Научная статья на тему 'Политика Республики Корея в Арктике и необходимое содействие со стороны России'

Политика Республики Корея в Арктике и необходимое содействие со стороны России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
121
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика Республики Корея в Арктике и необходимое содействие со стороны России»

Политика Республики Корея в Арктике и необходимое содействие со стороны России*

Введение

В последнее время Арктика всё чаще привлекает внимание мирового сообщества. Предполагается, что именно здесь находится 20% мировых запасов нефти и газа, поэтому в будущем в этом районе может вестись активная разработка этих ресурсов. Всё чаще используется Северный морской путь, растёт интерес к транспортировке угля и других полезных ископаемых. В настоящее время объём перевозимых грузов невелик, но ожидается, что коммерческое использование СМП начнется в 2030 г.

В мае 2013 г. Южная Корея вошла в Арктический совет в статусе постоянного наблюдателя, тем самым получив возможность участвовать в глобальных проектах освоения и изучения Арктики. С этого времени РК начала активно продвигать свою политику в этом регионе.

Политика правительства Республики Корея в Арктике

Основные и ключевые особенности. Войдя в состав Арктического совета, правительство Южной Кореи опубликовало Комплексную стратегию в Арктике в июле 2013 г. и Основной план по развитию региона в декабре 2013 г. Эти программные документы должны выступать в качестве стратегий по развитию Северного морского пути и разработке природных ресурсов. В Основном плане власти РК обозначили 4 задачи:

- продвигать международное сотрудничество;

- вести научные исследования;

- осваивать Арктику для последующего развития бизнеса;

- создавать необходимую инфраструктуру.

■ увеличивать степень присутствия в Арктическом Совете ■ активно сотрудничать с международными организа-

Международное сотрудничество циями и институтами, занимающимися вопросами Арктики ■ стимулировать сотрудничество на неформальном уровне

Научные исследования ■ создать необходимую инфраструктуру, включая базы для экспедиций ■ расширять научные станции

■ исследовать изменения климата ■ создать базу данных и специальной информации о Северном морском пути

■ сотрудничество в области развития новых транспортных путей, транспортировки грузов и портовой инфраструктуры ■ разработка полезных ископаемых, сотрудничество в сфере технологий транспортировки и судостроитель-ства

Продвижение и развитие бизнеса

* Автор раздела -Канвон.

Чо Ёнг Кван (Jo Young Kwan), Республика Корея, научно-исследовательский институт

Создание необходимой инфраструктуры

■ необходимое урегулирование законодательной базы для развития Арктики

■ создание информационного центра

Ожидаемые результаты международного сотрудничества и исследований.

Правительство Южной Кореи крайне заинтересовано в освоении Арктики. В мае 2013 г. государство присоединилось к Арктическому Совету в качестве постоянного наблюдателя и таким образом получило право посещать официальные заседания Совета и вносить предложения для выработки необходимого курса и развития проектов через свои т.н. зонтичные организации. Предполагается, что правительство примет активное участие в деятельности организаций, имеющих отношение к Арктике и будет стремиться к укреплению своих позиций среди членов Совета, стран-наблюдателей и прочих организаций.

В то же время правительству Республики Корея рекомендуется усиливать свой научный потенциал. Арктика является частью территорий стран, прибрежные зоны которых находятся в регионе и которые расположены в непосредственной близости от него. Следовательно, для правительства будет невозможно осуществить данный проект без взаимопонимания и сотрудничества с этими странами, это, в свою очередь, означает, что власти должны прилагать усилия, чтобы Южную Корею признали страной с высоким научно-техническим потенциалом и опытом в освоении Арктики. Правительство частично реализовало этот план, добившись присоединения к IASC (Международный Арктический научный комитет). С 1999 г. РК была активным участником подобных научно-исследовательских проектов. 25 апреля 2002 г., получив признание мирового сообщества за 15-летний труд по исследованию Антарктики, она стала 18-м официальным участником Международного Арктического научного комитета. Позднее, 29 апреля, страна открыла на Шпицбергене станцию «Дасан». Каждый год 70 приглашённых из KOPRI (Корейский институт полярных исследований), различных университетов и научно-исследовательских центров посещают «Дасан» для проведения исследований в таких областях, как экосистемы моря и суши, гидрометеорология и геология.

КОРЫ и КР1 (Норвежский институт полярных исследований) 3 апреля 2014 г. открыли Объединённый центр полярных исследований в Тромсё (Норвегия). Он стал первым центром совместных исследований, который Норвегия организовала с новой страной-наблюдателем из Азии. Центр будет служить базовым лагерем для развития сотрудничества между двумя странами и продвижения исследований, таких как работа над совместными научными проектами на Северном полюсе, обмен информацией и научно-технические обмены для повышения квалификации исследователей.

В настоящее время в Южной Корее проблемами Арктики занимаются 2 научно-исследовательских института - КОРЫ и КМ1 (Корейский институт морских исследований). Первый ориентирован главным образом на исследовательские проекты в области климата и окружающей среды, второй - на проблемы транспорта, морское законодательство и т.п.

КОРЫ исследует окружающую среду Арктики и её природные ресурсы, курируя научно-исследовательский центр «Дасан», и использует при этом ледокол «Ара-он», проект которого был создан НИИ в 2009 г., с тех пор судно активно использовалось при реализации проектов по освоению Арктики. С 2012 г. институт также выступает в качестве секретариата Международного Арктического научного комитета, который находится в Потсдаме (Германия). В то же время КМ1 учредил Центр разработ-

Основные научно-исследовательские организации

ки политики в Арктике в 2014 г., чтобы проводить исследования в области транспортировки грузов и разработки полезных ископаемых.

Следует упомянуть о том, что региональные власти Кореи также проводят исследования Арктики. Региональные администрации в Пусане, Ульсане и Канвоне создали подобные исследовательские центры и проводят там исследования самостоятельно. Их ожидания связаны главным образом с диверсификацией транспортных путей в Арктике и дальнейшим продвижением исследований региона на конкурентоспособном уровне.

Текущие проекты

Недавно правительство Южной Кореи объявило о проекте создания собственного информационного центра - базы данных, в которой будут содержаться карты Арктики добычи полезных ископаемых и исследований изменений климата. К 2018 г. планируется инвестировать в проект создания комплексной и цифровой карты региона 13,6 млрд корейских вон. Прибрежные страны Арктического региона прилагают усилия к тому, чтобы систематизировать информацию о регионе. Так же поступают Япония и Китай в надежде принять участие в освоении природных ресурсов.

Как было сказано выше, правительство РК прилагает большие усилия по реализации проектов международного сотрудничества, нежели к продвижению собственных проектов, таких как проекты освоения транспортных путей или освоения полезных ископаемых. Однако следует упомянуть, что в 2013 г. Южной Кореей был осуществлен первый пробный рейс по СМП. Правительство также аккумулирует запросы на оборудование, необходимое для последующего освоения региона.

Предложения на перспективу

Исходя из существующих предпосылок, мы можем предположить, что освоение Арктики окажет влияние на Южную Корею в различных областях и что правительству РК следует подумать над стратегиями в регионе.

Во-первых, Арктика имеет огромный потенциал как источник новых энергоресурсов для Южной Кореи, что, безусловно, окажет позитивное влияние не только на это государство, но и на другие страны Северо-Восточной Азии, поскольку этот регион - один из крупнейших в мире, импортирующий энергоресурсы. Особенно это касается Японии и Кореи - крупнейших стран-импортёров природного газа. Китай также импортирует энергоносители в большом масштабе, но его стабильные поставки обеспечивает газопровод из Центральной Азии. Страны Ближнего Востока, главным образом Катар, служат основными поставщиками энергоресурсов для Кореи, но проблема заключается в нестабильной политической ситуации в регионе, которая может ухудшиться в будущем.

Добыча нефти и природного газа в Арктике такими странами, как Россия, может иметь огромный потенциал для Южной Кореи как новый основной источник энергоресурсов для неё и других стран СВА: Японии и Китая. В данное время РК импортирует энергоресурсы главным образом из стран Ближнего Востока и нуждается в разработке других источников поставок, чтобы иметь гарантии стабильности. Это означает, что освоение Арктики поможет правительству страны обеспечить долговременную безопасную поставку энергоресурсов.

Во-вторых, для портов Южной Кореи большой интерес представляет Северный морской путь как новый транспортно-логистический маршрут. При эксплуатации СМП расстояние для перевозки грузов между Пусаном и Роттердамом сократится на 32% (с 22 тыс. до 15 тыс. км) и на 10 дней (с 40 до 30). Таким образом, СМП для РК становится наиболее привлекателен с экономической точки зрения.

С дальнейшим развитием СМП связаны надежды на активизацию и стабилизацию перевозок в странах СВА. Ожидается, что благодаря СМП объём перевозок из Европы через российские Арктику и Дальний Восток в Южную Корею, Японию и Китай увеличится. При дальнейшей эксплуатации освоение природных ресурсов в российской Арктике естественным образом приведёт к росту перевозок полезных ископаемых в страны СВА и росту перевозок между странами Европы и СВА.

В 2013 г. южнокорейская компания Hyundai Glovis уже осуществила пробный рейс по СМП. В будущем РК необходимо увеличить число действующих ледоколов для развития СМП, увеличить число квалифицированных специалистов и обеспечить спрос на соответствующее оборудование и инфраструктуру. Также можно порекомендовать правительству Южной Кореи подготовиться к тому, что СМП будет использоваться всё активнее, и к этому времени разработать план по превращению основных морских портов РК в хабы для стран СВА.

В-третьих, властям страны следует подготовиться к освоению ресурсов в Арктике и использованию СМП. В 2014 г. корпорация Daewoo Shipbuilding & Maritime Corporation получила заказ на постройку 9 ледоколов-газовозов для российского проекта по добыче природного газа на Ямальском полуострове. Республика Корея признана во всем мире страной с мощным техническим потенциалом в области строительства ледоколов, и ожидается, что подобные заказы поступят и от других представителей мирового сообщества.

Сотрудничество Южной Кореи и России в Арктике

Трудно переоценить важность сотрудничества между Республикой Корея и Россией, оценивая действия, предпринимаемые РК для разработки своей стратегии в Арктике. Все проекты, осуществляемые правительством в регионе, имеют отношение к России. Следовательно, властям Южной Кореи необходимо развивать сотрудничество с Россией в областях науки и технологии. Подобное сотрудничество весьма полезно для России, не говоря уже о Южной Корее, особенно в сферах освоения природных ресурсов и эксплуатации СМП. Правительство РК в полной мере осознает необходимость сотрудничества с Россией и будет прилагать усилия к его дальнейшему развитию всеми возможными способами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.