Научная статья на тему 'Национализм, нацизм, фашизм и неонацизм: что общего и где разница?'

Национализм, нацизм, фашизм и неонацизм: что общего и где разница? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пуховская Наталья Евгеньевна, Таранин Богдан Львович, Бусыгин Петр Иванович, Саенко Александр Владимирович, Венцель Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национализм, нацизм, фашизм и неонацизм: что общего и где разница?»

Национализм, нацизм, фашизм и неонацизм: что общего и где разница?

дискуссия

Модератор: В новом Комплексном плане противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024-2028 годы одной из ключевых угроз обозначен неонацизм, чему собственно должны противодействовать специалисты на местах. В рамках нашей дискуссии нам предстоит решить несколько задач: разобраться с понятиями «нацизм», «фашизм», «неонацизм» и «национализм» и обозначить, какие смыслы в них заложены; понять, как работать с данной проблематикой на профилактическом уровне, как эти явления проявляются в молодежной среде, в социальных сетях. Первоочередно хочется разобраться с историческим контекстом перечисленных понятий: как они появились, являются ли они синонимами или между ними есть разница? Без понимания исторических основ крайне сложно противодействовать нацистским проявлениям.

Пуховская Н.Е.: В современном общественном дискурсе по-прежнему актуальны и весьма активно обсуждаемы такие исторические явления, как «национализм», «фашизм» и «нацизм». Национализм способен скатываться до крайних и опасных для общества проявлений; нацизм и фашизм трансформировались в неонацизм и неофашизм и оказывают мощное деструктивное воздействие в современном мире. Сторонники таких идей пытаются привлечь к себе большое количество людей, в первую очередь молодежь с ее неокрепшим и формирующимся мировоззрением, что представляет угрозу для любого современного общества, в том числе российского. Обращение к столь актуальной проблематике весьма оправдано.

Постараемся разобраться с данными историческими явлениями. Итак, национализм. С исторической точки зрения данный феномен еще достаточно молод, но он уже оброс разными, причем порой взаимоисключающими, толкованиями. В эпоху Нового времени, приблизительно с середины XVII века, активно протекал процесс создания и формирования национальных государств в Европе, по этой причине, конечно не сразу, а примерно с XIX века, феномен национализма стал изучаться в научной среде. Существует огромное количество теорий, мнений, суждений о национализме. Термин «национализм» в своем исходном варианте не несет негативной коннотации. Однако исторический опыт показывает, что порой реализация принципов и целей националистических движений приводила к актам геноцида; требования национального суверенитета иногда способствовали распаду многонациональных государств. Толкование национализма зависит от того, что мы вкладываем в понятие «нация». Различие в трактовках термина «национализм» состоит в том, что в одном случае нация рассматривается как гражданско-политическая, в другом — как этническая (этнокультурная, этноязыковая) категория. Долгое время нация понималась как исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на основе общей территории, экономической жизни и психологического склада, проявляющегося в общности культуры, что соответствовало гражданскому национализму. Постепенно это определение стало уточняться и дополняться признаком национального (этнического) компонента, связываться с общим понятием этноса. Этнический национализм в отличии от гражданского делает ставку

на общность языка, культуры, религии той или иной нации.

Гражданский национализм тождествен патриотизму, ввиду того что в его основу заложен принцип законности государства и активной непосредственной роли граждан в его управлении. Эта разновидность национализма выражается в разумном консенсусе, единстве политических ценностей и принципов, равенстве гражданского и правового статуса людей, проживающих на одной территории вне зависимости от их этнического и религиозного происхождения.

Опасность этнической разновидности национализма может проявляться в его переходе на путь самоизоляции, сепаратизма, дискриминации граждан иных этносов и конфессий. Подобный национализм может доходить до крайних форм, например, вплоть до формирования идеи национальной исключительности и агрессии по отношению к другим народам. Такой национализм может служить благоприятной почвой для формирования экстремистских, нацистских воззрений и идей.

Теперь попытаемся разобраться в сущности фашизма и нацизма. Фашизм — это феномен исключительно XX века, однако его предпосылки формируются во второй половине XIX столетия. Точной формулировки термина «фашизм» в современной исторической науке нет, существует более 100 определений. В самых общих чертах постараюсь объяснить сущность данного исторического явления.

Фашизм представляет собой иррациональную, неадекватную реакцию общества начала XX века на острые кризисные процессы, разрушающие устоявшиеся экономические, социальные,

политические, идеологические, духовные, психологические устои. Фашизм — это правоконсервативный революционизм, который пытается установить новый порядок, не считаясь с жертвами, социальной ценой, разрушая при этом преемственность, которая существовала в обществе. К феномену фашизма особенно восприимчивы «опоздавшие нации», которые в своем историческом развитии в определенный период времени существенно отстали от более успешных и прогрессивно развивающихся европейских государств.

Впервые фашизм зарождается в Италии, однако он весьма успешно прижился в Германии и даже достиг в этой стране максимально радикальных форм и проявлений. Италия и Германия в силу своего исторического прошлого (раздробленность, поздняя ускоренная модернизация, деформированное национальное самосознание, инфильтрованное национализмом, иррационализмом, шовинизмом и пр.) демонстрировали некое отклонение от «нормального» исторического развития. Более того, исторические травмы, пережитые прежде этими странами, наложили отпечаток на процесс формирования наций, который протекал иначе, чем в других европейских державах. Нации в Италии и Германии сформировались поздно, только во второй половине XIX века, тогда как в других странах этот процесс произошел на один-полтора века раньше. Более того, нации в Италии и Германии формировались не «снизу», а «сверху», что препятствовало созданию гражданского общества, общественного мнения, системы парламентаризма. Таким образом, некие перекосы, которые формировали своеобразный генетический код наций, повлияли на дальнейшую траекторию политико-идеологических предпочтений немцев и итальянцев

в будущем в пользу фашизма. После окончания Первой мировой войны Италия и Германия, на фоне системного и глубокого внутреннего кризиса, приступили к осуществлению исторического эксперимента, бросая некий вызов, который имел антизападную и антимарксистскую, антисоциалистическую направленность. С помощью фашизма эти страны стремились доказать собственную исключительность. Италия и Германия избрали для себя некий «особый путь», который нестандартен и не вписывался в западную политико-идеологическую парадигму, напротив, он ярко выражено демонстрировал отличие от западной цивилизации: как показал исторический опыт, этот путь опасен и деструктивен.

Существует несколько разновидностей фашизма: итальянский (классический), германский (радикальный), испано-португальский (иберийский), французский (периферийный) и другие. Каждый из вариантов фашизма имел принципиальные отличия. В Европе в первой половине XX века существовало порядка 14 стран, в которых имелись фашистские партии или объединения; некоторым из них удалось создать фашистские режимы. В разных странах фашизм проявлялся по-разному и имел свою специфику, что было

обусловлено культурно-историческими, политико-идеологическими, социально-экономическими, психологическими, национальными, духовными факторами и традициями того или иного государства.

Любая разновидность фашизма несет в себе мощный деструктивный заряд, однако его германский вариант (нацизм) обладал наибольшей разрушительной мощью. Нацистский режим повинен не только в безудержной территориальной экспансии, развязывании Второй мировой войны, но и в беспрецедентном массовым геноциде людей, в том числе и мирного населения. Число жертв нацизма исчисляется миллионами.

К сожалению, стоит признать, что фашизм не изжит, его нельзя списать в копилку истории. Именно по этой причине необходимо проводить просветительско-профилактические мероприятия в молодежной среде с целью недопущения проникновения неофашистской/неонацистской идеологии в их сознание.

Более того, молодежь должна знать историю своей страны, ее вклад в победу над германским фашизмом в годы Великой Отечественной войны, роль Советского Союза в освобождении Европы от нацизма и высокую цену победы. Это очень важно ввиду того, что в настоящее время недружественные страны активно пытаются исказить некоторые события героического прошлого нашей страны в годы Второй мировой войны. Как известно, в настоящее время фальсификация исторической памяти зашла слишком далеко. Современные фальсификаторы сознательно искажают освободительную миссию Советской Армии, в ложном свете представляют итоги войны и ее уроки, совершенно неоправданно преувеличивая при этом вклад западных стран в победу

Рис. 1. Адольф Гитлер и Бенито Муссолини — лидеры нацистской Германии и фашистской Италии.

над нацизмом. Все это создает почву для апологетики фашизма/нацизма, его популяризации и распространения. Наша задача заключается в том, чтобы противостоять этим негативным проявлениям.

Модератор: Мы рассмотрели исторические аспекты развития явления. А что общего и в чем разница между современными неонацистами и их идеологическими предшественниками?

Таранин Б.Л.: Все новое зиждется на старых основах. Современными неонацистами используются определенные исторические фрагменты для попыток трансформации современного мира. У них очень странное и отрывочное представление об исторических событиях и персонах. Во-первых, они могут использовать историческую символику, не осознавая ее смысл. Молодежи вообще интересно все красивое, основанное еще и на древних корнях. Во-вторых, их объединяет в определенной степени извне навязанная ненависть к историческим фактам. На мой взгляд, современные формы нацизма и фашизма вообще имеют мало общего с нацизмом и фашизмом периода Первой и Второй мировых войн. За многими такими современными движениями часто нет сильного идейного фундамента, им просто дали флаг и вожака, и они пошли. Пустота за ними.

Модератор: А в контексте современных событий, проведения СВО можем ли мы называть политический режим на Украине неонацистским/ неофашистским?

Саенко A.B.: Если мы посмотрим на деструктивную идеологию, которой придерживаются радикализированные

люди на территории современной Украины, то увидим здесь два ключевых направления.

С одной стороны, это украинский интегральный национализм, взявший достаточно много от классических форм фашизма и нацизма. Например, идеи известного теоретика украинского национализма Дмитрия Донцова: идеи превосходства нации, вождизм, русофобия и т. д. С другой стороны, это современный украинский неонацизм, впитавший в себя разные идеи, в том числе неоязычество. Например, идеология террористического батальона «Азов»*. Вообще любой современный неонацизм представляет собой неоднородное явление: например, тот же американский неонацизм, базирующийся на расовом вопросе и тесно связанный с криминалитетом; северный неонацизм (регион Скандинавии), который достаточно сильно повлиял на украинский неонацизм, впитал очень много неоязычества.

Можно сказать следующее относительно характера политического режима современной Украины: произошел сплав различных идей — от патриотических до националистических и откровенно шовинистических, неонацистских. Общество на Украине сильно радикализировалось, причем радикализация происходила достаточно долго и постепенно. Сначала было допустимо открыто и безнаказанно смеяться над представителями других наций. Затем происходила героизация нацистских пособников периода Великой Отечественной войны. Причем поэтапная радикализация накладывалась на постоянные общественно-политические и социально-экономические кризисы в самом украинском обществе, причины которых не решались со стороны государства. Постепенно ситуация пришла

* Террористическая организация, запрещена решением Верховного Суда РФ от 03.08.2022 г.

к тому, что общество стало в определенной степени разделять неонацистские идеи. Однако степень проникновения таких идей в сознание общества, на мой взгляд, относится к дискуссионным. Важно также подчеркнуть, что процесс строительства нации на Украине не завершен.

Рис. 2. Молодые участники неонацистского детского лагеря «Азовец» на территории современной Украины.

Отдельный вопрос относительно политической власти на Украине, сформировавшейся в результате незаконного госпереворота в 2014 году: действительно ли ее представители разделяют такие идеи или используют их в качестве инструмента? На мой взгляд, оба тезиса верны. Постепенно и для тех, кто неонацистские идеи использовал как инструмент, они становятся доминирующим нарративом. В том числе среди представителей молодежи.

Бусыгин П.И.: Хотелось бы сделать важное замечание: итальянский фашизм или немецкий нацизм — это явления субъектные. Современный украинский национализм/неонацизм является инструментальным, мы сейчас видим последствия работы канадских и американских диаспоральных украинских структур. Можно вспомнить, как после Великой Отечественной войны

украинских националистов системно вывозили в ту же Канаду. Современный украинский национализм весьма эклектичен и мифологичен, его основная направленность исключительно антироссийская (тезис «Украина — АнтиРоссия»).

Для такого национализма характерны отсутствие твердой исторической опоры, эмоциональной связи с внешним миром. Достаточно посмотреть, как подается история Украины в современных украинских школах: эмоциональный подтекст, украиноцентризм (все хорошее

— внутри Украины, все плохое

— извне, чаще с Востока), отсутствие устойчивой модели мировоззрения. Мифологизация общества Украины уже произошла. Поэтому не стоит удивляться тому, что, с одной стороны, они говорят, что сражались с фашизмом в годы Второй мировой войны,

а с другой стороны, улицы переименовываются в честь нацистских и фашистских карателей из числа пособников в годы войны. В этой совокупности идей нет системы.

Пуховская Н.Е.: Хотелось бы отметить, что проект «АнтиРоссия» или «АнтиСССР», «антибольшевизм» появился в первой половине прошлого столетия. В 30-е годы XX века некоторые европейские страны быстро осознали, что нацистскую геополитическую агрессию можно успешно реализовать, перенаправив ее на Восток. Политические элиты ведущих европейских держав были заинтересованы в войне Третьего Рейха с Советским Союзом, ввиду устойчивого убеждения, что это позволит им избежать войны с нацистской Германией, обезопасить свои государства, гарантировать мир соотечественникам, а в случае гитлеровской победы

рассчитывать на солидные территориальные дивиденды. В настоящее время проект «АнтиРоссия» продолжается в новых форматах.

Модератор: А как тогда выстраивать просветительскую, профилактическую работу с детьми? По каким направлениям с ними работать?

Бусыгин П.И.: Мифу всегда противостоит логическое знание, выстраивание мировоззрения в систему. Важно знакомиться с историческими фактами. А факт, например, следующий: если вы тяготеете к нацистской/ фашистской идеологии, то рано или поздно вам придется практически реализовывать то же самое, что и предшественники. Хочешь ходить в красивой нацистской форме

— готовься убивать мирных людей.

Яркий пример работы с детьми

— наша выставка, посвященная геноциду советского народа, в рамках проекта «Без срока давности».

Мы дополнительно создали несколько выставок, посвященных событиям на Украине, связав их тематически с символикой, которую используют радикальные националистические движения. Вообще фашизм и крайние проявления национализма можно назвать величайшим соблазном XX века для слабых духом людей. В этой идеологии не надо из себя что-то представлять, достаточно принадлежать к определенной группе.

Отдельно важно улучшать, систематизировать процессы исторического просвещения нашей молодежи, начиная со школы. Достаточно часто сталкиваемся с ситуацией, когда дети, изучая многие годы историю России, фактически ее не знают.

Таранин Б.Л.: Как практик, хотел бы поделиться своим наблюдением. Мне по поисковой и учебной работе приходится очень много общаться с молодым поколением студентов. И часто сталкиваюсь с такой ситуацией, что ребята не то чтобы про войну не знают, они про историю своей семьи не имеют никакого представления. Мне кажется, что именно с этого и следует начинать. Ведь для любого человека все то, что происходило до его рождения, относится к области фантастики. Только со временем человек начинает понимать, насколько важно знать об исторических событиях.

Рис. 3. Украинский «календарь патриота», представляющий мифологизированную интерпретацию исторических событий, происходивших на территории Украины.

на 1вано*Фр. л'щер Орган) нацюнал1ст<1

На Чершпвщиж народився Олександр Довженко, класик св1тового «¡но (189й) I

Рис. 4 и 5. Перечень исторических событий и персонажей, представленных в «календаре патриота». В частности, представлен лидер украинских националистов С. Бандера без указания его преступлений*. Советский режиссер А. Довженко просто упомянут как классик мирового кино, без указания того, что он стал знаменит именно благодаря работе в советском кино.

Когда разговариваем со студентами о Великой Отечественной, они часто не могут назвать даты, ключевые операции и т. д. Приходится переключать их на тему семьи: все ли знают имена своих бабушек и дедушек, прадедушек и прабабушек, чем они занимались и т. д. Если про бабушек и дедушек отвечают практически все, то чем глубже в историю, тем сложнее. Далее студентам задается вопрос: «Если вы не знаете, как звали ваших родственников, чем вы можете подтвердить свое существование?». Наступает ступор, наблюдаются какие-то попытки дать ответ в стиле «но мы же есть».

Далее серия наводящих вопросов и контрольный — «Если вы ничего не знаете о своих предках, то может они и жили то зря, может их вообще не было?». Далее начинается мыслительный процесс. Ребята в конечном итоге приходят к пониманию фразы «Без прошлого нет настоящего», а также к пониманию того, что они по сути являются единственными носителями и проводниками знаний о том, что происходило с их семьей. И вот здесь уже можно говорить с ребятами по существу, когда они осознают необходимость знания исторических фактов.

* Националистическое объединение «Добровольческое Движение Организации украинских националистов» («Добровольчий Рух Организацм украшських националклчв») признано экстремистским и запрещено на территории России решением Верховного Суда РФ от 08.09.2022 г.

Мне кажется, что разговоры среди молодежи по поводу современной идеологии должны больше переходить в практическую область. Очень сильно влияет личный пример. К сожалению, мы сами навязываем молодежи понятие «клиповое мышление» и всячески их к этому подталкиваем. Мы перестали их мотивировать читать книги и самостоятельно думать.

Пуховская Н.Е.: Я согласна с тем, что современные цифровые технологии подталкивают к клиповому восприятию действительности. От этого, на мой взгляд, молодежь становится еще более уязвимой, поскольку клиповое мышление усиливает восприимчивость к символам, о которых говорилось ранее. Символьные знаки не требуют чтения больших текстов и серьезных интеллектуальных размышлений, они легко узнаваемы, несут определенную смысловую нагрузку, причем зачастую разрушительного свойства, воздействуя мощно на психоэмоциональную сферу молодого поколения. Именно поэтому в радикально-экстремистской среде особой популярностью пользуется распространение символов неонацистского характера.

©

1+1 -ф- Н

t

»»

Рис. 6. Наиболее часто используемые в современной неонацистской среде символы* часть из которых являются заимствованными из периода Третьего Рейха. Например, руна «Два Зиг» (сдвоенные молнии) или «Мертвая голова».

Саенко A.B.: Опираясь на наш опыт профилактической работы с молодежью, можем сказать, что переломить тенденцию клипового мышления не представляется возможным. Традиционные способы потребления информации — чтение книг, даже просмотр фильмов, идет на спад. Это видно и по профилактическим мероприятиям во время тех же лекций, встреч и т. д. Однако этим тоже можно пользоваться. В рамках профилактики нужно несколько смещать акценты: включать в мероприятия больше интерактивности, давать возможность использовать гаджет для поиска и обработки информации. Как показывает практика, обучающиеся начинают заинтересовываться процессом, у них по итогам мероприятий остаются определенные знания и умения.

Бусыгин П.И.: У нас есть опыт активного привлечения молодых ребят к работе наших выставок. Вообще все вопросы, которые мы обсудили сегодня, нуждаются в еще более глубокой проработке, в подробной систематизации. И уже готовые установки мы можем передавать вот таким молодым активистам, которые в своей просветительской работе будут транслировать их на более широкие аудитории. Важно работать и с молодыми преподавателями, и с волонтерами в музеях. Каждое из перечисленных направлений требует мощной теоретической проработки.

Модератор: Учитывая поднятые проблемы, в том числе теоретического характера, что следует в первую очередь порекомендовать специалистам в сфере профилактики здесь и сейчас?

Саенко A.B.: В первую очередь, постоянно заниматься самообразованием.

* Нацистская символика и символика, похожая на нацистскую до степени смешения, запрещены на территории Российской Федерации.

В профилактике критически важно постоянно отслеживать новые тенденции, изучать новые инструменты в работе. Для экономии своих сил рекомендуем сразу обращаться за передовыми разработками к профильным центрам, как те же Координационные и Векторные центры при Минобрнауки России (к которым относится и НЦПТИ).

Таранин Б.Л.: Что касается практических рекомендаций, то, по моему убеждению, нормально работает только личный пример. Хорошо слушают человека увлеченного, погруженного в предмет и умеющего рассказывать интересно. Хорошо было бы разработать общий список таких лекторов для каждого региона России. Как показывает практика, студентам иногда интереснее послушать стороннего спикера, чем преподавателя, которого они видят постоянно, сдают ему экзамены и т. д. В свою очередь, в нашем вузе мы используем весь спектр возможностей профилактической работы: кинопоказы, выставки «Без срока давности», работа музеев и т. д.

Пуховская Н.Е.: Соглашусь с коллегами по поводу эффективности лекций научно-просветительского характера, а также работы выставок, которые действуют на публику достаточно эмоционально и отрезвляющее одновременно. Важным остается и живое общение с обучающимися в рамках научной и исследовательской работы. По моему мнению, высокой степенью эффективности воздействия на молодое поколение обладает федеральный проект «Без срока давности», который успешно реализуется во многих субъектах России. Южный федеральный университет также проводит масштабную работу по сохранению исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны и является активным участником данного федерального проекта. На протяжении

нескольких лет в ЮФУ проводится большая работа по выявлению новых фактов и установлению подробностей преступлений немецко-фашистских оккупантов и их пособников на территории г. Ростова-на-Дону и Ростовской области, а также были организованы и проведены конференции, круглые столы, форумы, научно-методические семинары и другие мероприятия. В рамках данного проекта необходимо усилить обмен опытом разных субъектов Российской Федерации в комплексном подходе в работе с молодежью по профилактике неонацизма.

Бусыгин П.И.: Нам нужны более серьезные мероприятия касательно темы геноцида советского народа и памяти о Великой Отечественной войне для молодежи, поскольку в определенный момент времени (1990-2000-е годы) мы начали ее беречь от такой шокирующей информации. Практику выставок «Без срока давности» надо дальше масштабировать. Отдельно хотел бы сказать про подготовку молодых учителей, поскольку гуманитарные специальности наиболее подвержены мифологизации сознания. Важно настроить корректное преподавание истории и в принципе общенаучных методов понимания действительности.

Модератор: Подводя итог, скажу, что дискуссия была полезна, поднято очень много проблемных вопросов, которые нам предстоит решать на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Самое важное — постоянно разговаривать с молодежью, вовлекать ее в полезную деятельность и своим позитивным примером мотивировать на познание. Мы благодарим экспертов за работу на сегодняшней дискуссии и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.