Статистический и корреляционный анализы, проведенные с показателями всех исследований, позволили нам сделать следующие выводы:
1. Медицинские работники, характеризующиеся доминирующим фемининным типом поведения, в отношении к своему здоровью более деятельны, они раньше начинают заботиться о собственном здоровье, уделяют больше внимания правильному питанию, чаще обращаются к врачам в профилактических целях, а также реже практикуют вредные для здоровья привычки. При этом они оценивают свое физическое здоровье выше, чем психологическое. Хорошее физическое самочувствие позволяет им активно заниматься повседневной и профессиональной деятельностью. При анализе эмоций, возникающих в связи с ухудшением состояния здоровья, для данных испытуемых наиболее характерны озабоченность, расстройство и сожаление. Они более чувствительны к изменениям самочувствия, чаще испытывают чувство страха из-за ухудшении своего здоровья. В случае недомогания более склонны обращаться за помощью к коллегам, друзьям, родственникам.
2. Респонденты с явными маскулинными поведенческими реакциями ниже оценивают свое физическое состояние, у них выше показатели интенсивности боли и ниже показатели общего здоровья. При этом эмоциональное состояние характеризуется доминированием положительных эмоций, хорошего настроения, которое определяет общий тонус жизни человека. Они проявляют меньшую активность по отношению к сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих. Отношение к здоровью у них носит рассудоч-
ный характер и мало затрагивает эмоциональную сферу, заботу о своем здоровье они рассматривают скорее как необходимость. В целом они склонны не обращать внимания на незначительные недомогания. При ухудшении самочувствия чаще всего испытывают сожаление и раздражительность. В поиске информации о здоровье и здоровом образе жизни ориентируются преимущественно на научные источники и собственные знания.
3. Медики, характеризующиеся андрогинным поведением, имеют более близкие показатели соотношения уровней заинтересованности в сохранении как физического, так и психологического здоровья. Они проявляют большую гибкость в своем поведении. Их активность в отношении сохранения своего здоровья и здоровья окружающих меньше, чем у испытуемых из группы 1. При этом отношение к здоровью и забота об его сохранении носят характер необходимости. Для женщин данной группы формы поведения в сфере здоровья отличаются большим разнообразием. В случае недомогания или ухудшения своего самочувствия они чаще всего предпочитают самостоятельно принимать меры для поправки здоровья, проявляют большую, в сравнении с другими, силу воли, придерживаются здорового образа жизни.
Таким образом, проведенный анализ показал, что у медицинских работников с различным гендерным типом существуют некоторые особенности, характеризующие отношение к собственному здоровью и здоровому образу жизни.
Статья поступила 31.08.2015 г.
Библиографический список
1. Боллигер Л.В. Влияние гендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию женщин: монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. 122 с.
2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании. Ростов н/Д: Мини Тайп, 2005. 479 с.
3. Никифоров Г.С., Ананьев В.А., Гурвич И.Н. Психология здоровья. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 504 с.
4. Основы здорового образа жизни: сб. статей. Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 2001. 410 с.
5. Психология профессионального здоровья: сб. статей. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 480 с.
УДК 242-523.4.2-8
СВЯЩЕННО-ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ НЕРЧИНСКОЙ УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ
© Е.С. Бушуева1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Предпринята попытка воссоздать на основе сохранившихся в Государственном архиве Забайкальского края документов духовного ведомства летопись преданного служения Богу и людям священно-церковнослужителей Нерчинской Успенской церкви первой половины XIX века и тем самым восстановить некогда прерванную связь времен. На примере деятельности настоятелей Успенской церкви, прибывших из епархий Европейской части России, представляются особенности жизни в патриархальном провинциальном городе, раскрывается роль духовенства в просвещении населения отдаленного края.
Ключевые слова: настоятель; священник; благочинный; псаломщик; дьякон; церковный староста; наследование прихода.
1 Бушуева Елена Сергеевна, старший преподаватель, соискатель, тел.: 89145256996. Bushueva Elena, Senior Lecturer, Competitor for a scientific degree, tel.: 89145256996.
NERCHINSKAYA ASSUMPTION CHURCH CLERGYMEN AND MINOR ORDERS IN THE FIRST HALF OF XIX CENTURY: LIFE AND DEEDS E.S. Bushueva
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
An attempt is made to recreate the chronicles of the spiritual devotion to God and people of the clergymen and minor orders of the Nerchinskaya Assumption Church in the first half of the XIX century on the basis of the documents of religious affairs department preserved in the State Archives of the Trans-Baikal Territory. It will restore the once interrupted continuity of times. On example of the activities of the Deans of the Assumption Church, who arrived from the dioceses of the European part of Russia the article shows the features of life in a patriarchal provincial town and reveals the role of clergy in the education of the population of the remote region. Keywords: Dean; archpriest; psalm reader; deacon; churchwarden; chapel parish.
Из документов, сохранившихся в фондах Государственного архива Забайкальского края, стало известно, что в XIX веке Нерчинская приходская Успенская церковь была под особым попечением двух больших священнических родов - Стуковых и Знаменских. Если о священниках Знаменских, прослуживших в храме в общей сложности 55 лет, автору удалось собрать обширный материал (включая фотографии священников), установить переписку с их многочисленными потомками, разбросанными от Риги до Владивостока, и опубликовать ряд статей [4-7], то о Стуковых, чье церковное служение в совокупности длилось более 63-х лет, найдены лишь отрывочные, скупые сведения.
По архивной информации, в начале XIX в. настоятелем Нерчинской Успенской церкви становится священник Георгий Васильевич Стуков, который в 1801 г. за долгую добросовестную службу переводится из села Монастырское в город Нерчинск к соборной Воскресенской церкви на должность священника. Впоследствии, в 1829 году, он назначается настоятелем этого большого кафедрального Воскресенского собора.
На освободившееся место настоятеля Успенской церкви сразу утверждается священник Афанасий Силин Стуков, прослуживший в ней с 1801 по 1811 гг. Вести церковное хозяйство и многолюдные богослужения ему помогали дьячек Василий Васильевич Стуков и пономарь Семен Борисович Стуков [1].
В 1811 г. настоятелем Успенской церкви становится старший сын Афанасия Силина - Михаил Афанасьевич Стуков, которому духовный путь и приход достались «по наследству» от отца и деда. В это время при церкви исполнял службу дьячка его младший брат Алексей Стуков, учащийся Нерчинского приходского училища. Успешно завершив обучение в приходском училище, Алексей 25 августа 1812 г. получает уже официальное назначение на место дьячка Успенской монастырской церкви. Михаил, как старший брат, выступил учителем и наставником для Алексея, и к 1820 г. службу в храме братья Михаил и Алексей Сту-ковы уже вели совместно. 26 марта 1821 г. Алексей посвящается во дьякона в Нерчинский Заводской Заказ к Цурухайтуевской Николаевской церкви преосвященным архиепископом Иркутским и Нерчинским Михаилом (Миткевичем). Спустя два года тем же преосвященным архиепископом Михаилом (Миткевичем) он был рукоположен во священники на постоянное
место служения к Нерчинской Успенской церкви, о чем получил письменное уведомление (грамоту). В 28 января 1823 г. Алексей Афанасьевич продолжил семейную традицию и возглавил Успенский приход. Церковные службы молодой священник отправлял совместно с племянником - дьячком Василием Михайловичем Стуковым.
В 1843 г. он, уже зрелый и всеми уважаемый священник, утверждается новым архиепископом Иркутским и Нерчинским Нилом (Исаковичем) общим духовником, т.е. благочинным местных церквей. Позднее за «отлично усердную» службу и примерное поведение Алексей Афанасьевич Его высокопреосвященством был поощрен «архипастырским благословением с представлением права внести это в послужной список» [2, Л. 25, об.; 26].
К 1846 г. дети в семье священника Алексея Афанасьевича Стукова уже выросли. Все четыре сына пошли по стопам отца: Анемподист служил пономарем в той же Успенской церкви, где вел службы его отец; Прокопий окончил курсы богословия Иркутской духовной семинарии; Алексей находился в доме отца по причине серьезного психического заболевания; младший тринадцатилетний Симеон обучался в Нерчинском приходском училище во 2-ом классе «на содержании отцовском». Три взрослых дочери: Домнина, Параскева и Евдокия получили хорошее домашнее воспитание и образование, умели читать и писать. Главе семейства А.А. Стукову к этому времени исполнилось 47, а его жене Матрене Васильевой - 49 лет.
В конце лета 1863 г. Алексей Афанасьевич Стуков скоропостижно скончался. На освободившееся место настоятеля Успенской церкви получил назначение молодой деятельный священник Дмитрий Иосифович Солнцев.
Дмитрий Иосифович окончил 5 июля 1858 г. полный курс Владимирской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда. 14 октября 1859 г. молодой выпускник посвящается во дьяконы преосвященным Иустином (Максимовым), епископом Владимирским и Суздальским, в Благовещенской церкви села Дунило-во Шуйского уезда. Здесь и началась его служба на поприще духовного просвещения. Четыре года спустя, тем же преосвященным Иустином (Максимовым), епископом Владимирским и Суздальским, Д.И. Солнцев 16 июня 1863 г. рукоположен во священника с отправлением, согласно собственному желанию, в Иркутскую епархию для занятия священнического места на срок
5 лет. Прибыв в Иркутскую епархию 9 сентября 1863 г., Дмитрий Иосифович был определен лично высокопреосвященнейшим Парфением (Поповым), архиепископом Иркутским и Нерчинским, к службе в церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, Нерчинского округа, Успенской волости, упраздненного монастыря.
На новом месте церковной службы Солнцев быстро завоевал авторитет и уважение у прихожан не только своего прихода, но и у всех жителей Нерчинска, вследствие чего по образованию в городе 22 июня 1864 г. строительного духовно-училищного комитета он был незамедлительно избран действительным членом этого комитета. С 1 ноября 1865 г. принял должность законоучителя монастырского приходского училища Успенской волости [3, Л. 2]. 9 августа 1866 г. Дмитрий Иосифович вновь утверждается на выборное место законоучителя данного училища. Вероятно, именно в этот период им были составлены «своего сочинения» три проповеди и три «научения».
06 ответственном отношении Д.И. Солнцева к своим обязанностям законоучителя свидетельствует тот факт, что, согласно ходатайству генерал-губернатора Восточной Сибири и командующего расположенными в Восточной Сибири войсками Михаила Семеновича Карсакова, поданного им лично на имя высокопреосвященного Парфения (Попова), епископа Иркутского и Нерчинского, Дмитрий Иосифович за «усердное исполнение обязанности законоучителя» был награжден 15 октября 1871 г. набедренником. Как уточняется в клировых ведомостях, «грамоту, указы и свидетельство на воздевание набедренника имеет». Полученная награда - высокая оценка энергичной деятельности Дмитрия Солнцева на посту законоучителя монастырского приходского училища как со стороны духовных, так и светских властей. Как известно, генерал-губернатор М.С. Карсаков, долгие годы военный губернатор Забайкальской области и наказной атаман Забайкальского казачьего войска, много времени и сил уделял заселению и обживанию вверенного ему края, при этом обращая особое внимание на строительство школ и образование местного населения.
4 октября 1867 г., по представлению начальства Нерчинского духовного училища, в соответствии с требованием Устава православно-духовных училищ, высочайше утвержденного 14 мая 1867 г., и резолюции высокопреосвященного Парфения (Попова), епископа Иркутского и Нерчинского, Дмитрий Иосифович утверждается в должности члена правления Нерчин-ского духовного училища. Решение об его назначении было одобрено на заседании правления Иркутской духовной семинарии 26 октября 1867 г. Членами первого совета, учрежденного при Нерчинском духовном училище, стали смотритель данного училища протоиерей Павел Затопляев, его помощник Иван Благовещенский, два священника от окружного духовенства: Нерчинской соборной церкви Петр Смирнов и Нерчин-ской Успенской церкви - Дмитрий Солнцев [8]. Как следует из журнального постановления училищного правления, священник Дмитрий Солнцев с 7 марта 1868 г. по 17 июня 1871 г. состоял делопроизводите-
лем Правления названного учебного заведения с окладом 100 руб. в год. Одобрение на исполнение им этих обязанностей было получено непосредственно от Его высокопреосвященства Парфения (Попова).
За свою добросовестную деятельность Дмитрий Иосифович не раз удостаивался поощрений. Так, 4 декабря 1867 г. Указом Иркутской Духовной Консистории № 5190 ему за «увеличение продажи свеч и прибыльной от свеч суммы» была объявлена благодарность епархиального начальства. Позже, 20 марта 1869 г., Солнцеву выносится Указом Иркутской Духовной Консистории за № 1392 очередная благодарность за «попечительность и деятельность на пользу своей церкви».
Настоятель отец Дмитрий бережно относился к древней Успенской церкви и заботился о ее благоустройстве. Из памятных записей узнаем, что в 1872 г. он на средства приходского попечительства, которое им же и было учреждено 1 октября 1868 г. [5, Л. 10, об.], обнес церковь новой оградой с балясником, а для ворот сложил «шесть столпов каменных, покрытых тесом». Вся эта постройка по стоимости обошлась заказчику в 600 руб. На оставшиеся деньги благотворителей Солнцевым был приобретен «напрестольный серебряный крест чеканной работы по весу около 10 золотников, сверху весь вызолоченный, на сумму 45 руб. 27 коп.» [3]. Видя радение настоятеля, жители села тоже старались внести посильную лепту в преображение храма. Так, крестьянин Иван Михайлович Верхотуров, приложил «Евангелие в лист», в котором верхняя дека была украшена «изображением Спасителя и четырех евангелистов, серебряная, вызолоченная», а нижняя с «серебряными вызолоченными угольниками». Это богатое Евангелие, стоившее около 95 руб., доставлено было Верхотурову непосредственно из Москвы [3, Л. 8].
Усилия молодого священника не могли не быть замеченными людьми, поэтому депутатами духовно-училищного окружного съезда 5 октября 1869 г. Д.И. Солнцев утверждается на второе трехлетие членом правления Нерчинского Духовного училища. Немногим позднее, 1 декабря 1869 г., десятичным съездом Духовенства он избирается депутатом Иркутского епархиального съезда от Нерчинска. За свою активную гражданскую позицию, инициативность и ревностное служение церкви 9 сентября 1870 года правлением Иркутской Духовной Консистории за № 2955 Дмитрию Иосифовичу была объявлена благодарность лично от Его Высокопреосвященства.
И как следствие высокого признания деятельности священника Солнцева, 29 мая 1871 г. он утверждается журнальным постановлением Иркутской Духовной Консистории и Высокопреосвященнейшим Парфением (Поповым), архиепископом Иркутским и Нерчинским, исправляющим должность благочинного по II благочинному участку Нерчинского округа. В его благочиние входили такие церкви, как: Успенская церковь упраздненного монастыря, церковь Чудотворца Николая села Урульгинского, церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Чиронского, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы села Городищенского, церковь
Живоначальной Святой Троицы в селе Байцатуев-ском, церковь Знамения Пресвятой Богоматери в селе Торгинском, церковь Святого пророка предтечи крестителя Господня Иоанна в селе Зюльзинском, церковь Петро-Павловская в Старом Олове, Алеурская Николаевская церковь, церковь Пресвятой Троицы Сухановской слободы, Спасская церковь села Курлы-ченского, Причетенская церковь пешего №11 батальона Забайкальского казачьего войска в станице Сретенской, Николаевская церковь села Куенгинского, Троицкая Оловянинская церковь [3, Л. 1].
В большой и дружной семье Дмитрия Иосифовича поднимались один за другим маленькие дети: Александр, Иннокентий, Екатерина и Евдокия, обучавшаяся в Нерчинском Софийском женском училище. Все дети священника Солнцева родились при Успенской церкви. Его жена Ольга Иосифовна, милая заботливая женщина с «очень хорошим поведением», умеющая читать и писать, получила прекрасное домашнее образование.
После 11 лет добросовестного служения в Иркутской епархии Дмитрий Иосифович Солнцев, вероятно, вернулся со своей семьей в Европейскую часть России, т.к. начиная с 1874 г. о нем в архивных документах не встречается никаких упоминаний.
На освободившееся место настоятеля Успенской церкви получил назначение молодой инициативный священник Иоанн Григорьевич Знаменский, незадолго до этого прибывший из Тульской епархии. Биографию этого незаурядного деятеля православной церкви автору удалось восстановить до мельчайших подробностей благодаря сохранившимся служебным документам духовного ведомства и периодическим епархиальным изданиям XIX века, опубликованным в Чите и Иркутске [4-7].
Знакомясь с составом притча Успенской церкви, нельзя не сказать о церковнослужителях, которые помогали в богослужении Дмитрию Иосифовичу Солнцеву.
Вакансию дьячка при Нерчинской успенской церкви многие годы занимал Анемподист Алексеевич Стуков [3, Л. 5], священнический сын. Свое обучение Анемподист Стуков начинал в Нерчинском духовном училище, однако не справился с программой и был исключен из данного учебного заведения, несмотря на положительную характеристику: «читает хорошо, поет по памяти и по нотам очень хорошо, устав церковный знает удовлетворительно, катехизиса наизусть не знает, но разумеет». С 17 февраля 1843 г. резолюцией преосвященного архиепископа Нила (Исаковича) определен к Успенской церкви села Монастырского в качестве звонаря, где служил священником его родной отец Алексей Афанасьевич Стуков. Уже через два года, 24 декабря 1845 г., тем же преосвященным Нилом (Исаковичем) назначается пономарем Успенской церкви.
4 июня 1851 г. новым преосвященным Евсевием (Орлинским), епископом Иркутским и Нерчинским, Анемподист Алексеевич Стуков посвящен во стихарь.
Восемь лет спустя, 29 июня 1859 г., тем же высокопреосвященным Евсевием (Орлинским) посвящен во дьякона к Усть-Уровской Спасской церкви. Тем не менее, в этом месте он долго не задержался и 5 ноября 1859 г. по прошению прихожан монастырской Успенской церкви был перемещен от «Усть-Уровской Спасской церкви к означенной церкви», о чем получил особую грамоту. Причиной столь быстрого перемещения на прежнее место службы явились сиротствующие братья и сестры, находящиеся на его попечении и проживающие в селе Монастырском. После смерти отца - прежнего священника Успенской церкви Алексея Афанасьевича - остались его взрослые, но недееспособные дети: дочери Домнина, 51 года, и Параскева, 49 лет, а также младший сын Симеон, 36 лет, «умопомешанный» [3, Л. 7], который после исключения, по причине развития заболевания, из Нижнего отделения Иркутской духовной семинарии был определен 17 июля 1854 г. послушником в Иркутский Вознесенский монастырь. Через четыре года, 8 июля 1858 г., состоялось увольнение Симеона и из монастыря, по заключению Иркутской Духовной Консистории, -«для излечения болезненных припадков в дом родителя своего». По случаю неизлечимости своего заболевания Симеон получал пособие из Иркутского попечительства «О бедных духовного звания» - 12 руб. в год. Обе взрослые незамужние дочери Алексея Стуко-ва также получали пособие - по 12 руб. в год. Несмотря на постоянную помощь родным, Анемподист Алексеевич Стуков имел собственную семью, в которой подрастали четверо детей: Афанасий - 10 лет, обучающийся в 1 классе Нерчинского духовного училища; Евдокия - 7 лет; Ольга - 4-х и Михаил - 2-х лет. Причем все они родились также при монастырской Успенской церкви. Прекрасной помощницей мужу Анемпо-дисту Стукову в заботе об огромном семействе стала его жена Анна Кириллова (44-х лет).
Удивительный случай помог найти потомков знаменитого в Забайкалье священнического рода Стуко-вых, которые любезно предоставили бережно хранящуюся у них фотографию большой и дружной семьи деда - протоиерея Афанасия Анемподистовича Сту-кова.
Трудная судьба выпала на долю одного из сыновей Афанасия Анимподистовича Стукова - Николая (на фото сидит в первом ряду). Как пишет исследователь Татьяна Жилкина, «... восемнадцатилетним был мобилизован в армию атамана Семенова прямо из военного читинского училища.» [9, С. 34]. После разгрома белого движения в Сибири он с отступающими отрядами белогвардейцев в 1920 году попал в Корею, а затем в Китай. Там еще молодым принял монашеский постриг, взяв в честь своего родного отца имя Афанасий, и был зачислен в состав Российской Православной Миссии в Китае. Затем вступил в российскую эмигрантскую ассоциацию в Шанхае, долгие годы был законоучи-телем и настоятелем церкви Шанхайской женской гимназии, настоятелем Тяньцзинского Свято-Покровского собора.
Фотография 1911 г. семьи благочинного 25 округа настоятеля Адриановской Константино-Еленинской церкви протоиерея Афанасия Анимподистовича Стукова. В первом ряду слева направо: Николай (1900 г.р.); Лидия
(1903 г.р.); Мария (1899 г.р.). Во втором ряду сидят: Зинаида (1891 г.р.), на руках у нее Елена (1907 г.р.); матушка Мария с сыном Михаилом (1909 г.р.) на руках; протоиерей о. Афанасий; сын Вениамин (1905 г.р.); взрослая дочь Екатерина (1886 г.р.). Стоят сыновья: Александр (1889 г.р.); Иннокентий (1895 г.р.). Фотография из личного архива Валерия Вениаминовича Стукова (г. Иркутск), сына Виниамина Афанасьевича Стукова (на фото стоит рядом с отцом Афанасием Анимподистовичем)
В воспоминаниях и письмах младшего брата Вениамина, дошедших до нас, отмечалось, что о Николае семья долгое время ничего не знала, пока русские беженцы из Китая не разыскали матушку Марию и не передали ей от сына записку и фотографию, на которой он был уже облачен в монашескую рясу.
Впоследствии, во второй половине сороковых годов, Николай Стуков эмигрирует в Америку. Здесь он - отец Афанасий - становится основателем Свято-Кирилло-Мефодиевской Русской церковной гимназии при кафедральном соборе Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости, основанной в городе Сан-Франциско штата Калифорния. Созданная им гимназия сыграла большую роль в сохранении высокой русской культуры и русского языка на чужбине в кругу русской эмиграции, а также способствовала приобщению к ней последующих поколений, выросших в Америке. О. Афанасий являлся учеником и ближайшим сподвижником Иоанна Шанхайского (Максимовича) -величайшего из святых XX века. Признанием заслуг о. Афанасия (Николая Стукова) перед Богом и людьми стало избрание его на пост архимандрита Русской Православной Зарубежной Церкви.
Из воспоминаний Валерия Вениаминовича Стукова, жителя города Иркутска, мы немного узнали об его отце Вениамине Афанасьевиче, который всю жизнь прожил в Забайкалье. Во время Великой Отечественной войны служил в кавалерийском полку и одновре-
менно выполнял обязанности топографа. Окончание войны встретил в Берлине в звании ефрейтора. Вернувшись в родные края, работал топографом и землемером в поселке Агинском.
Но - вернемся к веку XIX и продолжим рассказ о священнослужителях Нерчинской Успенской церкви. О пономаре Константине Евстафьевиче Писареве, к сожалению, можно сказать лишь то, что в 1872 г. он умер неестественной смертью, «а именно: во время пурги был занесен снегом в сенных дачах» [3].
Обязанность просвирни при Успенской церкви с 1865 г. выполняла жена отставного солдата Ивана Кузнецова Любовь Савельева, характеризующаяся как женщина «очень хорошего поведения».
Особо нужно остановиться на личности старосты церкви упраздненного монастыря. Из послужного списка старосты монастырской Успенской церкви за 1872 г. [3] узнаем, что им был казак Забайкальского пешего войска, Кулаковского станичного правления, станицы Пешковой Лука Вонифатьевич Пешков 38 лет от роду. Вероисповедания православного, правда, не имеющий никаких знаков отличия. По своей национальной принадлежности характеризовался как сибиряк. В должность церковного старосты вступил 1 января 1872 г. В то же время его деятельность в должности старосты высоко оценивалась священником Солнцевым, который писал: «... исправен и ревностен, и к прохождению ее способен очень. Женат. Имеет
детей, и все они православного вероисповедания. Грамотен, умеет писать и читать». Хотелось бы заметить, что все мужчины в роду Пешковых отличались хорошим образованием.
Краткие биографические данные, приведенные здесь, осветили далеко не все стороны деятельности священнослужителей Нерчинской Успенской церкви, но даже на примере этих сведений видно, что вся
жизнь провинциального сибирского священника была посвящена духовному служению людям и неустанной заботе о сохранении уникального памятника культового зодчества начала XVIII века - первого каменного храма Нерчинского воеводства, некогда охватывавшего земли от Байкала до берегов Тихого океана, -Нерчинской Успенской церкви.
Статья поступила 30.09.2015 г.
Библиографический список
1. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. 282. Оп. 1. Д. 875.
2. ГАЗК. Ф. 282. Оп. 1. Д. 2313.
3. ГАЗК. Ф. 282. Оп. 1. Д. 2498.
4. Бушуева Е.С. Тайна разрушенной могилы // Православие в Азиатско-Тихоокеанском регионе: сб. мат-лов Между-нар. науч.-практ. конференции, посвященной 330-летию Даурской духовной миссии, 4-5 окт. 2011 г. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2012. С. 171-180.
5. Бушуева Е.С. Иоанн Григорьевич Знаменский: жизнь и деяния маститого старца // Проблемы Земной цивилизации. 2012. Вып. 26. С. 65-76.
6. Бушуева Е.С. Живая история. Ответ на письмо внука Иоанна Григорьевича Знаменского, бывшего священнослужителя Нерчинской Успенской церкви // Православное Забайкалье. 2011. № 12 (311). С. 6-7.
7. Бушуева Е.С., Смертина Т.Ю. Настоятель Нерчинской Успенской церкви протоиерей И.Г. Знаменский // Вестник ИрГТУ. 2015. № 4 (99). С. 370-378.
8. Новые назначения // Иркутские епархиальные ведомости. Иркутск: типография окружного штаба. 6 января 1868 г. С. 1.
9. Жилкина Т. Стояние в истине. М.: Лето, 2015. 167 с.
УДК 377.031.4:93
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НИЗШЕГО И СРЕДНЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ (XVIII в. - 1917 г.)
© О.А. Горощенова1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Статья раскрывает особенности становления и развития профессионально-технического образования в Восточной Сибири в XVIII в. - 1917 г. Техническое образование в Восточной Сибири возникло в связи с освоением края, научными и купеческими промысловыми экспедициями. Недостаток специалистов сказывался на развитии экономики и культуры края. Первыми профессионально-техническими учебными заведениями Восточной Сибири стали низшие горнозаводские школы Забайкалья, навигацкие школы в Охотске, Якутске, Нерчинске и Иркутске. Период их активного действия - первая четверть XVIII в. - первая половина XIX в. Среднее техническое образование стало развиваться со второй половины XIX в., а высшее - с первой четверти XX в. Одними из особенностей технического образования края являются его преемственность, затрагивающая крупнейшие учебные заведения областного центра, и активная поддержка местным обществом и меценатами.
Ключевые слова: низшее, среднее техническое образование в Восточной Сибири; навигацкие школы; горнозаводские школы в Иркутской губернии; Иркутская прогимназия; промышленное училище; горное училище.
DEVELOPMENT FEATURES OF PRIMARY AND SECONDARY TECHNICAL EDUCATION IN EASTERN SIBERIA (XVIII - 1917) O.A. Goroshchenova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article reveals the formation and development features of vocational education in the Eastern Siberia from XVIII century to 1917. The origin of technical education in Eastern Siberia is associated with the development of the region by scientific and merchant field expeditions. Lack of specialists adversely affected the economic and cultural development of the region. The first vocational schools in Eastern Siberia were primary mining and metallurgical schools in Transbaikalia, navigation schools in Okhotsk, Yakutsk, Nerchinsk and Irkutsk. They actively operated in the first quarter of XVIII century - first half of XIX century. Secondary technical education began to develop in the second half of the XIX century, and higher technical education traces its roots to the first quarter of XX century. One of the features of regional technical education is its continuity, affecting the major educational institutions of the regional center as well as the active support of the local community and patronage.
1 Горощенова Ольга Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, директор музея истории ИРНИТУ, профессор Российской академии естествознания, тел.: 89148727644, e-mail: [email protected] Goroshchenova Olga, Candidate of History, Associate Professor of the Department of General Education, Director of the Museum of INRTU History, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences, tel.: 89148727644, e-mail: [email protected]