Научная статья на тему 'Национальная арктическая стратегия Республики Корея'

Национальная арктическая стратегия Республики Корея Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
335
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная арктическая стратегия Республики Корея»

повышение (или создание) зависимости прочих участников проектов освоения Арктики от Японии, подготовка кадрового резерва - молодых специалистов по Арктике в Японии. Кроме того, не стоит забывать и о том, что Япония сейчас все более закрепляется в статусе наблюдателя в Арктическом совете, а значит, сможет получить возможность принимать решения относительно политики освоения региона в числе стран-участников представительного органа наравне с арктическими и приарктическими государствами.

Национальная арктическая стратегия Республики Корея76

Толстокулаков И.А.,

д-р истор. наук., доцент

Привлекающая внимание международного сообщества проблема освоения Арктики стала точкой приложения усилий южнокорейского государства лишь с начала 2000-х гг. Но при этом следует учесть, что опыт изучения полярных зон планеты накапливается Республикой Корея с более раннего периода: с марта 1987 г., когда при Корейском институте исследования и освоения мирового океана (Korea Ocean Research & Development Institute, KORDI) был создан Центр полярных исследований (Polar Research Center, PRC).3to событие и следует считать отправным моментом для формирования арктической стратегии Южной Кореи.

В период 1980 - 90-х гг. в стране складывается научно-исследовательский и организационный фундамент для будущего участия в освоении Арктики. Вслед за Центром полярных исследований в августе 1987 г. появляется Корейский национальный комитет исследования Антарктиды (Korean National Committee on Antarctic Research, KONCAR), обе организации просуществовали до 2004 г., а затем были преобразованы в Корейский НИИ полярных исследований (Korea Polar Research Institute, KOPRI). В 1987 - 2004 гг. Центр полярных исследований являлся оператором Национальной программы антарктических исследований (Korean Antarctic Research Program), а с 2004 г. таким же самостоятельным оператором, но уже Национальной программы освоения полярных регионов (Korean Polar Research Program) стал Корейский НИИ полярных исследований.

Таким образом, в 2004 г. очевиден переход Южной Кореи от исследований исключительно Антарктики к работам в обеих полярных зонах планет. Расширение географических интересов страны сопровождалось рядом научно-организационных мероприятий, о которых было сказано выше, и, что более важно в контексте темы нашей встречи - формированием определенного политического background-а.

76 Анализ проведен на основе материалов официального сайта Корейского НИИ полярных исследований (Korea Polar Research Institute, KOPRI). См.: Korea Polar Research Institute, KOPRI. Web-site. URL: https://www.comnap.aq/Members/KOPRI/SitePages/Home.aspx (Датао бращения: 02.09.2014 г. - 01.05.2016 г.).

Прослеживается эволюция полярной стратегии Южной Кореи, включающая три этапа:

> реализация Национальной программы антарктических исследований (1987

- 2004 гг.);

> реализация Национальной программы освоения полярных регионов (2004

- 2013 гг.);

> принятие комплексного плана действий для реализации Национальной арктической политики на предстоящие 15 лет (с декабря 2013 г.).

В этой периодизации чётко выражена смена южнокорейских приоритетов, очевидно связанная с изменением геополитической ситуации в мире и АТР: от реализации в большей степени научно-практических интересов к Антарктике в двух последних десятилетиях ХХ в., к расширению геополитической

повестки Республики Корея в первые полтора десятилетия века XXI, при этом сохраняется некий баланс научного и политического внимания к обеим полярным зонам. И, наконец, переориентация на преимущественный интерес к Арктике, вызванная не столько научными, сколько практическими интересами южнокорейского государства в её политическом и экономическом освоении.

Ещё раз подчеркнём, что до определенного момента усилия южнокорейских ученых направлялись преимущественно на изучение Антарктики, и власти Республики Корея особо не задумывались над проблемой освоения Арктики. Что же произошло в 2004 г. и стало причиной «разворота» Южной Кореи в сторону Северного Ледовитого океана?

В 2004 г. был создан Азиатский Форум полярных исследований (Asian Forum for Polar Sciences, AFOPS), который, по определению наших южнокорейских коллег, «.. .явился инструментом во многом политизированным,

77

нежели научным» . Республика Корея стала одним из его учредителей и наиболее значимых участников, и именно с этого времени Корейский НИИ полярных исследований (KOPRI) запустил активную арктическую программу.

В деятельности KOPRI как части Азиатского Форума полярных исследований, по крайней мере с 2004 г., присутствует политическая составляющая, об этом со всей очевидностью свидетельствует разработка Национальной программы освоения полярных регионов.

Если на этапе 1987 - 2004 гг. Южная Корея создавала исключительно

78

научный фундамент для полярных исследований , то после 2004 г. научная

77 Чо Ёнгкван. Пуккыкхэый чавонкэбальгва Кангвондоый чолляк (Освоение ресурсного потенциала Северного Ледовитого океана, и стратегия провинции Канвон). Чхунчхон: Кангвон пальчон ёнгувон (НИИ развития провинции Канвон), 2012. С. 8.

78 Национальная программа антарктических исследований, реализация которой началась с 1987 г., была ориентирована преимущественно на Антарктику. Её основные достижения - это создание отечественных судов ледокольного класса и основание первых антарктической станции: с 1988 г. началась работа на антарктической станции имени короля Седжона (о. Короля Георга). При этом и Арктика не осталась полностью обделенной вниманием, в 2002 г. на норвежском архипелаге Шпицберген создана южнокорейская арктическая станция Тасан. Они являются круглогодичными научными платформами, ориентированными на атмосферные и метеорологические наблюдения, изучение процессов в верхних слоях атмосферы, исследования в области гляциологии, геодезии и непрерывного мониторинга мирового океана.

часть Национальной программы освоения полярных регионов усилена явно выраженной политической компонентой: программа реализуется под лозунгом «Pole-to-Pole Korea», что в весьма вольном переводе можно передать как «Корея от полюса до полюса». Важно подчеркнуть, что здесь мы имеем дело не с националистическим амбициями или притязаниями, а с комплексной проработкой стратегического курса на построение «Кореи глобальной», о чем

79

мы неоднократно говорили на наших встречах .

Принятая в 2004 г. Национальная программа освоения полярных регионов охватывает обе зоны: Арктику и Антарктику, а Корейский НИИ полярных исследований (KOPRI) остаётся её базовым оператором.

Основное содержание программы определяется следующими научными направлениями:

• климатические изменения в полярных зонах и их глобальные последствия;

• биологическое разнообразие и адаптационные свойства организмов в полярных зонах;

• тектоника полярных зон;

• палеоклиматические исследования на основе новейших технологий (изучение метеоритов и глубинное бурение полярных льдов);

• активизация полярных исследований азиатских стран, не примыкающих к полярным зонам;

• экономическое и транспортное освоение полярных зон.

Изучив ряд официальных и исследовательских материалов Южной Кореи по проблемам Арктики, мы пришли к выводу, что Республика Корея последовательно реализует практически шаги в следующих четырёх принципиальных направлениях:

• отслеживает ситуацию с поиском и освоением новых природных ресурсов, особенно - ископаемого топлива и минерально-сырьевых материалов;

• изучает транспортные возможности Арктики и преимущества Северного морского пути;

• продвигает идею об активном участии не приарктических азиатских государств в освоении Арктики;

80

• добивается статуса постоянного члена Арктического Совета .

В декабре 2013 г. власти Южной Кореи приняли комплексный план действий по реализации Национальной арктической политики на предстоящие 15 лет, данная программа была одобрена в июле 2013 г. Очевидно, что новый этап развития национальной арктической стратегии связан со вступлением Республики Корея в Арктический совет в статусе постоянного наблюдателя в

79 Global Korea. The National Security Strategy of the Republic of Korea. June 2009. Seoul: Office of the President, 2009. Подробнее см.: Толстокулаков И.А. Стратегия национальной безопасности Республики Корея и Россия // Тихоокеанская Россия в системе международных отношений и обеспечения безопасности в АТР: опыт последних лет и грядущие перспективы. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2012. С. 287-305.

80Арктический Совет -международная организация, созданная в 1996 г. по инициативе ряда приарктических стран для защиты уникальной природы северной полярной зоны. С 2008 г. Республика Корея имела временный статус страны-наблюдателя при Арктическом Совете, а с мая 2013 г. - постоянный статус страны-наблюдателя.

мае 2013 г., когда страна получила доступ к глобальным проектам научного и хозяйственного освоения Арктики как участник международного арктического сообщества.

В соответствии с комплексным планом 2013 г. Республика Корея намерена в ближайшие полтора десятилетия:

- создать собственный информационно-аналитический центр по проблемам освоения Арктики;

- прилагать усилия для обеспечения активного международного информационного обмена и научного сотрудничества в Арктике;

- приступить к разработке собственных технологий, связанных с глубинным бурением в условиях арктического шельфа;

- продолжить развитие судостроения морских судов полярного типа, включая ледоколы и на основе этого 1) создать собственный ледокольный

о 1

флот и 2) стать признанным в мире экспортером судов ледового класса . Иными словами, комплексный план реализации арктической стратегии Южной Кореи нацелен на решение четырёх задач:

- активизация участия Республики Корея в международном арктическом сотрудничестве на многосторонней и двусторонних основах;

- освоение Арктику в интересах развития национальной экономики;

- освоение Арктики в целях отечественного научно-технического прогресса;

- формирование в Республике Корея инфраструктуры, необходимой для

82

решения трёх предыдущих задач .

Переформулировав цели и задачи комплексного плана, мы придём к основному содержанию Национальной арктической политики, оформленной как перспективная государственная программа и обосновывающей следующие приоритеты Республики Корея в арктической зоне:

> укрепление многосторонних и двусторонних отношений с арктическими странами;

> развитие собственной исследовательской деятельности в Арктике;

> формирование новой модели предпринимательской и научной деятельности в Арктике;

> изменение международной правовой и институциональной инфраструктуры Арктического региона.

В международной составляющей арктической стратегии Республики Корея особое место занимают (1) её присутствие в Арктическом совете, поставлена цель к концу 2020-х гг. повысить свой статус от постоянного наблюдателя до полноправного участника; (2) активное сотрудничество с международными организациями, занимающимися арктической проблематикой; (3) стимулирование двустороннего сотрудничества, в том числе на неформальном уровне.

81 Чосон Ильбо. 2013. 22декабря.

82гр

Там же.

Мы видим, что, во-первых, основные усилия направляются на обеспечение равноправного положения (и в институционально оформленном, и в неформальном плане) Республики Корея среди участников арктической деятельности. Сеул понимает, что может столкнуться с барьерами, выставленными основными циркумполярными странами, поэтому он нацелен на сплочение фронта не циркумполярных государств, которые совместными усилиями могут добиться большего эффекта. И в этом контексте Республика Корея, Китай, Япония имеют общие цели и интересы в сфере арктической деятельности.

Во-вторых, Сеул активно «работает» с каждым циркумполярным государством в отдельности. Очевидными примерами могут служить южнокорейская арктическая станция Тасан, созданная в 2002 г. на норвежском архипелаге Шпицберген, или научные экспедиции в море Бофорта, проведенные в пределах канадской исключительной экономической зоны осенью 2013 г. с участием корейской научной команды и ледокола «Араон».

В связи с этим у России есть реальные шансы выстроить с Сеулом взаимовыгодное арктическое сотрудничество, играя на его амбициях и готовности не только к международному, но и «сепаратному» двустороннему взаимодействию.

Научная составляющая арктической стратегии Республики Корея после 2013 г. традиционно сохраняет (1) создание необходимой инфраструктуры, включая экспедиционные базы; (2) расширение сети научных полярных станций; (3) приоритет климатических и ресурсных исследований в Арктике; при этом появился новый, и напрямую связанный с Россией элемент: (4)создание информационной базы о Северном морском пути. Здесь мы усматриваем определенные вызовы для Российской Федерации, связанные и с возможностями и некоторыми рисками, в том числе в сфере национальной безопасности.

Коммерческая составляющая арктической стратегии Республики Корея не выходит за рамки традиционных экономических интересов Сеула и включает (1) международное и двустороннее сотрудничество в области развития новых логистических и транспортных путей, транспортировки грузов и развития портовой инфраструктуры; а также (2) разработка полезных ископаемых, сотрудничество в сфере технологий транспортировки и строительства арктических судов. Как видно, данный элемент национальной арктической стратегии не содержит ничего нового ни для самой Южной Кореи, ни для арктического сообщества - это транспортное и ресурсное освоение региона.

И, наконец, правовая и инфраструктурная часть национальной арктической стратегии. В ней можно усмотреть наибольшую угрозу интересам России, поскольку она нацелена на (1) регулирование

законодательной базы для развития Арктики и (2) создание и развитие научных и информационных центров в Южной Корее. Разумеется, «регулирование правовой базы Арктики» должно идти в направлении расширения прав не циркумполярных стран в целом и Республики Корея в частности. По сути, с одной стороны, это расширение допуска в Арктическую зону государств, не имеющих выхода в Северный Ледовитый океан, и создание для этого соответственной международной правовой базы, а с другой - создание возможностей для развития под видом научных исследований информационно-разведывательной деятельности иностранных государств в национальных арктических сегментах.

В таких условиях главная задача России, коренным образом заинтересованной в международном сотрудничестве и привлечении финансовых и технических ресурсов Южной Кореи для развития собственной арктической зоны, - соблюсти баланс экономических интересов и проблемы обеспечения национальной безопасности.

Оценка южнокорейской арктической стратегии была бы неполной без учёта национальной специфики корейцев. Дадим слово одному из ведущих сотрудников Корейского НИИ полярных исследований Чон Донмину, который усматривает в современной арктической политике Республики Корея три интегрированных составляющих: науку, национальную гордость и

83

коммерцию .

Научный и коммерческий компоненты здесь нас интересуют в меньшей

84

степени, и о них мы достаточно подробно говорили ранее . Важнее, что скрывается под «национальной гордостью». «Одной из причин заинтересованности Южной Кореи являются соображения национальной гордости и престижа в мировом сообществе, - утверждает Чон Донмин. - Как Вы знаете, пятьдесят лет назад Корея была одной из беднейших стран мира. Добившись экономического процветания, корейский народ ждет от своего

85

правительства более активного участия в международных делах» . Многолетний опыт работы с Кореей убеждает нас в том, что, если в каком-то деле задействован столь сложный инструмент как «национальная гордость», упорства корейцам на этом поприще не занимать... Особенно, если это дело может обернуться коммерческим успехом.

Южнокорейские компании традиционно уделяют особое внимание деятельности в мировом океане, находясь в положении практически островного государства, страна тесно связывает свои долговременные интересы с судоходством, судостроением, офшорными технологиями и

83Чосон Ильбо. 2013. 13 ноября.

84 Подробнее см.: Толстокулаков И.А.Основы политики Республики Корея по вопросу освоения Арктики // Арктика в современной мировой политике: место в национальных внешнеполитических интересах (по материалам круглого стола). Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2014. С. 31-38.

85Чосон Ильбо. 2013. 13 ноября.

рыболовством. Последние перемены в Арктике, по мнению корейских специалистов, открывают для неё новые коммерческие возможности. Главное - найти правильные точки для приложения усилий.

Первой из них избрано строительство ледоколов и судов ледового класса. Южная Корея готова к созданию новых типов ледоколов или судов ледокольного класса для собственных потребностей в Арктическом регионе и для зарубежных заказчиков.

Вторая точка - создание на территории Кореи нефтяного и, возможно, газового хаба - распределительного узла, который в перспективе может приобрести общерегиональное значение для АТР. Уже имеются проектные разработки нефтяного «хаба» (Korea Oil Hub), который к 2020 г.станет обладать хранилищами общей ёмкостью до 60 млн. баррелей, а также объединит пять крупнейших нефтеперерабатывающих завода и два современных нефтяных терминала на берегу Японского моря (города Ёсу и Ульсан), уже получившие статус зоны свободной торговли. Показательно, что к разработке и реализации проекта Korea Oil Hub активно привлечены специалисты из трёх ведущих арктических НИИ, включая KOPRI86.

Третье направление - эксплуатация транспортных возможностей Северного морского пути. Республика Корея заинтересована в транспортном освоении российской Арктики, разумеется, с учетом собственных коммерческих и политических интересов. Сегодня многие эксперты высказывают вполне оправданные, на наш взгляд, опасения, что проект создания сквозной железнодорожной артерии от Пусана до Европы через территорию КНДР, России или Китая фактически провалился из-за молчаливого сопротивления Пхеньяна и очевидной конкуренции Пекина, и

87

Москвы . Это ставит под удар «евразийскую инициативу» президента Пак Кынхе, вокруг которой сосредоточено немало политических усилий Южной Кореи.

Северный морской путь сегодня преподносится как возможная альтернатива железной дороге в рамках «евразийской инициативы». Более того, Сеул пытается увязать все последние политико-экономические проекты в Евразии в единый комплекс, который включал бы и Шёлковый путь в его различных вариантах, и Транссибирский маршрут, и Северный морской путь. Мы имеем дело с некой модификацией данных проектов под общим южнокорейским началом... При этом для России он достаточно интересен, в том числе и по отношению к возможностям Арктики. Можно получить существенный корейский ресурс - технологии и инвестиции, а за нами

86Daily Maritime News. 2014. July 23.

87 Чо Ёнгкван. Пуккыкхэый чавон кэбальгв аКангвондоый чолляк (Освоение ресурсного потенциала Северного Ледовитого океана, и стратегия провинции Канвон). Чхунчхон: Кангвон пальчон ёнгувон (НИИ развития провинции Канвон), 2012. С. 17.

остаётся обеспечение мира и стабильности в Арктическом регионе, а также применение собственного векового опыт по его освоению.

В заключении скажем, что национальная арктическая стратегия Южной Кореи, убедительно коррелирует с краеугольной идеологемой нынешней администрации- уже названной выше «евразийской инициативой» Пак Кынхе, выдвинутой в октябре 2013 г. и нацеленной на подключение Южной Кореей к объединённой транспортно-логистической и энергетической сети стран Евразийского континента. Однако дни президента Пак Кынхе уже сочтены, а инициатива за рамки проекта так и не вышла. Сохранится ли преемственность в отношении «евразийской инициативой» сказать сейчас трудно, но арктические амбиции Сеула вряд ли изменятся.

Интерес к Арктическому региону как богатейшему источнику топливных и сырьевых материалов понятен и не нуждается в дополнительном обосновании. Неарктические страны Восточной и Юго-Восточной Азии, включая Южную Корею, по вполне понятным причинам заинтересованы в диверсификации своих сырьевых источников. Республика Корея занимает пятое место в мире по импорту сырой нефти и второе - сжиженного природного газа. Она импортирует многие виды минерального сырья. И в этом направлении мы можем прогнозировать усиление активности Южной Кореи, поскольку сибирский газовый проект ею упущен, основные потоки буду направлены в Китай, а сахалинских запасов России хватит только на удовлетворение запросов Японии и собственного Дальнего Востока.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В арктической политике Сеула для России есть и некоторые вызовы, они связаны с тем, что Южная Корея объективно «заинтересована в усилении соперничества между традиционными арктическими державами, последние на этом фоне могут пойти на существенные уступки в пользу других стран, испытывающих нехватку минеральных ресурсов, с тем, чтобы сохранить свой

формальный суверенитет, но допустить к участию в арктических делах

88

надежных партнёров из АТР» . Напомним, что одним из четырёх принципиальных целей Национальной арктической политики Южной Кореи является изменение международной правовой и институциональной инфраструктуры Арктического региона.

Южная Корея сейчас находится лишь в самом начале арктического пути, она наращивает свой технологический и научный потенциал, формирует благоприятную международную среду, завоевывает авторитет и укрепляет двусторонние контакты в арктической сфере. Ряд её национальных приоритетов в Арктике уже очевиден, дело остаётся за малым - найти общий интерес и определить перспективные направления российско-корейского взаимодействия в регионе.

ssShin Hyon-Hee. Seeking a bigger role // Korea Herald. 2012. May 20.

Расстановка политических и общественных сил и векторы арктического

курса США и Канады

Болдырев В.Е.,

младший научный сотрудник

С рубежа 2000 - 2010- х гг. Арктический регион формально вошёл в число приоритетов внешней и внутренней политики США и Канады. Об этом свидетельствуют опубликованные правительственные и многочисленные ведомственные и региональные арктические стратегии. Однако, положения документов далеко не всегда соотносятся с реальными возможностями. Проанализируем внешние и внутренние условия, выделим с их учётом наиболее вероятные направления регионального курса.

Соединённые Штаты Америки

Ключевыми положениями арктической стратегии США являются обеспечение безопасности (военной, гражданской, энергетической экологической и др.), свобода морских и воздушных путей, интенсификация научных исследований, взаимодействие с другими арктическими акторами в рамках существующих региональных институтов на основе международного права.

В то же время реальными ограничителями эффективного достижения целей выступают наименьший арктический сектор, его слабая освоенность, споры о разграничении шельфа, нератифицированная Конвенция ООН по морскому праву. Кроме того, штат Аляска находится в стороне от основной полосы расселения и соотносится с ней как анклав.

Основные перспективы освоения региона американское правительство связывает с развитием нефтедобычи, сохранением традиционных отраслей хозяйства Аляски, созданием условий, необходимых для обеспечения военной, гражданской и иной безопасности в регионе. Кроме того в Вашингтоне рассматривают возможность распространить принцип свободы морей на циркумполярное пространство, используя политические и дипломатические механизмы. Наиболее активными в этом контексте являются следующие федеральные министерства и ведомства.

1. Государственный департамент. Заместитель госсекретаря по вопросам океанов, окружающей среды и науки является ключевым членом правительства по вопросам Арктики и рыболовства.

2. Министерство обороны. На него возложена ответственность за обеспечение военной безопасности.

3. Береговая охрана. Она обеспечивает гражданскую безопасность во всех её аспектах, а также осуществляет проводку судов через льды.

Если активность Госдепа определяется бюрократическими мотивами и деятельностью некоторых групп интересов (например, рыбной промышленности), то действия Пентагона и Береговой охраны связаны также и с финансовыми проблемами. В частности, как свидетельствуют данные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.