Научная статья на тему 'Новая Арктическая стратегия Японии и интересы Японии в регионе'

Новая Арктическая стратегия Японии и интересы Японии в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая Арктическая стратегия Японии и интересы Японии в регионе»

региона. Однако излишняя поспешность в итоге часто приводит к тому, что ее действия в этой части мира приобретают преимущественно пропагандистский и конфронтационный характер в ущерб рациональности и тщательной проработке контуров успешной долгосрочной арктической стратегии.

Новая арктическая стратегия Японии и интересы Японии в регионе

Колегова Е.А.,

младший научный сотрудник

В начале XXI века вопросы освоения Арктического региона и его значимости для Японии становятся всё более актуальными. Причиной этому служит ряд факторов, каждый из которых, в свою очередь, является основой для формирования основных векторов внешней политики Японии в отношении Арктики. Ключевые интересы Японии в Арктике формулируются в ряде докладов, подготовленных соответствующими правительственными ведомствами, различными научно-исследовательскими институтами и инициативными группами депутатов.

В течение долгого времени у Японии не было своей единой Арктической стратегии, программного документа, который бы декларировал всему миру ее политику в Арктике. Однако, несколько месяцев назад, 16 октября 2015 года, Арктическая стратегия Японии Мрап^АгсИсРоИсу), была

принята и опубликована на сайте Премьер-министра Японии60. Этим самым, по заверениям японских СМИ, Япония еще раз заявила о намерении играть ключевую роль в Арктическом регионе61. Свою роль сыграла и инициативная группа депутатов Японии, носящая название "С мыслью об Арктике". Еще 2 октября 2014 года они подали прошение на имя генерального секретаря Либерально-демократической партии Японии Танигаки Садакадзу, где говорилось о необходимости создания единой государственной стратегии Японии в Арктике и увеличения бюджета на освоение Арктики62.

Поскольку интерес правительства Японии к вопросам Арктики действительно велик, просьба была удовлетворена, и государственный бюджет на «продвижение исследования проектов в Арктике» был увеличен. Более того, подобная статья расходов появилась в планах бюджета на 2016 год Управления морской стратегии Японии при Кабинете министров (создано в 2007 г.).

60^^ШЮ^Ь®Й^Арктическая стратегия Японии// Официальный сайт Премьер-министра Японии. URL=http://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/arcticpolicy/Japans_Arctic_Policy[JPN].pdf (дата обращения: 18.04.2016 г.)

Прогноз по ледовой обстановке Северного морского пути. Спутниковые наблюдения за толщиной льда оправдали догадки//Асахи Симбун. 2016. 31 января.

и^=Шр:/М1я11а1.а8аЫ.сот/ай1с1е8/ВЛ38Ш86866.Ь1т1?гш=150 (дата обращения: 18.04.2016 г.)

62Об обеспечении создания Арктической государственной стратегии и вопросах связанного с этим бюджета//Официальный сайт депутата Палаты представителей Парламента Японии Синдо Ёситакаи^= http://www.shindo.gг.jp/wp-content/up1oads/2014/10/^®7п^x^TШ®MШШ2.pdf (дата обращения: 31.03.2016 г.)

Примечательно, что в 2015 году расходы этой статьи бюджета (кстати, введённой впервые) составляли 700 млн. иен63, а в 2016 г. запланировано на «стратегическое продвижение исследования проектов в Арктике» под эгидой Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии потратить уже 900 млн. иен64.

Основные положения новой стратегии Японии в Арктике

Буквально с первых строк Арктической стратегии Японии становится понятно, что ее основной интерес связан с возможностью использования Северного морского пути, ведь по свидетельству японских ученых, за последние 35 лет в летний период площадь ледового покрова в связи с глобальным потеплением сокращается на 2/3, и есть все шансы, что к середине XXI столетия эта площадь сократится еще больше65.

Основой для Арктической стратегии Японии послужил документ, принятый Кабинетом министров Японии в 2013 году - Основная морская стратегия Японии (Basic Plan on Ocean Policy)66. В нем были сформулированы три основные направления стратегии Японии в Арктике:

1) Проведение наблюдений и научных исследований в Арктике

2) Международное сотрудничество в Арктике.

3) Изучение возможности эксплуатации Северного морского пути.

Однако среди целей и задач, заявленных Японией как ключевые положения новой Арктической политики, приоритет СМП не указан в числе первых. В новой Арктической стратегии Япония предлагает мировому сообществу принять ее вклад в виде передовых технологий для всестороннего изучения Арктики с научной точки зрения, дать комплексную оценку хрупкой биосистеме Арктики, обеспечить соблюдение международных норм закона при осуществлении международного сотрудничества, уделить внимание аборигенному населению приарктических территорий, а также вопросам безопасности в регионе, стремиться к тому, чтобы экономические и социальные перемены в регионе не нарушили баланс климата и экологии. И только последним пунктом в этом

на 2015 год Управления морской стратегии Японии//Официальный сайт Премьер-министра Японии. URL=http://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/sisaku/gaiyou_h27.pdf (дата обращения: 18.04.2016 г.)

: 5,459{1И(|Шт€1^<) Бюджет на 2016 год Управления морской стратегии Японии (правительственный план, 545,9 млрд. иен, за исключением Министерства обороны) //Официальный сайт Премьер-министра Японии.

URL=http://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/sisaku/gaiyou_h28an.pdf(дата обращения: 18.04.2016 г.)

^Й^ЩЮ^ЬЙЙ^Арктическая стратегия Японии. С.1. // Официальный сайт Премьер-министра Японии. URL=http://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/arcticpolicy/Japans_Arctic_Policy[JPN].pdf (дата обращения: 18.04.2016 г.)

66 Basic Plan on Ocean Policy. Основная морская стратегия Японии. Официальный сайт Премьер-министра Японии. URL=https://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/kihonkeikaku/130426kihonkeikaku_e.pdf (дата обращения: 18.04.2016 г.)

списке целей и задач идет «поиск экономических возможностей для развития СМП и освоения природных ресурсов»67.

Кроме того, если ранее говорилось о научной кооперации путем отправки японских специалистов на уже существующие научно-исследовательские станции арктических государств, в рамках новой стратегии предполагается создание совместных с Японией научных станций на территории арктических государств - США, России и т., д. и подготовка кадрового резерва молодых специалистов по Арктике68.

Помимо интереса к СМП, японские бизнес-круги проявляют интерес к природному газу и нефти Арктики. В официальной Арктической стратегии Японии приводятся данные Геологической службы США (Ш GeologicalSurvey, USGS), по данным которой прогнозируемые ресурсы нефти в Арктике составляют 90 млрд. баррелей нефти (13% мировых запасов) и 1.670 трлн. кубических футов природного газа (30% мировых запасов)69.

Важную роль Арктика может сыграть также и в обеспечении продовольственной безопасности Японии - это тоже планируется сделать в сотрудничестве с прибрежными арктическими государствами, при этом не

70

нанося вреда биосфере региона .

В том, что касается приоритетов национальной безопасности Японии, в новой стратегии отмечается, что освоение полезных ископаемых в Арктике и начало эксплуатации СМП могут стать причиной возникновения напряженных отношений между заинтересованными государствами. Важно предотвратить попытки сторон усилить военное присутствие в регионе, чтобы наращивание военной и оборонной мощи не привело к возникновению напряженности и конфронтации в Арктике. По мнению авторов Стратегии, необходимо осознание факта, что подобные подвижки со стороны заинтересованных в регионе сторон могут привести к глобальным изменениям системы организации национальной безопасности многих стран мира, не только арктических государств, но и Японии. Следует уделять внимание любым действиям представителей мирового

67^$^|ЩЮ^ЬЙЙ^Арктическая стратегия Японии. С.2. // Официальный сайт Премьер-министра Японии. URL=http://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/arcticpolicy/Japans_Arctic_Policy[JPN].pdf (дата обращения: 18.04.2016

г.)

^¿^ЩЮ^ЬЙЙ^Арктическая стратегия Японии. С.4. // Официальный сайт Премьер-министра Японии. URL=http://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/arcticpolicy/Japans_Arctic_Policy[JPN].pdf (дата обращения: 18.04.2016 г.)

^¿^ЩЮ^ЬЙЙ^Арктическая стратегия Японии. С.5. // Официальный сайт Премьер-министра Японии. URL=http://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/arcticpolicy/Japans_Arctic_Policy[JPN].pdf (дата обращения: 18.04.2016 г.)

^¿^ЩЮ^ЬЙЙ^Арктическая стратегия Японии. С.5. // Официальный сайт Премьер-министра Японии. URL=http://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/arcticpolicy/Japans_Arctic_Policy[JPN].pdf (дата обращения: 18.04.2016 г.)

сообщества в Арктике и, напротив, развивать межнациональное сотрудничество

71

для предотвращения конфликтов в будущем .

Для реализации вышеперечисленных целей и задач правительство Японии планирует предпринять следующие меры, условно разделенные на 3 категории.

Первая категория объединяет мероприятия правительства Японии, направленные на проведение исследований Арктики, а именно меры, направленные на сокращение отставания от лидеров освоения Арктики в регионе - приарктических государств и стран АТР, прежде всего, Китая.

1. Продолжение исследование Арктики в рамках проекта ArCS (Arctic Challenge for Sustainability Project) начатого в 2015 г.

2. Активная разработка систем наблюдения и анализа, включая создание технического оборудования на основе новейших технологий: создание спутников, научно-исследовательских станций и научно-исследовательских судов.

Реализация проектов той части не заставила себя ждать - уже 13 ноября 2015 года стало известно, что правительство Японии планирует к 2020 году создать первое подобное научно-исследовательское судно, однако пока еще не ледокольного класса. За образец будет взято научно-исследовательское судно «Мирай» (длина 128 м, водоизмещение 8700 тонн), которое ранее с успехом использовалось при изучении свободных ото льда районов Арктики. Однако в планах японского правительства - продвижение исследований, связанных с созданием судов ледокольного класса, подобных ледоколу «Сирасэ». Отмечается усиление финансирования на проектирование судов в 2016 году на сумму в 350 миллионов иен, и 250 миллионов иен - на возможности исследования арктической среды в автоматическом режиме. Вся эта гонка стимулируется аналогичной активностью по созданию научно-

72

исследовательских судов в Республике Корея и в Китае .

3. Развитие научно-исследовательских центров по вопросам Арктики в Японии.

4. Открытие научно-исследовательских станций в США, России и других арктических государствах для исследований на месте и совместных проектов.

5. Создание базы данных для обмена информации в среде мирового научного сообщества.

6. Подготовка кадров молодых исследователей Арктики.

71^^ЩЮ^®Й^Арктическая стратегия Японии. С.5. // Официальный сайт Премьер-министра Японии. URL=http://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/arcticpolicy/Japans_Arctic_Policy[JPN].pdf (дата обращения: 18.04.2016

г.)

государственному проекту освоения Северного морского пути. Первое научно-исследовательское судно будет спущено на воду в 2020 году//СанкэйСимбун. 2015. 14 ноября.

URL=http://www.sankei.com/politics/print/151114/pltl511140006-c.html(дата обращения: 18.04.2016 г.)

7. Создание научно-исследовательского судна, предназначенного для

73

изучения Арктики, и оборудованного автономными подводными аппаратами .

Вторая категория мероприятий перечисляет меры по международному сотрудничеству:

1. Активизация создания норм международного права, применяемого к Арктике - «Полярный кодекс» (Polar Code, ШШ^'— К), разработкой которого сейчас занимается Международная морская организация (International Maritime Organization, IMO), а также законодательной базы, регулирующей рыболовство в Арктике.

2. Участие Японии в Арктическом совете.

74

3. Продолжение многостороннего международного сотрудничества74. Третья категория мероприятий ставит целью рациональное использование

природных ресурсов Арктики.

1. Большее вовлечение предприятий Японии в экономические проекты связанные с освоением Арктики.

2. Развитие СМП.

3. Поддержка правительством Японии проектов Японской национальной корпорации по нефти, газу и металлам в Гренландии (Japan Oil, Gasand Metals National Corporation, JOGMEC).

3. Международное сотрудничество в области добычи водных биологических

75

ресурсов .

Интересы Японии в Арктике - возможность участия в освоении природных ресурсов и новые логистические возможности по Северному морскому пути

В Японии в настоящее время вызывает озабоченность проблема энергетической безопасности (проблема дефицита энергоресурсов для нужд экономики страны, вызванной последствиями Великого Восточно-японского землетрясения 2011 г. и пересмотром политики в отношении АЭС в стране), продовольственной безопасности, отстаивания интересов в области национальной безопасности и будущего геополитического значения Японии в новом регионе - Арктике.

Последние тенденции добычи углеводородов в мире не могут не беспокоить Японию. Мировая тенденция - о сокращении добычи углеводородов вообще в связи с исчерпанием "легких" месторождений, сокращением количества

73^$^ЩЮ^ЬЙЙ^Арктическая стратегия Японии. С.6. // Официальный сайт Премьер-министра Японии. URL=http://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/arcticpolicy/Japans_Arctic_Policy[JPN].pdf (дата обращения: 18.04.2016 г.)

^¿^ЩЮ^ЬЙЙ^Арктическая стратегия Японии. С.6-7. // Официальный сайт Премьер-министра Японии. URL=http://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/arcticpolicy/Japans_Arctic_Policy[JPN].pdf (дата обращения: 18.04.2016 г.)

^^ЩЮ^ЙЙ^Арктическая стратегия Японии. С.7-8. // Официальный сайт Премьер-министра Японии. URL=http://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/arcticpolicy/Japans_Arctic_Policy[JPN].pdf (дата обращения: 18.04.2016 г.)

основных поставщиков по политическим и геополитическим причинам: война в Ливии, уничтожение Ирака, санкции в отношении Ирана, нестабильная ситуация в целом на Ближнем Востоке - отсутствие гарантий продолжения поставок со стороны Саудовской Аравии и Катара, испытывающих влияние США, ростом спроса на углеводороды со стороны КНР, Южной Кореи и европейских стран, возможным перераспределением имеющихся на рынке предложений в пользу других стран - сокращением предлагаемого количества углеводородов -конкуренции среди «растущих экономик» стран БРИКС.

Геополитические же факторы обуславливают растущий интерес Японии к Северному морскому пути следующим образом: общая дестабилизация обстановки в мире, уже отражается на безопасности морского транспортного сообщения на отдельных участках - район Сомали, Баб-эль-Мандебский пролив, Суэцкий канал. На других участках морских путей ситуация так же может обостриться - в Индийском океане, в малазийских проливах существует угроза пиратства, уязвимость морских транспортных путей вдоль побережья КНР и КНДР (в случае обострения отношений с этими странами) также общеизвестна, учитывая напряженные отношения Японии со своими соседями по АТР. Кроме того, не стоит забывать о привлекательной протяженности СМП в отличие от традиционных морских маршрутов транспортировки углеводородов и других грузов, следовательно - их дороговизне и наличии множества конкурентов для Японии, которая сейчас активно ищет новые рынки для сбыта своей продукции.

Выводы:

В настоящее время Япония активно стремится в глазах мирового сообщества укрепиться в роли страны, сотрудничающей с арктическими государствами в вопросах освоения Арктики, с целью обеспечить гарантии своего будущего присутствия в регионе и возможности участия в проектах его освоения - в качестве ли значимого консультанта по научным технологиям, поставщика высокотехнологичного оборудования, или же крупного будущего потребителя энергоресурсов и биоресурсов Арктики. Важно заметить, что о самостоятельной добыче ресурсов Японией речи не идёт - зоны влияния в Арктике уже разделены, и Япония не стремится внести дисбаланс в существующий порядок отношений в регионе, скорее выказывает озабоченность проблемой соблюдения норм мирового права в регионе и выработки новых решений для регламентации навигации в регионе и прочих вопросов. Для этого и многого другого Япония сейчас, признав свое отставание от соседей по АТР, активно готовится и развивает технологические условия для эксплуатации Северного морского пути с целью закрепиться в процессах его использования в будущем (наличием подготовленных портов - здесь новую роль будет играть «форпост» Хоккайдо, строительства ледокольного и транспортного флота ледового класса). Не оставляет без внимания Япония и участие в общемировых научно-исследовательских проектах в Арктике на наиболее ранних стадиях с целью минимизации возможности исключения из арктических проектов вообще - сохранение репутации Японии, как значимого действующего игрока,

повышение (или создание) зависимости прочих участников проектов освоения Арктики от Японии, подготовка кадрового резерва - молодых специалистов по Арктике в Японии. Кроме того, не стоит забывать и о том, что Япония сейчас все более закрепляется в статусе наблюдателя в Арктическом совете, а значит, сможет получить возможность принимать решения относительно политики освоения региона в числе стран-участников представительного органа наравне с арктическими и приарктическими государствами.

Национальная арктическая стратегия Республики Корея76

Толстокулаков И.А.,

д-р истор. наук., доцент

Привлекающая внимание международного сообщества проблема освоения Арктики стала точкой приложения усилий южнокорейского государства лишь с начала 2000-х гг. Но при этом следует учесть, что опыт изучения полярных зон планеты накапливается Республикой Корея с более раннего периода: с марта 1987 г., когда при Корейском институте исследования и освоения мирового океана (Korea Ocean Research & Development Institute, KORDI) был создан Центр полярных исследований (Polar Research Center, PRC).3to событие и следует считать отправным моментом для формирования арктической стратегии Южной Кореи.

В период 1980 - 90-х гг. в стране складывается научно-исследовательский и организационный фундамент для будущего участия в освоении Арктики. Вслед за Центром полярных исследований в августе 1987 г. появляется Корейский национальный комитет исследования Антарктиды (Korean National Committee on Antarctic Research, KONCAR), обе организации просуществовали до 2004 г., а затем были преобразованы в Корейский НИИ полярных исследований (Korea Polar Research Institute, KOPRI). В 1987 - 2004 гг. Центр полярных исследований являлся оператором Национальной программы антарктических исследований (Korean Antarctic Research Program), а с 2004 г. таким же самостоятельным оператором, но уже Национальной программы освоения полярных регионов (Korean Polar Research Program) стал Корейский НИИ полярных исследований.

Таким образом, в 2004 г. очевиден переход Южной Кореи от исследований исключительно Антарктики к работам в обеих полярных зонах планет. Расширение географических интересов страны сопровождалось рядом научно-организационных мероприятий, о которых было сказано выше, и, что более важно в контексте темы нашей встречи - формированием определенного политического background-а.

76 Анализ проведен на основе материалов официального сайта Корейского НИИ полярных исследований (Korea Polar Research Institute, KOPRI). См.: Korea Polar Research Institute, KOPRI. Web-site. URL: https://www.comnap.aq/Members/KOPRI/SitePages/Home.aspx (Датао бращения: 02.09.2014 г. - 01.05.2016 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.