Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

НАСТАВНИЧЕСТВО В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / Кубанское казачье войско / наставничество / казачья воспитательная среда / традиции / казаки-наставники / педагоги / казачья идентичность / социализация. / history / Kuban Cossack army / mentoring / Cossack educational environment / traditions / Cossack mentors / teachers / Cossack identity / socialization.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Емельянов Ю. Н.

Исторический опыт деятельности казаков-наставников в воспитательной среде кубанских казаков является актуальным. В настоящее время Войсковой атаман и Правительство Кубанского казачьего войска активизируют своё влияние на процесс формирования института наставничества в структурах Кубанского казачьего войска. В статье говорится о том, каким образом готовится штат казаков-наставников, определены цели и задачи, стоящие перед наставниками, объясняется их роль и особенности работы в детских учреждениях казачьей направленности. Автор приводит примеры наставничества из исторического прошлого казачьих сообществ, ставших основателями Кубанского казачьего войска. Показано характерное различие наставничества в Войске Запорожском и Войске Донском. Выявлены традиции наставничества, востребованные в Кубанском казачьем войске на разных этапах его развития. Анализируются результаты и проблемы наставнической деятельности в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE KUBAN COSSACK ARMY: HISTORY AND MODERNITY

The historical experience of the activity of Cossack mentors in the educational environment of the Kuban Cossacks is relevant. Currently, the Military Ataman and the Government of the Kuban Cossack Army are stepping up their influence on the process of forming the institute of mentoring in the structures of the Kuban Cossack Army. The article talks about how the staff of Cossack mentors is being prepared, the goals and tasks facing mentors are defined, their role and peculiarities of work in Cossack-oriented children's institutions are explained. The author gives examples of mentoring from the historical past of the Cossack communities that became the founders of the Kuban Cossack Army. The characteristic difference between mentoring in the Zaporozhye Army and the Don Army is shown. The traditions of mentoring that are in demand in the Kuban Cossack army at different stages of its development are revealed. The results and problems of mentoring in modern conditions are analyzed.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://d0i.0rg/10.24412/2713-1742-2024-2-25 УДК 37.011.31 (470.620)"17/20"

НАСТАВНИЧЕСТВО В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Емельянов Ю.Н.

филиал Кубанского государственного университета в г. Славянск-на-Кубани

Аннотация. Исторический опыт деятельности казаков-наставников в воспитательной среде кубанских казаков является актуальным. В настоящее время Войсковой атаман и Правительство Кубанского казачьего войска активизируют своё влияние на процесс формирования института наставничества в структурах Кубанского казачьего войска. В статье говорится о том, каким образом готовится штат казаков-наставников, определены цели и задачи, стоящие перед наставниками, объясняется их роль и особенности работы в детских учреждениях казачьей направленности. Автор приводит примеры наставничества из исторического прошлого казачьих сообществ, ставших основателями Кубанского казачьего войска. Показано характерное различие наставничества в Войске Запорожском и Войске Донском. Выявлены традиции наставничества, востребованные в Кубанском казачьем войске на разных этапах его развития. Анализируются результаты и проблемы наставнической деятельности в современных условиях.

Ключевые слова: история, Кубанское казачье войско, наставничество, казачья воспитательная среда, традиции, казаки-наставники, педагоги, казачья идентичность, социализация.

MENTORING IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE KUBAN COSSACK ARMY: HISTORY AND MODERNITY

Yuri N. Emelyanov

branch of the Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban

Abstract. The historical experience of the activity of Cossack mentors in the educational environment of the Kuban Cossacks is relevant. Currently, the Military Ataman and the Government of the Kuban Cossack Army are stepping up their influence on the process of forming the institute of mentoring in the structures of the Kuban Cossack Army. The article talks about how the staff of Cossack mentors is being prepared, the goals and tasks facing mentors are defined, their role and peculiarities of work in Cossack-oriented children's institutions are explained. The author gives examples of mentoring from the historical past of the Cossack communities that became the founders of the Kuban Cossack Army. The characteristic difference between mentoring in the Zaporozhye Army and the Don Army is shown. The traditions of mentoring that are in demand in the Kuban Cossack army at different stages of its development are revealed. The results and problems of mentoring in modern conditions are analyzed.

Keywords: history, Kuban Cossack army, mentoring, Cossack educational environment, traditions, Cossack mentors, teachers, Cossack identity, socialization.

Введение. В настоящее время в казачьих структурах Кубанского казачьего войска, действующих на территории Краснодарского края, республик Адыгея и Карачаево-Черкесия активизируется процесс формирования института наставничества в структурах Кубанского казачьего войска (далее - ККВ.).

Суть наставничества состоит в том, чтобы в учебно-воспитательных учреждениях казачьей направленности, входящих в образовательную среду ККВ, казаки-наставники оказывали содействие педагогам в процессе формирования казачьей идентичности у детей, приобщая их к казачьей культуре, обычаям, традициям и соционор-мативам.

Казаки-наставники посещают казачьи детские сады и школы в определённые дни, согласно графику воспитательных занятий, а также при проведении спортивно-оздоровительных и военно-патриотических мероприятий. Кандидатуры казаков, привлекаемых к наставничеству, утверждают казачьи общества на местах.

В состав казаков-наставников определяют наиболее авторитетных членов казачьих обществ, имеющих большой жизненный опыт, разбирающихся в казачьих традициях, знающих историю кубанского казачества, владеющих навыками общения с детьми.

Основная стратегическая цель наставнической деятельности в воспитательной среде кубанско-

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

го казачества сводится к пополнению казачьих формирований (общественных организаций, полков территориальной самообороны, казачьих подразделений в составе вооружённых сил России) за счёт притока молодёжи, прошедшей казачью социализацию.

Исходя из этой цели, на казаков-наставников возлагаются ответственные задачи:

- привлечь интерес детей и юношества к казачеству как уникальной категории российского населения;

- вселить в молодые сердца чувство восхищения яркостью образа казаков и их воинской славой;

- вызвать устойчивое желание влиться в казачьи ряды и служить во благо Отечества.

Обсуждение. Специальных исследований, касающихся различных аспектов казачьего наставничества, в историографии еще не проведено в достаточной степени. Однако тема наставничества в казачьем социуме - передача молодым казакам культурно-исторических традиций, жизненного опыта и боевых навыков от бывалых казаков встречается как в научной, так и в художественной литературе, посвященной казачеству.

Корни наставнических традиций кубанских казаков уходят к временам зарождения Войска Запорожского и Войска Донского - наиболее ранних казачьих образований, ставших предтечей Кубанского казачьего войска.

Историк Д.И. Яворницкий, комплексно исследовавший историю запорожских казаков, показал, что в Войске Запорожском наставничество выражалось в обучении запорожцами новичков, прибывших в Сечь (молодиков), всем тонкостям казачьего быта и приёмам применения оружия в бою. Главным критерием, дающим право обучать, был личный опыт и срок пребывания в казачьем войсковом статусе, а не возраст наставника [1, с. 148]. Данная особенность наставничества была обусловлена тем, что Запорожская Сечь состояла, в основном, из бессемейных казаков, и Войско Запорожское обновлялось за счёт прибывших добровольцев-новичков, которых надо было учить всем тонкостям казачьей жизни.

Исследователь воспитательных традиций казачества Г. Астапенко отмечает, что в Войске Донском, где сформировались семейные институты, наставничество выражалось иначе. Здесь любой старший по возрасту член семьи и станичной общины автоматически становился наставником. Пожилые казаки прививали отрокам и юношам бытовые и боевые навыки, а женщины-казачки наставляли отроковиц и девушек быть домохозяйками - «хранительницами очага» [2].

Именно данную форму наставнической деятельности унаследовали казаки Кубани, которые

совмещали несение воинской службы с семейно-бытовым укладом. У донцов, переселившихся на Кавказскую Линию, семейные традиции устоялись уже давно, а вот бывших запорожцев -черноморских казаков обзавестись семьями обязало войсковое правительство.

Исследователи кубанской старины Ф.А. Щербина, О.В. Матвеев, Н.И. Бондарь, П. Сорвачёв, С.В. Овчинников единодушны в том, что в кубанских станицах и хуторах процесс наставничества был повсеместным и непрерывным. Он касался всех сфер жизни: хозяйственно-бытовой, духовно-нравственной, военно-патриотической. Наставничество над подрастающим поколением осуществлялось всеми старшими без исключения. Оно шло в двух дополняющих друг друга уровнях: семейном - воспитание велось согласно повседневным бытовым традициям казаков, и общинном - под воздействием местных атаманов и войскового начальства.

В семье, при постоянном контроле отцов и матерей, дедушек и бабушек, казачата приобретали жизненный опыт, подражали взрослым, слушали их наставления, перенимали нормы морали и казачьего этикета.

Вне семьи наставничество над малолетками организовывалось силами местного самоуправления, где ключевая роль отводилась достойнейшим из стариков, имеющим боевой опыт, высокий уровень воинского мастерства и незапятнанную репутацию. Они обучали казачат всему, что нужно для войны. Здесь, на ранних стадиях социализации, проходило формирование казачьей идентичности, воспитывался особенный «казачий дух» - основа характерной для казаков жизненной силы и несгибаемой воли, мужества и отваги, ловкости и находчивости, умения работать в команде и подчиняться жёсткой дисциплине. Сочетание этих качеств прославило казаков в боях, в освоении новых территорий России и было воспето в народной памяти [3, с. 42-53].

Громкая боевая слава предков сплотила кубанцев в стремлении возродить казачество в конце ХХ в. Первый атаман ККВ В.П. Громов - учёный-историк в свих «Записках» указывает на то, что одним из главных направлений движения за возрождение казачества стало военно-патриотическое воспитание казачьей молодёжи. Казачьи общества на добровольной основе взяли на себя миссию наставничества. Используя все имеющиеся силы и возможности, современные казаки устремились в учебно-воспитательные учреждения проводить профилактические беседы, уроки мужества, организовывать детско-юношеские спортивные казачьи игры и посещение мест боевой славы казаков. Назревала идея создать образовательное пространство под эгидой ККВ, в котором «казачий дух» будет воссоздаваться в специализированных казачьих классах, школах, клубах и кадетских корпусах [4, с. 326-362].

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

По инициативе ККВ, при поддержке региональных органов власти, взаимодействии казачьих структур с органами управления в сфере образования в Краснодарском крае, республиках Адыгея и Карачаево-Черкесия стали открываться казачьи школы и классы. Однако профессиональные педагоги, работающие в учреждениях казачьей направленности, успешно исполняющие требования федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях образования, не могут, в силу объективных причин, в полной мере прививать воспитуемым стержневые аспекты казачьей ментальности.

Кубанский историк Г.О. Мациевский в своих исследованиях современной системы казачьего образования отмечает большую роль казаков-наставников и обращает внимание на необходимость активизации их работы. В педагогических коллективах школ и детских садов подавляющее большинство работников не имеют казачьих корней. В связи с этим, стал актуальным вопрос о создании эффективной системы казачьего наставничества. Необходимо было привлечь к воспитательному процессу знатоков культурно-исторических традиций казачества [5].

Результаты. В начале 2000-х гг. руководство ККВ стремится придать работе казаков-наставников системный характер. В городские, станичные и хуторские казачьи общества централизованно поступает научная и учебно-методическая литература, наглядные пособия, которые используют казаки-наставники в своей работе. Разработаны стандартные «Памятки для наставников», «Тематическое планирование бесед» и календарные планы обязательных военно-патриотических мероприятий. С 2009 г. для наставников стали регулярно проводиться обучающие семинары, где они приобретают от лекторов-специалистов основные понятия по педагогике, психологии, православной культуре, традиционным методам воспитания казачьей молодёжи и получают сертификат, дающий право на наставническую деятельность [6].

Это направление работы способствует значительному расширению штата казаков-наставников. Если в 2013 г. их было 787 человек [7, с. 26], то в 2023 г. в образовательном пространстве ККВ воспитательную работу вели 1684 казака-наставника [8].

Совместная деятельность казачьих обществ, муниципальных управлений образования и образовательных организаций по привлечению казаков-наставников к воспитанию молодёжи на основе культурно-исторических традиций, с 2019 г. стала официально оформляться через заключение соответствующих соглашений, где в трёхстороннем порядке устанавливаются предмет, обязанности и порядок сотрудничества. В документе особо оговаривается создание условий для осуществления работы казаков-наставников, закрепление их за классами и группами казачьей направленности, обеспечение ведения казаками-

наставниками занятий в соответствии с планированием [9]. Данный формат взаимодействия говорит о качественно новом уровне наставничества. До этого оно носило в большей степени стихийный характер и зависело от инициативы отдельных энтузиастов.

В настоящее время уже сформирована непрерывная система наставничества - от дошкольных детских учреждений до высших учебных заведений. Благодаря казакам-наставникам, молодёжь не только познаёт культурно-исторические традиции кубанского казачества, но также приобщается к жизни и деятельности ККВ, проникается проблемами, волнующими современное казачество и российскую общественность.

Под руководством наставников юные казаки активно участвуют в сборе гуманитарной помощи участникам специальной военной операции в Украине, поддерживают семьи, оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях, берут шефство над домами престарелых и интернатами для детей-сирот, благоустраивают памятники боевой славы предков.

В Последние годы большое влияние и авторитет у воспитуемых приобретают казаки-наставники, которые сами прошли суровые испытания в «горячих точках», возвращали в состав России Крым и регионы Новороссии. Своим личным примером они вдохновляют юношей и девушек достойно служить Отечеству [10].

В современных социально-экономических условиях деятельность казаков-наставников осложняется тем, что подавляющее большинство из них может заниматься наставничеством только в свободное от работы время. Кроме того, даже при регулярной и системной деятельности института наставничества, результативность формирования казачьей идентичности у воспитанников детских казачьих учреждений проявляется не в полной мере от того, что окружающая их повседневная действительность оторвана от казачьего быта.

Казачья социализация значительной массы детей и юношества ограничивается только стенами заведений казачьей направленности. Возвратившись после занятий в обычную среду пребывания, они вспоминают о казачьих мероприятиях как о костюмированном развлечении. Бывает, что и некоторые родители, отдав своего ребёнка в казачий класс с большим желанием, к самому казачеству не испытывают никакого интереса, а в худшем случае берут на себя право критиковать всё, что имеет отношение к этому явлению. В таком случае, роль казака-наставника в деле пополнения казачьих организаций молодыми кадрами становится менее значимой [11].

Заключение. Исторический опыт наставничества, применяемый в условиях адаптации к современным политическим и социально-экономическим условиям, имеет большое значение в образовательном пространстве ККВ.

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Казакам-наставникам необходимо оправдать доверие и надежды делегировавшего его общества олицетворять возрождающееся казачество и вселить «казачий дух» следующим поколениям.

Значение наставничества как высокой миссии отметил глава администрации (губернатор) Краснодарского края В.И. Кондратьев: «Казаки должны передать молодёжи самое главное -самобытность мироуклада, духовный опыт, волю к жизни, готовность умереть за Родину - всё то,

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

что казачество пронесло через горнило выпавших на его долю испытаний...По-другому мы не создадим настоящий казачий уклад, основанный на вере, тот, который сегодня требует сама жизнь.» [12].

Таким образом, будущее Кубанского казачьего войска в значительной степени зависит от успехов казаков-наставников. От того как они смогут приобщить молодёжь к восприятию ценностных ориентиров казачества.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Яворницкий, Д.И. История запорожских казаков : в 3 т. К. : Наукова думка, 1990. Т. 1. 602 с.

2. Астапенко Г. Воспитание в донской казачьей семье. XVIII - нач. XX вв. Ч. 2. URL : https://dzen.ru/ a/ZgksP5tAGXN6gv5T (дата обращения 07.06.2024).

3. Емельянов Ю.Н. Специфика военно-сословных представлений и социальной организации кубанского казачества в XIX - начале XX века : монография / Ю.Н. Емельянов; филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани. Славянск-на-Кубани : ООО фирма «АЛЕВ», 2017. 160 с.

4. Громов В.П. Записки атамана Громова : в 2-х томах. Краснодар : Платонов И., 2022. Т. 2. 592 с.

5. Мациевский Г.О. Современная система казачьего образования на Кубани: этапы развития и особенности / Г.О. Мациевский // Педагогика и просвещение. 2017. № 3. С. 20-33. URL : https://nbpublish. com/library_read_article.php?id=23475 (дата обращения 15.10.2023).

6. Алексеенко Т. Доброе слово умного наставника / Т. Алексеенко // Кубанские новости. URL : https://slava kubani.ru/p-service/public-service/?ELEMENT_ID=3510 (дата обращения 07.06.2024).

7. Отчёт за 2014 год атамана Кубанского казачьего войска казачьего генерала Н.А. Долуды. Краснодар : ООО «РДК пресс», 2014. 52 с.

8. Николаева, Н. Казаки-наставники. сайт. URL : https://school555.ucoz.ru/_tbkp/01/rol_nastavnika_v_kaza chem_obrazovanii_compressed.pdf (дата обращения 07.06.2024).

9. Соглашение о совместной работе между муниципальным управлением образования, образовательной организацией и казачьим обществом. URL : https://dou-25snk.ru/documents/dogovor_kazaki.pdf (дата обращения: 12.06.2024).

10. Власов А.И. Учись быть казаком смолоду. URL : https://admkrai.krasnodar.ru/content/1133/show/727234/ (дата обращения 12.06.2024).

11. Курепов Д. Заказачивание / Д. Курепов // Югополис. URL : https://www.yugopolis.ru/articles/zakaza chivanie-vvedenie-kazach-ih-klassov-v-shkolah-krasnodarskogo-kraya-94870 (дата обращения 12.06.2024).

12. Кондратьев В.И. Передовая сила народа / В.И. Кондратьев // Вектор : информационно-аналитический журнал. 2016. № 1(1). С. 5-6.

References:

1. Yavornitsky D.I. The history of the Zaporozhye Cossacks : in 3 vol. K. : Naukova dumka, 1990. Vol. 1. 602 p.

2. Astapenko G. Upbringing in the Don Cossack family. XVIII - beginning . XX centuries. Part 2. URL : https://dzen.ru/aZZgksP5tAGXN6gv5T (date of application 06/07/2024).

3. Yemelyanov Yu.N. Specifics of military-class representations and social organization of the Kuban Cossacks in the XIX - early XX century : monograph / Yu.N. Yemelyanov; branch of the Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban. - Slavyansk-on-Kuban : LLC firm «ALEV», 2017. 160 p.

4. Gromov V.P. Notes of ataman Gromov : in 2 vol. Krasnodar : Platonov I., 2022. Vol. 2. 592 p.

5. Matsievsky G.O. The modern system of Cossack education in the Kuban: stages of development and features / G.O. Matsievsky // Pedagogy and education. 2017. № 3. P. 20-33. URL : https://nbpublish.com /library_read_article.php?id=23475 (date of application 10/15/2023).

6. Alekseenko T. Kind word of a smart mentor / T. Alekseenko // Kuban news. URL : https://slavakubani.ru/p-service/public-service/?ELEMENT_ID=3510 (date of application 06/07/2024).

7. Report for 2014 of the ataman of the Kuban Cossack army, Cossack General N.A. Doluda. Krasnodar : RDK Press LLC, 2014. 52 p.

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

8. Nikolaeva N. Cossacks-mentors. website. URL : https://school555.ucoz.ru/_tbkp/01/rol_nastavnika_v_kaza chem_obrazovanii_compressed.pdf (date of application 06/07/2024).

9. Agreement on joint work between the Municipal Department of Education, the educational organization and the Cossack society. URL : https://dou-25snk.ru/documents/dogovor_kazaki.pdf (date of application 06/12/2024).

10. Vlasov A.I. Learn to be a Cossack from a young age. URL : https://admkrai.krasnodar.ru/content/ 1133/show/727234 (date of application 06/12/2024).

11. Kurepov D. Zakazachivanie / D. Kurepov // Yugopolis. URL : https://www.yugopolis.ru/articles/zakazachivanie-vvedenie-kazach-ih-klassov-v-shkolah-krasnodarskogo-kraya-94870 (date of application 06/12/2024).

12. Kondratiev V.I. The advanced force of the people / V.I. Kondratiev // Vector: information and analytical journal. 2016. № 1(1). P. 5-6.

Информация об авторе

Емельянов Юрий Николаевич

кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории, обществознания

и педагогических технологий,

филиал Кубанского государственного университета

в г. Славянск-на-Кубани

[email protected]

Yuri N. Emelyanov

Candidate of Historical Sciences,

Associate Professor of the Department of History,

Social Studies and Pedagogical Technologies,

branch of the Kuban State University

in Slavyansk-on-Kuban

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.