Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях трансформации предпринимательства в российской сфере услуг'

К вопросу об особенностях трансформации предпринимательства в российской сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
646
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SPHERE OF SERVICES / INSTITUTIONAL TRANSFORMATION / PRIVATE PROPERTY / STATE PROPERTY / PRIVATE ENTREPRENEURSHIP / SMALL-SCALE ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конькова Е.Д., Кузменко Ю.Г.

В статье освещены наиболее значимые преобразования предпринимательства российской сферы услуг с момента смены экономической формации в стране. Представлено авторское видение институциональной трансформации сферы услуг. Выделены изменения, связанные с реструктуризацией российской сферы сервиса при переходе командно-административной к рыночной системе управления страной (начальная стадия трансформации). Рассмотрены процессы, характерные для современного периода развития сферы услуг. Подробно освещены видоизменения сферы сервиса связанные со сменой формы собственности предприятий, выходом на российский рынок субъектов «нового частного предпринимательства» и усилением роли малых сервисных предприятий в экономике страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificities of entrepreneurship transformation in the Russian sphere of services (Russia, Chelyabinsk)

The article focuses on the process of entrepreneurship transformation in the Russian sphere of services after the change of economic formation in the country, particularly on the institutional aspect of this process. The authors discuss changes related to restructurization in this sphere during the transition from command to market economy and the change of the ownership regime and the emergence of the “new private entrepreneurship” agents alongside with the strengthening of small service firms in Russian economy

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях трансформации предпринимательства в российской сфере услуг»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

блага публичных библиотек произошла трансформация. Согласно классификации РНБ, владельцы читательских билетов подразделились на читателей, заказывающие печатную продукцию (традиционная аудитория библиотек), пользователей электронных ресурсов, получающих большинство информации в электронном формате, и удаленных пользователей (имеющих доступ к фондам библиотек без фактического посещения) [2]. Адаптация читателей к новым возможностям публичных библиотек в эпоху пятого технологического уклада происходила по мере наращивания и удешевления вычислительной техники, электроники, средств связи, услуг организаций, подключающих ПК к сети Интернет.

Технологическое отставание учреждений социально-культурной сферы с годами нарастает по сравнению с фондообеспеченностью промышленности или аналогичных НКО развитых капиталистических стран. В настоящее время только каждая вторая отечественная публичная библиотека имеет доступ к сети Интернет. По плану Министерства культуры РФ, «доля

публичных библиотек, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети», в общем количестве библиотек достигнет показателя 100% только в 2020 г. [1].

Таким образом, на современном этапе развития происходит переосмысление роли публичных библиотек. В условиях рынка, когда на первый план выходят вопросы о конкурентоспособности, коммерциализации интеллектуальной собственности, имеется значительный задел для роста социальной эффективности работы публичных библиотек. Более половины из оставшихся публичных библиотек расположены в сельской местности. Их услуги актуальны для 44% сельского населения. Однако взятый курс на оптимизацию сети публичных библиотек протекает на фоне снижения эффективности работы. Расширение внедрения информационных технологий и 100% внеочередное подключение публичных библиотек к высокоскоростному Интернету будет способствовать росту числа потребителей культурных услуг, преодолению информационного неравенства домохозяйств, накоплению человеческого капи-

тала. Проблема сокращения библиотечных фондов и низких темпов роста новых поступлений также будет частично решена. Однако это не урегулирует вопросы, связанные с финансированием капитального и текущего ремонта, строительства, качественно новым материально-техническим снабжением отрасли.

Литература

1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Российской Федерации за 2014 год и задачах на 2015 год — М., 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mkrf.ru/report/ — Дата обращения: 28.03.2015.

2. Российская национальная библиотека и ее читатели в начале 21 века. — СПб.: Изд-во РНБ, 2013.

3. Российский статистический ежегодник. 2003-2014. Стат. сб. / Росстат. — M.: Росстат, 2014.

4. Социальное положение и уровень жизни населения России. — М.: Росстат, 2014. — С.260.

5. Торговля в России: Стат.сб. / Росстат. — М.: Росстат, 2014.

6. IFLA Public Library Service Guidelines. 2nd, completely revised edition / Edited by Christie Koontz and Barbara Gubbin. International Federation and Library Associations and Institutions, The Hague, The Netherlands. 2010. — Сн. 6.

7. Сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //http://www.gks. ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm — Дата обращения: 28.03.2015.

8. Индексы физического объема валового внутреннего продукта. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#— Дата обращения: 28.03.2015.

9. Строительство в России. 2002, 2006, 2010, 2012, 2014: Стат. сб. / Росстат. — M.: Росстат, 2002-2015.

10. Демографический ежегодник России. 2002, 2014: Стат.сб. / Росстат. — M.: Росстат, 2002, 2014.

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ СФЕРЕ УСЛУГ

Е.Д. Конькова,

доцент кафедры экономики торговли и логистики Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск),

кандидат экономических наук econtorg@rambler.ru

Ю.Г. Кузменко,

доцент кафедры экономики торговли и логистики Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск),

доктор экономических наук Polina.94@mail.ru

В статье освещены наиболее значимые преобразования предпринимательства российской сферы услуг с момента смены экономической формации в стране. Представлено авторское видение институциональной трансформации сферы услуг. Выделены изменения, связанные с реструктуризацией российской сферы сервиса при переходе командноадминистративной к рыночной системе управления страной (начальная стадия трансформации). Рассмотрены процессы, характерные для современного периода развития сферы услуг. Подробно освещены видоизменения сферы сервиса связанные со сменой формы собственности предприятий, выходом на российский рынок субъектов «нового частного предпринимательства» и усилением роли малых сервисных предприятий в экономике страны.

Ключевые слова: сфера услуг, тенденции развития, трансформация, институциональные преобразования, частная собственность, государственная собственность, частное предпринимательство, малое предпринимательство.

УДК 338.001.36 ББК 65.206

Современные преобразования и переустройство экономи- сятилетия наблюдается стремительный рост и реорганизация ки России, ее интеграция в мировое пространство способствуют данной сферы деятельности. Процессы трансформации ее повышению значимости сферы услуг. Именно в последние де- функциональной структуры играют важную роль в развитии,

322

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

адаптации и сохранении устойчивости общероссийского и региональных рынков услуг в условиях постоянно модернизирующейся экономики, что определяет интерес к их изучению.

В данном исследовании сфера услуг рассматривается как организационно-экономическая система, состоящая из элементов (субъектов и объектов сервиса), структурированных по видовому составу, функциональному назначению и определенным образом взаимодействующих между собой. В качестве субъектов данной системы следует выделить предприятия различных организационно-правовых форм и форм собственности, оказывающие услуги в различных подотраслях рассматриваемой сферы, и потребителей этих услуг в виде физических и юридических лиц. Объектами являются сами услуги, технологии предоставления которых постоянно совершенствуются и модернизируются. В этом ключе особо важными являются инновации, внедряемые в воспроизводственный процесс, и определяющие направления его развития и трансформации.

Трансформация сферы услуг — это естественный процесс, в результате которого устаревшие, несоответствующие реалиям современности структурные единицы и элементы системы постепенно заменяются на более совершенные, новые звенья. В модификации российской сферы услуг, начиная с конца XX в. можно выделить две основные стадии, отличающиеся глубиной происходящих изменений. На первой стадии происходило формирование «рынка услуг» и адаптация хозяйствующих субъектов к новым рыночным механизмам и условиям деятельности (конец 80-х — 90-е годы XX в.). В это время происходили коренные, наиболее существенные и динамичные преобразования не только в сфере услуг, но и во всех сферах экономики страны. Для второй стадии трансформации сферы услуг (с начала XXI в. по настоящее время) характерны не столь глубокие, но не менее масштабные в своем проявлении изменения, протекающие по сей день.

Наибольшее влияние на современное состояние и особенности развития исследуемой отрасли экономики оказали процессы институциональной трансформации, которой в исследовании уделено особое внимание. Прежде всего, они касались изменения формы собственности сервисных предприятий — перехода государственных предприятий в частное владение. На первой стадии протекания трансформационных процессов (при переходе от командной централизованной к рыночной системе управления экономикой страны) эти преобразования представляли собой основу модификации хозяйственных отношений. Начало 90-х годов XX в. характеризовалось наиболее интенсивными темпами разгосударствления предприятий сферы услуг. К началу XXI в. более половины принадлежащих государству сервисных предприятий перешли в частную собственность. Наиболее динамичным и массовым в этот период был переход в частный сектор организаций торговли, бытового обслуживания, общественного питания и услуг автотранспорта [1, 2]. На современной стадии развития процесс смены форм собственности происходит, но его темпы гораздо медленнее.

В качестве примера рассмотрим такой сегмент рынка услуг, как общественное питание. Сфера массового питания — одна из наиболее социально-значимых подотраслей сферы услуг. В 90-е гг. она являлась одной из экспериментальных площадок, на примере которой вырабатывались новые экономические механизмы и формировались новые отношения частных предпринимателей и государственных структур. В настоящее время эта отрасль экономики динамично развивается и поэтому представляет интерес для исследования ее в контексте данной проблемы.

На первом этапе трансформационных процессов предпринимательства в сфере услуг происходит выделение общественного питания в отдельный специфический сегмент этой сферы из сферы торговли. В первую очередь это связано с особенностями деятельности предприятий общественного питания:

— совмещение функций производства, реализации и организации потребления продукции общественного питания;

— зависимость сбыта от фактора сезонности;

— функционирование в условиях монополистической конкуренции;

— двойственность объекта данной сферы предпринимательства — «услуга-продукт»;

— необходимость максимального пространственного приближения предприятия к потенциальному потребителю;

— выполнение на рынке предприятием общественного питания разнонаправленных функций (с одной стороны — формирование спроса на товары и услуги поставщиков, с другой — формирование предложения услуг общественного питания);

— неоднозначность используемой классификации предприятий питания и быстрая трансформация их типов с ориентацией на опыт высокоразвитых стран Запада и Америки.

Поэтому, авторы считают, что нельзя однозначно сказать, что предприятия питания относятся к сфере товарного обращения, только потому, что продукция в результате продажи меняет форму с товарной на денежную. Вся реализуемая в предприятиях общественного питания продукция делится на две группы: продукция собственного производства и покупные товары. Доля товарооборота по продукции собственного производства в валовом товарообороте предприятия должна иметь преобладающее значение, поэтому такая функция, как производство, играет важную роль в деятельности предприятия питания. В случае увеличения доли товарооборота по покупным товарам существует риск неэффективной реализации производственной функции, а, следовательно, и снижение рентабельности деятельности в целом. Таким образом, с учетом существующих различий нельзя отождествлять сферы общественного питания и торговли и точкой их соприкосновения является лишь реализация покупных товаров, не требующих дальнейшей переработки. Производство продукции и, тем более, организация ее потребления не присущи предприятиям сферы торговли.

Однако, в настоящее время наблюдается активное проникновение процессов общественного питания в торговлю. Ярким примером служит создание отделов по продаже как готовой кулинарной продукции, так и полуфабрикатов высокой степени готовности в торговых предприятиях (супер- и гипермаркетах).

В конце восьмидесятых — начале девяностых годов ХХ в. кооперативные кафе были «маяками развития частного предпринимательства». К 1999 году доля частного сектора в обороте общественного питания страны составляла 51%, остальная часть распределялась между государственными и муниципальными предприятиями (18%), организациями иных форм собственности (31%). В последующие годы это соотношение претерпело значительные изменения. Оборот общественного питания в государственном и муниципальном секторах из-за дальнейших преобразований в структуре сети с каждым годом сокращался. Направление такого тренда прослеживается и в настоящее время. Так, к концу 2006 г., доля вклада предприятий государственной и муниципальной собственности в общероссийский оборот общественного питания составляла уже 11,4%, а к 2014 году снизилась до 7,3%. Доля товарооборота предприятий иных форм собственности в структуре этого показателя также сократилась до 23,6% к 2007 г., а по показателям 2013 года составила 7,2%. Положительная динамика характерна для оборота общественного питания частных предприятий, доля которого в общем показателе за четырнадцать лет выросла на 34,5% составила приблизительно 85,5% [1, 2].

Анализ статистических данных позволяет констатировать факт постоянного сокращения оборота общественного питания предприятий государственной и муниципальной форм собственности с начала экономических преобразований по сегодняшний день. Однако такая тенденция не может в полной мере свидетельствовать о сокращении числа мест для потребителей в социально-ориентированных предприятиях питания (в столовых, расположенных в промышленной зоне, при учебных заведениях, учреждениях здравоохранения и др.), так как большее число этих предприятий в настоящее время также являются частными.

В качестве следующего проявления трансформационных процессов сферы услуг следует выделить образование субъектов «нового частного предпринимательства», характерных

323

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

Условные обозначения: оборот предприятий У//\ — государственной собственности; [$$$$$] — частной; |...1 — иных форм собственности

Рис.1. Распределение оборота общественного питания РФ по формам собственности

для рыночной экономики, ранее не имеющих возможности функционирования и развития в рамках условий командноадминистративного уклада жизнедеятельности российского общества.

Для предприятий сферы услуг характерны относительно низкие капиталовложения и высокие показатели оборачиваемости средств. Именно эти специфичные черты в 90-е годы XX в. выступили побудительным фактором создания новых для России структурных элементов сферы услуг. Этот процесс протекал в двух направлениях. Во-первых, в рамках уже существующих в российском обществе сегментов исследуемой сферы появились предприятия, оказывающие платные услуги населению в социально-ориентированных подотраслях — здравоохранении и образовании (дошкольном, среднем, высшем), являющихся бесплатными в России с 20-х годов XX в. [2]. Во-вторых, динамичное формирование частных предприятий наблюдалось в новых для российского общества, неактуальных при централизованном управлении страной секторах рынка услуг: информационно-коммуникационных, финансовых, страховых, посреднических (брокерских), консалтинговых и др.

Еще одним заметным процессом институциональных преобразований является модификация масштаба деятельности предприятий сферы сервиса, определяемого такими показателями как число занятых, годовой оборот, размер основных производственных фондов предприятия, инвестиции в основной капитал и др. Данные изменения прослеживаются как на начальной стадии трансформации, так и в настоящее время.

Значительную роль в расширении сферы услуг сыграло малое предпринимательство. В 90-е гг. именно рост числа малых сервисных предприятий стал источником увеличения занятости и доходов населения. Тенденция увеличения числа малых предприятий наблюдается и в настоящее время. Однако следует отметить, что процессы функционирования малых сервисных предприятий во многом определяются нестабильностью российской экономики, высокими рисками ведения малого бизнеса и административно-правовыми проволочками на этапе создания. Наиболее динамично образование малых предприятий проходит в сферах торговли и общественного питания, бытовых, туристических, посреднических и др. видах платных услуг. Обратимся к статистической информации и про-

анализируем эти изменения на примере сферы общественного питания. Актуальность рассмотрения этого сегмента рынка услуг в контексте данного вопроса определяется еще и тем, что более 60% оборота общественного питания формируется именно в малом бизнесе (включая индивидуальных предпринимателей).

Анализ данных государственной статистики [1] показывает, что с 1998 по 2010 гг. произошло увеличение количества малых предприятий общественного питания более чем в 3 раза (с 11,8 до 36,3 тысяч предприятий). Аналогична ситуация и с ростом числа занятых в этом сегменте рынка услуг: с 108,2 до 327,8 тысяч человек за исследуемый период. Однако увеличение количества малых предприятий в 2002 г. на 12% привело к росту числа работников общественного питания на 63%, а сокращение количества предприятий в 2003 г. на 6% привело к сокращению численности занятых на 30%. Таким образом, тенденции и величина изменений количества организаций и числа занятых в этом сегменте рынка не всегда совпадают, а существенная разница значений приведённых показателей позволяет заключить, что масштабы деятельности предприятий питания малого бизнеса также подвержены изменениям: микропредприятие может вырасти до сетевых масштабов и наоборот [1,3-5].

Одним из наиболее важных показателей при изучении масштабов деятельности предприятий сферы услуг является показатель инвестиций в основной капитал, динамика изменений которого носит неоднозначный характер. В анализируемом периоде наблюдается увеличение суммы инвестиций в сферу общественного питания в секторе крупного и среднего предпринимательства и сокращение в 2003, 2004 гг. Сумма капиталовложений в малые предприятия общественного питания Российской Федерации постоянно меняется, причем диапазон колебаний достаточно широк. Так инвестиции в малый бизнес в 2002 г. возросли почти в 20 раз по сравнению с 2001 г., но в следующем 2003 г. снова сократились в 4,3 раза; с 2006 по 2008 гг. — увеличились в 3,5 раза, а в 2010 — опять снизились в 2 раза [1]. Этот факт позволяет судить о нестабильности в сфере малого бизнеса. Административные барьеры, трудности в развитии и налоговые проблемы снижают инвестиционную привлекательность малого предпринимательства.

324

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

Политика поддержки и развития малого предпринимательства в России, проводимая с начала XXI в., стала дополнительным стимулом для оживления малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. В формировании и развитии сферы услуг значительную роль стали играть инновационные процессы. Наряду с предприятиями крупного и среднего бизнеса мелкие фирмы участвуют в создании единой инновационной системы России, являя собой часть социальной и нематериальной инфраструктуры инновационных кластеров.

Таким образом, институциональные преобразования оказали значительное влияние на формирование и становление совре-

менной функциональной структуры отечественной сферы сервиса за счет масштабных изменений форм собственности предприятий, выхода на российский рынок субъектов «нового частного предпринимательства» и роста числа малых предприятий.

Выделенные основные изменения сферы сервиса играют важную роль в развитии общероссийского рынка услуг, способствуют его адаптации к условиям постоянно модернизирующейся экономики. Рост уровня качества и расширение номенклатуры услуг являются необходимыми условиями повышения конкурентоспособности экономики страны и перехода к постиндустриальному обществу.

Литература

1. Материалы Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru

2. Мирошников Н.И. Рыночная трансформация экономики сферы услуг // Управление экономическими системами: Электронный научный журнал. — 2011. — №12 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-36-122011/item/938-2011-12-28-12-05-51

3. Каточков ВМ. Структурно-функциональные особенности современного рынка услуг // Российское предпринимательство. — М.: Изд-во «Креативная экономика», 2013. — № 12 (234). — С. 126-131.

4. Каточков В.М., Левина А.Б.О перспективах развития розничной торговли в Российской Федерации // Экономика и бизнес: взгляд молодых: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, 30 октября 2008 г. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. — С. 130-133.

5. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник. — М.: КНОРУС, 2010. — 544 с.

РАЗВИТИЕ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Ю.Ю.Суслова,

профессор кафедры экономики и планирования Торгово-экономического института

Сибирского федерального университета (г. Красноярск),

доктор экономических наук sokol-151@yandex.ru

Л.И. Подачина,

доцент кафедры экономики и планирования Торгово-экономического института Сибирского федерального университета (г. Красноярск), кандидат экономических наук poda4ina@yandex.ru

В статье рассматривается индустрия общественного питания с точки зрения удовлетворения ею разнообразных потребностей человека, которые, в свою очередь, связаны и являются интегрированным показателем таких категорий, как «качество жизни», «уровень жизни», «образ и стиль жизни».

Ключевые слова: качество жизни, услуги общественного питания, потребности, качество обслуживания.

УДК 338.439 ББК 65.431

Политические и экономические преобразования, происходящие за последние десятилетия в нашей стране, нацелены на повышения благосостояния, оздоровление человека с точки зрения его физиологических и духовных потребностей. Рост качества жизни населения на современном этапе социальноэкономического развития РФ является основополагающим критерием оценки его эффективности.

Изучению и сопоставлению точек зрения на природу возникновения экономических категорий «уровень жизни», «качество жизни», подходов к их измерению посвящено множество научных работ. Однако до настоящего времени нет единства в понимании того, какие социально-экономические явления и процессы включают в себя данные термины.

На уровне экономических и социальных исследований уровня жизни населения «качество жизни» включает в себя и понятие его уровня, являясь общей характеристикой объекта «жизнь». Рассматривая объект «жизнь населения» только с точки зрения его качества мы изучим только узкую часть процессов жизнеобеспечения людей. В аспекте выражения «уровень жизни» понимается условно денежная форма потребления. Использование данного термина в большей степени ориентировано на уровень доходов населения. В этой связи проблемой является поиск количественного и качественного состава по-

казателей (индикаторов), полноценно определяющих качество жизни населения.

Отличие понятия «уровень жизни» от понятия «качество жизни» зависит от совокупной величины денежных доходов, степени их распределения между различными социальными группами населения, соответственно и степени покупательной способности и объема потребления благ [2]. Качество жизни характеризует объективную и субъективную сторону жизни населения. Если критериями объективной оценки качества жизни являются соответствие потребностей человека их нормам, то субъективная характеристика качества жизни отражает в первую очередь степень удовлетворения индивидуальных потребностей человека. Потребность индивидуума не имеет статистической величины, она формируется рядом факторов (воспитание в семье, школе, обществе) и зависит от его личного отношения к укладу жизни в течение всей его жизни.

Таким образом, можно рассматривать качество жизни как совокупность параметров социального интегрированного показателя, включающего в себя такие понятия как «образ и стиль жизни», «уровень жизни» через отношения индивидуума к удовлетворению своих потребностей. В данном случае, качество жизни с точки зрения образа жизни человека, характеризует его социальное поведения в обществе [2].

325

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.