Научная статья на тему 'Интересы и политика Японии в Арктике'

Интересы и политика Японии в Арктике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интересы и политика Японии в Арктике»

Интересы и политика Японии в Арктике*

Несмотря на то, что у Японии в настоящее время нет единой государственной арктической стратегии, объединяющей существующие программные документы на уровне министерств и региональных организаций, в последнее время вопросы освоения Арктического региона и его значимости для страны становятся всё более актуальными. Это обусловлено рядом факторов, каждый из которых, в свою очередь, служит основой для формирования основных векторов внешней политики в отношении Арктики. Ключевые интересы Японии в Арктике формулируются в ряде докладов, подготовленных соответствующими правительственными ведомствами, различными научно-исследовательскими институтами и инициативными группами депутатов.

Япония интересовалась Арктикой довольно давно: еще в 1990 г., когда был учреждён Международный арктический научный комитет (IASC), она вошла в его состав как неарктическое государство. В то же время в Национальном институте полярных исследований Японии (NIPR), фокусировавшегося на изучении Антарктики, появился Центр исследования Арктики. В 1993-1999 гг. были осуществлены масштабные международные проекты - программа исследования Северного морского пути (INSROP), в которой приняли участие 450 учёных из 14 стран, под эгидой Исследовательского фонда морской политики (OPRF). Одновременно с ней осуществлялся проект JANSROP, целью которого было изучение возможности использования СМП для прохождения японских судов. Вторая стадия этого проекта осуществлена в 2002-2005 гг. (JANSROP Phaze II), но после окончания этой части программы представители японского бизнеса сделали неутешительные выводы о нерентабельности использования Северного морского пути (СМП).

Однако ярко выраженный интерес к Арктике со стороны других стран АТР и прежде всего Китая, вскоре вынудил японское правительство пересмотреть свои выводы. Так Япония начала активно изучать регион и стремиться к членству в Арктическом совете с 2009 г., когда правительство страны подало заявку о вступлении в него, и в том же году при МИД Японии была создана Специальная комиссия по Арктике (Arctic Task Force). Также в 2010-2011 гг. получил развитие ряд широкомасштабных научно-исследовательских проектов об Арктике по линии Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий. В 2011 г. Министерство обороны включило в Ежегодный «Обзор стратегии в Восточной Азии-2011» пункт, озаглавленный «Стратегическое значение Арктики и участие Китая», где кратко характеризовалось участие различных стран в освоении Арктического региона и особо отмечалась активная роль не только арктических государств, но и Южной Кореи и Китая. В том же документе усиление присутствия России на Южных Курилах расценивалось японскими аналитиками как стремление к гарантии сохранения влияния РФ на прибрежных к Северному морскому пути территориях 3.

В национальной стратегии безопасности Японии, опубликованной 17 декабря 2013 г., упоминается об огромном потенциале региона «с точки зрения развития новых морских путей и освоения полезных ископаемых»4 и выражается надежда на то, что

* Автор раздела - Е.А. Колегова, старший лаборант Центра японоведения ОМОиПБ ИИАЭ ДВО РАН, соискатель ИИАЭ ДВО РАН.

3 Обзор стратегии в Восточной Азии-2011. Стратегическое значение Арктики и участие Китая//Официалыный сайт министерства обороны Японии = ЖТ^уТШШШШ -2011о

. URL: http://www.mod.go.jp/msdf/navcol/SSG/review/1-1/1-1-4.pdf.

4 Стратегия безопасности Японии 17 декабря 2013 г. // Официальный сайт министерства обороны Японии =

. URL:http://www.mod.go.jp/j/approach/agenda/guideline/pdf/security_strategy.pdf.

страны, заинтересованные в его освоении, будут при этом придерживаться соответствующих норм международного права, иначе наличие подобных возможностей развития Арктики может стать причиной возникновения разногласий между государствами.

Знаковым событием в мае 2013 г. для Японии наряду с Сингапуром, Китаем, Индией, Италией и Республикой Корея стало присвоение ей статуса страны-наблюдателя в Арктическом Совете, причём чуть ранее - в марте 2013 г. - была учреждена должность посла Японии в Арктике (в настоящее время этот пост занимает Ку-никата Тосио).

В 2013-2014 гг. на правительственном уровне проведен ряд совещаний, посвя-щённых проблематике Арктики, кроме этого на актуальности освоения региона сделан акцент в нескольких программных документах. Так, в принятом в апреле 2013 г. правительством Японии новом «Морском генеральном плане» подчёркивалась важность использования Северного морского пути: «Необходимо принять все возможные меры для ускорения возможности практического использования Северного морского пути в будущем». В июле того же года прошло сводное совещание ведомств, занимающихся вопросами Арктики, где состоялся обмен мнениями на межправительственном уровне. В мае 2014 г. Министерство государственных земель и транспорта провело совещание для представителей правительства и бизнеса, посвящённое проблеме СМП, в ходе которого перспективы использования СМП рассматривались с участием крупнейших представителей бизнеса - Mitsui OSK Lines, Mitsui Bussan, Tokyo Denryoku и проч. Так, в июле 2014 г. компания Mitsui OSK Lines заявила о намерении организовать регулярное транспортное сообщение между Европой и Азией через Арктику судами ледокольного типа для перевозки СПГ в 2018 г. Активное использование СМП в будущем, по мнению японских экспертов, может повлечь за собой необходимость создать регламент, регулирующий навигацию в Арктике во избежание нанесения ущерба окружающей среде.

В настоящее время в Японии на правительственном уровне вопросами, относящимися к Арктическому региону, занимаются несколько министерств:

- официальную позицию по поводу Арктики, а также вопросы дипломатии в регионе курирует МИД Японии;

- вопросами разработки морской стратегии Японии в целом, в том числе в Арктике, занимается Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма, также в вопросах разработки Генерального морского плана Японии активное участие принимает Управление морской стратегии Японии при Кабинете министров (создано в 2007 г.);

- научные исследования в Арктике проводятся под эгидой Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий.

Помимо вышеперечисленного существует и региональная стратегия развития промышленности Хоккайдо, опубликованная на сайте Кабинета министров Японии в марте 2014 г. и касающаяся практического использования СМП: среди актуальных задач 2014 г. говорится о необходимости переоснащения портов Хоккайдо для улучшения их конкурентоспособности с портами других стран для начала навигации по СМП 5. В этой региональной стратегии озвучивается идея о том, что префектура Хок-

5 Стратегия усиления конкурентоспособности промышленности Хоккайдо. Март 2014 г. С. 17 // Официальный сайт премьер-министра и Кабинета министров Японии = ^МШШШШ^^Ш^Ш^о ¿й

Ш ' ШШ. 11Р1_: http://www.kantei.go.jp/jp/singi/keizaisaisei/ss_ikenkoukan/hokkaidou_02.pdf.

кайдо должна стать опорной базой, своего рода форпостом в Северо-Восточной Азии для продвижения по СМП 6.

В последнее время на уровне правительства наблюдается активизация тенденции в вопросе создания единой государственной арктической стратегии Японии. Так, 2 октября 2014 г. ряд депутатов из инициативной группы «С мыслью об Арктике» подали прошение на имя генерального секретаря Либерально-демократической партии Японии Танигаки Садакадзу, где говорилось о необходимости создания единой государственной стратегии Японии в Арктике и увеличения бюджета на её освоение 7. Они мотивируют это следующими причинами: множество проблем региона - геополитических и экологических - затрагивают интересы других государств, являются общемировыми, а это значит, что для их эффективного решения необходимо включение в работу и неарктических стран. Япония, по мнению депутатов, может внести значительный вклад в освоение Арктики в плане науки и техники, а также принять участие в формировании законодательной базы по региону, гарантируя соблюдение там норм международного права.

Над академическими проектами освоения Арктики в Японии в настоящее время работают следующие основные научно-исследовательские организации:

NIPR - Национальный Институт полярных исследований, занимающийся изучением Арктики и Антарктики, курирующий проект «Быстрые изменения климата Арктики и их глобальные последствия» в рамках финансируемой Министерством образования и культуры программы GRENE (Green Network of Excellence). Этот проект рассчитан на 5 лет (2011-2016), над ним работают 300 ученых из 35 НИИ Японии 8, он содержит 4 аспекта: 1) исследования механизма глобального потепления, 2) изучение Арктики в плане глобального влияния на климат планеты, 3) оценку степени влияния изменения климата Арктики на изменение климата Японии, её морские экосистемы и биоресурсы, 4) оценку площади льдов и возможности создания новых транспортных путей.

JAMSTEC - Японское агентство сухопутных и морских наук и технологий, также участвующее в вышеуказанном проекте, занимается проектами исследования климата в Северном полушарии, включая возможности будущей навигации.

JAXA - Японское агентство аэрокосмических исследований - в сотрудничестве с американским IARC 9 (Международным институтом по изучению Арктического региона) ведёт масштабный проект по мониторингу изменения площади льдов в Арктике.

OPRF (Фонд исследования океанической политики, аналитический центр, «thinktank») - в основном исследует проекты, касающиеся Северного морского пути.

6 Стратегия усиления конкурентоспособности промышленности Хоккайдо. Март 2014 г. С. 24 // Официальный сайт премьер-министра и Кабинета министров Японии = ^МШШШШ^^Ш^Ш^о ¿й Ш ' ШШ. URL: http://www.kantei.go.jp/jp/singi/keizaisaisei/ss_ikenkoukan/hokkaidou_02.pdf.

7 Об обеспечении создания Арктической государственной стратегии и вопросах связанного с этим бюджета // Официальный сайт депутата Палаты представителей Парламента Японии Синдо Ёситака = itM^

X URL: http://www.shindo.gr.jp/wp-content/uploads/2014/10/^ft7pyr^7a®^iB# 2.pdf.

8 О программе GRENE // Официальный сайт NIPR (Национальный институт полярных исследований) = Green Network of Excellence (GRENE) Program. URL: http://www.nipr.ac.jp/grene/e/grene_E.pdf.

9 Организации, связанные с освоением Арктического региона. Управление морской стратегии Японии при Кабинете министров Японии. Сентябрь 2013 г.// Официальный сайт премьер-министра и Кабинета министров Японии = URL: http://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/sanyo/dai14/siryou3.pdf

JIIA (Японский исследовательский институт международных отношений) прогнозирует взаимодействие стран в Арктическом регионе и разрабатывает рекомендации для правительства Японии по вопросам международного права и управления Арктикой.

Помимо этих НИИ существует также ряд институтов, отражающих интересы японских промышленных корпораций, которые исследуют проблематику Арктики в контексте её потенциала для извлечения прибыли: так, в данный момент ICEP (Information Center for Petroleum Exploration and Production - Информационный центр по добыче и производству нефти) в рамках задания JOGMEC (Японская национальная корпорация нефти, газа и металлов) готовят оценку потенциала запасов углеводородов в Арктике, работа должна быть завершена до начала февраля 2015 г. Кроме этого, НИИ Mitsui Global Strategie Studies Institute (Институт стратегических исследований Mitsui Bussan) оценивает роль России в Арктике и её продвижение в регионе), JPEC (Japan Petroleum Energy Center - Центр нефтегазовой энергетики) также исследует Арктику с точки зрения разработки ключевых энергетических ресурсов.

Предпосылки роста интереса Японии к арктическим проектам в основном лежат в двух областях: проблеме дефицита энергоресурсов для нужд экономики страны и ряде геополитических факторов.

Токио всё чаще выражает обеспокоенность последними тенденциями добычи углеводородов в мире, свидетельствующими о её сокращении в связи с:

- исчерпанием «легких» месторождений;

- сокращением количества основных поставщиков по политическим и геополитическим причинам: война в Ливии, уничтожение Ирака, санкции в отношении Ирана, нестабильная ситуация в целом на Ближнем Востоке (отсутствие гарантий продолжения поставок со стороны Саудовской Аравии и Катара, испытывающих влияние США);

- ростом спроса на углеводороды со стороны КНР и европейских стран;

- возможным перераспределением имеющихся на рынке предложений в пользу других стран - сокращением предлагаемого количества углеводородов.

Вторая группа факторов - геополитических - обуславливает растущий интерес Японии к Северному морскому пути. Причины таковы:

- общая дестабилизация обстановки в мире, отражающаяся на безопасности морского транспортного сообщения на отдельных участках (район Сомали, Баб-эль-Мандебский пролив, Суэцкий канал);

- возможность обострения отношений на других участках - это Индийский океан, малазийские проливы (существует угроза пиратства), уязвимость морских транспортных путей вдоль побережья КНР и КНДР (в случае обострения отношений с этими странами);

- протяженность (как следствие - сравнительная дороговизна) традиционных морских маршрутов транспортировки углеводородов.

СМП имеет ряд привлекательных черт для Японии:

- СМП короче - значит дешевле и быстрее. По подсчётам японских экспертов, традиционный срок грузов через Суэцкий канал - 40 дней, если груз идёт, огибая мыс Доброй Надежды, необходимо 50 дней, при использовании СМП этот срок сокращается до 30 дней 10;

10 Настоящее Северного морского пути // NHK. 13.08.2014 г. = URL:

http://www.nhk.or.jp/kaisetsu-blog/400/195160.html.

- безопаснее - контролируется всего одним игроком на мировой арене - Россией;

- расположен в Арктике - при разведке и освоении арктических запасов углеводородов транспортное плечо до Японии сократится еще больше;

- в силу зависимости России (общепринятое мнение) от экспорта углеводородов, географическая близость Японии к местам добычи ресурсов увеличивает возможность доступа к необходимому сырью за счёт её готовности (в отличие от европейских стран) пользоваться новыми маршрутами транспортировки и снижает риски, возможные в будущем при возникновении конкуренции со стороны европейских потребителей.

Подводя итоги, можно сказать, что арктическая политика Японии в настоящее время имеет следующие особенности:

1. Стремится укрепиться в роли страны, активно сотрудничающей с арктическими государствами в вопросах освоения региона с целью обеспечить гарантии своего присутствия в Арктике. (Стоит заметить, что о самостоятельной добыче ресурсов речи не идёт - зоны влияния в регионе уже разделены, и Япония не готова внести дисбаланс в существующий порядок отношений, скорее выказывает озабоченность проблемой соблюдения норм мирового права и выработки новых решений для регламентации навигации и проч. Участие в арктических проектах для Японии возможно в виде крупных инвестиций и предоставления научных технологий. )

2. Занимается подготовкой и развитием технологических условий для эксплуатации Северного морского пути (имеет подготовленные порты - здесь новую роль будет играть «форпост» Хоккайдо, строит ледокольный и транспортный флота ледового класса).

3. Участвует в общемировых научно-исследовательских проектах в Арктике с целью минимизации возможности исключения из арктических проектов вообще - сохраняет репутацию страны как значимого действующего игрока, повышает (или создаёт) зависимости от неё прочих участников проектов освоения Арктики.

4. Закрепляется в статусе наблюдателя в Арктическом совете, чтобы иметь возможность принимать решения относительно политики освоения региона в числе стран-участников представительного органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.