Научная статья на тему 'Арктика – район возможных столкновений стран Северной Пацифики'

Арктика – район возможных столкновений стран Северной Пацифики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
48
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арктика – район возможных столкновений стран Северной Пацифики»

Арктика - район возможных столкновений стран Северной Пацифики

Роман Владимирович Колесник,

доцент кафедры судовождения МГУ им. Г.И. Невельского.

В настоящее время Арктика вызывает интерес многих государств мира, в том числе и ведущих азиатских стран. Реализацией этого интереса стало включение в мае 2013 г. на Восьмой сессии Арктического совета (существует с 1996 г. и играет главную роль в реализации многостороннего сотрудничества по Арктике), состоявшейся в шведском городе Кируна, новых стран: Индии, Италии, Японии, Китая, Южной Кореи и Сингапура - в качестве наблюдателей. Эти страны связывают с участием в Арктическом совете возможность каким-либо образом влиять на судьбу Арктики.

Стремление ведущих стран мира уменьшить транспортную затратность продукции своих экономик посредством открытия новых, более экономичных и безопасных транспортных путей вполне объяснимо. Северный морской путь (СМП) может стать альтернативой осуществляемым ныне перевозкам между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки. Путешествие по нему из Европы в Японию составляет 7 тыс. морских миль и занимает 22 дня. Если плыть через Суэцкий канал, то путь длиной 11 тыс. морских миль занимает 35 дней и позволяет избежать угрозы нападения пиратов, снизить вероятность прохода судов через конфликтогенные территории. Так же объясним интерес к ресурсной составляющей Арктики. По приблизительным оценкам, в акваториях континентального шельфа морей Северного Ледовитого океана скрыто около 33% мировых запасов газа и 12% нефти. Ввиду того, что границы национальных территориальных секторов между арктическими государствами окончательно ещё не определены и не закреплены международными договорами, возникает иллюзия, что данные географические и природные богатства «вроде бы ничьи» и можно попытаться «решить их в свою пользу». Начали раздаваться голоса об оценочном применении к Арктике терминологии как части «общего достояния человечества» и о свободе навигации в Арктике. Подобный общий тон своими действиями задают США; главные оппоненты, Россия и Канада, отстаивающие секторальный принцип и региональный контроль над судоходством в Арктике.

Для реализации своих арктических устремлений Китай, Южная Корея, Сингапур и Япония проявляют активную внешнеполитическую деятельность, предпринимают шаги в области защиты окружающей среды и исследовательской деятельности. В ходе выполнения научно-исследовательских работ выполняются и гидрографические: промер по ходу движения судов-ледоколов, наблюдения

за ледовой обстановкой, анализ грунта, попутные гидрологические и гидрометеорологические наблюдения, контроль и анализ точности местоопределения судна.

Интересы в Арктике Японии, имеющей в составе сил самообороны современный ледокол, наиболее исторически продолжительны, их можно разделить на три составляющие. Первая - экология. Изучением Арктики Япония занимается уже несколько десятилетий. В 1991 г. была основана станция на Шпицбергене, сегодня Национальный институт полярных исследований участвует в совместных проектах на севере Скандинавии, в Гренландии, Канадской Арктике и в России. Япония является членом Международного комитета по арктическим наукам и других международных научных организаций, занимающихся Арктикой. Вторая - использование транспортных путей для грузовых перевозок в Европу и США. Исследованиями СМП в Японии еще с 1993 г. занимается неправительственная организация Японский исследовательский фонд океанической политики. При ее участии в 1993-1999 гг. Россией, Норвегией и Японией была реализована Международная программа Северного морского пути (INSROP), над которой работали эксперты из 14 стран. В сентябре 2011 г. японский сухогруз-балкер «Санко Одиссей» осуществил транспортировку железорудного концентрата из Мурманска в китайский порт, совершив первый в истории коммерческий транзит японского судна по СМП. Третья - разработка природных богатств Севера. Для Японии, почти полностью зависящей от импорта энергоресурсов, доступ к углеводородам всегда имел первостепенное значение. Кроме того, освоение арктических резервов будет соответствовать принципу диверсификации поставщиков энергоресурсов. Специалисты из Японии активно изучают новые способы добычи полезных ископаемых в холодных условиях. Были проведены успешные эксперименты по добыче газа из гидрата метана в Арктике совместно с Канадой и на Аляске совместно с США. Стратегия Японии (как и других заинтересованных азиатских стран) в области доступа к энергоресурсам Арктики заключается в том, чтобы на нынешнем этапе принимать участие в исследованиях месторождений полезных ископаемых совместно с арктическими странами с тем, чтобы в будущем иметь преференции в получении к ним доступа.

Республика Корея, ранее не имевшая собственных ледоколов, строит современный ледокол водоизмещением 7 тыс. т, чтоб впоследствии заняться геологоразведочными и исследовательскими работами в Арктике и далее совместно с другими странами приступить к освоению Северного морского пути. Не желая отставать от соседей, она основала свою антарктическую станцию «Сечжон» и наблюдательную станцию «Тасан» на арктическом архипелаге Свальбард (Шпицберген).

Политика Индии и Сингапура в Арктике больше сконцентрирована в области политических и финансово-экономических вопросов.

Китайский интерес к Арктике, наиболее значимый по сравнению с другими государствами и к тому же активно растущий, сформировался относительно недавно, в конце 1990-х - начале 2000-х гг., и обосновывается превращением КНР в глобальную державу. Хотя формально интерес обосновывался вопросами экологии, охраны окружающей среды и желанием помочь «белым медведям», в реальности главное значение для Китая имеет доступ к новым стратегическим источникам сырья и энергоресурсов. За последние десятилетия в КНР создан самый крупный в мире дизельный ледокол, способный пробивать лед толщиной в 1,5 м. Готовится к спуску еще один, видимо, атомный ледокол, которому будет не страшен лед уже до 3,5-4 м. В ближайшей перспективе Китай планирует создание целой флотилии ледоколов современного класса. За последние годы КНР провела в арктических морях пять крупных научно-исследовательских экспедиций. В 2012 г. китайский ледокол «Селуюн» прошел по всему русскому Северному морскому пути с выходом на Шпицберген. Помимо проведения экспедиций и строительства ледоколов, в 2004 г. у Китая появилась крупная научно -исследовательская база на Норвежском арктическом архипелаге Шпицберген. Следует отметить и дружбу между Китаем и Исландией, наличие китайско-исландской зоны свободной торговли, что позволяет решать в Арктике не только экологические, но и политические вопросы. Также можно отметить раздающиеся в Пекине голоса о привлекательности термина «открытое море» применительно ко всей морской акватории Арктики.

С открытием нового маршрута (СМП) создаётся предпосылка создания нового логистико-транспортного центра, и на его роль наряду с Россией могут претендовать Япония и Китай. Это позволит создать важный экономический узел, находящийся в более выгодном географическом положении по сравнению с Гонконгом, Сингапуром или Пусаном. В этом случае можно ожидать усиления соперничества между заинтересованными государствами за контроль над морскими коммуникациями в арктических водах вокруг России и против России.

Развитие ситуации вокруг Арктики в обозримой перспективе может привести к значительному изменению геополитических реалий в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На первом плане в освоении Арктики стоят экономические и научные интересы. В перспективе дальнейшего научного мониторинга Арктики чётко прослеживается гидрографическая составляющая как часть научного обеспечения и обоснования экономического развития. Внимание азиатских стран к Арктике открывает новые возможности для расширения их взаимодействия с Россией. Иностранные инвестиции и технологические разработки могли бы способствовать планам России по использованию СМП и развитию экономики прилегающих регионов. В целом азиатские страны АТР заинтересованы в недопущении конфронтации вокруг Арктики и будут стремиться продолжать двустороннее сотрудничество с арктическими государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.