102
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2015. №1(19)
УДК 34
НАСТАВНИКИ И УЧЕНИКИ АБУ ХАНИФЫ -ОСНОВОПОЛОЖНИКА ХАНАФИТСКОГО МАЗХАБА
Н.И. Петренко, А.В. Надеждин
Посвящено наставникам и ученикам основателя ханафитского мазхаба Абу Ханифы. Анализируются причины и предпосылки появления правовой школы Абу Ханифы. Раскрываются источники ханафитского мазхаба.
Ключевые слова: мазхаб; Абу Ханифа; наставники и ученики Абу Ханифы; книги ханафит-ского мазхаба.
N.I. Petrenko, A.V. Nadezhdin. MENTORS AND DISCIPLES OF ABU HANIFA - THE FOUNDER OF THE HANAFI SCHOOL
The article is devoted to mentors and disciples of Abu Hanifa, the founder of the Hanafi School. It analyses the reasons and prerequisites for the creation of Abu Hanifa's law school as well as discloses the sources of the Hanafi madhhab.
Keywords: madhhab; Abu Hanifa; mentors and disciples of Abu Hanifa; books of the Hanafi madhhab.
Ханафитский мазхаб (или правовая школа Абу Ханифы) является одной из четырёх основных исламских правовых школ (мазхабов) в суннитской ветви ислама. Его основоположник - Абу Ханифа, настоящее имя которого Аль-Нуман бин Табит (699-767), безусловно, относится к выдающимся (и не только исламским) правоведам своего времени.
Становление Абу Ханифы происходило в городе Куфа, который находится на территории современного Ирака. В то время Куфа была очень развитым городом и оказывала огромное влияние на прилегающие территории. Именно там прошла большая часть его жизни, включая воспитание и образование. Жизнь Абу Ханифа проходила в достатке, поскольку помимо своего образования и преподавательской деятельности он занимался торговлей. Отец Абу Ханифы в то время уже был мусульманином, поэтому будущий правовед рос в исламской обстановке, что, конечно, не могло не отразиться на его мировоззрении. Еще в маленьком возрасте он был направлен на курсы по заучиванию Корана. Стиль чтения Корана он взял от имама Асима [2], являвшегося одним из семи чтецов Корана, от которых, как принято считать, Коран был передан современным поколениям.
Ещё будучи ребенком, Абу Ханифа увлёкся искусством риторики и диспутов. Он вел дискуссии, участвовал в научных спорах, оппонируя представителям различных сект, распространенных в то время в Ираке. Однако больше всё же склонялся к торговле и мало общался с учеными до тех пор, пока видные ученые того
времени не заметили его талант и сообразительность и посоветовали ему больше уделять времени научным знаниям.
По воспоминаниям Ибн Хаджар аль-Мак-ки, современника Абу Ханифы, последний говорил: «Мне запали в сердце их слова, я оставил свое хождение по базару и стал больше находиться среди ученых. Он очень помог мне своими словами, и Аллах наставил меня его словами на этот путь» [5, с. 12].
Абу Ханифа долго размышлял, по какому пути знания пойти, но в итоге выбрал стезю правоведения. Он всей душой проникся этим знанием, что даже отказался от диспутов и полностью посвятил себя фикху. Он посещал разных великих ученых Куфы, которая в то время была центром живуших в Ираке богословов, специализирующихся по фикху. Абу Ханифа писал: «Я был среди сокровищ правоведения, среди их обладателей и был просто вынужден стать одним из правоведов того времени» [15, с. 105].
Одним из великих учёных в области права того периода был Хаммад бну аби Сулейман, у которого Абу Ханифа обучался фикху до тех пор, пока его учитель не умер. В общей сложности их сотрудничество продлилось 18 лет.
Передается, что Абу Ханифа сказал по поводу Хаммада: «Когда я с ним пробыл уже 10 лет, у меня в душе появилось желание преподавать, и я решил отдалиться от учителя и создать свой кружок по фикху. Как-то вечером я вышел, чтобы сказать об этом своему учителю, но когда я увидел его, то передумал говорить ему это, а пришел и сел около него. И в эту же ночь пришла весть о смерти его родственни-
ка, который жил в Басре, что он оставил ему наследство, и нет другого наследника, кроме него. Хаммад приказал мне сесть на его место и вести уроки, пока его не будет. Я отвечал на вопросы и записывал все ответы, а когда он вернулся, я показал их ему. В итоге было примерно 60 ответов, с 40 из которых он согласился. И тогда я сказал себе, что я не уйду от него, пока он не умрет» [5, с. 11].
После смерти Хаммада Абу Ханифа возглавил его кружок. Однако Хаммад не был единственным наставником, кто передал знания Абу Ханифе. Он очень много раз приезжал в Мекку, где учился, встречался с учёными и обсуждал с ними правовые вопросы. Он старался находиться с ними везде, где бы они ни были, и в результате получил от них фундаментальные знания по фикху, которые с умом использовал при формировании своей школы.
Когда Абу Ханифа стал независимым от Хаммада, он начал учить студентов и вскоре создал собственную правовую школу.
Необходимо отметить, что в становлении ханафитского мазхаба участвовало в общей сложности около 40 человек, однако, к большому сожалению, труды этих людей в письменном виде до нас не дошли. Но имеются письменные источники учеников Абу Ханифы, относящиеся к более позднему периоду.
Самым первым, кто предпринял усилия по упорядочиванию и систематизации мазхаба, был Мухаммад бну Хасан аш-Шайбани (749-805). С детства он получал знания хади-сов, а у Абу Ханифы позаимствовал методику толкования права жителей Ирака. Когда умер Абу Ханифа, он еще был новичком в его кружке, поэтому его обучение закончили Абу Юсуф и другие ученые Куфы. Когда он стал известным правоведом, на него стали ссылаться и в рациональных школах. Он оказал очень большое влияние на правовую школу Абу Ханифы. В Багдаде встречался с Шафии (основатель второго из четырёх главных мазхабов - прим. авторов), читал его книги, проводил много диспутов. Шафии впоследствии весьма хорошо отзывался о нем.
Он также ездил в Медину к имаму Малику (основатель третьего из четырёх главных мазхабов - прим. авторов), обучался у него три года, перенял от него полностью правовые положения книги «Муватта» и хадисы.
Самые известные его книги «Асл» («Максуд»), «Большое собрание», «Маленькое собрание», «Большой путь», «Маленький путь». Считается, что положения этих книг Мухаммад донёс до своего учителя Абу Ханифы. Поводом для этого было две причины. Во-первых, в то
время не было императивного указания обязательно следовать только одному ученому, так как знания были распространены среди людей. Во-вторых, Абу Ханифа всегда воспитывал в своих учениках независимость, и поэтому все свои решения они аргументировали. Они никогда не боялись противоречить своему учителю или где-то даже превзойти его. По этой причине даже внутри мазхаба существует достаточно много противоречий.
В своих книгах Мухаммад указывал как свое мнение, так и мнения Абу Ханифы и Абу Юсу-фа. Поэтому его первые книги не были ограничены только мнением Абу Ханифы, в них также содержались мнения его учеников. Причём эти мнения были на одном уровне с мнением Абу Ханифы. Поэтому справедливо утверждение, что в то время ханафитский мазхаб представлял собой собрание различных точек зрения.
Здесь необходимо признать, что Мухам-мад недостаточно долго учился у Абу Ханифы. Основную часть знаний, как уже было сказано, он получил от Абу Юсуфа и других учеников имама.
После того как Мухаммад прослышал о значительных знаниях иракцев, он поехал в Ирак. В период его пребывания в этой стране он стал судьей, поскольку обладал огромными знаниями в фикхе, языке и литературе. Он объединил в себе такие качества, которые не могли объединить другие ученики Абу Ханифы, кроме Абу Юсуфа. Получив от Абу Юсуфа и имама Малика в Медине обширный пласт знаний, он пытался объединить все правовые школы.
Труды Мухаммада по праву считаются первыми по мазхабу Абу Ханифы, их ученые разделили на две группы:
1) книги под подтверждённым авторством Мухаммада;
2) книги, в которых нет ясной информации, что эта книга принадлежит авторству Мухамма-да, а имеются только косвенные указания на это.
Зуфар бну Хузейр бну Кайс аль-Куфи (728775) родился в Ираке. Точное место его рождения неизвестно, но некоторые историки считают, что, скорее всего, это произошло в Куфе.
Зуфар вырос в богатой семье, получил хорошее образование и имел возможность посвятить себя изучению религиозных наук. Будучи ребёнком, он выучил Коран и посещал занятия куфийских улемов, изучая хадисы пророка Му-хаммада.
Переехав вместе с семьей в Исфахан, он углубил свои познания и заслужил признание в богословских кругах. Он обладал прекрасной памятью и являлся авторитетным специалистом в сфере хадисоведения.
Вернувшись в Куфу, имам Зуфар установил тесные связи с местными улемами и стал посещать занятия имама Абу Ханифы, который уже был одним из самых авторитетных законоведов Ирака. Воспитанный в традициях знатоков хадисов, он посвятил себя изучению фикха и в течение 20 лет сопровождал имама Абу Хани-фу. Благодаря проницательности и уму он добился больших успехов в законоведении и давал исчерпывающие ответы даже на непростые вопросы. Имам Абу Ханифа высоко ценил его и называл лучшим из своих учеников [2]. После смерти Абу Ханифы большинство его последователей стали посещать занятия имама Зуфара, и лишь немногие из них собирались вокруг другого его ученика имама Абу Юсуфа.
Последние годы своей жизни имам Зуфар провел в Басре, куда приехал по вопросу завещания своего брата. Жители Басры были восхищены его знаниями и попросили его остаться в городе. Поселившись на новом месте, он приступил к преподаванию и некоторое время занимал должность кадия [5].
Зуфар допускал применение кияса в тех вопросах, где нет ясного доказательства из ха-дисов пророка Мухаммада. Если же, вынося суждение по какому-либо вопросу, он находил хадис, то руководствовался хадисом и не применял кияс. Опираясь на метод своего учителя, имама Абу Ханифы, он, тем не менее, не соглашался с ним в ряде вопросов.
Этот ученик Абу Ханифы сначала был приверженцем направления «ахлюль-хадис» (приверженец прямого смысла понимания хадиса), а затем стал придерживаться направления «ахлюль-рай», которые в понимании хадиса пользовались аналогией и толкованием.
Имам Зуфар скончался в возрасте 48 лет. После смерти имама Абу Ханифы он прожил всего восемь лет, но внес огромный вклад в развитие и распространение его мазхаба.
Абу Юсуф бну Якуб бну Ибрахим Ха-биб аль-Куфи Ансари (731-798) происходил из небогатой семьи. Юношей он стремился к наукам, но отец настаивал, чтобы он овладел каким-либо ремеслом, чтобы зарабатывать на жизнь. Узнав о конфликте Абу Юсуфа с отцом, Абу Ханифа не только не стал взимать плату за обучение талантливого юноши, но даже оказывал ему денежную помощь. По другой версии этой истории, отец мальчика рано умер, а конфликт из-за его желания учиться у Абу Ханифы у него случился с матерью [3].
Абу Юсуф не сразу стал обучаться у Абу Ханифы. До основателя мазхаба у него было ещё несколько учителей, например, Абу Лейля, Ата ибн ас-Саиб и др.
Абу Юсуф находился рядом с Абу Ханифой в течение пятнадцати лет, вплоть до смерти великого имама, сначала в качестве ученика, затем - ближайшего помощника. Абу Юсуф завершил правовые разработки, начатые его учителем. Именно ему принадлежит основная заслуга в широком распространении взглядов Абу Ханифы.
Впоследствии Абу Юсуф жил в Куфе, вплоть до своего назначения на должность судьи (кади) в Багдаде. По одним данным, халифом, пригласившим его занять этот пост, был аль-Махди, по другим - Харун ар-Рашид [12]. Вскоре Харун ар-Рашид сделал его верховным судьей (кади аль-кудат). Тем самым Абу Юсуф получил возможность назначать своих протеже во все основные города халифата, что, по мнению историков, явилось причиной распространения ханафитского мазхаба.
Наука фикх взяла очень многое от Абу Юсуфа, поскольку он был именно практиком. Абу Юсуф применял аналогию и целесообразность, основываясь на жизненном опыте. Существует много книг, в которых он изложил свое мнение и мнение своего учителя Абу Ха-нифы. Например, до нас дошли такие книги, как «Харадж» (Аналогия), «Асар» (Наследие), «Противоречия Абу Ханифы и Абу Лейля».
Как указывалось выше, существует информация, что у Абу Ханифы было 40 учеников, писавших за ним книгу. Это были наиболее талантливые и знающие ученики. Из других источников следует, что написанием книги занимались 40 не учеников, а учёных, сильных авторов, которые писали книгу о мазхабе, а Абу Юсуф и Мухаммад были среди них. Даже после их всеобщего признания они писали о мазхабе Абу Ханифы именно по его методологии. Есть такое мнение, что некоторые из них занимались написанием книг по 30 лет и делали это именно в рамках ханафитского мазхаба, не касаясь других правовых школ. Абу Ханифа мог обсуждать с учениками один и тот же вопрос несколько дней, и среди его учеников был некий Гафия. Когда его не было, Абу Ханифа говорил своим ученикам: «Не делайте никаких выводов, пока не придет Гафия» [5, с. 12]. И вот приходил Гафия, и у него спрашивали, что он думает по тому или иному вопросу, и он давал ответ. Если ответ совпадал с мнением Абу Ханифы, то он говорил, что тот подтвердил его мнение, а если мнение соответствовало мнению большинства, то он говорил, что нет никого более понимающего, чем Гафия. Например, как-то увидев, что Абу Юсуф записывает то, что он говорит, он сказал ему: «О, Абу Юсуф! Горе тебе, не записывай то, что я говорю,
поистине может быть так, что сегодня я говорю одно, а завтра могу принять другое мнение» [5, с. 23]. Абу Ханифа создавал и развивал свой мазхаб, советуясь с другими, и бывало, что они обсуждали один вопрос месяц или больше, и не переходили к другому вопросу, пока не заканчивали обсуждение предыдущего. Имам выслушивал каждое мнение, потом высказывал свое, и после этого они опять обсуждали данный вопрос, пока какое-то мнение не становилось преобладающим. Только после этого Абу Юсуф записывал его. Они не оставляли ни один вопрос, пока не находили нужных доказательств.
Якуб ибн Ибрахим ибн Хабиб аль-Ансари (735-802) относится к ансарам, т.е. жителям Медины. Он был очень беден. Занимался у Абу Лейля в Куфе, а затем перешел к Абу Ханифе. Также общался с учеными из сферы хадисове-дения и передавал от них хадисы. Был судьей у трех халифов - Махди, аль-Хади, ар-Рашида. Он считается основоположником школы, основывающейся на мнениях. То есть он применял какое-либо правовое положение и старался подтвердить его хадисом. Считается самым лучшим знатоком среди учеников Абу Ханифы.
Абу Ханифа был приверженцем мнения, что никому нельзя следовать его словам, пока не будет выяснено, почему он их сказал. Это тот самый секрет, из-за которого его ученики были так сильны и почему их было так много. Особенность этого мазхаба в том, что он создавался путём всеобщего обсуждения, все принимали в этом участие, дискутируя и советуясь друг с другом. Правовые нормы исходили от группы людей, а не от одного человека, и этот принцип действовал с начала создания мазхаба до самого его завершения. Это началось со времен сахабов (сподвижников пророка Мухамма-да - прим. авторов), когда они были едины в своих мнениях. Мазхаб всегда шел в ногу со временем и оперативно отвечал на вопросы в соответствии со сложившейся обстановкой.
Что касается учителей Абу Ханифы, то их можно отнести к разным сферам исламского права. Среди них были, в частности, как знатоки Корана, так и специалисты в области хади-соведения. Кроме того, Абу Ханифа кое-что почерпнул и от шиитов, и других течений, однако он не обсуждал с ними какие-либо вопросы, кроме их общего отношения к потомкам пророка. В то же время именно от них он много узнал о сподвижниках пророка Мухаммада.
В книге «История Багдада» сообщается, что как-то раз Абу Ханифа зашел к халифу Мансуру в то время, когда у него находился Иса бну Мусса (известный военноначальник - прим. авторов). Последний сказал Мансуру:
«Это ученый нынешнего мира». После этого Мансур спросил у Абу Ханифы: «О Нуман, у кого ты взял свои знания?». На что тот ответил: «У учеников Умара, от учеников Али, а также у учеников Абдуллаха, и не было в то время никого более знающего, чем они». После этого Мансур сказал: «Я еще больше утвердился в том, что знал» [5, с. 14].
Из заслуживающих доверия источников передается, что Абу Ханифа встречался с некоторыми сахабами. В частности, среди них были Анас бну Малик, Абдуллах бну Убеййа, Василя бну Аскаб и некоторые другие.
Возникает вопрос, считается ли Абу Хани-фа табиином, т.е. учеником и последователем сподвижников пророка? Если говорить, что табиины - это те, кто встречался с сахабами, даже если ничего не передали от них, то Абу Ханифа, безусловно, является табиином. Если же говорить, что условием является обязательная передача какой-либо информации от саха-бов, то он не считается табиином. Однако бесспорно, что он встречался с табиинами, общался с ними, передавал от них информацию, взял у них знания касательно правовой школы. К ним, в частности, относится Шаби Акрама [5], который взял знания от ибн Аббаса, а также от Нафиа, который, в свою очередь, взял знания от ибн Умара и Ата ибн аби Рабаха.
В то время, когда Абу Ханифа получал знания у Хаммада, Хаммад получал знания у Ибрахима ан-Нахаи, а тот, в свою очередь, был самым знающим учёным в сфере фикха [5].
Ан-Нахаи и Шаби брали знания у Шурей-ха, Алькамы бну Кайса, Масуда бну Аджда. Последние двое передали знания от сахабов -Абдуллаха бну Масуда и Али ибн Абу Талиба. Жители Куфы взяли знания от этих двоих.
В то время Куфа была центром государства, как экономическим, так и религиозным. Одним из правителей того времени был Худ-жаж ибн Йусуф ас-Сакафи. Его имя по своей значимости в истории арабов похоже на имя Нерона в западной истории. Ни один день из жизни маленького Абу Ханифы не проходил без ужасной истории о поступках этого правителя, которую рассказывали соседи или его родственники. Особенно, как следует из преданий, эта жестокость была заметна в городе Куфе. В его понимании кровь, пролитая учеными в это время, была подобна крови шахидов. За год было убито 195 ученых. Потом Худжадж умер, Абу Ханифа подрос и однажды он встретился с аш-Шагби, который посоветовал ему чаще бывать среди ученых. Совет запал ему в душу, и он вместо того, чтобы чаще бывать на рынке, начал проводить больше времени с
учеными. Потом Абу Ханифа увлёкся наукой о диспутах в вопросах вероубеждения (гильмуль калям). Эти знания являются очень важными, поскольку их можно назвать знаниями таухида или же знаниями обоснования в вопросах, где можно или подтвердить, или отрицать какие-либо предположения в области вероучения при помощи разума и умозаключений.
Знания, которые получил Абу Ханифа, очень сильно повлияли на него. Общественность, которая в то время окружала его, была против учёного. Он постоянно вступал в диспуты, и это дало ему возможность применять свои методы и знания в вопросах правоведения на практике. Когда Абу Ханифа занимался изучением гильмуль калям, он путешествовал между Куфой и Басрой. Он говорил, что в общей сложности в Басре находился больше года, выезжая туда более 20 раз. Что же послужило причиной того, что от гильмуль калям Абу Ханифа перешел к практическим наукам? Когда Абу Ханифа встал на путь изучения правоведения, он сказал, что те, кто занимаются диспутами, твердеют сердцами и не получают ничего, кроме этого, и нет пользы от их слов [8]. Он выбрал в учителя Абу Исмаила аль-Ашгари, который проводил свои уроки в соборной мечети города Куфа. Учитель спросил его, что же привело к нему Абу Ханифу. Тот ответил, что желает обучаться правовым наукам. Затем Абу Исмаил велел Абу Ха-нифе изучать по три вопроса каждый день. Абу Ханифа со временем решил, что учитель устал от него, и чуть отдалился от наставника, но тот сказал, что «его бок опустел и душа сжалась после этого» [8, с. 9]. Абу Ханифа практически не пропускал занятия, и его учитель выделил ему особое место. В общей сложности обучение у Абу Исмаила аль-Ашгари продолжалось в течение десяти лет.
Другой учитель Абу Ханифы, Хаммад, был примером в поклонении, богобоязненности и аскетизме. Абу Ханифа передает, что в Рамадан его учитель каждый день кормил 50 человек, а в праздник одевал этих людей. Как-то у Хаммада спросили, кого же он любит больше. Хаммад ответил, что больше всех любит Абу Ханифу
[5]. Однако, несмотря на близкие отношения с Хаммадом, Абу Ханифа в своих мышлениях и заключениях был независим от своего учителя.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что большое влияние на Абу Ханифу оказало общение не только с его учителями, но и с его последователями. Данное обстоятельство, несомненно, оказало воздействие на становление и развитие ханафитского мазхаба.
Список литературы
1. Абдуллах Насых Ульван. Социальная сплочённость в исламе. Нижнекамск, 2009.
2. Аз-Зирикли, Хайрад-Дин. аль-Алам. Т. 3.
3. Али-заде А.А. Абу Йусуф // Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007.
4. Аль-Хатиб аль-Багдади. История Багдада. Т. 4. Бейрут: Дар аль-гарб аль-Ислами, 2001.
5. Асхад Мухаммад Са'ид ас-Са'ырджи «Правовая школа Абу Ханифы и ее доказательства». Т. I. Дамаск, Бейрут: Благое слово.
6. Боголюбов А.С. Абу Йусуф // Ислам: эн-цикл. словарь. М.: Наука, 1991.
7. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850.
8. Ильяс Челяби. Богословские взгляды имама Абу-Ханифы. Казань, 2011.
9. Мухаммад Садик, Мухаммад Йусуф. Права человека в исламе. М. - СПб., 2008.
10. Нургалеев Р.М. Классическое исламское семейное право. Казань, 2011.
11. Нургалеев Р.М. Наследственное право в исламе. Казань, 2007.
12. Прозоров С.М. Некоторые штрихи к портрету верховного судьи Багдада Абу Юсуфа (ум. в 798 г.) // ИВР РАН. Письменные памятники Востока. СПб.: Наука, 2008.
13. Рустам Батыр. Абу-Ханифа: жизнь и наследие. НН - Ярославль, 2007.
14. Таки ад-Дин ибн 'Абд аль-Кадир. Ат-Та-бакат ас-саниййа.
15. Филипс, Абу Амина Биляль. Эволюция фикха. Исламский закон и мазхабы. М., 2012.
16. Форвард М. Мухаммад. Краткая биография. М., 2002.
ПЕТРЕНКО Николай Иванович - доктор юридических наук, профессор. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
НАДЕЖДИН Александр Владимирович - аспирант. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]
PETRENKO, Nikolay Ivanovich - Doctor of Law, Professor. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected] NADEZHDIN, Aleksander Vladimirovich - Graduate Student. Interregional Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]