Научная статья на тему 'Северные лабиринты как астрономические инструменты в соотношении с образцами мифологии и символами культуры'

Северные лабиринты как астрономические инструменты в соотношении с образцами мифологии и символами культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1319
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гномон / Календарь / лабиринт / Петроглифы / северный лабиринт / Солярные культы / топонимика

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Паранина Галина Николаевна, Паранин Роман Викторович

Северные лабиринты рассматриваются как гномоны и календари каменного века. Показан способ использования лабиринтов для ориентации в пространстве-времени широт с особым режимом освещения (полярные дни, белые ночи). Главный действующий элемент тень предмета, устанавливаемого в центре. Фиксация положения тени на изгибах каменных выкладок позволяет определить направление географического меридиана, широту и долготу места, момент наступления полудня, период и день года. Инвариантные признаки лабиринтов определяются условиями освещения на каждой широте. Разнообразие форм отражает эволюцию и динамику, особенности эксплуатации лабиринтов, включая наблюдения за циклами Луны, выбор жизненно важных астрономических и фенологических периодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Северные лабиринты как астрономические инструменты в соотношении с образцами мифологии и символами культуры»

Terra Humana

СЙЕШОШШНИІ

ОСМЫСЛЕНИЕ НООСФЕРЫ

УДК 910:911 , 930 ББК 63.4

Г.Н. Паранина, Р.В. Паранин

северные лабиринты как астрономические инструменты в соотношении С ОБРАЗЦАМИ мифологии И СИМВОЛАМИ КУЛьТУРЫ

Посвящается светлой памяти Виктора Ивановича Паранина

Северные лабиринты рассматриваются как гномоны и календари каменного века. Показан способ использования лабиринтов для ориентации в пространстве-времени широт с особым режимом освещения (полярные дни, белые ночи). Главный действующий элемент - тень предмета, устанавливаемого в центре. Фиксация положения тени на изгибах каменных выкладок позволяет определить направление географического меридиана, широту и долготу места, момент наступления полудня, период и день года. Инвариантные признаки лабиринтов определяются условиями освещения на каждой широте. Разнообразие форм отражает эволюцию и динамику, особенности эксплуатации лабиринтов, включая наблюдения за циклами Луны, выбор жизненно важных астрономических и фенологических периодов.

Ключевые слова:

гномон, календарь, лабиринт, петроглифы, северный лабиринт, солярные культы, топонимика

Северные лабиринты - загадочные мегалиты каменного века, оставленные древней цивилизацией. Проведенные нами опыты имитационного моделирования, лингвистические, топонимические исследования, анализ археологических, астрономических, этнографических и мифологических источников показал, что лабиринты - это гномоны и календари, предназначенные для ориентации в специфических условиях арктического пространства-времени.

Северные лабиринты датируют III - I тысячелетием до н.э. Они встречаются на территории Карелии, Архангельской области, Кольского полуострова, Эсто-

нии, Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии и Англии. Располагают- 121 ся они на островах, полуостровах, близ морских бухт и в устьях; рек. По структуре рисунка выделяются односпиральные, биспиральные, концентрические, радиальные типы. По (форме внешнего контура - круги, овалы, реже квадраты.

а б

Рис. 1. Биспиральные лабиринты: а) Тройеборг на острове Готланд близ Висбю в Швеции [20]; б) Заяцкий остров в Соловецком архипелаге Белого моря [17].

В России за из вилистый рисунок лабиринты называют вавилонами, больше всего их сохранилось на Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага (рис. 1б). Как правило, это невысокие, закругленные наземные сооружения, выложенные из небольших; по размерам валунов, щебня н гальки; ерли включают более крупные камни - поднимаются над землей до полуметра. Внутри совокупности кругов и дуг находятся центральные сложения: груды камней, поставленные на реНро плоские валуны. Лабиринты имеют единый вход и выход: следуя только вперед по дорожке между камнями и не пересекая барьера, человек выходит на то место, открд а начал движение; аядом мегут располагать ся небольшие каменные пирамидки. Лабиринты расположены поодиночке, по два, по три; иногда образуют еолурруг, внутри которого находятся камерные кучи различного размера и вида [9; 11].

Геонрафическтй аналхз проблемы опирается на выявление регионелтных особенностей географического пространства - тех специфических условий природ ной среды северных регионьв Ее]ьтпы, где человеа осуществлял свою дехтель-ность, которые осваивал и отра жал в предметах материальной и духовной кул ь-туры. Освоение территории опирается, в первую очередь, на систему ориентации во времени и проотранстве.

Ориентация в пространстве-времени северных регионов Евразии имеет особенности, свозаннЕїе а явлониямх белых ночей и полярных дней, когда ориентирование возможно только по Солнцу. Это поставило человека перед необходимостью создания адекватного инструмента для определения положения географического меридиана (компас), времени дня (часы), географических координат (широты и долготы), дня года [16]. На поверхности земли для устройства гномона достаточно природного материала, и лучше всего подходят камни. Не-сохранившаяся деталь гномона-лабиринта - деревянный предмет, устанавливавшийся в его центре, тень которого является главным действующим элементом. Его наклон на Полярную звезду повышает точность измерения времени, короткая тень отмечает полдень и указывает на север.

Среда обитания

Terra Humana

Радиальные формы больше всего отвечают представлению о солнечных часах (рис. 2). Камни в центре служат для крепления кола, вокруг которого тень движется в дневную часть суток. Прорисовка ее отдельных положений дает рисунок колеса или Солнца. Наблюдения в течение полярного дня значительной прод ол-жительности позволяют назвать его «спиралью времени», т. к. с каждым витком радиус, описываемый тенью, будет изменяться, уменьшаясь до наступления дня летнего солнцестояния и увеличиваясь - после, в соответствии с высотой солнца над горизонтом.

Судьба лабиринта, показанного на рисунке, печальна: имея диаметр около двух метров, сложенный из небольших по размерам камней, в настоящее время он разобран на сувениры, и туристам показывают созданный на его основе новодел.

Рис. 2. Лабиринт радиальной фйрмъг [17].

Радиальные лабиринты - самые простые: здесь преобладают линейные элементы, очертить круг довольно легко. Это позволяет предположить их большую древность по сравнению с другими типами. Прорисовка теней необходима также для первоначальной разметки более сложных форм. Такие лабиринты входят в композиции наскальных изображений (рис. 3), вероятно, указывая места стоянок в отраженных там планах местности, а также являются атрибутами бога Тарани-са («спираль времени» и «громовой знак»), тождественного скандинавскому Тору и славянскому Перуну [12].

Односпиральные лабиринты похожи на «вечный» календарь, которым якуты пользовались до начала XX в. (рис. 4). На витке спирали большого круга 367 отверстий. Маленький диск в его верхней части имеет семь отверстий - по числу дней в неделе. Дни отмечались перестановкой деревянного шпенька из одного отверстия в другое. Древним образцом подобных календарей может служить пряжка из бивня мамонта с отверстием в центре, из стоянки Мальта на Ангаре, датируемая поздним палеолитом,

Рис. 4. «Вечный» календарь якутов [18].

Двучленное строение имеют и некоторые лабиринты, например, №о 3 Соловецкого архипелага, описанный Н.Н. Виноградовым [1]. В его устье располагается выкладка, похожая на лабиринт, но значительно меньших размеров и иного соотношения длин меридиональной и широтной осей. Вход в нее определяется не с юга, а с востока. Можно предположить, что двучленность конструкции указывает на сочетание наблюдений по солнцу и луне, что характерно для лунно-солнечных календарей и своим следствием часто имеет семидневную неделю, соответствующую четверти лунного цикла.

Концентрические лабиринты (рис. 5) больше других похожи на классический гномон, каким его рисуют в астрономических атласах и краеведческих пособиях, рекомендующих начать работу с разметки поверхности земли или листа ватмана кругами разных диаметров с центром в одной точке. В идеальном случае штатив центрируется, планшет выравнивается, высота предмета, дающего тень, устанавливается в соотношении 1:3(4) к диаметру внешнего круга. Мегалитический «учебник» достойно представляет ту же информацию. Комбинированный из двух частей вариант в центре рисунка предлагает проводить аналогичные наблюдения и по луне. Такое объединение лежит в основе представлений о родстве основных светил дня и ночи, символизированных парными божествами. Один из поздних греческих вариантов: близнецы Аполлон и Диана - дети Латоны (Лето), которая прибыла на о. Делос с севера. Напомним, что летами время измерялось почти всю историю нашего календаря.

Двуспиральные лабиринты (рис. 1), самые сложные и распространенные, наиболее удобны для наблюдения суточных и годовых циклов (гномон и календарь). Полуденная тень сохраняет свое направление и изменяется только по длине, отражающей в полдень максимальную высоту Солнца и длительность светлого времени суток. Это ее свойство использовалось для разбивки года на сезоны, границы которых совмещались с достижением тенью минимальной длины, зафиксированной дугой одного из внутренних кругов. Количество выделяемых в году пе-

Среда обитания

Terra Humana

124 риодов могло определяться различными жизненно важными ориентирами, что отражается в количестве и размерах соответствующих элементов рисунка.

Рис. 5. Петроглифы в графстве Мит, Ирландия [9].

Проблема повторения периодов одинаковой длины тени до и после солнцестояний решается использованием второй спирали, всегда идущей навстречу. Эта деталь устройства позволяет упорным искателям истины продвигаться к центру лабиринта, а затем возвращаться к асходной точке по второй половине пути, идущей параллельно навстречу. Однако ширина дорожек лабиринта не позволяет предположить, что они предназначкны для движения человека. Для ежедневного ведения календаря использовались различные предметы. Это могли быть камни, отлиатые от других по (форме или цвету, или позвонок молодого китак найденный

Н.Н. Гуриной в одном из лабиринтов Кольского полуострова, или еще один кол.

Разнообразие форм лабиринтов свидетельствует о том, что единых правил его построения не было, или они сложились постепенно. Часто выдерживались лишь необходимые условия действия гномона, форма каждого конкретного лабиринта отоажала как географические (режим освещекия), так и акологические факторы (разбивка на сезоны по этапам жизненных циклов промысловых популяций). Если в рисунке лабиронта по степени зотонутости окножнонттй выделяется /две зоны (внешняя с очевидным разрывом на юге и внутренняя - с большей замкнутостью), можно готорить о выделении еериодов осващения захо/дящим и незаходящим светилом.

Древние гномоны ентанавливались вертткально, эдо иллюстрируют наскальные изображения закрепленных камнями шестов (рис. 6). Шнурки, прорисованные в нижней их половине, завершаются утолщением, которое, скорее всего, представляет сабой моток веревки-циркуля, но возможно его использование и в качестве отвеса. В последнем случае можно поискать в лабиринтах грузила, которые часто теряются при использовании подобных инструментов. Вокруг лабиринтов такие находки уже сделаны в количествах, позволивших обсуждать возможности их при-менення в качестве ]тыбтловных ловушек в н.иливно-отливной зоне [3]. Однако закреплению этой теории помешало обнаружение лабиринтов далеко от моря и отсутстоие следов морских отложений бо их тоонрхности. Интересна круглая деталь, венчающая нижнее изображение шеста. Возможно, она указывает на приспособления, позволяющие уточнять положение конца тени, который всегда теряет четкость очертаний (легче определить центр стетовово пятна).

Круглые объекты с «рожками» на петроглифах Карелии (рис. 6) можно отнести к лабиринтам, но направления рогов-теней, уходящих на восходах и заходах от контура лабиринта в юго-восточном и юго-западном направлении, не совпадают с современной компасной ориентиравкой (стрелка внизу по центру). Расчет изменений положения географического меридиана за последние тысячелетия может объяснить это и даже уточнить датировки петроглифов, поскольку обратная задача, на основе древних календарей Дагестана, уже выполнена М.И. Ис-рапиловым [7]. С другой стороны, трактовка изображания как условного знака не предусматривает полного подобия с обозначаемым объектом, тем более, что в организации большинства наскальных композици й древние художник и придерживаются лишь ориентации верхних частей предметов на центр рисунка и принципа перспективы (рис. 3, 6).

В биспиральных лабиринтах предусмотрен наклон гномона в направлении земной оси, т.е. на Полярную звезду. На это указывает сложное устройство центральной группы камней. Для наклонного крепления деревянного шеста служат валики-бордюры и относительно более высокие камни, а для четкости различения направления тени - плоские столообразные блоки, имеющие следы обработки.

Изображения биспиральных лабиринтов получили широкое распространение не только в Северной Европе, но и по всему миру. Производными от знака лабиринта, по нашему мнению, стали все виды солярных знаков (кругов, крестов и свастик). Особое почитание северянами кельтского креста (заключенного в круг) можно считать данью его древности, восходящей к мегалитическим прообразам и той роли, которую лабиринт-гномон играл в освоении пространства. Этот же знак в астрономии символизирует Землю, а знак Солнца - круг с точкой в центре - вид лабиринта там, где оно не заходит.

Получение свастики, ее названия и священного огня, возникающего от трения деревянных элементов, в любом варианте толкования вызывает массу вопросов [10]. Представление о «сверлении» палочкой положенных крестообразно бревен, и восхваление «великолепного» отверстия, рождающего огонь, не объясняет, зачем нужно два бревна и откуда берется четыре излома.

Рис. 6. Петроглифы Карелии [14].

Среда обитания

Terra Humana

С позиции лабиринта-гномона и его производных перевод становится функциональным «сва-стика» - «свет и штык», а процесс более технологичным. Для этого, на наш взгляд, надо использовать все тот же забитый в землю кол, или столб, на который устанавливается деревянное колесо или его крестовина. Если вращать колесо при помощи веревок, получается излом на месте их крепления к концам бревен, перемещение последних копирует движение тени, символизирующее течение времени. Правильный его ход соответствует перемещению с запада на восток, что было впоследствии учтено при конструировании механических часов и закреплено понятием «по часовой стрелке». Участники процесса представляют хоровод бегущих дней или месяцев, который можно интерпретировать как ритуальные движения, особенно в период, когда сам обряд зажигания огня уже редуцирован (постязыческие времена). Катание на толкаемой с ускорением крестовине, часто укрепленной круговыми элементами и закрепленной на вертикальной оси - еще проще и сохранилось сейчас в качестве детского развлечения.

Петроглифы Залавруги (рис. 7) представляют еще два символа, которые мы рассматриваем как производные от лабиринта-гномона: змею и анкх (изображен в руке человека). Первой мудрость приписывается по той причине, что в спокойном состоянии змея ложится кольцами, демонстрируя круг или спираль. Анкх, почитаемый в Египте как главный оберег и ключ в рай - царство мертвых и дом Солнца, представляет абстрактный гномон - ключ от этих территорий.

Широкое использование и практический опыт неизбежно порождают обобщения. К ним относится упомянутый астрономический знак Солнца, абсолютные формы которого достижимы под широтой 90°. Там же, где исчерпывает себя северное направление, остаются три вектора, из которых доминирует южный, центробежный, - это и передает анкх. Заметим, что отсутствие четвертого направления роднит между собой целую серию знаков, смысл которых сводится к началу начал и концу концов: знак Нептуна, трилистники, трехлучевые свастики, название самого числительного на языках данного региона («т()ри» - Тор, финское «колмо» — земля Солнца, немецкое «/(рай»), а противоположности, по определению, сходятся не только на полюсе.

3.

it#

Сюжет рисунка показывает движение на юг оленей, охотников, ладей, украшенных головой оленя и вмещающих порядка двадцати человек. На легкие каркасные лодки это не похоже: по-видимому, ладьи делались из досок, как и лыжи, часто изображаемые на петроглифах. Культура Карелии и Русского Севера показывает, что можно создавать деревянные шедевры без единого гвоздя, а за этим стоит долгая традиция.

Гномоны-лабиринты с каменными (фаллическими) стелами, вероятно - самые древние и редкие. Нам встретилось только одно упоминание о них - в материалах А.П. Журавлева [6]. Отдельные находки Оленеостровского могильника, не получившие объяснения, могут претендовать на роль переносного каменного элемента гномона: речь идет о тщательно отшлифованном Т-образном предмете, похожем на шаманскую колотушку, найденном в богатом захоронении могучего по сложению мужчины - вождя, шамана или удачливого охотника [3]. Лучше сохранились отдельные каменные стелы и идолы, которыми изобилуют Новая Земля и о. Вайгач [19]. Семиликие деревянные идолы могли использоваться также для отсчетов дней недели.

Самым портативным, удобным в дороге вариантом древнего гномона можно считать копье и веревку, изображенные на древних Кносских монетах по краям от точной копии биспирального северного лабиринта и названные в античной легенде условиями победы Тесея над быком и благополучного возвращения героя домой (рис. 8). Как видно, люди, чеканившие их, точно знали о назначении лабиринта и технологии его создания. Верхняя часть изображенного на монете лабиринта, подписана АР, то есть «верх». Слог ап, непроизвольно произносимый нами при участии в восходящем движении, в некоторых языках так и переводится. Он же выражает верхнее положение в названиях облака и яблока (ап-ло-ко), входит в состав имени Аполлона - златокудрого бога света, называемого еще «Пролагателем путей», по греческим легендам, зимой улетающего в колеснице, запряженной лебедями, домой на север.

По нашему мнению, это имя света переводится как «верхние земли» (ап-лен). Слова «пол, поле, полотно» передают представление об открытой для света поверхности (по-ле), а преобладающий тип болот полярных областей носит название аппа. Представление о верхнем положении Севера отражает так же образ мифологической горы, за которой прячется Солнце, поднимаясь по которой можно прийти в его дом. Добавим к этому, что в Северном Приладожье есть место с названием Опполо.

Среда обитания

Terra Humana

Путеводная нить Ариадны, обеспечивающая возможность возвращения Тесея, в действительности - тесьма, она обеспечивает первичную разметку лабиринта, что существенно при внушительных диаметрах, объясняет непрерывность его линий, а при отсутствии камней - представляет единственный материал его устройства (например, на песке, скале). Здесь возникает ассоциация упомянутой героини с Бабой Ягой - «пограничницей», стерегущей дорогу на стыке того и этого света (режима освещения). Достойным представителям рода человеческого эта мудрая женщина вручает клубочек: если его размотать, то правильный путь будет найден.

Легенда о Минотавре не раскрывает, но и не искажает смысла использования гномона-лабиринта, т. к. силуэт рогов бы ка рисует сумма теней гномона в течение дня (рис. 9). Копье-гномон попадает ему между рогов (центр диаграммы). Положение и значение этой точки выражает поговорка «свет клином сошелся». Особенно эффектны тени-рога бога света, более известного как Ваал, на утренней и вечерней заре, когда в течение часа их длина резко меняется, далеко выходя за пределы основного контура (рис. 9, верх). Во вторую схему (рис. 9, внизу), они не включены для получения более крукного масштаба изображения.

1

19 і

18

16

15

12

11

13

2

3

4

6

7

8

13

Рис. 9. Тени гномона (м) 22 июня 2009 г. на широте Санкт-Петербурга. Северное направление соответствует 12 часам.

Совокупность гномона, его теней и структуры лабиринта породила массу аналогий, ассоциаций, запечатленных в различных образах света. К уже названным следует добавить блины, калачи и козули, которые выпекались в дни астрономических кульминаций и на свадьбу в форме спиральных лабиринтов; символы в образе птицы: жаворонок, несущей на крыльях весну, двуглавый орел, обнимающий крыльями восток и запад, утка, из разбитого яйца которой выкатывается желток - солнце (по египетской версии гусь, несущий яйцо-Солнце; у нас - Курочка-Ряба), и Феникс, сгорающий и возрождающийся вновь. Синтез крыльев и змеи воплотился в огненном драконе, перепончатые крылья которого хорошо передают структуру области теней (в нашем понимании «д()-ра-кон» - дающий Солнце круг), а способность возрождаться из пепла роднит его с Фениксом.

На протяжении тысячелетий лабиринт был ареной борьбы героев с разновидностями огнедышащего змея: Зевса с Тифоном, Аполлона с Пифоном, Георгия Победоносца с драконом, русского богатыря с Чудом-Юдом. Повторяется факт применения гномона одной из противоборствующих сторон. Как правило, он обеспечивает победу в виде пики, стрел и подобных воинских атрибутов, что со временем наделило Аполлона функциями бога войны, а в некоторых случаях помогает восстанавливать многочисленные головы змею: так, условием победы на Калиновом мосту стало отсечение огненного пальца змея. Суть конфликта инвариантна: змей сторожит иной мир, в котором есть то, что нужно людям. В обобщенной форме это борьба света и тени, знания - за еще большее знание.

Если средиземноморское наименование лабиринта фиксирует лишь его сходство с двусторонним топором (лабрис), то северное название - «Вавилон » отражает суть его действия: «изгибы, создаваемые светом». Слово «вало» у карел означает свет. Область их проживания отмечена обилием топонимов на такой основе. Путь к этой области особого светового режима хорошо обозначен топонимически. Остров Валаам - не самое северное, но наиболее очевидное звено этого пути, а за ним - вся Карелия, где этот корень уже утрачивает свое нарицательное значение, настолько он употребляем. С запада к этому региону примыкает Балтика, имеющая ту же корневую основу. С юга по такому ведет Волхов, с востока - Волга, объединяемые корнями вал и га. Валдай представляет этот путь благодаря водному мосту - реке Мсте.

Употребление корня га/го в значении пути, как структуры, обеспечивающей передвижение (дорога, гать и др.), согласуется с его основным солярным смыслом год, ход. Применение корня в топонимах - повсеместно. Особого внимания заслуживает устаревшее произношение названий рек на северо-востоке Русской равнины и в Западной Сибири, сохранившееся на картах середины ХХ в.: там, где теперь Каратаиха, раньше значилась Карата-Яга и т. д. Отсюда возможность трактовки персонажа русских сказок: баба на дороге.

Интерес представляет также сходство лабиринта с яблоком и его связь с легендарными представительницами прекрасной половины человечества, две из которых уже названы. Добавим любознательную Еву и скандинавскую Фрею, золотые яблоки которой дарят бессмертие, что, как и ее имя, говорит о территории под названием рай. Локализация рая и культа Аполлона на севере впервые рассмотрена в работах В.И. Паранина [15]. В частности, автор приводит сведения древних о создании храмов Солнца в Дельфах и на Делосе гипербореями, их связях с северной родиной. Приглашение на роль пифий-прорицательниц девушек с севера свидетельствует также о том, что ближние народы, ориентированные на циклы ночных светил, не могли предоставить другого выбора.

Среда обитания

Terra Humana

Напомним, что поиски на Крите лабиринта в понимании последнего как запутанной цепочки помещений остались без результатов. На наш взгляд, искать надо храм Солнца, подобный Стоунхеджу. История свидетельствует о том, что культовые центры осуществляют научную и образовательную функции. Переустройство обсерватории, обеспечивающее точность предсказаний, требует средств, и при отсутствии финансовой поддержки научная составляющая гибнет, что и произошло при разрыве связи с источниками на севере. После прекращения использования гномона при помощи лабиринтов самостоятельно осуществлялась только образовательная функция, что и закреплено в слове «школа», которое во всех языках имеет основу кол, а в латинской и греческой лексике, на которую принято ссылаться, оно не имеет достаточной лексической основы. Таким образом, античные храмы Аполлона можно считать просветительскими центрами и форпостами культуры северной цивилизации.

Одним из имен Аполлона, после победы бога над Пифоном, стало имя Пифий. Имена известных греческих ученых и путешественников - Пифей, Пифагор - дают основание считать этих образованных представителей античного мира наследниками солнечной школы. Пифагор, намного опередивший современников пониманием шарообразности географического пространства и нашедший первое математическое решение названной его именем теоремы, принес, по свидетельствам историков, в жертву быка, или даже сто быков.

Пифей, выделявшийся среди современников умением определять координаты и измерять расстояния, привез из путешествия на Север янтарь, олово, а также способ деления суток на равные по длительности 24 часа. Он засвидетельствовал высокую образованность варваров, живущих на пределе обитаемого мира, - последнем острове Фуле/Туле.

Поиски этих земель спустя сотни и тысячи лет не имели успеха, однако многое позволяет в первом приближении ассоциировать их с Северо-Западом России. На это, в частности, указывает янтарь, которым до сих пор славится Куршская коса на побережье Балтийского моря.

Топонимически прорисованы контуры легендарного острова Фуле/Туле. Если рассматривать первый вариант звучания, то в анализ следует включать все названия, связанные с быком - светом, т. к. ф/в/б/п взаимозаменяемы. Если строго следовать второму варианту - Туле, - одно из значений которого тот же свет, то в центре внимания окажется территория между Ладогой, Онегой и Белым морем, где этот корень встречается несколько раз: Тулокса, Тулосозеро, Тулома, Туло-мярви - в Восточном Приладожье; Тулгуба, Тулома - в Беломорье; Толвоярви, Толвуя - в Заонежье.

Дважды на водоразделе Балтийского и Баренцева морей встречается парное сочетание Тулома-Колос: на Кольском полуострове и в Восточном Приладожье. В обоих случаях первый элемент соответствует западному, второй - северному направлениям. Здесь можно обсуждать второе значение слова «туле» - «входить» - и его морфологическое и смысловое тождество с двурогим светом - быком. Первый рог - тень гномона, уходящая почти в бесконечность, образуется в западной части лабиринта при восходе солнца, второй рог вырастает в час заката, указывая на восток. Так тень (однокоренное к «день», т. к. тоже дается Солнцем) демонстрирует неразрывную связь «двух простанств» Ту-ла и движение с запада на восток, которое в данном регионе выводит на финишную прямую - Колос, которая в солнечных культах связана с домом Солнца, а в культах ночных светил - с Полярной звездой, представлявшейся колом, вокруг которого описывают круги привязанные звери - созвездия. Указанные пары названий фиксируют не единственные, но

самые короткие варианты путей на север: один из Ботнического залива, другой 131 из Ладожского озера. Более южный вариант - по Неве и Свири - является относительно молодым, отсюда и большая доступность для понимания топонима-ориентира С(е)вирь.

Название «Тула» в понятийном контексте лабиринта-гномона объясняет порождение свойствами света и тени числа «два» у народов, связанных с северной цивилизацией: «цвай», «би», «ту», «ду» и буква «V» обозначают рога Ваала или просто Ра-га (Солнца путь). Если взаимозаменяемость родственных звонких и глухих звуков очевидна, то употребление поочередно далеких по звучанию т/ф, наблюдаемое также в местоимениях (ты/вы), производимых от числительных, требует объяснения. Решение подсказывает структура биспирального лабиринта, во внутренней части которого дорожка из прямых линий рисует заглавную букву «Т», а полный его объем, достроенный дугами, - «Ф». Очевидное сходство с крестом в центре лабиринта имеют прописные формы этих знаков (рис. 1).

Онежское озеро, река, залив и ряд рек с корнем он/ан - «первый»: (Онда, Ониг-ма около Белого моря) показывают на начало, исходный участок этого пути. Так мы приходим к представлению о топонимах- числительных. Прямо как в архаичной детской считалочке «эники, беники...», только там отражен факт именования детей по очередности их рождения.

Указание древних на главный храм Солнца на Севере приводит нас к Соловецким островам Белого моря. Великолепие золотого храма в понимании древних не было связано с количеством металла; об этом свидетельствует и эпитет «шарообразный», воплощавший представления об идеале, применявшийся как синоним максимальной реализации чего-либо. Возможно в отношении наблюдения за Солнцем и прямое толкование формы этого храма, т. к. уже был изобретен полос - полусферический прибор, где подвешенный по центру шарик при облучении давал тень, не искаженную горизонтальной поверхностью, как в других формах гномона.

Обилие и разнообразие форм лабиринтов Заяцкого острова в Соловецком архипелаге показывает длительную творческую работу по совершенствованию гномона. Вершина горы Сигнальной озадачивает исследователей рядами каменных пирамидок, расположенных на каменном ложе и рядом с ним, дающих правильные, часто полукруглые контуры. А неподалеку, около Андреевского скита, находятся близкие им по форме свежие скопления валунов - остатки бараков Соловецкого лагеря, которые строились на каменной подушке. Наиболее высокое положение древних поселений в рельефе связано с последовательными стадиями отступления уровня моря в голоцене. Все мегалиты острова расположены выше

13 м над уровнем моря, что не могло уберечь их от периодических наводнений в результате нагона воды. В.И. Паранин исследовал вопрос о затоплении северных территорий, повлекшем за собой массовые миграции «народов моря», по данным древних источников. Историческая память свидетельствует и о катастрофических наводнениях недавнего времени.

Эволюция гномона широко известна как история солнечных часов, изобретение которых приписывается культуре Вавилона, а между тем в южных широтах изменчивость параметров дневного светила несоизмеримо меньше по сравнению с Севером. Не нами замечено, что солярные культы родились на Севере. Задача данного исследования показать их первооснову - практику освоения территории. Применение металла внесло в систему ориентирования новые элементы. Помимо «громовых» качеств, связанных с притяжением молнии к вертикально поставленному металлическому гномону, человек познакомился и с магнитными свойства-

Среда обитания

Terra Humana

ми железа, к которому перешла функция определения меридиана. Корреляция географического и магнитного меридианов отражена знаком двух параллельных линий, пересекаемых еще одной под острым углом. Знак магнитного склонения обнаружен на каменной фигуре водоплавающей птицы (долина идолов, Пегре-ма), но получил у археологов иное толкование. Сравнение ориентации мегалита с направлением стрелки компаса убеждают нас в практической значимости полученного угла, сопоставимого с измеряемым на знаке, чему не противоречит положение этой почти непрерывно обитаемой с VII тысячелетия до н. э. стоянки на северном берегу Онежского озера по пути в Белое море.

Следует заметить, что и традиция ориентирования по солнцу в этом регионе до сих пор не утрачена. Для определения времени карелы используют насечки на подоконнике, чертежи на мокром песке, ладонь. В двух последних случаях к гномону добавляется классическая деталь - кол или палочка размером с мизинец. Солярные знаки на резном деревянном украшении под крышей (полотенца), возможно - рудименты вертикальных солнечных часов, вытесненных появлением механических.

Священные деревья, одиноко стоящие на высоких точках рельефа как дань языческим традициям, также можно использовать при ориентировании, если с формой их крон, слабее развитых с северной стороны, сопоставить направление тени. Особенно удобны заостренные кроны хвойных пород, а также готические формы крыш и шпили, география которых хорошо известна. Аналогично можно ориентироваться и по христианским храмам, пользуясь строгой направленностью алтарной части на восток в совокупности с тенью от колокольни. Положение их в рельефе местности и отражатели света - купола - делают их маяками на дорогах. Использование позолоты, характерное для куполов православных храмов, можно рассматривать как отголосок солнечных культов.

Археологические находки Севера дают большие резервы для понимания истоков и развития астрономической, и, в частности, солнечной культуры. Особое место среди предметов, которые требуют серьезного изучения в контексте ориентирования, занимают так называемые навершия из мягкого мыльного камня с орнаментом (рис. 10). На Кольском полуострове вместе с фрагментами их найдено около десяти. По форме они круглые, овальные, четырехугольные, достаточно массивные. Поверхность и края тщательно зашлифованы, иногда одна сторона выпуклая. Среди них преобладают орнаментированные по всему периметру образцы, иногда зубчатой формы. В средней части всегда просверлено отверстие.

Количество насечек, показанное на ребре предмета, свидетельствует о его календарном назначении: известно, что чередование 7-ми и 8-ми дневной недели удобно для ориентации по лунному циклу. Разбивка кругов по диаметру и деление на секторы могут быть расшифрованы при закреплении в центре рисунка гномона.

Строгая повторяемость формы, частое совпадение величины (5-6 см), широкое распространение заставляют включить в эту категорию и навершия, лишенные орнамента. Подобные предметы встречаются только в поселениях эпохи раннего металла, к тому же нечасто. Как правило, при раскопках поселений их находки еденичны, следовательно, они являлись символом особой значимости человека

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- вождя или шамана. Помимо Кольского полуострова такие предметы известны в Финляндии и Норвегии.

Представления о культуре наших предков существенно обогатятся, если среди археологических находок будет выделена группа предметов ориентирования. Для этого в образовательные программы специалистов, от которых зависит та-

кое понимание, необходимо включить курсы географии и астрономии. А пока предметы, морфологически и функционально сопоставимые с гномоном, компасом, календарем, нивелиром и т. п. относят к украшениям, культовым вещам, оставляют без комментария или просто не упоминают, как это случается даже с каменными лабиринтами.

Рис. 10. Археологические находки с признаками гномонов и календарей [4]

Переход от статуса религии на уровень суеверий происходит по мере утраты практической значимости первоосновы, редукции знаний о ней. Трансформация знаний, связывающих лабиринт с солнечным светом, прошла этапы от Мировой Коровы, создавшей Млечный Путь, и Ваала-быка - к Велесу и Минотавру. Христианское мировоззрение присвоило бычьи рожки всем языческим персонажам, в том числе ветхозаветным, а быка унизило до смешных размеров, добавив ему атрибуты других домашних животных. В негативном образе того, кто за чертой (некогда вершитель судеб - свет), этот культ дошел до наших дней. В новом же тысячелетии он почти забыт...

Однако, ничто не проходит бесследно: так, вопреки логике сохраняется культ коровы в Индии, где это животное никогда не могло быть почитаемым за реальные заслуги перед человеком. Древнейшие пласты знаний, уже не связанные с практической стороной жизни, потеряли глубинный смысл, растворились в абстрактных толкованиях, но сохранились и связывают воедино все уровни духовной культуры от языка до менталитета.

Предлагаемое нами понимание северных лабиринтов дает ответы на многие не решенные ранее вопросы: от связи понятий «камень» и «свет», обозначаемых в разных языках одним и тем же корнем «пе» (Петр и Пейве) до понимания материальной природы знаков и символов, родившихся в лабиринте, волшебным ключом которого становится палочка гномона. Игра теней при открытом

Среда обитания

Terra Humana

134 небосводе сделала гномон-лабиринт третьим оком человека, окном в ближний космос, транслирующим и кодирующим информацию о планетарных характеристиках Земли.

Список литературы:

1. Виноградов Н. Новые лабиринты Соловецкого архипелага. Лабиринт Б. Заяцкого острова. - Вып. XII. - Соловецкое Общество краеведения. - 1927. - 48 с.

2. Гурина Н.Н. Мир глазами древнего художника Карелии. - Л.: Наука, 1967. - 39 с.

3. Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень. Из истории древних лапландцев. - Мурманск: Кн. Изд-во, 1982. - 120 с.

4. Гурина Н.Н. История культуры древнего населения Кольского полуострова. Рос. акад. наук, Ин-т истории материал. культуры.- СПб.: Петербургское Востоковедение, 1997. - 231 с.

5. Елисеев А.И. О так называемых вавилонах на севере России // Известия Императорского Русского географического общества Т. 19. - СПб, 1883. - С. 12-16.

6. Журавлев А.П. Памятники древних цивилизаций Европейского Севера / Науч. архе-ол. о-во Пегрема. - Пегрема: НАО Пегрема, 2007. - 77 с.

7. Исрапилов М.И. Стоунхендж и древние календари и часы Дагестана [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/israpilov_stounkhendzh/israpilov_stounkhendzh.

htm

8. Археология Карелии / [ С.И. Кочкуркина, М.Г. Косьменко, В.Ф. Филатова и др.; Отв. ред. М.Г. Косьменко, С.И. Кочкуркина]; Рос. акад. наук. Карел. науч. центр, Ин-т яз., лит. и истории. - Петрозаводск: КНЦ РАН, 1996. - 413 с.

9. Куратов А.А. Каменные лабиринты в сакральном пространстве Северной Европы.

- Архангельск: Поморский ун-т, 2008. - 48 с.

10. Кутенков П.И. Ярга-свастика - знак русской народной культуры.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. - 450 с.

11. Мартынов А.Я. Археологическая карта Боломорья: некоторые итоги и проблемы изучения // Первобытная и средневековая история и культура Европейского Севера: проблемы изучения и научной реконструкции. Междунар. науч.-практ. конф.: сб. науч. ст. и докл. - П. Соловецкий (Архангельская обл.): «СОЛТИ», 2006. - С. 187-212.

12. Мифы и магия индо-европейцев. Вып.1 / Под ред. А. Платова. - М.: Менеджер, 1995.

- 255 с.

13. Никитинский И.Ф. К вопросу о святилищах междуречья Сухоны и Ваги // Первобытная и средневековая история и культура Европейского Севера: проблемы изучения и научной реконструкции. Междунар. науч.-практ. конф.: сб. науч. ст. и докл.- П. Соловецкий (Архангельская обл.): СОЛТИ, 2006. - С. 433-449 .

14. Неолит Северной Евразии / [Т.Д. Белановская, В.В. Бжания, Н.Н. Гурина и др.]; Отв. ред. С.В. Ошибкина; [Рос. акад. наук, Ин-т археологии]. - М.: Наука, 1996. - 377 с.

15. Паранин В.И. История варваров. - Ч. 1. - СПб., 1998. - 282 с.

16. Паранина Г.Н., Паранин Р.В. Северные лабиринты: инструмент ориентирования и эволюция знака. // Поморские чтения по семиотике культуры.- Архангельск, 2009. - С. 102-107.

17. Скворцов А.П. Сколько памятников на Соловках? // Проблемы изучения историкокультурной среды Арктики. Сб. науч. тр. / Сов. фонд культуры, Центр «Культура и Мировой океан» ТПО СФК; [Ред. сост. В.Н. Булатов и др.]. - М.: НИИК, 1990 (1991).- С. 282-300.

18. Фролов Б.А. «Магическая семерка» // Природа. - 1972, №5. - С. 52-59.

19. Хлобыстин Л.П. Древние святилища острова Вайгач // Проблемы изучения историко-культурной среды Арктики. Сб. науч. тр. / Сов. Фонд культуры, Центр «Культура и Мировой океан» ТПО СФК; [Ред. сост. В.Н. Булатов и др.]. - М.: НИИК, 1990 (1991).- С. 120-135.

20. http://upload.wikimedia.org/

21. http ://physics.nad.ru/img/Labiryntjpg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.