Научная статья на тему 'Настоящее и прошлое института участия общественности в борьбе с преступностью'

Настоящее и прошлое института участия общественности в борьбе с преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ / СОВЕТЫ / ТОВАРИЩЕСКИЕ СУДЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПУНКТЫ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА / VOLUNTARY PEOPLE’S MILITIA / ДОБРОВОЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ / CRIMINALITY / PUBLIC ORGANIZATIONS / SOCIALIST SOCIETY / LABOUR ORGANIZED BODIES / SOVIETS / COLLECTIVE COURT / SOCIAL SPOTS OF PROTECTING THE LAW ORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черныш О. В.

В статье приводится сравнительный анализ участие населения нашей страны в борьбе с преступностью. Особо выделяется позитивный опыт такой деятельности в СССР. Автором аргументируется необходимость широкого изучения и внедрения данного опыта в новых условиях современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENT AND PAST THE INSTITUTE OF PUBLIC PARTICIPATION IN THE FIGHT AGAINST CRIME

In this article the author gives a comparative analysis of the participation of our country’s population in the struggle with criminality. He underlines the positive experience of this activity in the USSR. The author pays attention to the necessity of wide learning and inculcation of this experience in the new situation of modern Russia.

Текст научной работы на тему «Настоящее и прошлое института участия общественности в борьбе с преступностью»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ

УДК 343.97

О.В. Черныш, прокурор Тульской области, государственный советник юстиции II класса, заслуженный юрист РФ, почетный работник прокуратуры РФ, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Тульского филиала РПА Минюста России rio@tfrpa.ru, 8(4872)700 224, доб. 124 (Россия, Тула)

НАСТОЯЩЕЕ И ПРОШЛОЕ ИНСТИТУТА УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

В статье приводится сравнительный анализ участие населения нашей страны в борьбе с преступностью. Особо выделяется позитивный опыт такой деятельности в СССР. Автором аргументируется необходимость широкого изучения и внедрения данного опыта в новых условиях современной России.

Ключевые слова: преступность; общественные организации; социалистическое общество; трудовые коллективы; Советы; товарищеские суды, добровольные народные дружины; общественные пункты охраны правопорядка.

Феномен преступности стар, как старо и все современное общество. Проблемы, связанные с преступностью, появились с того момента, как люди научились вырабатывать прибавочный продукт и часть из них желали его получения, вопреки существующим социальным нормам.

Таким образом, преступность — это явление объективной действительности, имеющее классовые корни, о чём совершенно справедливо говорилось в совсем недалёком советском прошлом. Она появляется в результате возникновения частной собственности и антагонистических классов и изменяется в связи с изменениями, происходящими в обществе.

Экономические, политические и социальные процессы сближения высокоразвитых зарубежных государств в 90-е гг. XX в. не привели к

существенному выравниванию уровня преступности в этих странах.

Как отмечают многие современные правоведы, одной из причин увеличения в последние годы в нашей стране трагических событий стал беспрецедентный рост российской преступности, повлекший за собой криминализацию всех общественных отношений.

Нынешняя криминальная ситуация в России - качественно новое явление и по масштабу, и по степени разрушительного влияния на жизнедеятельность граждан, функционирование и безопасность государства. Фактический уровень преступности препятствует нормальной деятельности всех без исключения социальных институтов и интеграционных процессов в обществе. Масштабы и темпы роста преступности сделали ее одним из основных факторов, препятствующих осуществлению социальных реформ, породили у граждан чувство тревоги за свою жизнь и благополучие, снизили доверие к органам власти и управления. Возникла реальная угроза возникновения в нашей стране криминального государства.

Анализ изменений, произошедших в последнее время в духовной сфере российского общества, позволяет говорить об определенной переориентации ценностей, стремлении многих его членов освободиться от традиционных нравственных императивов. Прослеживается опаснейшая тенденция: веками вырабатывающиеся непреходящие человеческие ценности, такие как порядочность, щедрость, сострадание, цинично подменяются жестокостью, вседозволенностью, насилием и алчностью.

Следствием данной ситуации выступает формирование в обществе негативного образа закона, правового нигилизма, идеологической атмосферы вседозволенности, распространяется чувство страха, деформируются социальные стереотипы, что вызывает терпимое отношение к преступности.

На сегодняшний день очевидна необходимость конструктивных изменений в духовно-нравственной сфере российского общества, в которой накопилось множество негативных явлений, в том числе и составляющих значительную часть причин резкого роста преступности. Основное направление противодействия распространению криминальной субкультуры в российском обществе видится в нравственном возрождении нашего народа, культуры российской цивилизации, её самобытности.

В этом свете необходима продуманная и последовательная работа по оздоровлению нравственной сферы нашего общества: пропаганда истинного патриотизма, созидательного труда, чести, долга, снижение гипертрофированного прагматизма ценностей, иными словами, реанимация норм общечеловеческой морали и ценностных ориентаций, исконно присущих российской цивилизации.

В социалистическом обществе преступность тоже существовала, однако она коренным образом отличалась от преступности современного

западного мира, поскольку неуклонно сокращался ее уровень, почти полностью была ликвидирована профессиональная преступность и многое другое. Государство осуществляло борьбу с преступностью, главным образом, путем применения внутригосударственных мер превентивного, репрессивного и воспитательного характера. Борьба с преступностью здесь осуществлялась не только государственными органами, прежде всего правоохранительными, что естественно, но и общественными организациями, включая добровольные. В социалистическом обществе, по всей видимости, показалась бы нелепой распространенная ныне формула: мы платим налоги, а вы, то есть правоохранительные органы, обеспечьте нам безопасность. Требование правильное и вполне обоснованное. Но есть одно существенное обстоятельство, а именно: преступность как антисоциальное явление составляла заботу всех без исключения структур, которые обязаны были работать над созданием нового человека.

Наряду с общественными организациями существенную роль в борьбе с преступностью играли и добровольные общества. Добровольные общества - это вид общественных организаций, это существенный элемент всего механизма социалистической демократии, это миллионы людей, которые, объединившись в рамках демократической общественной организации социалистического типа, построенной на их личном, индивидуальном и специальном интересе, на инициативе и самодеятельности, помогают продвижению общества к коммунизму.

Взаимодействие органов правопорядка с общественными формированиями и гражданами всегда способствовало повышению эффективности их деятельности. В России еще в дореволюционный период действовала система правового обеспечения правопорядка и предупреждения преступлений, где заметную роль играли общественные формирования. Еще в 1876 г. был принят Устав о предупреждении и пресечении преступлений, в котором наряду с профилактикой противоправных деяний регламентировалась тактика действий, как органов полиции, так и населения, а возникшие в 1890 г. добровольные дружины, активно обеспечивали правопорядок, вели борьбу с бандитизмом на дорогах и рабочих окраинах. В 1915 г. была принята первая инструкция по организации добровольных дружин и определен порядок их формирования, правила отбора дружинников, дисциплинарные требования и основные формы работы.

В советские годы милиция работала в тесном контакте с ОСОДМИЛом (добровольным обществом содействия милиции), товарищескими судами, домовыми комитетами, а с конца 1950-х гг. — добровольными народными дружинами. В стране существовали и развивались различные формы участия граждан в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, что позволяло снизить уровень бытовой преступности до минимального уровня.

В начале 90-х гг. прошлого века был разрушен существовавший в советский период отечественной истории механизм взаимодействия населения и правоохранительных органов. Конечно, он не был лишен формализма, но вполне реальные результаты в сфере охраны общественного порядка приносил. Имевший место в те годы галопирующий рост преступности в определенной мере был обусловлен разрушением этого механизма. Тем не менее, в обществе и в самих правоохранительных органах стало постепенно формироваться осознание необходимости возрождения, на новой качественной основе, механизма взаимодействия правоохранительных органов, населения и институтов гражданского общества в деле преодоления нарастающей угрозы преступности. В стране понемногу стали возрождаться негосударственные органы и общественные формирования правоохранительной направленности на добровольной безвозмездной основе.

Надо прямо сказать, что возможности общественных организаций при социализме были существенно выше, чем теперь. Нельзя не согласиться с тем, что: «Советское государство в своих нормативных актах закрепляет основы правового положения всех общественных организаций. В них содержатся и юридические основания участия определенных общественных организаций в советском правотворчестве.

Более определенно основания участия в правотворчестве законодательно закреплены относительно профсоюзов, потребительской, сельскохозяйственной кооперации, добровольных обществ и творческих союзов. Некоторые формы участия комсомольских организаций в правотворчестве сложились в результате практики их привлечения к разрешению важнейших вопросов государственного и хозяйственного строительства» [1]. Таким образом, общественные организации участвовали не только в реализации юридических норм, но и в их создании. Например, все инструкции и постановления, исходящие от органов государственного управления, дополняющие или изменяющие трудовое законодательство, обязательно согласовывались с ВЦСПС, ЦК соответствующих профсоюзов или совпрофами. В настоящее время этого, что называется, и в помине нет.

Деятельность Советов по обеспечению социалистической законности, вовлечения трудящихся в ее охрану убедительно показывает органическую связь в условиях социалистического государства между государственной властью и управлением [2].

Большую работу по охране общественного порядка и борьбе с преступностью проводили местные советы. «Охраняя общественный порядок, пишет Л. М. Розин, местные советы депутатов трудящихся выполняют большую организаторскую работу в различных формах: проведение сессий, заседание постоянных комиссий, исполнительных комитетов, организация деятельности отделов, управлений, депутатов и

депутатских групп. Местные Советы планируют мероприятия по охране общественного порядка, организуют их выполнение, контролируют работу государственных органов и общественных организаций, охраняющих порядок» [3].

Наряду с общественными организациями в борьбе за укрепление правопорядка участвовали органы общественной самодеятельности. Среди них особое место занимали товарищеские суды, добровольные народные дружины и общественные пункты охраны порядка. Эти органы создавались специально для охраны общественного порядка.

В этой связи следует обратить внимание на Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11.03.1977 «Об утверждении Положения о товарищеских судах и Положения об общественных советах по работе товарищеских судов».

Товарищеские суды, как правило, образовывались во всех трудовых коллективах, а в органах внутренних дел были сформированы суды чести. Они принимали активное участие в воспитании граждан в духе коммунистического отношения к труду, бережного отношения к социалистической собственности, соблюдения правил социалистического общежития, развития у советских людей чувства коллективизма и взаимопомощи, уважения достоинства и чести. Органы внутренних дел, руководствуясь Положением о товарищеских судах, передавали на их рассмотрение дела о мелких правонарушениях, которые рассматривались непосредственно в трудовых коллективах. Надо сказать, что это было очень эффективным мероприятием, которое оказывало огромное воспитательное значение не только на личность самого правонарушителя, но и на его коллег по работе. На предприятиях, в учреждениях, организациях страны действовало около 330 тыс. этих общественных органов, которые ежегодно привлекали к ответственности около 40 тыс. человек, из них не менее 45% — за нарушение трудовой дисциплины. К началу 80-х гг. в СССР в работе товарищеских судов участвовало примерно 1,5 млн рабочих и служащих [4].

Товарищеские суды избирались сроком на 2 года на общих собраниях работников в организациях, насчитывающих не менее 50 работников. Могли они создаваться с согласия вышестоящего профсоюзного органа или исполкома местного Совета народных депутатов в коллективах с численностью и менее 50 человек.

Характерно, что общественные органы, о которых идет речь, в соответствии с названным Положением о них, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11.03.1977, вправе были рассматривать дела не только в отношении нарушителей трудовой дисциплины. К их подведомственности относились дела:

- о невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями, опекунами или попечителями обязанностей по воспитанию детей, о недостойном поведении в семье, недостойном отношении к женщине;

- о несоблюдении требований по охране труда (технике безопасности, производственной санитарии и гигиене труда) и противопожарной охране, кроме случаев, влекущих уголовную ответственность;

- о распитии спиртных напитков на производстве, в том числе об участии мастеров, начальников участков, смен, цехов и других руководителей в распитии с подчиненными им работниками спиртных напитков в рабочее время;

- о других административных правонарушениях, если органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, сочтут необходимым передать материалы на рассмотрение товарищеского суда.

Среди общественных организаций, которые вели активную борьбу за укрепление общественного порядка, специфична роль добровольных народных дружин. О том, какое место они занимали в механизме обеспечения общественного порядка, говорит Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.05.1974 № 379 «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка». В нем, в частности, говорится, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что добровольные народные дружины, созданные по инициативе трудящихся, активно участвуют в работе по укреплению общественного порядка, ведут борьбу с нарушениями правил социалистического общежития и другими общественными проявлениями. Вместе с тем, в этом Постановлении отмечалось, что административные органы, и прежде всего милиция, не принимают действенных мер к обеспечению повседневного взаимодействия с дружинниками, организации правового воспитания дружинников, обучению их формам и методам борьбы с правонарушениями. ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ предлагалось обеспечить более активное участие профсоюзных и комсомольских организаций в деятельности добровольных народных дружин, повысить их роль и ответственность в борьбе с правонарушениями. Постановление обязало Министерство внутренних дел СССР принять меры по укреплению связи органов внутренних дел с добровольными народными дружинами, активному привлечению дружинников к участию в проведении совместных мероприятий по охране общественного правопорядка и борьбе с правонарушениями; регулярно информировать штабы дружин о состоянии правопорядка на закрепленной за дружинниками территории; организовать и проводить обучение дружинников формам и методам борьбы с правонарушениями [5].

Правовой статус добровольных народных дружин был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20.05.1974 № 6007-УШ «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка». На их основе 19.07.1974 Совет Министров РСФСР утвердил новое Положение о добровольных народных дружинах в РСФСР. Добровольные народные дружинники оказывали неоценимую услугу не органам милиции, а прежде всего обществу, охраняя покой и спокойствие граждан.

Названный выше Указ просуществовал около 20 лет. В связи с переходом к рыночной экономике Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ

«Об общественных объединениях» (с последующими изменениями от 25.07.2002 № 112-ФЗ) он был признан утратившим силу. Названным законом также были признаны утратившими силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20.05.1974 № 6007-УШ «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка» и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.10.1985 «Об утверждении Положения о комиссиях по борьбе с пьянством, образуемых на предприятиях, в учреждениях, организациях и в их структурных подразделениях».

Вряд ли было бы обоснованным утверждение, что Закон «Об общественных объединениях» ликвидировал товарищеские суды, народные дружины. Однако надо признать, что принятие его способствовало этому однозначно, несмотря на оставшиеся открытыми пути к их воссозданию.

В ст. 12 закон предусматривал, что в целях решения различных социальных проблем, возникающих у граждан, по месту жительства или учебы, по их инициативе могут формироваться органы общественной самодеятельности. Их перечень в законе не назван. Следовательно, граждане на демократической основе могут создавать названные общественные органы, если, конечно, у них возникают проблемы. А могут этого и не делать, что также будет вполне демократично.

Общественные пункты охраны правопорядка были созданы на основе Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 25.06.1980, которым было утверждено Положение об общественных пунктах охраны порядка в РСФСР. Одной из задач Общественных пунктов охраны порядка являлось оказание содействия соответствующим органам внутренних дел, командирам и штабам добровольных народных дружин в обеспечении охраны общественного порядка на территории, закрепленной за общественным пунктом, привлечение к этому широкой общественности [6].

Свою толику в дело укрепления законности и правопорядка вносили и трудовые коллективы. В начале 80-х гг. был принят Закон СССР «О

трудовых коллективах»[7]. Вызывают интерес также Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда» и Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС «О дополнительных мерах по укреплению трудовой дисциплины». В этих постановлениях отмечается, что всемерное укрепление социалистической дисциплины труда является важнейшим условием успешного выполнения планов экономического и социального развития. Обращено внимание на необходимость решительно искоренять факты примиренческого отношения к нарушителям общественного порядка, эффективнее использовать в этих целях меры общественного воздействия, законодательство [8].

Жизнь показала, что без опоры на широкие слои населения государство не может эффективно решать проблемы борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка. Именно поэтому уже в начале 2000-х гг. начался процесс воссоздания общественных объединений правоохранительной направленности. Например, Правительство Москвы одним из первых в Российской Федерации утвердило важнейшие законы, позволившие возродить в столице общественную работу в сфере обеспечения правопорядка. В 2002 г. был принят Закон «О Московской городской народной дружине», а в 2003 г. - Закон «Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве». С этого момента началась системная работа по привлечению москвичей к решению задач обеспечения правопорядка в городе и оказанию всестороннего содействия органам милиции в профилактике правонарушений.

Восстановление и развитие системы участия граждан в обеспечении правопорядка становится объективным требованием времени. Позитивный опыт работы государственно-общественных формирований в Москве показал целесообразность его применения в масштабах всей страны.

Сегодня, для регламентирования деятельности общественных формирований правоохранительной направленности уже в 62 российских регионах приняты соответствующие нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти. В их числе — местные законы и постановления «Об участии граждан в охране общественного порядка», «О добровольных народных дружинах», «О мерах по усилению охраны общественного порядка», региональные и муниципальные программы профилактической направленности. В целом подразделения МВД России сегодня сотрудничают с 36 тыс. общественных движений и формирований общей численностью 380 тыс. человек.

Кроме этого, в Государственной Думе РФ в настоящее время на рассмотрении находится проект федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», который должен закрепить правовой статус этих организаций и утвердить порядок их деятельности. Проектом

предусмотрено, что дружинником может стать совершеннолетний гражданин России, способный по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народного дружинника. Предполагается, что у членов ДНД будет собственное удостоверение и особая форма одежды. Кроме того, будет окончательно введен запрет на принятие в народную дружину граждан, имеющих непогашенную судимость, совершивших ранее тяжкие преступления, злоупотребляющих спиртным либо принимающих наркотики. Параллельно с этим будут внесены поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, устанавливающие наложение штрафа в размере от 500 до 1 000 руб. за неисполнение требований дружинника.

По сути, новый документ - это завершающая часть узаконения статуса народного дружинника. Министерство внутренних дел предлагает наделить их правом задержания хулиганов и прочих правонарушителей, спасения людей во время стихийных бедствий, аварий и техногенных катастроф и даже участия в охране государственной границы.

Серьезный государственный подход к этой теме подтверждает и принятая Указом Президента РФ от 12.05.09 № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Она устанавливает главным направлением государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов предупреждения преступности, а также создание единой государственной системы профилактики правонарушений в стране.

Список литературы

1. Горшенев В. М. Правотворческая деятельность общественных организаций учеб. пособие ; отв. ред. А. Н. Бычек / В. М. Горшенев. -Ярославль, 1972. С. 34.

2. Соколов Ю. А. Об основных формах деятельности местных советов депутатов трудящихся по вовлечению граждан в охрану социалистической законности и общественного порядка / Ю. А Соколов // Труды Высшей школы МООП РСФСР. - М., 1964. Кн. 10. С. 8.

3. Розин Л. М. Решения местных советов по охране общественного порядка // Труды Высшей школы МООП РСФСР. М., 1964. Кн. 10. С. 60.

4. Шамба Т. М. Советская демократия и правопорядок. - М. : Мысль, 1985. С. 102.

5. Ленин В. П., КПСС о социалистической законности и правопорядке. -М. : Полит. лит-ра, 1982. С. 499.

6. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. № 27. Ст. 772.

7. Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. № 25. Ст. 382.

8. Ведомости Верховного Совета СССР. 983. № 33. Ст. 507; СП СССР. 1983. № 21. Ст. 117.

Chernysh O.V.

PRESENT AND PAST THE INSTITUTE OF PUBLIC PARTICIPATION IN THE FIGHT AGAINST CRIME

In this article the author gives a comparative analysis of the participation of our country's population in the struggle with criminality. He underlines the positive experience of this activity in the USSR. The author pays attention to the necessity of wide learning and inculcation of this experience in the new situation of modern Russia.

Keywords: criminality; public organizations; socialist society; labour organized bodies; Soviets; collective court; voluntary people's militia; social spots of protecting the laworder

УДК 347.918

А.Ю. Головин, д-р юрид.наук, тел. 8(4872)35-22-80, golovintula@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ ПРИ РАССМОТРЕНИИ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Анализируются проблемные вопросы оценки доказательств при рассмотрении налоговых споров арбитражными судами и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: арбитражный суд, оценка доказательств, налоговые споры.

Как хорошо известно, оценка доказательств выступает важным элементом процесса доказывания в арбитражном процессе. Недаром, совокупность правовых норм, объединенных законодателем в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ), давно и обоснованно рассматривается юридической наукой как самостоятельный процессуальный институт.

Оценка доказательств - это не разовое действие суда. С момента представления суду доказательства многократно являются объектом оценки, вплоть до принятия на основе таких доказательств решения или иного судебного акта по делу. При этом в соответствии с процессуальными требованиями суд определяет относимость, допустимость, достоверность, достаточность доказательств, а также их коммуникативность (достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности).

Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства, представленные в каждом конкретном деле, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.