Научная статья на тему 'Наталья Чуличкова. Лабиринт'

Наталья Чуличкова. Лабиринт Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
227
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наталья Чуличкова. Лабиринт»

Наталья Чуличкова ЛАБИРИНТ*

«Я видел его и нашел, что он выше всякого описания... Лабиринт превосходит самые пирамиды», - так говорит о египетском лабиринте Геродот, который во время своих путешествий застал лишь его развалины и имел возможность осмотреть только остатки наземных сооружений. Великий историк древности был поражен тем, что, даже разрушенный, лабиринт имел своих хранителей, которые как святая святых оберегали вход в подземную, сокровенную часть.

С какой бы легкостью мы ни употребляли в повседневности слово «лабиринт», говоря о путанице коридоров, улиц и дорог, само это понятие и в наше рациональное время сохранило статус чего-то особо значимого, скрытого, важного для судьбы человека и его внутреннего мира.

Этот глубокий смысл уходит своими корнями в века и даже тысячелетия. Лабиринт как древнейший универсальный символ охватывает кажущиеся порою далекими планы человека и его души, природы, небесных сил и законов.

Наиболее известны лабиринты, существовавшие в виде архитектурных сооружений, - египетский и критский. О египетском лабиринте Геродот писал: «Переходы. и извилистые повороты. исполненные разнообразнейшего великолепия, представляли тысячи чудес.»

* Чуличкова Н. Лабиринт // Тайны древних цивилизаций. - Т. 2. - Режим доступа: http://sv-scena.rU/Bib/T а^пу-^еутк±1-18МН7а18щ-Тот-2.198. Ыт1#ай98-Arkheoastronomiya

О том, каким был критский Лабиринт, существует множество гипотез. По преданиям, создан он был легендарным афинским скульптором и архитектором Дедалом. Как свидетельствуют античные авторы Диодор и Плиний, он был построен по образцу египетского, «воспроизводя, однако, только сотую долю» его. По одной из версий, этим лабиринтом был дворец царя Миноса в Кноссе с огромным количеством помещений, ходов, тупиков. В пользу этой гипотезы свидетельствуют археологические находки, сделанные А. Эвансом в начале ХХ в. Однако до сих пор не отбрасывается и версия о том, что лабиринт был построен внутри пещерного комплекса (на Крите и сейчас существуют разветвленные пещерные системы).

А.Ф. Лосев обращает внимание на то, что, хотя, судя по описаниям, их внешний вид разнообразен, «в любом случае у таких сооружений либо все, либо большая часть находится под землей, погружена в темноту».

Совершенно другой тип лабиринтов - так называемые каменные, следы которых обнаружены археологами в разных частях Северной Европы: в Скандинавии, на Кольском полуострове и на Британских островах. Хорошо сохранившиеся лабиринты найдены на побережье Белого моря. Археологи определяют их как мегалитические сооружения III-II тыс. до н. э. и предполагают, что время постройки Соловецких лабиринтов совпадает со временем возникновения других загадочных мегалитических сооружений, например Стоунхенджа.

Эти лабиринты не имеют подземной части, крыши и даже стен. Они представляют собой выкладки крупных камней-валунов, на первый взгляд напоминающие спираль или петли, уложенные замысловатым узором. К этому же типу лабиринтов относятся фигуры, выложенные из дерна либо составленные из земляных валов.

Изображения лабиринтов встречаются на территории Европы, Ближнего Востока, Индии, Китая, Центральной Америки и относятся к различным эпохам. На кносских и других монетах лабиринты имеют форму то квадрата, то круга, то спирали. Подобные орнаменты на древних керамических сосудах и даже античные меандры, украшающие храмы, дворцы и чернофигурные вазы, относят к лабиринтам-изображениям. В более поздние времена изображения лабиринтов встречаются в средневековых готических соборах (например, знаменитая мозаика на полу собора в Шартре). 194

Греческий миф рассказывает о невиданном чудовище, рожденном царицей Пасифаей от быка, посланного Посейдоном царю Крита Миносу, - Минотавре. Он никогда не показывается людям и живет под землей внутри лабиринта. Каждые девять лет Афины платят дань Миносу, отправляя в лабиринт самых прекрасных юношей и девушек. Они входят в него, пересекают страшный рубеж и никогда не возвращаются.

Вход в лабиринт имел символическое значение. В каменных лабиринтах Европы, составленных из непрерывных круговых линий, вход всегда был четко обозначен и представлял собой хоть и небольшой по длине, но обязательно прямой, ориентированный точно на центр, коридор.

В Египте, кроме знаменитого лабиринта, описанного Геродотом, существовали и многие другие, более скромные по размерам. Они принадлежали храмам, тщательно оберегались и, возможно, были разрушены жрецами в темные периоды истории Египта. В традиции Египта момент входа в лабиринт означал поворот в судьбе человека. Ему было необходимо пройти особые испытания, связанные с посвящением в ученики. У входа в лабиринт человек слышал грозное предупреждение: «Подумай еще раз. Ты войдешь, и назад пути не будет».

Пройти лабиринт - значит найти путь к центру. В круговых лабиринтах в центре стоял большой священный камень. По преданиям лапландцев, в более поздние времена у этого камня шаман совершал ритуальные действия, гадания, приношения духам. Центр лабиринта играл роль алтаря.

Почему в одной традиции центр лабиринта - алтарь, в другой -место обитания страшного чудовища? В мифологии лабиринт выступает как модель нашей собственной души. Минотавр тоже часть нашей души. Это внутренняя, невидимая для окружающих, разрушительная сила. Чтобы освободиться от нее, раскрыть свои чистые, благородные помыслы, необходимо сразиться с Минотавром, дойти до центра лабиринта, встретиться со стихийными принципами самого себя, победить Минотавра.

Лабиринт - это испытание еще одного внутреннего качества человека - интуиции. Интуиция восходит к величайшим принципам любви, той высокой любви, которой в Древней Греции покровительствовала прекрасная Афродита Урания. Если несмотря на темноту, несмотря на то что жизненный путь запутан и полон ло-

вушек, человек почувствовал, что связующая нить существует, он способен видеть, слышать, действовать, побеждать.

Некоторые черты лабиринта присутствуют и в строении древних поселений. Сравнительно недавно открытая археологами на Южном Урале «страна городов» несет в себе следы далекой культуры, возможно, относящейся к периоду больших переселений индоевропейцев. Один из оставшихся от нее городов - Аркаим.

Реконструкция Аркаима, осуществленная Г. Здановичем, предполагает, что город состоял из двух частей, «вложенных» одна в другую. Внутренняя, центральная, часть являлась изолированной цитаделью, и пройти в нее можно было только по специальному коридору или галерее, похожей на лабиринт.

... Белое море. Один из островов Соловецкого архипелага, Большой Заяцкий, несмотря на свое название, очень невелик, и, когда поднимаешься на невысокий холм, появляется ощущение, что ты, окруженный только водами и небом, как будто становишься ближе к небу. Гигантский каменный комплекс. Несколько лабиринтов, расположенных на пологих склонах удлиненного холма, будто специально построены так, что их очень хорошо видно с моря. А на вершине холма - какие-то фантастические фигуры из каменных россыпей и множества пирамидок, сложенных из таких же валунов. Не удивительно, что первоначальные попытки объяснить предназначение лабиринтов были связаны с гипотезой о некрополе. Одним из первых русских исследователей лабиринтов был археолог Н.Н. Виноградов. В 20-е годы ХХ в., будучи заключенным в Соловецких лагерях, он сделал обмеры и зарисовки всех найденных им сооружений и выдвинул предположение, что лабиринты оставлены древнейшим народом и связаны с потусторонним загробным миром, миром мертвых. По спирали, приближаясь к центру и делая все новые и новые повороты, должны были проходить души умерших.

Эти предположения находили сторонников, однако появлялись и новые гипотезы. Если лабиринты и имели отношение к миру «иному», то это понимание другого мира включало в себя все многообразие жизни, природы, прошлого и будущего, и прохождение лабиринта было подтверждением способности преодолевать ограничения любого рода, и пространства, и времени.

Лабиринты не спешат открывать нам свой исконный смысл. Однако, прислушиваясь к неуловимым голосам тысячелетних 196

камней, ощущаешь, что та не осознанная до конца суть лабиринтов была для человека сильным зовом, который вдохновлял отправляться в опасную дорогу через холодные воды неспокойного северного моря к далеким островам.

Древние понимали землю, природу и космос гораздо шире, чем мы способны увидеть это в рамках привычного пространства-времени. Лабиринт был символом движения, преодолевающего границы «нашего» мира, которое обязательно подразумевало победу над временем, победу над материальным и победу над смертью.

Обратимся теперь к значению слова. «Лабиринт» (Labris) дословно означает «местопребывание Лабриса». Лабрис - древнейший символ, означавший верховное божество. Впервые это предположение высказал М. Майер в 1892 г. Лабрис имел форму двойного топора, или секиры. А.Ф. Лосев считает, что именно лабиринт был главным жилищем Зевса-Лабриса: «Самый Минотавр, получеловек, полубык, единственный обитатель лабиринта, и есть Зевс или какая-то его ипостась».

Символ двойного топора существовал несколько тысячелетий и был распространен столь же широко, как крест в более поздние времена. Он был известен по всей Малой Азии и берегам Эгейского моря. Он обозначает универсальную силу, охватывающую мир в целом, одновременно объединяющую и разделяющую. Два его лезвия обращены в противоположные стороны - он и орудие борьбы, и орудие созидания.

Лабрис в руках героя - это главный символ лабиринта. Герой направляет его на преображение внешнего мира, и с такой же силой - на преображение собственной души. Тот, кто выходит из лабиринта, выходит обновленным.

Лабиринт - это хаос для тех, кто теряет путь, и космос для тех, кто способен его найти.

С.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.