ГБУ р-251.
ГБУ р-251.
ГБУ р-251.
Библиографический список
«Государственный архив Республики Бурятия».
«Государственный архив Республики Бурятия». О. 1, д.1.
«Государственный архив Республики Бурятия». О. 1, д. 3, л. 4.
4. ГБУ «Государственный архив Республики Бурятия». Ф. р-281.
5. ГКУ Республики Хакассия «Национальный архив». Ф. 6.
6. ГКУ Республики Хакассия «Национальный архив». Ф. 21.
7. ГКУ Республики Хакассия «Национальный архив». Ф. 52.
8. ГКУ Республики Хакассия «Национальный архив». Ф. 169.
9. Государственный архив Забайкальского края. Ф. р-487.
10. Государственный архив Иркутской области. Ф. р-635.
11. Государственный архив Иркутской области. Ф. р-2677.
12. Государственный архив Иркутской области. Ф. р-2679.
13. Государственный архив Красноярского края. Ф. р-435.
14. Государственный архив Красноярского края. Ф. р-1418.
15. Государственный архив Красноярского края. Ф. р-1419.
16. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология и практика / под общ. ред. А. К. Соколова. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004. 744 с.
17. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. 702 с.
18. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф. 70.
УДК 242-523.4:2-9
НАСТОЯТЕЛЬ НЕРЧИНСКОЙ УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ ПРОТОИЕРЕЙ И.Г. ЗНАМЕНСКИЙ
© Е.С. Бушуева1, Т.Ю. Смертина2
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
В статье, приуроченной к 150-летию с начала служения в Нерчинской Успенской церкви протоиерея Иоанна Григорьевича Знаменского, описываются жизнь и деяния «маститого старца», воссозданные по документам Государственного архива Забайкальского края и периодическим епархиальным изданиям Читы и Иркутска XIX века. На примере деятельности протоиерея И.Г. Знаменского авторы попытались представить особенности жизни и служения провинциального духовенства XIX века, раскрыть взаимоотношения клира и мирян, проанализировать хозяйственную и благотворительную деятельность настоятеля и прихода.
Ключевые слова: приходской священник; протоиерей; благотворительность; деятельная личность; признанный церковный авторитет.
THE PRIOR OF NERCHINSKAYA ASSUMPTION CHURCH ARCHPRIEST I.G. ZNAMENSKY E.S. Bushueva, T.Yu. Smertina
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article dedicated to the 150th anniversary of the beginning of Archpriest Ioann Grigorievich Znamensky's service in Nerchinskaya Assumption Church describes the life and deeds of the "venerable elder" recreated by the documents of the State Archives of the Zabaikalsky Krai (Transbaikal territory) and periodic diocesan publications of Chita and Irkutsk in XIX century. On the example of the Archpriest I.G. Znamensky's activities, the author tries to represent the features of living and ministry of XIX century provincial clergy, to reveal the relationship of clergy and laity, as well as to analyze the economic and charitable activities of the prior and parish community. Keywords: parish priest; Archpriest; charity; dynamic personality; recognized church authority.
В преддверии 300-летнего юбилея со дня освещения Нерчинской Успенской церкви - уникального архитектурного и исторического памятника Забайкалья начала XVIII века - авторы статьи сделали попытку всестороннего изучения ее истории. Осознавая, что судьба любого православного храма неразрывно связана с множеством человеческих судеб, с их жизненными приоритетами и уровнем культуры, основное внимание уделили изучению биографий настоятелей, некогда проповедовавших в старинном храме. О судьбе наиболее яркого представителя приходского священничества Нерчинска, жизнь которого была связана с Успенской церковью без малого 45 лет, будет рассказано в данной статье.
Источниками, взятыми авторами за первооснову для написания биографии широко известного в свое время протоиерея И.Г. Знаменского, стали найденные в архиве Забайкальского края служебные документы духовного ведомства и периодические епархиальные издания Читы и Иркутска XIX века. Все они позволили в мельчайших подробностях восстановить жизненный путь священника (позднее протоиерея) о. Иоанна Знаменского (рис. 1).
Иоанн Григорьевич Знаменский, как сообщается в клировых ведомостях за 1874 г., родился в семье священнослужителя Тульской епархии в селе Вышней Залегощи Новосильского уезда. Согласно семейным преданиям Знаменских, он родился 6 февраля 1839
1 Бушуева Елена Сергеевна, старший преподаватель, соискатель, тел.: 89145256996. Bushueva Elena, Senior Lecturer, Competitor for a scientific degree, tel.: 89145256996.
2Смертина Татьяна Юрьевна, доцент кафедры дизайна, тел.: (3952) 405483. Smertina Tatiana, Associate Professor of the Design Department, tel.: (3952) 405483.
года и скоропостижно скончался в 1918 году в возрасте 79 лет, немногим не дожив до своего юбилейного дня рождения [1].
Рис. 1. Иоанн Григорьевич Знаменский.
Фотография из личного архива его внука Вадима Николаевича Знаменского
Появление на свет в благочестивой и многодетной семье священника изначально предопределило его судьбу: до середины XIX века духовное сословие являлось замкнутым и неофициально наследование приходов переходило от отца к сыну. Неудивительно поэтому, что все сыновья прадеда Григория Иоанно-вича Знаменского становятся священниками. В силу данного обстоятельства по достижении определенного возраста Иоанн тоже поступает в Тульскую духовную семинарию, которую заканчивает 15 июля 1858 года с аттестатом 2 разряда.
После окончания учебного заведения Иоанн Григорьевич возвращается в дом отца, Григория Иоанно-вича Знаменского, и помогает ему во время служений в его приходе. Однако основным занятием недавнего выпускника на протяжении пяти лет было обучение грамоте крестьянских детей. И только 14 сентября 1863 г. он удостаивается рукоположения в дьяконы самим Преосвященнейшим Никандром, епископом Тульским и Белевским, а на следующий день, 15 сентября, тем же епископом Никандром «во священники» с последующим назначением на службу в Иркутскую епархию на пять лет [2] Направление именно в Иркутскую епархию молодой священник получил «согласно собственному желанию». И этот выбор своего первого места служения был не случаен. Дело в том, что в Иркутске и Западном Забайкалье к тому времени имелось немало родных и близких ему людей, которые в любую минуту могли поддержать и помочь. На данный факт обратил внимание Вадим Николаевич, ныне здравствующий внук священника о. Иоанна Знаменского, проживающий в Риге, который в своем письме пишет: «...прадед (Григорий Иоаннович Знаменский,
священник Тульской епархии - пояснение авторов) имел большую семью и множество родственников». Но даже ему не было известно, что старший брат прадеда - Василий Иоаннов Знаменский - долгое время прослужил священником (с 9 января 1841 года по 17 марта 1850 года) в небольшой Тарбагатайской Николаевской единоверческой церкви, расположенной на территории нынешней Бурятии, и к моменту прибытия племянника, получив повышение, стал протоиреем Иркутской Крестовоздвиженской церкви. Он, Василий Иоаннович, так и остался жить в Иркутске, где и скончался 1 января 1887 года в возрасте 80 лет [3, с. 211].
Не совсем верно и утверждение, что Иоанн Знаменский приехал в Забайкалье в качестве миссионера [4, с. 26]. Дело в том, что на протяжении всего XIX века отмечался переход в Иркутскую и Забайкальскую епархии духовных лиц из других российских епархий. Интенсивное перемещение представителей духовенства объяснялось нехваткой кадров священно- и церковнослужителей в Сибири, а тем более в отдаленных юго-восточных приграничных районах, и вместе с тем их переизбытком в центральных епархиях. В свою очередь, Иркутская духовная семинария, Верхнеудин-ское, Нерчинское, а затем и Читинское духовные училища не могли удовлетворить потребность в квалифицированных кадрах церквей Забайкалья еще и потому, что их выпускникам специальным «Указом» в первой половине XIX века разрешалось выбирать помимо духовной и государственную казенную службу. Поэтому В.И. Косых замечает: «Ситуация с заполнением штатного расписания членов причтов в Забайкальской епархии в лучшую сторону не менялась: дефицит на священно- и церковнослужителей не исчезал» [5, с. 19].
По прибытии в Иркутскую епархию начинающий священник, заочно знакомый со всеми трудностями здешнего климата, спокойно воспринял назначение Высокопреосвященнейшего Парфения, архиепископа Иркутского и Нерчинского, на праздное место к Тун-кинской Николаевской церкви, которая находилась недалеко (по меркам Забайкальского края) от Тарба-гатайской Николаевской единоверческой. Именно с этого времени (5 января 1864 года) можно начать отсчет священнической деятельности Иоанна Григорьевича Знаменского в Забайкалье (включая Западное Забайкалье), а не с 1861 года, как ошибочно полагают представители рода Знаменских [6]. Менее чем через год, 20 октября 1864 года, указом Иркутской Духовной Консистории молодой священник с семьей был перемещен к церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, расположенной в той же Тункинской долине в селении Тунка, и введен во второй штат. А на освободившееся место священника определили дядю Иоанна Григорьевича Знаменского по отцовской линии , прослужившего в означенной Николаевской церкви до 25 июля 1865 года.
В Тунке в молодой семье Знаменских 11 августа 1864 года родился первенец, которого нарекли Дмитрием. В метрической книге за тот год сохранилась запись под № 45, в которой говорится, что родившийся 11 августа младенец был крещен 14 августа. Вос-
приемниками новорожденного стали младший брат Иоанна Знаменского - Леонид Григорьевич Знаменский, ученик среднего отделения Тульской духовной семинарии, специально приехавший по этому случаю к родному брату, и Елена Кирова Дагаева, вдова дьякона Тульской губернии Чернского уезда села Раева, приходящаяся матерью Елене Яковлевне Знаменской (урожденной Копыриной) [7]. Вероятно, Леонид Григорьевич сопровождал в пути следования из Тулы до Тунки тещу Знаменских - Елену Кировну, которая, приехав к дочери, так и осталась жить в ее семье. Крестил Дмитрия его родной отец, священник о. Иоанн Знаменский, и пономарь церкви Вадим Арген-тов.
Семья увеличивалась, и для ее содержания требовалась прочность служебного положения. Иоанн Знаменский подает 25 июля 1865 г. прошение о перемещении его к Байцатуевской Троицкой церкви. Однако семейные обстоятельства не позволили сразу же отправиться на новое место службы. По этой причине он получает временное назначение к Татауровской Петропавловской церкви, в которой успевает прослужить всего лишь 9 месяцев и 5 дней, после чего все-таки переезжает в село Байцатуевское, правда, с опозданием ровно на год - 25 июля 1866 г.
Поселение Байцатуевское, расположенное на территории уже Восточного Забайкалья (нынешнего Забайкальского края), стало тем местом, где талант проповедника Иоанна Григорьевича проявился в полную силу. Энергия слов проповеди, верность нравственным принципам, образованность, почтительное обращение с прихожанами нашли отклик в сердцах простых людей. Церковь стали посещать все больше и больше православных верующих, искать здесь утешения и духовной поддержки в нелегких жизненных ситуациях. Неофициальным признанием активной деятельности молодого священника, его одухотворяющих проповедей, инициатив по обустройству вверенного ему храма стало объявление архипастырской благодарности «за ревностное служение церкви», вследствие высокой оценки усилий священника самим Его Высокопреосвященнейшим, засвидетельствованной указом Иркутской Духовной Консистории за № 3711. А следом за этим, 4 декабря 1867 г., была объявлена полная благодарность от епархиального начальства, удостоверенная указом Иркутской Духовной Консистории за № 5190, в связи с «увеличением продажи свеч и прибыльностью денежной суммы».
Поощрения по службе пришлись ко времени. Ведь в семье рос уже второй сын, Леонид, родившийся 13 февраля 1867 г. Следом появились на свет еще два малыша - Михаил (24 сентября 1871 г.) и Константин (5 марта 1873 г.). Они, так же как и Леонид, родились при Байцетуевской церкви. В метрической книге Троицкой церкви в части «О родившихся» под № 14 значится: Константин родился 5 марта, крещен 7 марта. Восприемниками малыша были Нерчинский купец Михаил Семенович Немиров и его жена Дарья Саватеева Немирова. Таинство крещения, как и во всех случаях, совершил молодой отец - священник о. Иоанн Знаменский с дьяконом Иваном Пляскиным [8].
Уважение к отцу Иоанну, признание его деяний возрастали с каждым годом не только среди прихожан, но в иерейском окружении. И как следствие, 1 сентября 1869 г. десятичным съездом духовенства он в первый раз избирается депутатом Нерчинского окружного училищного съезда, в котором состоял 3 года (с 1869 по 1872 гг.) С истечением срока на очередном Нерчинско-окружном училищном съезде духовенства он вновь избирается членом правления Нерчинского духовного училища с жалованием 75 рублей в год из средств духовенства. Принятое решение съезда оставить о. Иоанна на второе, а затем и третье трехлетие утвердил епископ Селенгинский Ми-летий, согласно резолюции Высокопреосвященнейше-го архиепископа Иркутского Вениамина за № 2689 от 2 сентября 1878 г. [9].
В общей сложности о. Иоанн Знаменский состоял депутатом от духовенства при Нерчинском окружном училищном съезде с 1869 по 1893 гг., после чего был вынужден взять самоотвод в связи с избранием его постоянным членом Нерчинского отделения училищного совета.
Другим ярким примером признания со стороны епархиального начальства, сослуживцев и прихожан личностных и профессиональных качеств Иоанна Знаменского стало событие, связанное с избранием местным духовенством благочинного для своего участка. Так, 18 февраля 1874 г. из четырех кандидатов, предложенных духовенством Нерчинского уезда на должность благочинного, Его Преосвященством Вениамином, епископом Иркутским и Нерчинским, был утвержден в «сей должности» Иоанн Григорьевич Знаменский. О принятом решении сообщалось в указе Иркутской Духовной Консистории за № 716. Хотелось бы обратить особое внимание на исключительный случай в истории православной церкви Нерчинского округа (да и всего Забайкалья в целом): Иоанна Григорьевича Знаменского выбирали на должность благочинного 12 раз, причем каждый срок длился 3 года. В общей сложности в должности благочинного о. Иоанн прослужил 36 лет, до момента выхода за штат. А ведь благочинный - это не почетное пожизненное звание, а выборная должность, «производящаяся баллотировкой» [10].
Иоанн Григорьевич Знаменский, получив 18 февраля 1874 г. утверждение на должность благочинного, сохранил ее за собой до момента выхода за штат. За столь высоким назначением сразу же последовало и перемещение (19 февраля 1874 г.) к новому месту службы - Монастырской Успенской церкви, в которой он и прослужил все последующие сорок четыре с половиной года.
Искренняя забота о своем приходе, добросовестное исполнение обязанностей не могли не вызывать одобрения у простых прихожан. На усердие батюшки обратил внимание и Преосвященнейший Мартимиан, епископ Селенгинский, викарий Иркутский, во время своей поездки по Забайкалью с обозрением церквей. Оценив масштаб проделанной работы, епископ лично наградил священника Знаменского набедренником «за усердное попечение о благоустройстве и благолепии
храма Божьего, за ревностное исполнение пасторских обязанностей».
Награждение произошло 29 августа 1874 г., а 26 марта 1877 г. «за отличие по службе» опять Иоанн Григорьевич Знаменский удостаивается награды, но уже «фиолетовой бархатной скуфью», являющейся специфической церковной наградой для священнослужителей. Скуфья представляла собой головное покрывало, используемое священниками при совершении треб на открытом воздухе. Вслед за этим, 18 апреля 1881 г., «за отлично усердную службу» Высочайше пожалован «фиолетовой бархатной камилавкой» - головным убором, отнесенным к числу наград с 1798 г. Немногим позднее, 18 марта 1886 г., определением Святейшего Синода вновь за «отменную службу» Иоанн Знаменский удостаивается наиболее почитаемой церковной награды - «наперсного креста». Этот крест священнослужители носили на груди поверх одежды. Традиция появилась со времен император Павла, который в 1794 г. установил для ношения на груди протоиереям и священникам крест серебряный позолоченный с распятием. Заслуги иерея, ведущего службу в таком облачении, признание его деятельности на духовном поприще становились очевидными для всех присутствующих на богослужебной церемонии.
Рис. 2. Нерчинская Успенская церковь. Фотография Соседко Ф.Д. начала XX века. ГАЗК ф. 2676
Разнообразны были деяния энергичного священника, за которые церковное руководство ему воздавало почести, а прихожане дарили искреннюю любовь и признание. С самого первого дня своего вступления в должность иерея Нерчинской Успенской церкви, как добрый хозяин, он начал с приведения в порядок древней обители. Из всех прежних священнослужителей, чья судьба была тесно связана с монастырской церковью, лишь Дмитрий Иосифович Солнцев обнес ее территорию деревянной оградой «с балясинами». При о. Иоанне Знаменском стены Успенского храма и алтарь были оштукатурены и выкрашены краской «в храме - на клею», а «в алтаре - на масле», настлан новый пол в алтаре из балок, а в храме - из шлифованного плитняка. Особое внимание уделили окнам. Вставили новые десять рам, причем у окон нижнего
яруса изнутри помещения были приделаны дополнительно шесть новых створных ставень и шесть новых подоконников из «плитнякового камня», выкрашенных белилами. А окна верхнего яруса укрепили новыми «четырьмя решетками из толстой проволоки». Поставили новые двери с северной стороны храма, оббитые железом, перед ними выложили площадку все из того же плитняка. Обновили двери в проходе из теплой церкви в холодную и снабдили «прочным запором» и пр. На глазах у всех церковь оживала и преображалась. Иоанн Знаменский стал первым настоятелем, который произвел основательный ремонт всего строения, вернув облику церкви прежнюю величественность. О том, как выглядела Успенская церковь после восстановления, можно судить по сохранившейся фотографии, выполненной предположительно в конце XIX - начале XX веков младшим офицером Сретенской конвойной команды, этнографом и историком Забайкалья Федором Дмитриевичем Соседко.
Приведя церковь, свое рабочее место, в порядок как снаружи, так и изнутри, Иоанн Григорьевич принялся за реставрационные работы иконостаса. При нем весь иконостас был перебран, переклеен, перекрашен и перезолочен. А иконы из этого иконостаса прочищены и покрыты лаком. Вставлены новые царские двери виртуозной резной работы. Дополнительно устроены новые клиросы и четыре новых киота хорошей работы. Из них две предназначались для алтаря, а два были помещены на клиросы. Кроме того, стремясь максимально приукрасить внутреннее убранство храма, о. Иоанн заказывает московскому фабриканту Сытову 13 новых икон для нижнего местного чина иконостаса московской школы письма, а также культовые атрибуты, предназначающиеся для алтаря, на общую сумму 2200 рублей. Другому известному фабриканту Демидову были заказаны церемониальные одежды, изображения символических знаков Ветхого и Нового Заветов и иная алтарная утварь, на общую сумму 800 рублей. После капитального ремонта церковь вновь была освящена. Иоанн Знаменский всеми силами старался привести в порядок уникальную церковь и в то же время поднять ее до уровня тех приходов, которые видел в центральных епархиях страны. Реставраци-онно-восстановительные работы длились не один год, но тот результат, который смогли достичь, поражал воображение.
Даже Вадим Николаевич Знаменский, 86-летний внук благочинного протоиерея, до сих пор бережно хранит в своей памяти фрагменты поистине великолепного убранства Успенской церкви. А ведь в то время, весной 1929 г., когда он впервые попал на праздничное Пасхальное служение в храм, ему было всего три года. Детская память сохранила яркие эпизоды: «много свечей в подсвечниках у стен и в блестящих люстрах, излучающих мягкий свет», а также «узорчатое дымящееся кадило» и пр. Все, что видел вокруг себя Вадим Николаевич, стоя маленьким мальчиком в толпе наряженных прихожан под сводами легендарной церкви, было делом рук его деда - Иоанна Григорьевича Знаменского. В тот миг, сам того не осознавая, малыш в душевном порыве ощутил единение с
дедом, которого уже не было в живых, и отцом, читающим в храме торжественную проповедь во Славу Светлой Пасхи. Вот почему испытанные им тогда сильные эстетические и эмоциональные переживания запечатлелись в детской памяти на всю жизнь. Сам Вадим Николаевич был последним ребенком в семье младшего сына Иоанна Знаменского - Николая, родившегося при Успенской церкви.
При Монастырской Успенской церкви появились на свет следующие дети Знаменских: Яков (9 октября 1874 г.), Николай (29 ноября 1878 г.), Вера (2 августа 1880 г.) и Елена (1882 г.).
Большое участие в воспитании детей принимала теща Елена Кировна Дагаева, которая более 20-ти лет прожила в их семье.
Благородные деяния маститого старца, как называли о. Иоанна Знаменского сподвижники и ученики, находили не только живой отклик в людских сердцах, но и всестороннюю поддержку. К примеру, жители города Нерчинска, а также окрестных станиц, деревень, селений не остались равнодушными к стараниям местного священника Успенской церкви возродить традицию крестного хода. Для благословения задуманного и придания действу статуса законности о. Иоанн Знаменский в 1879 г. приглашает высокого гостя Преосвященного Мелетия (Якимова), епископа Се-ленгинского. Его Преосвященство соглашается посетить село Монастырское и лично возглавить крестный ход с образом чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы. По прибытии Мелетий совершил всенощное бдение, после чего вместе с хором своих певчих прошел весь путь от Успенской церкви до города Нерчинска. В Нерчинском Воскресенском соборе Владыка коленопреклоненно прочел молитву «ко Пресвятой Богородице» и благословил на «ежегодное совершение 21 мая торжественного всенощного бдения Богородице по случаю принесения святого образа Ее в Нерчинск». Благословение Владыки положило начало замечательной традиции ежегодных крестных ходов в честь иконы Успения Пресвятой Богородицы. С этих пор каждый год 21 мая из церковного иконостаса вынимался широко чтимый в крае образ, который с крестным ходом несли в город Нерчинск. Здесь горожане поочередно вносили святыню в дома и служили перед ней молебны. В село Монастырское икону возвращали только 1 июня, и иерей Знаменский водружал ее на прежнее место. Установленная традиция была идентична традиции иркутян, которые еще с конца XVIII века ежегодно 21 мая совершали крестные ходы по деревням, расположенным поблизости от Иркутска, с другой глубоко почитаемой Сибирской святыней - иконой Казанской Божьей Матери. Вместе с тем, уточняет Ю.В. Викторова «благословение святителя Мелетия, ныне канонизированного Русской Православной Церковью, пребывало недолго над Забайкальской землей». В кровавые 20-е годы послереволюционных преследований и репрессий «традиция совершать крестный ход была утрачена» и, к сожалению, так и не возродилась до настоящего времени.
21 ноября 1880 г. о. Иоанн получает резолюцию от архиепископа Иркутского и Нерчинского Вениамина за
№ 2019, в которой ему «преподано благословение, освятить обновленный Успенский храм». Однако освящение храма в указанном году не состоялось по причине «не получения, вопреки ожиданию, из Москвы заказанных ранее новых икон» и прочей церковной утвари. Храм, обновленный и приукрашенный после капитального ремонта, был освящен Иоанном Знаменским позже.
Со времени перемещения на службу к Успенской церкви (с 19 февраля 1874 г.) Иоанн Григорьевич назначается законоучителем Монастырского приходского училища с «ежегодным вознаграждением из суммы общества Успенской волости» в размере 50 рублей.
Постановлением же Иркутского епархиального попечительства «О бедных духовного звания» Иоанн Знаменский избирается сотрудником Читинского отделения епархиального попечительства по Забайкальской области, о чем был уведомлен 20 марта 1880 года указом за № 14. Выбор кандидатуры о. Иоанна Знаменского стал неслучайным. Новый иерей искренне заботился о проживающих при Успенской церкви сиротствующих детях умершего священника Алексея Стукова - Домнине, Параскеве, Симеоне. Непрерывно ходатайствовал перед Епархиальным Попечительством о повышении сиротам пособий по потере кормильца, подыскивал им возможность самим подработать с учетом возраста и состояния здоровья. Девица Домнина Стукова устраивается им «относить обязанности просфорные» с получением дополнительного жалования от церкви 18 рублей и от прихожан 24 пуда хлеба ружного в год, помимо епархиального ежегодного пособия в размере 24 рублей. Иоанн Знаменский не оставил без помощи и жену умершего псаломщика Павла Пляскина. Он выхлопотал для молодой женщины и двух ее малолетних детей попечительское пособие в размере 12 рублей в год на каждого.
За всю многолетнюю службу Иоанн Знаменский ни разу не дозволил исполнять обязанности просфорные своим жене или дочерям, как это делали священники других церквей. На эту должность им обязательно приглашались вдовы или сироты, получающие возможность мало-мальски заработать деньги для прокормления. Милосердие и добропорядочность священника не раз обращали на себя внимание епархиальных попечительских обществ. Отношениями Иркутского епархиального попечительства от 27 февраля 1875 г. за № 93 и от 1 марта 1878 г. за № 85, а также Читинским отделением епархиального попечительства от 24 марта 1883 г. за № 245 (за утверждением архипастырей) о. Иоанну были объявлены благодарности за искреннее внимание к «участи вдов и сирот».
Когда встал вопрос об отстранении от церковной службы священнослужителя Д.М. Смирнова, которого «из-за пьянства и буйства» не брали ни в один приход Забайкальской епархии, Иоанн Знаменский единственный согласился на совместное служение с этим человеком. Спустя несколько лет, характеризуя поведение разжалованного коллеги, протоиерей Знаменский отмечал: «Читает очень хорошо, поет весьма
хорошо, катехизис знает отлично. Поведение за 1878 г. довольно хорошее, за 1879-1880 гг. хорошее. Водку испивает он реже и с большой осторожностью, чем в прежние годы. По должности исправен и надежен»[11, л 6-7 об.]. Отец Иоанн не остался равнодушным к участи Дмитрия Смирнова, его семьи и детей. Он не только вернул к нормальной человеческой жизни главу семьи, но и помог его сыну Константину, исключенному из Нерчинского Духовного училища по причине «малодеятельности», определив на должность второго псаломщика к этой же Нерчинской Успенской церкви.
Особого внимания заслуживает сочувствие священника Иоанна Знаменского, проявляемое им к талантливым людям края, оказавшимся в нелегкой жизненной ситуации. Так, будучи хорошо знакомым с творчеством Нерчинского художника-самоучки Проко-пия Николаевича Рязанцева (которого исследователь Е.Д. Петряев ошибочно именует Павлом), и высоко ценя его самобытные художественно-этнографические работы, протоиерей Знаменский поддержал известного мастера во время последнего посещения им Нерчинска (с сентября 1892 г. по июль 1895 г.). К сожалению, дореволюционный краевед-исследователь А.В. Харчевников в процессе своего изучения творческого наследия Рязанцева, получив возможность ознакомиться с уцелевшими отрывочными записями из личных документов и переписки художника, так и не смог объяснить причины столь внезапного возвращения Рязанцева в родной город и то, чем занимался он в обозначенный период времени. Знакомясь с делопроизводством по 3-му благочинному округу Забайкальской епархии, автор выяснил, что пожилой живописец, обладавший каллиграфическим почерком, на протяжении некоторого времени оформлял отчетную документацию по церквям, за это благочинный протоиерей Иоанн Знаменский щедро платил художнику, пытаясь таким образом помочь Рязанцеву в решении его материальных проблем. О том, что почерк человека, заполнявшего ведомости за 1893-1894 годы «по благочинию Иоанна Знаменского» принадлежал именно Рязанцеву, сомнений быть не может. Этот красивый, ровный почерк, с крупными правильно прописанными буквами идентичен тому, которым был подписан портрет Хрисанфа Петровича Кандинского. По мнению М.И. Алфериной, главного хранителя фондов краеведческого музея им. А.К. Кузнецова, сделать надпись на торжественном портрете богатейшего купца края могли дозволить лишь художнику П.Н. Рязанцеву (1829-1897 гг.). После отъезда именитого гостя обратно в Благовещенск Иоанн Знаменский вновь возвращается к ведению церковной документации. Он, как и прежде, легко справляется со всеми обязанностями и даже не редко составляет отчеты за взрослых сыновей - священников из церквей своего благочинного округа (Леонида и Якова).
Согласно решению Святейшего Синода от 23 марта -1 2 апреля 1895 г. настоятель Успенского храма священник Иоанн Григорьевич Знаменский удостаивается сана протоиерея «за немалые заслуги по духовному ведомству». Протоиереем именовали первого в
ряду священников при соборной церкви, зачастую ее настоятеля. Бывали случаи, когда звание протоиерея давалось и как почетное отличие. В отношении Знаменского можно утверждать, что сан протоиерея, полученный им как «почетное отличие», был честно заслужен, ведь к этому времени он возглавлял свой благочинный округ уже 21 год, и за весь период служения не получил ни единого замечания со стороны начальства. При этом иерей Успенской церкви обладал соответствующим для своей профессии образованием, окончив ранее теологический факультет Тульской духовной семинарии. На тот период в Забайкальской епархии, по данным В.И. Косых, «менее половины клириков имели надлежащее образование», в том числе и протоиереи, среди которых «лишь 11 окончили богословские факультеты российских духовных семинарий» [5, с. 18-19]. К вышеперечисленным заслугам маститого старца можно добавить еще и то, что он по резолюции преосвященного Макария с 12 января 1891 г. исполнял обязанности катехизатора округа, а также неоднократно (с 1869 по 1893 г) избирался членом правления Нерчинского духовного училища. В ряды катехизаторов по резолюции епархиального начальства назначались наиболее грамотные священники епархии для ведения своего рода «временных популярно-богословских курсов» в приходах и округах. Их целью было «научение истинам веры и нравственности в массе своей несведущего в религиозном отношении народа». В соответствии с уточнением архимандрита Ефрема, это одна из разновидностей церковной проповеди, «упрощенно объясняющей катехизис». Не все пастыри владели силой слова. Лишь наиболее добросовестные и подготовленные могли в содержание «молитвы Господней» вставить «множество весьма полезных нравоучений и назиданий». К таким искусным проповедникам, опытным в изложении своих мыслей, относился и о. Иоанн Знаменский. Его проповеди собственного сочинения были полезны «не только сельским и городским прихожанам», но и многим начинающим священнослужителям.
За двенадцатилетнее «сряду прохождение должности благочинного» и в связи с пятидесятилетием Иоанн Знаменский 3 февраля 1889 г. был награжден орденом Святой Анны III степени. Годы напряженной работы не прошли даром, и 6 марта 1907 г. «за отлично усердную службу» он вновь Высочайше пожалован орденом Святой Анны II степени, а 6 мая 1908 г. «все-милостивейше сопричислен» к ордену Святого Владимира IV степени в связи с семидесятилетием и 36-летним периодом исполнения должности благочинного.
Высокие награды не сделали его равнодушным к месту своего служения. Он прилагал все силы, стремясь сберечь любимое детище - храм, содержал его в безупречном состоянии. Не обращая внимания на выход за штат, Иоанн Григорьевич весной и летом 1910 г. завершает строительство небольшого (всего 3х3) дома для «помещения сторожей» под одной крышей с прирубом амбара. Причем вся крыша постройки была покрыта железом и окрашена. Перед передачей своих полномочий о. Иоанн довершил ого-
раживание всей территории церковной усадьбы новой деревянной оградой «взамен обветшалой старой», выстроенной Дмитрием Солнцевым еще в 1872 г. Меры безопасности, предпринимаемые уже бывшим настоятелем церкви, были необходимы в связи с участившимися кражами церковного имущества. Так, в одном из донесений архипастырю Иркутскому и Се-ленгинскому о. Иоанн сообщает: «...в сем году с 1 на 2 апреля ночью неизвестные злоумышленники проникли через верхнее окно южной стороны холодного храма в оный храм.» и, похитив деньги, безнаказанно скрылись.
В деле благоустройства и защиты древнего святилища от лихих людей иерей Успенской церкви действовал, безусловно, не один, его первыми помощниками стали члены церковно-приходского попечительства, основанного 1 октября 1868 г. Оно на протяжении всех лет активно участвовало в благоустройстве храма, беря на себя решение финансово-экономической стороны планируемых дел. К наиболее значимым из них можно отнести покрытие Успенского храма железом (1869-1870 гг.), устройство церковной ограды (1871-1872 гг.), постройку дома для священника (1874-1875 гг.), сооружение нового иконостаса в теплых приделах храма и покупку для него новых икон (1876 г.). Остаток в размере 572 рублей в конце 1880 г. попечительство отослало в Москву для расчета за ранее заказанные иконы, предназначенные для иконостаса холодного придела и выкупа там же церковной утвари. Объем работы, проделанной попечительством за 12 лет, был внушителен. За весь этот период совет израсходовал 6730 руб. Но лишь благодаря совместной деятельности духовенства и мирян удалось привести в порядок старинную церковь. Членство в церковном попечительстве считалось весьма почетным, поэтому в него избирались лучшие представители от селений, составляющих данный приход. Сохранился список членов попечительского совета, выбранного прихожанами в конце 1880 г.: председатель -крестьянин Семен Иванович Грановский, члены попечительства - казаки Алексей Семенович Савватеев, Елисей Иванович Пешков, Александр Кириллович Бянкин, Николай Ефимович Надежкин и крестьяне Константин Сафронович Голобоков и Никита Филиппович Соснин.
В короткой заметке «История Успенской обители», опубликованной в газете «Православное Забайкалье» за 2006 г., автор Ю.В. Викторова обращает внимание на то, что во второй половине XIX века церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Монастырском на средства прихожан была отремонтирована, после чего перечисляются выполненные работы. Складывается впечатление, что поддержание благообразного внешнего вида церкви было исключительно делом рук самих прихожан. На самом деле это результат общих усилий прихожан и священника, где определяющим все же, являлась инициатива и деятельность последнего.
28 апреля 1910 г. о. Иоанн Знаменский обращается с рапортом в Забайкальскую Духовную Консисторию об освобождении его от исполнения обязанностей
«приходского священника и участкового благочинного». Мотивируя свое столь внезапное решение «слабостью здоровья при наступающей старости». Ко всему прочему рапорт сопровождался «нижайшей просьбой» к Преосвященному Мефодию, епископу Забайкальскому и Нерчинскому, о переводе одного из его сыновей на службу к Успенской церкви. Свое прошение Иоанн объяснил так: «.по выходе за штат мне, безусловно, удобнее было бы жить в селе Монастырском при своих, нежели при чужих . благоволите, милостивый архипастырь, в село Монастырское перевести из станицы Митрофановской сына моего, священника Якова Знаменского, который согласен и желает быть моим преемником по службе» [12, л. 4-4 об.]. К прошению отца был приложен рапорт сына о согласии на перевод за № 57.
Получив прошение, Забайкальская Духовная Консистория уже 10 апреля 1910 г. издает приказ за № 320. В соответствии с резолюцией Его Преосвященства постановлялось: «.протоиерея Иоанна Знаменского уволить за штат, а священника Митрофанов-ской церкви Якова Знаменского .перевести к Монастырской Успенской церкви с возложением на него должности благочинного».
Таким образом, священник Иоанн Знаменский вышел на заслуженный отдых лишь в 72 года, передав из рук в руки приход и должность благочинного 3-го округа своему сыну Якову.
За долги годы «беспорочного, честного и ревностного» служения «Богу, Царю и Отечеству», в общей сложности составившего пятьдесят четыре с половиной года, отец Иоанн 48 лет состоял в штате и 7 лет за штатом. Но даже на пенсии он не оставлял церковной службы, часто приходил в Успенский храм, участвовал в служении Божественной Литургии, а «в чтении и пении постоянно при богослужении праздничном». Нередко и сам выступал с проповедями, особенно во время Великого Поста. В течение ряда лет вел всю документацию по благочинному округу. Поскольку вся его жизнь, все помыслы были неразрывно связаны с любимой Успенской церковью, в ней же совершилось и отпевание протоиерея Знаменского.
Погожим весенним днем 10 мая 1918 г. заштатный протоиерей Иоанн Знаменский скончался с «полным христианским напутствием». И как отмечают люди, близко знавшие о. Иоанна, о дне своей кончины он ведал заблаговременно. Ушел из жизни незаурядный человек, яркий представитель просвещенной интеллигенции города Нерчинска середины - конца XIX века, достойный сын своей эпохи. Он был хорошо знаком со всеми известными деятелями Нерчинска, такими как купцы-золотопромышленники братья Дмитрий и Николай Бутины, исследователь-естествоиспытатель Михаил Зензинов, талантливейший художник-самоучка Прокопий Рязанцев и многими другими.
Накануне отпевания, после Всенощного бдения, состоялся торжественный вынос тела почившего «.из его помещения в храме при преднесении хоругвей и пения». Для отпевания собралось 10 священников, среди которых имелись 3 протоиерея и 3 дьякона. На другой день во время службы Божественной Ли-
тургии, вспоминают очевидцы, непроизвольно составился хор из всех присутствующих здесь священнослужителей, которые пели с «...необыкновенным подъемом духа, так что получилась замечательная партия, которая останется в памяти всех». Один из благочинных, оценив услышанное в храме пение, сказал: «Достойное - достойному служителю Божию» [13, л. 1 об.].
Похоронили о. Иоанна Григорьевича Знаменского «в церковной ограде против алтаря», рядом с могилой его жены Елены Яковлевны (в девичестве Копырина), умершей несколькими годами ранее. Указания именно на данное место погребения имеются не только в архивных документах, но и на фотографиях Успенской церкви тех лет, а также сохранились в воспоминаниях жителей села. Учитель местной школы Светлана Николаевна Шураева вспоминает, что, будучи еще маленькой девочкой, она вместе с бабушкой Павлой Ильиной часто ходила в лес за земляникой и на обратном пути они непременно заходили в гости в небольшой дом на краю села. В этом доме жила «щуп-ленькая, невысокого роста, старушка», добродушно приглашавшая их отведать чая. За одним из таких чаепитий, «добрая старушка», которой являлась Го-ровая Елена, призналась, что она дочка тех, кто похоронен у церкви. Действительно, Елена Иоанновна была восьмым и последним ребенком в семье Знаменских. Она дожила до середины 60-х годов прошлого столетия и скончалась в родном селении. На плане, высланном Вадимом Николаевичем, могила его деда обозначена на юго-востоке от церкви, а на самом деле она располагалась строго на востоке, в нескольких шагах от церковного алтаря. Здесь до сих пор выступает из земли остов надгробия, а гранитные обломки самого памятника небрежно разбросаны вокруг. Заметим, что территория, отведенная под церковь и церковную усадьбу, в то время составляла 2300 квадратных сажень, т.е. прямоугольник со сторонами «40 сажень в длину и 20 в ширину», обнесенный деревянной оградой. Здесь, у старой церкви, похоронили сначала жену Знаменского, а затем и его самого. Сохранились фотографии XIX столетия со снимками фасада Успенской церкви, на которых отчетливо видны две одинокие могилы вблизи алтаря.
Умерла Елена Яковлевна в 1913 г., прожив с Иоанном Знаменским в совместном браке ровно 50 лет (рис. 3). Из уважения к маститому старцу епархиальное начальство дозволило похоронить жену-мирянку в церковной ограде, поскольку, исходя из указа Святейшего Синода от 12 апреля 1833 года, «погребение мирян в церковных оградах должно было быть разрешено в каждом отдельном случае» высочайшей архипастырской санкцией. При этом в указе разъяснялось, что «погребение мирян при церквах в селениях допускать сколь можно реже и не иначе, как по особому разрешению архиерея и по самым уважительным причинам, как-то: в благодарность создавшему храм своим иждивением или обеспечившему содержание причта и при этом имевшему житие бла-гозаконное и кончину непостыдную».
Рис. 3. Елена Яковлевна - жена протоиерея И.Г. Знаменского. Из личного архива Валерии Николаевны Костяевой
Последний момент в жизни Иоанна Знаменского, присущий и любому смертному, - погребение, весьма показателен. Народу из прихожан на прощальную церемонию собралось немного, несмотря на то, что «почивший отец протоиерей Знаменский сорок четыре с половиной года безвыездно прожил в одном селе Монастырском». Причину людского равнодушия попытался объяснить священник Николай Попов в своем отчете. Он с горечью ссылался то на «будничный день (это была суббота)», то на «спешность с посевами хлеба и картофеля», то на «холодность и некоторую небрежность к духовному сану людей, объявленных к современному направлению и не признающих ничего святого»[14, л. 2]. Зато к похоронам почившего собрались почти все его дети и сродники, среди них, как известно, было 3 священника и 1 дьякон. Доставили из Читы и «невинного узника» о. Якова Знаменского, позволив присутствовать на похоронах «глубоко почитаемого им родителя». В этот «столь волнительный момент» впервые за долгие годы собрались вместе все представители рода Знаменских в Забайкалье, чтобы потом, разбросанные годами лихолетий, уже не встретиться никогда.
Присутствующий на погребении благочинный 23 благочинного округа протоиерей Нерчинского Воскресенского собора Николай Лукич Попов с грустной иронией заметил, что «после похорон детьми почившего было любезно предложена поминальная трапеза», на которой помимо духовенства «было много посторонних почитателей почившего, в том числе и бывших его прихожан». Данное уточнение священника отнюдь не случайно. Им иерей передал истинный морально-нравственный уровень сельчан и их подлинные идейно-революционные приоритеты. Знакомый не понаслышке с деяниями почившего протоиерея Николай Лукич замечает: «Знаменский, прослуживший святой церкви полстолетия, мог бы стать живым укором народившемуся молодому поколению духовенства,
многие из коих, прослужив каких-нибудь несколько лет, при первой невзгоде или материальной скудости, или из политических соображений готовы сразу же оставить священнический сан» [15, л. 164], совершенно им не дорожа.
К жизни и церковному служению благочинного протоиерея Иоанна Григорьевича Знаменского можно отнести слова, сказанные Его Преосвященством Иоанном, епископом Забайкальским и Нерчинским о том, что, если люди будут следовать таким путем, то у них есть возможность стать добрыми и полезными сынами своего народа, чья жизнь пройдет не бесследно, но принесет плод [16, с. 133].
Биографические данные, приведенные в статье, осветили далеко не все стороны деятельности о. Иоанна Григорьевича Знаменского. Но даже на примере этих кратких сведений видно, что вся жизнь провинциального сибирского священника, была посвящена духовному служению людям и неустанной заботе о сохранении уникального памятника культового зодчества начала XVIII века - первого каменного храма Нерчинского воеводства, некогда охватывавшего земли от Байкала до берегов Тихого океана, - Нерчинской Успенской церкви.
Статья поступила 29.12.2015 г.
Библиографический список
1. Из письма Валерии Николаевны Костяевой (в девичестве Знаменской), внучки священника о. Иоанна Григорьевича Знаменского от 25.05. 2012. (Из личной переписки Е.С. Бу-шуевой с автором письма В.Н. Костяевой, проживающей в городе Хабаровске).
2. ГАЗ К Ф. 282. Оп.1. Д.2422. Л. 2 об.
3. Жалсараев А.Д. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии XVII-XX столетий. Энциклопедический справочник. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство. 2001. 448 с.
4. Литвинцев А.Ю. Священники Знаменские // Эффект. 2011 г. 4 мая. № 18 (889). С. 26.
5. Косых В.И. Забайкальская епархия 1908-1923 гг. / отв. ред. И.И. Кириллов. Чита: ЗабГГПУ. 2007. 204 с.
6. Из письма Вадима Николаевича Знаменского, внука свя-
щенника о. Иоанна Григорьевича Знаменского от 18.02. 2011. (Из личной переписки Е.С. Бушуевой с автором письма Знаменским В.Н., проживающим в городе Риге).
7. ГАЗ К Ф. 8. О. 1.Д. 108. Л. 1-1 об.
8. ГАЗ К Ф. 8. О. 1. Д. 1298. Л. 9.
9. ГАЗ К Ф. 282. О. 1. Д. 2422. Л. 3 об.; ГАЗК Ф.282. О.1. Д. 2498. Л. Зоб.
10. ГАЗК Ф. 282. О. 1. Д. 2498. Л. 4
11. ГАЗК Ф. 282.О. 1. Д. 2498. Л. 6-7 об.
12. ГАЗК Ф. 8. О. 2. Д. 783. Л. 4-4 об
13. ГАЗК Ф. 8. О. 2. Д. 783. Л. 1 об.
14. ГАЗК Ф. 8. О. 2. Д. 783. Л. 2.
15. ГАЗК Ф.8. О. 2. Д. 631. Л. 164.
16. Епархиальная хроника // Забайкальские епархиальные ведомости. Чита, 1914. № 4 (15 февр.). С. 133.
УДК 377.031.4:93
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ИРКУТСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА © О.А. Горощенова1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматриваются предпосылки создания Иркутского политехнического института (ИПИ) - крупнейшего технического вуза на территории от Урала и до Дальнего Востока. Вуз был основан в 1930 г. объединением «Союззоло-то» во главе с А.П. Серебровским и носил название Сибирский горный институт. Первоначально в составе вуза было три факультета - геологический, горный и металлургический. По мере роста сибирской промышленности учебное заведение стало открывать на своих основных факультетах новые специальности, увеличивать количество студентов за счет вечернего и заочного обучения, создания филиалов и консультационных пунктов. В 1938 г. вуз стал называться Иркутским горно-металлургическим институтом. Контингент студентов на 1 сентября 1954 г. составлял 2400 человек по горному, геологическому, машиностроительному и строительному направлениям. В связи с расширением вуза министерством было принято решение о строительстве целого комплекса - студенческого городка в Свердловском районе г. Иркутска. Строилось новое здание, общежития, фабрика-кухня, стадион. После выхода в свет Постановления СМ СССР от 19 марта 1960 г. № 304 и СМ РСФСР от 2 июля 1960 г. № 1000 неопределенность в профиле института была устранена. Институт стал называться Иркутским политехническим. Ключевые слова: техническое образование в Восточной Сибири; Иркутский национальный исследовательский технический университет; Иркутский горно-металлургический институт; Иркутский политехнический институт; советское время; экономика Сибири.
1 Горощенова Ольга Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, профессор РАЕ, директор музея истории ИрГТУ, тел.: 89148727644, e-mail: [email protected]
Goroshchenova Olga, Candidate of History, Associate Professor of the Department of General Education, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences, Director of ISTU Museum of History, tel.: 89148727644, e-mail: [email protected]