№ 6 - 2007 г.
08.00.00 экономические науки УДК 338.46
НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СФЕРЫ УСЛУГ В ОБЩЕСТВЕ
С. А. Лифанова
Сибирский университет потребительской кооперации (г. Новосибирск)
Рассмотрены перспективы развития сферы услуг при изменениях в политической жизни страны. Переход к рыночной экономике в России и строительстве смешанной российской экономики обусловливает специфические черты организации предпринимательства и маркетинга в сфере услуг. Значительную роль играет малое предпринимательство. В настоящее время в промышленности примерно около 1/3-1/4 части работников занята непосредственным воздействием на природу и ее преобразованием для человеческих потребностей, а 2/3 или 4/5 выполняют сервисные виды деятельности. Повышение роли сферы услуг в России, выполнение услугами важнейшей функции обеспечения эффективности использования ресурсов, повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке, улучшение структуры российской экономики определяют актуальность данной темы. Соотношение рыночного (платного) и общественного (государственного) секторов услуг не является постоянным. Во многих отраслях сферы услуг необходим государственный контроль и введение стандартизации. Учитывая растущую урбанизацию общества, можно говорить о перспективности сферы услуг, а также появлении новых видов услуг.
Ключевые слова: сфера услуг, культурно-развлекательные и досугово-рекреационные, туристские, спортивно-оздоровительные, жилищно-коммунальные услуги
Закономерностью развития современной цивилизации является превращение сферы услуг в доминирующий сектор народного хозяйства. Ускоренный рост сферы услуг знаменует собой вступление современного общества в постиндустриальную стадию развития. XXI век будет веком информационно-сервисного общества. Возрастает роль услуг в удовлетворении материальных и духовных потребностей людей, в рациональном использовании свободного времени, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности.
Переход к рынку в России и строительство смешанной российской экономики включает сложный процесс становления рынка услуг. Особенность природы услуг обусловливает отличие рынка услуг от рынка обычных товаров. Это в свою очередь придает специфические черты организации предпринимательства и маркетинга в сфере услуг. Здесь значительную роль играет малое предпринимательство. С точки зрения особенностей природы конкретных видов услуг, соотношение рыночных, платных и нерыночных, бесплатных начал является неодинаковым в различных сервисных отраслях. Наряду с отраслями сферы услуг, где может действовать рынок свободной конкуренции, существуют сервисные отрасли, где услуги являются объектом жесткого государственного регулирования. Кроме того, есть некоторые услуги, которые не могут быть включены в сферу рыночных отношений и являются частью общественного сектора экономики.
Место и роль сферы услуг в современном обществе, ее воздействие на все стороны его развития определяют возрастающий интерес к изучению происходящих в сфере услуг процессов.
Повышение роли сферы услуг в России, выполнение услугами важнейшей функции обеспечения эффективности использования ресурсов, повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке, улучшение структуры российской экономики определяют актуальность данной темы.
Развитие современной цивилизации характеризуется ускоренным ростом сектора услуг по сравнению с другими секторами национального хозяйства. Международная статистика выделяет в национальном хозяйстве три крупных сектора: первичный (сельское и лесное хозяйство, добывающие отрасли); вторичный (перерабатывающие отрасли) и третичный - сфера услуг или сервисный сектор.
На рубеже 1980-1990 гг. доля третичного сектора, т. е. сферы услуг, в валовом внутреннем продукте (ВВП) в развитых странах мира составляла 63 %, а в развивающихся странах - 49 %. В настоящее время в развитых странах абсолютная и относительная числен ность занятых в сфере услуг (в сервисном секторе) превышает численность занятых в других секторах национального хозяйства.
В США доля занятых в сфере услуг превысила 50-ти процентный рубеж в 1955 г., в Великобритании - в 1960 г., во Франции - в 1970 г., в Японии - в 1975 г., в ФРГ и Италии - в 1980 г., а в России - в 1995 г.
Превращение сферы услуг в доминирующий сектор национального хозяйства по производству валового внутреннего продукта и численности занятых получило название <сервисной революции>. Эти процессы совпали с информационно-технологической революцией. В результате к концу XX в. на смену индустриального общества экстенсивного типа, на смену общества <фабричных труб> приходит информационно-сервисное общество интенсивного типа развития.
Ускоренное развитие сферы услуг обусловлено действием ряда факторов.
Во-первых, решающим фактором расширения сферы услуг является рост общественной производительности труда в результате научно-технического прогресса и на этой основе повышение материального благосостояния людей и улучшение качества их жизнедеятельности. В конце прошлого века немецким ученым Э. Энгелем (1821-1896) была установлена статистическая зависимость изменения структуры потребления от роста доходов населения.
Первый закон Энгеля гласит, что чем выше уровень доходов, тем меньшая часть денежных доходов потребителей расходуется на продовольственные товары низшего качества, а согласно второму закону Энгеля - чем выше благосостояние населения и чем выше уровень доходов, тем большая часть расходов потребителя приходится на продовольственные товары высшего качества и на услуги, связанные с развитием человека. Следовательно, высокому уровню благосостояния и высокому качеству жизни населения соответствует низкая доля расходов на питание и высокая доля расходов на услуги в семейном бюджете. В странах с развитой рыночной экономикой доля питания в расходной части семейного бюджета составляет 18 - 20 %, а доля услуг - 35 - 40 %. Страны, где население половину своего семейного бюджета расходует на питание, принято относить к бедным .
В современной экономической литературе выявляются более сложные зависимости платежеспособного спроса на товары и услуги разного рода от доходов и определяются разные коэффициенты эластичности спроса от дохода. Устанавливается взаимосвязь эластичности спроса от дохода (эффект дохода) с эластичностью спроса от цены (эффект замещения). Так, принято считать, что положительный эффект дохода возникает в ситуации, когда рост доходов непосредственно ведет к повышению спроса на товары высокого качества и услуги до момента их насыщения. При этом эффект дохода может усилить эффект замещения. Но возможна ситуация, когда возникает отрицательный эффект дохода и он сильнее эффекта замещения. В таких случаях речь идет о товарах и услугах, отличающихся малой эластичностью или неэластичностью. Так, например, медицинские услуги и услуги отраслей естественных монополий (коммунальные, транспортные, коммуникационные и т. д.) относятся к жизненно важным благам, и спрос на них может не зависеть от изменения цен и доходов. Люди не могут отказаться от них ради потребления других благ.
Во-вторых, с ростом общественного разделения труда изменяется соотношение рабочего и
свободного времени, соотношение трудовой и досуговой деятельности. Закономерностью развития современной цивилизации является увеличение объема свободного времени работающих и расширение спроса на различного рода услуги. В связи с увеличением свободно располагаемого дохода у работающего населения расширяется свобода выбора досуговой деятельности и разнообразными становятся формы использования свободного времени - занятие спортом, участие в культурных, оздоровительных мероприятиях, путешествия, туризм, занятие любительским делом (хобби) и т. д.
В-третьих, с развитием современной цивилизации и повышением качества жизни людей возрастают требования к охране окружающей среды. С этим связано увеличение объема традиционных услуг по озеленению и благоустройству городов, по водоснабжению и канализации и уборке мусора. Появляются новые виды услуг, связанные с утилизацией отходов и улучшением окружающей среды. Усиливающееся стремление к рациональному использованию ограниченных ресурсов породило такие услуги, как прокатная форма обслуживания, торговля по заказу и т. д.
В-четвертых, усложняются социально-демографические процессы в современном обществе. В связи с увеличением продолжительности жизни идет процесс постарения общества, это влечет за собой рост услуг системы социального обеспечения и здравоохранения. Расходы на медицинские услуги одного человека пожилого и пенсионного возраста в 3-4,5 раза выше, чем человека молодых лет. Происходит интенсивный процесс изменения роли женщин в социальноэкономической жизни общества. Расширяется участие женщин в общественном производстве, причем процесс феминизации затронул многие сферы занятости. Социально-экономическая эмансипация женщин сопровождается возрастанием спроса на многие услуги, ранее выполняемые в домашних условиях - приготовление пищи, стирка, уборка квартиры и т. д. Возникла потребность в фирмах, специализирующихся на выполнении внедомашних услуг, ориентированных на домашнее хозяйство.
Усложнились семейные отношения - возросло число разводов и уменьшилось число лиц, состоящих в браке. Это усложнило решение жилищной проблемы.
В-пятых, более сложной стала диалектика взаимодействия двух противоречивых тенденций развития современного общества - индивидуализации и социальной интеграции людей. С одной стороны, идут процессы индивидуализации условий жизни людей, которые опираются на процессы индивидуализации развития современной техники (миниатюризация информационной технологии, персональные компьютеры и видеосистемы, персональные автомобили и бытовая техника индивидуального пользования и т. д.). Усиливается потребность человека к укладу жизни, связанного с природой, способствующего выражению его индивидуальности.
Отсюда в развитых странах усиливается тенденция к деурбанизации, стремление среднего класса к проживанию в собственных домах в окрестности крупных городов. Возрастает также тенденция молодых людей жить отдельно от родителей, и чем старше возраст, тем больше стремление оставить родительский дом.
Возросшая сложность социальной интеграции членов общества расширила спрос на многие деловые услуги, в том числе на юридическую помощь при заключении имущественных сделок, при взаимоотношении с налоговыми службами и т. д.
В-шестых, идет интенсивный процесс роста объема основных фондов в домашнем хозяйстве и повышение технической оснащенности его. Происходит быстрое моральное старение оборудования и техники домашнего назначения. Появляются новые товары длительного пользования в домашнем хозяйстве. Высокими темпами в развитых странах идет компьютеризация домашнего хозяйства, и создаются возможности осуществлять многие торговые, страховые, рекламные, банковские операции непосредственно на дому. Растет потребность домашнего хозяйства в услугах по ремонту и техническому содержанию сложного бытового оборудования и бытовой техники.
В-седьмых, более высокий рост занятости в сфере услуг по сравнению с промышленным производством объясняется тем, что производительность труда в сервисных отраслях повышается медленнее, чем в индустриальных. Отставание производительности труда в сфере услуг по сравнению с другими секторами экономики связано со спецификой природы услуги и ограниченными возможностями ее технизации.
В-восьмых, рост сферы услуг есть отражение процесса углубления общественного разделения труда, процесса <отпочковывания> ранее существовавших в недрах материального производства услуг от него и превращения их в самостоятельные специализированные виды и отрасли деятельности. Благодаря этому обеспечивается повышение общественной производительности труда.
В настоящее время в промышленности примерно около 1/3 - 1/4 части работников занята непосредственным воздействием на природу и ее преобразованием для человеческих потребностей, а 2/3 или 4/5 выполняют сервисные виды деятельности, связанные, в том числе, с техническим обслуживанием и ремонтом машин, управлением, планированием, контролем, научно-исследовательской работой, повышением квалификации и производственным обучением, коммерческой деятельностью, включая рекламу и т. д.
По данным немецкого Института национального хозяйства на начало 1990-х годов в промышленном производстве доля сервисных видов деятельности, то есть так называемых <невидимых> услуг, составляла 80,6 %, в том числе информационно-образовательные услуги -11,6 %, управленческие - 6,11 %, научные исследования - 4,9 %. В промышленном производстве существует разный уровень специализации внутрипроизводственных услуг. Наряду с услугами, оказываемыми для собственных нужд, возникает необходимость для оказания услуг посторонним организациям. Доля последних становится весьма существенной при выполнении таких сервисных видов деятельности, как обучение рекламных работников, экспертиза, лизинг, аренда, установка оборудования и технический осмотр, вычислительные работы. Дальнейшее углубление специализации сервисных видов деятельности приводит к превращению их из <невидимых> в <видимые>. Этот процесс отпочковывания может создать иллюзию роста объема услуг, хотя в действительности объем услуг остается таким же, только произошла их структурная перегруппировка.
Превращение услуг производственного характера, ранее выполняемых силами самого производства, в самостоятельные отрасли и подотрасли сферы услуг нельзя упрощенно представлять как замещение материального производства сферой услуг. На самом деле речь идет не об альтернативности двух сфер народного хозяйства, а о взаимной дополняемости их.
Интенсивность и производительность труда временных работников и специалистов оказывается на 30 - 40 % выше, чем у лиц с постоянным штатом. Услуги консультантов способствуют снижению издержек производства на 10 - 20 %. Доступ к специализированным деловым услугам позволяет малому бизнесу успешно конкурировать с крупным.
С развитием новых форм конкуренции на товарном рынке, когда усиливается роль <невидимых> услуг, сервисной деятельности, осуществляемой индустриальными фирмами как фактора неценной конкуренции, может произойти перегруппировка от видимых услуг к невидимым при сохранении общего объема услуг. Однако статистика, учитывающая только видимую часть айсберга услуг, покажет сокращение темпа расширения сферы услуг или стабилизацию рынка услуг.
В-девятых, с ростом масштабов и сложности производства, с усилением диверсификации конечной стадии производственного процесса и сегментацией рынка, также с возрастанием роли услуг в обеспечении конкурентного превосходства на товарном рынке увеличивается объем и разнообразие услуг, обслуживающих материальное производство.
Преобладание сферы услуг над другими секторами национального хозяйства нельзя трактовать
однозначно.
С одной стороны, расширение сферы услуг характеризует прогрессивные сдвиги в национальном хозяйстве и не означает деиндустриализацию страны, а предполагает, что развитие сферы услуг базируется на качественно новой индустриальной основе.
С другой стороны, расширение сферы услуг в условиях общественных катаклизмов (революций, войн, общего кризиса) может происходить на фоне широкомасштабного сворачивания индустрии, и при этом экономика приобретает черты колониальной экономики. Такая ситуация сложилась в России в 1992 - 1995 гг. в результате проведенного шокового варианта экономической реформы. Переход сферы услуг российского общества 50 % рубежа занятости не свидетельствует о прогрессивности структурных сдвигов в экономике, поскольку это было достигнуто в результате сокращения падения промышленного производства за 3 года наполовину.
Следовательно, соотношение сферы услуг и индустриального производства зависит от различий в методиках статистического учета услуг и от неодинакового подхода к отнесению их к соответствующим секторам экономики. Так, если заводы по производству электронного и бытового обслуживания, например, холодильников, стиральных машин и телерадиоаппаратуры сами занимаются их установкой и техническим обслуживанием в домашнем хозяйстве, то, в соответствии с принятым порядком статучета, рост этой сервисной деятельности увеличит индустриальный сектор в валовом внутреннем продукте, а если этим будет заниматься специализированная сервисная служба, то это ведет к росту сферы услуг в валовом внутреннем продукте.
В зависимости от поставленных задач и целей, а также от используемых принципов и критериев группировки, могут быть разные классификации. В статистической практике многих стран мира и в международной статистической отраслевой классификации принято проводить классификацию отраслей сферы услуг на основе сочетания двух подходов: производственно-технологического и функционального, специализированного. Производственно-технологический подход исходит из принципа производственно-технической и технологической общности сервисных отраслей как собирательного вертикального структурного образования. Функциональный специализированный подход реализует разную профильную направленность сервисных отраслей - от обслуживания производства, общества, домашнего хозяйства, функций по распределению, хранению, обеспечению ресурсами и товарами, до обслуживания личности.
Сделанные во многих странах с помощью сочетания производственно-технического и функционально-специализированного подхода классификации отраслей сферы услуг до сих пор несовершенны. Наблюдается крен в сторону производственно-технического подхода в ущерб функционально-специализированному, и существует недооценка личностной ориентированности услуг. Нет четкости и единства в понимании критериев функциональной направленности отрасли сферы услуг. Все это приводит к произвольному сочетанию указанных подходов при построении отраслевой классификации сервисных отраслей.
К сфере услуг принято относить:
• торговлю (оптовую и розничную);
• услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы, рестораны и т. д.);
• транспорт;
• связь и информационное обслуживание;
• услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов;
• кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью и другие услуги по обеспечению функционирования рынка;
• образование, культура и искусство;
• наука и научное обслуживание;
• здравоохранение, включая физическую культуру и спорт;
• услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (услуги по поддержанию и ремонту жилищного хозяйства, производственно-бытовые и коммунальные услуги);
• услуги личного характера (непроизводственные бытовые услуги парикмахерские, услуги фотоателье, чистка обуви и т. д.);
• услуги государственного управления.
Такая отраслевая классификация сферы услуг в настоящее время действует во многих странах, в том числе в России. Особенность политики развития сервисных отраслей в России в доперестроечный период состояла в ориентировании их на обслуживание производства и общества в целом, и преобладал остаточный подход к развитию услуг личного характера. Отнесение к материальному производству таких отраслей услуг, как жилищно-коммунальные, производственные виды бытового обслуживания и т. д., означало распространение на них преимуществ в области оплаты труда и социальных льгот, которыми пользовались работники производственных отраслей. Это способствовало повышению престижа работников, занятых сервисной деятельностью и улучшением положения с кадрами в сфере услуг в целом.
В настоящее время в экономико-статистической литературе в России и за рубежом применяются различные критерии и в соответствии с ними предлагаются разные классификации услуг. Так, предлагаются классификации услуг по степени материализации и осязаемости услуг, по степени потребительской ориентации, уровню личных контактов людей, трудоемкости услуг, а также по соотношению общественных и частных начал в сфере услуг.
Представляется, что совершенствование классификации сферы услуг должно идти по пути более полного учета как производственно-технического, так и функционально-специализированного подхода.
В связи с этим целесообразно выделить в сфере услуг следующие различающиеся по функциональной направленности сектора:
• услуги, ориентированные на производство;
• услуги, ориентированные на общество;
• услуги, ориентированные на домашнее хозяйство;
• услуги личностного характера.
К услугам, ориентированным на производство, относятся услуги по техническому обслуживанию, наладке, настройке и ремонту производственного оборудования и технических систем. Сюда могут быть отнесены услуги по складированию, хранению и снабжению материальнотехническими ресурсами и различные услуги производственной инфраструктуры (дороги, мосты, подъездные пути и т. д.). Услуги, ориентированные на общество, включают услуги органов государственного управления, связанные с обороной страны, с поддержанием правопорядка, обеспечением внутренней безопасности, с выполнением функций по государственному регулированию экономики и социальных процессов, с проведением социальной политики. Нередко их называют государственными (правительственными) услугами.
К услугам, ориентированным на домашнее хозяйство, относятся многие услуги по поддержанию в нормальном состоянии жилья и коммунальные услуги, производственные виды бытовых услуг -техническое обслуживание и ремонт бытовой техники и теле-, видеоаппаратуры, автосервис, а также технический сервис оборудования и инвентаря для досуговой деятельности и т. д.
Услуги личностного характера включают услуги парикмахерские, фотоателье и разнообразные рекреационные услуги и непроизводственные виды бытового обслуживания.
Но многие услуги имеют двойственную функциональную природу, а некоторые услуги даже многофункциональную направленность. Так, услуги транспорта при технической и технологической общности как собирательной отрасли подразделяются на услуги по обслуживанию производства - грузовой транспорт и на услуги по обслуживанию личности -
пассажирский транспорт. Двойственную функциональную направленность имеет связь и информационное обслуживание: с одной стороны, они обслуживают производство, а с другой -домашнее хозяйство и личность. Торговля средствами производства имеет дело с производственной сферой, а розничная торговля - с населением, с непосредственным потребителем.
Услуги, ориентированные на домашнее хозяйство и услуги личностного характера относят к услугам как таковым. Они формируют сервис в собственном смысле слова. В развитых странах доля собственного сервиса в ВВП составляет 20-25 %, на транспорт и внедомашнее питание приходится 6-10 %, на государственные услуги - 15-23 %.
Деловые услуги - кредитно-финансовые, страховые, правовые и т. д., многофункциональны: обслуживают производства, общества, домашнее хозяйство и личность. Соотношение объектов обслуживания непостоянно и зависит от времени и конкретных условий страны.
Что касается социально-культурных услуг - образования, культуры, здравоохранения, а также науки, научного обслуживания, то эти услуги также многофункциональны. Но на современном этапе развития цивилизации они в большей степени ориентированы на интересы общества и производства, чем на личные интересы.
Развитие сферы услуг происходит, с одной стороны, путем усиления разнообразия сервисной деятельности, отражая тенденцию специализации и диверсификации производства услуг, а с другой стороны, путем возрастания роли принципа кооперации и дополнительности, отражая тенденцию единства в разнообразии. Эти тенденции проявляются в усложнении многофункциональной зависимости одних услуг от других. Так, например, услуги гостиниц не ограничиваются предоставлением потребителю места для проживания (для ночлега), но и включают комплекс разнообразных услуг - питание в кафе и ресторане, торговые и бытовые рекреационные услуги. Услуги жилищного хозяйства неотделимы от коммунальных услуг, ремонтно-технического сервиса. Торговые услуги нередко сопровождаются рекламными и рекреационными услугами.
Особое место среди всех классификаций услуг занимает группировка услуг с позиции их деления на платные и неплатные услуги, то есть с позиции отнесения их к частному рыночному и общественному, нерыночному сектору сферы услуг. При этом важное значение имеет определение роли и места в этой классификации услуг смешанного типа, занимающих промежуточное положение, на стыке частного, платного и общественного, неплатного сектора сферы услуг.
Как известно, экономические блага могут быть подразделены на чистые общественные блага, чистые частные блага и смешанные общественные блага (обладающими в разных пропорциях свойствами как частного, так и общественного блага). Следовательно, услуги как экономические блага могут быть классифицированы на:
• общественные услуги в чистом виде,
• частные услуги в чистом виде,
• услуги смешанного характера.
Услуги как чистое общественное благо (чистые общественные услуги) характеризуются следующими свойствами (признаками):
• совместный характер их потребления, неделимость и неизбирательность;
• объективная техническая и экономическая невозможность исключения из потребления и возможность потреблять блага, не оплачивая;
• отсутствие конкурентности (состязательности) и перегружаемость (уменьшение потребления с появлением новых лиц).
Все вышеуказанные свойства чистых общественных услуг делают невозможным их включение в
рыночные отношения. В секторе чистых общественных услуг рынок не срабатывает, и попытки перевести этот сектор на коммерческий принцип платности услуг был бы искусственным, и они не дали бы желаемый эффект.
Что касается частных услуг в чистом виде (как чистых частных благ), то они обладают, в отличие от чистых общественных услуг, следующими альтернативными свойствами:
• индивидуальный характер потребления, делимость и избирательность;
• исключаемость и конкурентность, отсутствие монопольного положения кого-либо из участников отношения по поводу данного вида услуг (равномерное распределение информации между всеми участниками сделки).
Благодаря указанным свойствам чистые частные услуги, производимые на продажу, целиком и полностью включатся в рыночные отношения. Их производство осуществляется на основе частной собственности и свободной конкуренции. Основой рыночного конкурентного механизма в секторе частных услуг являются равновесные цены, которые определяются законом спроса и предложения на рынке услуг.
К рыночному, платному сектору услуг относятся многие производственные и деловые услуги, услуги личного характера и услуги по обслуживанию домашнего хозяйства.
Немало услуг занимают промежуточное положение между общественным (государственным) и частным (рыночным) секторами услуг. Одни смешанные услуги обладают большими свойствами общественных благ (например, многие социально культурные услуги) и тяготеют к общественному сектору услуг, их называют социально-значимыми, смешанными услугами, поскольку они ориентированы в большей степени на интересы общества и общественного производства, чем на интересы отдельной личности. Велика их роль в социальной интеграции и в обеспечении социального равенства, социальной защиты людей.
Другие смешанные услуги обладают большими свойствами частных благ и в большей степени тяготеют к частному (рыночному) сектору экономики. Так, культурно-развлекательные и досугово-рекреационные, туристские, спортивно-оздоровительные, жилищно-коммунальные и некоторые бытовые услуги, несмотря на их определенную социальную ориентированность, ближе всего к частному, платному сектору услуг.
Соотношение рыночного (платного) и общественного (государственного) секторов услуг не является постоянным. Следовательно, уровень и масштабы развития рынка услуг меняются в зависимости от действия разных факторов.
В ХХ веке сфера услуг прочно вошла в жизнедеятельность общества. Сегодня нам сложно представить отсутствие парикмахерских, кинотеатров, больниц и др., что значительно облегчает жизнь современному человеку и позволяет сделать ее интересной и разнообразной.
XXI век характеризуется и будет характеризоваться сферой услуг, неразрывно связанной с научнотехническим прогрессом, качество и набор услуг будут возрастать.
Сферой услуг пользуются не только граждане, но и крупные организации, которые в целях экономии затрат на производство и контроль качества, пользуются услугами сторонних компаний, отдают им на аутсорсинг ведение части своей деятельности.
Сфера услуг становится высокодоходным сектором экономики, имеющим достаточно невысокую себестоимость, и поэтому является привлекательной отраслью для многих предпринимателей.
Во многих отраслях сферы услуг необходим государственный контроль и введение стандартизации. Учитывая растущую урбанизацию общества, можно говорить о перспективности сферы услуг, а также появлении новых видов услуг. Примером этого может служить услуга
кейтеринга - доставка готовых блюд из ресторанов и сетей быстрого питания на дом.
В зависимости от увеличения уровня достатка общества будут расти потребности, а, следовательно, будут появляться новые услуги.