Научная статья на тему 'Спрос и предложение на рынке культурных благ'

Спрос и предложение на рынке культурных благ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2103
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КНИЖНЫЙ ФОНД / ОБОРОТ РЕСУРСОВ БИБЛИОТЕК / КУЛЬТУРНЫЕ БЛАГА / ЧИТАТЕЛИ И ПОЛЬЗОВАТЕЛИ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ / PUBLIC LIBRARY / SOCIAL EFFICACY / BOOK COLLECTION / TURNOVER OF LIBRARY RESOURCES / CULTURAL GOODS / READERS AND USERS OF LIBRARY SERVICES / SUPPLY AND DEMAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каранец С.М.

В статье проанализированы основные тенденции, наблюдаемые в структуре спроса и предложения на рынке услуг культурных благ, предлагаемых публичными библиотеками, начиная с 1990 по 2014 гг.; проведен сравнительный анализ показателей социальной эффективности их работы на селе и в городе; показаны последствия внедрения информационных технологий и их влияние на структуру спроса читателей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каранец С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supply and demand on the market of cultural goods (the case of public libraries) (Russia, St. Petersburg)

The article analyzes the major trends in the structure of supply and demand on the market of cultural goods, particularly those rendered by public libraries in the period between 1990 and 2014. The author offers a comparative analysis of social efficacy indices for rural and urban public libraries and describes the effect from new informational technologies and their impact upon the readers’ reading demand

Текст научной работы на тему «Спрос и предложение на рынке культурных благ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

модействии проекта. Произведение рассчитанного по предложенной выше методике (формула 1) показателя инновационной позиции на показатель инновационной активности отражает в нашем случае инновационную силу интеграции научно-исследовательских фармакологических структур и производственных фармацевтических предприятий.

Верхний предел данного показателя может быть равен 25 баллам и отражает максимально возможный эффект такого научно-производственного взаимодействия. Минимальное значение показателя равно нулю и показывает отсутствие способностей интегрированного образования к развитию. В этом случае может быть рекомендовано прекращение взаимодействия и поиск новых направлений и механизмов развития каждой структуры по отдельности.

Реализация разработанного механизма оптимизации направлений развития интегрированных исследовательско-производственных структур позволяет обеспечить своевременное и соответствующее потребностям определение и корректировку вариантов и перспектив развития фармацевтических структур. Учитывая преимущества базовых стратегий развития и направления изменения инновационного потенциала интегрированной фармструктуры целесообразно формировать стратегию развития для различных типов конкурентного поведения на основе матрицы (таблица 2). Базовыми положениями построения матрицы являются следующие два подхода:

— формирование пяти групп по степени инновационной силы интегрированной структуры в зависимости от гибкости ее реагирования на изменения внешних факторов и степени использования ресурсного потенциала;

— позиционирование структуры на фармацевтическом рынке определяется типом ее конкурентного поведения.

В матрице, предложенной на рисунке 2, некоторые варианты стратегий развития требуют пояснений. Так, под укреплением и развитием вертикальной интеграции вниз подразумевается

усиление сотрудничества в рамках научных и производственных бизнес-процессов, а также укрепление связей с поставщиками фармсырья и фамкомпонентов. Под усилением вертикальной интеграции вниз подразумевается усиление взаимодействия с предприятиями — покупателями производимых фармсубстанций и фармкомпонентов, аптечными сетями и лечебно-профилактическими учреждениями, являющимися потребителями выпускаемой продукции. Расширение горизонтальной интеграции — это поиск возможностей объединения исследовательских и производственных фармструктур с аналогичными, более крупными и успешными предприятиями и организациями. Деструктуризация образования подразумевает отказ от интеграции исследовательских и производственных бизнес-процессов и формирование иных стратегий, направленных на поддержание функционирования предприятий. Конгломеративная диверсификация предполагает освоение путем интегрированного взаимодействия исследователей и производственников выпуска новых, инновационных видов фармпрепаратов и их форм. Центрическая диверсификация структур предполагает внедрение инноваций в освоенном сегменте фармацевтического рынка, то есть разработка новых фармацевтических продуктов и фармацевтических технологий в области, на которую уже ориентирована производственная структура. Интенсивный рост в разных случаях может быть нацелен на развитие контролируемых сегментов рынка и завоевание новых, на развитие инновационных качеств выпускаемой продукции освоенного сегмента фармацевтического рынка, либо на разработку новых видов продукции в уже освоенном сегменте рынка, либо на усиление позиций в занятом сегменте фармацевтического рынка.

Использование предложенного механизма обеспечивает возможность сформировать наиболее оптимальную стратегию развития интегрированной фармацевтической структуры на основе исследования особенностей ее потенциала развития и конкурентного поведения.

Литература

1. Азоев Г.Л., Челянков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. — М., 2000.

2. Гамбулецкий В.В. Моделирование взаимодействия инновационных и производственных подразделений в отрасли строительства. — М.: Вестник ГУУ, 2011.

3. Рыгалин Д.Б. Обеспечение устойчивости инновационных взаимодействий на основе инновационных платформ // Инновации. — 2009. — № 2.

4. Рязанцева Е.Е. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий на основе стратегического планирования // Инновации. — 2010. — № 2.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ КУЛЬТУРНЫХ БЛАГ (НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК)

С.М. Каранец,

доцент кафедры экономики таможенного дела Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала

Российской таможенной академии, кандидат экономических наук

richne@yandex.ru

В статье проанализированы основные тенденции, наблюдаемые в структуре спроса и предложения на рынке услуг культурных благ, предлагаемых публичными библиотеками, начиная с 1990 по 2014 гг.; проведен сравнительный анализ показателей социальной эффективности их работы на селе и в городе; показаны последствия внедрения информационных технологий и их влияние на структуру спроса читателей.

Ключевые слова: публичная библиотека, социальная эффективность, книжный фонд, оборот ресурсов библиотек, культурные блага, читатели и пользователи библиотечных услуг, спрос и предложение, культурные блага.

УДК 338.22 304.4

На рынке социально-культурных услуг особую нишу занимают публичные библиотеки. Как правило, они функционируют в условиях монополистической конкуренции либо олигополии. Конкуренцию им составляют ведомственно разобщенные партийные, профсоюзные, школьные, библиотеки учебных заведений (университетов, академий, колледжей), библиотеки различ-

ных министерств, например, Министерства обороны, крупных фирм, ТНК. Их миссия, в отличие от публичных библиотек, состоит в том, что они нацелены на удовлетворение культурных потребностей конкретной институциональной структуры, определенной группы населения.

Всего современная библиотечная система России насчитывает примерно 130 тыс. библиотек различных форм собственности, в том числе государственной, муниципальной, частной,

31 9

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

совместной и иностранной. Удельный вес общедоступных библиотек в системе составляет 31%. Их можно проклассифицировать по занимаемому статусу на национальные (Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека), национальные библиотеки субъекта федерации, региональные. По территориальному признаку общедоступные библиотеки подразделяются на находящиеся на территориях сельских поселений, городов и поселков городского типа. В зависимости от финансирования библиотеки бывают федерального, регионального и муниципального уровня. По организационно-правовой форме библиотеки могут быть зарегистрированы, как Федеральное государственное учреждение, бюджетное учреждение, казенное учреждение культуры и др.

Проводимая социально-культурная политика в РФ направлена на финансирование сокращающегося числа общедоступных библиотек. На данном сегменте рынка предложение услуг культуры оказывают 39,8 тыс. общедоступных библиотек, из которых 30 тыс. (или 76% от общего числа) расположены в сельской местности. Если до 1993 г. темпы прироста численности общедоступных библиотек составляли менее 10%, то, начиная с 2011 г., они превзошли рубеж 30% (см. рис. 1). Как видно из рисунка, 1990 г. был взят за базовый год. За последние три года в городах и поселках городского типа темп прироста преодолел рубеж 50%.

о

-3

-10

-15

-20

-25

-30

-35

-40

♦ Число библиотек, тыс.

Ш Темп прироста, в процентах

Рис. 1. Число общедоступных библиотек в РФ

Рассчитано по [3].

В сельской местности наблюдается другая картина. Закрытие библиотек сопровождается сокращением библиотечных фондов и уменьшением общего числа экземпляров, приходящихся на одну библиотеку. Если в 1990 г. в среднем на балансе сельской библиотеки находилось 10 млн экземпляров, то в 2011-2013 гг. — только 9 млн экземпляров. Это в 7 раз меньше по сравнению с обеспеченностью городской библиотеки.

Структурные перекосы наблюдаются и в распределении истощенного совокупного библиотечного фонда. В 2013 г. он насчитывал 851 млн экземпляров. Его пропорция распределения между городскими и сельскими библиотеками составляет примерно 2,1:1.

Проведем сравнительный анализ показателей эффективности работы публичных библиотек (число выдачей на душу населения, число выдачей на единицу фонда, то есть оборот ресурсов, общие размеры фонда на душу населения и т.д.). Полный перечень показателей эффективности можно найти в документе ЮНЕСКО «Руководство ИФЛА по развитию службы публичных библиотек. Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений» [6].

Рассматривая показатели работы публичных библиотек с 1990 по 2013 гг., можно сделать вывод, что эффективность работы библиотечной службы не зависит от имеющихся ресурсов. Так небольшой библиотечный фонд на селе имел, начиная с 2010 г. г., большую оборачиваемость ресурсов, по сравнению с числом выдачи на единицу фонда в городских библиотеках. Это можно объяснить возможным дублированием со стороны конкурентов, оказываемых библиотечные услуг в городе.

Другой показатель эффективности, число выдачей на душу населения, подтверждает сделанный вывод. За последние 23 года в целом по стране он снизился на два пункта (см. рис. 3). Однако число выдачей на душу сельского населения на три-четыре пункта выше, чем надушу городского населения.

■ Число выданных экземпляров на душу населения,

■ в том числе городского населения

4

□ сельского населения

Рис. 2. Ввод в действие библиотек, тыс. томов книжного фонда

Рассчитано по [3; 10].

Ситуация во многом усугубляется хаотичным, бессистемным, волнообразным строительством новых библиотек. В 1993, 1995, 1998, 2000, 2005, 2007-2010, 2013 гг. было введено от 1 до 3 млн томов книжного фонда. Однако, при пересчете на 1000 жителей, это составляет от 7 до 20 томов (в зависимости от года). В 1994, 2002, 2011-2012 гг. — свыше 3 млн томов, что соответствует от 44 до 98 томов на 1000 жителей России (см. рис. 2).

Взятый курс на оптимизацию сети библиотек протекает по-разному, в зависимости от их расположения. В городах и поселках городского типа тенденция сокращения числа библиотек проходит на фоне наращивания общего числа экземпляров, приходящихся на одну библиотеку. Оптимизация городских библиотек напрямую связана с их интеграцией, укрупнением.

Рис. 3. Количество выданных экземпляров на душу населения в РФ

Рассчитано по [3; 10].

Третий показатель эффективности, общие размеры фонда на душу населения, также показывает убывающую эффективность. Несмотря на то, что население России с 1990 по 2013 гг. уменьшилось на 3 млн человек, его влияние на изменение фондообеспеченности в расчете на одного жителя нивелируется низкими объемами новых поступлений. Темпы списания устаревшей, ветхой литературы значительно опережают новые поступления. В сельской местности, где численность населения за 23 года изменилась всего на 1,7 млн человек, особенно остро стоит проблема обновления книжного, журнального и газетного фондов библиотек.

С общим падением эффективности работы публичных библиотек емкость рынка культурных услуг значительно уменьшилась. Если в 1990 г. было зарегистрировано 72 млн пользователей, 68% из которых проживало в городе, то в 2013 г. их численность сократилась на 21 млн пользователей (см. рис. 4). Как было отмечено ранее, «ёмкость рынка находится в прямой зависимости от числа потребителей, уровня их расходов и проводимой государством политики в области распределительных отношений» [12].

320

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

в сельской местности, млн. чел.

Всего'зарегистр11рованныхполь'30вателей,в0/оот численности населения

Зарегнстрнров анньк пользователей в гор одах и поселках городского типа, в °6 отчисл енно си i городскогонаселения

----- Зарепктрированнькполь зова тел ей в сель ской местно стн, в °/о о г численностисельскогонаселения

Рис. 4. Количество зарегистрированных пользователей публичных библиотек, млн человек

Рассчитано по [3; 4; 10].

Среди причин сокращения емкости рынка можно назвать, во-первых, рост числа домохозяйств, использующих доступ к сети Интернет по месту жительства, в интернет-кафе и по месту работы. Согласно проведенному в 2013 г. выборочному обследованию бюджетов домашних хозяйств, 73% домохозяйств используют доступ к сети для прочтения новостной информации, статей, пользование электронными библиотеками, энциклопедиями [4].

Во-вторых, за анализируемое время изменилась доступность печатной продукции для потребителей. Индекс потребительских цен на печатные издания (к декабрю предыдущего года) снизился со 125,7% в 2000 г. до 107,3% в 2012 г. В товарной структуре оборота розничной торговли удельный вес книг, газет и журналов составил 0,6% от 21394,5 млрд руб. в фактически действовавших ценах [5].

В-третьих, произошло падение величины спроса со стороны молодежи и научных работников, т.е. основных потребителей услуг городских публичных библиотек. В декабре 2014 г. на Международной научно-практической конференции «Национальная библиотека и ее читатель: проблемы трансформации» именно молодежь и научные сотрудники были названы главными читателями (по мнению руководителей, сотрудников национальных, муниципальных библиотек России и Финляндии). Начиная с 2007/2008 учебного года, численность студентов, обучающихся на очных отделениях в российских высших учебных заведениях, стала сокращаться (с 3,6 млн до 2,6 млн в 2014/2015 уч. году). С 2006/2007 учебного года уменьшается контингент очно-заочного (вечернего) факультетов, а начиная с 2010/2011 учебного года — студентов-заочников, аспирантов и докторантов. За последние шесть лет общая численность студентов сократилась на 2,3 млн человек [7]. Фактором, препятствующим сокращения спроса со стороны обучающихся, является «острая необходимость в увеличении продолжительности обучения, массовом получении высшего образования и обучении в течение всей жизни (по концепции Life Long Learning)» Рынок труда информационной экономики предъявляет повышенные требования к уровню и продолжительности образования. Ожи-

даемая продолжительность обучения в европейских странах (G 7) уже составляет в среднем 17 лет [11].

При рассмотрении относительных показателей, можно заключить, что культурные услуги публичных библиотек более популярны среди жителей села. Реальный спрос предъявляют 44% сельского населения и только 36% городского населения. Небольшие доходы не позволяют увеличивать личные потребительские расходы на приобретение газет, журналов, книг. Низкий, по сравнению с городом, удельный вес домохозяйств, имеющих ПК, подключенных к системе Интернет, делает востребованным и актуальным услуги сельских публичных библиотек.

Если сравнивать реальный и потенциальный спрос, то можно увидеть значительный резерв для расширения ёмкости рынка и прекращения падения эффективности публичных библиотек. С одной стороны, состояние уровня защиты и охраны авторских прав, интеллектуальной собственности в нашей стране изменяется. Этому способствовало вступление России в ВТО, внесение дополнений в законодательство. Следовательно, публичные библиотеки, в зависимости от состава фондов, остались практически единственным институтом в обществе, который заинтересован в расширении бесплатного доступа к продуктам интеллектуальной собственности.

С другой стороны, в условиях, когда индекс физического объема валового внутреннего продукта России сокращается (с 107,3% к предыдущему году в 2003 году до 100,6% в 2014 г.), а инфляция или индекс потребительских цен (в процентах к декабрю прошлого года) только в 2014 г. составил 111,4%, становятся востребованными услуги публичных библиотек, доступ к которым не зависит от величины располагаемого дохода [8]. На этапе спада экономической конъюнктуры будет расти численность безработного населения, мигрантов, вынужденных переселенцев, граждан, подверженных высокому риску бедности Культурные блага публичных библиотек помогут удовлетворить их информационные потребности и решить проблему социального исключения.

За анализируемое время (с 1990 по 2014 гг.), по мере внедрения информационных технологий, в структуре спроса на

32 1

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

блага публичных библиотек произошла трансформация. Согласно классификации РНБ, владельцы читательских билетов подразделились на читателей, заказывающие печатную продукцию (традиционная аудитория библиотек), пользователей электронных ресурсов, получающих большинство информации в электронном формате, и удаленных пользователей (имеющих доступ к фондам библиотек без фактического посещения) [2]. Адаптация читателей к новым возможностям публичных библиотек в эпоху пятого технологического уклада происходила по мере наращивания и удешевления вычислительной техники, электроники, средств связи, услуг организаций, подключающих ПК к сети Интернет.

Технологическое отставание учреждений социально-культурной сферы с годами нарастает по сравнению с фондообеспеченностью промышленности или аналогичных НКО развитых капиталистических стран. В настоящее время только каждая вторая отечественная публичная библиотека имеет доступ к сети Интернет. По плану Министерства культуры РФ, «доля

публичных библиотек, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети», в общем количестве библиотек достигнет показателя 100% только в 2020 г. [1].

Таким образом, на современном этапе развития происходит переосмысление роли публичных библиотек. В условиях рынка, когда на первый план выходят вопросы о конкурентоспособности, коммерциализации интеллектуальной собственности, имеется значительный задел для роста социальной эффективности работы публичных библиотек. Более половины из оставшихся публичных библиотек расположены в сельской местности. Их услуги актуальны для 44% сельского населения. Однако взятый курс на оптимизацию сети публичных библиотек протекает на фоне снижения эффективности работы. Расширение внедрения информационных технологий и 100% внеочередное подключение публичных библиотек к высокоскоростному Интернету будет способствовать росту числа потребителей культурных услуг, преодолению информационного неравенства домохозяйств, накоплению человеческого капи-

тала. Проблема сокращения библиотечных фондов и низких темпов роста новых поступлений также будет частично решена. Однако это не урегулирует вопросы, связанные с финансированием капитального и текущего ремонта, строительства, качественно новым материально-техническим снабжением отрасли.

Литература

1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Российской Федерации за 2014 год и задачах на 2015 год — М., 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mkrf.ru/report/ — Дата обращения: 28.03.2015.

2. Российская национальная библиотека и ее читатели в начале 21 века. — СПб.: Изд-во РНБ, 2013.

3. Российский статистический ежегодник. 2003-2014. Стат. сб. / Росстат. — M.: Росстат, 2014.

4. Социальное положение и уровень жизни населения России. — М.: Росстат, 2014. — С.260.

5. Торговля в России: Стат.сб. / Росстат. — М.: Росстат, 2014.

6. IFLA Public Library Service Guidelines. 2nd, completely revised edition / Edited by Christie Koontz and Barbara Gubbin. International Federation and Library Associations and Institutions, The Hague, The Netherlands. 2010. — Сн. 6.

7. Сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //http://www.gks. ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm — Дата обращения: 28.03.2015.

8. Индексы физического объема валового внутреннего продукта. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#— Дата обращения: 28.03.2015.

9. Строительство в России. 2002, 2006, 2010, 2012, 2014: Стат. сб. / Росстат. — M.: Росстат, 2002-2015.

10. Демографический ежегодник России. 2002, 2014: Стат.сб. / Росстат. — M.: Росстат, 2002, 2014.

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ СФЕРЕ УСЛУГ

Е.Д. Конькова,

доцент кафедры экономики торговли и логистики Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск),

кандидат экономических наук econtorg@rambler.ru

Ю.Г. Кузменко,

доцент кафедры экономики торговли и логистики Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск),

доктор экономических наук Polina.94@mail.ru

В статье освещены наиболее значимые преобразования предпринимательства российской сферы услуг с момента смены экономической формации в стране. Представлено авторское видение институциональной трансформации сферы услуг. Выделены изменения, связанные с реструктуризацией российской сферы сервиса при переходе командноадминистративной к рыночной системе управления страной (начальная стадия трансформации). Рассмотрены процессы, характерные для современного периода развития сферы услуг. Подробно освещены видоизменения сферы сервиса связанные со сменой формы собственности предприятий, выходом на российский рынок субъектов «нового частного предпринимательства» и усилением роли малых сервисных предприятий в экономике страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: сфера услуг, тенденции развития, трансформация, институциональные преобразования, частная собственность, государственная собственность, частное предпринимательство, малое предпринимательство.

УДК 338.001.36 ББК 65.206

Современные преобразования и переустройство экономи- сятилетия наблюдается стремительный рост и реорганизация ки России, ее интеграция в мировое пространство способствуют данной сферы деятельности. Процессы трансформации ее повышению значимости сферы услуг. Именно в последние де- функциональной структуры играют важную роль в развитии,

322

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.