Проблемы милитаризации Арктики в современном мире The problems of the militarization of the Arctic in the modern world
Аллаяров Рустамбек Алишер угли
Студент 3 курса САФУ Россия, город Архангельск e-mail: [email protected]
Allayarov Rustambek Alisher Ugli
Third year student NArFU Russia, Arkhangelsk e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассматривается проблема милитаризации Арктики в современном периоде, а также позиции стран, заинтересованных в военном присутствии в регионе для защиты своих интересов, практические меры, предпринятые скандинавскими странами в Арктическом регионе. Всеобщая современная тенденция такова, что все страны арктического региона стараются достичь своих интересов в гонке за ресурсами и транспортными коридорами любыми способами, пренебрегая угрозой миру и стабильности в регионе, руководствуясь только лишь личными интересами.
Annotation.
The article discusses the problem of the militarization of the Arctic in the modern period, as well as the positions of countries interested in military presence in the region to protect their interests, practical measures taken by the Scandinavian countries in the Arctic region. The general current trend is that all countries of the Arctic region try to achieve their interests in the race for resources and transport corridors by any means, neglecting the threat to peace and stability in the region, guided only by personal interests.
Ключевые слова: Политика, международные отношения, Арктика, соперничество, милитаризация, военная сила, оружие, оборона, сотрудничество, договоры, соглашения, военные учения, территориальный вопрос
Keyword: Politics, international relations, the Arctic, rivalry, militarization, military force, weapons, defense, cooperation, treaties, agreements, military exercises, territorial issue
Арктический регион - единый физико-географический район земли, прилегающий к Северному полюсу и включающий пригороды континентов Евразии и Северной Америки, весь Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Здесь содержится огромное количество неразработанных энергетических ресурсов - газа, нефти, а также углеводородов. Арктические государства в новых климатических условиях начинают использовать регион в целях расширения собственных транспортных коммуникаций, в результате чего усиление военного присутствия в регионе для защиты собственных интересов государств нарастает. Столкновения интересов субарктических государств, а также энергичная деятельность стран, которые стремятся получить выгоду от использования ресурсов данного региона, могут привести к развязыванию нового глобального конфликта.
Соперничество за контроль над арктическими транспортными коммуникациями и природными ресурсами в начале XXI века обострилось. В следствие подобного процесса была изложена тенденция к многосторонней милитаризации региона.
Так, в последние годы заметно возросло количество норвежских, американских и российских судов и самолетов, которые находятся на боевых частях в морских и воздушных пространствах Арктики. Увеличилось количество военных доктрин. Процессы модернизация вооруженных сил арктических держав ускорились. Канада, Россия и США приняли решения о модернизации и строительстве новых военных баз в регионах Арктики. Арктические государства начали более активно использовать военно-морской флот для отстаивания экономических интересов.
Отсюда вытекает естественный вопрос: Что именно заставило крупные державы активизировать военную деятельность в Арктическом регионе?
Среди основных причин возможного конфликта лежит вопрос: кому принадлежит арктический регион? Ведущие эксперты считают, что многочисленные споры по этому вопросу приведут к масштабной переделке региона. [1]
Арктические регионы разделены на 5 секторов между Россией, США, Норвегией, Канадой и Данией. [2]
Еще 12 государств, большинство из которых включены в НАТО (Бельгия, Эстония, Великобритания, Германия, Исландия, Ирландия, Польша, Латвия, Финляндия, Нидерланды, Литва, Швеция,) проявляют большой интерес к этому региону.
Также в качестве одной из причин возможного нарастания внимания можно считать климатические изменения, которые вызвали оттепель в регионе, в результате которого появляются все более доступные запасы углеводородов и других природных богатств.
Вся это обстановка сопровождается ожиданием гонки вооружений в регионе. Приобретение новых военных технологий, расширение военного сотрудничества стран региона, расширение инфраструктуры их модернизации ВС.
Расширение инфраструктуры, увеличение числа военных учений в арктическом регионе странами НАТО, а также расширение новых подразделений в данном регионе представляет угрозу национальной безопасности России.
Попробуем подробнее рассмотреть правовые аспекты и проблемы арктического региона, а также практические действия, которые предпринимаются на территории Арктики.
Конвенция Организации Объединенных Наций о морском праве 1982 года регламентирует права государств относительно морских территорий. Согласно конвенции, 200-мильная зона от береговой линии государства, является исключительной экономической территорией, и экономическая деятельность на данной территории осуществляется в соответствии с законами прибрежного государства. В этой зоне прибрежные государства осуществляют суверенные права на разведку и разработку ресурсов морского дна и его недр. Исключением является свобода навигации и полетов. Статья 234 Конвенции 1982 года устанавливает принцип природопользования прибрежных государств и свободы судоходства. Россия и Канада в процессе регулирования судоходства в регионе используют это право наиболее активно.
У каждого субарктического государства есть своя стратегия / доктрина, которая регулирует поведение и определяет цели и проблемы стран в Арктическом регионе, а также задаёт вектор внешней политики в отношении данных территорий.
США
Сенатом США в 2008 году была принята позиция о делимитации морской экономической зоны и континентального шельфа. Была собрана специальная комиссия, на которую возложили обязательства по составлению подробной карты морского пояса США. Министерство военно-морских сил США в 2009 году опубликовало документ «Арктический план действий ВМС», в этом документе были определены до 2014 года основные цели и задачи военно-морских сил США. Данный документ регламентировал подход в процессе принятия стратегических решений, а именно: документ призывал вероятностью роста добычи полезных ископаемых, руководствоваться изменениями арктического климата, необходимостью поддержания условий для судоходства, действиями и интересами других арктических государств. [3]
Необходимость разрешения всех вопросов путём мирного урегулирования подчеркнуто практически на всех документах, однако всё же некоторые позиции вызывают уверенность в том, что Вашингтон рассматривает арктический регион как территория, в которой возможно применение вооруженных сил и подразделений. Национальная арктическая политика США взяла курс объединить усилия Министерства внутренней безопасности, Государственного департамента и Министерства обороны для расширения возможностей по защите границ США в случае необходимости.
В целях и проблемам США в арктическом регионе, которые отмечаются в большинстве документов, говорится, что климатические изменения способствуют постепенной очистке вод арктических регионов от льдов, что важно не только для прокладки новых маршрутов доставки, способных изменить всю форму глобальной транспортной системы, но и для добычи ресурсов и полезных ископаемых. Одновременно отмечается, что климатические изменения определяются новыми возможностями развития и открывают новые пути возникновения конфликтных ситуаций в регионе. США стремятся сохранить глобальную мобильность американских гражданских и военных судов на всем пространстве Арктики. Также стоит отметить один интересный случай: За 8 дней до инаугурации Барака Обамы, была принята и опубликована широкомасштабная новая инструкция, согласно которой США объявили территории вплоть до полярного круга, зоной своих стратегических интересов.
Канада
Документ определяющий политику Оттавы в Арктике звучит так: «Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее». [4]. Согласно документу: к стратегическим планам Канады относятся не только развитие экономической деятельности, но и наращивание военного присутствия в Арктике для усиления комплексного контроля над морскими, сухопутными и воздушными территориями региона. В виду отсутствия прямых военных угроз со стороны какого-либо государства канадские спецслужбы ссылаются на угрозу преступных группировок в Арктике, которые якобы стремятся расширить свою деятельность на северных территориях Канады, а также использовать их в качестве коридоров для незаконной миграции. Но реальной же целью эскалации военного присутствия в данном регионе является создание мощной пропагандистской кампании, направленной на других участников арктической пятёрки. Если учесть тот факт, что, на данный момент у правительства Канады нет достаточных ресурсов для комплексного развития Крайнего Севера и реального контроля над его территориями, независимо от других государств, то это является логичным решением. Многие в канадском руководстве понимают это и считают, что было бы гораздо выгоднее идти не путем эскалации собственной военной мощи в арктическом регионе, а путём разделения военных расходов с США и расширения совместных действий в рамках МОЯЛО.
Норвегия
Основные положения арктической стратегии Осло определены в документе под названием «Новые компоненты политики на севере. Следующий шаг правительства на Крайнем Севере» (март 2009 г.). Доктрина достаточно жестко привлекает внимание к вопросу о соблюдении норвежского суверенитета в арктических регионах, а также содержит акцент на вопросах безопасности. Документ ставит перед собой задачу создания эффективной системы контроля за воздушными, сухопутными и морскими территориями Норвегии на Крайнем Севере. Планируется дальнейшее увеличение военного присутствия на Крайнем Севере. В документе говорится: «Большое значение отводится поддержанию видимого военного присутствия, которое необходимо для изложения наших суверенных прав в 200-мильной зоне и обеспечения систем надзора, расследования и управления».
Планируется предпринять комплексные меры по модернизации береговой охраны и вооруженных сил в арктических территориях страны. В этой связи Норвегия в 2008 году приняла план долгосрочного развития. Ранее ВМС Норвегии закупили 5 фрегатов нового поколения, и оборудовали их высокотехнологичными ударными ракетами. На вооружение норвежских ВМС также поступило 6 ракетно-моторных высокоскоростных торпедных катеров класса БкрМ («Совет»). К концу 2007 года введены в эксплуатацию пять патрульных судов проекта «Номен», разработанные специально для работы на норвежском побережье. В 2008 году норвежское правительство закупило сорок восемь многоцелевых американских истребителей модели вместо устаревших Р-16.
Можно подчеркнуть, что политика Осло совпадает с общей арктической стратегией Североатлантического союза (в первую очередь США, Канады и Дании) по защите геополитических и западных экономических этом интересов в Арктике.
Дания
Основой политики Дании в арктическом регионе составляет ее арктическая стратегия 2008 года. Одним из главных приоритетов стратегии является защита территорий и полноценного суверенитета Датского Королевства над всеми её территориями, а также использование ВС для реализации этой цели в случае необходимости. [6]
Таким образом можно сказать, что проблемы ВС Дании достаточно широко. Наряду с прямыми военными задачами (защита суверенитета над Гренландией, наблюдение за воздушным и морским пространством) им приходится решать такие проблемы, как борьба с браконьерством, проведение спасательных операций, надзором и охраной окружающей среды загрязнение окружающей среды, оказание помощи полиции и таможенным органам, надзором и охраной окружающей среды загрязнение окружающей среды и т. д.
Швеция
Несмотря на то, что Швеция не имеет прямого выхода в Северный Ледовитый океан и не считается официальной арктической державой, она не скрывает и даже смело заявляет о своих стратегических устремлениях в Арктике. В этой связи для Стокгольма выгодно обсуждать и реализовывать геополитические интересны через международные и региональные организации в многостороннем формате. На текущий момент Швецией контролируется деятельность североевропейской группы сил, которая рассматривается, как военный ресурс ЕС.
Таким образом, можно сделать вывод, что некоторые руководители Швеции выражают свою геополитическую позицию имеющую антирусскую окраску. «Я считаю, что для шведских вооруженных сил настало время подойти к ситуации с более высоким уровнем угроз», - пишет бывший министр обороны Швеции Бьорн фон Сьюдов. По еге мнению, Россия создает нарастущую угрозу для всех своих соседей. В комментариях к газете «Dagens Nyheter» экс-министр дает точный отчет о своем восприятии сегодняшней России. «Картина угроз должна обсуждаться в связи с сегодняшней и завтрашней Россией», - отмечает фон Шудов. Он заявил, что парламенту Швеции необходимо увеличить расходы на оборону. Шведский политик подчеркивает, что после конфликта с Грузией ряд стран опасаются России, и вероятности оказаться перед лицом военной конфронтации с ней.
Стокгольм настаивает на выводе российского тактического ядерного оружия с Кольского полуострова, считая, что его присутствие в этом регионе серьезно дестабилизирует военно-политические условия и является препятствием для развития международного сотрудничества.
Таким образом, Швеция (не присоединившись к стране), тем не менее, по ряду региональных вопросов придерживается еще более жесткой линии, чем, например, страны НАТО.
Россия
В 2001 году Россия подала заявку в ООН, целью которой было расширение континентального шельфа, которое было отклонено из-за нехватки доказательств. В 2007 году российскими учёными была организована экспедиция ко дну северного полюса, также одной из задач было проведение исследований и сбора доказательств в пользу того, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением Сибирской континентальной платформы. В случае положительного решения Комиссии Организации Объединенных Наций площадь континентального шельфа Российской Арктики за пределами 200-мильной зоны может составить около 1,2 млн. Кв. Км.
Россия, как и другие страны, заинтересована в достижении экономических интересов в арктическом регионе, с обеспечением обороноспособности страны. В 2013 году Совет безопасности принял документ «Основы государственной политики Российской Федерации в арктических регионах на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В документе содержится конкретное упоминание об обеспечении защиты интересов России в этом регионе. Особое внимание уделяется поддержанию благоприятного оперативного режима в Арктической зоне Российской Федерации, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск общего назначения ВС РФ.
Таким образом, каждая из субарктических стран готова защищать свои интересы, помимо мирного урегулирования вопросов, с применением вооруженных сил и средствами ведения операций.
Практические действия, которые проводятся в Арктическом регионе
В 2010 году по инициативе Норвегии были разработаны конкретные договоренности пяти стран (Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции), основанные на механизме сотрудничества в сфере обороны (МОЯОБРСО).
В 2011 году Великобритания приступила к налаживанию сотрудничества стран Северной Европы и Балтии, в которых также приняли участие Германия и Польша.
Западные страны и Россия осуществляют военную деятельность и ведут военные учения в арктической зоне в основном независимо друг от друга, что позволяет предположить, что военная деятельность НАТО в регионе может быть направлена против России.
5 стран Северной Европы (Дания, Исландия, Швеция, Финляндия, Норвегия) долгое время координируют политику в области арктической зоны. Выполняется комплекс мер, проводятся многочисленные мероприятия по укреплению позиций в данном регионе. В 2009 году на одной из сессий представителей стран Североатлантического альянса бывший премьер-министр Норвегии Т. Столтенберг выступил с докладом [7], в котором были даны рекомендации об образовании общей внешней политики стран НАТО. Также он инициировал проведение регулярного патрулирования воздушного пространства Исландии, у которого нет собственных вооруженных сил. Столтенберг предложил создать североевропейское подразделение для контроля над морем, в которое войдут береговая охрана стран и спасательные службы.
С аналогичной инициативой выступил бывший министр обороны Финляндии Чарльз Хаглунд. В 2010 году между Финляндией, Швецией и США был подписан контракт, который в случае войны разрешал свободно перемещаться оперативным подразделениям США на территории вышеуказанных стран. Позже было создано оперативное подразделение шведских и финских военно-морских сил. Был принят документ, регулирующий цели и проблемы этого подразделения и перспективы его дальнейшего существования до 2020 года.
Многие военные учения проходят под эгидой НАТО. В январе 2009 года прошли широкомасштабные учения саперов-взрывотехников на побережье Северной Норвегии (Упражнения по утилизации взрывчатых веществ), в которых принимали участие эксперты из десяти стран (Норвегия, Швеция, Дания, Литва, Германия, Нидерланды, Франция, Бельгия, Эстония , Турция). Главной целью была отработка действий в экстремальных зимних условиях. В том же году прошли учения НАТО СйЖеБропБе, в рамках которых были выполнены действия по отражению агрессии потенциального противника. Интересен тот факт, что фронт проведения доктрин часто обращается к российским границам, а предполагаемый противники - подразделения российской армии.
После событий в Крыму ухудшились отношения России в соседями а конкретно - с Финляндией и Швецией. В настоящее время население Швеции одобрительно смотрит на членство страны в НАТО, население Финляндии настроено негативно. Министр обороны Финляндии Чарльз Хаглунд заявил, что на саммите НАТО в Уэльсе Финляндия подписала контракт о качественно новом сотрудничестве с военным блоком. Аналогичное соглашение было подписано Швецией. Согласно газете 8уе^ка Dagbladet, данное соглашение предоставляет право войскам быстрого реагирования НАТО быть и перемещаться по территории Швеции и Финляндии во время любых операций.
Ряд совместных доктрин, проведенных под эгидой «партнерства во имя мира», стал следующим этапом в отношениях Финляндии и НАТО. После событий Крымской весны Финляндия стала посылать на военные учения более многочисленный контингент, чем обычно. Только за последние полгода Финляндия приняла участие в 2 крупных акциях под флагом Североатлантического альянса и провела первые учения совместного подразделения Военно-морских сил со Швецией.
С 25 мая по 5 июня в северных районах Финляндии, Швеции и Норвегии прошли военные воздушные учения Arctic Challenge Exercise 2015 (ACE 15). Это уже второй совместный маневр, который проходит в рамках сотрудничества трех стран. Учения стали одним из крупнейших в мире военных учебных мероприятий, проводимых в воздухе. Всего было задействовано 115 самолетов из 9 стран. Ожидается, что одновременно в воздушном пространстве было задействовано 90 боевых машин.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, совершенно очевидно, что арктический регион становятся одним из основных объектов для новых геополитических противоречий и столкновений. За исключением субарктических держав внимание к данному региону было сосредоточено рядом других (неарктических) заинтересованных государств.
Одной из основных причин активизации деятельности в арктических регионах являются ресурсы ее богатства. Следствием этого является его последовательная милитаризация. Также в качестве причин возможного возникновения противоречий отмечается соперничество за контроль над транспортными сообщениями и развитие спорных территорий. Из большинства документов, которыми руководствуются штаты в заданной области, следует, что каждый из вышеперечисленных сторон готов отстаивать интересы в арктических регионах даже посредством применения вооруженных сил.
Список используемой литературы:
1. Загорская А.В. Проблемы арктического сотрудничества и механизмы их решения. ИМЭМО РАН Российская академия наук 2011.
2. Конвенция ООН по поморкому справа. United Nations - Treaty Series.
3. Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее. Оттава: правительство Канады. 2009.
4. Первая стратегия обороны Канады. Май 2009. URL: http://www.forces.gc.ca/site/focus/first-premier/iune18 0910.pdf
5. Столтенберг Т. Северное сотрудничество по внешней политике и политике безопасности. URL: http://www/>.mfa.is/Nordic report.pdf
6. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктические регионы в мировой политике: сотрудничество или соперничество? РИСИ. 2012
7. Телегин Е.А. Развитие природных ресурсов. Россия в полицентричном мире. Весь мир. 2011