Научная статья на тему 'НАТО в регионе Причерноморья: дискурс безопасности или нарушение баланса интересов?'

НАТО в регионе Причерноморья: дискурс безопасности или нарушение баланса интересов? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
137
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАТО в регионе Причерноморья: дискурс безопасности или нарушение баланса интересов?»

ва и рекреации, нанесения непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.»1.

Как заявил 21 сентября 2006 года председатель организации "Всероссийский совет местного самоуправления" Валерий Гальченко, в 2007 году в России могут появиться первые муниципалитеты, объявившие дефолт. По данным Конгресса муниципальных образований, лишь 2% муниципалитетов в РФ обеспечены собственными доходами, а налоговая бюджетная обеспеченность в них за первое полугодие 2006 года снизилась на 5%.

По данным Валерия Гальченко, суммарная кредиторская задолженность муниципалитетов сейчас составляет 36 млрд руб. При этом он сослался на заключение Счетной палаты России, в соответствии с которым «расходы муниципальных образований в среднем по стране превышают в два раза их доходы». «Только 2% муниципальных образований имеют достаточную бюджетную обеспеченность», - отметил парламентарий. "Очень близко время, вполне возможно, уже 2007 год, когда муниципальные образования будут заявлять о дефолте",- пояснил он. Гальченко констатировал, что в 2007 году сохранится тенденция роста централизации средств на федеральном уровне, еще больше возрастет зависимость региональных бюджетов от Центра.

Проблемы несбалансированности межбюджетных отношений требуют незамедлительного вмешательства всех заинтересованных акторов. Если этого не сделать, то страна столкнется с еще одной угрозой экономической и политической безопасности.

Ротов А.С., соиск. СКАГС

НАТО В РЕГИОНЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЯ: ДИСКУРС БЕЗОПАСНОСТИ ИЛИ НАРУШЕНИЕ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ?

В Причерноморье осуществляют свою деятельность на постоянной или временной основе несколько международных военно-политических организаций. К числу вышеуказанных относятся:

- Организация Североатлантического договора НАТО;

- объединяющая ВМС шести стран региона военно-морская группа оперативного взаимодействия «Блэксифор» (Blackseafor);

- международная военно-морская инициатива ВМС Турции «Черноморская гармония».

Рассмотрим некоторые аспекты политических практик Организации Североатлантического договора НАТО и его влияния на политику региональной безопасности в Черном море. На сегодняшний день можно констатировать, что в мире не осталось другой крупной военно-политической организации, которая занимается проблемами безопасности в Европе и за ее пределами столь же активно. Россия в последние годы перешла от политики конфронтации к активному сотрудничеству с НАТО. Показательно, что наша

1 Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 31.

страна только в 2005 году провела 412 совместных мероприятий с этим военно-политическим альянсом.

Расширение сферы деятельности НАТО на Восток - результат глобальной политической ситуации, возникшей после холодной войны. «НАТО постепенно осознает необходимость укрепления и формализации отношений со странами вне трансатлантического сообщества. Лидеры альянса подняли этот вопрос на апрельской (2006 года) встрече министров иностранных дел. Но "глобальное партнерство", о котором говорилось там, должно быть не самоцелью, а первым шагом к официальному членству в НАТО. Альянс уже использовал подобный ступенчатый подход в середине 90-х, на заре сотрудничества с бывшими странами Варшавского договора. Новый проект глобального партнерства должен сыграть схожую роль, подготовив альянс к переходу от трансатлантической к глобальной модели»1.

Вместе с тем, министр иностранных дел России С.В.Лавров, рассматривая процессы глобализации политических практик НАТО, высказывает убеждение в неоднозначности экспансии этой организации за рамками существующих границ. В частности, Лавров пишет: «Одно дело - глобализация задач: тут можно и нужно действовать в сотрудничестве с соответствующими другими государствами и региональными организациями. Другое -когда этот процесс распространяется на членство в альянсе» .

Расширение числа членов НАТО противоречит интересам обеспечения национальной безопасности России, в то время как совместные действия по противодействию новым глобальным угрозам, таким, к примеру, как международный терроризм, наркотрафик, торговля людьми, незаконная торговля оружием и др. являются желательной сферой совместной деятельности. С точки зрения России, инерционное расширение НАТО не имеет аргументированного обоснования. Принятие Грузии, Украины и Республики Молдова (в случае исключения из Конституции этой страны положения о нейтралитете) в НАТО усилит централизованный контроль за континентальным воздушным пространством. Повысится степень контроля возможной траектории баллистических ракет на подходе к Европе, усилится контроль над Черноморским регионом в плане борьбы с организованной преступностью и незаконной миграцией, а также облегчит возможную переброску странами альянса войск на Кавказ и Каспий.

На саммите НАТО в Стамбуле в июне 2004 года Североатлантический альянс, признав важность Черноморского региона, призвал партнеров и союзников на побережье совместно работать над укреплением стабильности этого пространства. На практике речь идет о расширении непосредственного военного и политического присутствия НАТО в регионе, однако без формального решения о расширении Альянса, которое стало бы дополнительным фактором обострения отношений между Россией и ЕС.

Тем не менее, Молдавия, Румыния, Украина, Грузия, стремясь реализовать свои новые военно-политические интересы, взяли курс на резкое

1 Даалдер А., Голдгайер Д. Глобальный альянс НАТО необходимо отказаться от регионального статуса // Коммерсантъ. 2006. № 161 (№ 3492) от 31.08.

2 Лавров С.В. Подъем Азии и восточный вектор внешней политики России // Россия в глобальной политике. 2006. № 2, март-апрель.

расширение военного сотрудничества, как с самим военным блоком, так и с входящими в него странами. К примеру, президент Грузии Михаил Саакашвили обещал привести страну в НАТО до окончания своего президентского срока в 2009 году. В свою очередь, власти Грузии подписали договор об укреплении партнерских отношений с НАТО. Лоббирует вступление в эту военную организацию и часть украинской элиты.

Аналогичная ситуация и в Молдавии, которая, согласно заявлений лидеров этой страны, не намерена вступать в НАТО, однако сотрудничество с альянсом постоянно расширяет. В частности, создаются совместные наземные системы противовоздушной обороны, а также контроля над воздушным движением. В сентябре 2006 года на полигоне «Бульбоака», в десяти километрах от непризнанной Приднестровской республики, проводились широкомасштабные учения НАТО - Cooperative Longbow/Langer и т.д. Достаточно показательно, что руководство Молдавии планирует внедрить стандарты НАТО в ходе начавшейся реструктуризации вооруженных сил.

Соседняя с Молдавией Украина уже сегодня пользуется особым статусом в НАТО1. По данным украинского исследовательского Центра Разум-кова, почти 80 % опрошенных экспертов полагали, что атлантическое членство способствует европейской интеграции страны. Не исключено, что все произойдет ровно наоборот. Вступив в НАТО и закрепившись, таким образом, в западной системе безопасности, Киев рискует лишиться шансов на

2

вхождение в европейскую зону сопроцветания и развития .

При этом с экономической стороны проблему вступления в НАТО никто серьезно не просчитывал, а экономическая целесообразность этого шага в Грузии, Молдавии и в Украине даже и не обсуждалась. Вместе с тем достаточно очевидно, что в случае, к примеру, вступления Украины в НАТО, это приведет со стороны России к полному свертыванию сотрудничества в области ВПК, занимающему важное место в народнохозяйственном комплексе.

Тем не менее, практические шаги в направлении НАТО украинским руководством предпринимаются на регулярной основе. К примеру, Национальный центр по вопросам Евроатлантической интеграции Украины повышен в статусе и превращен в совещательный орган при Президенте этой страны. Главам областных и государственных администраций поручено возложить на своих заместителей исполнение функций относительно обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в сфере Евроатлантической интеграции и т.д.

Украинское общество расколото в решении вопроса вступления в НАТО. Так, против НАТО выступают и некоторые действующие в Причерноморье негосударственные акторы. К примеру, 18 июля 2006 года в Крыму так и не удалось в связи с многочисленными акциями протеста жителей полуострова провести учения НАТО «See Breeze-2006». Сторонники же прихода НАТО в регион Причерноморья аргументируют свою позицию благотворно-

1 См. решение Совета Национальной безопасности и обороны Украины от 25.11.2005 «О Национальной системе координации сотрудничества Украины с Организацией Североатлантического договора НАТО».

2 Цит. по: Мошес А.Л. Украина: и все-таки она движется! // Россия в глобальной политике. 2006. № 2, март-апрель.

стью длительного иностранного военного присутствия этой организации в качестве инструмента «социально-политической инженерии».

Президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов, комментируя 6 мая 2006 года информацию по радио «Маяк» о ситуации в Причерноморье заявил: «Я не считаю, что Грузия Саакашвили стала каким-то образом более демократична, чем Грузия Шеварднадзе, скорее наоборот. Я не уверен, что украинское руководство, когда заявляет сейчас о своем стремлении вступить в НАТО, выражает мнения большинства украинского демоса, который где-то на 13 процентов поддерживает эту идею. Но, тем не менее, элиты этих государств, безусловно, занимают антироссийские позиции и встречают в этом полную поддержку со стороны Соединенных Штатов».

Дискурсивные политические практики НАТО в регионе вызывают неоднозначную оценку. Одно, несомненно - в последние годы альянс наращивает свою активность в этом регионе. Так, директор Института стратегических оценок и анализа В.А. Гусейнов убежден: «Южный Кавказ вместе с примыкающими к нему северокавказскими субъектами Российской Федерации являются наиболее конфликтогенной зоной в пределах Средиземноморско-Черноморского региона. Без улаживания этих конфликтов и стабилизации обстановки здесь государства Южного Кавказа не смогут выполнить предначертанные им энергетические и военно-стратегические функции. Думается, что именно с этим связана активизация действий США, Евросоюза и НАТО на Южном Кавказе, которая наблюдается в последнее время»1.

Результатом такого политического дискурса стало проведение в акватории Черного моря двусторонних и многосторонних учений с участием военных кораблей США, Великобритании, Франции, Испании, которых не было в регионе несколько десятков лет. Достаточно очевидно, что направленность такого военно-политического сотрудничества состоит в «выдавливании» российского Черноморского флота из Черного моря, где уже сегодня соотношение сил 1 к 5 в пользу НАТО. Не случайно, в Украине прозападными политическими силами на регулярной основе поднимается вопрос о до срочном прекращении аренды Россией военно-морской базы в Севастополе.

В отношении вышеуказанных процессов продвижения НАТО в Причерноморье неоднозначна позиция Турции, которая, с одной стороны, является союзницей США и ЕС по НАТО, но с другой - у этого государства есть свой взгляд и свои специфические интересы в кавказском регионе. Руководство Турции с большим подозрением относится к политике США в Ираке, особенно в связи с курдским вопросом и др. Тот факт, что США угрожают военными действиями почти всем соседям Турции, особенно Ирану, приводит к возникновению вокруг турецкого государства дуги нестабильности, что явно противоречит стратегическим интересам Анкары. Результатом становится нежелание Турции сделать Черное море местом постоянной дислока-

1 Гусейнов В.А. Ситуация на Ближнем и Среднем Востоке и ее воздействие на среди-земноморский-черноморский регион / Доклад на международной конференции "ЮгоВосточная Европа и Россия: проблемы Средиземноморского-Черноморского региона". Москва, 18-19 ноября 2004 года. М.: Институт Европы РАН, Институт стратегических оценок и анализа, Международный Центр Черноморских исследований (Афины), 2005.

ции кораблей НАТО, что совпадает с позицией России и одновременно противоречит политике Грузии, Молдовы и Украины в этом вопросе.

Как пишет политолог Владимир Кравченко: «Очевидно, что в случае распространения действия операции на Черное море НАТОвские корабли будут с особым тщанием патрулировать восточное побережье, тем самым лишая Абхазию возможности контролировать свою часть акватории. А это — в интересах Тбилиси. Поэтому Грузия является принципиальным сторонником расширения «Активных усилий» в Черном море, полагая, что эта операция будет способствовать решению проблемы замороженного конфликта»1.

Оценивая перспективы вступления Грузии в НАТО в контексте перманентных югоосетинского и абхазского конфликтов, председатель правления неправительственной организации «Грузия - в НАТО» Шалва Пичхадзе считает: «Здесь ситуация пока туманна. С одной стороны, пока не было случаев вступления в НАТО государства с подобными проблемами. С другой стороны, очевидно, что Альянс не желает выдвигать такие условия, которые бы давали России фактически право накладывать вето на вступление Грузии в НАТО»2. Важно отметить, что в условиях членства Грузии в НАТО, Армения может практически утратить возможность сухопутной и воздушной коммуникации со своим основным союзником по Организации договора о коллективной безопасности - Россией.

Таким образом, приходим к выводу, в соответствии с которым усиление активности НАТО в регионе Причерноморья в целом противоречит интересам обеспечения национальной безопасности современной России. Присоединение к НАТО таких стран, как Украина, Грузия, Молдавия, безусловно, будет означать колоссальный геополитический сдвиг. Решение же геостратегических задач, которыми руководство альянса обосновывает наращивание своего присутствия в Черном море, вполне под силу уже существующим в регионе международным военно-политическим структурам.

Ажогина Н.Н., асп. СКАГС

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ

РЕНТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Среди множества явлений, в той или иной мере отражающих капитализацию российского общества, все чаще обсуждается проблема взаимодействия и социального партнерства бизнеса, общества и государства. Главными группами интересов являются государство и организации, представляющие бизнес и общество. При данном взаимодействии его участники вырабатывают согласованные рекомендации и решения, а также участвуют в их реализации. Общественные силы, существующие в настоящее время - это местное самоуправление, профсоюзы, общественные и религиозные организации, политические партии и союзы. Если профсоюзы - это орган, давно существующий, но во времен-

1 Кравченко В. Черное море без «активных усилий» // Зеркало недели. 2006. № 23 (602). 17 - 23 июня.

2 Цит. по: Вигнанский М. Реально говорить о вступлении в НАТО через пять-шесть лет // Время новостей. 2006. № 95. 2 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.