Научная статья на тему 'Один, Перун и Магистр Йода. Маргинальные игры украинских неонацистов'

Один, Перун и Магистр Йода. Маргинальные игры украинских неонацистов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
883
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая религия / неоязычество / государство / нациогенез / движение «Азов» / Political religion / neo-paganism / state / nation genesis / «Azov» movement

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексей Владимирович Кочетков

В статье рассматриваются попытки конструирования на Украине новой политической религии, предпринимаемые неонацистами движения «Азов». Анализируются примеры сходства и различия между современными украинскими нацистами и итальянскими фашистами в вопросах отношения к государству и нациогенезу. Выделяется противоречие украинской идеи нации как демонстрации «качества без субъекта».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perun’s Bastards. Marginal Games of Ukrainian Neo-Nazis

The article examines the attempts to construct a new political religion in Ukraine, undertaken by the neo-Nazis of the Azov movement. The examples of the similarity of differences between modern Ukrainian Nazis and Italian fascists in relation to the state and nationogenesis are analyzed. The contradiction of the Ukrainian idea of the nation as a demonstration of “quality without a subject” is highlighted.

Текст научной работы на тему «Один, Перун и Магистр Йода. Маргинальные игры украинских неонацистов»

DOI: 10.24412/2218-1229-2021-1-141-154 ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛИЗМА 2021 № 1 (3 3)

Алексей вмдимирович кочетков

один, пЕрун и мдгистр йодА

маргинальные игры украинских неонацистов

Аннотация. В статье рассматриваются попытки конструирования на Украине новой политической религии, предпринимаемые неонацистами движения «Азов». Анализируются примеры сходства и различия между современными украинскими нацистами и итальянскими фашистами в вопросах отношения к государству и нациогенезу. Выделяется противоречие украинской идеи нации как демонстрации «качества без субъекта».

Ключевые слова: политическая религия, неоязычество, государство, нациоге-нез, движение «Азов».

Если авторитарные режимы ХХ века, тяготевшие к фашизму, были склонны апеллировать к христианским ценностям и идеям1, то нацизм изначально позиционировал себя как антихристианскую идеологию. Обращение к историческим «корням немецкой нации» предполагало, что христианский этап в истории был как минимум проблематичным по своим результатам, и нация нуждается в религиозной альтернативе.

В 1945 году Тысячелетний Рейх исчез, но уже с пятидесятых годов начинается возрождение нацистской идеологии, возникает неонацизм. И, как следствие, антихристианские установки нацистских идеологов были восприняты множеством европейских и североамериканских нацистских политических групп. Неоязычество стало одним из маргинальных трендов,

1 Франкизм, режим Антонеску, латиноамериканские фашистские режимы и политические группы.

Алексей Владимирович Кочетков — президент Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия»; [email protected]

позволяющим неонацистам отличать «своих» от «чужих».

В конце ХХ века неонацизм приходит на Украину. И здесь возникает своя версия неоязычества. Впрочем, считать его именно украинским можно с большими оговорками. Все основные идеи взяты с Запада, прежде всего — из Германии.

Предельно ярко эта тенденция проявляется в идеологии батальона «Азов», являющегося одной из самых ярких неонацистских организаций на Украине. Неоязыческие идеи присутствуют даже в символике «Азова».

Можно выделить три доминирующих символа, которые использует «азовское движение»: это так называемый рунический трезубец, символ «Идея ^ции» (который на самом деле представляет собой Вольфсангель, то есть «волчий крюк»), и Чёрное солнце.

Символика рунического трезубца и «волчьего крюка» используется украинскими нацистами ещё со времён «Патриота Украины», что свидетельствует об идеологической преемственности между этими двумя организациями. Можно также заметить интересную закономерность: на каждом этапе существования организованного соци-

141

ал-националистического движения Украины к его символике добавлялись новые элементы. Движение становилось старше, символов — больше.

Вольфсангель использовался ещё со времен Социал-национальной партии Украины, где был единственным официальным символом. Хоть руководитель партии Ярослав Андрушкив и клянётся, что символ создавался с нуля, как и монограмма «Идея ^ции», но очень тяжело не увидеть параллелей с другими ультраправыми движениями. Так, в частности, «волчий крюк» использовала итальянская неофашистская организация «Третья позиция», лидер которой Габриелле Адинольфи сейчас является адвокатом «Азова» среди европейских ультраправых2. Также подобную символику использует известная американская расистская организация «Арийские нации»3. На первом официальном конгрессе греческой неонацистской партии «Золотая заря» в феврале 1990 г. эта символика также присутствовала4. Об использовании Вольфсангеля нацистами и говорить не приходится. Этот символ использовали, например, 2-я танковая дивизия СС «Das Reich», 4-я полицейская гренадерская дивизия СС, 34-я добровольческая гренадерская дивизия СС «Landstorm Nederland» и Национал-социалистическое движение Нидерландов. Также Вольфсангель был символикой партизанского движения «Вервольф», созданного в Третьем Рейхе в 1944 году.

Из атрибутики СНПУ и первого

2 Terza Posizione // Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Terza_Posizione (дата обращения: 16.02.2021).

3 Aryan Nations // Wikipedia. URL: https:// en.wikipedia.org/wiki/Aryan_Nations (дата обращения: 16.02.2021).

4 The Nazi past of Golden Dawn, which it now denies // GR Reporter. 24.09.2012. URL: http:// www.grreporter.info/en/nazi_past_golden_ dawn_which_it_now_denies/7775 (дата обращения: 16.02.2021).

«Патриота Украины» Вольфсангель перекочевал в эмблему «Патриота Украины», возглавляемого Билецким, а оттуда уже — в символику батальона «Азов». В самом начале своего существования, ещё в ранге батальона, символика «Азова» более напоминала большой герб, чем малый. На нём присутствовал Вольфсангель, изображённый поверх Чёрного солнца на фоне гребня волны, под которым красовался маленький трезубец. Потом на символике полка остался только Вольфсангель, повёрнутый набекрень. Скорее всего, это было сделано, чтобы неискушённому наблюдателю не так просто было узреть в нём «волчий крюк». Причина маскировки банальна: у «азовского движения» есть серьёзные проблемы в плане цензуры на таких ресурсах как Facebook и Instagram. Так, например, на «Фейсбуке» страница «Азова» в 2015 г. была удалена. На «Инстаграме» и вовсе «азовцам» приходится свою символику ретушировать. Скорее всего, именно после блокировки страницы «Азова» на «Фейсбуке» руководителями батальона было принято решение немного подкорректировать свою эмблему.

Кроме полка «Азов», Вольфсангель также использует организация Гражданский корпус «Азов», которая была создана как платформа для создания политической партии. (Когда партия была создана, актуальность данной организации сошла на нет.) В Гражданском корпусе Вольфсангель используется в неизменённом виде, более традиционном для неофашистов.

Рунический трезубец можно считать ноу-хау «Патриота Украины» Билец-кого, ведь раньше этот символ нигде не использовался. Также он не использовался ни одной другой организацией, кроме «Патриота Украины». Отличается этот символ от общепринятого на Украине трезубца угловатыми начертаниями, как будто вырубленными. Смыслом этого символа, скорее всего, являлось указание на скандинавское

происхождение русской знати, ведь трезубец — это символ князя Владимира. В своё время эту тему активно развивала «норманнская теория». Автором идеи данной символики, скорее всего, является Олег Однороженко — идеолог «Патриота Украины», известный также как специалист по древне-украинской геральдике.

Именно рунический трезубец стал символом партии «Национальный корпус». Это неудивительно, ведь партия поставила себе целью смягчить неонацистский имидж, для чего символика Вольфсангеля никак не годилась. Кроме того, Билецкий всячески пытается отделить партию от полка «Азов», постоянно повторяя, что не все партийцы воевали именно в «Азове», если они вообще воевали. Впрочем, это стремление неискренне и имеет исключительно тактическое значение. Более того, не все соратники Билецкого с таким решением согласны. Елена Семеняка, например, в своём выступлении на конференции «Европа будущего» в Варшаве недвусмысленно заявила, что полк «Азов» и партия «Национальный корпус» — это единое целое5.

Более полная версия партийного герба включает в себя рунический трезубец в обрамлении молний, в чём некоторые журналисты усмотрели привязку к Третьему Рейху6: руническое изображение молний использовалось в качестве символики СС. Также просматривается связь с языческой мифологией: Зевс, Тор, Перун, литовский Перкунас и другие боги индоевропей-

5 Konferencja «Europe of future» Olena Semenyaka (Korpus Narodowy — Ukraina). Warszawa. 10.11.2017 // Youtube. URL: https://www.youtube.com/watch?time_ continue=47&v=yTMmFdWqed8 (дата обращения: 16.02.2021).

6 Новая партия Билецкого отказалась от

«вольфсангеля» // Страна. 14.10.2016. URL:

https:// strana.ua/ news/ 36044-stal-izvesten-simvol-novoj-partii-nacionalnyj-korpus.html

(дата обращения: 16.02.2021).

ских народов были громовержцами. Символика рунического трезубца кроме партии «Национальный корпус» используется в таких «азовских» проектах, как киноклуб «Европа» и молодёжная организация «Студенческий авангард».

Несомненно, самым интересным символом, используемым «азовским движением», является Чёрное солнце. Стоит отметить, что ни Социал-национальная партия Украины и первый «Патриот Украины», ни «Патриот Украины» Билецкого и Социал-национальная ассамблея также не использовали эту символику. В «Азове» же она была представлена изначально, причём как один из основных геральдических элементов символики батальона. «Чёрное солнце» называется также полковая газета «Азова». Как вспоминает Марк Мельник в своих мемуарах, на суд бойцов было представлено два варианта названия газеты: «Чёрное солнце» и «Идея ^ции». С большим перевесом победил вариант «Чёрного солнца».

Этот символ активно пропагандируется неонацистами «Азова». Просматривается стремление легитимировать его использование в самых разных сферах жизни. Так, в частности, в августе 2014 года состоялся музыкальный концерт под названием «Чёрное солнце», целью которого был сбор денег для батальона «Азов»7. Такое же название имеет и сборник популярного украинского писателя Василия Шкляра, в который входит повесть «Дума о братьях азовских», посвященная батальону «Азов». Гражданский корпус «Азов» провёл целую серию презентаций книги во всех регионах Украины, вовсю используя популярность писателя для создания рекламы своему движению. Стоит отметить, что сама повесть пред-

7 Чорне сонце. Концерт на шдтримку Ба-тальйону Азов // Вконтакте. URL: https:// vk.com/chorne_sonce (дата обращения: 16.02.2021).

ставляет «Азов» в совершенно мифологизированном образе, который абсолютно не соответствует реальности. В повести «азовцы» представлены как этнолингвистические националисты, «помешанные» на казаках, украинском языке, вышиванках и шароварах. Тот факт, что Андрей Билецкий в быту разговаривает исключительно на русском языке, как и подавляющее большинство бойцов полка, Шкляр проигнорировал. Присутствие неонацистов, культ язычества, причём скандинавского, в повести тоже не отражён. Вместо «Азова» Шкляр изображает, скорее, «Правый сектор». Шкляр увидел в «Азове» то, что он хотел бы увидеть, а не то, что там присутствует на самом деле. Он отразил в повести свои взгляды, но никак не взгляды большинства «азовцев». Хотя милые сердцу Шкля-ра «шароварники» в «Азове» тоже присутствовали, как тот же главный герой повести под псевдонимом «Художник», расписавший ворота базы «Азова» в этнографическом стиле, но в самом «Азове» эстетика викингов находится в большем почёте.

Также Чёрное солнце присутствует в символике сети детских лагерей «Азовец», так же как и Вольфсангель8. Символика Чёрного солнца перекочевала в «Азов» от международного неонацистского объединения Misanthropic Division. Организация была основана в октябре 2013 года, приобрела известность благодаря участию в Евромай-дане9. Участники Misanthropic Division сыграли весомую роль в обороне офиса «Патриота Украины» на Рымарской улице в Харькове, во время его штурма группой Моторолы. В 2016 году группировка Misanthropic Division прекратила своё существование, перейдя в формат движения PHOENIX («Фе-

8 Вшськово-патрютичний табiр «Азо-вець» // Вконтакте. URL: https://vk.com/ tabir.azovec (дата обращения: 16.02.2021).

9 Misanthropic Division. URL: http:// archive.li/E09RS (дата обращения: 16.02.2021).

никс»), которое ставило себе целью создание легальной политической пар-тии10.

Можно отследить идеологическое влияние «мизантропов» на «азовское движение». Официальным лозунгом «мизантропов» был «Töten für W.O.T.A.N». Вотанизм «мизантропи-ков» происходит от идеолога белого расизма и террориста Дэвида Лейна, а само слово «Wotan» выступает в роли аббревиатуры, расшифровываясь как «Will Of The Ancient Nation», то есть «воля древней нации»11. Этот лозунг «мизантропы», скорее всего, позаимствовали у неонацистской музыкальной группы Wolfnacht, основанной в 1998 г. Альбом с одноимённым названием вышел в свет в 2009 г.12

Другим лозунгом движения было «Revolt Against the Modern World», что является англоязычным названием книги Юлиуса Эволы «Восстание против современного мира»13. Впервые в полном объёме на русском языке книга вышла в 2016 году в издательстве «Тотенбург»14.

«Чёрное солнце» является одним из главных символов неонацизма. В по-

10 Misanthropic Division закрывается // Fans Edge. 14.03.2016. URL: http://fans-edge. info/misanthropic-division-zakryvaetsya/ (дата обращения: 16.02.2021).

11 Наша Воля // Вконтакте. URL: https:// vk.com/wall-81896169_3427 (дата обращения: 16.02.2021).

12 Wolfnacht — Töten für W.O.T.A.N. (Full Album) // Youtube. URL: https://www. youtube.com/watch?v=slKdx1y5sYQ (дата обращения: 16.02.2021).

13 Misanthropic Division: A NeoNazi Movement from Ukraine and Russia // Reft-Light. 30.09.2016. URL: http:// reftlight.euromaidanpress.com/2016/09/30/ misanthropic-division-a-neo-nazi-movement-from-ukraine-and-russia/ (дата обращения: 16.02.2021).

14 Издательство «Тотенбург» // Вконтакте. URL: https://vk.com/totenburg (дата обра-

щения: 16.02.2021).

слевоенных ультраправых кругах оно стал заменой свастики. В книге исследователя нацистского оккультизма Николаса Гудрика-Кларка «Чёрное солнце: арийские культы, эзотерический нацизм и политика идентичности» есть довольно интересный раздел о группе Вильгельма Ландига. Группа известна под названиями «Венская ложа», «Венская группа» или «Кружок Ландига». Вильгельм Ландиг, 1909 года рождения, был офицером СС во время Второй мировой войны. В 1950 году Ландиг организовал кружок в своей студии в 4-м округе Вены, где стал продвигать идеи неонацистского оккультизма. Идейными вдохновителем группы был итальянский мыслитель Юлиус Эвола, книга которого «Восстание против современного мира» стала «Библией» группы Ландига.

Большую роль в истории нацистского оккультизма также сыграл Герман Вирт, сооснователь известного института СС «Аненербе». Ландиг популяризировал сумасбродные идеи наподобие летающих тарелок Третьего Рейха, которые находятся на нацистских секретных базах в Антарктиде15. Гудрик-Кларк пишет, что именно Лан-диг придумал термин «Чёрное солнце», которое призвано было заменить свастику как «мистический источник энергии, способный к обновлению арийской расы». Эта идея выглядит довольно уместной, ведь в Австрии и Германии после войны свастика и другая популярная символика Третьего Рейха была запрещена. Кстати, Чёрное солнце в современной Германии тоже запрещено.

Стоит отметить, что Ландиг придумал название символики, но никак не саму символику. Самое популярное изображение Чёрного солнца находится в замке Вевельсбург в Германии. Оно изображено в форме напольной

15 Goodrick-Clarke N. Black Sun: Aryan Cults, Esoteric Nazism and the Politics of Identity. New York University Press, 2002.

мозаики на полу «Зала обергруппен-фюреров». Напомним, что замок Ве-вельсбург был резиденцией школы офицеров СС во времена Третьего Рейха. А по воспоминаниям руководителя внешней разведки Третьего Рейха Вальтера Шелленберга, Вевельсбург был «своего рода эсэсовским монастырём, в котором раз в год глава ордена проводил заседание тайной консистории. Здесь должны были все, кто принадлежал к высшему руководству ордена, упражнять свой дух в искусстве сосредоточения»16. Руководитель СС Гиммлер планировал сделать замок «центром нового мира» после «финальной победы».

Кроме Ландига, популяризатором идеи Чёрного солнца оказался бывший чилийский дипломат Мигель Серрано. Он известен своей философией «эзотерического гитлеризма». В 1984 г. Серрано опубликовал книгу «Адольф Гитлер: Последний аватара». По его мнению, Гитлер выжил после падения Третьего Рейха, перебравшись в другое измерение по тайному подземному ходу. В своей работе «Золотая группа», изданной в 1978 году, Серрано утверждал, что Гитлер был воплощением бога Вишну и общался с богами Гипербореи (мифической прародины ариев)17. Также, по мнению Серрано, Гитлер обитает в подземельях Антарктиды, на секретной нацистской базе «Новая Швабия», откуда прилетит с флотом летающих тарелок и установит Четвёртый Рейх.

Самое интересное, что подобные взгляды не были выдумкой самого Сер-рано. Известно, что он приобщился к этому мировоззрению через некого «F.K.», немецкого иммигранта в Чили. «F.K.» утверждал, что имел контакты с элитой брахманов в Гималаях.

16 Шелленберг В. Мемуары [Лабиринт]. Изд-во «Родиола-плюс», 1998.

17 Дугин А. Тревожная вселенная Мигеля

Серрано. URL: http://serrano.lenin.ru (дата обращения: 16.02.2021).

Орден, к которому примкнул Серра-но, практиковал ритуальную магию, включая тантру и кундалини-йогу, соединяя это с учением Ницше о «воле к власти» и фашистским активизмом. Серрано вступил в этот орден в 1942 г. Адольф Гитлер почитался орденом как спаситель арийской расы. По мнению членов ордена, астральные путешествия и другие пиковые состояния сознания были уделом всех чистокровных («дваждырожденных») арийцев. Адольф Гитлер, по мнению ордена, был бодхисаттвой, который добровольно инкарнировался на Земле как Калки-Мститель, чтобы преодолеть Кали-Югу (тёмные времена). Мигель Серрано, по его собственному утверждению, общался с Гитлером в астрале, причём не только во время войны, но и после 1945 г., что, по его мнению, было доказательством того, что Гитлер выжил.

Стоит отметить, что до 1991 года Чёрное солнце было известно только в узких неонацистских кругах. Всё изменилось после выхода книги «Чёрное солнце Таши Лунпо», автор которой подписан псевдонимом Рассел Мак-Клауд. Это шпионский детектив на конспирологическую тематику в стиле Дэна Брауна или Умберто Эко. Именно в этом романе символика Чёрного солнца идентифицирована с изображением в замке Вевельсбург, после чего она становится знаменитой на весь мир. До этого даже сотрудники музея в Вевельсбурге не знали, как называется этот символ. После выхода книги мозаика из Вевельсбурга становится каноническим изображением Чёрного солнца. Отметим, что сразу же после выхода в свет книга стала культовой в ультраправых кругах18.

Конечно, сложно воспринимать подобные идеи серьёзно. Но ирония про-

18 Рассел МакКяауд. Чёрное Солнце Таши Лунпо // Правые новости. 23.08.2014. URL: http://pn14.info/?p=158872 (дата обращения: 16.02.2021).

падает, когда смотришь, как на Украине под символикой Чёрного солнца фотографируются дети на фестивале ретроавтомобилей19. Либо как парень с татуировкой Чёрного солнца на локте учит «патриотическому воспитанию» директоров школ со всей Украины20.

«Азовцы» наладили выпуск атрибутики с символикой Чёрного солнца. В главном офисе движения, что находился на территории киевского завода «АТЕК», можно было увидеть оригинальные столы и часы с данной символикой. «Азовцы» не постеснялись даже продемонстрировать столь оригинальную мебель в интервью немецкому телевидению21.

Символика «Азова» органично соответствует его идеологии, языческие основания которой очевидны. При этом неоязычество сочетается с различными конспирологическими теориями заговора, бывшими весьма популярными в СССР в восьмидесятые годы среди сторонников «правой идеи», которую они понимали, впрочем, весьма своеобразно. Показательной в этом контексте стала установка идола Перуна на базе полка в Мариу-поле22 в день победы князя Святослава над Хазарией. Командир полка «Мос-

19 Вшськово-патрютичний табiр «Азо-вець» // Вконтакте. URL: https://vk.com/tabir. azovec?z=photo-95916522_456241048%2Fw all-95916522_1903 (дата обращения: 16.02.2021).

20 Вшськово-патрютичний табiр «Азо-вець» // Вконтакте. URL: https://vk.com/tabir. azovec?z=photo-95916522_456241036%2Fw

all-95916522_1901 (дата обращения:

16.02.2021).

21 Праворадикальний «Азов» очима шмщв // Youtube. URL: https://www.youtube. com/watch?v=SVc2DudMtRw (дата обращения: 16.02.2021).

22 Перун на базi полку азов. Спортив-

ний туршр на честь перемоги Святослава

над Хазарieю // Youtube. URL: https://www. youtube.com/watch?v=lcYMOaw9MLc (дата обращения: 16.02.2021).

се», выступая перед строем «азовцев», не забыл упомянуть, что Хазария была иудейским государством. Также он назвал Хазарию «паразитической системой», что является ассоциативной отсылкой к борьбе с «еврейским финансовым капиталом».

Установка идола проходила достаточно колоритно. Группа «азовцев» повторяла непонятно откуда взятые призывы к Перуну, время от времени поднимая руки. Присутствовал ритуальный рог какого-то животного, а лидер церемонии — один из командиров «Азова» «Кирт» — порезал себе кинжалом руку и окропил кровью место установки идола. После этого последовали спортивные состязания прямо возле идола.

Но «азовцы» любят не только славянских, но и скандинавских богов. В честь них также проводятся ритуальные спортивные игры. По крайней мере, такой вывод можно сделать из того факта, что тренажёрный зал полка называется ASGARD GYM23. Асгард — это обитель скандинавских богов, то есть асов. На стенах зала красуются скандинавские руны, изображения Мьёлльнира (молота бога-громовержца Тора). Киевский спортклуб «Азова» называется Ragnarök24. Рагнарёк — это финальная битва богов с хтоническими чудовищами в скандинавской мифологии, аналог христианского Апокалипсиса.

Свою любовь к язычеству «азов-

23 «Asgard gym»: ВЦкриття спорт-залу для бшщв полку АЗОВ на базi в с. Юр'Твка // Youtube. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=bBAEn1bP04M (дата обращения: 16.02.2021).

24 Тренер спортклуба «Ragnarök» поборется за звание сильнейшего спортсмена на международном чемпионате // Нацюнальний кореспондент. 26.09.2017. URL: http:// azov.press/ru/trener-sportklubu-ragnar-k-zmagatimet-sya-za-zvannya-naysil-nishogo-sportsmena-na-mizhnarodnomu-chempionati (дата обращения: 16.02.2021).

цы» проявляют не только в спорте. Киевская ячейка Гражданского корпуса «Азов», например, занималась регулярной уборкой капища Перуна на Лысой горе возле станции метро «Выдубичи»25. Деревянных идолов время от времени поджигали противники язычества, тогда как «азовцы» вновь и вновь обмазывали их противогорючей смесью. Виновников поджогов «азов-цы» обещали вычислить и наказать26. Организатор субботника Сергей Филимонов, он же руководитель киевской ячейки Гражданского корпуса «Азов», а потом партии «Национальный корпус», в социальной сети «Вконтакте» зарегистрирован под именем «Сын Перуна»27.

В мае 2017 г. интернет-издание «Страна.иа» опубликовало выдержки из депутатского обращения «азовцев» Андрея Билецкого и Олега Петренко в Киевскую горгосадминистрацию с целью поспособствовать регистрации языческой общины «Родобожие»28. Также известно, что убитый своими соратниками «азовец» Ярослав Бабич был лидером языческой общины «Пе-рунова рать»29. Журналист Владислав

25 Суботник Цивмьного Корпусу АЗОВ КиТв на Перуновому капищi // Youtube. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=wPTCQfhApPQ (дата обращения: 16.02.2021).

26 На Лысой горе в Киеве сожгли статую Перуна (фото) // UkraNews, 11.04.2016. URL: https://ukranews.com/news/421459-na-lysoy-gore-v-kyeve-sozhgly-statuyu-peruna (дата обращения: 16.02.2021).

27 Сын Перуна // Вконтакте. URL: https:// vk.com/id179563846 (дата обращения: 16.02.2021).

28 Билецкий просит киевские власти зарегистрировать общину язычников // Страна. 26.05.2017. URL: https://strana.ua/ news/72872-bileckij-prosit-kievskie-vlasti-za-obshinu-yazychnikov.html (дата обращения: 16.02.2021).

29 Ярослав Бабич. Пам'ятаемо тебе, друже // https://www.facebook.com/dryzi.yaroslav.

Мальцев сообщает, что раньше запорожское отделение Гражданского корпуса «Азов» возглавлял волхв Сви-товит Пашник30. На данный момент он уже не возглавляет никаких структур «Азова», но в сети можно найти материалы, которые подтверждают, что он духовно «окормлял» бойцов полка. На видеозаписи проводимого им обряда поклонения Перуну на запорожском острове Хортица видно людей в футболках партии «Национальный корпус»31. Пикантности добавляет тот факт, что у волхва Свитовита есть справка из психиатрической клиники. На сайте Социал-национальной ассамблеи, руководимой бывшим идеологом «Азова» Олегом Однороженко, размещено поздравление Свитовита с днём рождения32.

Языческий пафос украинских неонацистов сочетается с открытой антихристианской позицией.

Самым ярким примером отношения, по крайней мере со стороны некоторых «азовцев», к христианству является сожжение икон и репродукций религиозных картин в Широкино на День крещения Руси 28 июля 2015 года33. В качестве растопки для костра использовались учебники по истории Украинской ССР. Иконы были, скорее

babych/posts/1085629624826316 (дата обращения: 16.02.2021).

30 Мальцев В. «Перунова рать»: На Украине оформился альянс неоязычников и нацистов // Life.ru, 21.06.2016. URL: https:// life.ru/ t/украина/ 422205/ pierunova_rat_na_ ukrainie_oformilsia_alians_nieoiazychnikov_i_ natsistov (дата обращения: 16.02.2021).

31 Традиции предков // Youtube. URL: https://www.youtube.com/watch?v = SqACYw_p3rw (дата обращения: 16.02.2021).

32 Вггаемо з днем народження! // СНА. URL: http://sna.in.ua/vitayemo-z-dnem-narod zhennya/ (дата обращения: 16.02.2021).

33 Нащональний шформацшний портал

«Тиск» // Вконтакте. URL: https://rn.vk.com/

wall-78786186_64135 (дата обращения:

16.02.2021).

всего, захвачены в пустующем православном храме Московского Патриархата, а также вынесены из домов местных жителей, покинувших зону боевых действий. Пресс-секретарь военного командования ДНР Эдуард Басурин утверждает, что другие язычники из состава вооружённых сил Украины даже совершили акт человеческого жертвоприношения на капище Перуна вблизи Авдеевки34. Так что «Азов» со своими сожжениями икон или добровольными кровопусканиями выглядит на этом фоне ещё достаточно «траво-ядно».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как вспоминает капеллан украинской армии Владимир Червонников: «Особенно меня поразила одна из первых поездок в батальон "Азов", это было в День независимости. Заехали на их обе базы в городе [Мариуполе] и в Урзуфе (расстояние до Мариуполя — около 45 км. — Прим. авт..). Я думал им что-то сказать, но, увидев собственными глазами, что попал к язычникам, решил молчать. "Опять поп приехал". Они были раскрашенными, расписанными, в наколках. <...> Христиане там есть. Насколько я понял, вначале их язычники угнетали. Но ситуация немного исправилась. к сожалению, руководитель "Азова" [Андрей Билецкий] язычник»35.

Кроме уже упоминавшегося движения Misanthropic Division, ещё одной неонацистской группировкой, повлиявшей на неоязыческий облик батальона «Азов», можно считать объеди-

34 Басурин заявил, что украинские националисты принесли человека в жертву Перуну // Звезда. 16.07.2017. URL: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/ content/201707161410-l237.htm (дата обращения: 16.02.2021).

35 Капелан Червоншков: «Бшщ шдходять, розповЦають про проблему, бо вбили ко-гось, i це 1х мучить» // LB.ua. 5.02.2016. URL: https://lb.ua/society/2016/02/05/327222_ kapelan_chervonnikov_biytsi.html (дата обращения: 16.02.2021).

нение WotanJugend. «Вотанъюгенд» возник ещё в 2011 году как сообщество в социальной сети «Вконтакте». Со-основателями «Вотанъюгенда» выступили музыкальные группы M8L8TH и «Нежеголь». Эти группы играют в стиле NSBM, что расшифровывается как National Socialist Black Metal («Национал-социалистический блэк-метал»). С самого начала своего существования «Вотанъюгенд» был связан с субкультурой неонацистского блэк-метала, где идеи язычества, антихристианства и оккультизма являются стержневыми. Основной упор «Вотанъюгенд» делал на пропаганду своих идей среди молодёжи.

В первую очередь к числу таких идей относится открытая апология Гитлера. Главный лозунг сообщества — «молот национал-социализма». Название группы M8L8TH переводится как «молот Гитлера», ведь восьмерка в неонацистской субкультуре обозначает восьмую букву латинского алфавита, то есть «h», соответственно «88» переводится как «Heil Hitler». «Если быть справедливым, то бессмертного вождя немецкой нации и всех арийцев следует считать лидером нового религиозного движения, известного как национал-социализм и имеющего свою оккультную доктрину, которое было разбито, но не подавлено окончательно»36.

«Для нас же, Адольф Гитлер — путеводная звезда посреди мрака и хаоса сегодняшнего бытия. Наряду с такими мучениками Белой борьбы как При-мо де Ривера, Корнелиу Зеля Кодряну или Бенито Муссолини, вождь Национал-Социализма являет перед нами особенный образ спасителя Европы и двигателя наших идей», — честно заявляет «Вотанъюгенд»37.

Другой отличительной чертой «Во-танъюгенда», как явствует из назва-

36 Литература WotanJugend // Вконтакте. URL: https://vk.com/wall-127556509_432 (дата обращения: 16.02.2021).

37 Там же.

ния сообщества, является жёсткое и бескомпромиссное антихристианство и неоязычество38. Сторонники сообщества считают национал-социализм скорее религиозным, чем политическим движением. Язычество сторонники «Вотанъюгенда» предпочитают скандинавское, а не славянское. Последнее они пренебрежительно называют «долбославием». Также у них в большом почёте идеи нацистского оккультизма.

«Становится очевидно, что мистическая и оккультная основа национал-социализма была весьма серьёзной, глубоко укоренившейся внутри германской нации, и напоминала попытку создания новой религии, альтернативной христианству, подобно той, что предприняли ранее готы, исповедовавшие арианство, осуждённое и истреблённое католицизмом, или катары в 12 и 13 столетии на территории южных французских провинций», — написано на странице сообщества «Вконтакте»39.

Учитывая то обстоятельство, что древние языческие ритуалы не сохранились, неонацистам приходится их придумывать. В данном случае много зависит от фантазии авторов. Список придуманных ритуалов достаточно разнообразен. Всякого рода посвящения, поминовения, годовщины и юбилеи имеют шанс обрести ритуальные формы. К единообразию никто не стремится: каждая неонацистская структура организует «праздники» по-своему. На базе «Азова» в Урзуфе даже был сооружён специальный мемориал для проведения таких церемоний.

38 WotanJugend: 5 причин, по которым националист не должен быть христианином // Fans Edge. 1.03.2013. URL: http://fans-edge. info/wotanjugend-5-prichin-po-kotorym-nacionalist-ne-dolzhen-byt-xristianinom/ (дата обращения: 16.02.2021).

39 Литература WotanJugend // Вконтак- _

те. URL: https://vk.com/wall-127556509_432 149

(дата обращения: 16.02.2021).

Церемония поминовения в «Азове» называется «перекличкой мёртвых». Суть её состоит в том, что «азовцы» стоят с деревянными щитами в руках, на каждом из которых написано имя погибшего. Также на каждом щите изображены Чёрное солнце и Вольфсангель. В другой руке каждый солдат держит по факелу. Руководитель церемонии поочерёдно называет имена погибших, после чего солдат с соответствующим щитом зажигает лампадку и говорит «помним!», на что остальные ему отвечают «отомстим!». Ведущие церемонии говорят о том, что соратник находится в Ирие, среди славных предков, что является явной отсылкой к верованиям древних сла-вян40. Билецкий тоже говорит о небесной дружине, в которую верили древние славяне. Церемонии предшествует факельное шествие по Урзуфу, в котором расположена база «Азова». Стоит отметить, что в начале существования данной церемонии «азовцы» говорили не «помним!», а «в строю!», но потом эту фразу заменили. Это может показаться малозначащим моментом, но на самом деле это было ещё одной попыткой отбелить имидж полка от нежелательных ассоциаций. Всё дело в том, что подобный стиль поминания павших был впервые утверждён в фашистской Италии41, после чего этот ритуал был подхвачен румынской «Железной гвардией», где культ смерти доходил до немыслимых пределов. У послевоенных итальянских неофашистов также укоренилась традиция поминания павших бойцов возгласом «присутствует!», хоть и не в таких красочных

формах, как у «Азова»42. На странице сообщества WotanJugend «Вконтакте» об этом пишется прямым текстом43.

А для рекрутов, которые отправляются с тренировочной базы, расположенной на территории завода «АТЕК» на востоке Украины, существует другой ритуал. Здесь, кроме стандартных факелов в форме «Идеи ^ции», присутствует весьма экстравагантная деталь: у ведущего церемонии поверх одежды накинута шкура волка. На тренировочной базе также стоит столб, исписанный рунами44.

Архаическое язычество сочетается здесь с более современными формами, например, с бандеровщиной. На проводах новобранцев слышно, как «азовцы» хором в один голос читают «Молитву украинского националиста». Она была сочинена в конце 20-х или начале 30-х годов членом ОУН Иосифом Мащаком. Её должны были знать наизусть все, кто стремился вступить в ОУН или её молодёжную организацию. Чтение молитвы стало визитной карточкой «Азова» и его дочерних структур. Эту молитву читают даже дети в «азовских» детских лагерях.

Подобные феномены (ритуалы, молитвы, праздники, атрибутика) ориентируются на создание (конструирование) новой политической религии. И именно это стремление является главным элементом во всех этих неоязыческих играх.

150

40 Церемошя вшанування загиблих Азовщв. Урзуф, 12.12.16 // Youtube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=RqM NWoOSCDI (дата обращения: 16.02.2021).

41 Sacrari militari della prima guerra mondiale in Italia // Wikipedia. URL: https:// it.wikipedia.org/wiki/Sacrari_militari_della_ prima_guerra_mondiale_in_Italia (дата обращения: 16.02.2021).

42 «...Forse é destino che gli uomini di coraggio muoiano, uccisi dai vili. Ricordate i vili e ricordate i coraggiosi. E quando siete felici e godete della libert che i coraggiosi vi hanno regalato, abbiate un pensiero per coloro che sono passati come passa una carezza nel vento» // URL: http://sonopresente.blogspot.lu/ (дата обращения: 16.02.2021).

43 WotanJugend // Вконтакте. URL: https:// vk.com/wotan_jugend_2017?w=wall-1509 62667_2969 (дата обращения: 16.02.2021).

44 ВЦправка рекруив АЗОВу // Youtube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=9-cx-V_dBAk (дата обращения: 16.02.2021).

Сама тенденция — родом из Италии. Идеолог итальянского фашизма Эмилио Джентиле открыто называл фашизм формой политической религии. По его мнению, «фашизм был первым и главным примером современной политической религии. <..> Эта религия сакрализовала государство и назначила ему основную образовательную задачу по трансформации менталитета, характера и обычаев итальянцев. Цель состояла в том, чтобы создать "нового человека", верующего и наблюдающего члена культа фашизма»45.

При том, что любая идеология стремится вобрать в себя религиозные элементы46. именно в Италии политический авторитаризм впервые был назван новым религиозным явлением.

«Аргумент [что фашизм был "политической религией"] имеет тенденцию включать в себя три основные претензии: I), что фашизм характеризовался религиозной формой, особенно с точки зрения языка и ритуала, II), что фашизм был сакрализованной формой тоталитаризма, которая легитимировала насилие в защиту нации и возрождения фашистского "нового человека", и III), что фашизм взял на себя многие функции религии для широкого круга общества», — писал Джентиле47.

Подобное устремление к конструированию новой религиозной картины мира оказывается симптоматичным, но совсем не в том смысле, к которому стремился Джентиле и стремятся

45 Gentile E. Politics as Religion. Princeton University Press, 2006.

46 Большевизм, например, конструировал собственную идеологию, по сути — религиозную, не менее активно, чем итальянский фашизм. Но большевизм никогда не называл эту идеологию религиозной, предпочитая спекулятивно отождествлять её с наукой.

47 Gentile E. Politics as Religion. Princeton

University Press, 2006.

неонацистские идеологи современной Украины.

Представления Эмилио Дженти-ле о фашизме как новой религиозной форме скрыто содержало в себе признание, что итальянская нация как исторический проект к двадцатым годам ХХ века не состоялась. Традиционные факторы, влияющие на на-циогенез, в данном случае оказались недостаточными. В этой ситуации фашизм оказывается аналогом того сильного лекарства, которое прописывается в случаях, когда слабые лекарства уже не действуют. В некотором смысле фашизм осознаёт свою деятельность под знаком исторического цейтнота: в будущем, с точки зрения его идеологов, выиграть битву за место под солнцем смогут только те народы, которые обладают чётким, единым самосознанием. И так как такая битва стремительно приближается, действовать необходимо быстро и радикально48.

48 В отличие от итальянского политического проекта большевики стремились к фактическому уничтожению русской «нации» в том виде, в каком она сложилась исторически. При этом большевистская идеология осознавала, что основой русской национальной картины мира является православие, т. е. религия. Отсюда — стремление дистанцироваться от какой-либо идеи религии как таковой. При том, что большевистский космополитизм в качестве официальной политической программы существовал относительно недолго, он создал ту категориальную парадигму, за пределы которой советская идеология так и не смогла выбраться. В стране с конца тридцатых годов сосуществовали две модели идентификации — «русский» и «советский». При этом термин «советский» всё более и более характеризовал социальную конфигурацию общества, его «социалистический характер», но в полной мере это различение (русский — национальная характеристика, советский — социальная) так и не было идеологически легитимировано. Преподаватели истмата до 1991 года продолжали путаться в этих понятиях.

152

Возможно, главной стратегической ошибкой итальянской фашистской идеологии стал её подчёркнутый консерватизм и любовь к ретро эффектам. Итогом этого стали политические перфомансы, призванные установить сущностную связь между итальянским обществом ХХ века и Римской империей, что выглядело наивно и неубедительно. Возможно, если бы идеологии фашизма в первую очередь ориентировались на образы Будущего, а не прошлого, их идеологические достижения были бы более значительными. Тем более что именно Италия была родиной футуризма, и футуристические идео-логемы культурной элитой итальянского общества были в значительной степени освоены.

Украинские нацисты в стремлении к созданию политической религии идут по итальянскому пути. Соответственно, они по сути признают, что украинская нация как исторический проект не состоялась. Никакой украинской нации де-факто не существует. В лучшем для нацистов случае она является целью, но не чем-то реальным.

Но далее между итальянским фашизмом и украинским нацизмом возникают существенные различия. Фашистская идеология, скрыто признавая проблематичность существования нации, апеллирует к идее государства. Государство воспринимается как главная сила нациогенеза, как тот инструмент, благодаря которому можно будет создать нацию на справедливых (с точки зрения фашистской идеологии) основаниях.

Украинские нацисты апеллируют не к государству, а к нации как таковой и пытаются говорить от её имени. В такой позиции присутствует очевидное противоречие: нельзя говорить от имени того, кого не существует. Когда украинский сегмент Интернета заполняют слоганы «воля нации», «сила нации», «национальное самосознание», то они оказываются демонстрацией «качеств без субъекта».

В ситуации фактического отсутствия украинской нации право говорить от её имени присваивают себе всевозможные политические сообщества, как правило — крайне немногочисленные. В случае с Украиной мы видим, что от имени «нации» говорят маргиналы, большинство из которых обладает ещё и уголовным прошлым. Соответственно, и сам проект «украинской нации» неизбежно маргинализируется, т. к. лучшими представителями её оказываются люмпены, уголовники, а также люди с очевидными психическими расстройствами.

Современная украинская пропаганда настаивает на том, что сегодня идеи нациогенеза разделяет огромное количество украинцев, чуть ли не подавляющее большинство. Но даже если согласиться с тем, что сегодня к проекту нациогенеза подключены представители самых разных социальных групп, данная связь не является долговременной и устойчивой. По мере усиления деструктивных процессов в стране (а эта тенденция является неизбежной) большинство сегодняшних сторонников «украинской идеи» очень быстро забудут о том, что они украинцы, и вспомнят о том, что они — часть большого Русского мира. Произойдёт этот поворот не благодаря искренним симпатиям к Русскому миру, а под влиянием исключительно прагматических интересов. Но в данном случае важно другое: никакое общество не пойдёт на жертвы ради идеи, которая для него является чуждой. Идея «украинской нации» относится к числу таковых. Созданная маргиналами, эта идея и в будущем останется прибежищем маргиналов49.

49 Фридрих Ницше связывал социальный топос маргинальности с дегенеративностью как духовно-психологическим состоянием. Согласно Ницше, дегенеративность накладывает свой отпечаток на все сферы деятельности, к которым оказывается причастен маргинал. И если именно маргиналы созда-

Безусловно, любой проект нуждается в обосновании, идея нации — особенно. Отсюда — настойчивый поиск следов присутствия этой нации в истории. Но результаты этого поиска оказываются, мягко говоря, незначительными. Прошлое следы древних укров не сохранило. И история православия о них также молчит. В этой связи обращение к язычеству оказывается почти неизбежным. Но опора на Перуна и Одина — достаточно шаткое основание для нацстроительства. Упоминание имён языческих богов может пригодиться в рекламе рок-концертов, но никак не влияет на формирование эффективной и реалистичной модели социального развития страны. Обращение к Перуну — не совсем то, чего ждёт от политической группы общество. Да и с Перуном, если честно, до сих пор не всё благополучно. Он никак не может поделить сферы влияния с Одином50. В перспективе возможно возникновение конфликта, который для многих адептов этих богов будет иметь более значительные последствия, чем экономический кризис, инфляция, пандемия и утрата Украиной территориальной целостности.

Неспособность опереться на реальную историческую традицию порождает серийные технологии всевозмож-

ют Проект Нации, то этот проект неизбежно оказывается дегенеративным проектом. А в дальнейшем все его возможности сводятся к тому, чтобы быть центром притяжения для лиц, обладающих духовным и историческим неблагополучием.

50 У тех же бойцов «Азова, например, одновременно популярно и славянское, и скандинавское язычество. Сторонники славянского язычества называют себя «родичами», а сторонников скандинавского зовут «скан-диками» // Сибирцев А. Национал-радикалы под знаменем Одина и Перуна // Страна.

18.10.2016. URL: https://strana.ua/articles/ rassledovania/36405-nacional-radikaly-pod-znamenem-odina-i-peruna.html (дата обращения: 16.02.2021).

ных социальных и эстетических игр. Отсюда — склонности к созданию всё тех же ритуалов, любовь к мистике и оккультизму и, как следствие, подмена реальности игрой воображения. И, наверное, к подобным «развлечениям» можно было бы не относиться серьёзно и внимательно, если бы они не втягивали в свою орбиту реальные судьбы людей и не ломали бы их. Но война на Донбассе, сожжение людей в Одессе, репрессии против сторонников Русского мира, происходящие на всей территории Украины, — это продолжение всё тех же игр, когда бесноватые мальчики и девочки, погрузившись в вымышленную реальность, пытаются осуществить в реальной жизни. Лучше бы они играли в «Звёздные войны» и хоббитов!51

Обращение к язычеству с неизбежно сопутствующим этому процессу интересом к оккультизму и магии менее всего соответствует современным тенденциям развития. Но вполне подходит тем, кто это делает. Маргинальные группы выбирают соответствующие, маргинальные идеи. Подобное тянется к подобному.

Неоязычество «Азова» и сходных

51 Аналогии с компьютерными играми в данном случае вполне оправданы. Как подсказывает большое количество интервью с украинскими нацистами, значительное количество их легко переступает грань между виртуальной и физической реальностями. Жизнь превращается в игру, а игра становится жизнью. В этом контексте многие идеологи украинского нацизма — это всего лишь геймеры, не сумевшие реализовать свои амбиции естественными образом. Когда, например, сторонница «интегрального национализма» Елена Семеняка начинает рассуждать на тему геополитики, выстраивая картину объединения Восточной Европы под эгидой Украины, уже через несколько минут становится понятно, что мы имеем дело с любителем виртуальных игровых стратегий, для которого реальность — это всего лишь каче- 15 3 ственная игровая площадка, и ничего более.

с ним политических групп неизбежно ставит вопрос о том, почему вдруг подобные идеи обрели известность. Каким образом политическая группа, их отстаивающая, умудряется обладать реальныт политическим влиянием?

Разгадка данного квеста связана с прояснением того факта, что все эти группы нацистов не являются самодостаточными и жизнеспособными. Все они изначально были продуктами чужого политического творчества — чужой политической игры. Для Запада украинский неонацизм — это всего лишь инструмент дестабилизации по-

ложения на Украине, благодаря которому западные экономические круги получают дополнительные бонусы, и проводник русофобских настроений. И существовать они, по крайней мере в своём сегодняшнем состоянии, будут лишь до тех пор, пока сама геополитическая игра Запада против России будет актуальной.

При изменении политической ситуации экран политической жизни отразит то, что уже видели все проигравшие:

GAME OVER!!!

Aleksei Kochetkov

Perun's Bastards. Marginal Games of Ukrainian Neo-Nazis

Abstract. The article examines the attempts to construct a new political religion in Ukraine, undertaken by the neo-Nazis of the Azov movement. The examples of the similarity of differences between modern Ukrainian Nazis and Italian fascists in relation to the state and nationogenesis are analyzed. The contradiction of the Ukrainian idea of the nation as a demonstration of "quality without a subject" is highlighted.

Keywords: Political religion, neo-paganism, state, nation genesis, «Azov» movement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.