige: Tradiciiiinnovacii v sovremennojRossii. Sociolog-icheskijanalizvzaimodejstviyaidinamiki / Pod red. A.B. Gofmana. M., 2008. S. 15-16.

[7] Zaslavskaya T.I. Sovremennoer-ossijskoeobshchestvo: social'nyjmekhanizmtrans-formacii. M., 2004. S. 193.

[8] Krzhevov V.S. Ciklyrossijskojmodern-izacii: vsevlastiebyurokratiikakprichinanezaver-shennosti reform // V sbornike: Rossijskayamod-ernizaciya: razmyshlyaya o samobytnosti / Pod red. EH.A. Panina, O.D. Volkogonovoj. M., 2008.

[9] O Strategiinacional'nojbezopas-nostiRossijskojFederacii: UkazPrezidenta-RossijskojFederaciiot 31 dekabrya 2015 g. N 683 // Sobraniezakonodatel'stvaRossijskojFederacii. 2016. № 1, ch. II. St. 212.

[10] Obzorliteraturyposocial'no-politich-eskojtransformaciisoderzhitsya v monografii: Krotkov V.A. Avtoritarnayavlast' Kremlya v usloviyahsocial'no-politicheskogotranzita. M., 2014. S. 20-43.

[11] Pain EH.A. Rasputica: Polemicheskier-azmyshleniya o predopredelennostiRossii. M., 2009.

[12] Rybakov O.YU., Tihonova S.V. Modern-izaciyapravaisociogumanitarnayanauka: proble-mydialoga // Obshchestvennyenaukiisovremen-nost'. 2011. № 6. S. 103.

[13] Savenkov A.N. Voprosysovershenstvo-vaniyaugolovnogoprava, processaiugolov-no-pravovojpolitiki // Gosudarstvoipravo. 2018. № 3. S. 5-13.

[14] Savenkov A.N. Voprosyugolovnojpoli-tikigosudarstva // Probely v rossijskomzakonoda-tel'stve. 2017. № 1. S. 163.

[15] Savenkov A.N. Protivodejstviekiber-prestupnosti v finansovo-kreditnojsferekakvekto-

robespecheniyaglobal'nojbezopasnosti // Gosu-darstvoipravo. 2017. № 10. S. 5-18.

[16] Smirnov V.V. Gosudarstvenno-pravovo-erazvitiesovremennojRossii: vyzovyiperspektivy // Trudy Institutagosudarstvaiprava RAN. 2016. № 1. S. 8-26.

[17] Syryh V.M. O «estestvennom» pravego-sudarstvanasmertnuyukazn' // Pravonasmert-nuyukazn'. Sbornikstatej / Nauch.red. A.V. Mal'ko. M., 2004. S. 35.

[18] Tihomirov YU.A. Gosudarstvo: sil'noei-lislaboe // Trudy Institutagosudarstvaiprava RAN. 2016. № 2. S. 40-41.

[19] Tihomirov YU.A. Pravoprimenenie: ote-hpizodichnosti k celevojrezul'tativnosti // ZHur-nalrossijskogoprava. 2017. № 1. S. 61.

[20] Tihomirov YU.A. Prognozyiriski v pravovojsfere // ZHurnalrossijskogoprava. 2014. № 3. S. 7.

[21] Frolova E.E. Grazhdanskoeobshchestvo: istoriya, realii, perspektivy // EHkonomikaobra-zovaniya. 2008. № 4. S. 144-146; Ona zhe. Genezisiehvolyuciyakoncepcijgrazhdanskogoob-shchestva // EHkonomikaobrazovaniya. 2008. № 4. S. 146-148.

[22] SHubnikov YU.B. K voprosu o roliprava v razvitiiobshchestvennyhotnoshenij v usloviyah-modernizaciigosudarstva // Vestnik Sankt-Peter-burgskogouniversiteta MVD Rossii. 2014. № 1. S. 21.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.