НАТО в Арктике: усиление милитаризации или повышение безопасности в регионе?
NATO in the Arctic: strengthening of militarization or intensification of security?
Шиловская К.А.
Студент 3 курса факультет Зарубежное регионоведение Северный Арктический Федеральный университет
РФ, г. Архангельск E-mail: [email protected]
Shilovskaya K.
3rd year student, faculty of foreign region studies, Northern Arctic Federal university, Russia, Arkhangelsk E-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассмотрена деятельность НАТО в Арктическом регионе в военной и экономической сфере. Показано присутствие НАТО в Арктике, подкрепленное примерами. Приведены примеры расстановки разведывательных ресурсов НАТО на территории Арктических стран, входящих в Альянс. Представлена позиция России - главного оппонента НАТО по данному вопросу, а также представлены позиции всех Арктических стран-членов Североатлантического альянса и стран, не входящих в Арктическую зону, но заинтересованных в данном регионе. Описана идея создания мини-НАТО. В статье указана проблема неясности принадлежности определенных Арктических территорий и возможные угрозы таких проблем. Представлены два возможных сценария усиления активности НАТО в Арктике, по которым Альянс может пойти. В заключении дается ответ на вопрос, представленный в названии статьи.
Annotation.
In the article is reviewed activity of NATO in Arctic region in military and economic spheres. The presence of NATO in the Arctic with facts is shown. There are examples of alignment of reconnaissance sources of NATO on the territory of the countries which are included in the Alliance. Position of Russia - the main NATO's opponent is reviewed and also positions of all Arctic countries-members of the Alliance and positions of countries which are not in the Arctic zone but are interested in the Arctic region are reviewed. The idea of the mini-NATO is described. In the article is reviewed the problem of the unclearness of certain Arctic territories' belonging and possible threats of such problems. Two possible variants of strengthening of NATO's activity are reviewed. In conclusion there is the answer on the question of the title of the article.
Ключевые слова: НАТО, Арктика, наращивание военной мощи, неясность юридического статуса, угроза безопасности, мини-НАТО.
Key words: NATO, Arctic, build-up of forces, unclearness of the legal status, security threat, mini-NATO.
В современном мире многие государства рассматривают Арктику как территорию их политического интереса. Поэтому Арктический регион становится зоной длительного геополитического соперничества. Это соперничество выражается в военном противостоянии, в экономической, технологической и политической
конкуренции. Государства демонстрируют все меньшую готовность к компромиссам в отстаивании своих национальных интересов. Активизация Североатлантического альянса в Арктике может привести к переконфигурации отношений в сфере безопасности и предложит новые вызовы и возможности.
Актуальность работы вызвана тем, что Арктика становится новой зоной влияния НАТО, обеспечение безопасности в которой связано с реализацией жизненно важных интересов государств, входящих в Альянс. Из 5 арктических государств 4 входят в НАТО, поэтому соперничество происходит между Россией, с одной стороны, и арктическими членами НАТО во главе с США (давним соперником России) - с другой. Противостояние России и НАТО в Арктике существует еще со времен Холодной войны. Поэтому сейчас важно определить, происходит ли усиление милитаризации в регионе или повышение безопасности? Продвинулись ли отношения между двумя давними противниками по мирному пути или ситуация только усугубляется и может привести к военному столкновению?
1 НАТО в Арктике: позиция стран-членов и других государств.
Деятельность НАТО по обеспечению безопасности осуществляется в различных направлениях. Среди них можно выделить: военно-политическое, экономическое, экологическое, информационное и т.д.
Арктика стала регионом геополитических интересов НАТО, как главной союзнической структуры, направляемой Соединенными Штатами Америки. Парламентская Ассамблея Североатлантического альянса отметила, что «50% территории, окружающей арктические моря, является территорией государств-членов НАТО» и предложила, чтобы «НАТО мог выступать в качестве форума для диалога по военным вопросам».
Открытому продвижению НАТО в Арктику пока препятствует особая позиция Канады. Позиция Канады основывается на том, что в Арктике возможны только действия на национальной основе. То есть Канада отдает приоритет суверенитету государств.
Арктическая политика Дании отличается сдержанностью и конструктивностью. Дания предложила Арктическим странам - России, Норвегии, США и Канаде провести международную конференцию по вопросам Арктических границ. Дания боится силового раздела границ, потому что в таком случае она потеряет больше всех среди Арктических стран, поэтому ее арктическая полтика отличается сбалансированностью.
Норвежская Арктическая политика достаточно агрессивная. Политику Норвегии можно охарактеризовать непримиримостью в отношении добычи полезных ископаемых другими странами в Арктических акваториях. Для контроля и охраны над добычей ископаемых в норвежской Арктической территории необходимо военное обеспечение. И НАТО активно поддерживает Норвегию в вопросе военного оборудования и учений.
США являются лидером НАТО, и позиция их сводится к недопущению господства России в Арктике. США проводят арктический мониторинг, в результате которого появляется все больше ПРО в Арктических странах-членах НАТО, становится заметнее продвижение Альянса к российским границам.
НАТО официально заявляет о своей «невовлеченности», но настоящее положение говорит об обратном. С 2006 года несколько членов НАТО и государств-партнеров НАТО принимают участие в проводимых в Норвегии маневрах под кодовым названием Cold Response. И, хотя учения формально не проводятся под эгидой НАТО, тем не менее, они являются многосторонними с ядром военнослужащих из стран НАТО.
Кроме того, самолеты США и НАТО были прямо задействованы в двух крупных летных учениях ВВС Швеции, Финляндии и Норвегии Arctic Challenge в 2013 и 2015 годах [5].
Таким образом, Североатлантический альянс давно активно присутствует в Арктическом регионе, проводя регулярные военные учения, участвуя в воздушных миссиях над Исландией и имея элементы активной эшелонированной противоракетной обороны, размещенные в Гренландии и Норвегии.
В связи с тем, что Россия наращивает военное присутствие в Арктике, разведслужбы США взялись за исследование потенциальных угроз на севере, используя канадские и норвежские разведывательные ресурсы. Норвегия наблюдает за выходом с российских военных баз на Кольском полуострове кораблей и подводных лодок.
Важную функцию в системе космической обороны и нападения США выполняет локатор Globus-II в Вардё, который проводит комплексное управление, связь, анализ, распространение и архивацию информации о проявлениях активности в космосе. Локатор занимается сбором полной информации о запуске баллистических ракет с территории России. Globus-II является одним из основных компонентов американской ПРО в Европе [3].
Обсуждается идея создания мини-НАТО, куда должны войти Норвегия, Финляндия, Исландия, Дания и Швеция. Финляндия и Швеция не входят в состав основного НАТО. Инициатором этой идеи выступает Норвегия, а именно Йенс Столтенберг (бывший премьер-министр Норвегии и генеральный секретарь НАТО). Данный проект направлен на создание особой зоны безопасности на Скандинавском полуострове. Такой «оборонительный союз» должен укрепить военные позиции 5 потенциальных стран-участниц мини-НАТО. Этот план активно поддерживает Великобритания, ссылаясь на то, что НАТО должен остановить распространение военного влияния России в Арктике. Скандинавские страны и Великобританию в данном вопросе поддерживают и 3 прибалтийских государства: Латвия, Литва и Эстония. Основной причиной создания этого мини-блока является освоение Россией арктического шельфа. Там находятся ~25% запасов газа и нефти. Такой союз, состоящий из скандинавских и прибалтийских стран во главе с Великобританией, может серьезно помешать российским исследованиям арктических полезных ископаемых. В дальнейшем это может привести к спорам и конфликтам, которые будут разрешаться явно в неравных условиях: Россия против целого ряда государств. Также показательно и то, что в 2014 году Норвегия решила приостановить свое сотрудничество с Россией, а в апреле того же года министры обороны пяти Северных стран встретились, чтобы обсудить военное сотрудничество в Арктике. Различные переговоры о создании мини-НАТО начались еще в 2009 году, но до сих пор этот проект не реализован.
Таким образом, Россия окружена странами-членами НАТО в Арктике, и в случае нападения не сможет быстро отреагировать на агрессию со всех сторон противника. В случае создания мини-НАТО положение России в военно-стратегическом плане ухудшится. На территориях всех Арктических стран, входящих в Альянс, есть его военные ресурсы, представленные в том или ином виде. В Канаде - противовоздушная оборона NORAD, в Норвегии - воздушные учения, ПРО НАТО, "Cold Rasponse" и т.д., в Гренландии (Дания) - ПРО НАТО. В США же ПРО, военно-морская база. При таких обстоятельствах Россия просто вынуждена наращивать свое военное присутствие, чтобы, в первую очередь, обезопасить саму себя. Но НАТО воспринимает это как очередную угрозу и так же наращивает свою военную мощь.
До сих пор Россия и НАТО рассматривают друг друга как основную угрозу своей безопасности. Подтверждением этого является призыв НАТО «готовиться к защите своих границ и интересов в регионе на фоне растущей мощи России». Хотя, по сути, российская «растущая мощь» является ответом на растущую мощь Альянса.
Из-за глобального потепления, благодаря которому летом 2016 года в Арктике были зарегистрированы минимальная площадь льда и необычно теплая погода, в будущие десятилетия именно доступ к богатым энергетическими и пищевыми ресурсами районам в Арктике, а также возможность сокращения маршрутов перевозки грузов из Восточной Азии в Европу и будут разогревать противостояние за доминирование в Арктике. То есть отсюда следует, что в Арктическом регионе заинтересованы не только страны, которые непосредственно в нее входят (Россия, США, Дания, Норвегия и Канада), но и остальные государства.
Ярким примером заинтересованного неарктического государства является Китай. Пекин демонстрирует все больший интерес к Арктическому региону. Этот интерес сопровождается стратегическим сближением отношений с Россией. Для КНР преимущества состоят в том, чтобы использовать Северный морской путь для отправки грузов, что сопряжено с меньшими издержками, чем южный маршрут, а также получить возможность доступа к арктическим ресурсам. России выгодно сотрудничество с Китаем, так как последний готов вложить большие инвестиции в освоении Арктики. Были подписаны соглашения между российскими и китайскими нефтяными компаниями, Китай выражает готовность к строительству глубоководного морского порта в городе Архангельске,
железнодорожной магистрали Белкомур и т.д. Российско-китайские арктические отношения энергично развиваются, чему особенно способствует интерес обеих стран к Северному морскому пути.
2 Угроза безопасности в регионе.
В настоящее время имеются определенные предпосылки для того, чтобы рассматривать Арктику в качестве возможной арены военных действий. Этому особенно способствует всплеск интереса различных стран (как Арктических, так и неарктических) к данному региону, приобретающий характер соперничества, что создает условия для конфликтных ситуаций, за которыми может последовать демонстрация и локальное применение силы.
Положение также обостряет неясность юридического статуса морского пространства, некоторых территорий, морского дна (шельфа). Дополнительной дестабилизации служат возникающие конфликты, связанные с разработкой полезных ископаемых, хозяйственной деятельностью (рыболовство, добыча полезных ископаемых).
Тут стоит отметить, что геологическая разведка США опубликовала исследование, в котором говорится о ~30% необнаруженных месторождений природного газа и ~13% неразведанных запасов нефти в районе Северного Ледовитого океана, вблизи хребта Ломоносова. До настоящего времени хребет Ломоносова остается темой для спора о принадлежности. На данный хребет претендует не только Россия, но и Дания. Решение этого вопроса остается за ООН. Так как Дания входит в НАТО, она может прибегнуть к помощи всего остального Альянса, что будет крайне негативно для России. Так как, по сути, Россия является единственным оппонентом НАТО в Арктике.
В современных международных отношениях категория безопасности делится на «негативную» и «позитивную». Под негативной безопасностью понимается идентификация политическими акторами рисков и угроз их благосостоянию и ценностям. Позитивная безопасность представляет собой мультиакторную модель, характеризуемую ненасильственными мерами по разрешению возникающих противоречий [4].
Усиление активности Альянса в арктическом регионе может развиваться по 2 основным сценариям. Первый сценарий «негативной безопасности» связан с нарастанием военных рисков и угроз между Альянсом и государствами не входящими в НАТО (таким противником в Арктике является Россия). Следствием реализации данного сценария станет милитаризация арктического региона, охлаждение межгосударственных отношений и постепенное угасание деятельности региональных международных организаций, таких как Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) и Арктический Совет. Второй сценарий «позитивной безопасности» предполагает использование потенциала НАТО для расширения международного сотрудничества и формирования режима регионального управления. Но 2 важных институциональных механизма, осуществляющих коммуникацию правительственных и неправительственных акторов по различным проблемам, которые возникают в Арктике -СБЕР и Арктический Совет, оставляя за пределами своей компетенции военные вопросы, не позволяют эффективно регулировать весь спектр отношений в сфере безопасности [4].
Официальная позиция МИД России гласит: в арктическом регионе нет проблем, которые требовали бы применения военной силы. Решение всех возникающих вопросов должно основываться на нормах международного права. Однако присутствие НАТО в Арктике уже давно стало реальностью, а последние действия Альянса и заявления его руководства позволяют сделать вывод, что его активность в Арктике будет только возрастать. Россия пытается взаимодействовать с НАТО, она стремится к снятию напряжения. Например, это взаимодействие России со странами-членами НАТО в международных учениях «ФРУКУС», которые направлены на обеспечение безопасности морской экономической деятельности и др. Также существуют совместные учения России, США и Норвегии «Северный орел», цель учений - отработка взаимодействия флотов 3 государств по вопросам противодействия терроризму и пиратству. Но в 2014 году учения отменились из-за событий в Украине. Отсюда следует, что Россия готова сотрудничать с НАТО, но готов ли Альянс сотрудничать с Россией? Если после окончания Холодной войны были заметны какие-то сдвиги к мирному сотрудничеству, то сейчас ситуация обстоит не лучшим образом. НАТО находит все новые препятствия для мирного сотрудничества с Россией, например, в настоящее время - это украинский кризис. По сути, сейчас в Арктике происходит все та же гонка вооружений,
которая проявляется в наращивании военной мощи государств в Арктическом регионе. И это будет продолжаться, пока обе стороны не пойдут на новое мирное сотрудничество. То есть НАТО и Россия должны объединиться. Например, такой союз может совместными усилиями решать глобальные экологические проблемы в Арктике. Сейчас очень остро стоят вопросы о глобальном потеплении в Арктике, так как это давно стало реальностью, также существует проблема сокращения биологического разнообразия, браконьерство и т.д.
Заключение.
По мере продвижения НАТО на восток будут возрастать угрозы для российских границ. Всесторонний стратегический подход к безопасности повлек за собой расширение границ деятельности НАТО за пределы Североатлантического региона [3].
На мой взгляд, в настоящее время происходит именно усиление милитаризации Арктики, так как страны Запада планируют усилить многостороннее военное сотрудничество в Арктике. Например, в докладе о североевропейском сотрудничестве в области обороны и внешней политики Т. Столтенберг выдвинул предложения о сотрудничестве в 13 оборонных областях между пятью странами Северной Европы: Норвегией, Швецией, Финляндией, Данией и Исландией. В числе приоритетов упоминается создание совместных морских сил быстрого реагирования, ледокольного флота и амфибийного подразделения. Часть такого сотрудничества - рост количества военных учений в Арктике, началась ускоренная модернизация вооруженных сил арктических держав.
Несмотря на сложности во взаимоотношениях, НАТО и Россия должны стремиться к развитию конструктивного сотрудничества, используя существующие структуры и вырабатывая новые, способные повысить качество международных отношений в Арктике. НАТО и Россия должны идти по мирному пути развития арктических отношений, они не должны допустить военных столкновений, которые могут повлечь за собой масштабные разрушения и жертвы.
Список используемой литературы:
1. Апанасенко В.М., Ознобищев С.К.. Конвенциональные вопросы безопасности в Арктике. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. С. 17-19.
2. Конышев В. НАТО: экспансия в Арктику. - ВПК, №8, 3.03.2010.
3. Коровин С.Д., Соловьев А.А., Федоров А.Э. Милитаризация Арктики. - М. АВНРФ, 2014.
4. Шапаров А. НАТО и новая повестка дня в Арктике. - М.: РСМД, 24.09.2013.
5. Аналитическая редакция EшAsiaDaily. НАТО в Арктике: резкая активизация под разговоры о «не
вовлеченности». - 22. 10. 2015.